Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остаётся с нами до конца. Каждый находит в нём что-то своё, близкое и понятное только ему.
У каждого возраста свой Пушкин.
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin-istochnik_vdohnoveniya_2.docx | 51.38 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСА»
ГУК «Областная библиотека для детей и
юношества им. А.С.Пушкина»
XI Пушкинские научные чтения
Доклад
на тему: «Пушкин – источник вдохновения художников разных жанров» (на примере некоторых балетных и оперных постановок)
Выполнили:
Ахмеров Юсеф Рифатович,
студент группы С-116
Контактный телефон: 8-964-994-64-68
Кожанов Дмитрий Олегович,
студент группы С-116
Контактный телефон: 8-987-810-68-89
Руководитель:
Войниленко Ирина Валентиновна,
преподаватель русского языка и литературы
Контактный телефон: 8-927-101-53-07
e-mail: stpt_as@mail.ru
Саратов, 2018
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Размышления о Пушкине………………………………........4-6
Глава 2. Произведения Пушкина – источник вдохновения
художников разных жанров………………………………………….7-17
Заключение………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………......19
Приложения………………………………………………………….20-28
Введение
Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остаётся с нами до конца. Каждый находит в нём что-то своё, близкое и понятное только ему.
У каждого возраста свой Пушкин.
Его стихи лепечут уста детей, и его же стихи, не покидаемые в стенах школы, текут вслед за нами в продолжение всей нашей жизни и, «ручьи любви», навсегда вливаются в наши души. И так проходят годы, десятилетия, а сам он не проходит.
Велик поэт, равно как велико и многогранно его творчество. Очень точны слова писателя А.Платонова, который считал, что Пушкин - природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически. Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением, - и это оставшееся вдохновение, не превращенное прямым образом в данное произведение и всё же ощущаемое читателем, действует на нас неотразимо. Писатель уверен, что истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою...».
Цель данной работы – познакомиться с некоторыми балетными и оперными постановками, в основу которых положены сюжеты пушкинских произведений.
Глава 1. Размышления о Пушкине
Солнце русской поэзии – Пушкин, крупнейший выразитель русского национального духа, именем своим отметивший целую эпоху родной литературы, никогда не перестанет занимать умы. Именем Пушкина отмечена великая эпоха русской литературы, и в этой эпохе центральной фигурой является великий поэт, отразивший в своих творениях русскую жизнь, ответивший на бесчисленные запросы современности и указавший широкие задачи будущности. Смело и с гордостью можно сказать, что ни один поэт не дал своей стране столько, сколько дала русскому народу муза Пушкина, щедрая, по меткому и высокопоэтическому выражению Гейне, «как солнце».
Благодарная Россия давно уже поставила поэта на заслуженный им пьедестал. На Пушкине воспитывается наше молодое поколение; Пушкин, которого читают все сословия и возрасты, наш любимейший поэт. Тифлис, 4 октября 1901 года[1].
Великая русская поэтесса Марина Цветаева писала: «Первое, что я узнала о Пушкине, это-что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт…Нас этим выстрелом всех в живот ранили»[2].
Цветаева обращалась к творчеству разных поэтов, но центральным полюсом её тяготения оставался Пушкин («Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв», «Искусство при свете совести», а также «Стихи к Пушкину»).
Согласимся с Е.В.Сомовой, что «слово Пушкин было для Цветаевой уже собственным именем божества…Для неё существовала одна аксиома: Пушкин – Бог среди поэтов»[3].
«Мой Пушкин» был воспринят некоторыми современниками как притязание на единоличное владение и претензия на единственно верное толкование. Между тем для Цветаевой «мой» в данном случае – не притяжательное, а указательное местоимение: тот Пушкин, которого я знаю и люблю с ещё до-грамотного детства, с памятника на Тверском бульваре, и по сей, 1937 год. Она не отнимала Пушкина у остальных, ей хотелось, чтобы они прочли его её глазами.
А.С.Эфрон считала, что самое показательное для Цветаевой – её свобода в отношении к Пушкину. Она острее большинства чувствовала… уникальность его личности, выражала восхищение и восторг его творчеством – на равных, глаза в глаза, без подобострастия одних или высокомерного превосходства других…[10]
Ю.И.Айхенвальд считает, что Пушкин – эхо мира, послушное и певучее эхо, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё… От шалости до молитвы, от шутки до гимна – в этом протекает жизнь, и это звучит в поэзии Пушкина. Он поведет нас, например, под издранные шатры цыган и научит нас, что и там живут мучительные сны, и там горят роковые страсти; он в пустыне чахлой и скупой увидит человека, которого человек послал к Анчару даже не словом, а только властным взглядом, - но в неумолимых и потрясающих словах стихотворения, посвящённого отравленному рабу, покажет нам мрачную трагедию самого Анчара, который стоит теперь в угрюмом одиночестве и плачет ядовитыми слезами: никто не приближается к нему, и ядом своим он прежде всего отравляет самого себя [1].
Юрий Михайлович Лотман, выдающийся русский учёный-лингвист, литературовед, многое из творческого наследия которого вошло и входит в культурную копилку человечества, считал Пушкина первым русским писателем мирового значения, участвующим не только в русском, но и в мировом литературном (и шире – культурном) процессе. «Творческое развитие Пушкина было стремительным. Не менее существенно то, что оно было осознанным: поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Творчество Пушкина многожанрово. На разных этапах разные жанры занимали доминирующее положение, выражая ведущее направление художественной мысли в те или иные годы. В известном смысле всё творчество Пушкина – единое многожанровое произведение, сюжетом которого является его творческая и человеческая судьба. Перенесение норм одного жанра в пределы другого оказывалось важным революционизирующим средством пушкинского стиля и источником его динамики. Отсюда поражавшее современников ощущение новизны и необычности пушкинского стиля. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального деления средств языка на «низкие» и «высокие». Это явилось существенным условием решения им важнейшей национально-культурной задачи – синтеза языковых стилей и создания нового национального литературного языка»[5].
Глава 2. Произведения Пушкина –
источник вдохновения художников разных жанров
Зачастую Интернет, хотя и является модернизацией важнейшего изобретения людей, заменяет общение с хорошей книгой, а читать приходится комментарии в социальных сетях. Но все-таки книги сопровождают нас всю жизнь и, уверены, помогают. Прав Ф.Бэкон, который сказал: «Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать» [14].
Также интернет и телевидение не могут полностью заменить настоящее искусство, которое объединяет кино, литературу, живопись, театр. Театр способствует духовному развитию человека: он развивает воображение, формирует понятие прекрасного, пробуждает чувства. «Страна искусства – все то, что сумел увидеть и понять человек, что сумел воплотить он в веренице образов в часы озарения, наполненные светом творческого познания, когда каждый миг полновесен, огромен, каждый миг – бесконечность. Ибо что такое время? Как измерить его протяженность? Миг счастья, миг осуществленного замысла, миг прозрения – это ли не бесконечность? [2, с.6].
Произведения А.С.Пушкина вдохновляли и продолжают вдохновлять художников разных жанров. Его произведения легли в основу многочисленных экранизаций, театральных постановок, явились основой творчества художников, композиторов, балетмейстеров.
По произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов:
М. Глинка «Руслан и Людмила» (опера), 1821 г.
А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г., «Каменный гость», 1868 г. (оперы)
М. Мусоргский «Борис Годунов», 1869 г. (опера)
Н. Римский - Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900 (опера), «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937) на музыку оперы), «Моцарт и Сальери», 1897 г. (опера)
П. Чайковский «Евгений Онегин», 1878 г., «Пиковая дама», 1891 г., «Мазепа», 1883 г. (оперы)
Э. Направник «Дубровский», 1896 г. (опера)
С. Рахманинов «Алеко», 1892 г., «Скупой рыцарь», 1903 г. (оперы)
Ц. Кюи «Кавказский пленник» (опера), «Пир во время чумы», 1900 г. (опера), «Капитанская дочка», 1909 г. (опера)
Р. Глиэр «Медный всадник», 1949 г. (балет)
Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867 г. (балет)
Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», 1934 г. (балет), «Барышня-крестьянка», 1946 г. (балет), «Кавказский пленник», 1938 г. (балет), «Пир во время чумы» (опера), «Медный всадник» (опера), «Граф Нулин», 1940 г. (балет), «Гробовщик», 1943 г. (балет), «Каменный гость», 1946 г. (балет)
К. Кавос «Кавказский пленник» (балет)
А. Аренский «Египетские ночи», 1900 г. (балет)
М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940 г. (балет)
А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г. (балет)
Я. Наполи «Скупой барон», 1970 г. (опера)
А. Николаев «Пир во время чумы», 1982 г. (опера), «Граф Нулин», 1983 г. (опера)
В. Кикта «Дубровский», 1984 г. (опера)
Ф. Галеви «Пиковая дама» в переводе П. Мериме, 1850 г. (опера)
Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893)
Одним из первых произведений, которые записал начинающий композитор в конце 1850-х – начале 1860-х годов, была «Песнь Земфиры» на стихи из пушкинских «Цыган», музыку для оркестра к сцене «Ночь.Сад.Фонтан» из трагедии Пушкина «Борис Годунов»; позже сочинит романс «Соловей», хор «Вакхическая песня»; оперы «Мазепа» и «Пиковая дама»; некоторые произведения останутся только в замыслах (опера «Капитанская дочка»).
В романе «Евгений Онегин» композитор видел реальные и правдивые образы, глубокую жизненную драму, которая происходила в условиях реальных, правдивых («энциклопедией русской жизни» называл «Евгения Онегина» В.Г.Белинский). Передать в музыке пушкинский роман хотелось по-новому. Музыкальную драматургию произведения он создаёт на едином мелодическом дыхании. Здесь все поёт. Композитор словно распевает стихи Пушкина. Подобно роману в стихах Пушкина, Чайковский создает свой роман в музыке.
Премьера оперы в исполнении учащихся Московской консерватории состоялась 17 марта 1879 года на сцене московского Малого театра под управлением Н.Г.Рубинштейна (Приложение фото 1-4 с. 20-22).
Публика приняла оперу восторженно. И вот «Евгений Онегин» пришел на большую сцену: в 1881 году его постановку осуществил московский Большой театр, в 1884 –петербургский Мариинский. Вскоре опера с триумфом обошла сцены театров Тифлиса, Харькова, Киева, Казани и других городов России, а затем за границей: Пражского национального театра (1888), гамбургского Оперного театра (1892) (Приложение фото 4 с. 22)
Интересно, что роль Ленского исполнял Леонид Витальевич Собинов
(Москва, Большой театр, 1898 год), чьё имя носит Саратовская государственная консерватория (Приложение фото 5, 6 с. 22-23).
С небывалым упоением работает Чайковский над оперой «Пиковая дама». «Я работаю со страстью и бесконечным наслаждением, так как сюжет мне нравится, есть настроение работать…» - писал композитор.
Начав писать «Пиковую даму» 19 января 1890 года Пётр Ильич уже через 44 дня окончил эскизы. Вслед за этим почти за две недели был сделан клавир, а к 8 июня и вся оркестровка. Чайковский писал: «Мне, признаться, и самому опера нравится более всех остальных моих, и многие места я совсем не могу как следует играть от переполняющего меня чувства. Дух захватывает, и хочется плакать!..»[4](Приложение фото 7 с. 23).
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
Музыка Рахманинова впечатляет мужественной силой, мятежным пафосом, нередко – выражением безграничного ликования и счастья. Искусству Рахманинова свойственна эмоциональная приподнятость, которую Блок определял как «жадное стремление жить удесятерённой жизнью…».
Юношеская опера «Алеко» написана на сюжет поэмы А.С.Пушкина «Цыганы». Либретто составлено В.И.Немировичем-Данченко. Действие развивается быстро и напряженно, на фоне красочных жанрово-бытовых сцен (хоровых и танцевальных) и небольших оркестровых эпизодов (лирико-драматических и пейзажных). Центром оперы являются (по своему местоположению и драматургической роли) следующие один за другим вокальные номера, в которых характеризуются главные герои оперы – Земфира и Алеко.
Вокальный стиль «Алеко» - мелодический. Голоса находятся на первом месте, оркестр – на втором, хотя его партия достаточно развита и драматургически значительна. Основой музыкальной формы оперы служат законченные музыкальные номера. В характеристике цыган Рахманинов не стремится к этнографически точному воспроизведению цыганского колорита и лишь в одном номере оперы – в «Пляске мужчин» - использована подлинная цыганская тема) и придерживается общих стилевых приемов.
Ценность оперы – в выразительности, юношеской свежести, непосредственности и эмоциональности музыки. Благодаря этим качествам «Алеко» сохраняется в репертуаре оперных театров.
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)
25 октября 1898 года в Русской частной опере состоялась премьера оперы «Моцарт и Сальери» Она была написана на неизмененный текст пьесы Пушкина, с небольшими лишь сокращениями.
«Моцарт и Сальери» сложился у композитора ещё летом 1897 года. Музыкальная ткань оперы была сплочена и объединена последовательно, неумолимо развивавшимся ходом психологической напряженной драмы. Оперу надо было слушать внимательно и чутко, не упуская ни одного слова, ни одного штриха. «…Однажды я набросал небольшую сцену из пушкинского «Моцарта и Сальери», причем речитатив лился у меня свободно, впереди прочего…», - вспоминал композитор.[5]
Кроме оперы им написано более сорока романсов, в том числе такие шедевры, как «Редеет облаков летучая гряда» и «Ненастный день потух» на слова А.С.Пушкина.
Римский-Корсаков стал автором веселой оперы-небывальщины в духе занимательного ярмарочного представления – «Сказка о царе Салтане». Римский-Корсаков, чье искусство звукописи уже давно было известно и признано даже самой недоброжелательной критикой, превзошёл здесь, кажется, самого себя. Чудо Белки, грызущей золотые орешки и вынимающей из них изумрудные ядрышки, чудо тридцати трёх богатырей, выходящих из моря, чудо невиданной красоты Царевны-Лебеди воплощены в музыке остроумно и вдохновенно. Либретто к опере написано молодым другом композитора Владимиром Ивановичем Бельским (Приложение фото 9,10,11 с. 24-26).
В 1899 году к столетию со дня рождения Пушкина Римский-Корсаков написал ещё одно произведение – кантату для двух солистов, мужского хора и оркестра «Песнь о вещем Олеге», прямо посвященной памяти Пушкина. Тогда же он переложил для голоса с оркестром ариозо «Пророк», написанное им ранее на мощный, точно вырубленный из базальта пушкинский текст, дав своему созданию выход в людные залы из узкого круга посетителей камерных концертов.
Балет «Медный всадник»
В поэме «Медный всадник» Пушкин противопоставляет грандиозной объективности государственного дела субъективное горе бесхитростной души и около памятника Петра Великого заметит маленькую фигуру бедного чиновника, которого счастье, и скромный роман, и самую жизнь задавило тяжело-звонкое скаканье Медного Всадника; и он отнесется к этому чиновнику, как старший и умный брат, но просто, без горькой насмешливости Гоголя, подаст ему только чистый хлеб сострадания, и разделит с ним его тоску в страшную ночь наводнения, и пожелает вместе с ним, чтобы ветер выл не так уныло и чтобы дождь стучал в окно не так сердито… [1]
„Медный всадник“" — произведение историческое и философское. Только советскому балетному театру с его сложившимися реалистическими традициями и опытом создания глубоко содержательных балетов, с его первоклассными кадрами исполнителей, владеющих искусством выразительного танца, могла оказаться посильной такая задача (Ростислав Захаров).
Композитор Рейнгольд Глиэр задумался о написании балета по пушкинской поэме в конце 1930-х годов, тогда же появились и черновые наброски музыки. В 1941 году театровед Пётр Аболимов создал сценарий спектакля, который представил руководству Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова — он был одобрен, но началась Великая Отечественная война, и к дальнейшей работе тогда не приступили.
Осенью 1944 года композитор вернулся к балету и сочинил основные музыкальные темы. Окончательный вариант либретто он получил от Аболимова только в 1946 году, вместе с официальным заказом театра на музыку к балету. Либреттист значительно расширил историю, описываемую в поэме, введя в балет различных персонажей, заимствованных из других пушкинских произведений: «Домик в Коломне», «Арап Петра Великого», «Родословная моего героя». Постановка спектакля планировалась к 150-летию со дня рождения Пушкина, широко отмечавшемуся в СССР в 1949 году.
В начале осени 1947 года Глиэр получил от постановщика балета Ростислава Захарова детально разработанный композиционный план, с изложением действия, а также длительностью и характером музыки. В 1948 году партитура была готова и Захаров приступил к постановке балета. В 1950 году Рейнгольд Глиэр за музыку к балету «Медный всадник» получил Сталинскую премию I степени.
Один из музыкальных номеров балета — «Гимн Великому городу» в обработке Григория Корчмара — в 2003 году стал официальным гимном Санкт-Петербурга.
Действие происходит в Петербурге в начале XVIII века и осенью 1824 года, когда 7 (19) ноября 1824 года произошло самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга.
Премьера прошла 14 марта 1949 года. Балетмейстер-постановщик Ростислав Захаров, художник-постановщик Михаил Бобышов, дирижёр-постановщик Евгений Дубовской.
Спектакль шел и в других театрах страны.
В Большом театре премьера состоялась 27 июня 1949 года. В Большом театре спектакль прошёл 109 раз, последнее представление состоялось 19 марта 1962 года.
13 октября 1951 — Львовский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Н. И. Трегубов, художник-постановщик О. Сальман, дирижёр-постановщик Л. Брагинский.
1953 — Новосибирский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик М. Л. Сатуновский.
1963 — Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, балетмейстер-постановщик С. М. Тулубьева.
31 марта 2016 года состоялась премьера балета «Медный всадник» на второй сцене Мариинского театра в рамках открытия XVI фестиваля балета «Мариинский». Хореография Юрия Смекалова, художник-постановщик — Андрей Севбо, художник по костюмам — Татьяна Ногинова, дирижёр — Владислав Карклин (Приложение фото 12,13 с.26-27).
Примечательно, что в 1952 году балет прошёл на сцене Саратовского театра оперы и балета. Балетмейстер-постановщик - В. А. Успенская.
К поэме «Медный всадник» великий русский художник А.Н.Бенуа создал около 70 рисунков. По мнению искусствоведа Абрама Эфроса, «о Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили. Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу» [15] (Приложение фото 8 с. 24).
Саратовский академический театр оперы и балета — один из старейших в Поволжье и в России, был основан в 1803 году. В настоящее время театр оперы и балета обладает богатым, самобытным репертуаром. В «золотой фонд» театра входят многие спектакли, в том числе по произведениям Пушкина: «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и другие.
Балет «Бахчисарайский фонтан» ставился в театре в 1936 году, затем - в 1951 году в постановке заслуженного артиста РСФСР В.Т. Адашевского, главного балетмейстера Театра.
Поэма «Бахчисарайский фонтан» написана в 1823 году. Первоначально Пушкин назвал её «Гаремом», но его соблазнил меланхолический эпиграф из Саади Ширазского: «Многие так же, как и я, посещали сей фонтан; но иных уж нет, другие странствуют далече. Слова о фонтане исключали заглавие «Гарем»; Пушкин решил сберечь афоризм персидского поэта и назвал её «Бахчисарайским фонтаном». Огромная тема перерождения жестокого завоевателя высоким чувством любви поднимает поэтическую новеллу на исключительную проблемную высоту. Дикий восточный деспот, пресыщенный наслаждениями, беспощадный в своих нашествиях и опустошениях, неожиданно склоняется перед величием этой «беззащитной красоты»:
Гирей несчастную щадит…
Мария, по Белинскому, это высокая культура романтизма, покорившая азиатское варварство.
«Бахчисарайский фонтан»— хореографическая поэма в четырёх действиях с прологом и эпилогом по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина композитора Бориса Асафьева, поставленная балетмейстером Ростиславом Захаровым по сценарию Николая Волкова в 1934 году.
Композитор Борис Асафьев был идеологом направления хореодрамы в балете 30-х годов XX века. Николай Волков оформил в 1932 году своё либретто в композиционную форму — балетную пьесу. Режиссёр С. Э. Радлов создал крепкую драматургическую основу, выразительным средством которой стал язык жестов — пантомима. Балетмейстер Р. В. Захаров изучал систему Станиславского, он также настоял на добавлении сцен: польского акта, возвращения Гирея после набега на Польшу (II акт), пляски татарских воинов (IV действие) и казни Заремы. По его просьбе в балете появился новый герой — Гирей. В драмбалете особое значение имела изобразительность танцевального языка танцовщика-актёра, каждая поза и жест которого получали смысловую нагрузку.
Первая постановка спектакля состоялась 28 сентября 1934 года.
Великая русская балерина Г.С.Уланова исполняла в балете партию польской пленницы Марии, Алла Шелест создала глубокий драматический образ Заремы, в котором страстно звучал протест против насилия власти гарема.
Спектакль ставился во многих театрах страны и мира
1936 — Самарский академический театр оперы и балета
1937 — Нижегородский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина
1938 — Екатеринбургский театр оперы и балета
1938 — Киевский театр оперы и балета имени Шевченко
1938 — Харьковский театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко
1939 — Грузинский театр оперы и балета имени Палиашвили
1939 — Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
1941 — Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского
1957 — Япония — труппа «Микико Мацуяма» (Mikiko Matsuyama)
1959 — Иркутский областной музыкальный театр имени Н. М. Загурского
1961 — Национальный театр (Белград) (National Theatre in Belgrade)
1962 — Воронежский государственный театр оперы и балета
1965 — Муниципальный театр в Базеле (Theater Basel)
1966 — Государственная Балтийская опера
1966 — Каирский оперный театр (Cairo Opera House)
1988 — Красноярский государственный театр оперы и балета
Балет в 3-х действиях Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан»
В Саратовском театре оперы и балета премьера состоялась в 1974 г.
Либретто Н. Волкова по поэме А.С. Пушкина
Балетмейстер-постановщик — А. Пантыкин
Дирижер-постановщик — заслуженный артист России Е. Хилькевич
Художник-постановщик — народный художник СССР А. Арефьев
Репетитор по балету — Т. Камышникова
Создатели балета с тонким художественным мастерством раскрыли не только лирическую тему, но и философский смысл пушкинского произведения. В музыкально-пластическом претворении возникают пленительные романтические образы — благородная, гордая Мария, деспотичный хан Гирей, страстная, трагичная в своей отверженной любви Зарема. В танце, насыщенном действием, и в формах ритмизованной пантомимы раскрываются характеры и весь сложный мир чувств, мыслей и переживаний героев.
Жанр этого балета можно определить как «хореографическая поэма». Считаем, что этому во многом способствует «словесная живопись» Пушкина. Например, сравнения «Так плачет мать во дни печали о сыне, падшем на войне…», «Так аравийские цветы живут за стеклами теплицы» и др. Высшую выразительность приобретали эпитеты: «сладкозвучные фонтаны», «едкие года», «зеленеющая влага». Звуковая гармония поэмы способствует обогащению исполнения по своим художественным возможностям и выразительным средствам.
Отсюда и особое внимание к жесту, как сказанному слову. Герои балета словно «произносят» полные чувств пластические четверостишия (Приложение фото 14, 15, 16 с. 27-28).
Заключение
В процессе изучения данной темы мы пришли к выводу, что о Пушкине трудно говорить спокойно.
Перед нами открылся безграничный простор таланта Пушкина, а творчество художников, музыкантов, режиссеров потрясло воображение.
Стало понятным то, что мы успели изучить и прочитать – всего лишь маленькая часть творчества великого писателя. Его слово – живо, образы – интересны.
По словам Ю.Айхенвальда, мы знаем, что в степи мирской, печальной и безбрежной, есть неиссякаемый животворный источник, где обновляется наше воодушевление и сила жизни, где мы почерпаем все новые и новые возможности мыслить и чувствовать, где нам дается святое причастие красоты. Великий и желанный спутник, вечный современник, он идет с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас, он всегда откликается на зов нашего сердца, жаждущего прекрасных откровений.
Список литературы
[1] Лернер Н. Труды и дни Пушкина. М., 1903 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: lib.pushkinskijdom.ru
[2] Цветаева М. Избранное/Сост., коммент. Л.А.Беловой.- М.:Просвещение, 1990. – 367 с.: ил. – (Б-ка словесника). с.267
[3] Сафронова И.П. «Эстетические функции пунктуации М.Цветаевой» (на материале циклов «Стихи к Блоку» и «Стихи к Пушкину») – Диссертация. – Ижевск -2004
[4]1 Чайковский П.И. – В кн. Прибегина Г.А. Петр Ильич Чайковский. – Москва, «Музыка», 1990, с.170
[5] Римский-Корсаков Н.А.– В кн. Кунин И.Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва, «Музыка», 1988, с.83
Рисуем пшеничное поле гуашью
Сорняки
Никто меня не любит
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью