В своей книге «Михаил Юрьевич Лермонтов» К.Н.Ломунов пишет: «Лермонтов не мог помнить рано умершей матери, но ему казалось, что в нём живёт воспоминание об её голосе». В своей работе Алсу выясняет, какую роль сыграли в жизни Лермонтова звуки материнского голоса.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_alsu.docx | 25.21 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
с. КОБЫЛКИНО КАМЕНСКОГО РАЙОНА
Отзвуки материнской песни
в лирических произведениях М.Ю.Лермонтова
(Работа на конкурс «Лермонтовские чтения»)
Выполнила: обучающаяся 9 класса
Качаева Алсу Илгизовна
Руководитель: учитель русского языка и литературы Тинчурина Д.И.
2018 год
Отзвуки материнской песни
в лирических произведениях М.Ю.Лермонтова.
1.Введение ___________________________________________ с.2
Связь образа матери с детством ребенка __________________ с.2
2. Отзвуки материнской песни в творчестве поэта __________ с.3
А) Детские воспоминания М.Ю.Лермонтова ____________ с.3
Б) Влияние мелодий и песен, связанных с образом матери, на творчество поэта ___________________________________________ с. 3-4
В) Анализ стихотворений автора _______________________ с.4-5
3. Вывод-заключение ________________________________ с.6
4. Литература ____________________________________ с.7
Введение
Связь образа матери с детством ребенка
Мама … Сколько нежных и теплых воспоминаний связано у человека с этим словом. Образ матери неразрывно связан с детством любого из нас. Ласковые слова матери, её молитвы и благословение на добрые дела нас окрыляют. В материнских крыльях, защищающих нас от бед и трудностей, нуждаются не только дети, но и взрослые. И я всем сердцем сочувствую тем, кто очень рано остался, остаётся без матери. Ну как не странно такие люди наделены необычайными способностями. В литературе этому множество примеров.
Рано остался без матери Л.Н.Толстой, умерла в самом начале войны мать Н. Рубцова, скончалась рано мать М. Цветаевой. Великому русскому поэту, моему земляку, М.Ю. Лермонтову было два года и четыре месяца, когда умерла его мать. Злая чахотка унесла Марию Михайловну в могилу. Ей не было и двадцати двух лет. Вот как об этом писал биограф поэта П. А. Висковатов: «В Тарханах долго помнили, как тихая, бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугою, носившим за нею лекарственные снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и помощью, — помнили, как возилась она и с болезненным сыном. И любовь, и горе выплакала она над его головой».
Тоскою по матери пронизаны детские воспоминания Лермонтова, которыми он иногда наделял героев своих произведений. Обратимся к
его неоконченной повести «Я хочу рассказать вам…». Лермонтов передает в ней через героя свои ощущения: какое-то «непонятно-сладостное чувство уж волновало его душу, когда полный месяц светил в окно на его детскую кроватку. Ему хотелось, чтоб кто-нибудь его приласкал, поцеловал, приголубил, но у старой няньки руки были такие жесткие!»
А герой юношеской драмы «Странный человек» Владимир Арбенин по крохам собирает в своей душе то, что связывало его с матерью, с которой был рано разлучен: «На ее коленах протекли первые годы моего младенчества, ее имя … было первою моею речью, ее ласки облегчали мои первые болезни»…
Но все же главное, что осталось у Лермонтова от матери и не ушло от него никогда, — материнская песня, точнее, отзвук ее песни.
Отзвуки материнской песни в творчестве поэта
В своей книге «Михаил Юрьевич Лермонтов» К.Н.Ломунов пишет: «Лермонтов не мог помнить рано умершей матери, но ему казалось, что в нём живёт воспоминание об её голосе».
Об этом мы узнаем из его дневниковой записи 1830 года: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела на меня прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».
Со слов тарханских старожилов первый биограф поэта писал о его матери: «Мария Михайловна была одарена душою музыкальною. Посадив ребенка своего себе на колени, она заигрывалась на фортепьяно, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слезы катились по его личику».
Первый биограф поэта, П.А.Висковатый, пишет, что Лермонтов «хорошо играл на скрипке и фортепиано».
Мария Михайловна действительно играла на фортепиано, и часто пела в присутствии сына, и именно через эти песни он воспринимал, а потом и вспоминал свою мать. Таким образом, зрительного образа матери Лермонтов не сохранил. Ощущение матери связано именно со слухом, звуком.
Отсюда следует, что в лирике поэта женский образ связан со слуховым восприятием. Если проанализировать произведения поэта, можно увидеть: сначала идет звуковая характеристика и лишь потом все остальное: внешность, характер. Остановимся на нескольких произведениях и докажем этот факт.
Одно из ранних юношеских сочинений 1831 г.- стихотворение «Ангел».
Ангел
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Образ Ангела в этом произведении является олицетворением матери с ребенком, мадонны: «Он душу младую в объятиях нес». Первое, что услышал младенец, - это песня, звук, мелодия. Не слова, а именно песня, которая навсегда осталась в душе ребенка:
«И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой».
Стихотворение «Русалка» создано в 1832 году. В нем лирический герой сначала слышит именно песню русалки:
«И пела русалка, и звук ее слов
Долетал до крутых берегов…».
В следующем произведении « Слышу ли голос твой звонкий и ласковый…» (оно написано в 1838 г.) первое, на что обращает внимание автор, это голос девушки. Именно он пробуждает сердце героя:
«Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает…».
Именно музыка матери, ее голос пробуждали в поэте воспоминания о ней, светлые чувства и эмоции. Неслучайно исследователи называют многое в поэзии Лермонтова воспоминанием о той песне, которую «певала покойная мать».
В следующем стихотворении «Она поет, и звуки тают…» (год написания тот же 1838), говоря о возлюбленной, лирический герой в первую очередь описывает вновь ее голос. Основной акцент указан уже в первых словах: «Она поет…». В произведении «Тамара» (1841 года) первое, что автор сообщает читателю о своей героине: «…и слышался голос Тамары/ Он весь был желанье и страсть…».
Последнее стихотворение «Казачья колыбельная песня» написано в 1838 году. Уже в названии сказано, что это песня. В ее словах мать-казачка заключила понимание главных жизненных ценностей, необходимых сыну. В статье, посвященной данному стихотворению, профессор И.П. Щеблыкин заметил: «В “Казачьей колыбельной песне” сведены воедино три фундаментальные основы жизни русского человека: Бог, Отчизна, Дом родной». Важно отметить, что эти слова поэт вложил в уста матери. Мы видим здесь биографически оправданную жажду поговорить с близким человеком. Ведь именно этого разговора у Лермонтова не было, так как мать слишком рано ушла из жизни.
Характерно, что тоже самое наблюдается и в прозе. Чуть ли не каждый женский образ Лермонтов связывает с песней, танцем, музыкой. Например, в романе «Герой нашего времени».
Итак, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в лирике Лермонтова запечатлелся образ матери, который ассоциируется со звуковыми ощущениями - мелодией.
Во-вторых, эта биографическая черта оформилась в творчестве поэта в непременный атрибут женских образов: первоначально идет звуковая характеристика, а потом портрет. Это становится у него неизменным принципом.
В-третьих, М. Ю. Лермонтов унаследовал необычайную музыкальность своей матери, она воплотилась в его творчестве.
И, я думаю, не случайно, один из современников поэта, профессор И. Е. Дядьковский, заметил о поэте: «Что за человек! Экой умница, а стихи его — музыка, но тоскующая».
Материнская песня была для поэта не только воспоминанием младенчества — она стала «сладкой песней отчизны. Память о матери навсегда осталась для М. Ю. Лермонтова святыней. Ее образу в сердце сына мы обязаны созданием многих чудных его поэтических творений.
Литература:
1.Лермонтов М.Ю. Собр. соч. в 4-х томах. Т 4. М.: Худ. лит., 1976. С. 357.)
2. Щеблыкин И.П. «Страницы лермонтоведения. Интерпретации, анализы, полемика». Пенза, 2003. С.107
3. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Т. 2, с. 504, Т 2, с 463
4. Т. Н. Кольян « Cтатья о М.М. Лермонтовой»
5. К.Н.Ломунов «Михаил Юрьевич Лермонтов» Москва «Детская литература», 1989 г.,с.7
Рисуем кактусы акварелью
Смекалка против Змея-Горыныча
Прекрасное далёко
Хитрость Дидоны
Два плуга