Выбор темы актуален, так как многие народные традиции в православии уходят в прошлое, а зависимое от новомодных гаджетов молодое поколение нашей страны мало интересуется культурным наследием своего родного края. Данное исследование может помочь ребятам глубже познать духовную культуру родной земли, задуматься о смысле жизни. Как наши предшественники бережно хранили свою историю и преемственность поколений, так и нам не стоит забывать завет соотечественников, которые стояли у истоков нашего села.
Вложение | Размер |
---|---|
zubova_h.v.doc | 276 КБ |
Окружной этап Кирилло-Мефодиевских чтений
Исследовательская работа
Престольный праздник села Нижняя Быковка
Автор:
Зубова Христина Владимировна,
учащаяся 5 класса
ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка
Кошкинского района
Научный руководитель:
Татаренкова Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка
с. Кошки
2018 год
Оглавление
I. Введение……….…………………………………………………………стр.3-5
II. Основная часть
Глава 1. Сельские престольные праздники. Прошлое и настоящее……стр.6-11
Глава 2. Изучение уровня осведомленности одноклассников
о престольном празднике нашего села………………………………….стр.13-14
2.1. Результаты анкетирования…………………………………………..стр.13
2.2. Вывод…………………………………………………………………стр.14
III. Заключение…………………………………………………………...стр.15
IV. Список литературы ………………………………………………....стр.16
V. Приложение
Буклет «Престольный праздник села Нижняя Быковка»…………... стр.17
У каждого народа есть свои обычаи и традиции, которые делают его культурное наследие особенным и неповторимым. Даже в маленьком населённом пункте имеется своя самобытная культура. Не исключением является и мое родное село Нижняя Быковка.
14 ноября 2015 года для жителей нашего села запомнился надолго. В этот день мы отмечали престольный праздник, и в селе Нижняя Быковка состоялся Крестный ход, проведенный настоятелем Михайло-Архангельского храма с. Владимировка Елховского района Валерием. Сельчане живо откликнулись на него. Жители шли по селу с иконами. Бабушки пели молитвы и церковные песнопения. Ход начался с того места, где раньше стоял храм, разрушенный в годы богоборчества. Мой дедушка рассказал мне, что церковь была названа в честь святых чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, и престольный праздник в нашем селе отмечается в день их памяти.
Мне стало интересно узнать о православных святых, почитаемых в нашем селе, во имя которых был освящен храм и отмечается престольный праздник.
Так была определена тема моей работы: «Престольный праздник села Нижняя Быковка».
Считаю выбор темы актуальным, так как многие народные традиции в православии уходят в прошлое, а зависимое от новомодных гаджетов молодое поколение нашей страны мало интересуется культурным наследием своего родного края. Данное исследование может помочь ребятам глубже познать духовную культуру родной земли, задуматься о смысле жизни. Как наши предшественники бережно хранили свою историю и преемственность поколений, так и нам не стоит забывать завет соотечественников, которые стояли у истоков нашего села.
Гипотеза: я предполагаю, что престольный праздник в селе Нижняя Быковка отмечается в память святых Космы и Дамиана Асийских, в честь которых был освящен храм, построенный в нашем селе в начале 20 века. Небесные покровители служат нам духовной защитой от бед и невзгод.
Цель проекта: изучить духовные и культурные традиции села Нижняя Быковка, особенности празднования престольного праздника в честь святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских; выяснить уровень информированности жителей нашего села и одноклассников об истории празднования престола; вызвать интерес к духовным ценностям своего народа, приобщить к православной вере.
Задачи:
Объект исследования
Престольный праздник села Нижняя Быковка.
Предмет исследования
Традиции и обычаи престольного праздника в честь святых чудотворцев Космы и Дамиана Асийских.
Методы проведения исследования
Новизна проекта заключается в том, что предметом исследования является малоизученная тема. Ежегодно мы отмечаем престольный праздник, но плохо знаем его историю, традиции и обычаи празднуемого события в честь святых, почитаемых церковью. И хотя этот день не отмечен в календаре, мы отметим его красным цветом в летописи нашей истории.
Практическая значимость проекта
Материалы исследования можно использовать на уроках православной культуры, во внеурочной деятельности, на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Продукт проекта
Буклет «Престольный праздник села Нижняя Быковка».
II. Основная часть
Глава 1. Сельские престольные праздники. Прошлое и настоящее.
В православном христианстве существует много праздников и памятных дней. Особо почитаются даты важных событий библейской истории, память Божией Матери, ангелов или святых. Кроме этого, у каждого православного храма есть и свой отдельный престольный праздник, который отмечается один раз в году. Престольный праздник еще называется храмовым, или коротко – престолом. (Престолом называли самое святое место в храме).
На Руси престольные праздники появляются после официального введения христианства (998 г.), когда начинается строительство христианских храмов. Этим храмам часто присваивалось имя какого-либо святого, объявляемого покровителем верующих данного прихода. Установленный в честь него праздник считался храмовым или престольным. Он пользовался особой популярностью среди жителей данной местности. Какой праздник в данном селе будет престольным – этот вопрос решался на церковном сходе. Обычно престольные праздники отмечались несколько дней. На них съезжались гости и родственники из соседних деревень. В каждом селе на престольный праздник готовились праздничные блюда, устраивались застолья.
В наши дни, когда после долгих десятилетий атеистического гонения церковь вновь обрела свои прежние позиции, престольные праздники не утратили своего значения, однако форма их проведения претерпела некоторые изменения. Прежним остался весь цикл праздничных богослужений, установленных церковным каноном. Также сопровождаются они крестными ходами, хотя и не столь продолжительными. В наше время их маршрут обычно пролегает вокруг храма и редко выходит за пределы церковной ограды. Престольный праздник имеет большое значение для православных христиан, дает возможность верующим выразить свое почтение и любовь к тому или иному святому.
Из рассказов старожилов нашего села, а также из справочного краеведческого материала я узнала, что «село Нижняя Быковка было основано в 40-е годы 19 века переселенцами из центра России».[1] В 1910 году была построена деревянная церковь на средства прихожан. Придел был освящен в честь святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских, день памяти которых православная церковь празднует 1 ноября (по старому стилю), а 14 ноября (по новому стилю). Во все времена это был праздник, и для односельчан, и для жителей соседних сел, окончания летних и осенних полевых работ. Убран урожай всех сельхозкультур, посеяны озимые хлеба, вспахана зябь. В старину к этому времени обмолочены снопы убранного хлеба, которые предварительно были свезены в хранилища для снопов. Пришло время отдохнуть. А тут и подходит день Космы и Дамиана, престольный праздник. В народе этот праздник зовут «Кузьма-Демьян». По словам верующих, молитва святым в этот день имеет особую силу.
С днём осеннего Космы и Дамиана связана народная традиция начинать обучать детей грамоте, отчего, по-видимому, происходит обычай молиться святым угодникам «о прозрении разума и учению грамоте». По народным представлениям Косма и Дамиан – покровители лекарей и знахарей, поэтому нередки обращения к ним в заговорах от различных болезней.
В этот день также отмечается девичий праздник (Кузьминки). По обычаю, девушка – невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечеринку». Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты – картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду. Среди обязательных блюд была каша, варили кузьмодемьянское пиво. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках, после чего ели в определённом порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце – блюдо каши со свиным салом. После угощения начинались игры молодёжи. Кузьминская вечеринка могла продолжаться всю ночь.
В советские годы храм не считался историческим памятником, и в 1954 году он был разрушен. На месте церкви была построена школа. Многие жители села, даже в годы гонений на православную церковь, свято хранили икону святых Космы и Дамиана и чтили православные традиции праздника.
К сожалению, разрушенную церковь в селе восстановить не удалось. Местные жители сейчас ездят на службу в соседний храм с. Владимировка. Настоятель церкви, отец Валерий, по просьбе прихожан, в престольный праздник совершает молебен и Крестный ход по нашему селу. В этот день все люди от мала до велика выходят из своих домов, радушно встречают крестоходцев, чтобы поддержать такое дивное шествие и разделить духовную радость. Батюшка окропляет их святой водой и читает Акафист святым чудотворцам Косме и Дамиану Асийским. В наше трудное время жизни русского народа Крестные ходы служат утешением в горе, помощью в печали. Соборная молитва Крестного хода дарует надежду на Божью милость. Он укрепляет веру самих участников и воздействует на тех, кто видит его со стороны. Хочется, чтобы Крестный ход стал у нас старой доброй традицией и проводился как можно чаще.
Мирская часть праздника состоит главным образом из приёма гостей, проведения трапез и всеобщего гулянья по деревне. Посещение родни в праздничный день считается делом обязательным, а уклонение от этого рассматривается как нанесение обиды всему роду. Застолье заканчивается поздно вечером, а может даже продолжиться на следующий день. По русскому обычаю, такая программа считается необходимым условием каждого престольного дня.
Как два светильника, сияющие добрыми делами, прославились Косма и Дамиан даром исцеления, полученным от Бога. Святые Косма и Дамиан были родом из Асии. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Их отец-язычник умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать, Феодотия. Пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочной жизни по закону Господню. Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных. Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого ― силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить даже животных. С горячей любовью к Богу и ближним братья вышли на общественное служение. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте». Слава о святых Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками.
Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так звали больную) и по усердной молитве святых братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра своего совершенно здоровой, славя Бога. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы ― Отца, Сына и Святого Духа». Услышав Имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет. Вскоре исполнилось время святому Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где будет могила Дамиана. Но тут, по воле Божьей, свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божьего. Честные мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия).
По смерти святые бессребреники совершили много чудес. Жил в Феремане, близ храма Космы и Дамиана, некто Малх. Собираясь в далекий путь и оставляя супругу надолго одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А враг рода человеческого, вселившись в одного из друзей Малха, задумал погубить женщину. Он завел ее в пустынное место и захотел надругаться над ней и убить. Женщина, увидев, что ей грозит опасность, с глубокой верой воззвала к Богу. Тогда явились два грозных мужа, и лукавый человек отпустил женщину, бросился бежать, но упал в пропасть. Мужи отвели женщину домой. У дома своего она, кланяясь им до земли, спросила: «Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней?» «Мы рабы Христовы Косма и Дамиан» ― отвечали они и стали невидимы. С тех пор святые братья Косма и Дамиан почитаются покровителями святости и ненарушимости христианского брака. В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвой при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.
В житии святых Космы и Дамиана, в частности, говорится о том, что легче измерить море и пересчитать звезды, чем рассказать обо всех совершенных братьями чудесах. Но, наверное, в этом и нет большой необходимости, ведь даже одно чудо, совершенное праведным человеком по воле Божией и силой Его имени, гораздо ценнее многочисленных «чудес», лишенных какого бы то ни было смысла. Святые братья всей своей жизнью, своим подвигом бессребреничества, своей проповедью Христа показали, что значит быть христианином. Чудеса же здесь — только лишь Божие благословение их веры и служения.
Мне удалось опросить жителей села Нижняя Быковка и выяснить, что они знают об истории церкви и престольного праздника. По словам односельчан, в нашем селе раньше была православная церковь. К этому приходу относилась также деревня Шабаловка. Во времена гонений на церковь храм был разрушен. Местные активисты в 1954 году материал от церкви использовали для строительства школы. Огромный церковный колокол был переплавлен. Разрушение церкви отнюдь не означало отмены престольного праздника.
Престольный праздник во все времена особо почитаемый. В этот день жители отдыхали от работы, ходили в церковь, принимали гостей из соседних сел. Готовились к торжеству заранее. Хозяйки мыли дома, натирали полы, убирали участки. Украшали иконы расшитыми полотенцами. С раннего утра топили печь, варили пиво, стряпали для гостей пироги. Поскольку праздник не приходится на пост, то готовится разнообразное угощение. Традиционным блюдом на столе является курник. Также в это время принято резать кур – всю неделю курица должна быть на столе, поскольку это обещает счастье и удачу в делах. По народным приметам, если в этот день съесть куриное мясо, то у вас в хозяйстве будут хорошо водиться куры.
В старые давние времена у нас жили староверы (или старообрядцы). По воспоминаниям бывшего директора школы Павловой Л.А., село Нижняя Быковка состоит из двух частей. Начиная с улицы Центральной и до магазина – это Проновка, а от магазина и в сторону д. Шабаловки – Курская, здесь в основном и жили староверы, поэтому сохранилось кладбище, в народе прозванное «калагурское». Сторонники старой дохристианской веры проживают и сейчас у нас в селе, чтят и соблюдают наши традиции и обычаи. Они также отмечают сельский престольный праздник, участвуют в Крестном ходе, посещают близлежащую церковь в селе Владимировка Елховского района. Не забывают они своих усопших предков, заботятся об их могилах, содержат погост в чистоте и порядке.
История престольного праздника села Нижняя Быковка уходит глубоко своими корнями. Зародился он одновременно с появлением церковного прихода в начале 20 века. Местный храм был освящен в честь святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских, почитаемых церковью 14 ноября (по новому стилю). Из жития святых я узнала, что родом они были из Асии, а жили в конце 3 – начале 4 веков. Свою жизнь посвятили лечению людей. Причем плату с больных не брали, строго соблюдая заповедь Господа Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте». Слава о святых Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками.
Церковь в честь Космы и Дамиана в селе Нижняя Быковка была разрушена в советское время, а традиция отмечать престольный праздник “Кузьма-Демьян” сохранилась по настоящее время. Жители нашего села готовятся к нему заблаговременно. Наводят порядок в домах, на их территории, готовят традиционную праздничную трапезу. Посещают храм в с. Владимировка, участвуют в Крестном ходе. Старшее поколение приобщает к своим традициям молодежь. Наряду со взрослыми они принимают участие во всех праздничных богослужениях, народных гуляниях.
Любой православный праздник, а особенно престольный, - это торжественное богослужение, это повод вновь обратиться к святому, чья память отмечается церковью, приходом. Это радость богообщения, которая объединяет всех верующих.
Глава 2. Изучение уровня осведомленности одноклассников
о престольном празднике нашего села.
2.1. Результаты анкетирования.
Я решила узнать, что знают мои одноклассники об истории престольного праздника села Нижняя Быковка и святых покровителях, именем которых называлась старая церковь. С этой целью я провела анкетирование с учащимися своего класса. Ребятам были заданы следующие вопросы: «Что вы знаете о престольном празднике нашего села? Как он называется? Когда он отмечается? Почему престол назван в честь святых Космы и Дамиана?»
Проведя анкетирование, я выяснила, что не все мои сверстники знают о престольном празднике. Из 10 человек только пятеро (50%) дали положительный ответ. Дату праздника не вспомнил никто. Название праздника также им неизвестно. Мне удалось выяснить причину: дети не знают имена святых небесных покровителей нашего села, так как на его территории нет церкви, и не все ребята в престол могут посетить храм в другом месте. Кто-то из ребят слышал о празднике, но в памяти не удалось сохранить его название.
И тогда я решила устранить эти пробелы в их знаниях и провести презентацию и презентовать буклет с целью привлечения внимания к духовной культуре нашего села, религиозным традициям земляков.
Великий русский ученый М.В.Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Мы должны ценить и помнить обычаи своего народа, передавать их из поколения в поколение.
Проведенное исследование на предмет знания учащимися 5 класса истории престольного праздника села Нижняя Быковка показало, что мои одноклассники не обладают необходимой информацией по данной теме, затрудняются в воспроизведении даты праздника, имени святых покровителей села.
Я постараюсь познакомить своих ровесников с историей престольного праздника нашего села, житием святых братьев Космы и Дамиана Асийских. С этой целью будет организована тематическая презентация и создан буклет «Престольный праздник села Нижняя Быковка».
III. Заключение
Для достижения поставленной цели задачи, сформулированные мною в работе, решены в полном объеме. В результате проведенного исследования был изучен энциклопедический материал о престольном празднике, раскрыто его значение для христиан. Исследована духовная литература о житие святых чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, традиции и обычаи престольного праздника села Нижняя Быковка
Проведены встречи с жителями села Нижняя Быковка и анкетирование одноклассников, учеников 5 класса, на предмет знания об истории престольного праздника в честь святых покровителей Космы и Дамиана. Проанализированы результаты исследования. Для мотивации интереса к традициям и обычаям празднования престольного праздника была организована презентация, создан информационный буклет.
Таким образом, моя гипотеза полностью подтверждена. Мое предположение о том, что престольный праздник в селе Нижняя Быковка отмечается в память святых Космы и Дамиана Асийских, в честь которых был освящен храм, построенный в нашем селе в начале 20 века, оказалось верным.
Материалы исследования могут послужить основой для дальнейшего изучения на уроках православной культуры, во внеурочной деятельности, на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Наше любимое село – это место, где мы живём и трудимся, где рождаются наши дети, растут внуки и правнуки. Проходят годы, столетия, а сейчас именно мы пишем историю своей малой Родины. И как приятно, что престольный праздник села Нижняя Быковка займет в ней своё достойное место.
IV. Список литературы
http://voskresenie.cerkov.ru/index.php/prestolnye-prazdniki/
V. Приложение
Буклет «Престольный праздник села Нижняя Быковка»
[1] Арнольдов Н.А. Исторический краеведческий словарь-справочник «Край наш Кошкинский от А до Я», 2005.
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Северное сияние
Мороз Иванович
Кактусы из сада камней
Мост Леонардо