Работа готовилась к городской конференции, посвящённой юбилейной дате создания "Золотого кольца". Для этого мы выезжали на место, чтобы познакомиться с людьми и городом поближе. Результатом работы были довольны и мы, и жюри))
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_polnyy_tekst.docx | 33.81 КБ |
VII городская научно-практическая конференция
«Золотое кольцо - уникальный культурно-исторический памятник России»
Автор работы: обучающийся 2 курса
Юрий Кузнецов
Руководитель: преподаватель русского языка
и литературы
Килина Ольга Леонидовна
Санкт - Петербургское Государственное
бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Колледж » Красносельский»
т.8(911)-215-08-05
olga-kilina@inbox.ru
Секция 2 «Литературная»
Номинация: « Мифы и суеверия русского народа»
Тема: «Быт и дух народа в русских суевериях.
Калужская область »
Санкт-Петербург
2017
Легенды и суеверия – значительная часть народной жизни. « Это путы, которые наш человек надел на себя по своей вине или по необходимости, по большому уму или по глупости, - но в коих он должен жить и умереть, если не может стряхнуть их и быть свободным… самому вредному суеверию нельзя противодействовать, если не знаком с духом и бытом народа». [1.с. 2]
Поверьем называется укоренившееся в народе понятие, не имеющее разумного объяснения. Поверье может быть истинное и ложное, в последнем случае оно называется суеверием. У нас существуют поверья, основанные на одном только вымысле; есть поверья, обращённые к язычеству, природе; есть – основанные на опыте и знаниях; поверья, отражающие дух времени, игру воображения; а есть и бессмысленные суеверия, их можно назвать мошенническими.
Русский народ издавна, обороняясь от нечистой силы, пытается защититься, с одной стороны, молитвой, а с другой - обращаясь к оберегам, заговорам, приметам. В этой работе я обращусь к теме дома и крестьянского быта на примере поверий Калужской области .
Происхождение названия города Калуга имеет свою легенду. Река Ока течёт с запада на восток, когда корабли ходили по реке, то шли на восток точно по «солнечной дороге». Этот солнечный путь назывался КОЛОГА. Коло – солнце, Га – дорога, путь, так и получилась - Калуга.
В Калужской области существует много интересных преданий. Одно из них гласит, что недалеко от города Козельска существует чертово городище.(С) В своей книге «Чёртово городище» О.Л. Прошкин приводит одну легенду о происхождении названия, она записана со слов местного крестьянина в 1876 году. У православного мужичка была красавица-дочь. Полюбилась она чёрту и стал он сватать её, пристал к отцу, что называется с ножом к горлу – отдай да отдай, и проси у меня тогда, что хочешь, а нет – жди беды. Но православного не скоро проведёшь, на то он и православный. Говорит мужик чёрту: « Ну что с тобой делать, коли полюбилась девка, так возьми, только с уговором: чтобы ты беспременно, до первых петухов построил тут, в лесу, моей дочке дворец, всему миру на удивление, а не построишь дворец, чтобы нам и не знаться более. Чёрт только ухмыльнулся и был таков. Посмотрел место, хвать - похвать, а камня-то в лесу и на сто вёрст нету. Делать нечего, собрал, значит, своих и ну таскать камни по воздуху откуда-то издалека. Трудился, сердешный, всю ночь, а кончить не успел; до окон, вишь, довёл, крикнули петухи, и где из них кто летел, значит, по воздуху с камнями-то, там их и покидали, что и о сю пору словно дорогу из леса в поле видать. Вот вам и отчего и прозвалось оно чёртово городище.»[3.с.4]
Народные легенды также связывают Чертово Городище под Козельском с Кудеяром –разбойником, с зарытыми там кладами. По преданию, на месте Городища находился «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой. Будто бы за одну ночь бесы соорудили на площадке в лесу двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд... Однако постройку закончить до рассвета не успели - прокричал петух, и нечистая сила разбежалась. И, по рассказам свидетелей, еще долгое время спустя, вплоть до начала XIX века, на Городище можно было видеть недостроенное здание - «памятник бесовской архитектуры», которое затем начало быстро разрушаться. (по материалам Калужских Губернских Ведомостей 19 в.)
Следы выкопанного «бесами» пруда заметны были еще в 80-х годах прошлого века; многочисленные каменные обломки, разбросанные вокруг Городища, свидетельствовали как будто бы о каких-то постройках, некогда бывших здесь. А на одном из камней, лежавших у подножия Городища, еще сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого.
В Калужской области до сих пор встречаются камни с рисунками Обережная сила таких камней калужанам давно известна, раньше у порога каждого дома лежал обережный камень, их закладывали одновременно с постройкой дома. Сначала такой камень просто вылёживался, пока выводили сруб, а когда подводили дом под крышу, и было понятно, куда будет течь вода, то в ближайшее к порогу место прикапывали камень так, чтобы на него можно было поставить посудину под струю. Этот камень берёг дом. Его называли камень-родовик, т.е. камень, на который могли прийти в гости умершие предки, чтобы посмотреть, как живут их потомки. На камни клали угощения. Позже, когда стали строить двухэтажные дома, такие камни клали на подоконники. Этот обычай соблюдался ещё до войны, сейчас практически ушёл.
Владимир Александрович Ткаченко, заместитель директора калужского Музея архитектуры ремесла и быта, рассказывал, что сам видел при сносе старых домов такие камни, они теперь находятся в этом музее; а у двух домов, кроме того, он видел черепа коров, закопанные под краеугольными камнями фундамента. По поверьям, черепа коня, барана или быка охраняли дом от злых духов.
Крестьяне и обыватели охраняли свои дома очень тщательно. Много интересного рассказала директор того же музея, заслуженный работник культуры Людмила Ивановна Фёдорова, автор множества научных работ по изучению традиций Калужской области. Например, когда утепляли дом на зиму, между окон клали игрушки-обереги. Ещё в 20е -30е годы 20 века продавали целые наборы межоконных игрушек, выпуск их был поставлен на поток. Задача всё та же – отпугивать зло.
Всем известно выражение: не свисти в доме – денег не будет. Считалось, что вместе со свистом человек выдувает своё счастье. Чтобы ребёнок не выдувал счастье, придумали игрушки-свистульки, а для самых маленьких - «громовички» и погремушки . «Громовичок» - это погремушка без ручки, с одним шариком внутри, ребёнок брал его в ладошку. Погремушка – на ручке, с несколькими камушками внутри, и ребёнок держал игрушку за эту ручку. Ребятишки громом и свистом беду от себя отгоняли.
Калужане-ремесленники уделяли большое внимание оберегам. Амбарные скобы, дверные ручки, домашняя утварь – всё это делалось с любовью, с тайным предназначением (вещи должны охранять дом) и делались они красивыми, ведь красивые предметы не могут нести зло. Петли на амбарные и домовые двери никогда не ковались без тайного смысла, они делались в форме дерева, бабы, с поднятыми к небу руками просящей благодати в дом. ( Баба –это мать, хранительница очага, постоянства, достатка). [2.с.6] Любой орнамент, кроме того, что он служил украшением, обязательно носил обережный и в то же время информативный характер. В этом плане очень показательны наличники на дверях и окнах.
Солнце по небу всегда возили кони (на груди у них нарисован знак солнца), поэтому на наличнике вырезали двух коней с хвостами-солнцами, а в середине две птички с распущенными хвостами, что означало пожелания счастья в дом. В Куйбышевском районе Калужской области такие птички «говорили», что в этом доме замуж выдали первую и последнюю дочь.
Наверху окна была корона (верхний наличник), внизу окна – борода (нижний наличник) .
В середине верхнего наличника вырезана корона-земля, чтобы земля рожала, её должно обогревать солнце-лошадка. Лошадка смотрит в две стороны – это солнце утреннее и вечернее. Обережная часть – рог барана, защищает от проникновения зла в окно. Под окном - «борода»: в середине наличника видим символичное изображение медведя (тотемного животного, подобия человека), а землю обрабатывает мужик (знак мужества). Из ноги медведя выходит собака, но не простая, а летучая. Летучие собаки посылались с небес на землю, чтобы мы много зла не наделали, они оберегают нас от плохих поступков.
В Калуге верят, что ночью солнце возят уточки, а кони - днём. Может, поэтому в 17 веке хранитель калужских домов – домовой – был похож на птичку. Исследователи так и назвали Калужского домового «ушастой птичкой». В 1995 году об этом же «проговорились» бабушки из деревни Хлуднёво, об этом свидетельствует целая полка птичек-домовых в музее, некоторые из которых датируются концом 17 века .
Традиционно домовой представляется в виде мужичка, иногда лохматого. Домовой живёт в каждом доме, в этом уверены многие калужане, а услышанные истории в своей убеждённости больше похожи на быль. О своём музейном домовом рассказала директор:
«Нашему дому 140 лет было в прошлом году, построил его купец Гостев, было у него четыре хозяина, последний был купец Цыплаков. После революции здесь было общежитие для репрессированных, и домовой… то ли его обидели, то ли ещё что, вёл себя плохо. Когда 25 лет назад мы пришли сюда, мы не могли ничего понять…. Он у нас может ходить, стучать, останавливать кинокамеру, в 1992 году мы приехали из Ленинграда и собирались снимать в доме (экспозиции ещё не было), мы не могли включить японскую кинокамеру. Что-то домовому не понравилось, и пока не попросили его, ничего не получалось, а он у нас строгий. Он не любит шума, например, когда ещё в 90-е годы на втором этаже, были всякие организации и там начинали «гулять», мы знали - домовой выгонит. А почему? Легенда сохранилась с дореволюционных времён: когда свершилась революция, сын хозяина решил вынести родовую икону, а домовой ему не позволил, сын замертво упал на пороге. Умер.
И вот мы почувствовали, что по вечерам, как-то «сверлит», не по себе становится. А тут ещё товарищ (писал у нас курсовую), снимал здесь, мы ему помогали, и он приходит и говорит, что в некоторых местах микрофон будто ладошкой прикрыт. Ну, мы попросили домового, чтобы не закрывал, мы его уважаем, он хозяин, он охраняет дом…
Вот благодаря домовому, благодаря калужанам наш дом сохраняется, потому что его трижды уже пытались снести. Калужане помогли очень, вмешался В.В. Путин… Вот дом пока стоит...»
К домовому всегда особое отношение, мало кто уверенно опишет его облик. По мнению одних, он похож на мужичка с мохнатыми ногами маленького роста, по мнению других – показывается он обычным человеком, только никому не знакомым, чаще же всего домовой являет себя в виде черного кота (или похожего на кота мохнатого зверя). В музее есть фигурка домового с человеческим лицом, ушами как у кота и детскими ножками. Фотографировать фигурку не разрешили, т.к. научная статья, касающаяся нового облика домового, ещё не опубликована.
В существовании домового даже сейчас убеждены многие жители калужской провинции, а еще недавно его существование было для крестьян само собой разумеющимся. И не только в силу традиции: домовые доказывали им свое существование, и не только стуками и шорохами на чердаке, но и более осязаемыми следами. Иногда – в прямом смысле.
Рассказов о том, как домовой «душил» или «давил», и сейчас бытует множество. Вариаций у них много, а суть одна: человек просыпается ночью от тяжести на груди («будто мешок поставили»), при этом иногда не может пошевелиться, а бывает, протянув руку, натыкается на что-то пушистое и мягкое. «Подавив» с минуту, домовой отпускает и исчезает, а утром, как уверяют, на шее иногда обнаруживаются следы лап домового в виде синяков… Впрочем, современные скептики объясняют «севшего на грудь» домового прозаически – перебоями в сердечной деятельности или просто домашней кошкой.
Другую повадку домового однозначно объяснить не получается. Это – заплетенные им в лошадиных гривах косички. Согласно поверьям, домовой чрезвычайно внимателен к домашней скотине, особенно к лошадям. Некоторые, правда, полагают, что у нее есть свой хозяин - дворовой, но большинство крестьян, в том числе и в Калужской области, дворового от домового особенно не отличают, а то и вовсе о последнем не знают.
«Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвост, дает ей корма, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он ее мучает и часто заколачивает до смерти». [4.с.476] По некоторым поверьям заплетает домовой косички не только в лошадиных гривах, но и в волосах и бородах спящих людей. В Калуге больше рассказывают про украшения лошадей. Такие же рассказы мы слышали в Тарусском районе, но точно никто не знает, откуда берутся эти косички, поэтому версия о домовом принимается как единственно верная. Коневоды сходятся на том, что от этих косичек нет ни вреда, ни пользы.
Можно долго говорить о том, почему нельзя макать хлеб в солонку. Спорить, как правильно прибить подкову; почему нужно уважать плотников и колодезников , а на святки непременно каждый день мести избу…
А. может, ну их, суеверья эти?
Не верь! Они не предвещают беды.
Без них намного легче жить на свете –
Лишь плюнь через плечо – и дальше следуй.
.
Этот древний-древний-древний мир!
Сочини стихи, Машина
Простые летающие модели из бумаги
Как напиться обезьяне?
Медведь и солнце