Жизнь как подвиг - Святой равноапостольный Князь Владимир
«Праведники живут вовеки,
награда им от Господа и
попечение о них Всевышнего»
Соломон
Вложение | Размер |
---|---|
vladimir.docx | 23.22 КБ |
Жизнь как подвиг - Святой равноапостольный Князь Владимир
«Праведники живут вовеки,
награда им от Господа и
попечение о них Всевышнего»
Соломон
Крещение Руси – это обновление Руси, вступление ее в новый исторический период развития. Перед русскими людьми раскрылся новый смысл бытия. И это свершилось благодаря князю Владимиру Святославовичу.
Немногие деятели российской истории могут сравниться по значимости с князем Владимиром Святославовичем Святым. Правление Владимира Святославовича отмечено важными реформами, укрепившими государственную власть и изменившими дальнейшее течение русской жизни.
Он завершил начатое его предками дело собирания восточнославянских племен под властью Киева. Радея о могуществе и безопасности страны, он совершил множество успешных боевых походов. С княжения Владимира I началась одна из самых ярких эпох в истории Киевской Руси. Он крестил Русь, поставив ее в один ряд с другими христианскими странами. Владимир был канонизирован в 1240 году как святой, после чего за свои заслуги в крещении Руси он стал именоваться «равноапостольным».
Слово «апостол» (ἀπόστολος - посланник) происходит от греческого глагола «ἀποστέλλω» (отправлять, посылать). Этот глагол является синонимом латинского глагола «mitto», от которого, в свою очередь, происходят слова «миссия», «миссионер». Позднее в официальном церковном языке апостолами стали именовать только тех, кто входил в число двенадцати или семидесяти. Тех же святых, кто трудился в различные времена в деле проповеди и распространения христианства стали почитать в лике «равноапостольных». К лику «равноапостольных» причисляют святых, которые несли подвиг свидетельства о Христе среди язычников и иноверцев, а также тех, кто способствовали распространению своими деяниями. Иными словами - правителей, насадивших христианскую религию среди своих подданных. Церковь воздаёт должное уважение их мудрости и мужеству, с которым они оставили прежние языческие суеверия и насадили в пределах своих стран веру Христову.
Так за какие же великие деяния Владимир Святославович причислен на Руси к лику святых?
Родившийся от рабыни-прислужницы Малуши Владимир был признан законным сыном Святослава и воспитывался в Киеве при дворе княгини Ольги. Сын Святослава и Малуши получил имя, достойное носителя княжеского титула. В Древней Руси оно произносилось как «Володимир», что означало: «великий в своей власти» и имело сакральный, магический смысл. Оно определяло судьбу человека. Названный таким именем не мог не властвовать в славе. Такое имя предрекало сыну Святослава великую судьбу.
По мнению историков, Владимир родился между 960 и 962 годами. Первые несколько лет жизни княжич провел в Будутиной Веси с матерью, обожавшей его. Как это было тогда принято, в три года его «постригли»: этот обряд символизирует признание его законным сыном, наследником своего отца и означал его переход под мужскую опеку. Одновременно имело место его «посажение на коня», означавшее посвящение в воины. В середине 960-х годов княгиня Ольга потребовала, чтобы внука привезли в Киев. Князь Святослав, редко бывая на родине, не испытывал ни малейшей привязанности к своим сыновьям, а они его практически не знали, страшились его грозного вида, громового голоса и свирепого нрава. Обласканные бабкой Ярополк и Олег сторонились Владимира. Он же ненавидел своих сводных братьев, которые его жестоко унижали. Единственным человеком, который о нем заботился и направлял его по руслу жизни, был брат матери Добрыня, который состоял дядькой при Владимире, или, как тогда говорили, был его «кормильцем». Именно он учил его ратному делу, воспитывал в нем стойкость духа, подбадривал и наставлял в трудную минуту.
В 972 году великий Князь Святослав погиб в битве с печенегами у днепровских порогов. Киевская Русь распалась на три удела, где начали править его сыновья. Если прежде, согласно родовому праву, Ярополк, Олег и Владимир, управляя уделами, находились в одинаковом положении, принимая диктат отца, то теперь между ними разорвались политические связи, исчезло общее звено. Обладание отцовским и дедовским престолом, разумеется, делало Ярополка более авторитетным среди русских правителей, но его власть была ограничена лишь Киевской землёй. Завещание Святослава не предусматривало никаких обязательств Ярополка перед братьями и не оговаривало порядка их взаимоотношений, в этом были истоки междоусобицы. В «Иоакимовской летописи» указывается «Владимир, возвратясь от варяг с войском, собрав новгородцев, пошёл на полоцкого князя Рохволда, потому что тот завоевал волости новогородские. И победив войско, град Полоцк взял, Рохволда с двумя сынами убил, а дочь его Рогнеду взял себе в жены и переименовал её Гориславою. Сия приречена была Ярополку и хотела идти с послами ярополковыми к Киеву». Владимир сделался единовластным правителем Киевской Руси.
Ради укрепления государства князь Владимир предпринял в 980 году реформирование языческого пантеона, включив в него шесть божеств, которым поклонялись люди многочисленных племен, подвластных киевскому князю. Однако попытка князя Владимира превратить язычество в государственную религию не удалась. Спустя десятилетие, Владимир провел вторую реформу веры.
Убедившись, что язычество как государственная религия оказалось не способным служить сплочению Киевской державы, князь Владимир задумался о выборе другой веры.
Легендарная история «выбора веры» Владимиром, приведённая на страницах летописи, рассказывает нам о том, что он начал присматриваться к религиям, господствовавшим в соседних государствах, и приглашать к себе представителей «разных вер» для беседы. Первым прибыли мусульмане - послы из Волжской Булгарии. Князю Владимиру не понравились обряд обрезания, запрет есть свинину и пить вино. Послы от папы римского тоже уехали из Киева ни с чем. Хазарские иудеи, поведав Владимиру о том, что Бог разгневался на евреев за грехи их и рассеял иудейский народ по разным странам, рассердили князя. Последним просвещал князя философ, прибывший из Византии. Он подробно изложил все догматы восточно-христианской религии. Князь Владимир отпустил греческого философа, а затем собрал совет бояр и градских старейшин и рассказал им о предложениях посольств. Решено было отправить десять мудрых старцев в разные государства с тем, чтобы они на месте оценили различные церковные службы. Рассказ посланников, побывавших в Константинополе, склонил Владимира в пользу "закона греческого".
Киевский князь принял решение креститься и взять в жены Анну, сестру императора Константинополя. Анне была уготовлена миссия стать "орудием небесной благодати", которая выведет Русь из тьмы идолопоклонства.
Крещение Руси создало условия, необходимые для возникновения Русской Православной Церкви. В 996 году князь Владимир составил церковный устав и определил статус и полномочия русской митрополии в Киевской Руси. Ее возглавил митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Местом служения митрополита Киевского и всея Руси стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, выстроенная в Киеве на месте мученической кончины христиан Иоанна и Феодора.
Князь Владимир, смолоду бывший истовым язычником, с принятием христианства проявил себя приверженцем православия. Он отрекся от многочисленных языческих жен и наложниц и ввел традицию единобрачия на Руси. Эпоха Владимира ознаменовала собой начало формирования единой древнерусской культуры. Князь поощрял "книжное учение" и развитие грамотности среди детей знати. Единая государственность и общая вера, которые установились в Киевской Руси, способствовали формированию древнерусской народности.
Утверждая христианство на Руси, князь Владимир строил множество храмов и монастырей, используя для этого средства из великокняжеской казны. Киевский князь возводил храмы в своих селах и городах. В Вышгороде по его указу построили церковь Святого Василия, в Белгороде - храм Преображения Господня, в Берестове - церковь Святых Апостолов, в Переяславле - каменный храм Воздвижения Честного Креста, в Киеве каменную церковь Апостолов Петра и Павла.
В одной из легенд о князе описано, что в 996 году князь Владимир с небольшим отрядом вышел навстречу печенегам, подступавшим к Киеву. У города Василева он был разбит и вынужден был спасаться бегством. Лишь чудо спасло его от гибели. Случилось это в день Преображения 6 августа. Владимир дал тогда обет поставить храм Преображения Господня. Деревянная церковь была поставлена за один день. С годами на месте деревянной церкви в Василиве выстроили каменную.
Нельзя не согласиться с Н.М. Карамзиным, который высоко оценивал роль Владимира Святого: «Сей князь, похитив единовластие, благоразумным и счастливым для народа правлением загладил вину свою: выслав мятежных варваров из России, употребив лучших из них в её пользу, смирил бунты своих подданных, отражал набеги хищных соседей... расширил пределы государства на западе... старался просветить Россию, населил пустыни, основал новые города, любил советоваться с мудрыми боярами о полезных уставах земских, завёл училища и призывал из Греции иереев, художников, наконец, был нежным отцом народа бедного».
При Владимир просвещение стало важным средством приобщения русских людей к христианству. По велению князя стали собирать у «лучших» людей детей и отдавать их в «учение книжное». Это привело к тому, что стали появляться люди, способные переписывать прежние и переводить новые книги. С уверенностью можно сказать, что вместе с христианством на Русь пришла и грамотность.
В сентябре 1782 г. императрицей Екатериной II был утвержден Орден Святого равноапостольного князя Владимира как один из высших наград Российской империи. Орден имел четыре степени, им награждались и военные, и гражданские лица, за боевые действия, за благотворительность. Орденами были награждены великие люди России - Петр Румянцев, Григорий Потемкин, Александр Суворов и др.
«Заглядывая» в историю нашего государства можно с уверенность сказать, что благодаря Владимиру Святому крещение Руси оказало огромное прогрессивное влияние на жизнь страны, укрепило державу. «Принятие христианства было переворотным, обновившим и оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу. Этот переворот совершен Владимиром, получившим наименование Святого, человеком великим по своему времени» (Н.И. Костомаров).
Сказка на ночь про Снеговика
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
5 зимних аудиосказок
Солдатская шинель
Огонь фламенко