Такие известные персонажи, как Пьер Безухов, Андрей и Марья Болконские, Наташа и Николай Ростовы привлекают внимание читателя в первую очередь, а другие персонажи остаются в тени. Один из героев, который привлек мое внимание, но в тоже время является малоизучаемым на уроках литературы, – Борис Друбецкой. Этот персонаж не типичен для своего времени, и я считаю, что он – один из тех, кто стал бы интересен для современного читателя.
Вложение | Размер |
---|---|
sovremenny_li_geroi_l.n.tolstogo._issledovanie.docx | 42.63 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
СОВРЕМЕННЫ ЛИ ГЕРОИ Л.Н.ТОЛСТОГО?
Выполнила: Анварова Регина
Руководитель: Саражакова Галина Гавриловна
Сургут
2017
Содержание
| Стр. | |
Введение | 3 | |
1.1 | Цель и задачи | 3 |
1.2 | Гипотеза и основополагающий вопрос | 3 |
| ||
2.1 | Борис Друбецкой | 4-7 |
2.2 | Психопортрет Бориса Друбецкого | 7-8 |
2.3 | Современный человек | 8-10 |
2.4 | Психопортрет современного человека | 10 |
| ||
3.1 | Сравнительный анализ психопортретов | 11 |
Заключение | 11 | |
Список используемой литературы | 12 |
«Истинное призвание каждого состоит только в одном – прийти к самому себе, найти собственную, а не любимую судьбу и отдаться ей внутренне, безраздельно и непоколебимо».
Герман Гессе
«Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем».
Торнтон Уайлдер
Введение
Совсем недавно, на уроках литературы, мы анализировали роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Роман пестрит обилием персонажей, и все они – живые, настоящие люди, которые имеют свой характер, свою историю, свой жизненный путь.
Такие известные персонажи, как Пьер Безухов, Андрей и Марья Болконские, Наташа и Николай Ростовы привлекают внимание читателя в первую очередь, а другие персонажи остаются в тени. Один из героев, который привлек мое внимание, но в тоже время является малоизучаемым на уроках литературы, – Борис Друбецкой. Этот персонаж не типичен для своего времени, и я считаю, что он – один из тех, кто стал бы интересен для современного читателя.
Цель: доказать, что Борис Друбецкой является героем нашего времени, героем XXI века. Доказать, что роман актуален и в наши дни.
Задачи:
Гипотеза: потери, боль, предательство – с одной стороны, встречи, расставания, приобретения – с другой, это и есть Жизнь. Если этого нет, то смерть.
Основополагающий вопрос: опережал ли свое время Борис Друбецкой в романе Л.Н.Толстого?
Борис Друбецкой
Сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. С детства воспитывался и долго жил в доме Ростовых, которым приходился родственником. Борис и Наташа были влюблены друг в друга. Внешне это «высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица». Л.Н.Толстой делает упор на его уже сформировавшийся характер. Он всегда будет спокоен. Борис с юности мечтает о карьере и деньгах и значимости. Идет к этому уверенно, обходя препятствия с таким же спокойствием.
Эпизод 1 (Том первый, часть первая, глава 11)
«Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими-куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарилась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
— Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? — сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
— Да, поди, поди, вели приготовить, — сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях».
Эпизод 2 (Том первый, часть первая, глава 14)
«— Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, — сказал Борис. — Я не могу жаловаться, — сказал он.
— Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, — сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом».
Эпизод 3 (Том первый, часть первая, глава 16)
«— Вы меня помните? — спокойно, с приятной улыбкой сказал Борис. — Я с матушкой приехал к графу, но он, кажется, не совсем здоров.
— Да, кажется, не здоров. Его всё тревожат, — отвечал Пьер, стараясь вспомнить, кто этот молодой человек.
Борис чувствовал, что Пьер не узнает его, но не считал нужным называть себя и, не испытывая ни малейшего смущения, смотрел ему прямо в глаза. <…>
— Москве больше делать нечего, как сплетничать, — продолжал он. — Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю…
— Да, это всё очень тяжело, — подхватил Пьер, — очень тяжело. — Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор.
— А вам должно казаться, — говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, — вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что-нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
— А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
— Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
— Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, — сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, — но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо».
Эпизод 4 (Том первый, часть третья, глава 7)
«— Батюшки! как ты переменился! — Борис встал навстречу Ростову, но, вставая, не забыл поддержать и поставить на место падавшие шахматы и хотел обнять своего друга, но Николай отсторонился от него. С тем особенным чувством молодости, которая боится битых дорог, хочет, не подражая другим, по-новому, по-своему выражать свои чувства, только бы не так, как выражают это, часто притворно, старшие, Николай хотел что-нибудь особенное сделать при свидании с другом: он хотел как-нибудь ущипнуть, толкнуть Бориса, но только никак не поцеловаться, как это делали все. Борис же, напротив, спокойно и дружелюбно обнял и три раза поцеловал Ростова».
Эпизод 5 (Том первый, часть третья, глава 9)
«На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно-заманчивым в армии. «…»
Борис в эту минуту уже ясно понял то, что он предвидел прежде, именно то, что в армии, кроме той субординации и дисциплины, которая была написана в уставе, и которую знали в полку, и он знал, была другая, более существенная субординация, та, которая заставляла этого затянутого с багровым лицом генерала почтительно дожидаться, в то время как капитан князь Андрей для своего удовольствия находил более удобным разговаривать с прапорщиком Друбецким. Больше чем когда-нибудь Борис решился служить впредь не по той писанной в уставе, а по этой неписанной субординации. Он теперь чувствовал, что только вследствие того, что он был рекомендован князю Андрею, он уже стал сразу выше генерала, который в других случаях, во фронте, мог уничтожить его, гвардейского прапорщика. Князь Андрей подошел к нему и взял за руку. «…»
Бориса волновала мысль о той близости к высшей власти, в которой он в эту минуту чувствовал себя. Он сознавал себя здесь в соприкосновении с теми пружинами, которые руководили всеми теми громадными движениями масс, которых он в своем полку чувствовал себя маленькою, покорною и ничтожной» частью».
Эпизод 6 (Том второй, часть вторая, глава 19)
«Глаза Бориса, спокойно и твердо глядевшие на Ростова, были как будто застланы чем-то, как будто какая-то заслонка - синие очки общежития - были надеты на них. Так казалось Ростову.
— Ах полно, пожалуйста, можешь ли ты быть не во время, — сказал Борис. Борис ввел его в комнату, где был накрыт ужин, познакомил с гостями, назвав его и объяснив, что он был не статский, но гусарский офицер, его старый приятель. Граф Жилинский, le comte N. N., le capitaine S. S., - называл он гостей. «…»
Борис, казалось, не замечал происшедшего стеснения от нового лица и с тем же приятным спокойствием и застланностью в глазах, с которыми он встретил Ростова, старался оживить разговор. Один из французов обратился с обыкновенной французской учтивостью к упорно молчавшему Ростову и сказал ему, что вероятно для того, чтобы увидать императора, он приехал в Тильзит.
— Нет, у меня есть дело, — коротко ответил Ростов. Ростов сделался не в духе тотчас же после того, как он заметил неудовольствие на лице Бориса, и, как всегда бывает с людьми, которые не в духе, ему казалось, что все неприязненно смотрят на него и что всем он мешает. И действительно он мешал всем и один оставался вне вновь завязавшегося общего разговора. "И зачем он сидит тут?" говорили взгляды, которые бросали на него гости. Он встал и подошел к Борису.
— Однако я тебя стесняю, — сказал он ему тихо, — пойдем, поговорим о деле, и я уйду.
— Да нет, нисколько, сказал Борис. А ежели ты устал, пойдем в мою комнатку и ложись отдохни.
— И в самом деле... Они вошли в маленькую комнатку, где спал Борис. Ростов, не садясь, тотчас же с раздраженьем — как будто Борис был в чем-нибудь виноват перед ним — начал ему рассказывать дело Денисова, спрашивая, хочет ли и может ли он просить о Денисове через своего генерала у государя и через него передать письмо. Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. Борис заложив ногу на ногу и поглаживая левой рукой тонкие пальцы правой руки, слушал Ростова, как слушает генерал доклад подчиненного, то глядя в сторону, то с тою же застланностию во взгляде прямо глядя в глаза Ростову. Ростову всякий раз при этом становилось неловко и он опускал глаза.
— Я слыхал про такого рода дела и знаю, что Государь очень строг в этих случаях. Я думаю, надо бы не доводить до Его Величества. По-моему, лучше бы прямо просить корпусного командира... Но вообще я думаю...
— Так ты ничего не хочешь сделать, так и скажи! — закричал почти Ростов, не глядя в глаза Борису. Борис улыбнулся:
— Напротив, я сделаю, что могу, только я думал... В это время в двери послышался голос Жилинского, звавший Бориса». «…»
Эпизод 7 (Том второй, часть пятая, глава 5)
Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису, и он с этой же целью приехал в Москву. В Москве Борис находился в нерешительности между двумя самыми богатыми невестами - Жюли и княжной Марьей. «…» Жюли, напротив, хотя и особенным, одной ей свойственным способом, но охотно принимала его ухаживанье. Жюли было 27 лет. После смерти своих братьев, она стала очень богата. «…»
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях. Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его»…» Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. «…» Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. «…»
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого - в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. «…»
— Для этого я бы советовал вам... — начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно-раздраженного и нерешительного лица и сказал:
— Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив... — Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. "Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее", подумал Борис. "А дело начато и должно быть сделано!" Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей:
— Вы знаете мои чувства к вам! Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала. Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.
Эпизод 8 (Том третий, часть вторая, главы 21-22)
«Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий. Наконец он встал и с детски-наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы. Покачиваясь от давки, охватившей его, Пьер оглядывался вокруг себя.
— Граф, Петр Кирилыч! Вы как здесь? — сказал чей-то голос. Пьер оглянулся. Борис Друбецкой, обчищая рукой коленки, которые он запачкал (вероятно, тоже прикладываясь к иконе), улыбаясь, подходил к Пьеру. Борис был одет элегантно, с оттенком походной воинственности. На нем был длинный сюртук и плеть через плечо, так же, как у Кутузова».
Психопортрет Бориса Друбецкого
Из приведенных эпизодов, мы можем дать характеристику Борису Друбецкому. Из первого эпизода следует вывод, что Борис спокоен и находчив, но в то же время, из его обращения с матерью, можно сказать, что с раннего возраста он печется о своем положений, но делает это пока что не своими руками, а усилиями матери. Он не чувствует неловкости при таком отношении к матери.
Во втором эпизоде Наташа Ростова дает характеристику Борису, отмечая его личностные особенности. Такие как: спокойствие, хладнокровность, собранность, твердость и уверенность.
В третьем эпизоде Борис, при разговоре с Пьером Безуховым, делает стратегический шаг. Он не уверен в своих действиях, но делает это наверняка. Указывая свою непричастность и непричастность матери к дележу наследства. Облагораживая свой образ в глазах Пьера. Это говорит нам не только о его корысти, но и о его уме и находчивости, о планировании наперед. Пьер еще не граф. Будет им или нет еще неизвестно, но на всякий случай Борис хочет завоевать расположение Пьера. Так и вышло: через рекомендательное письмо, привезенное им от Пьера, познакомился с князем Андреем, через которого он получит место в штабе главнокомандующего.
В пятом эпизоде описан один самых важных моментов, так как благодаря ему, Борис понимает, как именно нужно служить, а служить нужно по «неписаной субординации». Так же с этого момента он начинает заводить знакомства, которые помогут ему продвинуться по карьерной лестнице. Здесь мы видим, что Борис Друбецкой добивается с легкостью, спокойствием и хладнокровием то, что, унижаясь, не могла ему обеспечить мать. А именно – крепкие связи в военном обществе.
Выводы из пятого эпизода ясно прослеживаются и в шестом эпизоде. Борис не видит выгоды в общении с Ростовым и отказывает ему в помощи. Хотя Борис и воспитывался в семье Ростовых, это не помешало ему отказать. Здесь он утверждается. Но земля под его ногами все еще зыбкая, не твердая, так как у него все еще нет денег.
В тот период большинство женилось по договору. И это было абсолютно нормально – не осуждалось обществом. И поэтому выгодной партией для Бориса становится женитьба на Жюли Карагиной. Получив ее деньги, он уже окончательно утверждается. Теперь, когда у него есть деньги, все пути открыты для него, чем он и пользуется.
Последний, восьмой эпизод, показывает его характер. Толстой показывает, как высокопоставленный человек, а именно Кутузов, не отряхнув колени, поднимается и идет дальше. И тут же Борис Друбецкой, который даже на поле боя, перед священной реликвией, пренебрегая верой, заботится о своем внешнем виде. Но не упускает в возможности напомнить о себе Кутузову: он намеренно громко и отчетливо говорит о храбрости русского солдата. При этом в лице его ничего не изменилось, оно было спокойно, как всегда.
Одна очень важная деталь присутствует абсолютно во всех эпизодах – незыблемое спокойствие Бориса. Мы видим нить, соединяющую все эпизоды – спокойствие. Но ведь по Л.Н.Толстому спокойствие – плохое качество, это стагнация, которая неминуемо приводит к гибели личности внутри человека. Да, по Л.Н.Толстому это плохо, но мы не видим гибели личности Друбецкого. Его спокойствие, наоборот, делает его сильнее и помогает ему в преодолении жизненных трудностей.
Современный человек
Если утверждать, что герои Л.Н.Толстого – прототипы живых людей, то наверняка мы найдем и черты сходства персонажей с живыми людьми. Так давайте же рассмотрим основные черты личности, которые формируют человека.
Основные черты личности:
Психопортрет современного человека
Для этого обратимся к философской антропологии. Это наука о сущности человека, о его отношении к природе и обществу, самому себе, другим людям, о его происхождении, об основных законах его бытия. Отметим, что сегодня многие ученые из этой области полагают, что современный человек имеет противоречивые черты: с одной стороны, он является творцом великих достижений нашего времени, а с другой, обычным потребителем, который не задумывается о необходимости саморазвития. Безусловно, в каждой культуре есть выдающиеся личности, которые способствуют развитию прогресса, и также бездеятельные люди, однако если представить современного человека в качестве собирательного образа, то картина, безусловно, выглядит противоречивой.
Сегодня общим для представителей разных культур является стремление к достижению успеха. Интересно то, что раньше человек считал успехом проявление героизма (период 50-200 летней давности), создание крепких семейных уз и рождение здорового потомства, т.е. социальную реализацию без учета материальных благ. Теперь же мерилом успеха (в большинстве случаев) выступают деньги. Можно сказать, что материальная ценность и духовная в понимании современного человека сливаются в понятие с одним значением, материальным, в то время как ранее люди их наделяли большими различиями. Тем не менее, в обществе до сих пор уделяют большое значение таким понятиям, как милосердие, доброта, сочувствие: на это указывают различные организации, созданные для материальной поддержки бедных слоев населения. Поэтому можно сказать, что ценностная ориентация у современного человека полярная: можно встретить примеры, как альтруистичного поведения, так и эгоистичного.
Историк и социолог Борис Поршнев вывел такое понятие, как «неоантроп», под которым он понимал тип человека будущего, однако он указывал, что его представителей можно встретить и в настоящее время. Этому человеку присущи такие черты: свобода, не подвластность чужому внушению (развитое самосознание); абстрактное мышление, развитые воля и способность к внушению используются только в созидательных целях; стремление к жизненному балансу общества (отсутствие революций); доброта. По мнению ученого, такие люди смогут привести общество к процветанию и уменьшить количество конфликтов, которые разрушительно влияют на все области жизни.
Сравнительный анализ психопортретов
Изучив личность Бориса Друбецкого на основе нескольких эпизодов, и изучив черты современно человека, можно провести несколько параллелей:
Заключение
Для современного читателя Борис Друбецкой, несомненно, интересен. Но Толстому не нравится этот герой, так как он является прототипом западного человека того времени. Он показывает читателю, что Борис не тот человек, каким нужно быть. Но получается, что Л.Н.Толстой и не подозревал, что создает образ современного человека. Да, Борис – карьерист, но он не идет по головам. Любую, даже незначительную мелочь подчиняет себе. Идет, ловко лавируя между людьми и их сознанием. Борис спокоен, хладнокровен, что по Л.Н.Толстому является смертью души. Этот герой нетипичен для Л.Н.Толстого, так как обходит все жизненные невзгоды стороной. Он, не пройдя испытаний болью потерь, предательством, обретает счастье. И именно поэтому гипотеза опровергнута.
Несомненно, роман Л.Н.Тостого «Война и мир» актуален и в наши дни, не только потому, что этот роман заставляет по-настоящему думать и размышлять, но и потому что в нем есть персонажи, которые опережали свое время, которые интересны современному читателю.
Работая над данным проектом, я выработала свою точку зрения на героев романа, так же, поняла, что со временем, разными поколениями, герои воспринимаются по-разному. И каждая точка зрения имеет место быть. Поэтому роман актуален и в данное время, а литература – жизненно необходима подрастающему поколению, так как она формирует высокие морально-нравственные качества личности, укрепляя и подготавливая человека к жизни.
Список используемой литературы
Ручей и камень
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Кто чем богат, тот тем и делится!
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Прекрасное далёко