Конкурс литературных работ "Живое слово"
Вложение | Размер |
---|---|
sonet_v_tvorchestve_u._shekspira.odt | 26.21 КБ |
Их судьбы, как истории планет...
Уильям Шекспир! Когда мы слышим это имя, то представляем не конкретного человека, даже не конкретного поэта. Мы вспоминаем эпоху, целый мир, «шекспировские характеры», его театр. В мировой литературе Шекспир стал символом Ренессанса, символом драматургии, национальной английской литературы, олицетворением высших достижений всего человечества.
Как удалось сыну мелкого торговца в Стратфорде написать такие произведения, которые сделали его легендарной личностью? До сих пор не заканчиваются споры литературоведов:
-выдумывал ли Шекспир свои сюжеты?
-сам ли разработал неординарные приемы драматургии?
-кому посвящены его сонеты?
-и существовал ли на самом деле такой гениальный человек?!
Того, кто когда-нибудь откроет эти тайны, ждет великая слава. Но для нас, обычных читателей, бесспорно одно: произведения Шекспира гениальны и будут востребованы во все времена, потому что говорят с человечеством на одном языке об общих для всего человечества ценностях!
Шекспир жил и творил в эпоху Возрождения. Естественно, что в его творчестве отразились и взлеты, и горькие плоды ренессансного мироощущения. Человек эпохи Возрождения мог быть, как и в любые другие времена, добрым или злым, честным или лживым, но никогда еще он не был так жаден, никогда еще не стремился заполучить все и сразу. На этом фоне трагическая музыка души в шекспировских сонетах звучит особенно громко.
Сонеты — целая Вселенная, где наиболее полно отобразилась личность поэта. Весь цикл шекспировских сонетов объединен сюжетом постепенного прозрения и познания жизни.
В первых сонетах царит гармония как во взаимоотношениях людей друг с другом, так и во взаимоотношениях человека с природой, чьим законам следуют лирические герои. Например, сонет 8. Но далее их ждет разочарование, так так под прекрасной маской может скрываться ложь, намечается сюжет, построенный по законам любовного треугольника.
Любовь слепа и нас лишает глаз...(сонет 137)
… Может ли измена
Любви безмерной положить конец?(сонет116)
Теперь это зрелая личность, готовая к борьбе за свои идеалы.
А если я не прав и лжет мой стих,
То нет любви — и нет стихов моих!
Шекспиром написано 154 сонета. Из них с 1-го по 126-й посвящены другу, остальные — возлюбленной. Это бесконечно дорогие люди для поэта. Поэт не называет их имен, потому что это слишком личная информация.
Что можем мы сказать о друге поэта? Он молод, знатен, богат и великодушен.
Образ друга связывают с одним из высоких покровителей Шекспира — Генри Ризли, графом Саутгемптоном (это был образованный аристократ, любитель театра). Именно его видят скрытым в инициалах посвящения на титульном листе 1-го издания в 1609г. Восхваляя друга, Шекспир выражает основную идею Ренессанса, в Италии провозглашённую ещё Пико делла Марадола, — величие человека. Шекспир славит в человеке качества, отвергаемые средневековьем: здоровье, физическую красоту, острый ум. Поэт не скупится на похвалы. Тревожит его одно: как бы эта красота не исчезла, поглощенная временем. Подобно заботливому отцу, он настойчиво убеждает друга продлить свою красоту и самому жить в детях, ибо “одинокий путь подобен смерти”.
С 127-го по 156-й сонеты посвящены “Смуглой даме”. По одной из версий – это Мери Фиттон, фрейлина королевы Елизаветы. В своих сонетах Шекспир выступает против давней литературной традиции, согласно которой только белокурые женщины считались прекрасными. Возлюбленная Шекспира – брюнетка, земная женщина, из крови и плоти, со своими изъянами и недостатками, но как магнит притягивает к себе.
Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали. (Сонет №130 в переводе С. Маршака.)
Свои сонеты Шекспир написал примерно между 1592 и 1598 годами, когда популярность сонета в Англии превзошла другие формы лирической поэзии. Некоторые из них продиктованы данью традиции, другие – живым чувством. Среди всех остальных выделяется знаменитый 66-ой сонет.
Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли замкнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу трудно будет без меня.
Разве могут устареть проблемы, поднятые в этом сонете? Конфликт, который раскрывается перед нами в этом сонете, общечеловечен, понятен каждому. Каждый из живущих может пережить крушение иллюзий, разочарование в любви, в жизни. Лирический герой прямо говорит, что хочет умереть. Почему? От невозможности жить в мире, где царят зло, обман, произвол.
Сонет построен на антитезе.
Мучительная жизнь- жизнь шутя
Наглость-чистота
Бедняк-богач
Мощь-немощь
Разум-глупость
Добро-зло
Но, оказывается, есть причина, заставляющая примириться с постылой жизнью. Она — в друге! Живите, говорит нам великий учитель, потому что ваша жизнь нужна вашим близким.
Герой сонета — идеалист. Такого отчаяния, разочарования не мог бы испытать средневековый человек. Он заранее знал, что совершенен лишь Творец. Только ренессансная личность, на время ослепленная красотой и гармонией земного бытия, способна была пережить такое разочарование. Поэтому многими исследователями было подмечено, что Гамлет в монологе “Быть или не быть!” решает тот же вопрос, что и в 66 сонете. Он не расскажет нам, сильной или слабой личностью считается человек, готовый отомстить, готовый на самопожертвование. Он заставляет нас задуматься о вечных ценностях. Например, об истинной любви.
М. Цветаева. В 1928 году по впечатлениям от прочтения шекспировского "Гамлета" пишет три стихотворения: "Офелия – Гамлету", "Офелия в защиту королевы" и "Диалог Гамлета с совестью". Мне кажется, именно в последнем поэтессе удалось уловить настроение великого предшественника:
– На дне она, где ил
И водоросли... Спать в них
Ушла, – но сна и там нет!
– Но я ее любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
– Гамлет!
На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных бревнах...
– Но я ее любил
Как сорок тысяч...
– Меньше,
Все ж, чем один любовник.
На дне она, где ил.
– Но я ее –
(недоуменно)
любил??
В стихотворении обыгрывается знаменитая фраза Гамлета:
Ее любил я. Сорок тысяч братьев
Всем множеством своей любви со мной
Не уравнялись бы...
По мере размышлений полная уверенность героя в своей любви постепенно переходит от однозначного утверждения к сомнениям, а потом и к полной неуверенности. В самом конце стихотворения Гамлет вопрошает сам себя:
– Но я ее –
(недоуменно)
– любил??
Стихотворение построено на основе внутреннего диалога лирического героя. Ведь именно в XX веке усилился интерес к внутреннему миру человека. Стихотворение М. Цветаевой отражает авторский взгляд на "Гамлета", авторское отношение к персонажам трагедии. Некоторые из исследователей считают, однако, что поэтесса создает совершенно отличные от шекспировских образы и сюжеты.
Сонеты Шекспира еще можно сравнить со сменой дня и ночи: какие бы тяжелые мысли не одолевали нас ночью, на смену ей обязательно придет день. Он принесет с собой новые надежды и откроет новые горизонты. Ведь надежда — это то, что объединяет Шекспира, читателя 16 и 21 веков.
Закончить мне хотелось бы словами одного из известных исследователей творчества великого поэта Александра Абрамовича Аникста:
«Шекспир – одно из чудес света, которым не перестаёшь удивляться: история движется гигантскими шагами, меняется облик планеты, а людям всё ещё нужно то, что создал этот поэт, отдалённый от нас несколькими столетиями. Быт, нравы, обстоятельства, изображённые в его драмах, подчас далеки от наших, и тем не менее в том, что он изобразил, ощущается та высшая правда, какая доступна только самому высокому искусству».
Районный конкурс литературных работ
«Живое слово»
450 лет со дня рождения поэта и драматурга Уильяма Шекспира (1564-1616)
«Сонет в творчестве Уильяма Шекспира»
Автор: Хмелевская Виктория Юрьевна,
1999 года рождения.
МБОУ «Верхнемедведицкая средняя
общеобразовательная школа»
Курского района, Курской области,
305504 д. В. Медведица,
ул. Советская 17Д, 590704.
Руководитель: Ванина Алла Маратовна,
учитель литературы.
«»
Щелкунчик
Мастер-класс "Корзиночка"
Ласточка. Корейская народная сказка
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Как напиться обезьяне?