Работа очень интересная, творческая, написана легким и доступным языком.Читается на одном дыхании.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_vasilevoy_2.docx | 22.9 КБ |
Тема сочинения: «Мое понимание проблемы в «Балладе о борьбе» Высоцкого»
Владимир Высоцкий. Это имя знает сегодня каждый взрослый, каждый школьник. Сложно найти человека, который не знал бы этого поэта, актера, артиста, исполнителя своих песен. Он действительно очень знаменит, благодаря своим песням, которые часто исполнял на семиструнной гитаре. Его песни трогают до глубины души, заставляют о многом задуматься, многое в своей жизни изменить и переосмыслить Я считаю, что это один из тех великих людей, которыми хочется восхищаться, которых хочется слушать.
Кто он? Владимир Высоцкий. Он кумир миллионов людей не только восьмидесятых годов, но и кумир многих людей сегодня. Его стихи, песни, кинофильмы с его участием востребованы и сегодня, пользуются огромной популярностью во всем мире. Одна из его работ - «Баллада о борьбе» - тоже была исполнена им самим. И поверьте, именно это произведение заставляет мое сердце трепетать и биться сильнее
Бытует мнение, что книга – это верный друг. Когда заканчиваешь ее читать, то ощущаешь в душе какую-то пустоту, словно от тебя ушел близкий человек. Так было , когда я прочитала произведение Высоцкого «Баллада о борьбе».
Согласна, что не бывает плохой литературы, есть просто люди с разными мнениями, вот и все. Но я не знаю ни одного человека, которому не нравилось бы что-то из произведений легендарного Высоцкого.
Что же меня волнует в этой балладе?
Во-первых, сам автор. Я считаю, что это удивительный человек, безусловно, очень талантливый. Его стихи не печатали, критиковали, запрещали, но он все равно не сдавался. Критики боялись резкости в его стихах, их раздражала его популярность. Этот человек не унывал, знал цену своим стихам, прекрасно знал, почему его не публикуют. Я удивляюсь стойкости Владимира Высоцкого и его целеустремленности.
Во-вторых, само произведение заставляет задуматься о многом, не оставляет равнодушным читателя. Оно очень тронуло меня, ведь война – это всегда страшно, она не обходит стороной никого. Проблема в «Балладе о борьбе» основывается на том, что нынешнее поколение не понимает, что такое война. Я с уверенностью могу сказать, что его произведение заставляет узнать, почувствовать, что же такое война на самом деле.
Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф.
Что он хотел донести до нас в этом четверостишье? По-моему, это очевидно. Мы живем в мирное время, видим голубое небо, не слышим выстрелов и криков, не видим ужасов настоящей войны. Именно поэтому мы – книжные дети, которые знают о войне только по рассказам дедушек и бабушек, а также из любимых книжек. Мы не знаем настоящих битв, не знаем, что такое настоящая катастрофа. Ведь для нас сейчас трагедия – это небольшая ссора с друзьями, плохая оценка в школе или ссора с родителями. Для детей, которые видели, пережили войну -это смерть близких, это ужасы, голод, жестокость и несправедливость, это постоянный страх и беспросветный мрак.
И Высоцкий очень хорошо это передал. Он донес до читателей основной смысл, дал понять, что он имеет в виду. Пусть и так резко, немного грубо. Сам Высоцкий никогда не участвовал войне, на тот момент, когда немецкие войска пытались сломить русский дух, ему было всего лишь три года. Но маленький Высоцкий навсегда запомнил, что такое война, что такое страх, что такое ожидание и тревога.
Его лирика очень разнообразна, но именно к теме войны он обращался часто, практически всю свою недолгую жизнь. В балладе, которую выбрала я, он пытается показать детей, которые родились в послевоенные годы, которые узнают о войне из книг и рассказов взрослых.
Детям вечно досаден
Их возраст и быт —
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид.
Но одежды латали
Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.
А здесь, как мне кажется, он говорит о том, что нас – детей – вечно все не устраивает. То мы слишком маленькие, то мы слишком взрослые. Что-то происходит в жизни – мы часто ищем плохое в этом. Если сравнивать нас с другими детьми, с теми, что видели войну, окажется, что мы совершенно разные. У нас другие ценности, мы пытаемся больше читать о войне, ведь нам интересно, как все это было, как все происходило. Иногда даже задумываемся о том, что могли бы быть полезны в то время хоть чем-то. Но лишь дети войны знали весь ужас происходящего, знали, что ничего хорошего в этом нет, и если бы не было войны – их близкие были бы живы, было бы все совсем по-другому.
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз.
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.
И пытались постичь —
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Принимавшие вой, —
Тайну слова «приказ»,
Назначенье границ,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.
Вообще в его произведении очень много рифм-противопоставлений (молитв-бит, костров-катастроф). Высоцкий напоминает нам о том, что мы живем в спокойном мире и при этом мечтаем о подвигах. Четвертая строфа тоже наполнена рифмами, которые выделяют для нас вымышленный мир, который мы придумали сами. С чего мы вообще взяли, что героями быть легко?
А в кипящих котлах прежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.
И злодея слезам
Не давали остыть,
И прекраснейших дам
Обещали любить;
И, друзей успокоив
И ближних любя,
Мы на роли героев
Вводили себя.
Почему мы хотим быть героями? Что нами движет? В четвертой строфе можно отыскать скрытое предупреждение о том, что война, описанная в книжках – слишком романтичная, какая-то неправдивая что ли. Ведь на самом деле она другая, не было никаких героев на поле битвы. Все были абсолютно равны и у каждого были одинаковые шансы на смерть. Это вновь можно проследить и в пятой строфе. Но, мы словно не понимаем этого. Нам кажется, что быть героем – замечательно. Мы не задумываемся и о том, что пережили те самые герои, чтобы их так называли. Нас волнует лишь это название, эта слава.
Только в грезы нельзя насовсем убежать:
Краткий век у забав — столько боли вокруг!
Попытайся ладони у мертвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.
Испытай, завладев
Еще теплым мечом,
И доспехи надев, —
Что почем, что почем!
Испытай, кто ты — трус
Иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.
Реальность все-таки всегда побеждает. Вымышленное представление о войне уходит на второй план, а реальность показывает себя во всей красе. Здесь противопоставлены действительность и тот вымышленный мир, который как раз-таки придумали «книжные» дети. В реальности все по-другому, ведь она, на самом деле, жестока. Героями становятся не потому что начитались книжек и захотели стать ими, они проверяются делами, подвигами и поступками. И Высоцкий, как мне кажется, в достаточно грубой форме дает нам это понять. Пытается донести до нас, что быть героем – совсем не легко.
И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили — его, не тебя, —
Ты поймешь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забрал —
Это смерти оскал! —
Ложь и зло, — погляди,
Как их лица грубы,
И всегда позади —
Воронье и гробы!
Здесь снова торжествует реальность. Высоцкий заставляет наши сердца дрогнуть и биться еще сильнее. Мне кажется, что девятая и десятая строфа – самые жестокие в этой балладе. Именно они полностью и бесповоротно возвращают нас к реальности, к нашему миру. Владимир Семенович пытается показать нам, что каждый герой смертен, что не всех героев знает страна, что героями можно и попросту не стать. Мы сталкиваемся со смертью, оказываемся в ситуации, когда на наших глазах умирает наш товарищ и понимаем, что не хотим ощутить это по-настоящему. Ведь потеря друга – это ужасно. Не каждый сможет собраться с силами, встать и продолжить идти по жизни, как ни в чем не бывало. А вот герои могут. Они забывают обо всех проблемах, спасают людей и совсем не думают о себе, о славе. Разве мы герои?
Если путь прорубая отцовским мечом
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почем, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил
С подлецом, палачом —
Значит, в жизни ты был
Ни при чем, ни при чем!
Последние строфы – итог. Мы живем в спокойном мире, но часто мечтаем о том, чтобы быть теми самыми «героями», не зная на самом деле действительности. Высоцкий знал, что такое война, что такое терять самых близких людей. Книги нужны, но не все в них бывает правдой, реальный опыт тоже должен быть. Мы должны понимать, что война – это всегда страшно, это слезы и боль, это страдания и смерть невинных людей.
Таким образом, заканчивая размышления, хочется сказать, что основная проблема данного произведения – неправильное понимание войны, желание стать героями этой самой войны. Эта баллада о борьбе с самим с собой, о том, что нужно быть самим собой, а не стремиться к чему-то, что на самом деле не стоит ни славы, ни каких-либо денег, ни тем более собственной жизни. Высоцкий смог показать нам, что героем быть непросто, героем стать может не каждый. А еще показал нам, сегодняшним школьникам, что такое настоящая война.
И пусть, сейчас творчество Владимира Семеновича Высоцкого не так популярно, как раньше, но я его стихи люблю и понимаю. Ведь именно он поднимает такие серьезные, актуальные проблемы, над которыми действительно стоит поразмышлять.
Что общего у травы и собаки?
Иван Васильевич меняет профессию
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"