В рассказах Чапыгина северная природа показана с большой выразительностью. Пейзаж его согрет глубоким чувством любви и восхищения. В чем же художественное своеобразие чапыгинского пейзажа? В чем его неповторимость? И что помогает писателю передать картины величественной, порой суровой красоты русского Севера?
Цель: определить роль изобразительно-выразительных средств в создании пейзажа в рассказах А.П.Чапыгина.
Задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
chapygin_kornishina_p.pptx | 251.62 КБ |
Слайд 1
РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В СОЗДАНИИ ПЕЙЗАЖА В РАССКАЗАХ А.П.ЧАПЫГИНА Исследовательская работа Выполнена ученицей 8 а класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Конёвская средняя школа» Корнишиной Полиной Константиновной, Научный руководитель: учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Конёвская средняя школа» Чернокова Валентина ЛеонидовнаСлайд 2
Актуальность: необходимость изучения языка художественных произведений писателей-земляков, приобщение к лучшим произведениям региональной литературы , воспитание чувства патриотизма. Цель: определить роль изобразительно-выразительных средств в создании пейзажа в рассказах А.П.Чапыгина . Задачи: 1 . Описать виды и особенности эпитетов, метафор, олицетворений и сравнений в пейзажах П.Чапыгина. 2 . Определить их роль в создании пейзажей. 3 . Выявить особенности чапыгинского пейзажа
Слайд 3
Целевая аудитория: обучающиеся 7-11 классов общеобразовательных школ; все, кто интересуется творчеством северных писателей-земляков, особенностями языка их произведений. Содержание исследования: автором были внимательно прочитаны северные рассказы А.П.Чапыгина, а также литература о творчестве писателя, выписаны, систематизированы и классифицированы изобразительно-выразительные средства, использованные автором при создании пейзажа, выявлены их языковые особенности.
Слайд 4
Обозначающие цветовой признак; С временным значением; Определяющие явление со звуковой стороны; Обозначающие величину, форму предмета; Указывающие на возраст предмета; Определяющие и подчёркивающие внешние признаки предметов и явлений; Характеризующие качества, свойства, состояние предметов и явлений; Содержащие оценку силы, количества, степени проявления какого-либо свойства, качества; Содержащие авторскую оценку предметов и явлений окружающей природы. Эпитеты:
Слайд 5
Эпитеты: «окрашивая бересту в кровавый цвет» («Белая равнина»); «Далеко на озере, взбивая серебристые пузырьки, сверкающие на солнце, зашумела дробь», « Серебристые круги светлой ночи не пестрят озера…» («Морока »). « Все слышнее становился дробный звон топоров» («Лесной пестун»), «Летящая в вышине птица последний раз лихорадочно-торопливо царапает крыльями ночной воздух ». «Местами из-под снег торчал долговязый бледный пырей», «При огне ели казались обрубленными сверху» («Лесной пестун»), «Дошел старик до кучки малорослых сосен» («Белая равнина») .
Слайд 6
Метафоры: Сходство предметов по цвету; «повыше малиновых кустов светится рыжими мокрыми кисточками заветный чертополох , цвет колючий» («Мирская няня») Сходство формы, внешнего вида предметов; «мхи лежали зелёной пустыней с рыжими пятнами трясин-окон, с блестками озёр » (« Послуга ») Сходство количества предметов. «сыплется лист, кажется, что с деревьев летит на влажную землю рой желтокрылых бабочек …» («Осенний страх»)
Слайд 7
Олицетворения: Наделение явлений природы человеческими действиями: « стоит лес, простирает к нему зеленые объятия ; «Слышит, будто бы идет по лесу ветер , посыпает кругом лиственным дождем» («Белая равнина») Наделение явлений природы человеческими чувствами, состояниями: « Да-а ... не вами! - понимая, что думают деревья , сурово говорит Епифаныч », « стонут деревья » («Белая равнина») Наделение явлений природы, животных речью: Они (деревья) лепетали, визжали неприятное Панфилу…
Слайд 8
Сравнения: «…синим пологом легла ее тень, молния огневыми разбросанными трещинами мелькнула по воде»; «Поля кажутся бесконечной белой пустыней : только кое-где по ним смутно чернеют , как курганы в степи , зароды свежего сена», «Деревушки кажутся грудой камней среди холмов…»; «а на тропинке-дорожке иногда будто бы разбойники острых ножей нароняли … ». («Мирская няня»).
Слайд 9
Выводы: 1. Эпитеты помогают А.П.Чапыгину передать состояние природы, её звуки, своё впечатление от увиденного. 2.Часто писатель подвергает названия живых существ и природные явления метафорическому уподоблению. 3.А.П.Чапыгин наделяет природу человеческими чувствами , действиями, речью. 4.В своих рассказах автор использует разнообразные сравнения. В их числе сравнения, выраженные существительным в творительном падеже; сравнения, выраженные сравнительной формой прилагательных и наречий; сравнение действий, состояний, процессов при помощи союзов. 5.Встречаются у А.П.Чапыгина развёрнутые метафоры и сравнения, создающие яркий, выразительный образ.
Слайд 10
Библиографический список 1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов – СПб: Паритет, 2006.- 320 с 2. Москвин, В.П. Эпитеты в художественной речи / В.П. Москвин // Русская речь. – 2001. – № 4. – С. 28 – 32. 3. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Д.Э. Розенталь. – М.: АСТ-ЛТД, 1998. – 384 с. 4. Чапыгин А.П. Белый скит: М.: Ломоносовская библиотека - 2009 г. – С.431 . 5. http ://www.hrono.ru/biograf/bio_ch/chapygin_ap.php 6. http://writers.aonb.ru/chapyigin-a.p.html
Сладость для сердца
Снежная книга
Кактусы из сада камней
Самый главный и трудный вопрос
Цветок или сорняк?