Сочинение на лингвистическую тему
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_na_lingv_temu.docx | 31.09 КБ |
Сочинение на лингв тему
В самом деле, сообщение позволяет передать такая синтаксическая структура , как предложение, главной чертой которого является его способность формировать и выражать мысль.
Например, в предложении 38
составные именные сказуемые помогли читателю понять, кем стал дед для рассказчика и его друзей-футболистов, почему он покорил сердца мальчишек, сплотил их и создал настоящую команду.
О том, какой она стала, можно узнать из предложения 43, где ряд однородных определений характеризует её : «самая честная, самая бесстрашная, дисциплинированная и … самая дружная команда района».
Следовательно, утверждение А.А.Реформатского справедливо.
2. Сказуемое делает выражение мысли законченной, заключает в себе высказывание.
Проверим это утверждение на конкретных примерах из текста Мусатова А.
Например, именно сказуемые помогают охарактеризовать жаркий летний день («был душный, безветренный») и состояние мальчиков («не находили себе места»), и только благодаря этому главному члену предложения высказывание приобретает смысловую законченность .
И в предложении 4 («Кто нырял, кто плавал саженками, кто прыгал с обрыва») различные действия мальчишек, пришедших на реку, тоже позволяют увидеть сказуемые. Не будь их, фраза также потеряла бы всякий смысл.
Видимо, поэтому Ф. И. Буслаев, известный лингвист, считал, что «вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».
3. Известный лингвист Л.А. Новиков утверждал, что «слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».
Это действительно так, потому что понятие в слове суммирует много отдельных явлений, а вот лексическое значение этого же слова отражает основные отличительные черты названного явления.
Докажем это на конкретных примерах из текста. Например, в предложении 15 слово «свет» – это понятие, которое отражает общее представление о свойстве лучистой энергии, делающей окружающий мир видимым. А вот в предложении 19 этим же словом мама в обращении к сыну передала свою любовь и нежность, и мы понимаем, насколько сильны её чувства.
Следовательно, в слове и в самом деле могут быть объединены общие и индивидуальные значения.
4.о функции повторов
Если писатель заинтересован в том, чтобы читатель обратил внимание на особо важные мысли, образы, ситуации, то он использует в своём произведении такой художественный приём, как повтор.
Читая текст В.Астафьева, нельзя не заметить, что в нём много повторов, и каждый из них выполняет определённую функцию. Например, повторение слова «бил» в предложении 10 не только передаёт многократность и продолжительность этого действия, но и даёт возможность понять, насколько был взволнован учитель, боявшийся, что змея укусит кого-нибудь из учеников.
Ему очень хотелось побыстрее увести ребят из опасного места, и это желание можно увидеть в повторе слова «пойдёмте» в предложении 15.
В самом деле, «любое повторение, двукратное
или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». Эта мысль известного лингвиста И.Г. Милославского действительно справедлива..
5.Филолог О.Н. Емельянова утверждает: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего».
В самом деле, читая текст, мы встречаем такие слова и выражения, которые помогают не только образно представить изображаемое, но и увидеть в этой словесной ткани самого автора.
Так, называя племянника «погубителем», писатель и рисует бездушного, безжалостного человека, и даёт возможность читателю понять этим словом, что сам он осуждает подобных «охотников».
Именно поэтому в авторской речи появляются глаголы повелительного наклонения «не жадничай, не подличай», которые образно передают поведение молодого человека в лесу.
Таким образом, анализ выразительных средств в речи автора даёт возможность понять, что они не только тесно связаны с художественными образами, но и являются средством проявления авторской индивидуальности.
6.деепричастие
Умелое употребление деепричастий даёт возможность автору живописно передать детали действия, усилить образность художественного текста.
Например, в стихотворении Р.Саути «Лодорский водопад» деепричастия «клокоча» и «грохоча» помогают услышать мощный шум падающей воды, а «дорисовала» силу водопада вновь эта же особая форма глагола – «вздымаясь, вздуваясь».
Именно деепричастия помогли воссоздать прекрасное зрелище могучего потока воды, стремительно летящего с высоты.
Эту их особенность – конкретизировать, детально описывать
какой-либо процесс – отметил лингвист
А.Н.Гвоздев, утверждавший, что
«деепричастия…устраняют однообразие
в перечне отдельных действий одного
и того же лица».
7.«Задача автора рассуждения - как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности», - считает известный филолог А.А.Аверинцев.
Он, конечно же, прав. Умение грамотно выстроить аргументацию, основываясь на фактах, примерах, помогает изложить свою позицию или найти истину в споре. А обоснование своей точки зрения похоже на шахматную игру: в рассуждении тоже нужно продумать и выстроить последовательность доказательств.
Посмотрим, как это делают герои текста Е. Пермяка. Диалог Колес также напоминает игру в шахматы, где реплики, словно фигуры, идут в наступление, и языковая “война” выглядит все убедительнее. Справедливым аргументом начинает своё рассуждение Заднее Колесо (предл. 5), не менее убедительным выглядит ответ Переднего (предл.7- 8). С доводами Заднего (предл. 11, 16-19), кажется, сложно спорить, однако Переднее находит ответные доказательства (предл. 23-26)
Неужели оба спорщика правы? Увы, нет. Хоть с задачей убедительного обоснования своей правоты Колеса справились, но только их собственный опыт показал, что нет движения как без ведущих колёс, так и без ведомых.
8. Филолог Ф.И. Буслаев был убежден: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
С этим сложно не согласиться. Приставки придают новые оттенки словам, а окончания служат для выражения грамматических значений слов и их связей. Смысл же слова невозможно понять, не принимая во внимание контекст предложения.
Обратимся за примерами к рассказу В. Солоухина. Так, приставка в слове «распрямившись» в предложении 4 указывает на изменение состояния: наклонившийся рассказчик, выпрямил спину, а окончание глаголов «стукнет», «не спущу» (предложение 62) - показатель такой глагольной категории, как будущее время.
Действительно, только в предложении можно увидеть богатство значений слов, оценить важность окончаний и приставок. Я не могу не согласиться с мнением филолога Ф.И. Буслаева.
9. Слова обретают определённый смысл лишь в законченном высказывании, в построении которого участвуют словообразующие и формообразующие морфемы. В тексте В. Солоухина можно найти множество примеров, доказывающих это утверждение.
Так, в предложении 40 приставка в слове «перебежать» придает глаголу «бежать» значение «преодолеть», то есть бежать до тех пор, пока препятствие не закончится.
Окончание также играет огромную роль. Например, у существительных оно выражает значение рода, числа, падежа; без этой функции нарушилось бы логика речи и устной, и письменной. Так, в предложении 1 слово «участок» в словосочетании «копать на участке» могло быть употреблено только с этим окончанием, указывающим на единственное число, мужской род, предложный падеж.
Следовательно, справедливо утверждение Ф.И. Буслаева о том, что «только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
10. «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки»,- был уверен филолог Ф.И. Буслаев, и я целиком разделяю эту точку зрения.
Действительно, слова обретают определённый смысл лишь в законченном высказывании, в построении которого участвуют словообразующие и формообразующие морфемы.
Обратимся к тексту В.Солоухина и докажем это утверждение. Приставка за- в глаголе «закричал» (предложение 32) не только имеет значение начала действия, но и указывает на совершенный вид этого глагола. А если бы прилагательное «толстый» в предложении 4 не было согласовано в роде, числе и падеже с существительным «прут» и не стояло в единственном числе мужского рода творительного падежа, на что указывает окончание –ым, то вряд ли бы стал понятен смысл высказывания.
Следовательно, филолог Ф.И.Буслаев был прав.
Соч на нравст тему 15.3
1.Доброта — это такое человеческое качество, которое позволяет не делать зла и не мыслить плохо, быть открытым людям, сопереживать им. Добрый человек не оскорбит других, его сердце полно любви к тому, что его окружает.
Например, в рассказе Ю. Яковлева компания рассказчика по-настоящему добрая: дети «видят» Нинку сердцем, и для них она была хорошей, а потому и красивой (предл. 11). Им даже начинало казаться, что красивее девочки никого нет.
Добрым я считаю и поступок самой Нинки, когда она предложила маме сыграть в красавицу (предл. 62–66). Девочке хотелось утешить её, переубедить, дать понять, что любимый человек не может быть некрасивым.
Доброта — одна из основ теплых человеческих отношений.
2.Я могу дать следующее определение понятия «доброта»: это положительное качество человека, проявляющееся в мирном настрое, тёплом отношении к окружающим, умении при необходимости поддержать и помочь. Это качество сближает всех людей, служит объединяющим началом.
Пример доброты мы находим и в рассказе Ю. Яковлева. Друзья считали Нинку настоящей красавицей только потому, что она была хорошей (предл. 12). В их глазах, как в «добром» зеркале, она расцветала.
А вот новенький, появившийся в их дворе, не был добрым: он не постеснялся сказать Нинке, что она некрасивая. Мальчик действительно так считал, а её душевные качества были ему не важны.
Добрым я могу назвать и своего племянника, которому 10 лет. Он щедро делится игрушками и книгами с друзьями, от него не услышишь злого слова. Я думаю, он бы с удовольствием присоединился к игре в «красавицу» и тоже бы восхищался Нинкой.
Все-таки доброта — удивительное чувство. Оно не только преображает самого человека, но и делает светлее жизнь окружающих его людей.
3. Дружба — это одна из основ человеческих отношений. Друзья делят одни интересы, помогают друг другу, стремятся сделать друг друга лучше.
Пример настоящей дружбы находим в рассказе Б. Раевского. Он описывает отношения двух ребят, один из которых, Котька, делает вид, что тонет (предл. 63), чтобы избавить своего друга Юрку от страха перед водой. Он не признаётся в том, что притворялся, и хвалит своего спасителя (предл. 77), очень радуется, что его план удался (предл. 82). Для меня поведение Котьки — это поведение настоящего друга! Он не успокоился, пока не помог Юрке справиться с боязнью воды.
С примером настоящей дружбы мы знакомимся также и в рассказе Ю.Казакевича «Тихое утро», когда Яшка спас тонущего Володю.
Эти примеры помогают убедиться в правоте пословицы о том, что друг познаётся в беде.
Несомненно, счастлив тот, у кого есть друзья, ведь дружба — это фундамент, на котором строятся прочные отношения.
4. По моему мнению, дружба — это такое отношение между людьми, которое проявляется в искреннем желании поддерживать друг друга в любых ситуациях. Дружба проверяется сложными жизненными испытаниями.
Давайте обратимся за доказательствами к рассказу Б. Раевского. Юрка боится плавать после того, как чуть не утонул. Его друг Котька проявляет заботу о нём. Он несколько раз зовёт его купаться (предл. 7, 9), идёт за советом к физруку (предл. 29) и даже разыгрывает друга, притворяясь, что тонет (предл. 63). По-моему, это поведение настоящего друга, который делает всё, чтобы избавить своего товарища от страха перед водой.
Примером истинной дружбы можно считать отношения А.С.Пушкина и И.И. Пущина. Даже когда родная семья отвернулась от поэта, попавшего в немилость к царю, Пущин не побоялся навестить ссыльного друга в Михайловском, чтобы приободрить, поддержать, утешить.
В дружбе раскрывается много положительных качеств — забота, целеустремлённость, бескорыстие, доброта. Иметь настоящего друга — это истинное счастье!
5. Жизненные ценности – это шкала мер и оценок, которыми человек выверяет свою жизнь.
Жизненные ценности человека – это фундамент, на котором базируется вся его жизнь.
Жизненные ценности – это внутренний компас, по которому мы должны сверять каждый свой шаг и поступок.
Жизненные ценности – это путеводитель, помогающий нам достичь избранной цели
Они помогают
формулировать цели собственных поступков и желаний;
различать добро и зло;
определять свои ценностные ориентиры;
строить отношения с окружающими;
оценивать себя, свою деятельность и поведение в соответствии с устоявшимися в обществе нормами и правилами;
принимать решения;
избежать ошибок в выборе решений или действий;
чувствовать себя уверенно в любой жизненной ситуации и т.д.
6. Обида — это реакция на неприятность, которую считаешь незаслуженной по отношению к себе. Это чувство испытываешь, если тебя подвели, предали, если тебе сделали больно словом или делом, однако не стоит долго держать его в себе: обида разрушительна.
Рассказчик из текста В. Солоухина тоже испытывает подобное чувство, и оно рождает в его душе массу отрицательных эмоций: желание отомстить (предл. 9), агрессию (предл. 12), вынуждает идти на обман (предл. 21), переживать злость (предл. 42).
Обида, если её не простить, становится тяжёлым грузом, который носишь сам. С этим чувством жить непросто, оно жжёт сердце.
Так было и с героями сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца» - Настей и Митрашей. Но, когда дети простили друг другу мелкие огорчения, всё у них наладилось.
Значит, если не держать обиду в себе, то мир снова засияет всеми красками.
7. В моём понимании обида — это чувство, которое испытывает человек, когда по отношению к нему совершена несправедливость. Обиду не всегда легко простить, и сделать это получается только у самых отходчивых, незлобивых людей.
В рассказе В. Солоухина обиду чувствует рассказчик. Ему ни за что ни про что бросили в спину земляной шар. Рассказчик недоумевает: зачем Витька Агафонов это сделал (предл. 7)? Ответа не было, и поэтому «на душе было черно от обиды и злости» (предл. 9).
Любой бы обиделся на такое поведение и отомстил. Однако есть мудрое выражение: «Добро добром отплатишь — молодец! На зло добром ответишь – ты мудрец!» Рассказчик оказался мудрецом и не нанёс ответной обиды.
В самом деле, прощая обиды, мы открываем своё сердце добрым чувствам.
8. Если человек упорно идет к своей цели, невзирая на сомнения, неудачи, опасности и риск, то такого человека называют целеустремленным. Он постоянно в действии, в стремлении осуществить задуманное.
Именно так и ведет себя мальчишка по прозвищу Бычок из прочитанного мною рассказа. Несмотря на то что он чуть не утонул, борясь с «мертвой зыбью», «очкарик» не оставил намерения рано или поздно доплыть до Чертова Пальца. «Тощенький мальчик» показал «отчаянному береговому братству» пример настоящей целеустремленности.
Это же качество двигало и знаменитым авиаконструктором А.Н. Туполевым, создавшим такие самолёты, на которых были совершены знаменитые перелеты через Северный полюс в Америку.
У каждого человека есть своя мечта и своя цель, но характеризует его не они, а то, как он стремиться их достичь . Упорство, непреклонность отличают мечтателя от победителя.
Я уверен, что целеустремленность помогает стать успешным в жизни.
9. Целеустремлённость — это умение, несмотря ни на что, осуществлять свои мечты. Целеустремлённость говорит о силе характера, стойкости, способности собраться и шагать вперёд, несмотря на трудности, опасности, обстоятельства.
Меня восхищают целеустремлённые люди, наверное, потому, что я не могу назвать себя таким человеком. Вряд ли бы я, как Бычок из прочитанного мною рассказа, отважился снова поплыть до Чёртова Пальца после того, как оказался на волосок от смерти (предл.35)! Но «бледнолицый мальчуган» действительно оказался настойчивым. Для меня рассказ о нем — это рассказ о целеустремлённом человеке.
Такова и моя старшая сестра. Готовясь к городским соревнованиями по лёгкой атлетике, Галя отказалась от туристической поездки в Петербург: ей необходимо было соблюдать режим сна и тренировок. Остаться дома и посвятить время спорту было её осознанным решением.
Следовательно, целеустремлённость — это умение преодолевать возникшие препятствия и не опускать руки, встречаясь с трудностями
10. Безжалостность — это, на мой взгляд, жестокость, помноженная на душевную черствость. Там, где царит это чувство, нет места милосердию, великодушию.
Безжалостно поведение Яшки Кривоносого и его друзей в рассказе Б.Раевского. Над слабым, беззащитным Юлием они ради потехи чинят страшную расправу: заставляют есть землю, краской мажут голову (предл. 5–7, 17). Их не останавливает ни тщедушность этого подростка, ни его болезненный вид. Уверовав в свою безнаказанность, Яшка, встретившись на поединке с Юлием, думает не столько о победе, сколько об очередном унижении «слабака» (предл.58).
К счастью, Юла наказал хулигана, и мы искренне радуемся этому.
Вызывает негодование и отвратительная безжалостность барыни из рассказа И.С.Тургенева «Муму». Пользуясь своей властью, помещица заставила Герасима утопить собачку, которую он очень любил.
Безжалостные люди страшны, потому что у них нет души и сердца.
15.2 по проблеме в тексте
1) Вступление. Раскроем тему текста и сформулируем тезис:
Целеустремленность и сила воли – вот что превращает слабого в сильного. Такой человек точно знает, чего хочет, и обязательно достигнет своей цели. Поэтому прав рассказчик, говоря о Бычке: «…Этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...».
2) Приведём аргументы, используя вводные слова.
Во-первых, мальчик отчаянно смел, несмотря на физическую неподготовленность и слабое зрение (предложение 7).
Во-вторых, он борется до последнего, и, лишь случайно оставшись в живых, всё равно не отступает от задуманного (предложения 35-40). Даже местные мальчишки, раньше презиравшие его, не могли не признать в нем равного по силе духа, а потому приняли Бычка в своё общество.
3) Вывод.
Таким образом, рассказчик убеждает нас в том, что упорство и целеустремленность помогают достичь успеха в любом деле.
Море не любит слабых, поэтому понятно недоброжелательное отношение местных мальчишек к «хилому очкарику» с его «суетливой манерой плавать».
Однако внешний вид Бычка оказался обманчивым: дерзость мальчишки поразила подростков (предложение 7).
Но самое главное, что заставило местных и рассказчика изменить отношение к мальчишке, – это его стремление осуществить свою мечту: Бычок чуть не погиб, однако намерен снова доплыть до скалы (предложения 35-40).
Эта отвага и целеустремлённость «очкарика» заставила рассказчика поверить, что храбрый мальчуган выполнит задуманное.
Сила воли Бычка убедила всех: его мечта осуществится.
2.. Любой спорт– это дело сильных людей, потому что придётся научиться терпеть нагрузки при тренировках, преодолевать боль. Что же заставило Юла прийти в него?
Ему, слабому, забитому и униженному, захотелось отомстить Яшке, уничтожить его (предл. 19-20). Это желание так и осталось бы неосуществлённым, если бы не встреча со знаменитым Али Махмудом, давшим простой совет, как стать сильным.
Юлию нужно было принимать для себя решение – по-прежнему быть униженным и избитым или стать сильным, уверенным в себе. Мальчик последовал совету силача (предл.53), потому что только тогда можно добиться чего-либо в жизни , когда есть воля и терпение.
Справедливая победа в честном бою показала, что спортивная слава может вырасти из простого желания наказать обидчика, но при этом нужна упорная работа над собой.
.
3.. Безжалостность — это, на мой взгляд, жестокость, помноженная на душевную черствость. Там, где царит это чувство, нет места милосердию, великодушию.
Безжалостно поведение Яшки Кривоносого и его друзей в рассказе Б.Раевского. Над слабым, беззащитным Юлием они ради потехи чинят страшную расправу: заставляют есть землю, краской мажут голову (предл. 5–7, 17). Их не останавливает ни тщедушность этого подростка, ни его болезненный вид. Уверовав в свою безнаказанность, Яшка, встретившись на поединке с Юлием, думает не столько о победе, сколько об очередном унижении «слабака» (предл.58).
К счастью, Юла наказал хулигана, и мы искренне радуемся этому.
Вызывает негодование и отвратительная безжалостность барыни из рассказа И.С.Тургенева «Муму». Пользуясь своей властью, помещица заставила Герасима утопить собачку, которую он очень любил.
Безжалостные люди страшны, потому что у них нет души и сердца.
Два плуга
Стеклянный Человечек
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Цветущая сакура
Сказка "Узнай-зеркала"