Работа была подготовлена для научно-практической конференции (дошкольник). Цель работы - формирование интереса к познавательной деятельности, поддержание интереса к книгам.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_2017god_syuzanna.docx | 27.76 КБ |
moy_knizhnyy_ugolok_npk.pptx | 2.03 МБ |
Министерство образования Республики Саха(Якутия)
Муниципальное бюджетное управление «Усть-Янское районное управление образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казачинская средняя общеобразовательная школа»
Научно-практическая конференция школьников
«Шаг в будущее»
Секция: Культурология и искусствоведение
Тема: Мой книжный уголок
Сюзанна Мухоплева, 5 лет
Руководитель: Надежда Семеновна Мухоплева
Учитель русского языка и литературы
с. Казачье
2017
Содержание
Введение
Глава I. Роль семейного чтения в становлении личности малыша
Глава II. Мой книжный уголок – мой надежный друг
Использованная литература
Введение
Современные дети все больше времени проводят за гаджетами, компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.
Сформировать из ребенка читающего человека можно, создав ему свой домашний детский уголок.
Цель работы: продолжать формировать интерес к книге.
Задачи:
- изучить виды литературы своего домашнего книжного уголка;
- доказать важность семейного чтения.
В течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель.
В книжном уголке взрослый имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Бережное отношение к книге — одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется вместе, отведённом для чтения.
Глава I. Роль семейного чтения в становлении личности малыша
Семейное чтение может служить раннему развитию малыша: чтение развивает слух, память, укрепляет связь между родителем и ребенком, оно может подтолкнуть ребенка к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв. У малыша постоянно работает фантазия: часто чтение книг вдохновляет ребёнка на выдумку продолжения понравившейся ему истории. Для самых маленьких чтение — это прежде всего общение с родителями, по терминологии выдающегося американского психолога Дж. Кэмпбелла, период «пристального внимания», остро необходимого любому ребенку.
Ребенок ценит то время, когда папа или мама откладывают все дела, сажают на колени малыша и они вместе читают любимую книгу. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать ее голос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями.
Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы 30 минут в день.
Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.
С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора.
Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст.
Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Пых» и другие).
Когда нужно учить технике чтения? Только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает на слух текст детских книг, соответствующих его возрасту. И, желательно, когда дошколенок проявляет потребность в чтении книг. Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует совместное с взрослым чтение. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в ходе их совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга начинает ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с положительными эмоциями. Стойкое отрицательное отношение к чтению и книге вообще может возникнуть в том случае, когда ребенка учат читать, а книг ему при этом почти не читают.
Глава II. Мой книжный уголок – мой надежный друг
Чтобы вырастить в ребенке читающего человека, необходимо с раннего возраста приобретать ему детскую литературу. И таким образом сформировать потребность в чтении книг, которая в будущем перетечет в успехи в профессиональной сфере уже взрослого человека.
Домашний книжный уголок состоит из множества красочных книг различного жанрового многообразия.
Например, в книжном уголке 10 музыкальных книг. Такие книги развивают слуховое восприятие и музыкальные способности. Очень полезны те книги, которые можно рассмотреть, а потом еще и попеть мини-караоке, таковой, например, является книга «Я пою» в книжном уголке.
Книжки - панорамки, которые раскрываешь, а они превращаются в картонные домики или ландшафты, способствуют развитию зрительного восприятия читаемого произведения. Кроме того, это воспитывает эстетический вкус, умение фантазировать и планировать. Особое место в книжном уголке занимает книга-панорамка на английском языке «Fairy Ballet», привезенная с зарубежья. Такая книга – отличный стимул выучить иностранный язык в раннем возрасте.
Важное место в книжном уголке занимают специальные развивающие книги. Они учат правильно говорить, писать, читать по слогам и считать. Любимыми книгами такого плана является серия рабочих тетрадей Петерсона «Игралочка». Ведь ее можно не только читать, но и постигая интересные истории, писать на ней и даже рисовать и раскрашивать.
Почетное и самое большое место в книжном уголке занимают сборники сказок. Здесь сказки Андерсена, Шарля Перро, братьев Гримм и сказки народов мира дружно учат волшебству и добру.
Самой старинной книгой книжного уголка является сборник сочинений Самуила Маршака издательства «Просвещение» 1982 года, которая перекочевала из маминой полки.
С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора.
В книжном уголке прививаются детям навыки культуры общения и общения с книгой.
Книга вводит ребёнка в самое сложное, в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Заключение
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Книга — не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, одна из важнейших задач воспитателей и родителей, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.
Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы. Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. Здесь ребёнок видит книгу не в руках взрослого, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.
Только в книжном уголке взрослый имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой.
Рассматривание книги в своем книжном уголке даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учиться видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это первый художественный музей, где он впервые знакомиться с творчеством знаменитых художников.
Посредством книжного уголка можно сформировать у детей потребность в чтении книг. Тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умением читать.
Таким образом, положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.
Использованная литература:
Тезис к докладу «Мой книжный уголок»
Благодаря моему книжному уголку я познаю много интересного.
Цель работы: продолжать формировать интерес к книге.
Задачи:
- изучить виды литературы своего домашнего книжного уголка;
- доказать важность семейного чтения.
Мой домашний книжный уголок состоит из множества красочных книг различного жанрового многообразия, я их насчитала 28 штук. Среди них музыкальные, развивающие и книжки-панорамки (показывает). Я очень люблю свой книжный уголок и хочу пополнять его.
Слайд 1
Мой книжный уголок Сюзанна Мухоплева , 5 летСлайд 2
Цель: изучить виды литературы своего книжного уголка
Слайд 3
Задача: продолжать формировать интерес к книге
Слайд 4
В моем книжном уголке 28 книг
Слайд 5
10 музыкальных книг
Слайд 6
15 развивающих книг. Среди них любимые – книги по математике Петерсона
Слайд 7
2 книжки- панорамки
Слайд 8
Самая любимая книга – сборник сказок Шарля Перро, братьев Гримм и Андерсена
Слайд 9
Я очень люблю свой книжный уголок, и хочу пополнять его новыми книгами
Слайд 10
Приобщаясь к книге с дошкольного возраста, ребенок будет охотнее читать в школьном возрасте, что служит эффективному усвоению знаний.
Городецкая роспись
Сорняки
Сказочные цветы за 15 минут
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Несчастный Андрей