Я я решила создать свой сборник легенд для путешественников, заинтересовавшиеся Пермским краем, для того, чтобы путешественники не только любовались красотой моего родного края, но и познакомились с его историей и легендами. Сначала я изучила множество легенд пермского края, связанные с реками, камнями, и загадочными местами и находками, затем я приняла решение, что все легенды не смогут войти в мой сборник, и я объединила в сборнике легенды, связанные с Полюдовским кряжем: Легенда о Вишерских камнях, легенды о Полюде, легенда «Вечная застава», легенда о Полюдовой пещере, след богатыря Полюда, легенда о красавице Вишере и богатырях Полюд и Ветлан, легенда «Кровавый пот предков».
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 33.7 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №74».
«В гостях у каменных богатырей.
Путеводитель по вершинам Полюдова кряжа»
ВыполнилИ:
Ученицы 6 «В» класса
Пачева Дарья, Урюпина Екатерина
Руководитель:
Мырзина Ольга Николаевна
Учитель ОБЖ МАОУ «СОШ №74»
Г. Пермь 2018г.
Содержание:
Введение. | 3 | |
Что такое легенда? | 5 | |
Историко-этнографическое описание. | 6 | |
Путеводитель по вершинам Полюдова кряжа. | 9 | |
Создание сборника легенд. | 13 | |
Заключение. | 15 | |
Список используемой литературы. | 15 |
Для исследовательской работы я выбрала тему «В гостях у каменных богатырей. Путеводитель по вершинам Полюдова кряжа». Этот материал представляет интерес для людей, интересующихся прозаическим фольклором, а так же этот материал будет полезен для любителей путешествовать. В моей работе собраны легенды Пермского края, а именно о камнях под названием Полюд и Ветлан.
Актуальность этой темы в том, что в настоящее время ощущается необходимость изучения прошлого и настоящего своей «малой родины».
Я много слышала об этих интересных, сказочно красивых местах. Кто здесь побывал, говорят о том, что здесь кругом лес, река, звенящий от свежести воздух, и где царит покой и умиротворение.
Просмотрев много материала и фотографии людей, побывавших в этих местах, я стала мечтать о своем путешествии по Полюдову кряжу.
Цель - создание сборника легенд, путеводителя по вершинам Полюдова кряжа.
Задачи:
Гипотеза: Если собрать легенды в сборник, «Путеводитель по вершинам Полюдова кряжа» , то это повысит интерес к изучению прозаичного фольклора или к путешествию по родному краю.
Методы и формы: Получение информации из печатных источников, глобальной сети Интернет, анализ и обобщение полученных данных.
2. Что такое легенда?
Легенды. Они появились давно, этому жанру невозможно дать точное определение, но они были и есть. Они, как обрывки, осколки того мира и времени, которое нам вряд ли удастся когда-нибудь полностью постичь. Они, как драгоценные доисторические камни, как неповторимые кусочки памяти, оставленные нам великими деяниями и историей, и имеющие огромную ценность в настоящем. Легенда — приблизительный синоним понятия миф. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.
Легенды, как правило, были устными рассказами; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано. Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний. Какой бы суровой ни была природа к людям, они неизбежно пытаются обжить ее, «очеловечить» или сделать частью культуры. Можно даже по-другому повернуть этот вопрос: одним из способов выжить в тех или иных природных условиях, способом закрепиться на территории, является включение, «вживление» тех или иных элементов природы, ландшафта, местности в систему мифов, ритуалов и человеческих представлений о мире. По богатству мифов и легенд, связанных с какой-либо местностью, можно судить о таланте и фантазии народа, населявшего ее. Уральские горы, с этой точки зрения, один из самых благодатных источников для этнологов, фольклористов, историков и краеведов.
3. Историко-этнографическое описание
Долгое время на эти предания исследователи не обращали особого внимания. Лишь в начале 1950-х годов, когда были опубликованы несколько новых русских летописей, В. А. Оборин заметил, что под 1268 годом среди жителей Новгорода упоминается некто Полюд, который отличался от прочих силой и сноровкой. Тогда же Владимир Антонович высказал предположение, что богатырь Полюд народных преданий с Вишеры, может быть, имеет какое-то отношение к летописному Полюду из Новгорода. Несколько позже эта гипотеза была развита географом Ю. Г. Вылежневым. Он писал, что слово «Полюдов» является типичным притяжательным прилагательным русского языка, отвечающим на вопрос «чей». — Чей камень? — Полюдов. Или, как бы мы нынче сказали, камень Полюда. Географическое название могло возникнуть лишь от личного имени Полюд. (Кстати, в новгородских летописях кроме новгородского боярина Полюда, упоминаемого в 1268 году, встречается имя некого новгородца Полюда под 1215 и 1224 годами, Полюда Късня-тинича под 1140 годом, протопопа Полюда в новгородском храме Святой Софии под 1138 годом, вдовы новгородского посадника Полюда под 1197 годом. Как мы видим, имя Полюд было не таким уж редким в Новгороде). Происхождение имени Полюд исследователи чаще всего относят к слову «полюдье», т.е. таким именем мог называться первоначально сборщик полюдья, дани. Но в ряде северных говоров слово «полюд» означает «гость», «пришелец».
В газете «Звезда» от 28 июня 1928 года, когда упомянутой гипотезы еще не существовало, была опубликована небольшая статья «Г-н Полюд — богатырь. (Заметки экскурсанта)». «Давно это было, — рассказывал хозяин, — когда на земле не перевелись богатыри старорусские. Был в новгородском посаде Полюд-богатырь, силы несусветной. Жена у Полюда была раскрасавица. Конь аргамак у него был мощный. Только раз вернулся Полюд из похода, а жена его уже не встретила, отошла она во сыру землю.
Сел Полюд снова на коня и поехал куда глаза глядят. Долго ехал он, путь прямой держал, все на север он поворачивал и приехал в земли горные. Выбрал гору он, что у Вишеры, взял все жительство себе в гору. Только скоро стал похваляться Полюд своей силой: «Если бы, — молвил он, — в небе кольцо мне ввернуть, притянул бы небо ясное к горе своей». И лишь только Полюд так вымолвил, как сделался он сразу каменным, и конь его тоже гранитным стал».
Не менее интересные сведения автор обнаружил среди дел Общества изучения Чердынского края, хранящихся в фондах Чердынского краеведческого музея. В небольшой тетради оказались и легенды о происхождении названия р. Чудовки. Она берет начало недалеко от камня Полюд и впадает в Колву напротив Чердыни. Одна легенда рассказывала, что название происходит от народа «чудь», который здесь когда-то жил. Другая записана так: «Жил на берегу речки старик охотник, и с той стороны, где теперь стоит с. Оралово, часто ему слышалось и чудилось пение петуха. Приходили к нему охотники и говорили, что там скоро будет село или деревня. И в самом деле, вскоре там возникло село, и назвали его Оралово, а речку — Чудовка, от слова «чудить»». Третий же вариант повествовал, что пришли сюда жить новгородцы и речке дали такое название в память о Чудовке, протекающей у них на родине, а камень назвали Полюд в честь новгородца по имени Полюд.
И здесь, как мы видим, оба предания связывают название горы с именем новгородца Полюда. Не слишком ли много совпадений? Летопись упоминает новгородца Полюда, заметного своей силой, и не одного. Народные предания, записанные раньше публикации летописи, также связывают название горы с именем новгородца. Причем характеристика Полюда в преданиях аналогична летописной. Кроме того, у камня Полюд берет начало р. Чудовка, такое же название имеет одна из рек Новгородской земли. Стоит гора Полюд на Вишере, и такое же название носит река невдалеке от Новгорода.
А есть ли другие доказательства, кроме преданий, топонимики? Может быть, здесь чем-то может помочь археология? Выяснилось, что около Полюдова камня однажды был найден предмет пермского звериного стиля. Но эта единичная находка что-либо подтвердить или, наоборот, опровергнуть не может.
Ну а если все-таки предположить, что Полюд жил здесь на Вишере, то, значит, он основал русское поселение на много лет раньше, чем построил свой городок Анфал Никитин. Может быть, кто-то и разрешит спор: кто же в Прикамье основал первое русское поселение? Богатырь Полюд из новгородского посада или же Анфал Никитин, новгородский воевода?
На этом можно было бы и поставить точку, но… Оказывается, не только в Пермском крае есть гора с именем Полюд. В Мурманской области существует гора-мыс Полютиха, в Архангельской области— гора Полюдиха. По преданиям, бытующим в Архангельской области, гора Полюдиха получила такое название, потому что здесь в древности жил богатырь Полюд и в этой горе у него были спрятаны сокровища (золото). В другом предании рассказывается, что Полюд да Шалим (этот богатырь жил на соседней горе Шалимихе, что в 22 км от горы Полюдихи) строили свои погосты, а так как топор был один, то они перебрасывали его друг другу. Порубит Шалим — кинет Полюду, тот порубит — кинет Шалиму. По другому варианту, богатыри одним топором (палкой) дрова рубили. Иногда вместо богатыря Шалима в преданиях фигурирует другое имя — богатырь Савин с горы Савинский угор. И еще одна интересная параллель. Все эти камни в Архангельской области (Полюдиха, Шалимиха, Савинский угор) находятся на возвышенности Пермские горы. Поэтому вопрос не только в том, жил ли у нас на Вишере новгородец Полюд, или его так уже назвали здесь, потому что был он гостем-пришельцем в этих местах, но еще и в том, а где же появились первые легенды о Полюде?
4. Путеводитель по вершинам Полюдова кряжа
Пермский край может гордиться не только своими красивейшими реками, но и горами. Горы на Урале называют камнями. Они не высокие, типичная высота вершин порядка 1000 метров. Но с ними связана история края, а народная память хранит легенды и предания о каменных богатырях.
Полюд. Полюд – это гора (529 м), которую иногда называют Полюдов Камень или Полюд-парма. Он является южной оконечностью Полюдова Кряжа, который начинается на правом берегу Вишеры у деревни Бахари (кстати, знаменитый Помяненный Камень, также является частью этого кряжа). Стоит на левом берегу Вишеры, как раз напротив Ветлана.
Река Вишера – это одна из основных рек Северного Урала. Ветлан – камень-останец на левом берегу Вишеры, в нескольких километрах от Красновишерска, отличающийся необычайной красотой и живописностью. Площадь охраняемой территории 860 га. Особой охране подлежат фрагменты горной тундры, криволесий и останцы кряжа. Здесь произрастают редкие аркто-альпийские виды, лиственный лес с примесью реликтовых для этих широт липы и вяза, пышное разнотравье.
Считается, что свое название получил от богатыря Полюда, жившего на заставе, расположенной на горе, и предупреждавшего жителей Чердыни об опасности во время нападения врагов с востока. Согласно легенде он ценой своей собственной жизни задержал вогуло-татарское войско Сибирского ханства князя Кихека, шедшего к Чердыни, дав время чердынцам приготовится к осаде.
Еще одна легенда рассказывает, что много лет назад жили два друга, богатыри Полюд и Ветлан. Влюбились они в красавицу Вишеру и начали великий бой за право обладать ею. Пять дней и ночей они безуспешно дрались, бросая друг в друга огромные камни, а на шестой день окаменели и превратились в одноименные горы, а красавица Вишера стала рекой.
К достопримечательностям камня относится «след великана» - углубление в камне, по форме напоминающий отпечаток гигантской стопы. Легенда говорит, что это след богатыря Полюда.
Полюд – одно из мест действия книги А. Иванова "Чердынь - княгиня гор". С вершины горы открывается изумительная панорама с видом Красновишерска и Чердыни. На вершину Полюда ведёт дорога от посёлка Бахари, расположенного на берегу Вишеры. Полюд являлся богатырем-защитником русского народа, оберегавший от «чуди белоглазой». Так или иначе, но благодаря такой поэтической трактовке эти природные достопримечательности обретают дополнительное очарование и вызывают интерес у туристов. Но с Полюдовым камнем связаны не только легенды, но и реальные исторические события. Некогда на его вершине жили монахи, стояла каменная часовня с избушкой. Есть там и источник, который до сих пор считается святым.
Ветлан. Камень Ветлан стал главной привлекательной достопримечательностью для туристов, посещающих город Красновишерск. Каждое лето Ветлан посещает небывалое количество иногородних туристов. Интерес к этому горному ландшафту связывают с удобным подъемом – лестницей, которая появилась на камне в октябре 2003 года. Половину средств на строительство подъема выделил областной экологический фонд, остальная часть поступила из районного экофонда. Таким образом, специалисты охраны природы решили проблему организованного подъема туристов, дабы те не вытаптывали остальные территории камня, где произрастают редкие, занесенные в Красную книгу Урала, растения. Деревянная лестница имеет перила и несколько боковых смотровых площадок. Полюбоваться на живописные места Вишерского края можно с высоты около 300 метров. Подъем на Ветлан остается действующим и зимой. За содержанием лестницы следит городской комитет по охране окружающей среды. Ветлан находится на реке Вишере в 8 км выше по течению г. Красновишерска. Интересный геолого-геоморфологический объект, представляющий собой почти отвесную систему утесов, начинающуюся на высоте 40-50 м от уреза реки с наивысшей точкой 263 метра над уровнем моря, общей протяженностью 1750 м. Отмечено 18 видов сосудистых растений, занесенных в Красную книгу Пермского края. Представляет значительный ботанико-географический, археологический и научно-познавательный интерес.
Колчимский (или Помяненный) камень – это гора в Красновишерском районе Пермского края. Колчимский камень является отрогом древнего Полюдова кряжа. Высота горы 780 метров над уровнем моря. Колчимский камень имеет вид вытянутого хребта, вершина которого усеяна скальными останцами причудливой формы. Имеет довольно крутые склоны, наиболее сильно это заметно с запада и юга. Ближе к вершине хребет покрыт курумом (КУРУМЫ - скопления глыб, возникающие обычно в горах в результате интенсивного физического выветривания. Залегают в виде плаща (''каменные моря'') или движущихся вниз по склону полос (''каменные реки'') – Большой энциклопедический словарь). На склонах горы берут свое начало несколько рек, таких как: Большой Колчим, Волынка, Северный Колчим, они питают своими водами Вишеру. С вершины горы Помянённый камень открывается отличный вид на уральские леса и горные хребты. Очень хорошо видно горы Полюдов камень, Тулымский камень и другие. Существуют два названия горы. Первое – это Помяненный камень. Так называют его вишерцы и колвинцы. И Колчимский камень – так называют язьвинцы. Первое название является более древним и связано, скорее всего, с местными сказаниями и легендами.
Узкая Улочка. История Северного Урала необычайно богата на мифы и легенды. Одна из них, наверное, самая красивая - легенда об Узкой Улочке. Находится это примечательное место недалеко от поселка Ныроб. Не доезжая до него несколько километров надо свернуть направо (прямо перед речкой Люнвой) и проехать около трех километров по грунтовой дороге. Между двух возвышенностей, на большой поляне вы увидите щит, информирующий о том, что вы находитесь на особо охраняемой природно-исторической территории «Искорское городище». Чтобы попасть на Узкую Улочку, надо повернуть направо, и, пройдя буквально двести метров по лесу, увидите одно из чудес уральской природы. На вершину скалы, вид которой перед вами откроется, ведут две параллельных расщелины. Ширина одной достигает двух-трех метров, а другой - едва пятидесяти сантиметров. Это и есть Большая и Узкая Улочки соответственно. Наиболее примечательна Узкая Улочка – она имеет длину около 40 метров и по форме, (конечно, очень условно) напоминает глубокую лестницу, вырубленную прямо в камне, и ведущую до самой макушки горы. Бытует предание, что, поднявшись по ней, человек очищается от всех грехов.
5. Создание сборника легенд.
Пермский край – по-настоящему волшебная территория. Всякому, кто хоть раз побывал здесь, вряд ли удастся забыть первозданную красоту здешних мест – древние уральские горы, дремучие леса, кишащие зверем и могучие реки, полные рыбы, издавна манили путешественников из самых разных городов и стран. Величественная природа края во все времена завораживала человека – все в ней казалось созданным не без участия сторонних (а то и потусторонних) сил. Почти у каждой реки, горы, пещеры в Пермском крае есть своя, вполне мистическая история. Яркий пример тому – легенды о богатырях Полюде и Ветлане. Долгое время здешние земли считались малоприступными, негостеприимными, – предполагалось, что их населяют таинственные и не всегда дружелюбные племена. Самым загадочным из них можно, пожалуй, назвать белоглазую чудь – народ, представители которого, по преданию, обладали двоякой природой и были людьми только наполовину, а на вторую половину принадлежали к миру духов. До настоящего времени ходят легенды, согласно которым чудь покинула Прикамье, «ушла под землю», после того, как в этих краях поселились пришлые люди. Существуют и обычаи, согласно которым в определенные дни принято «поминать чудь». Предметы пермского звериного стиля, которые сейчас бережно хранятся в музеях Прикамья, иначе называют «чудскими образками» – они изображают древних языческих божеств, объединяющих звериные и антропоморфные черты.
Вот поэтому я решила создать свой сборник легенд для путешественников, заинтересовавшиеся Пермским краем, для того, чтобы путешественники не только любовались красотой моего родного края, но и познакомились с его историей и легендами. Сначала я изучила множество легенд пермского края, связанные с реками, камнями, и загадочными местами и находками, затем я приняла решение, что все легенды не смогут войти в мой сборник, и я объединила в сборнике легенды, связанные с Полюдовским кряжем: Легенда о Вишерских камнях, легенды о Полюде, легенда «Вечная застава», легенда о Полюдовой пещере, след богатыря Полюда, легенда о красавице Вишере и богатырях Полюд и Ветлан, легенда «Кровавый пот предков».
6. Заключение.
Изучая легенды и создавая сборник, я пришла к выводу, что чем сказочнее содержание, тем дольше живет легенда. Поняла, что любовь к устному творчеству помогает развить интерес к изучению истории родного края, который необходим каждому человеку, и я сама заинтересовалась Полюдовским кряжем и с нетерпением жду лета, чтобы отправиться в путешествие по Вишерскому заповеднику.
Девочка-Снегурочка
Усатый нянь
Сказка "Узнай-зеркала"
Есть в осени первоначальной...
Рукавичка