Почему же басням суждено долго жить? Да потому, что в баснях мудрость, мораль. Я считаю, что басни Крылова это лучший учитель жизни, правил хорошего тона, речевого этикета и общественного поведения.
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_dolgoy_zhizni_basen_i.a.krylova.docx | 37.51 КБ |
Секреты долгой жизни басен И.А.Крылова.
Введение
Цель исследовательской работы: Как и когда появился жанр «басни»? Почему басни Крылова живут долго? Узнать, кто является первым создателем басни?Из каких частей они состоят?
Методы проведения исследования: прочитать как можно больше басенИ.А.Крылова, Эзопа и других писателей, познакомиться с новыми баснями и провести сопоставительный анализ?
Актуальность.
Актуальность моей исследовательской работы заключает в том, что и сегодня, спустя 200 с лишним лет, мы сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими героями. По- прежнемуживут среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак да Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка, все со своими недостатками. Этипороки мы находим в себе. Я думаю, людей без недостатков не бывает, и сейчас, как раньше, ум и глупость, трудолюбие и лень, скромность и хвастовство, талант и бездарность идут рядом и надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше и бороться со своими недостатками.
Новизна.
Новизна в том, что мы и сегодня не прощаемся с Крыловым и с его героями. В 21 веке мы продолжаем читать и писать басни, продолжаем сопоставлять себя с героями басен и хорошо бы делать определенные выводы и работать над своими недостатками.
Методы исследования: чтение, анализ и сопоставление басен.
Задачи:Узнать, каким человеком был И.А.Крылов и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Прочитать и проанализировать басни, увидеть скрытый смысл басен; сопоставить героев басен с реальными людьми и сделать выводы; сделать сопоставительный анализ басен с баснями Эзопа и Ж. де Лафонтена.
Гипотеза:характеры персонажей-животных соответствуют характерам их реальных прототипов.
Основная часть.
1. Жанр басни появился в далекой древности, более 20 веков назад. Это не стареющий, вечный литературный жанр.
Создателем басни считается Эзоп, древнегреческий баснописец, живший в 6 веке до н.э. В конце 17 века появились и в России первые переводы басен, известные как «эзоповы». С этого момента басня начинает завоевывать свое место в русской литературе. Вершиной развития этого жанра явились басни И.А.Крылова.
Иван Андреевич Крылов родился в семье офицера, который в течение 13 лет был простым солдатом. Андрей Прохорович рано умер, оставив сыну в наследство сундучок с книгами. Отсюда и любовь к книгам с самого раннего детства.
Крылов был одаренным от природы человеком. Он прекрасно рисовал,играл на скрипке. При чтении своих басен легко перевоплощался в своих героев. Овладел древнегреческим языком, чтобы читать в оригинале Эзопа, но самым главным увлечением были русский язык и литература. С 13 лет начинает сочинять стихи, пьесы, басни.
Почему же басням суждено долго жить?Да потому, что в баснях мудрость, мораль. Они воспитывают нас. Это лучший учитель жизни, правил хорошего тона, речевого этикета и общественного поведения.
Прошло уже более двух веков как басни Крылова полюбились нами и остаются любимыми, лучше его басен пока нет.
Есть басни Кузьмы Пруткова, Демьяна Бедного, советского поэта Сергея Михалкова, но басни дедушки Крылова нам всегда ближе.
И.А.Крылов написал более 200 басен, где изображает жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя, поэтому он высмеивает человеческие пороки через образы животных.
Басня состоит из нескольких частей: 1 – зачин (вступление),
2) произведение построено как диалог, и
3) оканчивается произведение моралью.
Басни заключают в себе мудрости жизни и обладают чудодейственной силой. Есть разные типы басен: социальные, философские, исторические, бытовые и т.д. во всех баснях действуют звери. Образ каждого животного у баснописца – это аллегория какой-либо черты характера человека.
Например, обезьяна, свинья – аллегория невежества;
лиса – аллегория хитрости;
волк - жадности,
змея – коварства;
осел – глупости;
кот – хитрости;
Петух, кукушка – бездарности и т.д.
Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа.
Аллегория- иносказательное изображение понятия или явленияпри помощи конкретного образа.
Эзопов язык – речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для скрытия прямого смысла.
Басни ценны и актуальны и в наше время, потому что они воспитывают нас, не только детей, но и взрослых.
Мораль басни – краткое заключение, где разъясняется основная поучительная мысль.
Например, басня «Свинья под дубом». Свинья не поняла, в чем ее упрекают, потому что не видит дальше своего рыла. Она не видит связи между дубом, его корнями и его плодами; пользуется только готовой пищей, которая валяется у нее под ногами.
Свинья – невежда, это образ малообразованного человека, неуча. Она вызывает отвращение и возмущение. Она не только глупа, не отесана, она – воплощение воинствующего, наглого невежды. Автор использует грубую, просторечную лексику: до отвала, продравши, рыло, жирею.
Басня «Осел и мужик». Глупые поступки совершали все герои басни: Мужик, потому что нанял Осла стеречь огород, а еще потому, что наказал Осла за свою же недальновидность; Осел в своем рвении потоптал весь огород; те, кто кричал: «Скотине поделом!», потому что они не поняли глупости Мужика.
Осел - аллегория глупости.
Мораль басни: не связывайся с глупцами, не поручай им ответственных дел.
Строка «Осел был самых честных правил» означает, что он, хоть и был глуп, но не воровал, не брал чужого. Другое дело по своей глупости Осел уничтожил весь хозяйский урожай.
2. Попробуем сопоставитьбасни Эзопа, Жана де Лафонтена и И.А.Крылова «Лисица и виноград» по следующему плану:
Эзоп: Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!».
Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
Жан де Лафонтен:
Лис - гасконец, а может быть, лис-нормандец
(разное говорят),
Умирал с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен-
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
И.А.Крылов:
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем кисти винограду рделись.
У кумушки глаза и зубы загорелись,
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко;
Отколь и как она к ним не зайдет, Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд –то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тот час оскомину набьешь.
Что общего между баснями:
Что различного в баснях:
Басня Эзопа( 6 век до н.э.) написана в виде небольшого рассказа, притчи. Она содержит мораль.
Басня Жана де Лафонтена (17 век)более развернута: действие переносится во Францию (Лис-гасконец, Лис – нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Ж. де Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.
Басня И.А.Крылова (19 век) еще более развернута. Она напоминает русскую сказку. В ней действует «кума Лиса» и употреблены простонародные и устаревшие слова: кумушка, яхонты, отколь, око, неймет, попусту. Действия Лисы даны подробно. Прямой морали не выведено, но она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет», которую И.А.Крылов иллюстрирует своей басней.
Облик басни Эзопа «Лисица и виноград» практически не изменился. Название сохранилось без изменения.
В заключение хочу сказать, что басни актуальны и долго живут, потому что они точны и просты для восприятия. Многие строки басен вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Важен в баснях и воспитательный момент.Нравоучения помогут нам стать лучше.
Литература.
Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Баргузинского района.
Направление: русский язык
Тема:
«Сленговые слова в русском,
бурятском и английском языках»
Выполнила: Иванов Антон, ученика 8 класса.
Руководитель: Рабданова Татьяна Цыденжаповна,
учитель русского языка и литературы
2017г.
Тезис
Доклада Иванова Антона, ученика 8 класса
«Сленговые слова в русском, бурятском и английском языках»
Для русского языка настало трудное время. Изменения, происходящие в нем, заставляют задуматься всех. Все чаще наблюдается использование в речи нелитературной лексики. Ученые считают, что русский язык теряет свою красоту, звучность, свою глубину и считают, что проблема, прежде всего, в слишком активном проникновении в литературный язык разговорного просторечного языка. В первую очередь надо выделить молодежный сленг, который бытует в среде учащейся молодежи.
Источниками пополнения сленгов являются телевизионные фильмы, телепередачи, заимствования из других языков стремительное развитие компьютерной техники.
Сленг выступает как средство неформального общения молодых людей: помогает самоутвердиться и придать речи юмористический характер.
В нашей школьной среде использование сленгов становится все заметнее, хотя школьники говорят, о том, что пользуются нелитературной лексикой редко, только с юмором.
Опрошенные ученики , учителя, родственники все-таки на стороне литературного языка. Правильная красивая речь намного приятнее, понятнее, а сленги грубы, звучат резко.
Культура речи зависит от общей культуры человека, воспитанности, развитости и грамотности. Многие ребята занимаются спортом, посещают кружки, участвуют в разных конкурсах, олимпиадах, поэтому нелитературная лексика не задерживается долго в речи.
Оглавление
Введение
Основная часть
Список использованной литературы
Рецензия
на научно-исследовательскую работу «Сленговые слова в русском, бурятском и английском языках» ученика 8 класса МБОУ «Баянгольская средняя школа»
Иванова Антона.
Работа посвящена сленговым словам в русском, бурятском и английском языках.
Антон провел исследование и пришел к выводу, что сленги существуют не только в русском языке, но и в бурятском и английском языках. Эта тема актуальна, так как нелитературная лексика будет существовать, пока существует человек, ибо в ходе развития находчивость человека никогда не иссякнет.
Для того чтобы разобраться он провел исследование среди школьников, родителей и учеников
Автор считает, что басни будут актуальны до тех пор, пока будут в обществе глупость, лень, невежество, бездарность и т.д. и они будут обновляться, так как людей без недостатков не бывает и надеется, что нравоучения помогут нам стать лучше.
Рецензент: Рабданова Т.Ц. / /.
Добрый день! Меня зовут Ринчинова Люба, я ученица 5 класса Баянгольской средней общеобразовательной школы.
Тема моего доклада:Секреты долгой жизни басен И.А.Крылова.
Цель моей исследовательской работы: Узнать почему басни Крылова живут долго?
Актуальность моей исследовательской работы заключает в том, что и сегодня, спустя 200 с лишним лет среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак да Щука, горе-музыканты: Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка, все со своими недостатками. Я думаю, людей без недостатков не бывает, и сейчас, как раньше, ум и глупость, трудолюбие и лень, скромность и хвастовство, талант и бездарность идут рядом.
Новизна в том, что мы и сегодня не прощаемся с Крыловым и с его героями. В 21 веке мы продолжаем читать и писать басни, продолжаем сопоставлять себя с героями басен и хорошо бы делать определенные выводы и работать над своими недостатками.
Задачи: Узнать, каким человеком был И.А.Крылов и почему его произведения живы и актуальны сегодня?
Гипотеза: характеры персонажей-животных соответствуют характерам их реальных прототипов.
Жанр басни появился в далекой древности.
Создателем басни считается Эзоп, древнегреческий баснописец. Вершиной развития этого жанра явились басни И.А.Крылова.
Иван Андреевич Крылов был одаренным от природы человеком. При чтении своих басен легко перевоплощался в своих героев. Овладел древнегреческим языком, чтобы читать в оригинале Эзопа.
Почему же басням суждено долго жить? Да потому, что в баснях мудрость, мораль. Я считаю, что басни Крылова это лучший учитель жизни, правил хорошего тона, речевого этикета и общественного поведения.
И.А.Крылов написал более 200 басен, где изображает жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя, поэтому он высмеивает человеческие пороки через образы животных.
Образ каждого животного у баснописца – это аллегория какой-либо черты характера человека.
Например, обезьяна, свинья – аллегория невежества;
лиса – аллегория хитрости;
волк - жадности,
змея – коварства;
осел – глупости;
кот – хитрости;
Петух, кукушка – бездарности и т.д.
Аллегория- иносказательное изображение понятия или явленияпри помощи конкретного образа,
Эзопов язык – речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками.
Басни ценны и актуальны и в наше время, потому что носят в себе мораль и воспитывают.
Например, басня «Свинья под дубом». Свинья не поняла, в чем ее упрекают, потому что не видит дальше своего рыла. Она не видит связи между дубом, его корнями и его плодами; она пользуется только готовой пищей, которая валяется у нее под ногами.
Свинья – невежда, это образ малообразованного человека, неуча. Она вызывает отвращение и возмущение. Она не только глупа, неотесана, она – воплощение наглого невежды. Автор использует грубую, просторечную лексику: до отвала, продравши рыло, жирею.
2. Если сопоставить басни Эзопа, Жана де Лафонтена и И.А.Крылова «Лисица и виноград»,то у Эзопа небольшая притча: Голодная лисица, увидев виноградную лозу со свисающими гроздьями и не добравшись до нее говорит: «Они еще зеленые!».
Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
У Жана де Лафонтена басня более развернута. Лиса говорит:«Он зелен-
Пусть им кормится всякий сброд!».
У И.А.Крыловабасня развернута и даже напоминает русскую сказку. Действия лисы описаны подробно. Мораль здесь в пословице «Хоть видит око да зуб неймет».
То есть во всех баснях есть:
• Общая тема и общий герой;
• поступки животных напоминают поступки людей;
• имеет мораль, поучение.
А различного в баснях лишь в форме.
В заключение хочу сказать, что басни актуальны и долго живут, потому что они точны и просты для восприятия и самое важное воспитывают. Многие строки басен вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Нравоучения басни помогут нам стать лучше.
Н. Гумилёв. Жираф
Снегири и коты
Колумбово яйцо
Шелковая горка
Серебряное копытце