Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Работа ученика | 51.31 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
Секция
«Литературоведение»
Автор: Ганиева Диана Андреевна,
обучающаяся 6 в класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа№8»
Руководитель: Дмитриевских Юлия Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №8».
2018
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
Секция
«Литературоведение»
Шифр ______________
2018
Ганиева Диана Андреевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа№8» Класс 6 В
Школьное научное общество «Импульс»
Аннотация
Исследовательская работа состоит из 3 частей: введения, основной части (теоретическая и практическая части) и заключения. Автор приводит список использованных источников.
Актуальность исследования: изучение взаимоотношений лошади и человека на примере страниц художественной литературы: поэзии, прозы.
Перед началом исследования я поставила цель: рассмотрение образа коня в литературе и определение его значимости на примере произведений, изучаемых в школьной программе; определить, что о человеке говорит образ лошади.
Задачи:
Лошадь (как описывает ее словарь Ожегова) – это крупное животное семейства лошадиных. Слово «лошадь» звучало как «алоша», восточные славяне переняли его у тюркских наездников. А слова «конь», «кобыла», «жеребец» чисто славянского происхождения. Лошадей любят все, ими любуются, восхищаются, лошади украшают нашу жизнь и помогают человеку. В век нано технологий мы имеем возможность общаться через социальные сети, листая страницы соцсетей, мы имеем возможность просматривать фотографии, рисунки и т.д. этих прекрасных и удивительных животных.
Я родилась и жила до 11 лет в Оренбургской области. Часто видела там огромные стада лошадей, пасущихся на лугах. Меня интересует и привлекает всё, что связано с лошадьми: фильмы, песни, фотографии, картины, мультфильмы, спорт, рассказы, повести, стихотворения и т.д.
Проживая в сельской местности, слышала с раннего детства рассказы и предания о лошадях, о том, как лошади спасали своих хозяев от стаи волков, о том, что лошадь может сама найти заблудившегося в лесу человека. Я считаю, что лошади от природы наделены благородством, а нам, людям, есть чему у них поучиться.
На уроках литературы на примерах произведений, являющихся отражением жизни в разные эпохи и времена, я имею возможность исследовать как менялось отношение человека к лошади, роль лошади в жизни человека, значимость лошади.
На примере некоторых произведений литературы я решала задачи: определяла значимость образа лошади в произведениях русской литературы; рассмотрела лошадь, как мерило нравственности человека исследовать; роль лошади в жизни наших предков, их отношение к этим прекрасным животным, верным своему хозяину; рассмотреть, как образ этого удивительного животного раскрывается на страницах художественной литературы.
Современное общество испытывает дефицит общения с живой природой, но, к счастью, даже городские жители имеют возможность общения с лошадьми: катания в парках, можно посещать конезаводы, фермы, где выращивают лошадей. Сегодня увидеть лошадь можно не только на страницах произведений русской литературы, а благодаря писателям и поэтам, их таланту и наблюдательности мы более глубоко и детально можем рассуждать на тему лошадей, кто они для нас, кто и что мы для них.
Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования: выбор темы, постановку цели и задач, сбор материала, изучение литературы по теме, подготовку реферата - доклада, обобщение полученных данных, подведение итогов работы. Цели достигнуты, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
№ | Проблема или вопрос, подлежащий исследованию, гипотеза | Описание метода исследования | Библиография |
1 | Введение. Актуальность темы. | Данная работа будет полезна при изучении школьниками некоторых произведений литературы, может быть использована на уроках литературы, классных часах: воспитание доброты. | |
2 | Выдвижение цели и задач. Формулировка гипотезы. | Задачи: рассмотрение образа коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе; определить значимость образа лошади в произведениях русской литературы; рассмотреть лошадь как мерило нравственности человека исследовать; роль лошади в жизни наших предков, их отношение к этим прекрасным животным, верным своему хозяину. Гипотеза: через образ лошади, через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества. | ||h/WWW. Материалы википедии «Лошади». |
3 | Объект исследования и предмет исследования Методы. | Объект исследования: герои произведений и их лошади. Предмет исследования: произведения литературы. Методы исследования: поиск, изучение, анализ, обобщение, сравнение. | Художественные произведения русских писателей и поэтов |
4 | Проблема: | Проблема несправедливого отношения человека к лошади, одиночества и человека, и животного; старости человека и животного; нравственных ценностей в жизни | |
5 | Практическая значимость | Задуматься над тем, какую роль играют лошади в художественных произведениях? Что помогает понять лошадь человеку? Для чего в произведениях дан образ лошади? Как изображается лошадь? Каким изображается человек рядом с лошадью? | |
6 | Обращение к интернет ресурсам, книгам. | Метод поиска, систематизации и обобщения полученных знаний. | Мет. реком-ции по организации исследовательской деятельности обучающихся.- Нижневартовск: МБУ «Центр развития обр.»2012г. |
7 | Составление библиографии | Метод составления библиографии. | http://www.gramota.ru/spravka |
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..7
Введение
Я очень люблю лошадей; многое знаю о лошадях с детства, а в этом году решила обратиться к литературе, ведь образ лошади, коня присутствует во многих произведениях.
Я задумалась над тем, какую роль играют лошади в художественных произведениях? Для чего в произведениях дан образ лошади? Каким изображается человек рядом с лошадью?
Перед началом исследования поставила цель: рассмотрение образа коня в литературе и определение его значимости на примере произведений, изучаемых в школьной программе; определить, что о человеке говорит образ лошади.
Теоретическая часть
Из истории
Лошадь и человек стали идти вместе, лошадь стала главным помощником человека. Лошади были одомашнены людьми очень давно, тысячи лет назад. Лошадь не сразу стала главным помощником человека в сельском хозяйстве. Но именно лошади оказались самыми покладистыми, трудолюбивым и ловким животным и помощниками. Люди заметили, что лошадь: сильная и выносливая, способная без устали работать. А ещё люди заметили, что у лошади хорошая память на места и предметы. Она прекрасно ориентируется и в дождь, и в пургу, и днем, и ночью.
Лошадей и коней использовали как транспортное средство, а воины и богатыри и вовсе не могли обойтись без этих животных. Незаменима лошадь на охоте.
Подбор произведений.
Работая над темой исследования, я прочитала такие произведения, как К. Паустовский «Теплый хлеб», А.Чехов «Тоска», В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», П.П. Ершов «Конёк - горбунок», «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов «Бородино», богатырские былины, Г.О. Куклин «Игренька».
Основная часть
Образ коня в русском фольклоре, в былинах
У всех народов конь почитался как самое умное создание. Конь — символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через это животное. Славяне верили, что Даждь-бог (бог Солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями.
Наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова “беречь”) в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. (У Астафьева В.П. в рассказе «Конь с розовой гривой» «пряник конём» становится для героя неким символом добра, милосердия, бабушкиным оберегом.) Для богатырей конь был их верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, — ржёт “во всю голову”, бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.
В былинах богатыри садятся на “добрых коней”. Вот и у Ильи Муромца, по совету странников, появляется оружие, снаряжение, боевой конь, с которым у них происходит диалог, навсегда определяющий их отношения: Илья Муромец просит служить ему “верой-правдою”, конь же предлагает ему испытание — готов ли богатырь владеть им. Илья садится на него, и тот сразу признаёт в нём своего хозяина. Когда конь чует беду, он спотыкается, не идёт дальше, не везёт своего наездника. Богатырь должен был вырастить и воспитать себе боевого верного друга доброго коня, а иногда получить такового в награду за заслуги. Самое страшное для воина — разлучение с конём. Самый главный подвиг Ильи Муромца — это разгром татарского нашествия:
...припускал он коня богатырского
За землю российскую
Олицетворяя коня, народ подчёркивает мысль, какую огромную помощь оказывала лошадь человеку. Недаром испокон веков считали её крестьяне кормилицей, а воины – боевым товарищем. Добрый конь! Богатырь и конь как единое целое.
Образ коня в литературе
С детства помним о славных делах Конька-горбунка (конёк — уменьшительно-ласкательное слово от «конь») для своего хозяина из сказки Ершова.
Он — Игрушечка-конёк,
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Горбунок, по словам матери-кобылицы, и товарищ, и спаситель для Ивана. Он помогал Ивану во всем, а в конце сказки спас от гибели. Горбунку нужно было ласковое слово Ивана, да уход.
Добрый, честный, бескорыстный и ответственный Иван получает, словно в награду за эти человеческие качества конька-горбунка. Мы видим, что они оба неказисты: низенькие, непривлекательные, не требовательные, но исполнительные, умеют дорожить дружбой. Подобное притягивает подобное.
А.С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге» тоже показал, что конь был верен Олегу, конь чувствовал и понимал своего хозяина: Он, чуя господскую волю... И холод, и сеча ему ничего...
Князю Олегу предсказание кудесника стало громом среди ясного неба, но он не торопится расстаться с верным слугой, он отдаёт приказания, чтобы за конём был хороший уход. Спустя годы, Олег не может забыть своего верного боевого товарища и решает о нём узнать. Конь умер от тоски по своему хозяину, от тоски по прежней жизни, в которой он был нужен, он много двигался, приносил пользу. Извести о смерти коня Олега огорчило. Но страшному предсказанию суждено было сбыться.
Есть стихотворения, в которых всего одна – две строчки, где говорится о лошадях, но читая их, воображение рисует яркие картины, и мы представляем и понимаем роль лошади, их страдания. Так у М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Бородино» момент атаки: ...Земля тряслась — как наши груди; Смешались в кучу кони, люди...
Мы чётко представляем, ужас событий, жалость сжимает сердце, когда читаешь о том, как гибнут кони, но они до последнего несут своего седока, решают его судьбу.
Я прочитала сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Природа против жестокого обращения с раненым коня (Мальчика), конь и есть сама природа. В деревне: метель, стужа, неминучий голод, страх за себя и других, — запомнится Фильке, обидевшему раненого коня, на всю жизнь.
В произведении «Бежин луг» крестьянские ребятишки выгоняли коней в жаркую летнюю пору на ночь кормиться в поле ночью, где их никто ни в чём не попрекает, а коней не кусают насекомые, не палит безжалостно солнце. А в рассказе «Конь с розовой гривой» мечтают они о “прянике конём”. Это мечта всех деревенских малышей, как и героя рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». “Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, глаза розовые, копыта тоже розовые... Вот он конь-огонь, скачущий по земле с пашнями”, лугами и дорогами... «Пряник конем» должен быть заработан «трудом своим» - мальчик понимает, что даром ничего не достается. «Пряник конём» от бабушки – это тоже своего рода путь: путь к раскаянию. Милосердие, доброта и прощение бабушки сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: « А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».
Г.О. Куклин «Игренька». Лошади, общение с ними воспитывает в детях лучшие качества. Здесь рассказывается случай, как мальчик по имени Петька теряет своего любимого коня, отправляется на трудный, рискованный поиск своего любимца. Чувство ответственности, забота о коне движут мальчиком, дают ему силы и уверенность. И только успел он забежать в лес, глядит и не верит: стоит перед ним Игренька. Хвост в листьях, голова завёрнута, крепко притянута ремнём к толстому суку корявой сосны.
Петька выхватил ножик, взобрался на сосну и дал ножом по ремню, ремень разлетелся. Игренька фыркнул, выпрямился, громко, на весь лес, заржал». Петька - обыкновенный мальчишка, он не испугался, сумел преодолеть свой страх. Чувство ответственности за коня помогает ему пройти испытания, будто … коня надо заслужить, это право надо оправдать. Судьба дала Игреньку вот такому Петьке, а не мальчику, который бы струсил, отчаялся, растерялся.
Рассказ А. Чехова «Тоска» об извозчике, у которого умер сын. Извозчик хочет поделиться с кем-нибудь своим горем, но никто из седоков не хочет его слушать, у всех свои проблемы. И товарищем по несчастью оказывается старая лошадь. А.П. Чехов очень трогательно описывает, как лошадь его слушает и как будто сочувствует. Две одинокие души в большом мире. В лошади он видит родственную душу, как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе - это единственное существо, которое слушало его, не оттолкнуло.
И в этом произведении лошадь помогает человеку, не богатырю, не герою, а простому человеку, у которого болит душа, лошадь – его спасение, если бы не лошадь, тоска погубила бы Иона.
Взаимоотношения коня и человека в современном мире.
И в современном мире лошадь остаётся для человека другом, предметом восхищения, объектом для изучения. Роль в литературе лошади велика. А в жизни? Думая и размышляя над этим, у меня возник вопрос, значит за лошадей можно порадоваться, они больше не страдают, не гибнут? Но и в современном мире лошади терпят от человека жестокое или жёсткое обращение. Конный спорт не утратил своего значения. Напротив, он привлекает всё больше и больше поклонников, число любителей, занимающихся конным спортом, непрерывно растёт. Но выправка лошадей, тренировки, скачки делают их больными, часто лошади умирают совсем молодыми. На улицах городов лошадь уже не редкость. Лошадь в городе – это бизнес, к сожалению, для многих самочувствие лошади, уход за ней стоит на последнем месте.
Произведения литературы, фольклор, картины, скульптуры, фильмы и мультфильмы воспитывают в нас подрастающем поколении бережное отношение к лошадям, уважение к этим прекрасным животным, помогают понять, что лошади умеют любить, они способны сделать мир лучше, надо лишь помочь им в этом и захотеть этого нам людям.
Вывод, подтверждение гипотезы:
В основе раскрытия образа коня в художественной литературе лежат мотивы:
1) мотив боевого коня и воина; 2) мотив восхваления коня; 3) мотив помощника.
Заключение
Русская литература учит добру, любви, состраданию ко всему живому, но проблема несправедливого отношения человека к лошади остаётся актуальной, но всё больше появляется людей, встающих на защиту этих животных, а произведения литературы, сила слова помогают в этом, способствуют пробуждать в сердцах людей сострадания к этим животным.
Проблема одиночества и человека, и животного актуальна во все времена.
Одна из острых проблем, требующих решения - проблема власти и жажды наживы посредством эксплуатации животного.
Проблема нравственных ценностей в жизни. Природа и человек едины, а лошадь это часть природы, это существа умеющие любить, понимать, чувствовать. Как человек смотрит на мир, с каким сердцем идёт по жизни, так будет вести себя его лошадь. Лошадь и отражение своего человека, хозяина, и награда ему за заслуги.
Список использованной литературы:
Никто меня не любит
Шелковая горка
Музыка космоса
Круговорот воды в пакете
Девятая загадочная планета Солнечной системы