В данной работе автор рассматривает, анализирует два больших произведения русской и эвенкийской литературы
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrenniy_mir_cheloveka_v_proizvedeniyah.docx | 835.97 КБ |
МУ «Курумканское районное управление образования»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Улюнханская средняя общеобразовательная школа»
671632, Республика Бурятия, Курумканский район, с.Улюнхан, ул.Новая,1,
Тема:
«Внутренний мир человека в произведениях
национальной и русской литературы:
опыт сопоставительного анализа»
Автор: Ринчинов Евгений, 11 класс.
Научный руководитель: Ринчинова Нелли Валерьяновна,
учитель эвенкийского языка и литературы,
МБОУ «Улюнханская СОШ»
2018г.
Оглавление
I.Введение ………………………………………………………………………с.3
II.Основная часть:
1.Анализ рассказа Алитета Немтушкина «Дорога в Нижний мир» ………….с.4
2.Анализ Пьесы Максима Горького «На дне»…………………………………с.6 III.Заключение ………………………………………………………………….. с.8
IV.Список использованной литературы………………………………………. с.9
V.Приложения………………………………………………………………….. с.10
Введение
Сердце, успокойся, не боли.
Дни мои под небом не окончены.
Не погас костер, не заросли
Тропы предков….
Алитет Немтушкин
У каждого народа нашей земли должен быть свой поэт, писатель - иначе быть не может. Если нет своего Певца, Пророка, всю свою жизнь и дарованный небесами талант посвятившего воспеванию своих сородичей, своих корней, своей родной земли, - значит, не существует и народа.
Объект моего исследования ныне произведения эвенкийского автора Алитета Немтушкина и русского писателя Максима Горького, и мне предстоит ограничить себя их анализом.
Предмет исследования – сюжеты названных произведений.
Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом ученых-гуманитариев к проблеме специфики художественного слова в национальных литературах.
Практическая значимость: работа может использоваться на уроках литературы, также при подготовке к олимпиадам, к ЕГЭ по литературе.
Цель моей работы: выявить особенности сюжета произведений.
Задачи: проведение сопоставительного анализа двух произведений: рассказа Алитета Немтушкина «Дорога в Нижний мир» и пьесы Максима Горького «На дне; исследование особенностей сюжетов.
Методом исследования является - сопоставительный.
Анализ произведений
Каждая эпоха представлена в литературе своими героями. Время становления Проньки Анкоуля, главного героя рассказа, характеризует тот период, когда большое внимание уделялось укреплению национальных кадров, развитию эвенкийской литературы в 30-40гг.
Для повестей и рассказов Алитета Немтушкина, написанных в 90-е годы, характерен неподдельный интерес к процессу возвращения (прежде всего, нравственно – духовного, и бытийного) человека в Мир и уход из него. Повести и рассказы, вошедшие в сборники «Дорога в Нижний мир» и «Самэлкил. Метки на оленьем ухе», носят синтетический характер: в них переплетены эпос и драма, внешнее действие и поток сознания героев. Произведения этого периода носят у Немтушкина полифонический характер. Эта черта произведений эвенкийского прозаика прослеживается на внешнем событийном уровне (диалоги между собой и с самим собой), в изображении главного героя произведения, который показан во внешнем и внутреннем движении, а также в сложном сочетании авторского голоса и персонажа. На мой взгляд, как будто показывается обыденная жизнь конкретного человека, но вместе с тем это показ одного из самых драматичных моментов истории жизни эвенков в XX веке.
Героями его произведений зачастую становятся опустившиеся, спившиеся сородичи, которые тоже принадлежат обществу и являются «продуктом» нашей неопределенной (во всех смыслах) эпохи. Но в жизни и таких людей, в их обычной судьбе и буднях Немтушкин обнажает изначальные константы бытия. Этими константами для человека является Память (родовая, семейная, историческая) и духовная оседлость.
Поэтика повестей и рассказов Немтушкина определяется, в первую очередь, «прописыванием ситуации. Автор переводит ее в разряд значимого события в жизни героя. При этом герой, оказавшись в критической ситуации, либо выходит из лабиринта жизни, либо ему не удается это сделать. В повести «Дорога в Нижний мир» автор рассказывает о трагической судьбе спивающегося самобытного эвенкийского художника, талантливого самородка Проньки Анкоуля. Само название повести имеет глубокую семантику и содержит более чем определенное направление пути героя. Это дорога скорее в никуда, дорога без какого – либо продолжения. Уже в самом названии заключается обреченность и беспросветность.
Жизнь Проньки Анкоуля, подававшего большие надежды национального художника, а ныне спивающегося художника - оформителя в заштатном кинотеатре, протекает в замкнутом пространстве, нарушенном ритме и логики Времени, но в котором другие люди находили в себе силы выстоять, пережить все потери и просто Жить. Скомканная и неопределенная жизнь героя (одна из характерных деталей интерьера его комнаты – затхлость, отсутствие свежего воздуха, засиженное мухами и запылившееся зеркало, в которое смотрится Пронька и видит себя как бы со стороны – «парень – не парень, мужик – не мужик и чёрный, как ворон») – есть свидетельство перечеркнутой прошлой, светлой жизни и в душе его царит Пустота.
Болезненный духовный измор, душевный вакуум героя материализован посредством описания деталей интерьера: « в комнате пахло чем – то затхлым, и не было чистой воды, а от свежего воздуха, который ворвался из форточки в комнату, Пронька чуть не задохнулся», и в описании поведения самого героя, его отношения к миру окружающему. Замечу, что Немтушкин напрямую не указывает причину буквально физического разложения души Проньки Анкоуля. Но одной из главных причин все же является пристрастие Проньки к водке, как он ее называет, к «мужской радости». Она становится составляющей его настоящей жизни. И причин к этому много: звездное начало карьеры даровитого молодого художника и сопровождающие первые выставки выпивки «За успех», уход красавицы жены из - за этой пагубной привычки и детское воспоминание о том, как его пьяный отец убивает мать и сестру, а затем и себя. Сначала пагубная привычка, затем болезнь, которая называется алкоголизмом, всё больше опускала Проньку на дно жизни, а он всё больше терял человеческое, и жизнь его стала напоминать скорее Существование. И он становится никем. Прежним он бывает только в компании своих друзей. А.Немтушкин умело рисует «Общество бывших талантов». Так, Афанасий Громов – певец, когда – то выступал в филармониях. «Бесподобен был Афанас. На сцене держался непринужденно, ни капельки смущения. На все азиатское лицо сияла улыбка, вместо глаз одни щелки». Еще одним другом был Толька, местный, выросший в интернате. Он плохо понимал русский язык и поэтому его считали тупым, но было у него любимое увлечение – рисовать. Его направили учиться на курсы киномехаников. Затем женился, но его жена умирает от туберкулеза, оставив его с четырехлетней дочуркой Огдо.
«Общество бывших талантов» является фоном, который отражает весь путь падения Прокопия.
Мы видим отношение районной администрации к таким людям, как Пронька, Афанас Громов, Толя Вотулу. Мы видим трагедию судеб настоящих талантов. О них ещё вспоминают иногда, когда нужно администрации отчитаться по национальным кадрам. Проходит мероприятие, и все возвращается на круги своя.
В своем обществе они были прежними и думали, что их талант будет востребован. Когда – то были мечты, но сейчас ничего нет.
Один за другим уходят из жизни друзья Проньки. Сначала ему кажется, что виной всему несчастный случай. Пронька остается один на один со своими мыслями и начинается самая страшная полоса в его жизни – одиночество. Он попадает в больницу. В больнице он был удивительно спокоен. Именно тогда он понял, что ему никогда не справиться со своей болезнью, а помочь ему некому. Пронька решил, что продолжать мучение на это земле не стоит. Он уходит из жизни. «Два дня его никто не видел. Квартира закрыта изнутри, тишина. Когда открыли дверь, в нос шибануло затхлым воздухом. Заглянули в закуток. На отопительной трубе на своём ремне висел Пронька ».
Так закончилась жизнь талантливого, яркого человека, в котором жила национальная память, который хотел сохранить национальную культуру. Засохла последняя веточка генеалогического древа Анкоулей.
Пьеса Максима Горького «На дне», о которой сейчас пойдет речь, была написана в первые два года XX столетия. Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Первоначально она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни», но затем автор остановил свой выбор на нынешнем названии. В этом произведении он описал жизнь людей, по тем или иным причинам проживающих в убогой ночлежке. Ясно одно - не от хорошей жизни они там оказались.
Одни потеряли работу, другие кров и положение в обществе, третьи проигрались или много пили, четвертые были замешаны в преступлениях и т.д. Одним словом, это пьеса посвящена людям дна. Хозяином ночлежки является трусливый и лицемерный человек - Костылев Михаил Иванович. Жена младше него на двадцать восемь лет и совсем не любит его. Тайком она навещает одного из постояльцев - Ваську-вора по кличке Пепел.
Среди других постояльцев разорившийся дворянин Барон, безработный слесарь Клещ, Настя - девица легкого поведения, картузник Бубнов, Сатин и Актер. Последним автор уделил особое внимание, так как они были ярким образцом опустившихся на дно людей. Сатин когда-то работал телеграфистом и знал заумные словечки, такие как «трансцендентальный», «макробиотика» и т.д.
Защищая честь сестры, он убил человека и попал в тюрьму. После людской несправедливости и жестокости он сумел сохранить в себе человека и не обозлиться на окружающих. Его правду жизни Горький противопоставляет правде Луки - случайного странника, заглянувшего на ночлежку и подарившего каждому утешительную ложь. Сатин, в отличие от него, трезво смотрит на тяготы жизни.
Актер когда-то выступал на сцене под псевдонимом Сверчков - Заволжский, а теперь спился. Он живет одними только воспоминаниями и не видит никакого просвета в будущем. От других обитателей ночлежки его отличает тонкая душевная организация. В конце пьесы его находит Бубнов на пустыре удавившимся. Смерть Актера в пьесе не единственная. В конце умирает и тяжелобольная жена Клеща - Анна.
Также в неожиданной драке Васька Пепел убивает Костылева, и его сажают в тюрьму. Если бы не эта случайность, он мог бы уехать с Наташей далеко в Сибирь и начать там новую жизнь. Но в дело вмешалась влюбленная в него Василиса - старшая сестра Наташи. Она то и хотела, чтобы Васька избавил ее от мужа. Так, одна за другой разрушались судьбы жителей ночлежки, а все, потому что они были людьми не свободными.
Только сам человек может изменить свою судьбу. Сколько бы Лука не наставлял постояльцев, все они так и остались «на дне», потому что сами не хотели ничего в себе менять.
Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы – монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Всё в человеке – всё для человека!», «Человек – это звучит гордо!».
Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.
Общее в произведениях: *оба произведения как социально-философская драма; *люди по тем или иным причинам оказываются «на дне» не только жизни, а в первую очередь людской души и уходят из жизни, не выдержав своей обреченности, равнодушия окружающих; * философский подтекст произведений.
Заключение.
Оба произведения, взятых мной для анализа, продолжают оставаться одними из наиболее сильных произведений как для русской классики, так для эвенкийской литературы. Пьеса Максима Горького получила Грибоедовскую премию, а сборник Алитета Немтушкина – Государственной премии РФ в 1992г.
Произведения двух авторов заставляют задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению, призывают людей быть гуманнее и чаще полагаться на разум. Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это – одна из двух целей создания произведения.
Немтушкин, как истинный художник, создает в своих повествованиях 90-х годов комплексную картину взаимоотношений человека и мира, проникает в мятущуюся душу сородича – современника. Но при этом он не поучает, руководствуясь самыми благими намерениями, и не навязывает читателю однозначного вывода, позволяя ему соотнести собственный опыт с предлагаемыми в повествовании.
Обобщая сказанное, хочу сказать, что глубинный смысл этих произведений – попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.
Два великих писателя напомнили, что «писатель» - это звание из званий, и пишущий о народе, но обнаруживающий настоящий трагизм жизни, всегда найдет действенный ход для строительства души читателя.
Список использованной литературы
1.Афанасьева Е.Ф.Воронина А.А., Костина И.Б. Эхо тайги. - Улан –Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2006
2.Воронина А.А. «Алитет Немтушкин: Жизнь и творчество», - Улан – Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2010.
3.»Немтушкин Алитет // Писатели Восточной Сибири: библиографический указатель. /Якутск, 1978.
4.»Русская литература XX века» под редакцией В.П.Журавлева.- М: «Просвещение», 2006.
5. «Эвенкийская литература» / Сборник: составитель Вячеслав Огрызко.- М, 2006.
6. evenkiteka/ru - «Алитет Немтушкин»
Приложения
Хранитель земли родной… А.Немтушкин с писателем
Виктором Астафьевым
Максим Горький
Пьеса «На дне»
Неньютоновская жидкость
Басня "Две подруги"
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Ель
Извержение вулкана