Исследовательская работа по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 49.13 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
Секция
«Литературоведение»
Автор: Львова Ирина Александровна,
обучающаяся 6 в класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа№8»
Руководитель: Дмитриевских Юлия Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №8».
2018
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
Секция
«Литературоведение»
Шифр ______________
2018
Львова Ирина Александровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа№8» Класс 6 В
Школьное научное общество «Импульс»
Аннотация
Исследовательская работа состоит из 3 частей: введения, основной части (теоретическая и практическая части) и заключения. Автор приводит список использованных источников.
Актуальность исследования: изучение влияние денег на человека, роль денег в жизни человека, взаимосвязь поступков и наличия денег у подростков и взрослых на примере страниц художественной литературы.
Перед началом исследования была поставлена цель:
формирование экономического мышления и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни. Решение проблемного вопроса “деньги - это добро или зло?”.
Задачи:
Проблема отношения человека к деньгам, такое свойство характера человека, как скупость, привлекало и привлекает к себе внимание писателей. Объясняется это довольно просто: свойство это достаточно распространено, имеет власть над человеком. Иногда случается так, что деньги определяют поступки человека, его жизнь.
Гипотеза: Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека.
Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования: выбор темы, постановку цели и задач, сбор материала, изучение литературы по теме, подготовку реферата - доклада, обобщение полученных данных, подведение итогов работы. Цели достигнуты, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
№ | Проблема или вопрос, подлежащий исследованию, гипотеза | Описание метода исследования | Библиография |
1 | Введение. Актуальность темы. | Данная работа будет полезна при изучении школьниками некоторых произведений литературы, может быть использована на уроках литературы, классных часах. | |
2 | Выдвижение цели и задач. Формулировка гипотезы. | Подчеркнуть актуальность темы, что материалы работы будут полезны при изучении литературы. Задачи:
Гипотеза: Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. | |
3 | Объект исследования и предмет исследования Методы. | Объект исследования: герои произведений и их поступки. Предмет исследования: произведения литературы. Методы исследования: поиск, изучение, анализ, обобщение, сравнение. | Художественные произведения русских писателей |
4 | Проблема: | Власть денег над человеком, разрушение семьи, в которой правит скупость. Неоднозначность денег. | |
5 | Практическая значимость | Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. | |
6 | Обращение к интернет ресурсам, книгам. | Метод поиска, систематизации и обобщения полученных знаний. | Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся.- Нижневартовск: МБУ «Центр разв. образ»2012 |
7 | Составление библиографи | Метод составления библиографии. | http://www.gramota.ru/spravka/ |
Содержание
Введение………………………………………………………………………6 - 7
Введение
Вопрос о значении денег имеет долгую историю. Деньги — одна из «вечных» литературных тем. Любовь к деньгам, золоту — источник многих человеческих пороков. Тема денег характерна для многих произведений русской литературы. Во многих классических произведениях эта тема играет весьма значительную роль. Деньги, финансовое состояние персонажа - характеристика сферы действия не менее важная, чем указание на время и место. Точно названные суммы, которыми располагают персонажи, во многом определяют образ их мыслей и логику поведения. В произведениях русской классики утверждаются высокие идеалы, низменные интересы отвергаются и осмеиваются.
На тему денег написано много произведений, как зарубежных, так и отечественных. Особенно широко раскрыта тема денег в произведениях русских классиков.
В народе распространены пословицы и поговорки о деньгах, скупости, жадности, щедрости, причем пословицы и поговорки, дошедшие до наших дней из глубины веков и появившиеся сравнительно недавно. Как известно, пословицы и поговорки – это в большей степени «народный» жанр, отражающий мировоззрение разных групп населения. Рассмотрев множество пословиц, поговорок, афоризмов, мы пришли к выводу, что условно их можно разделить на две группы:
Пословицы, поговорки, афоризмы, доказывающие, что не все в этой жизни решают деньги. | Пословицы, поговорки, афоризмы, в которых культивируется значение денег в жизни человека |
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (совр.) Не в деньгах счастье. (совр.) Дающего рука не оскудеет. Зимой снега не выпросишь. Скупой не на себя копит: помрет, ничего с собой не возьмет. Скупому душа дешевле гроша. Скупость начинается там, где кончается бедность. ( Бальзак) | Не учи жить, а помоги материально. (совр.) Счастье не в деньгах, а в их количестве. (совр.) Мало денег не бывает( совр.) Всем давать – много будет. Скупость – не глупость. Копейка рубль бережет. |
Данные примеры пословиц, поговорок, афоризмов еще раз доказывают неоднозначность проблемы отношения человека к деньгам, ее многоаспектность.
Теоретическая часть
Из истории
Деньги (богатство) — одна из «вечных» литературных тем. Вопрос о значении денег и богатства имеет долгую историю. Любовь к деньгам, золоту — источник многих человеческих пороков. Это и зависть, это предательство. Деньги во все времена играли огромную роль в жизни любого общества, но, степень значения денег, в различных культурах и в разное время, была разной.
Проблемы: власть денег над человеком, разрушение семьи, в которой правит скупость. Писатели акцентируют внимание зрителей на том, что чрезмерная страсть к накопительству, деньгам уродуют взаимоотношения между самыми близкими людьми, разрушают семью, порабощают человека, делают его безнравственным.
Проблема отношения человека к деньгам – «вечная» проблема. Она возникла с момента появления денег. Но на примере произведений литературы и некоторых случаев из жизни мы всё же наблюдаем, как люди отказываются от денег в пользу других людей, дела, идеи. Каждое поколение и каждый человек в отдельности решает для себя, как относиться к деньгам, какое место они займут в его жизни. Если накопительство становится смыслом жизни, то человек сам себя обедняет, сужает круг своих интересов, постепенно лишается друзей, искренности в отношениях с близкими, лишает себя простых и в то же время очень ценных непреходящих радостей жизни.
Основная часть
Есть такие вещи, которые ни за какие деньги не купишь. За деньги можно купить кровать, но не сон. За деньги можно купить часы... (но не время). За деньги можно купить книгу... (но не мудрость). За деньги можно купить еду... (но не аппетит). За деньги можно купить дом... (но не семью). За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье). За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).
В. Распутин «Уроки французского». Семья испытывает серьезные трудности. Мать работает в колхозе за трудодни и ей нечем прокормить своих детей. Герой, совсем ещё ребёнок, а уже умеет рассчитать, сэкономить. Мальчику приходилось в прямом смысле бороться за жизнь, чтобы не умереть с голоду. Тяжело ему пришлось вдали от родных. Он постоянно недоедал, так как посылок, передаваемых матерью, хватало на два-три дня, да и «ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набирала в «баночку творогу...». Частенько едой мальчику служил «гольный кипяточек». Денег на одежду тоже не было, поэтому главный герой ходил в школу «в старом, застиранном пиджачишке... который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах». Чтобы выжить, ему приходилось играть на деньги. Тот скудный паек, который мать присылала ему на неделю из деревни, подворовывал кто-то из большой семьи тетки, у которой он жил, а самому покупать хлеб было не на что. Чтобы заработать себе на кусок хлеба и стакан молока, одиннадцатилетнему герою рассказа приходится играть в запретную игру на деньги, рискуя быть изгнанным из школы самым позорным образом.
Заключение: Но, несмотря на все трудности, мальчик не потерял гордости, целеустремленности, чувства собственного достоинства. Я уверена, что эти качества помогут Володе достичь поставленной цели — получить образование и стать хорошим человеком. Герой знал цену деньгам, они были для него средством, а не целью, с помощью этих крох мальчик выживал.
А Птаха, обманом и жульничеством выигрывал деньги, раз у него водятся деньги, значит он авторитет среди многих мальчишек, и деньги, добытые нечестным трудом, он и другие тратили на сигареты и игры, хотя могли помогать своим родителям.
Вывод: Я думаю, нам нужно чаще вспоминать о нелегкой жизни ребят в военное и послевоенное время, чтобы больше ценить то, что имеем. Двое мальчишек примерно одного возраста, но отношение к деньгам и жизни совершенно разное. Для одного деньги – помощники, для другого – плохие слуги.
М. Пришвин «Кладовая солнца». Всем ученикам моего возраста знакомы Митраша и Настя, герои сказки-были «Кладовая солнца». Дети осиротели. Брат и сестра оказались очень самостоятельными и умными. Митраша освоил бондарство, он изготавливал деревянную посуду и ремонтировал поломанную, которую приносили односельчане. Митраша не продавал свои изделия, он поступал очень умно и расчётливо, он обменивал их. Ягоды, собранные в лесу, они не продавали, а сдавали для людей. Дети были расчётливы и экономны, оба были талантливыми в хозяйстве. Они не распустили своё подворье, не привели его в упадок, а напротив, сохранили и преумножили. Здесь не идёт напрямую речь о деньгах, но в детских руках оказалось «добро», продукты и скот, что в военные и послевоенные годы было сокровищем, богатством.
И.А. Куприн «Чудесный доктор». Доктор Пирогов, совершивший благороднейший поступок, без раздумий оставил крупную сумму денег обедневшей нуждающейся семье. Для Мерцаловых это чудо, а для Пирогова обычное дело: помочь нуждающимся. Доктор всегда помогал беднякам, давал рецепт и вместе с ним деньги на лекарства, значит, у него было хорошее жалование, но сам ходил в стареньком потёртом пиджаке. Он считал помощь нуждающимся куда более важным делом, нежели покупку нового костюма себе. Доктор Пирогов был прекрасным человеком с доброй и щедрой душой. Пример бескорыстия и человеколюбия он почерпнул в детстве, когда в их дом пришла беда, а помог доктор Мухин, не требующий взамен ничего. Григорий Мерцалов, переняв эстафету доброты и отзывчивости, став успешным банковским служащим, помогал людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Имея отличное жалование, люди не стали жадными, не копили и не откладывали, не делали вкладов в банках, но раздавали нуждающимся, помогали. Для них деньги были хорошим другом, так как помогали спасать людей и творить добро.
А. Грин «Алые паруса». Проведя сопоставительный анализ внутреннего мира Ассоль и Артура, также духовного пути главных героев к своей мечте, мы удивляемся тому, сколько у них общего, хотя это представители совершенно разных социальных слоёв, разное воспитание, образование. Но насколько они независимы и не пленены деньгами. Они оба шли к своей мечте, но Ассоль поддерживал и понимал отец (забота, душевное тепло); мечты и желания Артура Грея его семьёй не поддерживались, юноша с 15 лет трудился на корабле наравне со всеми.
«...Грей шел к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой».
Отец Ассоль поддерживал свою дочь, он знал, что без любви и мечты нельзя жить.
Писатель награждает героиню любовью за ее прекрасную душу, доброе и верное сердце. Но и Грей счастлив этой встречей. Любовь такой необыкновенной девушки, как Ассоль, - редкая удача. Он живет в совершенно другом мире. Богатство, роскошь, власть даны ему по праву рождения. А в душе живет мечта не о драгоценностях и пирах, а о море и парусах. Он не стремится к богатству: он с лёгкостью тратит деньги на добрые дела, щедро платит нищим музыкантам.
На примере Артура Грея мы видим, что деньги для него лишь средства, помощники для достижения целей, осуществления мечты.
Вывод:
Деньги сопровождают человека всю его жизнь. Для одних они – добро, для других зло. Вот такой парадокс: с одной стороны, деньги - великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это - зло, от которого надо избавляться. Много лет у нас говорили о том, что деньги - зло. Сегодняшнее же мнение - что деньги - самое главное в жизни, что за деньги можно купить всё. А самое печальное то, что люди, считающие деньги способными сделать всё, сами готовы сделать всё за деньги.
Проблема власти денег над человеком, разрушение семьи, в которой правит скупость, герои произведений, рассмотренных мной, либо решили, либо вовсе не знали. Писатели акцентируют наше внимание на том, что чрезмерная страсть к накопительству, деньгам уродуют взаимоотношения между самыми близкими людьми, разрушают семью, делают его безнравственным лишь в том случае, если человек духовно беден. Герои книг учат нас и служат примером того, что деньги это средство, это помощники. Чем больше мы делимся, тем мы богаче и человечней. Читая литературу, мы видим, что если у человека есть мечта, идея, доброе сердце, то и деньги, и богатство в его руках становятся добром.
Проблема отношения человека к деньгам – «вечная» проблема. Каждому под силу её решить, важно понять: «Беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!»
Заключение
Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Герои произведений, рассмотренных и проанализированных мной, помогли составить несколько правил:
1. Нельзя из денег делать кумира, ставить деньги на место Бога.
2. Зарабатывать надо честно.
3. Нельзя хвастать деньгами.
4. Имея деньги, не ставь себя выше других.
5. Не играйте в азартные игры.
6. Богат тот, кто умеет делиться.
Народная мудрость гласит: «Доброе имя дороже богатства».
Гипотеза: Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Мы должны помнить, что культура обращения с деньгами - это часть общей культуры человека. Античному баснописцу Эзопу принадлежит фраза, не утратившая своего значения и в наши дни: «Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум».
Список использованной литературы:
1. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. – М., 1976.
3. Гроссман Л. Бальзак в России // Лит. наследство. Т. 31 -32. М., 1937.
5.Словарь синонимов русского языка. – М.:АСТ, Астрель, 2008.
6.Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: Русский язык, 2000.
7.Словарь литературоведческих терминов. – М.: Паритет, 2007.
8. Толковый словарь крылатых слов и выражений. – М.: Мартин, 2006.
9. Энциклопедия популярных психологических тестов. – М.: Арнадия, 1997.
10. А. Грин «Алые паруса».
11. В. Распутин «Уроки французского».
12. М. Пришвин «Кладовая солнца».
13. И. А. Куприн «Чудесный доктор».
Будьте как солнце!
Рождественские подарки от Метелицы
Свадьба в Малиновке
Круговорот воды в пакете
5 зимних аудиосказок