Птицы, по представлениям древних бурят-монголов, являются посланцами верхнего мира (Дээдэ замби), крылатыми посредниками между Небом и Землёй, миром богов и миром людей.
Не случайно, согласно бурятской мифологии, первым шаманом был орёл,
Вложение | Размер |
---|---|
zhavoronok_simvol.docx | 18.89 КБ |
Сакияева Светлана, 6 класс, Харбятская ООШ им.В.Б.Саганова
«Живой символ малой родины»
«Животное – символ»
Птицы, по представлениям древних бурят-монголов, являются посланцами верхнего мира (Дээдэ замби), крылатыми посредниками между Небом и Землёй, миром богов и миром людей.
Не случайно, согласно бурятской мифологии, первым шаманом был орёл, которого сотворили заяны (западные бурханы) для ниспослания счастья от добрых божеств и защиты от злых духов. Более того, эта единственная птица, которая, по некоторым версиям, удостоена быть в тэнгрианском пантеоне под именем Хан-Бургуд-тэнгэри (хан-царь, бургуд-орёл).
Священной птицей считается хун шубуун - лебедь. Она является небесной прародительницей бурятских племён хори, хонгоодор и шаманских родов хангин и шошоолог.
В целом мир бурятской культуры богато населён пернатыми, которые несут в себе положительные и отрицательные характеристики:
хараасгай (ласточка) – птица добра,
хухы (кукушка) – птица небесной благодати,
уули шубуун (сова) – птица тревоги,
бубθθлжэн (удод) – птица, предвещающая несчастье.
Мне же хотелось бы остановиться на образе булжамуура – жаворонка. Эта птица, безусловно, занимает особое место в духовном пространстве народного словотворчества бурят, берущего истоки в глубокой древности. Впервые в монголоязычной словесности слово жаворонок встречается в «Сокровенном сказании монголов», датируемом 1240 годом. В эпизоде, где описываются детские годы Темуджина, проведённые на берегу Онона, говорится о том, как его брат Хасар, отличавшийся исключительной меткостью в стрельбе из лука, подстреливает жаворонка, скорее всего из детской шалости.
Этот эпизод повторяется в «Алтан тобчи» анонимного автора конца 16-начала 17 вв. в переводе Галсана Гомбоева.
О том, что образ жаворонка изначально присущ фольклорному сознанию монгольских народов, красноречиво свидетельствует такое эпическое произведение, как «Абай –Гэсэр». Наран–Гоохон (Солнечная красавица) – дочь одного из главных небожителей западной половины неба – Наран Дулаан тэнгэри (Солнечно – Теплого тенгрия) тяжело заболевает. Эту болезнь насылает на неё сам Атай Улаан тэнгэри – глава 44 злых небожителей восточной половины неба. Благодаря жаворонку наступает исцеление дочери Солнца. Из выше приведённого сюжета следует, что булжамуур – птица магическая, носительница и поборница светлого начала в эпическом пространстве.
Всегда осознавая себя частью природы, человек видел и понимал ещё с незапамятных времён, как главный закон бытия – необходимость продолжения рода как жизни во имя жизни преображает всякое живое существо. Поэтому и трубит неистово на всю тайгу красавец-изюбр, озвучивая свой брачный период, который начинается у него в сентябре и получил народно-поэтическое название «бугын дуунай уе» - пора изюбриной песни. А известные глухариные токованья, которые давно и прочно вошли в бурятский музыкально-танцевальный фольклор как «hойр наадан» - танец тетеревов. Его исполнение проходит под звуки, имитирующие тетеревиную песню, а сами участники придают себе сходство с токующей птицей, танцуя весь танец на корточках и балансируя руками как крыльями. Перечень подобного рода примеров можно продолжить до бесконечности, ибо это одна из самых популярных и вечных тем в мировом фольклоре. В этом ряду находится и образ жаворонка. Небесные звуки этой земной птицы – гимн любви и утверждения жизни, залог обновления и бессмертия всего сущего под знаком любви. Так сказительская мудрость увязала законы природы с философией народной жизни.
В следующем хори-бурятском улигере «Алтан Галуу ноён хубуун», бытовавшем у ононских бурят изображён жаворонок, поющий под сандаловым деревом – центром мифического мироздания, и эта на вид обыкновенная серая птица слагает из трелей своих священную мантру «Ом-ма-ни пад-мэ-хум».
Таким образом, жаворонок (булжамуур)
♦ занимает особое место в духовном пространстве народного словотворчества бурят, берущего истоки в глубокой древности;
♦ птица магическая, носительница и поборница светлого начала;
♦ звуки этой птицы – гимн любви и утверждения жизни, залог обновления и бессмертия всего сущего;
♦ пенье этой птицы воспринимается как исполнение самой известной молитвы «Ом-ма-ни пад-мэ-хум» о добре, сострадании и любви ко всем живым существам;
♦ птица добра и гармонии со Вселенной.
Образ жаворонка уникален. Я считаю, что жаворонок является «живым символом моей Родины».
Тункинский район с.Харбяты
Кто должен измениться?
Большое - маленькое
Сказка об одной Тайне
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Рисуем осень: поле после сбора урожая