Актуальность:
- прозвища довольно широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности изучены мало.
- исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить очень интересное и неисследованное рядом с собой.
Вложение | Размер |
---|---|
zurbasheva_sosh_28_rabota_debyut.docx | 44.59 КБ |
Управление образования Исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28»
IX Республиканский конкурс исследовательских работ
и проектов школьников «Дебют в науке»
город Нижнекамск
Образовательное учреждение МБОУ «СОШ №28»
Класс 2 «Б»
Секция «Открываем тайны нашей речи» (русская филология)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Этимология прозвищ школьников»
Руководитель Немтышкина Галина Анатольевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории Учащийся: Зурбашева Дарья Вячеславовна |
Нижнекамск 2018г.
Содержание
Введение | 3 |
1.Теоретическая часть | 4 |
1.1. Начало исследования | 4 |
1.2. История возникновения прозвищ | 4 |
2. Практическая часть | 6 |
2.1. Происхождение прозвищ среди школьников | 6 |
2.2. Результаты анкетирования | 7 |
2.3. Как бороться с прозвищами? | 8 |
Заключение | 10 |
Список литературы | 12 |
Приложение 1 | 13 |
Введение
Актуальность:
- прозвища довольно широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности изучены мало.
- исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить очень интересное и неисследованное рядом с собой.
Цель исследования:
Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 1-11 классов, проанализировать их отношение к прозвищам.
Задачи:
Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.
Предмет исследования – учащиеся 1 - 11 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №28» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Практическая ценность работы:
- работа по этой теме позволит выяснить отношение школьников к прозвищам.
-возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.
1. Теоретическая часть
1.1. Начало исследования
Прежде чем начать свое исследование по теме, я обратилась к толковому словарю под редакцией С.И. Ожегова, чтобы найти нужные мне понятия, и выяснила:
Прозвище, - а, ср. Название, данное человеку по какой – нибудь характерной его черте, свойству. Пример: обидное прозвище.
Дразнить – 1. кого (что). Злить, умышленно раздражая чем – нибудь. Дразнить собаку.
Кличка, - и, ж. 1. Имя домашнего животного.
2. Прозвище (шутливое, конспиративное и т. п.). Пример: обидная кличка. Дать кличку кому – нибудь.
Обида, - ы, ж. 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением. Пример: терпеть обиды. Не в обиду будь сказано.
Агрессия, - и, ж. Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территории и насильственного подчинения своей власти. [1]
Конечно, дразнение – это проявление агрессивности. По – латински «аg» - приставка, «gress» - корень, все вместе по-русски будет «приступ» или лучше «наступление, как говорят сейчас, «наезд». Итак – нападение на личность или на ее поведение. [2]
1.2. История возникновения прозвищ
Прозвища появились более тысячи лет назад, затем послужили основой для образования многих русских фамилий. Но они не исчезли, продолжают существовать до сих пор.
Я выяснила, что сначала на Руси были только клички и прозвища. Они давались по внешнему виду, по какому-то значительному жизненному случаю или по характеру человека. Эти прозвища были неблагозвучными: Брюшина (из - за большого живота), Базан (крикун), Короста (трудный, необщительный). Они также происходили от названий животных и растений, отражали порядок появления новых членов семьи и отношения к ним - Косой, Рябой, Буян, Любим, Ждан, Волк, Заяц, Первуша. Со временем эти прозвища стали восприниматься как имена. Такова судьба антропонимов. Произошло превращение из имен собственного, в нарицательное. Такое явление называется деантропонизация.
Для меня особый интерес вызывает антропонимика (от греческого anthropos – человек и ynyma – имя) – раздел ономастики, изучающий антропонимы – собственные именования людей. Это имена личные, патронимы (именования по отцу), фамилии, родовые имена, прозвища и псевдонимы (индивидуальные или групповые), криптонимы (скрываемые имена), антропонимы литературных произведений (литературная антропонимика), героев в фольклоре, в мифах и сказках.
Существование прозвищ говорит о силе народного слова. В них заключен народный взгляд, наблюдательный, зоркий, веселый характер народа. Поэтому недооценивать роль прозвищ нельзя. Их надо активно изучать. Ведь прозвища – это народное богатство.
II. Практическая часть
2.1. Происхождение прозвищ среди школьников
Прозвища - неотъемлемая часть жизни школьников, важная составляющая их общения. Они определяют межличностные отношения внутри школьного коллектива, лаконично и ёмко характеризуют носителя и автора прозвища, особенности ситуации, в которой происходит именование. Прозвища создаются школьниками очень активно, что объясняется психологическими свойствами детей переходного возраста – стремлением к необычному, новому. В отличие от имени, которое представляет собой желаемые для родителей качества ребенка и предполагаемые внешние данные, прозвище, хоть и не всегда, отражает реальные свойства и качества человека.
Однако изучение прозвищ необходимо, так как они широко распространены в школьной среде, особенно в подростковом возрасте. Мне очень интересно и познавательно наблюдать за тем, как одним словом определяется характер человека, его привычки, поведение, особенности внешности. Иногда прозвища являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.
Сбор материала для исследования я провела в форме анкетирования (Приложение 1). В рамках практического исследования были опрошены учащиеся 1-11 классов в количестве 152 человека «СОШ № 28» НМР РТ. (Таблица №1).
Таблица № 1
Результаты анкетирования | |
По вашему мнению, прозвище – это: | Опрошенные |
кличка | 50 |
второе имя человека | 54 |
популярность | 8 |
нормальное явление | 9 |
ник | 31 |
Как вы относитесь к прозвищам, дразнилкам: | Опрошенные |
положительно | 35 |
отрицательно | 90 |
равнодушно | 27 |
Нужны ли прозвища? | Опрошенные |
да | 52 |
нет, не нужны | 41 |
мне всё равно | 59 |
Считаете ли вы прозвища проявлением агрессии: | Опрошенные |
да | 50 |
нет | 102 |
Было или есть у вас прозвище? | Опрошенные |
да | 103 |
нет | 49 |
Употребляете ли вы прозвища? | Опрошенные |
Употребляю, если человек не против | 87 |
Употребляю, даже если кому-то не нравится | 17 |
Нет, не употребляю | 48 |
Дразнили вас? | Опрошенные |
да | 83 |
нет | 69 |
Как вы на это реагируете: | Опрошенные |
обижаюсь | 7 |
отвечаю тем же | 27 |
не обращаю внимания | 118 |
С чем связаны эти прозвища? | Опрошенные |
с фамилией | 26 |
с именем | 70 |
с особенностями фигуры | 12 |
с особенностями внешности | 12 |
с характером, с поведением | 32 |
2.2. Результаты анкетирования
По результатам анкетирования, занесенным в таблицу видно:
По результатам анкетирования, я выяснила, что в целом отношение школьников к прозвищам положительное, потому что большинство указанных в анкетах прозвищ – добрые, безобидные.
Картотека школьных прозвищ:
«Сухарик», «Снеж», «Спаржа»», «Жорик», «Хомячок», «Самураев», «Халк», «Гарри Поттер», «Сахар», «Чипсик», «Ромашка», «Шурик», «Таксист», «Нюша», «Копатыч», «Печенька», «Дэнчик», «Данил Абый», «Агент», «Веселый», «Дирик», «Бро», «Чувак», «Пиратский глаз», «Ванилька».
Подростков, у которых нет кличек, сверстники могут считать слишком незначительными. "Иметь кличку - это значит обладать каким-либо качеством, заслуживающим внимания сообщества, даже если это внимание будет не совсем приятным".
2.3. Как бороться с прозвищами?
Обзывание — это всегда испытание детского «Я» на прочность. Это неизбежное явление в жизни детей. Вот основные причины обзывания детьми друг друга:
1. Сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить.
2. Желание привлечь к себе внимание.
3. Желание поиграть.
4. Желание спровоцировать (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов);
5.Желание пошутить (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить).
6. Желание самоутвердиться.
7. Месть (обиженный начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти).
8. Не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.
Как противостоять появлению прозвищ?
У ребят на этот счёт есть своё мнение (цитаты взяты из анкеты).
Учащиеся 1-4 классов рекомендуют:
А старшеклассники полагают (цитаты взяты из анкеты):
Заключение
Основные выводы, к которым я пришла в процессе исследования:
Нас, школьников, прозвища очень интересуют: у всех они есть или были. Эта исследовательская работа помогла мне узнать, какие бывают прозвища, как их избежать и многое другое. Так же я поближе узнала своих одноклассников, а именно: как они относятся к своим прозвищам, считают ли они прозвища проявлением агрессии и т. д. В ходе исследовательской работы я выявила виды прозвищ по их происхождению и систематизировали их по группам.
Я сделала следующие выводы.
1. Практически все учащиеся школы имеют прозвища,
2. Прозвища с древности связаны и с характером, и с внешностью, и с другими факторами,
3. Можно избежать прозвищ, если следовать советам:
Совет 1. Не обращать внимания. Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях можно. Тот, кто обзывается, ждет ответной реакции ( обиды, злости,) Не поддавайтесь на это. Не обращайте внимания.
Совет 2. Объясниться. Можно спокойно сказать: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»
Совет 3. Отговориться. Можно в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку — своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.
Отговорки для этого, конечно же, существуют. И вот некоторые из них:
1) Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил!
2) Кто так обзывается — сам так называется!
3) Говоришь на меня – переводишь на себя!
От прозвищ никуда не денешься. Главное, чтобы они были безобидными и не унижали честь и достоинство человека.
Список литературы
797 с. портр. 26 см 17-е изд., стер. М. Рус. яз.1985г.
Приложение 1
УВАЖАЕМЫЕ РЕСПОНДЕНТЫ!
В целях изучения этимологии школьных прозвищ, прошу Вас заполнить предоставленную анкету.
ВНИМАТЕЛЬНО прочтите вопрос и варианты ответов на него. Затем отметьте ответ или несколько ответов, совпадающих с Вашим мнением.
Анкета анонимна и не требует сообщения вашего имени и фамилии.
Ералаш
Упрямый зяблик
Эта весёлая планета
Петушок из русских сказок
Шелковая горка