Исследовательская работа "В мире удивительных характеров и судеб. Серебряный век: имена и судьбы"
Работу выполнила: Смогунова Дарья Дмитриевна, ученицы 11 класса
Руководитель проекта: Ипатова Раиса Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Богородицкой СШ
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_udivitelnyh_harakterov_i_sudeb.docx | 802.96 КБ |
prezentatsiya_v_mire_udivitelnyh_sudeb.pptx | 1.63 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Богородицкая средняя школа
Исследовательская работа
В мире удивительных характеров и судеб
Серебряный век: имена и судьбы
Работу выполнила:
Смогунова Дарья Дмитриевна,
ученицы 11 класса
Руководитель проекта:
Ипатова Раиса Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Богородицкой СШ
2016 -2017 учебный год
Оглавление
I. Введение: проблема-противоречие, цели, задачи и этапы исследовательской работы.
II. В мире удивительных характеров и судеб.
1. Путешественник
2. Авантюрист.
3. Воин.
4. Эстет – аристократ.
5. Книжник.
6. Романтически влюбдённый поэт.
III. Кто же наши герои?
IV. Вывод: трагизм литературы Серебряного века.
I. Введение
Проблема – противоречие:
Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков, удивительными характерами и судьбами.
Школьная программа не даёт возможности подробно говорить обо всех представителях литературы Серебряного века.
Как же можно расширить и углубить знания по данной теме?
Какие же можно найти пути, чтобы сделать эту работу ступенькой духовного и эстетического становления входящих в жизнь, чтобы приобщение к духовным поискам начала века побудило их к собственной душевной работе?
Для решения этой проблемы обратились к исследованию данного периода развития русской поэзии. Выбор оказался неслучайным. Это очень обширная тема, которая даёт возможность проявить себя и в исследовании, и в отборе материала, и в обобщении собранных фактов, в их систематизации и т. д. Работая над разрешением проблемы, я ставила перед собой следующие цели:
Задачи:
В основе этой работы лежат следующие источники исследования:
1. Книга Карсаловой Е. В., Леденева А. В., Шаповаловой Ю. М. «Серебряный век» русской поэзии». М.: Новая школа, 1996.
2. Конспекты уроков для учителя: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч./ Под ред. Л. Г.Максидоновой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
3. Гумилев Н.С. Избранное. М., 1989.
Первые две книги – это пособия, состоящие из общего обзора литературы Серебряного века и конкретных материалов по творчеству поэтов этого периода развития литературы. Исследование жизни и творчества поэта немыслимо без анализа его произведений, поэтому третья книга – это избранные произведения Н. С. Гумилёва.
Этапы моей исследовательской работы (описание хода исследования)
I этап. Организационный: составление плана исследования.
II этап. Подготовительный: определение поэтапных шагов, отбор материала, выбор формы представления исследования.
III этап. Проектирование: в ходе этого этапа осуществлялась разработка самого проекта, анализ отобранного материала, выявление составных частей, оформление материалов и составление презентации по теме исследования.
IV этап. Публичное представление проектного продукта и презентации «В мире удивительных характеров и судеб» (Приложение, стр. 24-26)
Слайд № 1.
Результат, который я хотела получить (продукт исследовательской деятельности): реферат и презентация «В мире удивительных характеров и судеб».
Работа над исследованием
І этап. Организационный
К работе над темой приступила в начале учебного года. Была выбрана тема исследования и вычленены шесть «подпроектов»:
В мире удивительных характеров и судеб | |||||
Путешественник | авнтюрист | воин | эстет-аристократ | книжник | романтически влюблённый поэт |
ІІ этап. Подготовительный
Определение поэтапных шагов, выбор формы представления исследования, сбор информации, составление плана работы.
ІІІ этап. Исследование
В ходе этого этапа осуществлялась разработка самого проекта. Шла работа по сбору материала, работа с различными источниками, отбирался соответствующий материал (исторические данные, стихи, иллюстрации, картинки, воспоминания современников).
Далее собранные материалы были систематизированы и затем оформлены в виде реферата и презентации.
ІV этап. Презентация
Собранный материал был отражён в виде презентации «В мире удивительных характеров и судеб», которая была представлена перед одноклассниками. В ней можно увидеть результаты поисковой работы.
II. Основное содержание исследования «В мире удивительных характеров и судеб». (Публичное выступление. Слайд № 2).
Говорят, если хочешь найти готовый роман, возьми жизнь любого мало-мальски замечательного человека 18 века, и можешь ничего не добавлять. Но это же можно сказать и о многих людях Серебряного века. Сегодня я предлагаю вам несколько рассказов из жизни того времени. Они основаны на подлиннных фактах. Но пока мы не называем имён действующих лиц. Мы скрыли их за «псевдонимами». Перед нами вознинут штрихи из жизни
путешественника,
авантюриста,
воина,
эстета-аристократа,
книжника,
романтически влюблённого поэта.
Ваша задача – угадать, о ком идёт речь. Постараться увидеть живое лицо конкретного человека за каждым рассказом.
Все рассказы начинаются с детства.
1. ПУТЕШЕСТВЕННИК (Слайды № 3- 8)
Ещё мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завёл разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегла следил по карте за маршрутом путешественников. Он бредил «Музой Дальних Странствий».
На полярных морях и на южных,
По изгибам зелёных зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы* и мель.
Чья не пылью затерянных хартий*,
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
…………………………………
«Капитаны»
В 1906 году он совершает своё первое путешествие, по тем временам довольно обыкновенное, - в Париж, где учится в Сорбонне; часто бывает в Лувре, зачарован готикой собора Нотр-Дам… Затем – Италия, древние города – государства, самые названия которых звучат как музыка: Болонья, Падуя, Флоренция, родина гениев, в том числе – великого Данте; Равенна, где его могила; наконец, легендарный Рим: Капитолий, волчица – символ Вечного города.
Волчица с пастью кровавой
На белом, белом столбе,
Тебе, увенчанной славой,
По праву привет тебе.
«Рим».
Потом последовали Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка…
Из «Африканского дневника» нашего героя:
«Я побывал в Африке три раза, и в общей сложности провёл в этой стране почти два года. Я прожил три месяца в Хараре, я бывал у раса* Тафари, некогда губернатора этого города. Я жил также четыре месяца в столице Абиссинии, Аддис-Абебе… Своё последнее путешествие я совершил в качестве руководителя экспедиции, посланной Российской Академией наук…»
Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реки с крокодилами, болел тропической лихорадкой.
Оглушённая рёвом и топотом,
Облечённая в пламя и дым,
О тебе, моя Африка, шёпотом
В небесах говорят Серафимы.
«Вступление»
Почему он так любил Африку? За экзотику? За огромность неисследованного? За гостеприимство?
Он говорил: «Самое ужасное – мне в Африке нравится обыденность… Быть пастухом. Ходить по тропикам, вечером сидеть у плетня. Старухи живут интересами племянников и внуков, их взаимоотношениями, имуществом, а старики ходят в поле, роются в земле, собирают травы, колдуют…»
Прапамять
И вот вся жизнь! Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города,
Мелькающее отражениье
Потерянного навсегда.
Бушует пламя. Трубят трубы,
И кони рыжие летят,
Потом волнующие губы
О счастье, кажется, твердят.
2. АВАНТЮРИСТ (слайд № 9)
В детстве он организовал в гимназии тайное общество, где был известен под именем Брамы-Тамы. В здании гимназии, в людской, заброшенном леднике, в пустом подвале устраивались собрания членов общества при свечах, в самой конспиративной обстановке. Мальчики были помешаны на тайных ходах, подземельях, заговорах и интригах, выстукивали стены в доме, лазали по подвалам и чердакам, искали клады, разочаровывались и снова увлекались.
Это было в 1898 году, а в 1921 он был расстрелян за участие в заговоре.
Он всегда искушал судьбу. Он любил искушать судьбу. Это проявлялось во всём – от мелочей (например, он любил ездить верхом на необъезженных лошадях), до вещей более серьёзных. Известна, например, история о том, как он вызвал на дуэль поэта М. Волошина (Приложение, стр.18). Правда, «классической» дуэли не получилось…
Из воспоминаний Николая Чуковского (Приложение, стр.19):
«Местом дуэли была выбрана, конечно, Чёрная речка, потому что там дрался Пушкин с Дантесом. Он прибыл к Чёрной речке с секундантом и врачом точно в назначенное время, прямой и торжественный, как всегда. Но ждать ему пришлось долго. С Максом Волошиным случилась беда, - пробираясь к Чёрной речке пешком, он потерял в глубоком снегу калошу. Без калоши Макс ни за что не соглашался двигаться дальше и упорно, но безуспешно искал её вместе со своим секундантом. Тогда он, озябший, уставший ждать, пошёл навстречу и тоже принял участие в поисках калоши…»
Да, он любил искушать судьбу и играть прятки со смертью.
Как всегда, был дерзок и спокоен
И не знал ни ужаса, ни злости.
Смерть пришла, и предложил ей воин
Поиграть в изломанные кости.
«Старый конквистадор»
3. ВОИН (слайд № 10)
В детстве он устраивал баталии всех родов войск, имея изрядную коллекцию оловянных солдатиков. Он придумывл сложные военные операции, сражаясь сам за обоих противников.
В гимназии он увлёк оловянными солдатиками своих сверстников. Устраивались сражения, в которых каждый гимназист выставлял целую армию – до 5000 солдатиков.
На его жизнь выпала Первая мировая война. Он сразу решил идти на фронт:
И в рёве человеческой толпы,
В гуденье проезжающих орудий,
В немолчном зове боевой трубы
Я вдруг услышал песнь моей судьбы
И побежал, куда бежали люди…
В конце сентября был назначен в маршевый эскадрон лейб-гвардии уланского Ея Величества полка и 17 октября, в Восточной Пруссии, принял первый бой.
О храбрости его ходили легенды. 24 декабря 1914 года он был награждён Георгиевским крестом IV степени, 15 января 1915 года за отличие в делах против германцев произведён в унтер-офицеры. За бой 6 июля 1915 года – представлен ко второму Георгиевскому кресту и производству в прапорщики.
В чём секрет его необыкновенной отваги? Может быть, он мечтал о смерти в бою? Или был уверен в том, что его не убьют? И, действительно, пули не тронули его.
4. КНИЖНИК (слайд №11)
Читать он выучился сравнительно поздно – шести лет, но уже к двенадцати годам перечитал обширную библиотеку родителей и то, что могли предложить друзья дома и просто знакомые. Родителям пришлось договариваться с букинистами. С тех пор его комната стала наполняться книгами, книгами, книгами…
У меня не живут цветы,
Красотой их на миг я обманут,
Постоят день, другой и завянут,
У меня не живут цветы.
Да и птицы здесь не живут,
Только хохлятся скорбно и глухо,
А наутро – комочек из пуха…
Даже птицы здесь не живут.
Только книги в восемь рядов,
Молчаливые, грузные томы,
Сторожат вековые истомы,
Словно зубы в восемь рядов.
………………………….
Чтение становится любимым занятием, любимым писателем – Пушкин, наукой – наука о литературе. В это время он делает своему отцу целые доклады о современной литературе.
В четырнадцать лет он увлекается философией, читает произведения основных русских и зарубежных светил, особенно его привлекает Владимир Соловьёв. В 1906 году он становится студентом Сорбонны. Целыми ящиками отправляет оттуда книги – на французском, итальянском, латыни…
Начитанность его и образованность были удивительны; современники отмечали, что не было таких вещей, о которых он ничего не знал, начиная с сортов сыра и кончая сложнейцшими философскими вопросами. Немногими словами он мог очертить любую историческую эпоху так, что слушателю казалось, будто он сам побывал в том времени.
В 1910 – 20 годы он является членом редколлегии издательства «Всемирная литература», заведует отделом французской культуры в Институте Живого Слова, преподаёт историю и теорию поэзии, редактирует переводную литературу и сам переводит (список переведённых им с разных языков авторов превышает два десятка). И всё - в какие - нибудь три года (1918 – 1921)!
И какие это были годы! Не было продуктов. Не было дров, а морозы стояли лютые.
И в эти морозы, во время частых винтовочных выстрелов и грабежей на улицах, он не изменил своей ежедневной привычке, потребности – самообразованию. В те годы он был одним из немногих, если не единственным, постоянным посетителем библиотек.
5. АРИСТОКРАТ – ЭСТЕТ (слайд № 12)
С детства он хотел быть оригинальным, ни на кого не похожим.
Ирина Одоевцева вспоминает его рассказ о юности (Приложение, стр.20-22):
«Я ведь всегда был снобом* и эстетом*. В четырнадцать лет я прочитал «Портрет Дориана Грея» и вообразил себя лордом Генри. Я стал придавать огромное значение внешности и считал себя очень некрасивым. И мучился этим… Я по вечерам запирал дверь и, стоя перед зеркалом, гипнотизировал себя, чтобы стать красавцем. Я твёрдо верил, что могу силой воли переделать свою внешность».
Любимый писатель в тот период – Оскар Уайльд (Приложение, стр. 23), любимый герой – Дон Жуан.
Дон Жуан
Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста.
И, подобно Дон Жуану, он был галантным рыцарем. Он проповедовал кодекс средневековой рыцарственности. И, подобно Дон Жуану, этот сухощавый, изящный и чопорный человек, которого нельзя было назвать красавцем, был покорителем женских сердец. И каких сердец! В него были влюблены утончённейшие из утончённых, умнейшие из умных, прекраснейшие из прекрасных; и он постоянно в кого-то был влюблён.
Он поклялся в строгом храме
Перед статуей мадонны,
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.
6. РОМАНТИЧЕСКИ ВЛЮБЛЁННЫЙ ПОЭТ (слайд № 13)
Но лишь одна любовь преследует его всю жизнь – великая и безнадежная.
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов
Живёт в таинственном мерцанье
Её расширенных зрачков.
Её душа открыта жадно
Лишь медной музыки стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глух.
Он встретил её в 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было семнадцать, ей – пятнадцать. Её фамилия была - Горенко, Анна Горенко.
Несколько раз он делал ей предложение и … получал отказ за отказом. После одного из них он отправился к морю: сводить счёты с жизнью. Но вместо трагедии получился фарс: он был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. В другой раз он выпил яд – но яд оказался старым. Казалось, сама судьба хранила его.
Наконец 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви села Никольская слободка они обвенчались. Но счастья им не было. Почему? Нам остаётся только предполагать, опираясь на свидетельства людей.
«Оба они были слишком свободными и большими людьми для пары воркующих голубков…»
«Ты совсем, ты совсем снеговая,
Как ты странно и страшно бледна!
Почему ты дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина?»
III. Кто же наши герои? Узнали вы их? (слайд №14)
Простите меня за невольный обман – дело в том, что судьбы людей, о которых я вам рассказывала, на самом деле - судьба одного человека. Я разбила её на несколько жизней. Я хотела показать, какого масштаба был этот человек – Николай Степанович Гумилёв.
Анна Горенко, более известная под поэтическим псевдонимом Анны Ахматовой, подчёркивала, что, говоря о себе, настоящий поэт говорит обо всём мире, что настоящая поэзия только тогда становится всеобщей, когда она личностна. Она считала, сама прожив длинную и скорбную жизнь, что судьба истинного поэта всегда трагична.
Он сам сделал свою жизнь такой – меняющейся, насыщенной событиями до краёв, пульсирующей мыслью и болью, такой, что её хватило бы на несколько жизней. Он пытался «сделать» и смерть.
Николай Степанович почему-то думал, что умрёт 53-х лет. Но он умер не в 53 года. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35. В остальном же умер, как и предсказывал:
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Потонувшей в густом плюще.
Н. С. Гумилёв был расстрелян в августе 1921 года, как утверждалось долгие годы – за участие в контрреволюционном, так называемом Таганцевском, заговоре. Но преступление Гумилёва заключалось в том, что он «не донёс органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался».
IV. Вывод
Исследуя жизнь и судьбу Николая Степановича Гумилёва, я выяснила, что судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет. Непростой была биография большинства писателей этого периода. Многие из них долгие десятилетия были преданы забвению, в том числе и Н.С. Гумилёв – самый непрочитанный поэт Серебряного века. Но поэзия Серебряного века немыслима без имени этого поэта. Создатель литературного течения акмеизм, он завоевал интерес читателей не только талантом, оригинальностью стихов, но и необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям, которые стали частью его жизни и творчества. Необычной, романтической, экзотической была и его поэзия. Он блистательно владел стихотворным мастерством, его лирика отличается изысканностью и благозвучием. Герои его произведений – капитаны, открыватели новых земель, рыцари, мореплаватели. Лирический герой его стихотворений – мечтатель и романтик. Ему свойственна яркость, праздничность восприятия жизни, нежность, трепетное внимание к внутреннему миру близкого человека.
Я хочу, чтобы вы, заинтересовавшись судьбой этого поэта, открыли томики его стихов, ведь Серебряный век – это блеск, яркость, утончённость, тайна, это мир очарований, мир из серебра.
Источники и литература
Приложение
*Мальстремы – морские течения
*Хартия - старинная рукопись
*Рас – высший военно-феодальный титул, начиная с 15 века, в Эфиопии.
*Сноб – человек, увлекающийся только внешним лоском и стремящийся слепо подражать вкусам и манерам буржуазно-аристократического «высшего света».
*Эстет – 1. Сторонник эстетизма
2. Поклонник всего изящного.
*Максимилиан Волошин – русский поэт, переводчик, литературный критик, художник-пейзажист.
* Николай Чуковский – русский советский писатель, переводчик прозы и поэзии, сын Корнея Чуковского.
Корней Чуковский
* Ирина Одоевцева (1895-1990) - русская поэтесса и прозаик.
Ирина Одоевцева глазами художника В. А. Милашевского
Ирина Одоевцева – первая ученица Н. Гумилёва
*Оскар Уайльд(1854 -1900) – английский поэт, писатель.
Слайд 1
В мире удивительных характеров и судеб Серебряный век: имена и судьбы Презентацию подготовила: Смогунова Дарья, ученица 11 класса МБОУ Богородицкой СШСлайд 2
Говорят , если хочешь найти готовый роман, возьми жизнь любого мало-мальски замечательного человека 18 века, и можешь ничего не добавлять. Но это же можно сказать и о многих людях Серебряного века. Сегодня я предлагаю вам несколько рассказов из того времени. Они основаны на подлинных фактах . Перед вами возникнут штрихи из жизни путешественника , авантюриста, воина , эстета-аристократа , книжника , романтически влюбленного поэта.
Слайд 3
Путешественник Он бредил «Музой Дальних Странствий» На полярных морях и на южных, По изгибам зелёных зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей. Быстрокрылых ведут капитаны, Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель. Чья не пылью затерянных хартий, Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь. ………………………………… «Капитаны»
Слайд 4
В 1906 году он совершает своё первое путешествие - в Париж, где учится в Сорбонне, часто бывает в Лувре, Нотр- Даме.
Слайд 5
Италия Флоренция Равенна, могила Данте Болонья Падуя
Слайд 6
Италия. Рим Волчица с пастью кровавой На белом, белом столбе, Тебе, увенчанной славой, По праву привет тебе. «Рим»
Слайд 7
Африка Оглушённая рёвом и топотом, Облечённая в пламя и дым, О тебе, моя Африка, шёпотом В небесах говорят Серафимы. «Вступление»
Слайд 8
Африка «Самое ужасное – мне в Африке нравится обыденность… Быть пастухом. Ходить по тропикам, вечером сидеть у плетня. Старухи живут интересами племянников и внуков, их взаимоотношениями, имуществом, а старики ходят в поле, роются в земле, собирают травы, колдуют…»
Слайд 9
Авантюрист В детстве он организовал в гимназии тайное общество, где был известен под именем Брамы-Тамы . Это было в 1898 г., а 1921 он был расстрелян. За участие в заговоре. Он любил искушать судьбу. Как всегда, был дерзок и спокоен И не знал ни ужаса, ни злости. Смерть пришла, и предложил ей воин Поиграть в изломанные кости «Старый конквистадор»
Слайд 10
Воин В детстве он устраивал баталии всех родов войск; имея изрядную коллекцию оловянных солдатиков, придумывал сложные военные операции, сражаясь сам за обоих противников. На его жизнь выпала Первая мировая война. Он сразу же решил идти на фронт: И в реве человеческой толпы, В гуденье проезжающих орудий, В немолчном зове боевой трубы Я вдруг услышал песнь моей судьбы И побежал, куда бежали люди… О храбрости его ходили легенды. В 1914 и 1915гг. он был награжден Георгиевскими крестами.
Слайд 11
Книжник У меня не живут цветы, Красотой их на миг я обманут, Постоят день, другой и завянут, У меня не живут цветы. …………………………… Только книги в восемь рядов, Молчаливые, грузные томы , Сторожат вековые истомы, Словно зубы в восемь рядов. Читать он выучился сравнительно поздно - шести лет, но уже к 12 годам перечитал обширную библиотеку родителей и то, что могли предложить друзья дома и просто знакомые. С тех пор его комната стала наполняться книгами, книгами, книгами…
Слайд 12
Аристократ - эстет Он всегда хотел быть оригинальным, ни на кого не похожим. Любимый писатель - Оскар Уайльд, любимый герой литературы- Дон Жуан. И подобно Дон Жуану, он был галантным рыцарем. Этот сухощавый, изящный и чопорный человек, которого нельзя было назвать красавцем, был покорителем женских сердец. Он поклялся в строгом храме Перед статуей мадонны, Что он будет верен даме, Той, чьи взоры непреклонны.
Слайд 13
Романтически влюбленный поэт Лишь одна любовь преследует его всю жизнь - великая и без- надежная. Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов Живет в таинственном мерцанье Ее расширенных зрачках. Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха, Пред жизнью дольней и отрадной Высокомерна и глуха. Ее фамилия была – Горенко, Анна Горенко.
Слайд 14
Кто же наши герои ? Анна Горенко более известна под псевдонимом Анна Ахматова. - А кто же он? ОН - Н.С. Гумилев. Он сам сделал свою жизнь такой - меняющейся, насыщенной событиями до краев. Он пытался «сделать» и смерть. И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Потонувшей в густом плюще.
Слайд 15
Н. С. Гумилёв был расстрелян в августе 1921 года, как утверждалось долгие годы – за участие в контрреволюционном, так называемом Таганцевском , заговоре. Н. С. Гумилёв Место предполагаемого расстрела Н. С. Гумилёва
Слайд 17
Литература Бек Т. Серебряный век русской поэзии. Силуэт явления // Первое сентября. Литература. 1997, № 2. Гумилев Н.С. Избранное М., 1989. Гумилев Н.С. Африканский дневник// «Огонек». 1987,№ 14-15. Е. В. Карсалова , А.В. Леденев, Ю.М. Шаповалова . Серебряный век русской поэзии. М.: Новая школа, 1996. Конспекты уроков для учителя: 11 кл .: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч./ Под ред. Л.Г.Максидоновой .- М.: Гуманит . Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. Лукницкая В. Перед тобой земля. Л.,1988.с.330-346. Михеев С.А. Серебряный век русской поэзии ( К постановке вопроса в школе) // «И век серебряный, как месяц молодой…». Калининград, 1990. Интернет - ресурсы
Слайд 18
Спасибо за внимание!
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
10 осенних мастер-классов для детей
Волшебная фортепианная музыка
Лупленый бочок
Притча о гвоздях