Данная работа результат знакомства детей со сказками Д. Нагишкина
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.91 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саскалинская средняя общеобразовательная школа»
Шимановский район, Амурская область
Тема исследования:
«Сказочное Приамурье»
Автор работы:
Налетова Варвара
ученица 4 класса
Руководитель:
Никитенко Наталья Александровна,
учитель начальных классов
с. Саскаль
2016
Содержание
Введение
С самого раннего детства я любила слушать сказки. А научившись читать, сама с удовольствием их читала. Помнятся незабываемые минуты ожидания сказки, ждала их с нетерпением, чтобы ещё раз с удовольствием погрузиться в удивительный мир фантазии. Народная сказка сменилась литературной, но не потеряла своей притягательности, удивительности, завораживающего сюжета. Сказка была со мной повсюду, я их и читала и смотрела, даже пыталась сочинить. Для урока литературного чтения в библиотеке я взяла учебник «Сказочный мир, удивительный край». При детальном знакомстве с учебником я выяснила, что, оказывается, есть сказки, которые написали амурские писатели. К своему стыду их я раньше не читала. С учителем мы решили провести опрос среди учащихся 3- 7 классов и выяснить:
Было опрошено 32 учащихся. Абсолютно все ответили, что любят читать сказки. Никто не ответил, что знает сказки амурских писателей. 25 учащихся хотели бы прочитать произведения амурских писателей. Таким образом, обозначилась проблема. Есть произведения амурских авторов, а мы их не знаем.
Мы живём на Дальнем Востоке. Часть Дальнего Востока – Приамурье. Эта территория, прилегающая к большой реке – Амуру. Часть Приамурья - Амурская область. Это наша родная земля, родной край. Наш край удивительно красивый и интересный. Одна из его тайн – необыкновенное богатство природного мира. Именно об этом удивительном крае пишут свои произведения писатели. И мы, несомненно, должны знать и наших амурских писателей и их произведения.
Я решила провести исследование и познакомить ребят с произведениями амурских писателей.
Я выдвинула гипотезу: если амурские сказки очень интересны и своеобразны, они должны увлечь детей, особенно тех, кто живёт в Приамурье.
Целью моего исследования стало изучение литературного произведения, как средства изучения родного края; воспитание любви к своей малой родине.
Мне предстояло решить следующие задачи:
- выявить особенности литературных произведений амурских писателей;
- анализ сказок, как источника знаний о родном крае;
- подготовить материал для выступления на внеклассном мероприятии «Сказочный мир, удивительный край».
При отборе материала я воспользовалась хрестоматией «Сказочный мир, удивительный край…..», составители: Ниценко Елена Алексеевна и Капитонец Елена Викторовна, бывшие преподаватели областного Института развития образования Амурской области. В данном сборнике несколько разделов. Каждый раздел содержит произведения уже известных амурских писателей, Петра Комарова, Николая Наволочкина, Дмитрия Нагишкина, а так же произведения школьников Амурской области, посвященных родному краю, Приамурью.
Меня очень заинтересовал раздел «Сказочное Приамурье». А в Интернете я нашла сборник Дмитрия Нагишкина «Амурские сказки». Изучив произведения, я выявила следующие особенности: основа сказки - взаимоотношения людей и окружающего их мира, одушевлённых сил природы. В сказках высмеиваются глупцы, хвастуны. А сильнее всего осуждается эгоизм и жадность. Практически в каждой сказке есть магические предметы, наделённые теплом хозяина. Силы природы в сказках олицетворены. Зачины в сказках никогда не повторяются, зачин задаёт тон всей сказки. Очевидны сравнения, которые заставляют представить всю красоту родного края. «Глаза у неё ясные, как звёзды; губы будто малиновым соком сбрызнуты; брови, как два соболя, над глазами раскинулись; а ресницы у Чольчинай такие, что с тех пор поговорка пошла: «Вокруг глубокого озера камыш растёт». У невесты Индиги из сказки «Семь страхов» свадебный халат жёлтый надет, а на халате чёрные полосы, будто на тигровой шкуре. В сказке «Никанская невеста» увидел Алюмка девушку: «Кожа у девушки белая, как кора молодой берёзы. …Волосы чёрные, как ночь…Зубы – как снег на соболёвке». А портрет красавицы Ладо из сказки «Недобрая Ладо» полностью построен на основе сравнений: «Лицо у неё широкое, белое, как полная луна; глазки, как чёрная смородина; щёки розовые, как багульник весной; губы, как спелая малина; стройная Ладо выросла, как цветок сараны. Вот какая красивая!». А ещё я обратила внимание, что Дмитрий Нигишкин как бы продолжает тему нивхской сказки «Почему у бурундука на спине полоски» в своей сказке «Как медведь и бурундук дружить перестали».
Все сказки несут не просто воспитательный смысл, они источник знаний о родном крае. Удивительный мир дальневосточной природы открывается в амурских сказках: суровую, голубую аянскую ель обвивает лиана субтропиков, а в её тени сквозят кораллами ягоды лимонника, напитанные элексиром жизни. В густой пахучей зелени Уссурийской тайги мечутся тёмно-синие крылья гигантских бабочек-махаонов. Здесь можно встретить женьшень и дикий виноград, а по диким ущельям Сихотэ-Алиня ходит амурский тигр. В приамурских лесах живут драгоценные соболи и белоснежные горностаи, огненно-рыжие лисицы и полудревесные гималайские медведи. У самой природы почерпнул сказочник сочные, яркие краски для создания своих образов. В них проявляется наблюдательность, зоркость взгляда этого талантливого народа. Читая сказки Дмитрия Нагишкина, представляешь, насколько сильным был народ Приамурья. Его ловкость, сила, отвага поражают читателя. Практически во всех произведениях человек обращается за помощью к могущественным силам природы, благодарит их, если они помогли человеку. Так в сказке «Храбрый Азмун» молодой человек, которого в своё время спасли амурские рыбаки, отправился за помощью к Старику. Совсем не стало рыбы в Амуре вот, и решил Азмун просить помощи. Много испытаний пришлось вытерпеть Азмуну, но помогла земля амурская, напоминала ему, для чего он в дальний путь отправился. В результате, Старик был рад такому храброму человеку, а когда услышал, откуда Азмун, то, конечно же, помог. Из сказки ясно, что были времена очень трудные для народов Приамурья, но их терпение, сила воли, сплоченность позволили им выйти победителями. «Смелому никакая беда не помеха! Смелый сквозь огонь и воду пройдёт - только крепче станет. О смелом да храбром долго люди помнят. Отец сыну о смелом да храбром сказки сказывает». Так заканчивается сказка «Храбрый Азмун».
В ходе работы были изучены сказки Дмитрия Нагишина. Их герои - нивхи, нанайцы, удэге, ульчи, малочисленные народы Приамурья. С древнейших времён и до начала XX в. их основными занятиями были рыболовство и охота. Занятия охотой, рыболовством, собирание съедобных и лекарственных трав, растений развили у дальневосточных народов веру в силы природы и даже поклонение перед ними. Исследование доказало, что сюжеты амурских сказок самобытны и увлекательны, взяты из самой жизни коренных народов Дальнего Востока.
Следовательно, гипотеза, что амурские сказки должны увлечь детей, полностью подтвердилась. Цель работы - развитие интереса к самобытной литературе, истории, культуре Приамурья – также достигнута. Мои одноклассники подготовили материал по прочитанным сказкам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Пятёрки
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Горячо - холодно
Сказочные цветы за 15 минут
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"