Сочинение -проект "Влияние музыки на человека во время ВОВ"
Вложение | Размер |
---|---|
safonova.docx | 144.81 КБ |
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Это слова выдающегося поэта
Лебедева-Кумача.
Я выбрала тему « Влияние музыки на солдат во время Великой Отечественной войны», потому что она меня очень интересует. Великая Отечественная война не обошла стороной и мою семью тоже.
Мой прадедушка воевал на фронте. Из рассказов прабабушки я много
узнала о том времени. Например, как они голодали. И для того чтобы достать
буханку хлеба, ходили за много километров.
Мне кажется, что к теме Великой Отечественной войны музыканты, писатели разных времен и народов будут обращаться еще очень долгое время. А в нашей стране этот отрезок истории всегда будет присутствовать в памяти и наших бабушек, и родителей, и наших детей, потому что это наша история.
В этом году мы отмечали 70 годовщину Победы. С каждым годом всё меньше остаётся в живых очевидцев тех страшных событий. Всё чаще мы обращаемся к литературе и искусству военных лет, которые правдиво рассказывают о мужестве и подвигах простых солдат, защищавших свою Родину ценой собственной жизни. Я решила познакомиться с произведениями музыки времён Великой Отечественной войны. И попробую ответить на вопросы: Какое значение имели музыкальные произведения в годы Великой Отечественной войны? Какое значение имеют эти произведения для нас, «наследников» Великой Победы?
Годы войны – это годы разрушений и смерти. Тысячи погибших на полях сражений, тысячи могил. Потеря близких друзей, однополчан отзывалась болью в сердце каждого солдата.
Любовь, вера в то, что дома солдат ждут их невесты и жёны, поддерживали во время трудных боёв, согревали в холодных окопах, вселяли надежду на победу.
Музыка всегда была спутником человека. Даже во времена древность музыка существовала, пусть и не такая, какой мы себе представляем ее во время разговора. Это первая попытка человека говорить. Это и птичьи трели, и ворчание медведя, и вой волков на луну. Пусть это и звучит немного странновато, но все же это музыка.
Музыка сопровождает нас всегда и везде. Она утешает нас во время горя, поддерживает в трудную минуту, радуется вместе с нами, когда на душе тепло, будит нас по утрам, поднимает настроение. Это то, без чего жизнь просто немыслима.
И война-не исключение в этом списке. Пусть и будет звучать немного глупо то, что даже среди грохота от взрывов бомб можно было услышать гармонь, но зато это будет правдой. Даже Твардовский в книге про Василия Теркина, описывая жизнь обыкновенного солдата на войне, писал:
"... И от той гармошки старой,
что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой..."
Так что теперь я могу с уверенностью сказать, что музыка всегда была, есть и будет вечным спутником жизни.
Музыка – душа и сердце каждого человека. И на войне музыка обладала удивительной силой. Она могла придать бойцам силы и мужества, вдохновить на подвиги, напомнить об отчем доме, близких и родных людях.
Во время войны была создана талантливая музыка во многих жанрах. На фронте и в тылу звучало немало прекрасных песенных мелодий, среди которых были свои символы. Главный из них героико-патриотическая «Священная война», написана композитором Александровым на стихи Лебедева-Кумача. Обратимся к истории создания песни. 24 июня 1941 года в газете “Известия” было опубликовано стихотворение Вас. Лебедева-Кумача “Священная война”. На следующий день композитор Александров написал к нему музыку. Еще через день песня была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт. Ни одно произведение периода Великой Отечественной войны не приобрело столь мгновенной и общенародной любви, как эта песня, родившаяся можно сказать, в первые же минуты исторической битвы. Она сопровождала советский народ на всем протяжении его мужественного пути к победе. Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными всей страны. И ее звучание обладало невероятной силой, вызывавшей прилив мужества и бесстрашия. В воспоминаниях бывшего комбата одного из партизанских полков рассказывается, как в мае 1943 года этот полк, действовавший на территории Белоруссии, захватил вокзал, в одном из помещений которого находился мощный радиоприемник. “Настраивай на Москву”, – бросил на ходу одному из партизан командир батальона. В это время гитлеровцы повели сильную контратаку, стремясь отбить помещение станции. Напряженность боя возрастала. И вдруг среди ночи, освещенной пожаром, в суматоху боя ворвались мощные, потрясающие душу звуки песни. Она прорывалась в промежутках между разрывами гранат и пулеметными очередями, ее не в силах были заглушить крики врагов.
Другим, не менее важным символом военных лет стала знаменитая «Катюша», созданная композитором М.И. Блантером ещё в 30-е гг. простота напева, романсовая лирическая мягкость и обращённость к солдатскому сердцу («пусть он землю бережёт родную») сделали песню воистину всенародной. Ещё большую популярность приобрела катюша, когда этим именем назвали знаменитую ракетную установку, приводившую в ужас немецких захватчиков.
Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне".
Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения. На фронте было немало реальных героинь с песенным именем. Одна из них – старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная орденом Красной Звезды, уничтожившая немало фашистских автоматчиков.
10 января 1943 года в газете 44-й армии "На штурм" были опубликованы стихи о Кате Пастушенко: "Мы любим петь о девушке Катюше, что выходила на берег крутой... О Кате песню новую послушай, о девушке суровой и простой. Когда враги вдруг налетели стаей и замолчал внезапно пулемет, Катюша наша, девушка простая, одна рванулась заменить расчет..." В военное время пели и такую песню на мотив "Катюши": "Наш вишневый сад в цветенье снова, и плывут туманы над рекой. Выходила Катя Иванова на высокий берег, на крутой. Выходила – твердо порешила мстить врагу за Родину свою, сколько воли, сколько хватит силы, не жалея молодость в бою".
Оказывается, как установил бывший военный летчик краевед Николай Семенович Сахно из Краснодарского края, у Кати Ивановой был вполне реальный прототип – редкой отваги, гордая и в то же время скромная, очень красивая девушка из кубанской станицы Медведовской. На фронт Катя, вчерашняя школьница, пошла добровольно и сразу же попала под Сталинград. Была санитаркой, пулеметчицей, в составе роты связи авиаполка прошла путь от Волги до Балкан. Имеет боевые награды, благодарности командования. На фронте Катя Иванова вышла замуж за офицера А.А. Еременко.
Огромный общественный резонанс в первый год войны вызвало исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Д.Шостаковича в осаждённом Ленинграде 5 марта 1942 года, в тот самый день, когда по планам немецкого командования, фашисты рассчитывали победно войти в город. В этом сочинении четыре части; из них лучшей и наиболее ёмкой по содержанию является первая – грандиозная симфоническая поэма о противостоянии образов добра и зла, человечности и жестокости, жизни и смерти. Открывается симфония энергичной маршеобразной темой, являющейся сразу, без всяких «предисловий» Эмоционально дополняет первую тему побочная партия, приближающаяся по характеру к лирической колыбельной. Ласковая умиротворённость, обволакивающий покой – таково завершение первого раздела части . На этом фоне сильнейший психологический эффект производите появление издалека, сначала чуть слышно, новой темы в сопровождении дроби малого барабана. Ритм мерного, словно машинного, рокота становится всё упорнее. Одна и та же мелодия звучит. Как навязчивое наваждение, разрастающееся до непомерного масштаба грозно скрежещущей механической силы, всё сметающей на своём пути. В репризе первой части вновь возвращается первая тема, утерявшая бодрость и оптимизм, обретшая трагическую окраску.
Седьмая симфония звучит, как памятник тем, кто стал жертвой насилия и жестокости, кто «не дожил и не долюбил» в этом мире. Присутствовавшие на блокадном концерте слушатели с полным основанием восприняли музыку Шостаковича как рассказ о грозном военном времени, как свидетельство очевидца. Поэтесса В. Инбер позднее писала: «Я слушала седьмую симфонию, и мне казалось, что это всё о Ленинграде. Лязгающее приближение вражеских танков – это было здесь».
Известен факт, что как только Шостакович закончил писать Симфонию№7, с партитуры была снята фотокопия и на военном самолёте отправлена через Африку в Соединённые штаты Америки, где её сразу же исполнили лучшие оркестры мира. Услышав эту симфонию, один американский критик так написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой?…». Ленинградская симфония была написана в блокадном городе Дмитрием Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление российской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки.
Также популярной была песня «В землянке» на слова А.Суркова, музыка К. Листова. Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней.
“Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне", – вспоминал Алексей Александрович Сурков, – "написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой".
Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты “Красноармейская правда” композитор Константин Листов, которому позарез нужно было “что-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что... песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет...
Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню “В землянке”. Всем показалось, что песня “вышла”. После опубликования в “Комсомольской правде” стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду, несмотря на то, что больше она нигде не публиковалась и одно время была даже под запретом. “Некоторым блюстителям солдатской нравственности, – заметил по этому поводу Сурков, – показалось, что строки “до тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага” упаднические, разоружающие. Просили и даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но портить песню было уже поздно...”
И сейчас песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.
Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии. Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и свое искусство.
473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны. Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Самые известные исполнители — В. В. Барсова, М. Д. Михайлов, Д. Ф. Ойстрах, Э. Г. Гилельс, Я.В. Флиер, камерные ансамбли музыкантов участвовали во фронтовых бригадах.
Артисты понимали ответственность своей миссии. В холодные дни, в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, в лучшей артистической форме, стремясь хоть на короткое время создать для солдат атмосферу праздника. «Прямо на снегу стоит Лидия Русланова... На ней яркий сарафан. На голове цветной платок... На шее бусы. Она поет... Звуки чистого и сильного голоса смешиваются с взрывами и свистом вражеских пуль, летящих через голову» — так в рассказе В. П. Катаева оживает один из концертов певицы, состоявшийся за 15 минут до атаки. Музыка вдохновляла не только бойцов, но и тружеников тыла. Когда в глубь страны были эвакуированы многие театры и исполнительские коллективы Москвы, Ленинграда и городов, временно оккупированных врагом, центром музыкальной жизни в них стало радио. По радио вся страна слушала голоса А. В. Неждановой, Н. А. Обуховой, С. Я. Лемешева, игру пианистов М. В. Юдиной, Гилельса, С. Т. Рихтера, скрипача Ойстрахаи многих других известных и любимых артистов. В блокадном Ленинграде оркестр Радиокомитета молчал только в самую тяжелую для города зиму 1941 —1942 гг. Но уже 5 апреля 1942 г. состоялся первый концерт сезона. «Температура в зале была 7—8° ниже нуля. Но люди плакали от радости...» — вспоминает К. И. Элиасберг, который дирижировал концертом в этот вечер. — 1 Мая под жестоким обстрелом оркестр исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского». Ленинградцам были показаны 81 опера и 55 балетов.
Ни на один день не покинул Москву Музыкальный театр имени К- С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. По просьбе ,остававшейся в Москве группы артистов Большого театра был открыт филиал ГАБТа. Затаив дыхание, забыв на время о войне, зрительный зал погружался в прекрасный мир музыки Чайковского, А. С. Даргомыжского, Дж. Верди, Дж. Пуччини.
В суровое военное время в Москве" выступили с творческими отчетами художественные ансамбли Эстонии, Литвы, Латвии, композиторы и исполнители Киргизии, Армении, Грузии. В Тбилиси в 1944 г. встретились музыканты трех закавказских республик, в 1942 г. во Фрунзе и в 1944 г. в Ташкенте — музыканты Средней Азии и Казахстана.
В городах Урала и Сибири, в тех братских республиках, куда были эвакуированы исполнительские коллективы и учебные заведения, музыкальная жизнь не только не остановилась, но стала более интенсивной. В Ташкенте провела военные годы Ленинградская консерватория, в Киргизии — Государственный симфонический оркестр Союза ССР, в Перми — Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова. В Тбилиси работали Мясковский и Прокофьев, в Ереване — известный советский педагог и пианист К. Н. Игумнов. Около 40 концертов дали в г. Чкалове артисты Ленинградского Малого театра оперы и балета, в Душанбе концертировал оркестр Киевской филармонии.
Создаются новые художественные коллективы — Государственный хор русской песни под управлением А. В. Свешникова, Воронежский русский народный хор под руководством К. И. Массалитинова, открываются консерватории в Алма-Ате, Казани, Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в Москве и т. д.
Продолжалась интенсивная научная и критико-публицистическая деятельность. Выходили газеты, где печатались статьи о музыке, сборники «Советская музыка». В Ленинграде писал свои труды выдающийся советский музыковед Б. В. Асафьев.
Советский народ боролся не только за свою свободу, но и за спасение мировой культуры. Не случайно один из американских журналистов назвал Советский Союз «великой надеждой человечества». Интерес к советскому искусству был необычайно велик во всем прогрессивном мире. Подлинным триумфом ознаменовалось на Западе исполнение «Ленинградской симфонии» Шостаковича. 22 июня 1942 г. ее премьера состоялась в Лондоне, 19 августа ею дирижировал в Нью-Йорке А. Тосканини. «Страна, художники которой в эти суровые дни в состоянии создавать произведения такой бессмертной красоты и высокого духа, — непобедима» — так выразил свои впечатления от симфонии один из американских критиков. В этих словах — признание нравственной силы советского народа, советской музыки.
В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.
Песня связывает поколения, благодаря песне события военных лет доходят до нас более ярко. С каждым годом ветеранов становится меньше, но песня жила, живет и жить будет.
Где спят снеговики?
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Круговорот воды в пакете
Для чего нужна астрономия?
Ёжикина Радость