Конкурсная работа учащегося 6 класса Хосоева Эдуарда на тему "Душевная слепота в басне И. А. Крылова "Зеркало и Обезьяна".
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_dushevnaya_slepota_v_basne_i._a._krylova_zerkalo_i_obezyana_hosoev_eduard.docx | 16.07 КБ |
Сочинение на тему: Душевная слепота в басне И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна»
Говоря о баснях И. А. Крылова, мне в голову сразу приходит произведение «Зеркало и Обезьяна». Эту басню я запомнил с уроков литературы в третьем классе, потому что строчки: «Что это там за рожа?» тогда очень рассмешили меня и врезались в память. Еще меня удивлял момент в басне, когда Обезьяна, смотрясь в зеркало, не понимала, что это ее отражение.
Честно говоря, и смысл басни поначалу для меня заключался лишь в том, что гримасничать и кривляться, как обезьяна, нехорошо. Это, наверное, было мое «детское» понимание басни, и ее истинную суть я понял со временем. Ведь мораль заключается не только в том, что кривляться плохо, но и в том, что осуждая кого-то, приглядись, какой ты сам, сумей увидеть свои недостатки в «зеркале жизни». И не столько физические, а именно духовные пороки.
Однажды я был в парке, и на соседней скамейке девушки очень бурно обсуждали свою знакомую, называя ее «болтушкой» и «сплетницей». В тот момент они напоминали мне мартышку у зеркала, и «Мишенькин совет» из басни:
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
- они бы точно не услышали, ведь девушки в своем поведении не видели ничего плохого и не считали себя похожими на их знакомую.
Это пример того, когда человеком овладевает порок этой самой мартышки из басни - осуждать чужие недостатки, не видя их у себя. К сожалению, люди бывают не только слепы к своим недостаткам, но еще и глухи к советам. Это подтверждается и поведением следующего героя басни – Климыча.
Используя образ Климыча, автор осуждает еще один человеческий порок – жадность, который заставит человека, занимающего правящую должность, неизбежно брать взятки. Осуждая взяточничество, И. А. Крылов также проводит паралллель между Обезьяной и Климычем, который тоже не хочет видеть свой порок, и это подтверждают строки:
«Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра».
Мы знаем, что выражение «на руку нечист» укрепилось за людьми, которые проворачивают разные плохие «делишки» для своей выгоды. И в настоящее время таким людям объявлена война, с этим страшным пороком борется все общество, это мы видим с экранов телевизоров и слышим по радио.
«Таких примеров много в мире» - пишет И. А. Крылов, говоря тем самым, что прежде чем говорить о промахах и проступках других, необходимо задуматься, почему меня это интересует. Может быть я сам «грешен» именно в том, в чем и хочу обвинить другого человека? Может, я таким образом стараюсь оправдать себя?
Конечно, порою так не хочется признавать, что ты болтлив или глуп, трусоват или высокомерен, а может быть и жаден, ведь жить в образе «слепой мартышки» гораздо проще. Но ты человек и должен открыть глаза на свои недостатки и постараться прогнать из себя эту обезьяну, глупую и невежественную как в басне И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна».
А если тебе подскажут твои родные или друзья, или даже незнакомые люди, что ты недостойно ведешь себя и совершаешь ошибки, то, пожалуйста, услышь их совет, не будь этой самой обезьяной, которая не признает и не слышит советов.
Понятно, что "Не любит узнавать никто себя в сатире".
Но хотя бы наедине с самим собою человек должен анализировать свои поступки, деля их на положительные и отрицательные. Если кто-то не делал этого раньше, то после прочтения басен И. А. Крылова станет задумываться над собственным поведением. Человек может увидеть свои недостатки и постараться их исправить, сделав мир чуточку лучше и добрее.
Я восхищаюсь творчеством И. А. Крылова!
Заяц-хваста
Госпожа Метелица
Петушок из русских сказок
Этот древний-древний-древний мир!
Две снежинки