Исследовательский проект ученика 5 класса по произведениям А.П.Платонова "Никита" и "Цветок жизни"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 344.05 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №2 г. Сычёвки
Исследовательский проект по теме:
Легко ли быть маленьким
в детстве?
(по произведениям А.П.Платонова
«Никита» и «Цветок на земле»)
Работу выполнил обучающийся 5 класса
Гарбуз Максим
Руководитель: учитель русского языка и
литературы
Сухова Елена Николаевна
г. Сычёвка
2017 г
Содержание
I.Введение…………………………………………………………………..3 стр.
II. Легко ли быть маленьким в детстве……………………………………4 стр
1.Рассказы А.Платонова о детях…………………………………………4стр.
2. «Цветок на земле», «Никита»………………………………………..4-7стр.
III. Заключение………………………………………………………………8стр.
IV.Использованная литература…………………………………………….9 стр.
V. Приложение…………………………………………………………….10стр.
Введение
На уроках литературы мы познакомились с произведениями А.П.Платонова «Цветок на земле» и «Никита», главными героями которого являются дети. Конечно, уникальность произведений Андрея Платонова не в этом. И другие авторы писали о мальчишках и девчонках, об их непростых судьбах. Но рассказы Платонова мне помогли увидеть внутренний мир ребёнка, его переживания, его обиды и фантазии. Я сразу почему-то вспомнил себя в таком же возрасте.
Цель: привлечение внимания к внутреннему миру ребёнка через произведения А.П.Платонова.
Задачи проекта:
1.Изучить историю возникновения произведений А.П.Платонова «Цветок на земле» и Никита»;
2.сравнить главных героев рассказов А.Платонова;
3.определить границы реального и ирреального миров главных героев Афони и Никиты;
4.выяснить, представляли ли мои одноклассники при чтении вышеуказанных произведений себя на месте главных героев.
Проблемные вопросы: куда уходит детская фантазия, когда человек вырастает.
Актуальность проблемы состоит в том, что мы находимся ещё в очень юном возрасте, когда нам многие реальные вещи кажутся нереальными.
Методика исследования:
-опрос;
-наблюдение;
-анкетирование;
-анализ;
-изучение соответствующей литературы.
Легко ли быть маленьким в детстве.
Особое место в творчестве А.П. Платонова занимают рассказы, адресованные детям. Около 20 книг написал Платонов для детей. Это переложение русских и башкирских народных сказок, написанные им после войны (например, книги «Финист - Ясный сокол» и «Волшебное кольцо», сборник башкирских народных сказок); это такие популярные и талантливые рассказы, как «Корова», «Еще мама». «Июльская роза», «Неизвестный цветок», «Никита», «Цветок на земле» и другие.
А. Платонову как старшему ребенку в семье приходилось заботиться о младших братьях и сестрах, работать, чтобы спасти их от голода. Через всю свою жизнь он пронес проникновенное чувство к детям, самым незащищенным существам на свете, понимание особенностей их восприятия мира, сильно отличающееся от восприятия мира взрослыми. Рассказы писателя для детей написаны им «всерьез» - он не подстраивается под маленького человечка, наивно смотрящего на мир, во многом еще не умеющего понять и воспринять его; незамысловатые, даже простенькие на первый взгляд эти рассказы поднимают - с учетом возраста читателей - важные вопросы, волнующие маленького человека, пытающегося осмыслить окружающий его мир.
«Цветок на земле».
В рассказе «Цветок на земле», очень простом по содержанию, герой Афоня пытается узнать у дедушки, прожившего долгую жизнь, «Что есть самое главное на свете?» Дед отвечает, но не сразу. Он хочет, чтобы внук сам пришел к ответу на этот вечный вопрос, показать ему на примере, наглядно, что «есть самое главное». Дедушка Тит ведет Афоню на пастбище и показывает на голубой цветок, растущий не из земли, а из мелкого чистого песка. «Тут самое главное тебе и есть, - говорит дед. - Ты видишь: песок мертвый лежит, он каменная крошка, а более нет ничего, а камень не живет и не дышит, он мертвый прах». Он спрашивает внука, понял ли тот, почему он показывает ему этот цветок. Но Афоня не понимает. И тогда дед терпеливо разъясняет «непонятливому» внуку: «Ну, не понял, так чего ж тебе надо, раз... А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него чистым духом. Вот тебе и есть самое главное на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется.
Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь». А. Платонов в своем рассказе для детей поднимает вопросы философские о целесообразности всего живого, о необратимости жизни, ее непрерывности. «Жалконький» цветок все время работает, он «святой труженик», он «из смерти работает жизнь»; цветок - символ непрерывности бытия. Но Афоня хочет знать больше; он задумывается над этим чудом: как из неживого происходит живое - вот в чем тайна жизни.
Афоня уверяет своего любимого деда, что, когда он вырастет, он узнает у молчаливых цветков об этой тайне, самой большой тайне на земле, и хочет он это узнать для того, чтобы на земле не было смерти, чтобы подарить своему дедушке бессмертие. «Теперь я знаю про все! - сказал Афоня. - Иди домой, дедушка, ты опять, должно быть, спать захотел: у тебя глаза белые... Ты спи, а когда умрешь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из своего праха. Ты, дедушка, не бойся!
Дед Тит ничего не сказал. Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошел в избу на печку».
В рассказе жизнь противопоставлена смерти. «Любознательный Афоня, узнав, что самым большим благом на земле является жизнь, - пишет исследователь творчества А. Платонова О.А. Кузьменко, - ставит перед собой целью открыть тайну жизни, тем самым косвенно победить самое большое зло- смерть, подарить своему любимому дедушке бессмертие».
Как и во всех рассказах А. Платонова для детей, в рассказе «Цветок на земле» образ Афони вызывает большие симпатии. Привлекает любознательность и пытливость мальчика, его желание дойти «до самой сути» явлений, докопаться до ответа на интересующие его вопросы. Афоня очень добр - это проявляется в его отношении к деду - он уважает его мудрость, заботится о нем, мечтает о том, что, когда вырастет, вернет жизнь дедушке, сделает его бессмертным. Неслучайно писатель наделяет своего маленького героя таким именем; как пишет О.А. Кузьменко, «...имя героя рассказа «Цветок на земле» не безразлично к теме и идее рассказа.
Рассказ А. Платонова носит характер притчи. Для писателя неважно, где и когда происходят события (он говорит только, что «отец его (Афонии) на войне, а мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме...»), как называется цветок (рассказ носит обобщенное название «Цветок на земле»), он не уделяет большого внимания и сюжету произведения. В центре рассказа - главный вопрос, который задает Афоня дедушке («Что есть самое главное на свете?»), и в ответе дедушки заключается большой философский смысл. В вопросе Афонии чувствуется стремление постичь жизнь, узнать «все», и в этом желании проявляется активность личности человека - быть на земле хозяином, творцом. По мнению А. Платонова, человек, живущий в мире природы, в мире растений, животных, птиц, несет ответственность перед ними. И человек, так же как все живое, как безымянный цветок из рассказа А. Платонова, «из смерти работает жизнь». Воз в этом и заключено основное нравственное содержание рассказа, центральная мысль писателя: «Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу добрые лица и дышащие истым духом в белый свет».
«Никита».
Рассказ очень непрост для нашего восприятия .
Никите пять лет, у него нет братьев и сестер. Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера . Отец ушел на войну и “не вернулся оттуда” , по всей видимости, погиб. Дедушка и бабушка Никиты уже умерли. Дедушка любил внука, и мальчик представляет, что дедушка теперь – это солнце (“Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него” . Умершую бабушку мальчик отождествляет со старой баней во дворе.
Когда мать уходит на работу, Никита остается за хозяина. Мать поручает ему следить за домом и двором: “Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, говорила мать. – Ты умный теперь… ” . Но Никите тяжело принять на себя роль хозяина, и он просит мать прийти поскорей. Ответ матери очень показателен: “…Ты не бойся, ты живи смирно один” . Очевидно, что фразы “побудь один” (“посиди один дома”, “подожди меня”) и “живи смирно один” соотносятся как временное и неизменное состояния. Мать как бы говорит сыну: “Ты уже вырос. Ты теперь за хозяина. Привыкай к тому, что ты один”.
Никита наделен живым воображением: он не только сразу представляет, как выглядят фантастические существа, но и сочиняет о них целые истории .
Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику “тайными людьми” . Эти “тайные люди” умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью. Этот прием называется олицетворением. Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть активное исследовательское начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.
Однако “открытый” им мир трагичен: он враждебен по отношению к мальчику. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.
Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным. Именно одиночество мальчика в большом мире наполняет мир вокруг него трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества у взрослого близкого человека: сначала у солнца, которое представляется ему дедушкой, а потом у “далёкой” матери. Однако солнце скрывается за облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына. Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от таинственного и опасного мира, в котором он оказался, к матери, в поисках защиты.
(таблица с одушевлёнными предметами)
Своим одноклассникам я предложил анкету с вопросами:
1.Знакомо ли тебе чувство одиночества, страха?
2. Приходилось ли тебе оставаться когда-нибудь дома одному (одной)?
3.Представлял(а) ли ты окружающие тебя предметы живыми существами?
Результаты анкеты следующие:
Заключение
В результате проделанной работы я пришёл к выводу:
-ребёнок живёт в мире фантазий, когда ему не хватает реального внимания со стороны родителей и друзей;
- мир кажется намного страшнее, если рядом нет надёжного взрослого плеча. Это подтверждает и финал рассказа А.Платонова «Никита» и «Цветок на земле»;
-мои одноклассники, как большинство детей этого возраста, верят в фантастический мир.
Одухотворение мира, совершаемое ребенком, может быть как со знаком “плюс”, так и со знаком “минус”. Все зависит от того, насколько мир взрослых окажется способным защитить неокрепшую душу ребенка, избавить маленького человека от “сиротства”.
Использованная литература
1. Платонов А.П. “Детские годы Багрова-внука” С.Т. Аксакова // Фабрика литературы: Литературная критика, публицистика / Сост., комментарии Н.В. Корниенко. – М.: Время, 2011. С. 512-514.
2. Учебник литературы для 5 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. Г.С.МеркинВ. М.: Русское слово, 2012.
Почта
Галка в чужих перьях
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Ласточка. Корейская народная сказка
Спасибо тебе, дедушка!