Работа написана ученицей 10 класса для Школьной Научно-практической конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
idei_lihacheva_i_sovremenngomt.docx | 47.46 КБ |
mihaylova_v._10a.pptx | 347.15 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 464
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Идеи Д.С. Лихачева и современность
«Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…»
Работу выполнила: Михайлова Валерия,
10-а класс
Руководитель работы:
Фёдорова Е.Ю.
Рецензент:
Санкт-Петербург
2018г.
Оглавление
1. Паспорт исследовательской работы 2
3. «Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем» 5
3.1 Экология культуры в современном мире 5
3.2 Экология слова – неотъемлемая часть культуры общества 9
5. Список использованной литературы и Интернет-ресурсов 13
6. Экспертное заключение результатов проектно-исследовательской деятельности 14
Образовательная ступень | Старшая |
Класс | 10 |
Участники работы (ФИО) | Михайлова Валерия |
Руководитель работы (ФИО) | Фёдорова Е.Ю. |
Рецензент (ФИО) |
Идеи Д.С. Лихачева и современность
По содержанию | Монопредметный | |
Межпредметный | ||
Надпредметный (на основе сведений, не входящих в учебную программу) | + | |
По продолжительности | Краткосрочный | |
Долгосрочный | + | |
По количеству участников | Индивидуальный | + |
Групповой | ||
Коллективный | ||
По преобладающему виду деятельности | Творческий | + |
Ролевой (игровой) | ||
Информационный | ||
Проектно-ориентированный (прикладной) |
7. Предполагаемый продукт:
«Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем»
Д.С. Лихачев
Дмитрий Сергеевич Лихачев… Это имя знакомо почти каждому жителю нашей страны. Он известен как человек, которому была не безразлична судьба своей Родины. Именно поэтому он всегда старался сохранить русскую культуру. Ценил такие качества, как честность, доброта, отзывчивость. Дмитрий Сергеевич – это человек высокой нравственности и морали. Его работы всегда вызывали у меня живой интерес, потому что темы, которые он затрагивал, были всегда актуальны и зачастую вызывали общественный резонанс. Он был верен себе и своему слову, на протяжении всей жизни придерживался широких взглядов, никогда не падал духом, вдохновлял окружающих своей жаждой знаний, поэтому люди, которые его окружали, не только прислушивались к своему учителю, но и пронесли память о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве через года. Его дело живет и будет жить, пока человек думает, мыслит, существует.
Нынешнее поколение особо остро чувствует, что жизнь стремительна. Новые открытия в совершенно разных областях науки появляются практически каждый день, что наводит нас на мысль о том, что нет ничего, что могло бы быть неподвластно человеку. Покорение космоса, медицинские открытия, памятники литературы и искусства – ничто не может существовать без знаний предыдущих поколений. «Забота о прошлом есть одновременно забота о будущем», – я не сомневаюсь в истинности этих слов, потому что ни одна сторона человеческой жизни не может продолжаться без знаний прошлого.
Актуальность выбранной мною темы не вызывает сомнений. Как современный человек сможет прожить без опыта прошлого? Как сможет совершить новые открытия? Безусловно, без прошлого нет и будущего.
Проблема данного исследования: без знаний, умений и опыта прошлых поколений нет будущего.
Цели данной работы:
В соответствии с поставленными целями в работе решаются следующие конкретные задачи:
Объект исследования: состояние культуры общества на современном этапе.
Методы исследования:
Дмитрий Сергеевич Лихачев не раз писал и говорил об экологии культуры. Что же это за экология? И существует ли она вообще? Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно, в первую очередь, дать определение слову «экология».
«Экология – 1. Научная дисциплина, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собою и с окружающей их средой. 2. Состояние организмов, населяющих территорию, их отношение друг к другу и к окружающей среде».[1]
Словарная статья дает два определения слову «экология»: первое значение абсолютно понятно и привычно для каждого, оно невариативно в отличие от второго. В этом пункте говорится об «организмах», но автор-составитель не дает никаких конкретных названий. Человек – это живой организм, обладающий даром мышления и речи. Следовательно, второе определение можно отнести и к людям. Мы живем на конкретной территории, взаимодействуем друг с другом и постоянно находимся «в общении» с окружающей средой. Как же мы относимся к этой среде? Окружающая среда – это широкое понятие, включающее в себя не только природный и материальный мир, но и мир духовный. Дмитрий Сергеевич Лихачев считал: «Если природа необходима человеку для биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни».[2]
Более двадцати лет назад Д.С. Лихачев ввел в язык понятие «экология культуры»: «…экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы».[3]
Экология культуры – это культурное наследие человечества, без которого невозможна связь человека с природой и местом его проживания, без которого невозможно нравственное и духовное развитие. Культурную экологию можно сравнить с большим и хрупким карточным домиком. Если хоть одну карточку вытащить из этой «системы», весь домик разрушится. А что нужно делать, чтобы сохранить эту постройку? В первую очередь, воспитать в себе чувство патриотизма. Преданность и любовь к Родине помогут не потерять память о прошлом. Но, к сожалению, одного патриотизма мало. Нужно уметь не только сохранять память, но и передавать её из поколения в поколение.
Поэты всех времен посвящали свои стихи Родине, восхищаясь ее просторами, богатствами, историей. Например, великий русский писатель М.Ю. Лермонтов:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой...
Но я люблю — за что, не знаю сам...
«Родина», 1841 г.
В этом произведении Михаил Юрьевич Лермонтов говорит читателю, что любовь к своей стране невозможно объяснить словами. Это чувство, которое возникает у человека без причин, необъяснимо.
А в произведениях Александра Сергеевича Пушкина можно найти удивительные доказательства смелости, отваги, подвига своего народа:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
«Евгений Онегин», 1823-1831 гг.
А.С. Пушкин не только рассказывает о событиях, произошедших на войне 1812 года, но и показывает свое к ним отношение: гордость и безграничная радость поэта говорят нам о силе его патриотизма. Он воспевает подвиг солдат, подвиг русского народа. Именно это и называется сохранением памяти.
И сейчас, в XXI веке, современные поэты и писатели обращаются к теме родины и родной земли. Вот отрывок одного из стихотворений Геннадия Малинского:
Мне давно, еще с юности, ясно,
И я твердо уверен в одном —
Наша Русь — она всюду прекрасна.
Сохраним же навечно наш дом.
«Наша Русь», 2012 г.
Но зачем нам, новому поколению, хранить то, что было давным-давно? Зачем нам сохранять этот «карточный домик»? Ответы на эти вопросы можно найти в работах Дмитрия Сергеевича Лихачева. В своей статье под названием «Экология культуры» Лихачев затрагивает очень важные и острые проблемы современной молодежи. И одна из основных проблем – это «преступление против самого благородного из чувств — признательности герою».[4] Люди часто забывают, благодаря кому они могут дышать свободно, есть вдоволь, не слышать взрывов над головой, жить полноценной жизнью… Люди воспринимают все, как должное. И это страшно. Действительно страшно. Каждое утро, просыпаясь в теплой постели, слыша за окном щебет птиц, задумывались ли вы о том, благодаря кому ваше утро может быть таким безмятежным?
Если вы вспоминаете наших героев только 27 января и 9 мая, то вас смело можно отнести к категории той самой молодежи, которая совершает это ужасное преступление. Мы обязаны помнить то, что было. Это наш долг. Что может быть страшнее войны? Что может быть страшнее детских слез, людских смертей, голода, холода?.. Ветераны, отважно сражавшиеся за нашу страну, говорят, что в мире может происходить, что угодно, лишь бы не было войны. И это не просто напоминание нынешнему поколению, это завещание, которое мы должны исполнить.
Дмитрий Сергеевич пережил блокаду Ленинграда. И для него эта тема была особенно важна. Он своими глазами видел подвиг советских людей, которые положили свои жизни, вставая на защиту Родины. В работах он неоднократно приводил примеры, которые вызывают во мне чувство стыда только от одной мысли, что это мог сделать мой соотечественник. В своей статье «Экология культуры» он рассказывает об одном из таких случаев.
А.А. Тучков 4-й был выдающимся Российским командиром, он погиб в бою во время Бородинского сражения, был ранен смертельным ранением в грудь. На месте его гибели основали монастырь, и уже в 1930-х годах на воздвигнутых стенах появилась надпись: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» Как оценить такое поведение? Что можно сказать о тех, кто смог написать такие слова о человеке, который храбро сражался для того, чтобы будущее поколение могло свободно дышать? Наверное, время – это не только самый лучший доктор, с помощью которого можно практически полностью залечить душевные раны, но и самый беспощадный критик, который не приемлет неуважительного к себе отношения. События малозначительные стираются из памяти, как будто их и не было, а то, что на самом деле важно, не сотрется из памяти никогда.
Возвращаясь к понятию «экология культуры», хочется сказать, что актуальность идей Д.С. Лихачева неоспорима: будь то памятники архитектуры, искусства, литературы или память о подвигах своего народа – все это должно быть сохранено потомками. И не только за счет средств материальных, но и за счет нравственного облика современного человека. Сохранение культуры и знаний народа – вот главная цель, достичь которую не составит труда, если мы будем следовать заповедям наших предков.
Норма литературного языка – это устойчивый способ использования единиц языка, речевых средств, правила произношения, словоупотребления, использование разнообразных грамматических и стилистических конструкций. Норма нужна для обеспечения целостности и общепонятности литературного языка, она обеспечивает основную культурную функцию языка – связь поколений за счет принципа передачи информации.
Соблюдение литературных норм – залог успешной и продуктивной деятельности практически любого специалиста. Орфоэпические, орфографические, пунктуационные правила – основа грамотной речи.
Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный - мой крик!
В. Брюсов «Родной язык», 1911 г.
Понятие «экология языка» ввел в 1970 году лингвист Э. Хауген: «Экологию языка можно определить как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением, где под окружением языка понимается общество, использующее язык как один из своих кодов. Язык существует только в сознании говорящих на нём и функционирует только при взаимоотношениях с другими говорящими и с их социальным и естественным (природным) окружением. Частично экология языка имеет физиологическую природу (то есть взаимодействие с другими языками в сознании говорящего), частично социальную (то есть взаимодействие с обществом, в котором язык используется как средство коммуникации). Экология языка зависит от людей, которые учат его, используют и передают другим людям».[5]
Экология языка – это наука о среде языка и происходящих в нем процессах, о взаимодействии разговорного и литературного языка, о влиянии языков друг на друга, об их взаимодействии с внешними факторами. К чему могут привести проблемы в экологии языка? В первую очередь, к снижению умственной деятельности человека, для которого этот язык является родным.
Но нужно помнить, что язык – явление живое. Он меняется, расширяется, в нем появляются новые слова и выражения, а что-то, наоборот, уходит в прошлое. Язык обладает памятью, он отражает не только национальный характер целых народов, но и личные качества отдельного человека. Слово имеет огромную силу. Не зря говорят, что оно может ранить сильнее оружия. Не зря нам в детстве наставляли окружающие, что нужно три раза подумать, прежде чем что-то сказать. Не зря говорят, что «Слово не воробей, а вылетит — не поймаешь». Все начинается со слова и заканчивается словом.
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор — к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней — царственное слово.
А. Ахматова «Кого когда-то называли люди…», 1945 г.
Анна Андреевна Ахматова называет слово чем-то долговечным. Рано или поздно любой вещи приходит конец, а у настоящего слова срока годности не бывает. «Царственное слово» способно не только вступить в борьбу со временем, но и выйти из этой борьбы победителем. Но только в том случае, если оно, слово, искреннее, правдивое, сильное. А ведь действительно, чем сильнее и громче оно, тем сложнее его забыть. И мы должны относиться к его использованию уважительно, не нарушая правил и помня о его силе.
Чтобы понять, как слово живет в языке, приведу пример лингвокультурологического портрета слова «калач». О происхождении слова «калач» до сих пор идут исторические споры. Лингвисты утверждают, что слово «калач» связано с древним корнем «коло», то есть «колесо, круг». Такую информацию даёт нам словарь Макса Фасмера и этимологический словарь Г.А. Крылова. Но есть и другая точка зрения: слово в русский язык пришло из татарского, где звучит так же, в переводе оно означает «будь голоден». В пользу последней версии говорит и тот факт, что калачи известны как отдельное хлебобулочное изделие на Руси с XIV века, как заимствованный рецепт татарских пресных лепешек.
Слово «калач» – многозначно, относится к активному словарному запасу, т.к. является общеупотребительным. Современные словари дают следующее толкование слова: это пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой. Здесь есть указание, из какой муки печется хлеб и на форму.
Сравнивая современное значение слова «калач» с его значением в словаре В.И. Даля, я увидела, что значение слова осталось прежним: белый, пшеничный хлеб вообще.
Лев Васильевич Успенский в своём «Слове о словах» написал такие строки: «Представьте себе, что через двести или триста лет вкусы людей несколько изменятся и в пекарнях перестанут печь калачи. Тогда, несомненно, умрет и слово «калач», позабудется самая форма этой булки».[6]
Можно предположить, что так происходит с любым словом. Пока человек нуждается в том или ином понятии, слово живет. Оно может претерпеть некоторые изменения с течением времени, например, орфоэпические, или даже орфографические, но тем не менее, оно будет существовать, пока не выйдет из употребления, что может не произойти никогда.
Русская речь – это что-то великое и могучее. С помощью нашего языка можно описать любое явление. Главное – уметь им пользоваться. Русский язык берет свое начало еще в VI-VII вв., этот период принято называть древнерусским. Мы можем представить, какую силу и мощь несет в себе язык, формирование которого началось много столетий назад. Разнообразные литературные труды – летописи, писания – доказательства заботы о чистоте языка и грамотности речи. «Забота о прошлом есть одновременно забота о будущем», – эти слова Д.С. Лихачева лишний раз свидетельствуют о том, что без хорошего фундамента ничто не сможет существовать вечно.
Если обратиться к словарной статье, то мы найдем такое определение слова «забота»: «Забота – 1) Беспокойство, опасение. 2) а) Хлопоты о ком-л., чем-л. б) Попечение, уход. 3) разг. Неотложное дело, задача».[7] Мне кажется, что здесь не хватает еще одного значения: забота – это память о ком-л., чем-л. (перен.). Эти слова неразрывно связаны друг с другом, потому что забота объединяет людей, заставляет помнить прошлое, но при этом направлена на будущее.
Люди тысячи лет трудились над созданием нашего языка. Какие-то слова забывались, какие-то, наоборот, создавались. Но суть остается та же. Мы можем говорить. В нас уже есть необычайная сила, которую мы можем потратить впустую, а можем усовершенствовать.
Язык и слово – понятия неразделимые, одно не может существовать без другого: как будущее не может существовать без прошлого, поэтому «забота о прошлом есть одновременно забота и о будущем». Идеи Д.С. Лихачева актуальны сейчас, как никогда. Обращаясь к его трудам снова и снова, мы находим ответы на самые разнообразные вопросы. Зачастую эти ответы не лежат на поверхности, и нужно постараться, чтобы их найти. Но тем ценнее эти работы, которые зачастую несут в себе скрытый смысл.
В основной части моего исследования говорится об экологии культуры и языка. Даются определения к данным понятиям, что соответствует поставленным задачам. Также в исследовании представлено толкование слов «память» и «забота», их связь на культурологическом уровне. Проведенные параллели между прошлым и настоящим дают возможность понять, что идеи Д.С. Лихачева актуальны во все времена, что без памяти о прошлом невозможно и будущее.
Все, что мы помним, направлено на то, чтобы в будущем мы могли избежать совершенных ошибок или, наоборот, подтвердить уже имеющийся успех. Если человек не будет помнить о событиях, которые повлияли на жизни целых народов, то не сможет вынести из этих уроков ничего. А как известно, есть теория, что Вселенная движется по спирали, значит, все уроки, преподнесенные судьбой, рано или поздно повторятся. И надо быть к этому готовым. Будущее невозможно без памяти о прошлом, потому что опыт наших предков – это фундаментальная основа, забыв о которой, мы не сможем быть теми, кем являемся сейчас.
Тема учебного проекта/исследования ____________________________________________________________________________________
Состав проектной группы: ____________________________________________________________________________________
Руководитель проекта:
_______________________________________________________________________
Критерии оценивания содержательной части учебного проекта/исследования
Критерий | Содержание критерия оценки | Баллы (max 3 балла) |
Регулятивные | ||
| Цель не сформулирована | 0 |
Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует | 1 | |
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения | 2 | |
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения | 3 | |
исследования | Заявленные в проекте цели не достигнуты | 0 |
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта | 1 | |
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными | 2 | |
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | 3 | |
| Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы | 0 |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | 1 | |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 | |
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | 3 | |
| В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении | 1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 2 | |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 | |
Познавательные | ||
исследования | Проблема проекта не сформулирована | 0 |
Формулировка проблемы проекта носит поверхностный характер | 1 | |
Проблема проекта четко сформулирована и обоснована | 2 | |
Проблема проекта четко сформулирована, обоснована и имеет глубокий характер | 3 | |
исследования | Тема проекта не раскрыта | 0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 | |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 2 | |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 | |
| Использована не соответствующая теме и цели проекта информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | 1 | |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации | 2 | |
Работа содержит достаточно полную и разнообразную информацию | 3 | |
8. Разнообразие источников информации, их предъявление | Не представлен список использованной литературы и др. источников информации | 0 |
Представленный список содержит менее 3-х источников, или не все источники соответствуют теме работы, источники информации являются однотипными | 1 | |
Представленный список содержит не менее 3-х разнообразных источников, все источники соответствуют теме работы. | 2 | |
Представлен полный список использованной литературы и др. разнообразных источников информации, в тексте имеются ссылки на источники информации. | 3 | |
Личностные | ||
9. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе | Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 | |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 | |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 | |
ИТОГО | Регулятивные | |
Познавательные | ||
Личностные | ||
Общее количество баллов |
1.Комментарии:
2.Заключение:
А) Считаю, что проект/исследование выполнен полностью/не полностью и участники проектной группы готовы /не готовы к публичной защите проекта.
Б) Экспертиза на плагиат проведена.
В) Допускаю /не допускаю проект/исследование к защите.
Рецензент:
«____» _____________ 20___ г. (подпись) (расшифровка)
[1] Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.- М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с.
[2] Лихачев Д.С. Экология культуры. Памятники Отечества, 1980, №2, с. 10.
[3] Лихачев Д.С. Экология культуры. Памятники Отечества, 1980, №2, с. 12.
[4] Лихачев Д.С. Экология культуры. Памятники Отечества, 1980, №2, с. 15.
[5] Haugen E. The Ecology of language. Essays by Einar Haugen. — Stanford: Stanford University Press, 1972.
[6] Успенский Л.В. Слово о словах: очерки о языке – М.: АСТ : Zebra Е, 2009. – с. 151.
[7] Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.- М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с.
Слайд 1
Идеи Д.С. Лихачева и современность. «Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…» Д.С. Лихачев Михайлова Валерия, 10 а классСлайд 2
Дмитрий Сергеевич Лихачев 1906-1999 гг.
Слайд 3
Цели и задачи исследовательской работы Цели: доказать , что идеи Д.С. Лихачева актуальны во все времена; доказать , что без памяти о прошлом невозможно будущее . Задачи : изучить понятие «экология культуры» и дать ему четкое определение; дать определение словам «память» и «забота», выявить между ними связь на уровне лингвокульторологии; провести культурологические параллели между прошлым и настоящим.
Слайд 4
Экология культуры Экология культуры – это культурное наследие человечества, без которого невозможна связь человека с природой и местом его проживания, без которого невозможно нравственное и духовное развитие.
Слайд 5
Экология слова – неотъемлемая часть культуры общества Экология языка – это наука о среде языка и происходящих в нем процессах, о взаимодействии разговорного и литературного языка, о влиянии языков друг на друга, об их взаимодействии с внешними факторами.
Слайд 6
Лингвокультурологический портрет слова « к алач» Калач - исконное, собственно-русское слово. Калачи были известны как отдельное хлебобулочное изделие на Руси с XIV века, как заимствованный рецепт татарских пресных лепешек.
Слайд 7
«Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…» Забота 1) Беспокойство , опасение. 2 ) а) Хлопоты о ком-л., чем-л. б) Попечение, уход. 3 ) разг. Неотложное дело, задача. Забота – это ПАМЯТЬ о чем-либо или о ком-либо .
Слайд 8
Заключение Язык и слово – понятия неразделимые, одно не может существовать без другого: как будущее не может существовать без прошлого, поэтому «забота о прошлом есть одновременно забота и о будущем». Проведенные параллели между прошлым и настоящим дают возможность понять, что идеи Д.С. Лихачева актуальны во все времена, что без памяти о прошлом невозможно и будущее.
Слайд 9
Спасибо за внимание.
Ветер и Солнце
Рисуем крокусы акварелью
Четыре художника. Осень
5 зимних аудиосказок
Рисуем акварельное мороженое