Целью данного исследования является выявление и описание своеобразия жизни и традиций барышень 19 века через произведения Александра Сергеевича Пушкина и сравнение их с девушками нашего времени. Задачи: 1) - выявить и найти основные общие особенности характера и поведения девушек 19 века, изучив произведения Александра Сергеевича Пушкина. 2) - определить и изучить положение девушек в обществе 19 века, их поведение, традиции и нравы. 3) - определить степень интереса к жизни барышень 19 века и сравнить их с девушками нашего времени. Актуальность данной темы заключается в интересе современного общества к истории, культуре, жизни других веков, в особенности 19 века. Молодым читательницам также интересно знакомиться с романтическими образами героинь и сравнивать себя с ними, находя схожие и различные черты характера и поведения. Интересны современному читателю и произведения А.С. Пушкина.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 30.5 КБ |
«Образ барышень XIX века в произведениях А.С.Пушкина»
«Образ барышень XIX века в произведениях А.С.Пушкина»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г.Тарко-Сале Пуровского района
Введение.
Творчество А. С. Пушкина в литературоведении изучено всесторонне и многопланово, но все же не каждое новое исследование его наследия открывает что-то новое.
Нельзя назвать тему, проблему, жанр, которые бы были обойдены писателем, и в которых бы не творил великий Пушкин. В творчестве Пушкина заключена целая галерея замечательных художественных образов. Среди них ярко выделяются женские типы и характеры. Это особые, своеобразные образы, отличные от ряда женских образов допушкинской эпохи, т.к. Пушкин вывел на страницы своих произведений совершенно новых по типу и характеру героинь.
Нужно сказать, что отношение писателя к женщинам всегда было особым. Сейчас в литературоведении вопросу «женщины и Пушкин» уделяется большое внимание. За последнее десятилетие появилось, достаточно обширный ряд, исследований, в которых изучается этот вопрос, прослеживается какое место занимали женщины в жизни и творчестве Пушкина, какие взаимоотношения были у писателя с женой, как повлияли те или иные современницы писателя на его творчество.
Несомненно, что своеобразие отношения к женщинам, уважение к ним, поклонение им, а иногда и презрение к некоторым из них наложили свой отпечаток на образы героинь произведений Пушкина.
Отметим, что повышенный интерес к личным взаимоотношениям поэта с представительницами слабого пола не повысил внимания к женским образам, выведенным им. В литературоведении не существует работ, которые бы рассматривали только женские типы и характеры в творчестве Пушкина. Обычно характеристика той или иной героини дается непосредственно при анализе конкретного произведения. Такой подход не может дать полную картину того, каков тот новый женский образ, созданный писателем в процессе творчества и занимающий особое место в ряду женских образов допушкинской и пушкинской эпох, чем он отличен от них, в чем его своеобразие. Отметим и то, что писатель сумел вывести на страницы своих произведений даже не один, а два типа женских образов.
В связи со всем вышесказанным можно заключить, что тема данной исследовательской работы «Женские образы в произведениях А.С. Пушкина» является актуальной.
Целью данного исследования является выявление и описание своеобразия жизни и традиций барышень 19 века через произведения Александра Сергеевича Пушкина и сравнение их с девушками нашего времени.
Задачи:
Актуальность данной темы заключается в интересе современного общества к истории, культуре, жизни других веков, в особенности 19 века. Молодым читательницам также интересно знакомиться с романтическими образами героинь и сравнивать себя с ними, находя схожие и различные черты характера и поведения. Интересны современному читателю и произведения А.С. Пушкина.
Объектом данного исследования являются: произведения А.С.Пушкина, в которых имеется упоминание о барышнях 19 века. Это такие произведения как «Барышня-крестьянка», роман «Дубровский».
Основная часть.
Общие особенности барышень 19 века.
Формирование характера происходило на природе, без каких-либо чужих влияний. Мир для них ограничивался пределами поместий.
Общество, в котором они воспитывались, отталкивало от себя все низкое и несоответствующее их среде.
Представление о людях и о жизни они черпали из Франции, точнее, французских романов.
Разнообразие женских образов в произведениях А.С Пушкина.
А.С. Пушкин создал несколько женских типов, совершено новых, не имеющих аналогов в русской литературе до него. Все женские образы в литературе не имеют четкости, яркой индивидуальности, возникает впечатление некой стертости. Образы А.С. Пушкина – это запоминающиеся, яркие героини, обладающие индивидуальностью, каждая из них – личность, они равны мужским образам и даже превосходят их по силе своего художественного изображения и по силе своих ярких характерных черт.
Все женские образы А.С. Пушкина можно разделить на два типа – «барышни», сразу скажем, их большинство, и «светские дамы».
Описание барышень по произведениям А.С.Пушкина
Лиза(«Барышня-крестьянка»)
Лиза Муромская предстает перед читателем достаточно легкомысленной и авантюрной девушкой, хотя и способной на решительный шаг. Но, тем не менее, нельзя сказать, что она протестует против существующего закона общества, скорее всего, ее поступок – это дань себе, удовлетворение своего интереса, своей прихоти, который повлек за собой достаточно серьезные последствия, т.к. если бы все открылось, отец не был бы к ней столь лоялен и благосклонен. Лиза – это взбалмошная, избалованная «барышня», которая подвергает себя опасности порицания обществом только из любопытства, а не от избытка страсти и всепоглощающего огня любви. Все это и делает ее характером, личностью, т.к. настоящее чувство, пришедшее позже, меняет девушку, она становится более серьезна в поведении, в поступках.
Маша «Дубровский»
Обратимся теперь к образу Марии Кирилловны, который типичен, но при этом является ярким характером. Перед нами цельная личность, живущая по своим законам, закону своего сердца. Яркой характерной чертой Марии является скрытность ее натуры, глубокая углубленность в себя: «она привыкла скрывать свои мысли и чувства», отсюда ее сдержанность, скромность поведения, ничем не выдающего ее страстную натуру.Мария Кирилловна наименее всех раскрывает истинность и искренность чувств. В произведении нет прямо выражаемой ею любви, но она угадывается по поступкам Маши по отношению к Дубровскому: она хранит вою тайну ото всех, она вникает в глубину его души, она сумела понять его и его поступки. Но при этом Маша подчинена законам общества, в большинстве случаев прослеживается, что она не в силах противопоставить себя поведенческим нормам общества. Единственный решительный шаг продиктован не любовью к Дубровскому, а неприязнью к Верейскому, которая столь сильна, что девушка решается на протест – письмо к Верейскому с просьбой отменить свадьбу. Этот поступок достаточно решителен, так как это не только протест против потенциального мужа, но и протест простив отцовской воли, против закона, позволяющего насильственным путем утраивать жизнь дочерей. Но отметим, что это единственный момент, когда девушка находит в себе силы протестовать. Слабость протеста, последующая бездейственность и подверженность законам обществ делают образ Маши слабым
Вывод: Эти девушки были воспитаны в примерно одинаковых условиях, но, как мы видим, каждая из них смело идет наперекор установленным обществом законам и порядкам, что показывает их как неординарных, сильных личностей, которые заслуживают внимания и уважения.
Современная девушка.
Девушки XXI века не представляют своей жизни без успеха, карьеры и активного образа жизни. Они амбициозны и целеустремленны в работе, креативны в творчестве. Они в курсе всех книжных, музыкальных и кинематографических новинок. Современные девушки всегда излучают успех. У них позитивный взгляд на жизнь и непреодолимое желание быть всегда и во всем первой. Безусловно, большое количество грандиозных планов требует от них грамотно рассчитывать свое время. Они все планируют заранее и тщательно обдумывают каждый свой шаг. В этом им помогают современные высокотехнологичные гаджеты, без которых они уже не представляют своей жизни. Это смартфоны и планшеты. Телефон уже служит не просто средством связи. Он позволяет отвечать на рабочие письма, в каком бы месте они ни находились, общаться с друзьями, а также быть в курсе всех мировых событий. Стиль жизни современной девушки — максимально комфортный. Он помогает ей идти в ногу со временем, развиваться, добиваться желаемого и с уверенностью смотреть в будущее.
Отличие благовоспитанных барышень от современных леди:
Мы изучили поведения и традиции барышень 19 века и пришли к определенным выводам:
Список литературы.
«Образ барышень XIX века в произведениях А.С.Пушкина»
Секция: социально-гуманитарные и экономические науки
Подсекция: литературоведение
Автор: Рушинец Ирина Васильевна
муниципального общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №3 г.Тарко-Сале Пуровского района
ученица 8г класса.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ.
Данный работа проводится с целью сравнения барышень 19 века с девушками нашего времени.
Образ Лизы Муромской из повести «Барышня – крестьянка»
« Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон, сорокалетнюю чопорную девицу, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу» , получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России. За главной героиней ходила Настя; она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня. Лиза очень любила ее, открывала ей все свои тайны, вместе с нею обдумывала свои затеи; словом, Настя была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая наперсница во французской трагедии»
«Вот уж не угадаешь, my dear» — отвечал ей Григорий Иванович и рассказал все, что случилось. Лиза не верила своим ушам. Григорий Иванович, не дав ей опомниться, объявил, что завтра будут у него обедать оба Берестовы.
«Что вы говорите! — сказала она, побледнев. — Берестовы, отец и сын! Завтра у нас обедать! Нет, папа, как вам угодно: я ни за что не покажусь
. — «Что ты, с ума сошла? — возразил отец, — давно ли ты стала так застенчива, или ты к ним питаешь наследственную ненависть, как романическая героиня? Полно, не дурачься...
— «Нет, папа, ни за что на свете, ни за какие сокровища не явлюсь я перед Берестовыми». Григорий Иванович пожал плечами и более с нею не спорил, ибо знал, что противоречием с нее ничего не возьмешь, и пошел отдыхать от своей достопримечательной прогулки.
Образ Маши Троекуровой из повести «Дубовский»
«Ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете. Отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении. Она редко являлась посреди гостей, пирующих у ее отца Кирила Петровича. Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение. Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими, которой Кирила Петрович оказывал большую доверенность и благосклонность.»
– Подойди сюда, Маша, – сказал Кирила Петрович, – скажу тебе новость, которая, надеюсь, тебя обрадует. Вот тебе жених, князь тебя сватает.
– Согласна, конечно, согласна, – сказал Кирила Петрович, – но знаешь, князь: девушке трудно выговорить это слово. Ну, дети, поцалуйтесь и будьте счастливы.
Маша стояла неподвижно, старый князь поцаловал ее руку, вдруг слезы побежали по ее бледному лицу. Князь слегка нахмурился.
– Пошла, пошла, пошла, – сказал Кирила Петрович, – осуши свои слезы, и воротись к нам веселешенька. Они все плачут при помолвке, – продолжал он, обратясь к Верейскому, – это у них уж так заведено… Теперь, князь, поговорим о деле – т. е. о приданом.
Домашнее образование девушки – дворянки
В первой половине XIX»
В конце XVIII — первой половине XIX века домашнее воспитание получило широкое распространение в семьях дворянства и должно было в наибольшей степени отражать качество реального воспроизводства дворянского культурного этноса. «Именно домашнее воспитание, включавшее в себя наряду с собственно “воспитательным” еще и “учебный” аспект, сообразовывалось прежде всего с представлениями родителей о подобавшем их дочери образовании, а эти представления определялись, помимо прочего, обычаями, существовавшими в среде российских дворян»[1]. К числу основных причин, по которым целенаправленному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение, следует отнести то обстоятельство, что в рамках традиционной дворянской культуры существовало особое отношение к детям. «Начать с того, что само понятие “семья” твердо ассоциировалось у представителей российского дворянства с ее детским контингентом. Разумеется, мать уже не могла воспитывать, по новому идеалу должна была принять к себе в сотрудницы иностранную гувернантку, которой не предъявлялось больших требований.»[2]Все образование в то время сводилось к тому , чтоб уметь читать да кое-как писать. Научное же образование тогда, дочерей знатных‚ придворных особ и всех богатых людей высшего дворянства, ограничивалось только умением говорить по-французски, написать записочку на этом языке. «Причем знание русского языка находилось на низком уровне. Сама цель воспитания, по понятиям времени лежала не в достижении усовершенствования духовной природы девушки и не в развитии ее ума и сердца.» И родителей, и девушку, прежде всего, заботила мысль как можно выгоднее и счастливее выдать ее замуж. Домашнее воспитание по средством гувернанток ограничивалось грамотой, французской болтовней, знанием светских манер, и пением романсов. Изучив всю эту премудрость, девушка начинала ловить женихов. «Домашнее воспитание, по средством гувернанток, ограничивалось грамотой, французской болтовней, знанием светских манер, музыкой и пением романсов» Конец XVIII века задал новый тип образованной девушки: Она следит за новинками науки, литературы и искусства. Она занимается самообразованием всю жизнь. Такая женщина умеет подержать разговор на любую тему, она владеет одним-двумя языками, умеет прекрасно излагать свои мысли. И чтобы достичь этого идеала родители брали девушкам француженок-гувернанток, которым отдавали детей в полное распоряжение, будучи уверены что их дочки выростя, будут хорошо говорить по французски, играть на фортепиано, танцевать. А самое главное не любить и презирать все русское как их родители, и восхищаться всем иностранным.
Девчата
Попробуем на вкус солёность моря?
Воздух - музыкант
Рисуем белые грибы пастелью
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"