Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» предоставляет богатый дидактический материал для изучения и усвоения темы «Односоставные предложения».
Вложение | Размер |
---|---|
odnosostavnye_predlozheniya_i_ih_rol_v_tekste2.pptx | 2.32 МБ |
rol_odnosostavnyh_predlozheniy.doc | 179.5 КБ |
Слайд 1
Односоставные предложения и их роль в тексте (на примере главы «Сирота» из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Работу подготовил: ученик 8В класса МБОУ СОШ № 5 Гончаров Глеб Руководитель: учитель русского языка и литературы Даченкова Елена ВикторовнаСлайд 2
Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека. В.Г. Белинский
Слайд 3
Русская литература – одна из вершин мировой культуры, ценнейшее достояние всего человечества. Имена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н . Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П . Чехова и других великих русских писателей известны всему культурному миру, их произведения переведены на многие языки.
Слайд 4
Читая летом повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», я был поражен тем, насколько легок и понятен мне язык произведения, написанного сто восемьдесят лет назад. Позже на уроках русского языка, изучая синтаксис простого предложения, я понял, что в «Капитанской дочке» А.С. Пушкин использовал большое количество односоставных предложений, что сделало язык повести доступным и понятым для читателя.
Слайд 5
В своей работе я попытался ответить на вопрос : «Какую роль в повести А.С. Пушкина играют односоставные предложения?». Для анализа я выбрал главу: «Сирота», т.к. она является кульминационной в повести: после этой главы действие быстро движется к развязке.
Слайд 6
Цели работы- наблюдение на примере главы «Сирота» за частотностью употребления А.С. Пушкиным в прозаическом тексте односоставных предложений, их ролью в создании художественного образа: описании природы, внутреннего состояния героев, особенности речи.
Слайд 7
Задачи - выяснить, какова роль односоставных предложений в тексте, в чем заключается особенность их употребления в художественном произведении.
Слайд 8
Работая над выбранной темой, я применил знания, умения и навыки по анализу текста, полученные мною на уроках русского языка и литературы. Я использовал такие методы, как чтение литературы, анализ прочитанного и его синтез, статистический метод.
Слайд 9
Тема использования в художественном тексте односоставных предложений актуальна, т.к. такие предложения употребляются во всех стилях и типах речи, придают тексту лаконичность, эмоциональность, динамику.
Слайд 10
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» предоставляет богатый дидактический материал для усвоения темы «Односоставные предложения» и успешной подготовки к сдаче государственного экзамена в 9 классе
Слайд 11
Обратимся к теории. В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные. В своей работе мы будем придерживаться традиционной школьной классификации односоставных предложений, изложенной в учебнике русского языка под редакцией академика Николая Максимовича Шанского .
Слайд 12
Основные группы односоставных предложений С главным членом сказуемым С главным членом подлежащим Определенно-личные предложения Главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения : « Попотчуй и его благородие» или 2-го лица повелительного наклонения» Неопределенно-личные предложения Главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени: «К уда ж отправляют меня» либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении: « Надели на меня заячий тулуп…» Безличные предложения Главный член выражен безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределенной формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительными в родительном падеже с частицами не и ни: « Мне не спалось». Назывные (номинативные) предложения Главный член выражен существительным в именительном падеже или сочетанием числительного и существительного: « Я выглянул из кибитки: мрак и вихорь»
Слайд 13
Особняком стоят в русском языке обобщенно-личные предложения, которые чаще всего можно встретить в пословицах и поговорках. Они обозначает действие обобщенно мыслимого лица: «Береги честь смолоду».
Слайд 14
Из главы «Сирота» я выбрал все односоставные предложения. В ходе работы с текстом я заметил, что простых односоставных предложений очень мало, чаще всего они употребляются в составе сложных предложений. Найденные мною предложения я разделил на группы и построил диаграмму
Слайд 16
Определённо-личные: Пугачев выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие». Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: — Скажи , братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее.
Слайд 17
Неопределённо-личные: Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят. — Что, ваше благородие? — сказал, смеясь, Пугачев. — Выручили красную девицу!
Слайд 18
Безличные: Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек ; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому.
Слайд 19
Проанализировав главу «Сирота», я пришел к выводу, что А.С. Пушкин чаще употреблял в тексте определённо-личные и безличные предложения
Слайд 20
Безличные предложения помогают автору создать непринужденно-разговорную окраску речи, т.к. А.С. Пушкин вводит их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении безличные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.
Слайд 21
Определенно-личные же предложения придают экспрессию жизненным ситуациям, личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: читатель становится не просто сторонним зрителем, но и соучастником действия, описываемого в произведении.
Слайд 22
Таким образом, использование односоставных предложений позволяет автору приблизить речь персонажей к разговорной речи простых людей, передать их эмоциональное состояние. Односоставные предложения придают тексту лаконичность, краткость, возможность избежать излишнего повторения.
Слайд 23
Односоставные конструкции встречаются как в простых, так и в составе сложных предложений, поэтому усвоение данной темы очень важно для изучения программного материала по русскому языку в 8 и 9 классах.
Слайд 24
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» предоставляет богатый дидактический материал для изучения и усвоения темы «Односоставные предложения» и успешной подготовки к сдаче государственного экзамена в 9 классе.
Слайд 25
По словам В.Г Белинского, многие картины повести «по верности, истине содержания и мастерству изложения – чудо совершенства» Вчитываясь в текст повести «Капитанская дочка», я почувствовал точность и выразительность нашего родного языка и умение великого Пушкина эту тонкость увидеть и передать.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Классификация односоставных предложений. 4
2. История создания повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка». 9
3. Особенности употребления односоставных
предложений в главе «Сирота» из повести
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 11
Ш. Заключение 19
IV. Список использованной литературы 21
I. ВВЕДЕНИЕ.
Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека.
В.Г. Белинский.
Русская литература – одна из вершин мировой культуры, ценнейшее достояние всего человечества. Имена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и других великих русских писателей известны всему культурному миру.
Как возникла эта литература? Конечно же не на пустом месте, а на тысячелетнем опыте культуры слова. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой и А.П. Чехов, И.А. Куприн и М.А. Шолохов, все многие другие мастера слова впитывали в себя многовековой языковой опыт, бережно и трепетно относились к каждому слову, выходящему из-под их пера. В итоге мы имеем произведения, которые читали, читают и будут читать миллионы людей во всем мире.
Выдающийся ученый-литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Рождению русской литературы способствовал превосходный, гибкий и лаконичный русский язык, достигший ко времени возникновения русской литературы высокого уровня развития… Это был язык с обширным словарным составом, с развитой терминологией – юридической, военной, феодальной, технической; обильный синонимами, способными отразить различные эмоциональные оттенки…»[1]
Свои мысли, чувства, переживания люди выражают при помощи предложений: простых и сложных, односоставных и двусоставных, полных и неполных.
Читая летом повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», я был поражен, насколько легок и понятен мне язык произведения, написанного сто восемьдесят лет назад. Я предположил, что А.С. Пушкин при написании повести старался максимально приблизить язык своих персонажей к речи простых людей, своих читателей.
В 8 классе на уроках русского языка, изучая синтаксис простого предложения, я понял, что в «Капитанской дочке» А.С. Пушкин использовал большое количество односоставных предложений. Я задумался, какую роль в художественном тексте играют односоставные предложения.
Для поиска ответа на свой вопрос я обратился к научной литературе, учебным пособиям, сети Интернет, а материалом для исследования стала для меня глава «Сирота» из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», которая является кульминационной в произведении: именно после этой главы действие быстро движется к развязке.
Тема использования односоставных предложений в художественном произведении актуальна, т.к. такие предложения употребляются во всех стилях и типах речи, придают тексту лаконичность, эмоциональность, динамику, дают автору возможность избежать излишнего повторения.
Односоставные конструкции встречаются как в простых, так и в составе сложных предложений, поэтому усвоение данной темы очень важно для усвоения программного материала по русскому языку в 8 и 9 классах.
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» предоставляет богатый дидактический материал для изучения и усвоения темы «Односоставные предложения» и успешной подготовки к сдаче государственного экзамена в 9 классе.
II. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
1. Классификация односоставных предложений в русском языке
В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные. В чем же разница между ними? В традиционном школьном учебнике русского языка под редакцией Н.М. Шанского читаем: «Предложения, в которых грамматическая (предикативная) основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными. Предложения с одним главным членом называются односоставными»[2] .
Впервые термин «односоставные предложения» ввел в языкознание академик А.А. Шахматов. Он противопоставил односоставные предложения двусоставным – предложениям с двумя взаимно предполагающими друг друга главными членами: подлежащим и сказуемым.[3]
Главный член односоставного предложения – особое синтаксическое явление: он один составляет грамматическую (предикативную) основу предложения.[4]
До настоящего времени в современной науке нет единого мнения об односоставных предложениях. Некоторые лингвисты вообще не считают односоставные предложения самостоятельными коммуникативными единицами и рассматривают их как разновидность двусоставных структур.
В своей работе мы будем придерживаться традиционной школьной классификации односоставных предложений, изложенной в учебнике русского языка под редакцией академика Николая Максимовича Шанского.
Итак, односоставные предложения делятся на
Рассмотрим подробно каждый тип односоставных предложений.
«Определенно-личные предложения – это предложения, главный член которого выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения Пугачев выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие» или 2-го лица повелительного наклонения» «Молчи, хрыч! - отвечал я ему, запинаясь, - ты, верно, пьян, пошел спать...и уложи меня». [5].
Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо: говорящего или собеседника.
Такие предложения считаются односоставными, а не неполными двусоставными на том основании, что подлежащее – местоимение 1-го или 2-го лица – в них информативно избыточно, оно ничего не прибавляет к значению предложения и значимо только в экспрессивно-стилистическом аспекте.[6] Определенно-личные предложения в сравнении с синонимичными двусоставными предложениями придают речи лаконизм и динамичность, а личная форма главного члена активизирует читательское восприятие.
Разновидностью определенно-личных предложений являются так называемые обобщенно-личные предложения.
«Обобщенно-личными называются предложения, главный член которых, выраженный глаголом 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени или повелительного наклонения глагола, обозначает действие обобщенно мыслимого лица: Береги честь смолоду».[7]
Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией. Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений – форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, – является и самой выразительной. Не случайно очень часто этот тип предложений встречается в русских пословицах и поговорках.
Народно-поэтический оттенок приобретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям. Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-е лицо глагола указывает на самого говорящего.
Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивается их функционированием. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. А.М. Пешковский обратил внимание на то, что форма обобщенно-личного предложения может использоваться для передачи чисто личных, носящих интимный характер фактов жизни говорящего лица. По поводу обобщенно-личных предложений он писал: «Чем интимнее какое-либо переживание, тем труднее говорящему выставить это напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме»[8].
«Неопределенно-личные предложения называют действие, совершаемое каким-то неопределенным лицом.
Главный член неопределенно-личного предложения выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу». [9]
Неопределенно-личные предложения менее продуктивны в современном русском языке, чем определенно-личные, сфера их употребления более узкая. Это в основном разговорная речь, откуда они легко переходят в художественную, придавая ей живые интонации.
Специфическую особенность неопределенно личных предложений, смысл которых состоит в констатации действия, составляет отвлечение действия от его производителя, что сближает их с номинативными (назывными) предложениями, образованными отглагольными существительными без распространителей с субъектным значением. [10]
«Безличные предложения – такие односоставные предложения, в которых не называется тот, кто производит действие.
Главный член этих предложений выражается безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределенной формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительными в родительном падеже с частицами не и ни»[11] Мне не спалось. Лошадей занесло.
Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи, и такие, которые выделяются канцелярской окраской. Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции, и есть предложения, используемые в публицистической речи. По сравнению с односоставными личными предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя, «содержат элемент активности, проявления воли действующего лица», безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».[12]
Особый разряд безличных предложений – инфинитивные предложения. Они представляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли. Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи и даже для лозунгов. Однако основная сфера их функционирования – разговорный стиль.
Нет в доме хлеба!
Па-адать сюда Порфишку!
Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.
«Назывные (номинативные) предложения – это такие односоставные предложения, в которых главный член обычно выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного и существительного.
Эти предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, в действительности существуют.» Я выглянул из кибитки: мрак и вихорь.[13]
Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время, однако номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.
2. История создания повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Александр Сергеевич Пушкин является основоположником современного русского языка. Сам А.С. Пушкин называл язык стихией, данной нам для сообщения мыслей. В этой стихии соединялось несколько потоков: литературная традиция 18 века, речь культурного общества, городское просторечие, деревенско-фольклорная простонародность. Гармонически соединивший все названные начала, язык А.С. Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен.
Читая на уроках литературы повесть Пушкина «Капитанская дочка», я поразился, насколько прост, лаконичен, но в то же время образен и эмоционален язык этого произведения, как разнообразен синтаксический рисунок повести.
Интересна и история создания повести. А.С. Пушкин интересовался историей своей страны, хотел создать серьезный исторический труд о пугачевском восстании, всколыхнувшем в 18 веке всю Россию.
С середины 1832 года А.С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций.
Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. Пушкин работал над этим произведением в 1834 году, в 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской дочкой».
«Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта[14] и стала поистине венцом творчества поэта.
В своей работе на примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» я попытаюсь выяснить, какова роль односоставных предложений в тексте, в чем заключается особенность их употребления в художественном произведении.
3. Особенности употребления односоставных предложений в главе «Сирота» из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Рассмотрим употребление односоставных предложений в главе «Сирота»[15] повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», для чего выделим и распределим односоставные предложения по группам.
В главе «Сирота» я выделил 59 односоставных предложений как простых, так и входящих в состав сложных предложений.
1.Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.[16]
2. Снарядить-то ее некому,
Благословить-то ее некому.
3. Увидя меня, он смутился; но вскоре оправился, протянул мне руку, говоря: «И ты наш? Давно бы так!»
4. Пугачев выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие».
5. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно:
— Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее.
6. — Веди ж меня к ней, — сказал самозванец, вставая с места.
7. Отговориться было невозможно.
8. — Государь! — сказал он. - Вы властны требовать от меня, что вам угодно;
9. но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей.
10. А ты, — продолжал он, обращаясь к Швабрину, — не умничай и не ломайся: жена ли она тебе, или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною.
11. — Государь, предупреждаю вас, что она в белой горячке и третий день как бредит без умолку.
12. — Отворяй! —
13. Что тогда со мною стало — не помню.
14. — Хорош у тебя лазарет! — Потом, подошед к Марье Ивановне: — Скажи мне, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? в чем ты перед ним провинилась?
15. — Мой муж! — повторила она. — Он мне не муж.
16. Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят.
17. — И ты смел меня обманывать! — сказал он ему. — Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?
18. — Милую тебя на сей раз, — сказал он Швабрину, —
19. но знай, что при первой вине тебе припомнится и эта.
20. — Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь.
21.— Что, ваше благородие? — сказал, смеясь, Пугачев. — Выручили красную девицу!
22. Как думаешь,
23. не послать ли за попом, да не заставить ли его обвенчать племянницу?
24. Пожалуй, я буду посаженым отцом, Швабрин дружкою; закутим, запьем — и ворота запрем!
25. — Сам ты рассуди, — отвечал я ему, — можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива.
26.— И то правда, — сказал, смеясь, Пугачев.
27. — Слушай, — продолжал я, видя его доброе расположение. —
28. Как тебя назвать,
29. не знаю, да и знать не хочу...
30. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести.
31. Доверши как начал:
32. отпусти меня с бедной сиротою, куда нам бог путь укажет.
33. Казалось, суровая душа Пугачева была тронута.
34. «Ин быть по-твоему! — сказал он. —
35. Казнить так казнить,
36. жаловать так жаловать: таков мой обычай.
37. Возьми себе свою красавицу;
38. вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»
39. Ступайте к Акулине Памфиловне: я сейчас туда же буду».
40. «Здравствуйте, Петр Андреич, — говорила попадья. —
41. Как поживаете?
42. «Полно, старуха, — прервал отец Герасим.
43. — Не все то ври, что знаешь.
44. Несть спасения во многом глаголании.
45. Батюшка Петр Андреич! войдите, милости просим.
46. Давно, давно не видались».
47. А между тем говорила без умолку.
48. Ай да Алексей Иваныч; нечего сказать:
49. хорош гусь!
50. Оставаться ей в крепости, подвластной Пугачеву и управляемой Швабриным, было невозможно.
51. Нельзя было думать и об Оренбурге, претерпевающем все бедствия осады.
52. У ней не было на свете ни одного родного человека.
53. Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня.
54. Зачем не сказать истины?
55. Пугачев <…> закричал мне: «Прощай, ваше благородие!
56. Авось увидимся когда-нибудь».
57. «Прощай, Марья Ивановна, моя голубушка!
58. прощайте, Петр Андреич, сокол наш ясный! — говорила добрая попадья. 59. — Счастливый путь, и дай бог вам обоим счастия!»
Я распределил односоставные предложения как простые, так и входящие в состав сложных, по группам, и вот, что у меня получилось:
Виды односоставных предложений в главе «Сирота» из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | |
Определенно-личные предложения | Пугачев выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие». Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: — Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее. — Веди ж меня к ней, — сказал самозванец, вставая с места. - А ты, — продолжал он, обращаясь к Швабрину, — не умничай и не ломайся: жена ли она тебе, или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною. — Государь, предупреждаю вас, что она в белой горячке и третий день как бредит без умолку. — Отворяй! — Что тогда со мною стало — не помню. — Хорош у тебя лазарет! — Потом, подошед к Марье Ивановне: — Скажи мне, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? в чем ты перед ним провинилась? — И ты смел меня обманывать! — сказал он ему. — Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин? — Милую тебя на сей раз, — сказал он Швабрину, — но знай, что при первой вине тебе припомнится и эта. — Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь. - Как думаешь, Пожалуй, я буду посаженым отцом, Швабрин дружкою; закутим, запьем — и ворота запрем! — Слушай, — продолжал я, видя его доброе расположение. — не знаю, да и знать не хочу... Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Доверши как начал: -отпусти меня с бедной сиротою, куда нам бог путь укажет. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!» Ступайте к Акулине Памфиловне: я сейчас туда же буду». «Здравствуйте, Петр Андреич, — говорила попадья. — Как поживаете? — Не все то ври, что знаешь. Батюшка Петр Андреич! войдите, милости просим. Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Пугачев <…> закричал мне: «Прощай, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь». «Прощай, Марья Ивановна, моя голубушка! прощайте, Петр Андреич, сокол наш ясный! — говорила добрая попадья. 59. — Счастливый путь, и дай бог вам обоим счастия!» |
Неопределенно-личные предложения | Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят. — Что, ваше благородие? — сказал, смеясь, Пугачев. — Выручили красную девицу! Давно, давно не видались». А между тем говорила без умолку. |
Безличные предложения | Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому. Увидя меня, он смутился; но вскоре оправился, протянул мне руку, говоря: «И ты наш? Давно бы так!» Отговориться было невозможно. но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей. не послать ли за попом, да не заставить ли его обвенчать племянницу? — Сам ты рассуди, — отвечал я ему, — можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива. Как тебя назвать, Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. «Ин быть по-твоему! — сказал он. — Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. «Полно, старуха, — прервал отец Герасим. Несть спасения во многом глаголании. Ай да Алексей Иваныч; нечего сказать: Оставаться ей в крепости, подвластной Пугачеву и управляемой Швабриным, было невозможно. Нельзя было думать и об Оренбурге, претерпевающем все бедствия осады. У ней не было на свете ни одного родного человека. Зачем не сказать истины? |
Назывные предложения | — Государь! — сказал он. - Вы властны требовать от меня, что вам угодно; — Мой муж! — повторила она. — Он мне не муж. — И то правда, — сказал, смеясь, Пугачев. хорош гусь! — Счастливый путь, и дай бог вам обоим счастия!» |
В главе «Сирота» А.С. Пушкин чаще всего использует определенно-личные и безличные предложения.
Ш. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
При описании действия А.С. Пушкин в главе «Сирота» в повести «Капитанская дочка» использует полные двусоставные чаще простые предложения, в диалогах же автор использует односоставные, в основном определенно-личные и безличные.
Использование односоставных предложений позволяет автору приблизить речь персонажей к разговорной речи простых людей, передать их эмоциональное состояние.
Употребление безличных конструкций позволяет автору описать состояния, характеризуемые неосознанностью, придать действию особый оттенок легкости и, наконец, выделить при необходимости само действие или состояние безотнесенности его к какому-либо деятелю.
А.С. Пушкин обращается к безличным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводит их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении безличные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.
Определенно-личные же предложения придают экспрессию жизненным ситуациям, личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: читатель становится не просто сторонним зрителем, но и соучастником действия, описываемого в произведении.
Изучив научные источники, я пришел к выводу, что односоставные предложения чаще всего используются А.С. Пушкиным в диалогической речи для создания правдоподобной речевой ситуации, для максимального приближения речи персонажей произведения к речи читателей.
Александр Сергеевич Пушкин – уникальный поэт. В своем творчестве он прошел путь от синтементализма до реализма, при этом изменялся язык произведений, он становился более понятным для читателя, более совершенным. Но, несмотря на всю легкость и доступность, язык Пушкина совершенен, а каждое слово в его произведении неоднократно выверено и стоит на своем месте.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под ред. Н.М. Шанского. – М., 2015. С. 5
[2] Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под ред. Н.М. Шанского. – М., 2015. С. 46
[3] Современный русский язык. Учебное пособие под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981. С.423.
[4] Там ж., С.423.
[5] Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под ред. Н.М. Шанского. – М., 2015. С. 105
[6] Современный русский язык. Учебное пособие под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981. С.432.
[7] Там ж., С.433
[8] Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 2001. С. 375-376
[9] Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под ред. Н.М. Шанского. – М., 2015. С. 108
[10] Современный русский язык. Учебное пособие под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981. С.433.
[11] Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под ред. Н.М. Шанского. – М., 2015. С. 111
[12] Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 2001. С. 375.
[13] Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под ред. Н.М. Шанского. – М., 2015. С. 101
[14] www. Litra.ru
[15] Цит по А.С. Пушкин. Избранные сочинения в 2х томах. Т.2. – Самара, 1996, С. 473 - 478
[16] Курсивом выделены односоставные предложения.
Почта
Снеговик
Два плуга
Какая бывает зима
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"