Текст работы
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 82.95 КБ |
№1Имя великого русского драматурга Александра Николаевича Островского занимает особое место в Отечественной литературе. Его пьесы, отражающие сущность российской действительности, показывающие особенности национального характера, изучаются в школьной программе.
По ним ставятся спектакли в известнейших российских театрах. Но нам, юхновчанам, это имя дорого ещё и тем, что в течение нескольких лет Островский сотрудничал с Николаем Яковлевичем Соловьёвым, который последние годы жизни провёл в Юхнове, здесь похоронен.
№2 "Счастливый день" - первая пьеса, написанная Н.Я.Соловьёвым в соавторстве с А.Н.Островским.Первоначально она называлась "Всех устроила! Сценыв захолустье из минувшего невозвратно". Она была окончена Соловьевым 7 июня1876 года в Щелыкове, имении Островского. Впоследствии название авторы поменяли на «Счастливый день»(Сцены из жизни уездного захолустья), таким образом сделав её более современной.
№3Сюжет пьесы прост, лёгок и весел.В один уездный городишко приезжает губернский начальник, генерал Шургин. Вместе с ним – молодой человек, чиновник Иванов. Цель их приезда – ревизовать ведомство, давно разваленное почтмейстером, который тем и занимается, что читает газеты и рассуждает о судьбе Европы. Выход из непростой ситуации находит супруга почтмейстера, госпожа Сандырева. Она не только успевает уладить дела супруга, но и удачно выдать замуж двух дочерей. Две свадьбы в один день – счастливый день! Особенность пьесы в том, что авторы не ставили перед собой цели сатирически изобразить общество уездного города. Они хотели с юмором показать способность русского человека найти выход из любой затруднительной ситуации.
Наше обращение к пьесе «Счастливый день» обусловлено следующим. №4 Это произведение даёт нам представление об уездном городе 2-ой половины 19 века, о его жителях. Различные бытовые детали позволяют понять, чем жили обитатели уездного города, что их интересовало, каким был их быт. Поскольку Н.Я.Соловьёв в это время жил не так далеко от Юхнова, в Мосальске, мы попытались с помощью пьесы воссоздать картину жизни уездного города, каковым в то время был и Мосальск, и Юхнов. Следовательно, в своей работе мы постарались представить жизнь нашего города того времени. Опираясь на бытовые мелочи, реплики героев и авторские ремарки, мы попробовали приоткрыть завесу над привычками, увлечениями жителей уездного города.
Главный герой пьесы – почтмейстер Сандырев. №5 Известно, что почтампт 2-ой половины 19 века – это одно из самых важных учреждений любого уезда. Он был местом приёма писем и посылок, включал в себя почтовые конторы, место содержания лошадей для едущих по почте на переменных. Кроме того, в обязанности почтмейстера входило предоставление проезжающим по почте лошадей. Был такой почтампт и в Юхнове.
Мы узнали о том, что Почтовая гоньба была открыта на Варшавском шоссе 2 января 1850 года. В пределах Смоленской губернии (Юхнов входил в её состав) на шоссе было 13 почтовых станций, в том числе и Юхновская. В среднем они размещались на расстоянии 17 вёрст друг от друга. Здание станций кое-где ещё сохранены. В Юхнове была своя почтовая станция с 1 почтмейстером, 1 помощником, 2 смотрителями. Для перевозки почты было 27 лошадей и 9 ямщиков.
До войны почта представляла собой красивое каменное здание. Внутреннее помещение тогдашней почтовой станции подразделялось на «чистую» и «чёрную» половины. «Чистая» предназначалась для отдыха «господ проезжающих», «чёрная» — для их слуг, ямщиков и почтальонов.
Здание почты расположено было на пересечении улиц Бебеля и Энгельса. Имело большой вместительный двор, который был выложен булыжным камнем, и обнесена кирпичной стеной.
Почтмейстер в пьесе, правда, позволяет себе много вольностей: поборы с мужиков, обложение содержателей почт с хвоста лошади. За что и насылают на него ревизионную проверку. Думаем, что в нашем городе этого всё-таки не могло быть.
№6Действие пьесы происходит в доме почтмейстера. Но авторы как бы раздвигают его стены и позволяют читателю и зрителю заглянуть за стены дома и попытаться понять, что происходило в тихом уездном городе. А помогают нам в этом герои. Вот врач Нивин. Он в основном занят теорией, пишет диссертацию. Говорит: «Я люблю медицину, верю в великую будущность этой науки». В то же время жителей города, в том числе купчиху Соловую,«лечит, как он сам говорит, «по случаю вдаров в голову и рези во чреве. А по вечерам – постоянно одержимого белой горячкой ротмистраКадыкова». А способы лечения предпочитает народные в связи с высокими ценами на лекарства в аптеках: «бузина, смородиновый лист, магнезия».
А вот мещанин, в чьём саду дети почтмейстера воруют яблоки. «А в саду, по его словам, такую отделку произвели – в лучшем виде!» Видим мы и солдатку (это жена ушедшего на войну солдата), у которой те же дети «всю картошку на огороде выпололи дочиста, а огурчика и отведать не дали».
По эпизоду с их участием мы можем судить не только о том, чем занимались горожане, но и о том, какие увлечения были у детей в городе. Видимо, до определённого времени они росли без особого присмотра со стороны родителей. Но впоследствии они получали среднее образование в различных учебных заведениях. Из слов Сандыревой мы узнаём, что такими заведениями на тот момент являлись гимназия, пансион, бурса. Мы выяснили, что представляли собой эти учебные заведения. Гимназия – это среднее учебное заведение, школа, находившаяся в то время в каждом губернском городе. Пансион - интернат, закрытое образовательное учреждение, воспитанники которого находились под постоянным попечительством своих наставников и подчинялись установленному кодексу правил. Бурса – духовное училище, семинария. Именно в такие учебные заведения Сандырева планирует отдать детей.
Можно сделать вывод и о том, кто отвечал за порядок в городе. Мещанин, например, угрожает обратиться к исправнику, а солдатка – к инвалидному№7. Из исторических справок мы узнали, что исправник – это глава полиции в уезде, а инвалидные – это внутренние войска, охранявшие в уезде особо важные объекты.
№8Обстановка в гостиной почтмейстера свидетельствует об увлечениях хозяев дома. Так, за ломберным столиком , который упоминается в авторской ремарке, играли в карты. Любимое увлечение главного героя – не только рассматривать карту в поисках городов мира. №9Его мы всё время видим с чубуком, которым он, как не раз упоминается в пьесе, побивает своих подчинённых. Нас заинтересовало, что же это за предмет обихода. Оказывается, в то время курительная трубка вставлялась в деревянную «дудку» (так объясняет это слово в своём словаре Владимир Иванович Даль). Вот так мог выглядеть чубук, которым почтмейстер, как он говорит, из одного человеколюбия наказывал подчинённых.
Настя, дочь почтмейстера, соблазняя помощника генерала, кокетливо просит написать что-нибудь ей в альбом. №10Что это такое – альбом уездной барышни? Оказывается, в 19 веке он был неотъемлемой частью её жизни. Здесь писались пожелания, записывались стихи, делались трогательные рисунки. Ещё А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» писал:
Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки намарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены…
На слайдах вы можете посмотреть, как выглядели эти альбомы. №11В XIX веке сложилась форма девичьих альбомов с загнутыми уголками-секретами, где скрывалась надпись: «Кто прочтет секрет без спроса, тот останется без носа»; с надписями на последней странице: «Кто любит более тебя, пусть пишет далее меня». Удивительно – форма альбома практически без изменений прошла через полтора столетия и дошла почти до нашего времени. №12 И наши мамы ещё имели такие альбомы-дневники, куда записывали песни, пожелания, стихи. Но, конечно, альбом уездной барышни 19 века – это особый предмет. Не иметь его считалось признаком дурного тона. Наверняка и юные юхновчанки имели такой предмет в своём обиходе.
Чем же ещё могли заниматься юные особы женского пола в то время? Об этом мы также можем судить по пьесе. Вот, например, Липочка, старшая дочь Сандыревых. Она страдает от переизбытка жизненных сил («Я больна здоровьем», - говорит она.) Но применить ей эти силы негде. Вот она и мечтает пойти в портнихи. Но и тут её мучают сомнения: «Шить что-нибудь нужное, полезное для дома барышням неприлично, а вышивать подушки да коврики по канве – ведь это уж очень глупо».
А младшая дочь, Настя, в разговоре с генералом Шургиным произносит следующее: «Ведь теперь, говорят, женщины служат, им разрешено.» Таким образом, можно сделать вывод о том, что в это время роль женщины в обществе становится всё более значимой.
Можно коснуться ещё нескольких бытовых мелочей, дополняющих представленную нами картину. Например, имена, которые были популярны в уездном городе. Забытое женское имя Липа полностью звучит как Олимпиада. Не правда ли, современно? Одного из сыновей Сандыревых они называют Воля. Оказывается, это сокращённое имя Владимир, или Вольдемар.
Можно несколько слов сказать и о кулинарных пристрастиях, может быть, не всех жителей уездного города, но хотя бы его чиновников. Кофе, миндальное пирожное – таким изысканным десертом угощают в доме Сандыревых дорогих гостей.
Никаких особенных заключений, кроме того, что нам уже известно, о деталях одежды героев сделать не удалось. Кроме, пожалуй, того, что почтмейстер всё время находится в домашнем халате.№13 Вот так примерно выглядели такие халаты в 19 веке.
№14Что же касается мировоззрения и характеров обитателей уездного города, то всех их объединяет бездеятельность, отсутствие какой-либо благородной цели в жизни.
№15«Мы черви и жизнь наша – ничтожество. – говорит Сандырев. - Вот тут судьбы человечества, исторические задачи», - говорит он, показывая на газету. Бесцельно проводя время за поисками городов на картах, он забывает о самой главной своей задаче – воспитывать детей и своей профессиональной деятельностью приносить пользу людям.
Деятельна его супруга. Но её деятельность распространяется лишь на то, чтобы удачно выдать замуж дочерей да устроить всё так, чтобы её многочисленной семье (у супругов Сандыревых дюжина детей) было на что существовать.
Так или иначе, но всё для всех устраивается как нельзя лучше, и этот счастливый для семейства Сандыревыхдень, показанный в пьесе, немного всколыхнувший жизнь обитателей уездного города, уже завтра станет историей, и всё потечёт по-прежнему. Так же почтмейстер будет листать газеты да учить чубуком «особо отличившихся», так же будет заботиться о детях Сандырева, а они в свою очередь всё с тем же успехом будут совершать налёты на сады и огороды горожан… №16 Вот только Липочка станет госпожой Нивиной, Настя – госпожой Ивановой, и кто знает, счастливы будут они?№17 Пьеса и смешна, и грустна одновременно. Но, как бы то ни было, она помогает нам увидеть жизнь наших предков, чему- то научиться у них, а что-то отвергнуть.
№18 Остаётся добавить, что пьеса «Счастливый день» до сих пор идёт с успехом на сценах больших и малых Российских театров, доставляя удовольствие и зрителям, и актёрам. В ней играли знаменитые актёры и актрисы, представлявшие пьесу и в своих бенефисах. Их фотографии вы видите на слайдах.№19-№22 А современные постановки отличаются новизной, смелостью в подаче материала. №23 Такой, например, была постановка в Саратовском драматическом театре, сцены из которой сопровождали нашу презентацию.
Благодаря этой работе мы поняли, что художественная литература – это не просто сюжет, рассказанный автором. Вникая в различные мелочи, читая вдумчиво и внимательно, очень многое можно понять о жизни, о людях, о себе.
Тигрёнок на подсолнухе
Как нарисовать китайскую розу
Снегири и коты
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью