Значение книги в жизни человека огромно.В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его - привычка ребенка читать.
Вложение | Размер |
---|---|
issled._rabota_2017_tanya.doc | 401 КБ |
ГБОУ Воскресенская коррекционная школа — интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Исследовательская работа
Почему нужно любить чтение
Подготовила:
ученица 12
класса
Сергеева Т.
Руководитель:
учитель
русского языка
и чтения
Конева Е.Н.
2017 год
Содержание
Введение: 3
Глава I. Теоретический анализ литературы 4 -8
Глава II. Исследование 9,10
Заключение 11
Список литературы 12
Приложение 1 13 - 17
Приложение 2 18 - 21
Введение
Мы уже двенадцатиклассники. Как – то в нашем классе зашел разговор о чтении.
Гранит Хабибуллин сказал: «Моя бабушка говорит, что раньше нашу страну называли самой читающей в мире, а меня из–под палки читать не заставишь».
«И я читать не очень – то люблю», - заметил Крицкий Максим. Тут все загалдели: « И меня дома ругают, что я мало читаю, а все больше телевизор смотрю или за компьютером сижу», «И меня…. И меня!...» А я подумала и предложила: «Давайте проверим, действительно ли современные дети стали меньше читать, меньше любить книгу?»
Объект исследования: детская книга, памятники книге.
Предмет исследования: приобщение к чтению.
Гипотеза: нужно ли тратить время на чтение книги, если можно посмотреть фильм и получить информацию из Интернета.
Цели и задачи:
Методы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
О важности чтения говорят многие, однако далеко не все понимают, на сколько чтение обогащает духовный мир человека.
Важность книг и чтения доносят до нас даже старые русские пословицы, такие как: “Кто много читает, тот много знает” или, например, “Книга мала, а ума придала”. И уж если о важности чтения задумывались древние жители нашей земли, то как можем мы не понимать, насколько важен этот невзрачный, на первый взгляд, предмет, под названием книга?
Совершенно очевидно, что читающий человек знает больше, понимает больше, а, следовательно, и рассказать другим может больше, чем не читающий. Читая книгу, человек будто бы проживает ещё одну жизнь, ведь он переживает, чувствует то, что чувствуют герои книги, старается понять их действия, мысли и побуждения. Он, словно, набирается эдакого воображаемого жизненного опыта, который, несомненно, в будущем ему не раз ещё пригодится. Это уже не говоря о том, что читающие люди пишут намного грамотнее, чем люди, не бравшие книгу в руки. Они, элементарно, более мягко и доступно излагают свои мысли в разговоре. Понять их легче, говорить с ними легче, а значит, и находиться в их обществе интереснее и приятней. |
Книги открывают человеку новые миры, новые горизонты, глубокие впечатления и переживания. Один неглупый человек в своё время написал: “…чем больше вариантов выбора у человека в каждой конкретной ситуации, тем больше его духовный мир”. Само собой, книги не дадут вам всех ответов, и всех вариантов на все случаи жизни. Однако, читая книги, вы обогатите свой разум ответами, до которых уже добрались люди, их написавшие. Ваш разум наполнится идеями и мыслями, которые расширят ваше мировоззрение, упрочнят позитивное отношение к жизни и окружающему миру, обогатят вас новыми идеями и целями. А не это ли духовный мир человека?
Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Приобщение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.
Опыт показывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к чтению и книге – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
Сейчас много идет разговоров о том, что традиционная система оценок успеваемости школьников, т.е. пятибалльная система – изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и т.д., как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.
Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, для кого чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. И большую помощь в этом вопросе могут и должны оказать родители, и те, кто более всего заинтересован в качестве образования своих детей.
Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения.
Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.
Для нас, как и для предыдущих поколений, книга была единственным источником знаний. Но времена изменились: современные технологии – от аудиоплееров до компьютеров – стремительно шагнули вперед, а дети – что удивительно! – быстро их освоили. Возникает вопрос: нужны ли ребенку книги?
Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.
Что же мешает чтению детей? Просто сейчас детских развлечений стало гораздо больше.
Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Дети не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.
А ведь есть более интересное занятие – чтение книг.
«Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласна. Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.
Во - первых, как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и неинтересно! Как иногда противно смотреть на лежебок, которые целыми днями сидят за компьютерами и телевизорами. Какой от них толк? А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Во – вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.
В – третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах, представить и очутиться в католическом храме, в протестантской церкви или в православном соборе.
В – четвёртых, книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.
В – пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.
Но нельзя забывать о том, что книги нужно читать предназначенные для своего возраста. Согласитесь глупо, если в шестнадцать лет человек читает сказки «Колобок» и «Курочка ряба», а пятилетнему малышу мама на ночь читает «Войну и мир» Толстого.
Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! Все меняется со временем, уходит молодость, седеют волосы, но сила знания остаётся всемогущей, несмотря ни на что! Именно чтение помогает нашей личности стать немного совершеннее в этом несовершенном мире, оно добавляет свет в наши темные души, учит быть терпимее к ближнему. К сожалению, с научно техническим прогрессом и развитием науки любовь к чтению заметно погасла – все заменил вездесущий компьютер и ненасытный Интернет. Согласитесь в плотном графике современного человека довольно трудно найти свободное время для чтения! Но надо заметить, что и в наше время есть те, кто понимает огромное значение чтения для развития кругозора, принимает чтение, как «точилку» для ума, осознаёт социальную направленность чтения!
Не удивляйтесь, но сколько пользы для здоровья приносят погружения в мир букв и предложений. Этого своего рода пилюля против стресса. Настроение заметно улучшается, душа отбывает в страну фантазий, где не существует зла и разочарований. Обязанность каждого родителя – прививать любовь к чтению своим детям, рассказывать о пользе этого занятия. Для детей будет очень хорошо, если им прочитать наиболее интересные истории вслух, особенно в самом начале их читательского пути! Они начинают смотреть на историю в перспективе, структурируя её, их душа открывается для сочувствия. Неважно, какой жанр предпочитает ваш ребенок: и фантастика, и детектив, и сказка в любых её проявлениях благодатно действует на творческое мышление, создавая в голове целый мир образов. Но это далеко не все преимущества чтения, и вам предстоит в этом убедиться!
Не будет преувеличением сказать, что чтение – самый лучший способ провести свободное время. А особенно в том случае, если вы любите читать, то лучшего подарка, чем хорошая книга и придумать невозможно! Гарантировано вы получите чувство величайшего удовлетворения. И это касается абсолютно каждого человека – достаточно взять в руки книгу, открыть её и окунуться в мир, откуда уже нет возврата...
Невероятно важно – прививать любовь к чтению с самого раннего детства. Можно начать с чтения сказки на ночь – это также литературный экскурс волшебного характера. В свои первые годы жизни, слушая, как родители читают ему, малыш укрепляет свои речевые навыки, позже учится распознавать слова в письменном варианте. Опыт, полученный при чтении, несомненно, пригодится и во взрослой жизни. Исследования подтверждают тот факт, что чтение перед сном создаёт своеобразную оболочку – защиту ребенка от негативных воздействий, от беспокойства, создаётся также благоприятный эмоциональный фон!
Ребенок, «вскормленный» чтением вырастает наиболее чутким к проявлениям социальной среды. К тому же, человек с раннего детства держащий книгу в руках, приобретает очень важную полезную привычку – привычку читать! В подростковом возрасте сложно переоценить значение чтения полезной литературы – поскольку все основные ценности формируются именно в этом сложном возрасте. Подростки склонны идеализировать любимых героев, стремятся подражать им в своих поступках, они начинают мечтать о своём собственном будущем, тем самым изучая основы планирования жизни.
Один раз, начав читать, остановиться уже невозможно! Это воистину пример правильной траты времени. Все тревоги отступают перед интересной книгой, человек отрешается от проблем – таким образом, книги служат отличным средством для релаксации. Читая, уже никто не сможет сказать, что ему скучно. Все страхи и заботы остаются вне страниц, испещренных буквами, которые складываются в слова и фразы, а ведь из них и состоит наша жизнь!
Плюс ко всему, нисколько не преуменьшая значение СМИ, отметим, что книги хранят действительно живое дыхание истории, это кладезь информации, которую невозможно исчерпать. Чем больше читаешь – тем сильнее желаешь только одного – читать все больше и больше...
Да, конечно, не стоит отказываться от всех благ цивилизации – от компьютеров, ноутбуков, мобильных телефонов и прочих новых веяний техники, но и о книгах забывать не стоит. Никто не бросает престарелых родителей – не оставляет их без внимания. Так и с книгами! Кроме того, научно доказан факт, что даже пятнадцать минут чтения значительно улучшают наши грамматические и стилистические навыки. А о словарном запасе и говорить не стоит!
Если сравнить чтение с другими современными развлечениями, как например, просмотр кинофильмов, увлечение музыкой, игра в компьютерные игры, то его преимущество состоит, хотя бы в неоспоримой пользе для развития мыслительных способностей.
Дети и подростки, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием. Это ли не доказательство всего вышесказанного? Более того, многие известные люди, добившиеся в жизни успехов, признаются, что ни на что не променяют свои библиотеки и возможность почитать любимую книгу.
Известно, что чтение продуцирует умственную деятельность, стимулирует развитие глазных мышц, что повышает и концентрацию, и способность к наблюдению. Кроме того, чтение предполагает полную концентрацию читателя на процессе, улучшает коммуникативные навыки. При чтении мы находим такие точные и меткие фразы, которые очень уместны в повседневной жизни – то есть развитие словарного запаса налицо!
Только читая, мы можем, не вставая с удобного дивана, побывать в самых экзотических странах, понять образ мышления их жителей, а самое главное – пропустить всю информацию через свою душу.
Читайте – и становитесь более чуткими, отзывчивыми людьми. Может, именно чтение делает из человека настоящего человека?
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ
Чтобы убедиться, действительно ли современные дети стали меньше читать, меньше любить книгу, я изучила литературу по данной теме и провела
в старших классах анкетирование. В анкете один вопрос «Чем я люблю заниматься в свободное время?» и пять вариантов ответа:
Надо выбрать и отметить один вариант проведения свободного времени.
В результате при подсчете голосов оказалось, что читать в свободное время любят только пять человек из тридцати двух.
Результаты нас очень расстроили. Это что же получается? Очень мало детей с удовольствием читают в свободное время, читают не по собственному желанию, а по заданию учителя ! С этим надо что – то делать!
Чтобы доказать, что книги имеют важную роль в жизни человека, я проанализировала роль книги для ребят нашего класса и указала на пять причин, в результате которых я считаю чтение книг интересным занятием.
Далее мною были зачитаны мнения известных людей о книге, о чтении, названы пословицы и поговорки (Приложение 1). Я постаралась показать одноклассникам через памятники архитектуры, что существование большого количества памятников книге говорит о ее значимости (Приложение 2).
Спустя две недели мы провели тоже самое исследование.
Из результатов исследования следует, что настроение ребят улучшилось, ребята стали больше читать, стали знать больше. Это очень хорошо!
В ходе исследования мы вывели некоторые рекомендации, которые помогут поднять настроение окружающих, а значит, помогут и более легкому общению людей друг с другом.
Завершая свой небольшой, но познавательный проект, хочу сделать следующий вывод:
Мне очень хочется, чтобы дети как можно больше читали в свободное время.
Я думаю, что результаты моего исследования могут быть полезны всем, кто хочет добиться жизненного успеха.
Заключение
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему.
Из – за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять, Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.
Читайте – и становитесь более чуткими, отзывчивыми людьми. Может, именно чтение делает из человека настоящего человека?
Я уверена, если ребята прислушаются к этим словам, то станут лучше понимать друг друга, научатся оценивать не чужие поступки, а свои.
Список используемой литературы:
Приложение 1
Высказывания о пользе книг и чтения
Тема— высказывания о пользе книг и чтения, авторами которых являются великие люди: писатели, мыслители, поэты, политики и многими другие, яркие представители человечества:
Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания — Гёте и Шекспир равняются целому университету.
Чтение для ума — то же, что физическое упражнение для тела. Аддисон Д.
Чтением человек переживает века. Герцен А.
Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира. Толстой Л. Н.
В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Петрарка Ф.
Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга. Вольтер
Вовремя прочтенная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг и наставник.
Человек с хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким. Гольдони К. (афоризмы о пользе чтения)
Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Герцен А.
Хорошая, интересная книга дает много знаний, будит много хороших мыслей. Крупская Н. К.
Для того чтобы повышать культуру, надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, нужно знать русскую литературу и в особенности художественную. Калинин М. И.
Хорошая книга — просто праздник. Горький М.
Еще многие тысячи лет тому назад книга в руках лучших представителей человечества сделалась одним из главных орудий их борьбы за истину и справедливость, и именно это орудие придало этим людям страшную силу. Рубакин Н. А.
Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости. Чернышевский Н. Г.
Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни! Торо Г.
Сколько дней труда, сколько ночей без сна, сколько усилий ума, сколько надежд и страхов, сколько долгих жизней усердного изучения вылиты здесь в мелких типографских шрифтах и стиснуты в тесном пространстве окружающих нас полок. Смит А.
Книга — огромная сила. Ленин В. И.
Пусть каждый человек, насколько возможно, постарается окружить себя хорошими книгами. Чэннинг У.
Книга — такое же явление жизни, как человек, она — тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. Горький М.
Просвещать народ — значит, повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его. Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. Гюго В.
Нашим общением с высшими умами человечества мы наслаждаемся главным образом через книги, и это средство общения доступно нам всем. Чэннинг У.
Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности. Смайлс С.
Милее книги в мире друга нет. Навои А.
Книжные богатства, в своем целом, представляют из себя литературное зеркало жизни. Рубакин Н. А.
Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. Монтескье Ш.
Кто любит книгу, тот никогда не будет ощущать недостатка в преданном друге, спасительном советнике, веселом товарище, действительном утешителе. Читая, изучая, размышляя, человек может невинно развлечь себя и приятно провести свой досуг во всякое время и при всех случайностях судьбы. Барроу И.
Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться плодами его непрерывного великого труда. Горький М.
Книги — это друзья, бесстрастные, но верные. Гюго В.
Нет развлечений дешевле чтения книг и нет удовольствия более длительного. Монтегю М.
Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу будущего. Горький М.
Одна из причин духовной пустоты — отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о сахмом себе. Сухомлинский В. А.
Книга делает человека хозяином вселенной. Павленко П. А.
Первая, ударившая по сердцу книга,— что первая любовь. Это призма, через которую впоследствии преломится бессознательно все мироощущение человека. Форш О. Д.
Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей. Морозов Н. А.
Прошедшего не существует, пока будут существовать книги. Булвер-Литтон Э. Д.
Книга — самый терпеливый, выносливый и веселый товарищ. Она не отвернется от нас в минуты бедствия или невзгоды. Смайлс С.
С помощью книги всякий грамотный человек имеет право и возможность входа в царство ума. Смайлс С.
Книга — коллективный опыт. Тот, кто прочел два десятка великих книг, прожил два десятка великих жизней. Павленко П. А.
Тот, кто не был знаком с творениями древних, прожил, не ведая красоты. Гегель Г.
Чтение — лучшее учение!
Чтение – к мудрости движение.
Читать между строк (т. е. по догадкам).
Читайте – и вам откроется целый мир.
Читай, не вертись, а что написано, не сердись.
Читай, книгочей, не жалей очей.
Читай не с конца, а с начала.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Хорошую книгу читаешь — знания свои умножаешь.
Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай.
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
Умную книгу читать – знания прибавлять.
Труд при ученье скучен, да плод от чтенья вкусен.
Сказанное слово — было да нет, а написанное живёт век.
С книгою жить – век не тужить.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
Не смотри, кто написал, смотри, что написано.
Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
Наука книги еще не полна без науки жизни.
Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.
Много читает, а дела не знает.
Много прочёл, да мало учёл
Кому книга-развлечение, а кому-учение.
Книгу читай, а умом смекай.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Книги читать — скуки не знать
Книги читать – не дурака валять, а ум и сердце развивать
Книги читай, а дела не забывай.
Книги читаешь — далеко видишь.
Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книга учит жить , книгой надо дорожить.
Книга ум просветляет.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.
Книга поднимает настроение и развивает речь.
Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт
Книга не пряник, а к себе манит.
Книга не мед, а всякий берет.
Книга мала, а ума придала.
Книга крылья дает.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Книга без ума – пуста.
Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно
Книга — лучший подарок.
Книга – ключ к знанию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЕСЛИ СЕГОДНЯ ТЫ
НИЧЕГО НЕ ЧИТАЛ,
ЗНАЧИТ,
СЕГОДНЯ ТЫ НЕ ЖИЛ.
СВЕТЛОГОРСК, РОССИЯ
В небольшом курортном городке Светлогорске установлен мемориальный валун с бронзовой книгой, на левой странице которой изображен портрет Томаса Манна, а на правой - слова на немецком и русском языках: "Ты сохранил величье языка, любя его, как любит только тот, кто пережил изгнанья годы".
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ
Открытие «Раскрытой книги было приурочено к 300-летнему юбилею Петербурга и 265-летию Василеостровского района. Знак выполнен из гранита и представляет раскрытую книгу, на страницах которой выбиты строки А. С.Пушкина из поэмы «Медный всадник».
НОВОСИБИРСК, РОССИЯ
В Новосибирске в 2008 году на стене дома по улице Горького появилась вот такая креативная книга "Капиталъ", приуроченная к открытию одноименного книжного магазина в этом же здании.
ХИМКИ, РОССИЯ
Памятник – это большая книга А.С. Пушкина, которая установлена таким образом, что создается ощущение парения в воздухе. Книга раскрыта: на левой стороне профиль Пушкина, а справа - его бессмертное стихотворение о любви: «Я помню чудное мгновение…»
3 загадки Солнечной системы
Солдатская шинель
Цветение вишни в лунную ночь
Никто меня не любит
Растрёпанный воробей