ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ДЕТИ И ВОЙНА"
Вложение | Размер |
---|---|
deti-i-voina.doc | 56 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Семенниковская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа:
И
Автор: Палицына Кристина, ученица 4 класса
Руководитель: Пальцина Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
с. Семенниково
2016г.
Содержание
Введение.
1. Выбор темы проблемы
1.1. Область исследования
1.2. Актуальность проблемы.
1.3. Цель исследования.
1.4. Этапы исследования.
2. Теоретические сведения
2.1. Дети и война
2.2. Помощь в тылу
2.3. Остаётся только память
Заключение
Список литературы и источников
Приложения
Введение
Великая Отечественная война. Почему она началась? За счет чего наш народ смог выстоять и победить в этой войне?
В ней погибло 54 миллиона человек, 900 миллионов ранено, 28 миллионов стали инвалидами. В войну было втянуто 61 государство – четыре пятых населения планеты.
Наибольшие потери пришлись на долю Советского Союза. В Великой Отечественной войне в общей сложности СССР потерял более 26 миллионов человек; значительная часть из них – около 14 миллионов человек – гражданское население, погибшие в лагерях смерти, в результате болезней и голода, от налетов вражеской авиации… Потери Советской Армии составили почти 12 миллионов человек. Война оставила сиротами миллионы детей.
Дети и война… Как поставить рядом два этих совершенно не сочетаемых понятия?
Детство – это всегда радость, смех, шумные игры, красивые игрушки, школа, первые экзамены, праздники и первая любовь.
Все это было у детей того времени до 22июня 1945года, когда по все стране проходили выпускные балы.
И вдруг ВОЙНА! Которая в один миг всех детей сделала взрослыми.
Прошло уже более 70 лет с тех страшных событий, все меньше остается людей, кто был там, кто помнит, кто сможет рассказать нам о наших с вами сверстниках. О маленьких разведчиках, о храбрых героях, о тех, кто подставляя стульчик, работал у станка, о тех, кто в тылу делал все что мог для Победы.
«В память детского сердца, верного и смелого, гордого и нежного» выбрана мной эта тема.
1. Выбор темы проблемы
1.1. Область исследования: тяжелые испытания, выпавшие на долю детей военных лет
Объект исследования: дети Великой Отечественной войны
1.2. Актуальность:
Гипотеза: если мы не будем хранить память о невинно погубленных жизнях, о героических поступках детей, их тяжелой жизни в годы ВОВ, то так и будут гибнуть дети от практически непрекращающихся военных действий на нашей планете.
1.3. Цель: изучить роль детей в Великой Отечественной войне
Задачи:
1.4. Этапы исследования:
январь – изучение литературы, подбор теоретического материала.
февраль – работа с собранной информацией, обработка данных
март – написание научно-исследовательской работы, защита на
конкурсе «Я – исследователь».
Методы исследования:
2. Теоретические сведения
2.1.Дети и война.
Самым страшным при изучении этой темы для меня стала информация о детских невинно загубленных жизнях во время войны. До сих пор мало известна цифра – более 5 миллионов детей были узниками концлагерей – Бухенвальда, Освенцима, Треблинки, Саласпилса и десятков других. Ужас рабского унижения, постоянные глумления, медицинские эксперименты. В живых оставался один из десяти. Ужас охватывает от просмотра страшных кадров, а каково было им?…
Блокада Ленинграда с 8 сентября 1941г. по 27 января 1944г.( 872 дня).
Унесла жизни 1,5 млн. человек. В блокаде находились 400 тысяч детей.
Как объяснить им, почему так страшно изменилась жизнь? Почему завывают сирены? Почему нет еды? Почему взрослые ничего не могут исправить?
У каждого ребенка своя жуткая история. Ужас, страх, голод…
Но никто не сидел, сложа руки. Дети помогали, чем могли взрослым: вставали к заводским станкам и изготавливали детали для оружия; тушили на крышах зажигательные бомбы; расчищали завалы; с весны до поздней осени работали на совхозных полях; помогали в госпиталях раненым.
Они учились, сражались, трудились: 15 тысяч школьников награждены медалью «За оборону Ленинграда».
В Красноярск во время блокады было вывезено 3тысячи человек. В память о блокадных детях 7 мая 2005 года на проспекте Мира установлен памятник.
(скульптор – Константин Зинич, архитектор – Андрей Касаткин).
2.2. Помощь в тылу.
Гибли дети и в боях. Становясь партизанами, сынами полка, разведчиками, санитарками, артистами вместе с взрослыми ковали Победу.
Не только в кровопролитных боях ковалась Великая Победа, но и глубоко в тылу.
Мужчины уходили на фронт, поэтому на их место возле станков становились женщины, старики и конечно же дети, которые работали без отпусков, с утра до вечера, падали от усталости и голода, но не сдавались. И случилось невероятное: благодаря их самоотверженному труду уже в 1942 году Советский Союз превзошел Германию по производству танков, самолетов, орудий. Они понимали, что от их усердия зависит судьба Родины.
Как же жили люди глубоко в Сибири, когда война 1941-1945 годов бушевала по всему миру?
Село Семенниково –258 погибших. На фронт ушли здоровые и сильные мужчины, а заменили их дети и подростки, женщины, у которых на руках остались старые родители, ребятишки.
Ещё 5 лет назад 9 мая за праздничный стол усаживались более 40 тружеников тыла, но детский труд в годы войны не был легким, потому возраст и болезни унесли жизни многих наших односельчан. Сейчас их осталось 9 . Я расскажу лишь о некоторых из них.
Васютина Нина Николаевна родилась в 1930г. в с.Ермаковское, маленькой девочкой увезли её в д. Аверьяновка. Отец ушёл на фронт и не вернулся. В семье было 7 детей. Ещё не окончив 4-х летней школы, под присмотром учителя, детей, в том числе и 11-летнюю Нину, направляли пропалывать поля, собирать колоски после уборки. В колхозе за работу ничего не платили и Нина с другими детьми отправилась в с. Ермаковское подкашивать траву литовкой. Недолго поработали и вернулись назад. Устроилась на свинарник: нагрести картошку, перемыть её, затарить в огромный бачок, разжечь его, натаскать воды и всё это сварить. Пока варится нужно почистить у свиней, насыпать свежей соломы, накормить свиноту. По тёмну нужно бежать в свинарник: управиться и быстрей домой затопить печь и сварить обед да свой скот накормить. Опять на работу и до темна. Однажды в колхозе выдали Нине – свинарке кирзовые сапоги для работы на свинарнике - вот радость была! Поближе к зиме отправили в тайгу на лесозаготовки: пилить огромные в 4 охвата кедры, пилили «баяном» - 1,5 метровая ручная пила, сучки обрубали, складывали их в кучи. А когда пришла пора отправиться на сплав, сбежала, потому что боялась воды: огромные заторы - тронь их и посыпятся брёвна, чуть опоздал так и останешься под ними.
За тяжелый и доблестный труд в годы войны и послевоенные годы награждена медалями: (50 лет, 60 лет, 65 лет Победы в годы Великой Отечественной войны) и медалью в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина 1970г. Тихонько лежат в красных коробочках в серванте эти награды, стесняется она их надеть. Вроде ничего особенного не делала: просто, добросовестно работала.
А еще трех замечательных дочек вырастила. Две из которых Ус Вера Васильевна и Вахрушеве Таисия Васильевна много лет до самой пенсии проработали в нашей школе.
Беликова Валентина Николаевна, которая родилась в 1929 г. С двух лет проживала в п. Сизая Красноярского края (ныне Майнская ГЭС). В семье, кроме Валентины, было трое детей.
С 13 лет Валентина носила почту по всем заимкам от п. Сизая и до п.Голубая – это самое малое 18 километров. Ежедневно, в любую погоду по тропиночкам, по горным тропкам на заимки одна разносила, кроме весточек с фронта и пенсию старикам: 3 руб. 40 коп. – за каждую выданную пенсию ей платили 20 копеек, вот и вся зарплата. Нужно отметить, что ни один человек не обидел храбрую девчушку, ни один зверь не перешёл тропку. Вот так, ежедневно, вроде ничего особенного. До сыта никогда не ели.
Вырастила и дала образование всем 5 детям, за что наградили её медалью «Мать-героиня».
В 1990 году, будучи пенсионеркой, вместе с дочерью Бушмановой Алевтиной Николаевной, которая уже много лет работает в нашей школе учителем математики, из Тувы приехала в Семенниково.
Самая юная в годы войны была Булгакова Федосья Ивановна -10 лет.
Федосья Ивановна родилась в 1931 г. В д. Крестики приехала Феня с родителями ещё до войны.
В деревне работала 4-летняя школа, а пятиклассники с рюкзаками за плечами пешком - бегом от столба к столбу ежедневно добирались до Ермаковского, где жили на квартирах.
Когда наступала весна, бригадир дядя Гриша Рыжих обходил дворы и спрашивал родителей, когда школьники вернутся с учёбы, чтобы отправить всех на полевые работы: боронить, колоски собирать, полоть поля. Уезжали безвыездно, на всю посевную. Дети жили на бригадах и спали на общих нарах, а рано утром, дядя Миша Михайлов вставал посреди комнаты и громко щёлкал бичом - поднимал детвору на работу до солнца, быков запрягать, пока овод не ест и быки не бзыкают. А вечером, так же, под окрики, но уже без бича укладывал всех спать, даже шептаться запрещал. Феня с подружкой боронили на одном быке: одна ведёт быка за верёвку, бык тащит борону по полю, делает круг, чистят борону, подружка спит, или не спит, затем меняются и так до темна.
А как 9 мая 1945 года прошло и не помнит, наверно, как всегда, в работе на поле - посевная. А если услышишь песни, значит, на работу поехали или праздник какой.
Окончив 9 классов, поступила в педучилище. С 1970 работала в Семенниково до пенсии в детском саду: воспитателем и заведующей. Обе ее дочери учителя начальных классов.
В прошлом году на торжественном мероприятии в Доме культуры Указом Президента Российской Федерации все эти женщины были награждены юбилейными медалями ««70 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг.».
Моя прабабушка Пальцына Валентина Ивановна во время войны была совсем маленькой девочкой, но в нашей семье помнят её рассказы о том, как зимой из под снега на колхозных полях выкапывали картошку, чтобы не голодать, как помогали взрослым вязать вещи для отправки на фронт. За свою жизнь она вырастила 9 детей и до самой пенсии проработала в нашей школе техничкой.
2.3. Остаётся только память.
Ежегодно 9 мая все наше село собирается у памятника погибшим солдатам на митинг, посвященный Дню Победы. Очень хорошо, что он находится на территории школы. У нас сегодняшних девчонок и мальчишек есть возможность не только помнить, но и ухаживать за памятником. Лучшие ребята нашей школы удостаиваются чести в этот праздничный день нести вахту памяти.
Заключение
В заключение своего выступления, я хочу вернуться к вопросу, который прозвучал вначале. За счет чего наш народ смог выстоять и победить в этой войне?
А как он мог не выстоять? Когда на борьбу с фашизмом встало все население страны от мала до велика.
Мы - дети, внуки и правнуки должны помнить, какой огромной ценой оплачено наше мирное благополучное сегодня. Давайте и мы удивимся этим людям: что помогало проворачивать огромнейшую работу, откуда у детей военной поры есть радостные воспоминания о счастливом детстве, и спросим себя: а смог бы и я так?
Заглядывая в завтрашний день, хочется надеяться, что память о войне будет священной всегда. Она должна быть вечной, ибо в ней величие нашей истории, мужество и доброта людей, творящих ради жизни на земле. Нельзя допускать, что бы в наше время гибли дети от пуль и бомбежек.
«Помните – трагедия может повториться! Через 70 лет вновь рвутся снаряды и бомбы, вновь не умолкают автоматы на земле Украины, познавшей все ужасы фашизма. И, как и тогда гибнут, калечатся дети, теряют своих родителей и свой дом, голодают! Есть ли в мире более страшные преступления, чем преступления против безвинных детей?!» - обращаются к нам бывшие узники концлагерей.
Мы против войны! Мы голосуем за Мир!
«Я в госпитале мальчика видала.
При нем снаряд убил сестру и мать.
Ему ж по локоть руки оторвало.
А мальчику в то время было пять.
Он музыке учился, он старался.
И вот лежал - и застонать боялся.
Он знал уже: в бою постыден плач.
Лежал тихонько на солдатской койке,
обрубки рук вдоль тела протянув…
О, детская немыслимая стойкость!
Проклятье разжигающим войну!...» О.Берггольц, 1940г. Финляндия
«Помните!
Через года, через века,
ПОМНИТЕ!»
Итогом этой работы планирую совместно с классным руководителем провести внеклассное мероприятие в нашем классе к празднику «9 мая», посвященное детям войны.
Список литературы и источников
http://antisochinenie.ru/сочинения/Солоухин/Еще_о_творчестве_Владимира_Солоухина
Л. Нечаев. Яма
Злая мать и добрая тётя
Марши для детей в классической музыке
Бабочка
Почему люди кричат, когда ссорятся?