Есть люди, которым история отводит особую роль. Личностью такого масштаба является Арина Родионовна Яковлева, няня великого поэта - Александра Сергеевича Пушкина. «В смирении и простоте незлобивой души сделала эта простая русская женщина большое дело для любимца своего Саши: оберегая его в детстве, разделяя с ним годы его тоскливого одиночества, — она дала свежие, жизненные мотивы для его творчества».
Вложение | Размер |
---|---|
tychenkova_renata_6-4.docx | 215.28 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 349 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Образ няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Автор: ученица 6-4 класса
Тыченкова Рената
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Рахманова Наталья Геннадьевна
Санкт- Петербург
2017г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1.Введение.
2.Основная часть.
2.1 Сведения об Арине Родионовне.
2.2 Портрет няни.
2.3 Роль няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
2.4 Анализ стихотворения А.С. Пушкина « Наперсница волшебной старины», посвящённого Арине Родионовне.
3. Заключение.
4.Список используемой литературы.
Объект исследования - образ няни великого русского поэта А.С. Пушкина, Яковлевой Арины Родионовны.
Предмет исследования - роль няни в жизни и творчестве поэта.
Гипотезы исследования:
- любовь, которой были пронизаны взаимоотношения Александра Сергеевича Пушкина с Ариной Родионовной, оказала большое влияние на становление личности поэта;
- сказки, предания, пословицы и поговорки, которые А.С. Пушкин слышал из уст своей няни, стали частью художественного мира поэта, повлияли на его творчество.
Цель: рассмотреть образ няни А.С. Пушкина.
Задачи:
1.Проанализировать литературу по данной теме.
2.Познакомиться с материалами, касающимися биографии Арины Родионовны, исследовать письма няни к А.С. Пушкину, воспоминания о ней, оставленные самим поэтом, членами его семьи, друзьями поэта.
3.Изучить стихотворения А.С. Пушкина и его современников, посвященные няне поэта.
4.Найти произведения, в героях которых А.С. Пушкин отразил черты Арины Родионовны.
5.Сделать вывод о роли образа няни в жизни и творчестве великого русского поэта.
2. Основная часть
Есть люди, которым история отводит особую роль. Личностью такого масштаба является Арина Родионовна Яковлева, няня великого поэта - Александра Сергеевича Пушкина. «В смирении и простоте незлобивой души сделала эта простая русская женщина большое дело для любимца своего Саши: оберегая его в детстве, разделяя с ним годы его тоскливого одиночества, — она дала свежие, жизненные мотивы для его творчества». Сколько няня знала пословиц, поговорок, сказок! А как умела передать то, что знала!
До нас не дошла полная биография Арины Родионовны, но воспоминания о ней встречаются в записях некоторых современников Пушкина. Возможно, поэтому пушкинисты и по сей день ведут споры о самой Арине Родионовне и о той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве поэта. Большинство склоняется к мысли, что именно няня ввела Александра Пушкина в мир народной поэзии, в общество сказочных героев. Не случайно, много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками было необходимо для совершенного знания основ русского языка.
Уже после смерти Арины Родионовны многие пушкинисты стали излишне преувеличивать ее роль в творчестве поэта. В советское время роль Арины Родионовны возрастает с новой силой. В торжественной обстановке отмечают ее юбилеи. Один из них связан со 180-летием со дня рождения, другой был приурочен к 110-й годовщине со дня смерти. Однако, как раньше, так и сейчас, существует противоположная версия образа Арины Родионовны. Некоторые ученые ссылаются на то, что нигде сам поэт не называет няню своей наставницей, покровительницей, руководительницей, посредницей, как это трактовал биограф Пушкина, П. В. Анненков. Сторонники этого мнения заявляют, что Арина Родионовна была обычной, заурядной женщиной, но словоохотливой и доброй.
Но если отрешиться от мифов и вымыслов вокруг имени Арины Родионовны, то можно назвать, по крайней мере, два неоспоримых факта. Великий поэт, используя фольклор в своем творчестве, был обязан во многом этому своей няне. И бесспорно, что она любила своего воспитанника, ничего не требуя взамен. Показательными в этом плане являются слова самого Александра Сергеевича: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».
В своей работе я предприняла попытку собрать воедино имеющиеся сведения о жизни простой русской женщины, крепостной крестьянки, няне великого русского поэта А.С. Пушкина, чтобы ответить на вопрос о ее роли в жизни и творчестве гения. С этой целью я изучила материалы, касающиеся биографии Арины Родионовны, письма няни к поэту, воспоминания о ней самого Александра Сергеевича и его современников, а также художественный материал – стихотворения поэта и его друзей, посвященные няне, портреты и скульптурные изображения, созданные в разное время.
2.1 Сведения об Арине Родионовне
Как уже было сказано во введении, биография няни до наших дней не дошла. Сохранилось только несколько отрывочных фактов.
Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года в селе Суйда Петербургской губернии в семье крепостного Яковлева и жены его Лукерьи. Поскольку крепостная крестьянка не могла иметь своей фамилии, то в метрических документах она записана как Родионова, по имени отца. По крещении дочку назвали в честь тётки Ирины. В быту же с детства звали Ариной. Как и все жители села, Арина была крепостной. Когда ей было десять лет, умер отец, оставив семерых детей. Девочке с малых лет приходилось работать — уже в восемь стирала и убирала в избе, шила и вышивала, с десяти лет работала в поле, ухаживала за лошадьми и скотом. «Нужда, недоедание, непосильный труд крепостного — вот ее воспоминания детства», — замечает автор статьи о ней С. Бойко. Несмотря на тяжелую жизнь, Арина была девочкой доброй, веселой — в селе ее любили; а еще она прекрасно рассказывала сказки. В село иногда приходил настоящий сказочник, пожилой крестьянин, который не мог выполнять тяжелую крестьянскую работу, но знал множество сказок и умел талантливо их рассказывать, этим и жил. Арина с восхищением слушала сказочника, а потом пересказывала сказки детворе — она обладала очень хорошей памятью. Повзрослев и овладев мастерством сказочницы, стала сама сочинять их, применяя законы построения этого фольклорного жанра: своеобразные зачины, присказки и концовки, постоянные тропы (эпитеты, сравнения) и, придумывая самостоятельно эпитеты, сюжетные линии и пр., талантливо рассказывала сказки — где надо повышая или понижая голос, изменяя интонацию, делая точные паузы, передавая мимикой и жестами все, что нужно было передать в исполнении. Став замечательной сказочницей, уже взрослая Арина, которую мы знаем как знаменитую няню Пушкина Арину Родионовну, передала будущему великому поэту любовь к русскому народному творчеству, к богатому русскому языку.
Существует точка зрения, что Арина Родионовна была няней матери Пушкина Надежды Осиповны. Территориально это было возможно. Ребенком Надежда Осиповна часто жила в селе Кобрино. Однако по времени срастается не очень. Надежда Осиповна родилась в 1775 году, а Арина Родионовна приехала жить в Кобрино к мужу в 1781 году, когда девочке было уже шесть лет. Сергей Львович Пушкин вскоре после рождения дочери вышел в отставку и с семьей переехал в Москву, где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны, уехала вместе с ними. В 1799 году у Пушкиных родился сын Александр. С рождения Ольги Арина Родионовна жила в доме Пушкиных почти постоянно. Вместе с ней в доме жила кормилица будущего поэта, однофамилица Арины Родионовны, Ульяна Яковлева. По некоторым данным, она и была первой няней маленького Саши.
Когда члены большого семейства Пушкиных стали перебираться в Москву, они продавали земли, ранее им принадлежавшие, покупали новые, – и всюду за ними следовала Арина Родионовна. Это и понятно. В 43 года Арина Родионовна овдовела (ее муж умер от пьянства), больше замуж она не выходила. Верой и правдой служила господам, растя еще и своих четверых малолетних детей. Есть версия, что бабушка Пушкина хотела дать няне вольную, но та отказалась и осталась в доме нянчить других детей. После Ольги Арина вынянчила Александра и Льва, но кормилицей была только для Ольги. Дети очень любили свою няню. У маленького Саши она была няней до 7 лет, а затем к нему приставили «дядьку» и гувернера. Умерла она в 1828 году. Александр Сергеевич на ее похороны не приехал — из знатных особ там присутствовал лишь его друг и муж сестры Ольги, Николай Павлищев. Исходя из социального статуса, хоронили Арину Родионовну скромно, а могила ее и вовсе осталась безымянной. Вскоре она оказалась утеряна и точное место захоронения оставалось неизвестным вплоть до 1940 года. К этому времени было принято считать, что Арина Родионовна покоится на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Но благодаря проверке старых церковных книг выяснилось, что реальное место ее захоронения — это Смоленское кладбище. После этого у входа на него повесили мемориальную табличку в честь няни.
Такова простая история жизни няни великого поэта А.С. Пушкина.
В литературе она известна как Арина Родионовна, реже под фамилией Яковлева. И совсем не упоминается как Матвеева, под фамилией мужа. В быту для всех она была Родионовной (в старости). Кстати, сам Пушкин не называл ее по имени, для него она всегда оставалась няней.
2.2 Портрет няни
Это может показаться удивительным, но о внешности Арины Родионовны не известно практически ничего. Широко известен портрет няни работы неизвестного художника. Его можно встретить даже в школьных учебниках. Но реальной внешности няни он едва ли соответствует. По крайней мере, он противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны, сделанному сестрой Пушкина, Ольгой. Та писала: «Старушка чрезвычайно почтенная — лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…». Больше никаких слов о внешности няни в истории не осталось.
Современники А.С. Пушкина писали, что она была болтлива, словоохотлива. В своих воспоминаниях поэт Н. Языков отмечал неожиданную ее подвижность, несмотря на полноту, «...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица».
Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью, — оставили в сердце Пушкина неизгладимое воспоминание. Он любил ее родственною, неизменною любовью... Весь сказочный русский мир был ей известен как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально. Поговорки, пословицы не сходили у нее с языка. Большую часть былин и песен, которых Пушкин так много знал, слышал он от Арины Родионовны. Можно сказать с уверенностью, что он обязан своей няне первым знакомством с источниками народной поэзии». Сам Пушкин создал поэтический, романтический миф о няне, воспевая ее образ в стихотворениях разного периода. Так, воспоминание о долгих вечерних беседах запечатлено в стихотворении «Сон».
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло…
Судить о том, какой осталась няня в воспоминаниях поэта, можно и по следующему стихотворению:
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой…
В различных источниках можно встретить немало репродукций картин, на которых можно увидеть А.С. Пушкина и его верную няню. Но все они лишь плод воображения художников, отражающий скорее внутреннюю суть этой удивительной женщины, но не внешнее сходство с оригиналом.
Имя Пушкина неразрывно связано с Псковским краем. Более 100 произведений создано поэтом на псковской земле. В настоящие дни место у памятника поэту и его няне Арине Родионовне – одно из любимых псковичами. Памятник носит официальное название «Пушкин и крестьянка», но известен он больше как «Пушкин и няня». Душевная близость поэта и его няни Арины Родионовны становится лейтмотивом памятника. Левой рукой Пушкин прикасается к стулу, на котором сидит Арина Родионовна. Это прикосновение полно глубокого смысла. С особой тщательностью ваятель изобразил в бронзе не только Александра Сергеевича, но и его няню, простую русскую крестьянку, растившую его в младенчестве и скрасившую годы его псковской ссылки. Впрочем, женскому образу в сей скульптурной группе давались и иные толкования и названия. Вот, например, одно из официально принятых названий памятника: «Пушкин и Русская Крестьянка». Помнится, сам автор не возражал и против такого титула: ведь действительно создал он в бронзе облик не «конкретной» няни поэта (ее прижизненных изображений, как уже было сказано ранее, почти не было), но именно образ сельской русской женщины. Вот она — уставшая за свою трудовую жизнь, не знает, куда деть изработавшиеся тяжелые и нежные руки, а лицо ее лучится и спокойствием, и умудренностью, и тою женской русской добротой, что была и остается главной чертой всех матерей и бабушек наших, особенно в глубинке, на земле живущих и поныне... В Михайловском она была поэту «подругой дней его суровых». Лучшего образа для воплощения задуманной идеи не найдешь. Было бы ошибочно думать о прошлом, как о чем-то замкнутом.
Создавая образы людей самых отдаленных эпох, мы всегда ищем для них прототипов среди наших современников. В главных человеческих своих свойствах мы гораздо ближе находимся к своим предкам, чем порой сами полагаем. Есть любовь, есть долг, есть общечеловеческие законы. И это согревает нашу жизнь. Мне очень хотелось, чтобы люди, глядя на памятник Пушкину и его няне, почувствовали это, чтобы им стало от этого теплее. Чтобы посмотрев на «Арину Родионовну», каждый вспомнил и узнал в ней свою мать».
2.3 Роль няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина
А.С. Пушкин называл няню «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой».
Много споров велось вокруг роли Арины Родионовны в творчестве Александра Сергеевича. В советское время ее имя ставилось в один ряд с именитыми писателями и поэтами. Отмечались юбилеи ее рождения и годовщины смерти. Но существует и обратная точка зрения. Некоторые ученые считают Арину Родионовну обычной женщиной, славящуюся своей добротой и словоохотливостью. Однозначно можно сделать два вывода: фольклор, который Пушкин почерпнул у своей няни, оказал огромное влияние на его творчество. Известно, что Пушкин со слов няни записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя, конечно, слышал от нее больше. Пословицы, поговорки, присказки не сходили у нее с языка. Именно от нее Пушкин впервые услышал и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, А. Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Неслучайно поэт, обращаясь к Арине Родионовне, часто называет ее не только «няней», но и «мамушкой».
Однако особая близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась уже не в детстве поэта, а во время его двухгодичной ссылки. В июле 1824 года в село Михайловское Псковской губернии под надзор местного начальства был выслан опальный поэт из Петербурга. И здесь с радостью его встретила постаревшая его няня, Арина Родионовна, которая по-прежнему так же любила своего Сашу, а он называл ее «мамушкой». В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. В мемуарной литературе, посвященной ссылке, имена няни и поэта стоят неразрывно. В доме комнаты няни и Пушкина были рядом. «Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев», — вспоминал И. И. Пущин. По свидетельству кучера Пушкина П.Парфенова: «Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «здорова ли, мама?» — он ее все мамой называл... И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней...».
Они вместе коротали вечера, во время которых Арина Родионовна пела Пушкину народные песни и рассказывала сказки, что, по свидетельствам самого поэта, получалось у нее превосходно. Александр часто приходил в ее маленький домик, порождая легенды о том, что он даже жил не у себя, а в «домике няни». В письме знакомому Пушкин писал в декабре 1824 года: «…вечером слушаю сказки моей няни…; она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно».
В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».
Возможно, если бы не няня, мы бы не выросли на историях о царе Салтане или золотой рыбке, теперь знакомых каждому ребенку. Своей любимой няне, дорогому и близкому человеку, простой крестьянской женщине, посвятил поэт свое стихотворение, которое так и называется «Няне». Стихотворение написано в октябре 1826 года в Москве, куда Пушкин был неожиданно вызван царем, что очень встревожило Арину Родионовну.
Сохранились два письма к Пушкину, написанные под диктовку няни и являющие пример ее образной речи, в которых проявляется вся глубочайшая любовь няни к своему Саше: «Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем благодарна — вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваша любезная сестрица тоже меня не забывает. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Наши в Петербурге летом не будут: они все едут непременно в Ревель — я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».
Любовь, которой были пронизаны взаимоотношения Александра Сергеевича с Ариной Родионовной, имела большое влияние на становление личности поэта. Сам поэт в своих произведениях создал романтический образ любимой няни. В своём творчестве он использовал услышанные сюжеты и мотивы. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом» няни Дубровского, няни Татьяны из «Евгения Онегина». Принято считать, что она также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого», мамки княгини («Русалка»).
Важную роль сказок няни в жизни и творчестве Пушкина отмечал критик и поэт Аполлон Григорьев: «О, сказки Арины Родионовны... вы храните такую светлую и чистую струю в душе молодого, воспитанного по-французски барича, что отдаленное потомство помянет вас добрым словом и благословением…».
Откуда же Арина Родионовна так много знала? Напомним, что деревня Суйда, в которой она родилась, расположена на северо-западе России. Поэтому в ней соединились среднерусские и новгородские, шведские и финские предания. Няня слышала их еще в пору своего детства и юности, а потом пересказывала Пушкину.
За месяц до ее кончины Пушкин был у Арины Родионовны, о чем свидетельствует надпись «25 июня. Няня...» на полях рукописи, рядом с незаконченными строками.
2.4 Анализ стихотворения А.С. Пушкина, посвященного Арине Родионовне.
Стихотворение «Наперсница волшебной старины»
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила.
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Младенчество прошло, как лёгкий сон.
Ты отрока беспечного любила,
Средь важных Муз тебя лишь помнил он,
И ты его тихонько посетила;
Но тот ли был твой образ, твой убор?
Как мило ты, как быстро изменилась!
Каким огнём улыбка оживилась!
Каким огнём блеснул приветный взор!
Покров, клубясь волною непослушной,
Чуть осенял твой стан полувоздушный;
Вся в локонах, обвитая венком,
Прелестницы глава благоухала;
Грудь белая под жёлтым жемчугом
Румянилась и тихо трепетала…
(1822)
Первые строки – обращение, причем автор использует не просто имя или прозвище. «Наперсница волшебной старины» - та, к кому обращается поэт, уже не молода, «друг вымыслов» - сразу становится понятно, что речь идет о няне Пушкина, которая рассказывала ему свои сказки, а поэт сделал их основой своих произведений. «Тебя я знал во дни моей весны» - она была рядом с ним в самые счастливые моменты его жизни, когда душа его расцветала. «Я ждал тебя» - поэт знал, что няня всегда придет к нему, поэтому он не просто надеялся, что она придет, а именно ждал. Далее - описание ситуации, когда няня сидит над колыбелью и поет для малыша. «Мой юный слух напевами пленила» - Пушкин снова говорит о том, что своей культурной привязанностью поэт обязан Арине Родионовне. «Меж пелен оставила свирель, которую сама заворожила» - Владислав Ходасевич считал, что в этих двух строчках Пушкин мифологизировал свою няню, придал ей свойства музы.
Постоянно черпая материал из ранних произведений для более поздних, уже в 1821 году Пушкин внезапно придавал изображению старой няни условные атрибуты античной Музы, которую воспевал в Лицее. Стихотворение „Наперсница волшебной старины“ совершенно исключительно тем, что в нем старушка-няня и прелестная дева-Муза являются воплощением одного и того же лица.
3. Заключение
Подводя итоги своей работы, сделаю вывод, что проведенное исследование подтвердило гипотезы о том, что любовь, которой были пронизаны взаимоотношения Александра Сергеевича Пушкина с Ариной Родионовной, оказала большое влияние на становление личности поэта;
- сказки, предания, пословицы и поговорки, которые А.С. Пушкин слышал из уст своей няни, стали частью художественного мира поэта, повлияли на его творчество. Поэт на всю жизнь сохранил трогательное, любящее отношение к своей няне, посвятил ей стихотворения, многократно упоминал в письмах.
Отношения между няней Родионовной и её воспитанником были душевно-тёплыми. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал об её безграничной любви к нему. Баюкая его в младенческие годы, утешая в трудный период северной ссылки, Арина Родионовна душой всегда была с ним.
В 1880 году, когда после смерти Пушкина пройдет уже более 40 лет, писатель И.С. Аксаков на открытии памятника поэту в Москве произнесет речь о простой крестьянке – Арине Родионовне: «От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне... Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника – это няня, это простая деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!».
4. Список используемой литературы:
1. Бойко С. Няня Пушкина Арина Родионовна/ С.Бойко// Народное образование.-1999.-№3-4.-С. Большакова А. "Наперсницы волшебной старины...": К спорам о Пушкинской народности/ Большакова А. // Детская литература.-1999.-№5-6. Жизнь. Литература. Критика. Современники поэта).
2. Глемба В. В. «Подруга дней моих суровых…». «Литература в школе, 1999 г., №4».
3. Добрая подружка бедной юности моей : [О няне А.С.Пушкина - Арине Родионовне]// Отчий дом.-1999.-№3.
4. Доризо Н. "Все было мудро предназначено судьбой...": [Стих. об Арине Родионовне Яковлевой]/ Н.Доризо// «Литература в школе,.-1999.-№4.»
5. Дружинников Ю. «Няня в венчике из роз», 1995 г.
6. Зуева Т.В. Фольклорные и литературные особенности сказок А.С.Пушкина/ Т.В.Зуева// Русская речь.-1999.-№3.(Писатель и фольклор).
7. Истоки пушкинских сказок: [Мифологические образы в сказках А.С.Пушкина]// Юный художник.-1999.-№4. (Мифологический словарь).
8. Комов О. Пушкин и няня: [Изображение памятника, воздвигнутого в Пскове]/ О.Комов// «Литература в школе, 1998.-№6».
9. Коровина Р.Н. «Образ няни в творчестве Пушкина». «Литература в школе, 1999г. , №4».
10. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя/ Ю.М.Лотман.-Л.: Просвещение, 1983.-255c.: ил.-(Биогр. писателя).-Библиогр.
11. Модзалевский Б.Л. Пушкин: Воспоминания. Письма. Дневники. / Б.Л.Модзалевский.-Печ-ся по изд. 1929г.-М.: Изд. "Аграф", 1999. (Лит. мастерская/ Оформ. Иваншина Т.).
12. Новиков И. «Пушкин в изгнании», 1962г.
13. Пущин И.И. «Записки о Пушкине». Москва, 1975г.
14. Рождественский В. «Читая Пушкина», 1962 г.
15. Чаурина Р.А. «Яковлева Арина Родионовна». «Литература в школе, 1999г., №4».
Что такое музыка?
Ледяная внучка
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Привередница
Выбери путь