Исследовательская работа посвящена изучению частушки как фольклорного жанра в селе Ржава Большесолдатского района Курской области. Автор работы рассматривает особенности частушек своей местности, их тематический диапозон. Особое внимание уделяется исполнителям частушек и манере исполнения этих маленьких песенок. Итогом работы стал сборник наиболее популярных частушек данной местности.
Вложение | Размер |
---|---|
chastushka.docx | 59.83 КБ |
МКОУ «РЖАВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» БОЛЬШЕСОЛДАТСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ИЗУЧАЕМ РОДНОЙ КРАЙ»
ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
«ЧАСТУШКА: МАЛЕНЬКАЯ ПЕСЕНКА БОЛЬШОГО НАРОДА»
АВТОР ТРОФИМЕНКО ДАНИЛ СЕРГЕЕВИЧ
8 КЛАСС
РУКОВОДИТЕЛЬ МАЛЫХИНА
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
2018 ГОД
С. РЖАВА
ОГЛАВЛЕНИЕ.
4-12
Глава I. Зарождение частушки как малого жанра фольклора. 4-5
Глава II. Частушка в дореволюционный период. 5-8
Глава III. Народное поэтическое творчество советской эпохи. 8-10
Глава IY. Поэтический стиль частушек. 10-11
Глава V. Своеобразие частушек села Ржава. 11-12
Частушка русская любима народом,
ее с удовольствием слушают и еще
поют, и пока она жива – жив народ.
В.В. Богомолов.
В современном обществе остро стоит проблема национального возрождения. Она неразрывно связана с ростом национального самосознания. Одним из проявлений этого сознания является частушка, как проявление художественного творчества народа. Этот жанр дожил до наших дней, сохранил народную любовь. Поэтому возникла необходимость проведения данного исследования.
Предмет исследования - частушки.
Цель работы: рассмотреть частушки как малый жанр фольклора, уяснить ее специфику, увидеть уникальность народного творения.
Задачи:
Актуальность: полагаю, что частушки – ценнейшее культурное достояние народа, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Утратить все эти богатства – значит нанести большой ущерб и национальной культуре нашей страны, и общекультурному фонду человечества.
Гипотеза: Я предполагаю, что большая часть населения моего села, конечно же, знакома с частушками. Однако мало кто знает особенности этого жанра. Поэтому изучение частушек будет способствовать повышению культуры односельчан и сохранению народных традиций.
Новизна: Частушки классифицированы по тематике, собраны в один сборник, проведены исследования по малому жанру села Ржава.
Методы исследования: поисковый, сравнительно-исторический, системный анализ текста, обобщение, сравнение, наблюдение, сбор информации.
Результат исследования: сборник частушек своей местности.
II. ЧАСТУШКА В НАРОДНОМ ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ.
ГЛАВА I. ЗАРОЖДЕНИЕ ЧАСТУШКИ.
Частушка – короткая, обычно четырехстрочная, рифмованная песенка разнообразного содержания. Иногда бывает из шести и восьми строк. Частушка из двух строчек среди молодежи носит название «страдания».
В дореволюционное время в различных районах России частушки назывались припевками, набирушками, причудками, пригудками, собирушками, перевирками, прибасенками, частоговорками, скакухами, скоморошниками, коротошками и т.д.
Термин «частушка» в литературе ввел писатель Глеб Успенский. В народе эта коротенькая песенка чаще всего была известна как «припевка». Упоминание о припевке можно встретить еще в былинах («Соловей Будимирович»).
Тонцы он ведет от Новгорода,
А другие ведет от Еросолима,
А все малые припевки за синя моря…
В сборнике русских песен, изданном М. Чулковым в 1770 -1774 годах, уже встречаются короткие четырехстрочные песенки, по характеру близкие частушкам.
Мышь пищит,
Коровай тащит,
А еще попищит,
И другой утащит.
Чуть позже народная короткая песенка широко вошла в быт, стала самой популярной формой песенного творчества, завоевала свои права. В 1913 году В.И. Симаков издал замечательный «Сборник деревенских частушек». Это первое солидное и серьёзное собрание великорусских частушек.
Широкое собирание, публикация и изучение народной частушки развернулось лишь в годы Советской власти.
ГЛАВА II. ЧАСТУШКА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД.
Частушка – это произведение подлинного народного искусства.
Ягодиночка на льдиночке,
А я на берегу.
Перекинь, милый, тесиночку,
К тебе перебегу.
Тематика ее была не очень богата. Особенно слабо в ней отражены общественные темы. Частушки с социальным содержанием исполняли «с опаской», их не записывали, не публиковали и поэтому в основном бытовали частушки любовного содержания, личного чувства. Лишь после Октябрьской социалистической революции частушки с общественно-политическим мотивом количественно возросли. Традиционная частушка пела о тяжелом положении женщины-крестьянки, о насильственном замужестве, о жестокой и долголетней солдатчине, об эксплуатации рабочих, о тяжелой крестьянской жизни, о девичьей любви.
Вся жизнь дореволюционной России нашла свое отражение в этой маленькой, но очень емкой песенной форме. В частушке глубокая скорбь соединилась со смелостью, удалью, с шуткой, юмором. В частушке можно встретить «то разгулье удалое, то сердечную тоску». Частушки парней отличаются иронией, шуткой. Припевки девушек спокойнее, лиричнее, музыкальнее.
Частушка была песенным, разговорным языком молодежи. С ее помощью девушка и парень знакомились, объяснялись в любви, ссорились, изменяли друг другу, расставались. Также частушка играла роль местной газеты, заменяла газетные хроники деревни, вскрывала вредные наросты в общественной жизни, резко бичевали отрицательные явления в быту.
Частушка теснейшим образом связана с окружающей действительностью. Она прошла во все уголки человеческого быта.
Девушку выдают замуж за немилого, и припевка повествует о девичьей печали.
Неужели надоела
Своей матери – отцу?
Неужели я достанусь
Разнесчастному вдовцу?
Эта насильственная выдача девушки замуж сравнивается с солдатчиной.
Скоро девичья солдатчина,
Подруженьку сдадут –
Косу надвое разделят,
Не по-нашему складут.
Дальше идет картина «бабьей доли» в семье мужа. Женщина превращается в рабыню, выполняет всю тяжелую работу и в поле, и дома.
Девушки, красуйтеся,
В дела бабьи не суйтеся.
Бабья жизнь не красота,
Только сердцу сухота.
Много сложено частушек о расставании с милой или милым, который уходил из деревни либо в солдаты, либо в город на заработки. Есть частушки об измене, о соперницах.
Яркое отражение в частушках находит солдатчина. Она была долгой и мучительной. Родные провожали из дома парней с плачем, словно на каторгу или в тюрьму.
Как по мертвым зарыдают,
До кружала провожают.
Всей деревней заревут –
Ваньку в рекруты сдадут.
Очень интересна рабочая частушка. Она появляется с ростом фабрик и заводов в России. В них можно услышать протест против царя и его приспешников.
По России слух прошел –
Николай с ума сошел.
Что я вижу, что я слышу,
Николай полез на крышу.
А.М. Горький в своей повести «Дело Артамоновых» приводит пример такой частушки, которую поет Васька кочегар.
Эх, - далеко люди сидели
От царева трона!
Подошли да поглядели –
На троне – ворона!
Каждая частушка имела свою историю. Ее появление всегда было связано с каким-либо определенным событием. Она быстро возникала и тут же почти воспринималась, входила в быт.
Краткость, музыкальность, легкость запоминания отличали частушки. Она создавалась в поле, на улице, во время вечеринок и гулянок. Создатели и носители частушек были девушки и парни. При создании часто использовались традиционные зачины, отдельные слова, строчки. Иногда даже перерабатывались отдельные пословицы, поговорки, нередко вставлялись меткие ходовые народные выражения.
С неба звездочка упала
На сарайчик тесовой.
Отдай, миленький, колечко
И платочек носовой.
Большей частью частушки создаются в порядке поэтического импровизационного соревнования. Обычно начинает одна девушка, вызывая на соревнование свою подругу, а потом они поют по очередям, притопывая ногой, повертываясь.
Подруженька моя, Нюра,
Нюра не занятая,
А меня замучила
Изменушка проклятая.
Подруженька моя, Оля,
Тучка грозная идет.
Погуляла б я теперя,
С кем гуляла прошлый год.
Подруженька моя, Нюра,
До чего я влюблена,
Что не делаю – все думаю,
Где милочка моя.
Подруженька моя, Оля,
Не гуляй ты с Петею,
Он уж в нонешнем году
Изменяет третьею.
ГЛАВА III. НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ.
Частушка первых лет Советской власти отличается от частушки дооктябрьской своей социально-политической насыщенностью и широтой тематики. Создается цикл политических частушек, отражающих борьбу народа за Советскую власть. Одной из самых распространённых становится серия «Яблочко».
Эх, яблочко
Покатилося.
Буржуйская власть
Провалилася.
Эх, яблоня
Корни цепкие,
А советская власть
Дюже крепкая
Колоссальное количество частушек породила гражданская война в России. В них народ выражал веру в торжество своей победы над внешними и внутренними врагами. Предводители и приспешники белогвардейцев изображаются с издевкой, сатирически, используются просторечные грубоватые слова.
Генерал Краснов,
Куда топаешь?
Под Царицын попадешь,
Пулю слопаешь.
Эх, Колчак удалой,
Шпоры ясные.
Удирай поскорей,
Едут красные.
Культурная революция породила много частушек типа поэтической информации. Значительное место в частушках 20 – 30 годов занимают темы труда. Героем частушки становится ударник, победитель в трудовом соревновании.
Пятилеточка – не веточка,
Нельзя ее ломать.
Пятилеточку не выполнишь –
Придется воевать.
Излюбленными лирическими героями частушки становятся трактористы и комбайнеры.
Трактористы, комбайнеры
Нынче стали в моде:
Про них песни распевают
В каждом хороводе.
Хорошо тебе, подружка,
Что миленок-гармонист.
Только мой еще повыше –
В эм-тэ-эсе тракторист.
В дальнейшем происходит тематическое расширение и жанровое обогащение частушки.
Наиболее популярные мелодии частушек: «Яблочко», «Семеновна», «Цыганочка», «Страдания».
ГЛАВА IV. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЧАСТУШЕК.
Своеобразен поэтический стиль частушек. В них можно встретить самые различные тропы и образные выражения: эпитеты, анафоры, эпифоры, гиперболы, антитезу и многое другое.
В частушках можно встретить фольклорные эпитеты: «ясный сокол», «лебедь белая», «родимая сторонка», «родная матушка», «сердечный друг», «миленький дружочек», «аленький цветочек», «отчаянная головушка».
Очень часто в частушках используются гиперболы.
Через поле яровое,
Через десять деревень,
Через сорок три дорожки
Ходит милый каждый день.
Довольно часто в этих задорных песенках звучит ирония и сатира.
Меня маменька ругает,
Тятька больше бережет.
Как идешь с гулянки поздно,
Он с поленом стережет.
Можем наблюдать и использование анафоры (единоначатие) и эпифоры (повторение концовки).
Не об том сердце болит,
Который рядышком сидит,
А об том сердце болит,
Который издали глядит.
Свойство контраста встречается в частушках в форме антонимов или антитезы, но не часто.
Балалаечка играет,
Как живая говорит.
Холостой идет гуляет,
А женатый дома спит.
Широко используются частушки режиссерами и при создании кинолент. Всем известны такие фильмы, где можно услышать частушки, как: «Дело было в Пенькове», Кубанские казаки», «Поддубенские частушки», «Озорные частушки», «Черемушки», «Девушка без адреса» и многие другие.
ГЛАВА V. СВОЕОБРАЗИЕ ЧАСТУШЕК СЕЛА РЖАВА.
Мы с моими одноклассниками провели небольшой социологический опрос наших односельчан. Были опрошены человек. Из них ответили, что слушали неоднократно частушки, сами знают некоторые из них, даже исполняют иногда во время застолий.
Это говорит о том, что этот малый жанр фольклора популярен и в настоящее время.
Беседуя с жителями нашего села, мы собрали некоторые частушки и записали их. У нас получился небольшой сборничек. Туда вошли частушки, которые вспомнили и напели нам Торохов Михаил Григорьевич, Олейникова Алефтина Ивановна, Колесникова Анна Илларионовна, Колесникова Нина Яковлевна, Ревина Алла Ивановна, Погорелова Надежда Кузьминична. Проанализировав тематику, мы пришли к выводу, что в основном наши односельчане предпочитают частушки лирические, любовной тематики. Они отличаются сатирическими нотками. Парни высмеивают без злобы девчат, а девчата не остаются в долгу. Часто такие частушки исполняются по очереди, в виде своеобразного спора. Среди мотивов преобладает страдание и цыганочка. В поэтическом плане собранные нами частушки отвечают тем особенностям, которые уже были нами рассмотрены выше в нашей работе.
В частушках отразились различные оттенки человеческих отношений. Частушка впитала в себя лучшие песенные традиции народа, что помогло ей обрести гибкую форму, позволило быстро откликаться на актуальные проблемы современности. Частушка заслуженно пользуется любовью и признанием.
Как и раньше, так и в настоящее время в нашем селе бойкую, задорную частушку можно услышать там, где собираются пожилые люди, да и молодежь. С частушками выступают в сельском клубе, на смотрах художественной самодеятельности, в школе. Некоторые исполнители знают да двухсот частушек. Над родными просторами, среди раздолья полей, над моей родной Ржавой звучат жизнерадостные, бойкие песенки-коротышки.
Список литературы.
Приложение.
Шуточные любовные
Мой миленок, как теленок,
Только веники жевать.
Проводил меня до дому,
Не сумел поцеловать.
У моего миленка
Красивая походка.
Одна лапа косолапа,
А друга коротка.
Хватит, серый гусь, поплавал,
Хватит, крылышки помыл.
Хватит, милый, посмеялся,
Про меня поговорил.
Ухажерочки – девицы,
Вас хотим предостеречь
Всех мужчин, кому за 30,
Очень надо бы беречь.
Раньше не было такого,
Что сейчас творится.
Не успеет познакомиться,
Уже спешит жениться.
А что это за Матанька,
Словно рыбка чебачок,
Очень много тараторит,
Балалайка – язычок.
Ой, какая в речке глубь,
А волны возмутилися.
Ой, кака была любовь,
А все же разлучилися.
По деревне клубы дыма,
Клубы дыма без огня.
Это местные девчата
Закурили у плетня.
Нам бы петь бы и не надо,
Но пропели мы, друзья.
А частушка есть частушка,
Не считаться с ней нельзя.
Ой, девчата дорогие,
Разрешите вам сказать:
Мы имеем намеренье
Вместе с вами поплясать.
Нам не нравятся ребята,
Ходят, не влюбляются.
Своей роли перед нами
Показать стараются.
Я копала огород,
Вырывала корни.
Милый замуж не берет,
Боится не прокормит.
Ой, милка моя,
Милая хорошка.
Я женюся на тебе,
Как вырастет картошка.
Ой, залетка дорогой.
Ну, какой же ты, такой.
Привяжу тебя веревкой,
Чтоб не бегал до другой.
Был я у Иринки,
Спал я на перинке.
А был я у Лушки,
Дали по макушке.
Милый ходит, все гадает,
Мой характер узнает.
Все равно он не узнает,
Пока замуж не возьмет.
Догорает та солома,
Догорает тот огонь.
Захотелось милке замуж,
Так и топает ногой.
Девки пляшут в хороводе,
Ко мне милый не пришел.
Говорят, что ясноглазу
Уже третию нашел.
Девки, я неотразима,
Как по улице пройду!
Не ходите, парни, мимо,
Завлекаю на ходу.
На свиданье не приду,
Милая Маруся.
Ты такая боевая,
Я тебя боюся.
Ой, глядите , девки,
Все ребята мелки.
Мы подале отойдем,
Себе новеньких найдем.
Девочки, девчоночки,
Пташечки весенние.
Перестаньте вы смеяться,
Больше нет терпения.
Я , ребята, сгоряча
Подарил ей «Москвича».
Это бесполезно,
Она в него не влезла.
Что ты прыгаешь и скачешь,
Как сорока по колам.
Все равно любить не буду,
Хоть ты тресни пополам.
Поделюсь своей я болью,
Был я парень молодец.
А влюбился я в милашку.
Извела меня вконец.
Самый лучший ухажер
Мой миленок Сенечка.
Он приносит мне в карман
По полпуда семечка.
Не смотри, что я такой,
За любовь я заплачу.
Если семечек не хватит,
Я еще намолочу.
А мой миленький красивый,
Стройный, как сосеночка.
По три ямки на щеках,
Как у поросеночка.
Как известно, делу время,
А потехе добрый час.
Мы попелись, поигралис.
Поплясать бы нам сейчас.
Милый мой, дорожек много,
Ты ушел, и я ушла.
Милый мой, гордиться нечем,
Ты нашел, и я нашла.
Эх, да весело,
Весело да весело,
Весело гармонь поет
Всех на улицу зовет.
Ах, мне милый изменил.
Я измену приняла.
В уголок повесила.
Шторкой занавесила.
Мы с миленочком сидели
У куста сиренева.
Дорогой, твоим словам
Не верю и не верила.
Вот она, вот она,
Вот она и вышла.
На высоких каблуках,
Сама никудышня.
Страдания.
Ох, хорошо страдать на печке.
Ноги в тепленьком местечке.
Эх, у меня дверь замкнута,
На дверях висят два кнута.
Мы страдали год иль месяц.
Показалось годов десять.
Ой, миленок, драный лапоть,
Не гулять с тобою, плакать.
Колхозные.
А Минайлово звено
С каждым делом справится.
Свеклой сахарной оно
На колхоз весь славится.
Елочки, сосеночки
Зеленые, колючие,
А во Ржаве девочки
Веселые, певучие.
Ветры дуйте, ветры дуйте,
Буйные кружитеся.
По деревне мы шагаем,
Все посторонитеся.
Это кто такие вы,
Откуда появилися?
У нас нет таких девчонок,
Чтобы в вас влюбилися.
Ох солому, всю солому
Ветром в поле разнесет.
Это чья така курноса
Не здороваясь, идет.
Сарафаны, сарафаны.
Сарафаны, куполы.
А вот эти все ребята
В огород на пугалы.
Ты, Матаня, как артистка,
Модно наряжаешься.
Не умеешь щи сварить,
А замуж собираешься.
Голосистые девчата
Хороши по всем статьям.
Ну а в песнях не уступят
Даже курским соловьям.
Елочки, сосеночки,
Запахи меловые.
Мы девчоночки из Ржавы,
Да к тому ж бедовые.
Если б не было луны,
Не было б сияния.
Если б не было любви,
Не было б отчаянья.
Частушки парней.
Мы аржавские ребята,
Мы нигде не пропадем.
Кто девчат наших полюбит,
Все равно мы отобьем.
По дороге мы пройдем,
Кустики да веточки.
А соседние девчата
Ниже табуреточки.
Гармонист как заиграет.
Не ругайтесь, тетушки.
Ваши дочери гуляют,
Спите без заботушки.
Из большой деревни в маленьку
Ходил, буду ходить.
Чернобровую девчоночку
Любил, буду любить.
Ах, зачем ты завлекала,
Если я тебе не мил.
Ты бы с осени сказала,
Я бы зиму не ходил.
Да неужели тебе, елочка,
Не холодно зимой?
Да неужели тебе, милочка,
Невесело со мной?
Меня тятенька уважил,
Сапоги больши купил.
Сапоги больши купил,
Чтоб я к девкам не ходил.
Сапоги мои большие.
Голенища до колен.
Хотел осенью жениться.
Поросенок околел.
Что ж ты, месяц, плохо светишь?
Или ты за тучею?
Я приехал к вам на праздник
По такому случаю.
Я спою про то, про это,
От вас секрета не тая.
Переехать к вам в деревню
Уже давно мечтаю я.
Здесь и планы все иные,
Здесь в пяти шагах ходьбы
И рыбалочка на ставе,
И охота, и грибы.
Ну а Ржавских всех девчонок,
За версту все узнают.
Не девчонки, а картинки.
Прямо за душу берут.
Мне одна тут приглянулась
У тринадцатом ряду.
Подойди ко мне поближе,
Я тебе чего скажу.
Почему мне не сплясать,
Почему не топнуть?
Неужели от меня
Половицы лопнут?
Полюбил же я тебя,
А ты зазнаешься.
Посажу тебя в карман,
Там и задохнешься.
Девушки, гармонь-то ваша,
Гармонист – миленок мой.
Забираю гармониста.
Отправляемся домой.
Петь частушки мы кончаем
До другого вечера.
Мы пойдем, а вы сидите,
Коли делать нечего.
В темноте мне показалось,
Милка машет мне платком.
А то рыжая корова
Размахалася хвостом.
У залетки моего
Глазки сероватые.
Он завлек, я полюбила –
Оба виноватые.
Ой, дайте поплясать
дайте хоть немножко.
Заиграла весело
Ржавская гармошка.
На гармошке я играть
Научился просто.
И играть теперь я буду
Лет до девяносто.
Все ребята поженились,
Ну а мне невесты нет.
Остаюся я в ребятах
До семидесяти лет.
Я девчонку проводил,
Сел да на дороженьку.
Долго, долго любовался
На ее походочку.
Где мы, где мы ни гуляли,
Где мы ни прославились.
Ну а Ржавские девчонки
Больше всех понравились.
Мы аржавские ребята,
Мы нигде не пропадем.
Сами музыка играем,
Сами пляшем и поем.
Ой, куда же ты пошел,
Да с другой милашкою
Свои бесстыжие глазенки
Ты прикрыл фуражкою.
Парикмахер испугался
смотрит – в зеркале свинья.
Голос милого раздался:
«Не пугайтесь, это я».
Что ж ты, месяц, плохо светишь?
Скрылся ли за тучею?
Что ж ты, милка, редко ходишь?
По такому случаю.
С милкой расставалися,
Семь раз целовалися.
Посмотрел я на нее -
Плачет пуще моего.
Ой, пойду, пойду и стану
Среди поля сжатого.
Стыдно девочкам ходить
Одним, без провожатого.
Ой, пойду, пойду и стану
Среди поля своего.
Меня сватают сегодня
Да непонятно за кого.
Ох, отчаянная я,
Да еще отчаюся.
Отобью у подружки друга.
Отобью, ручаюся.
А я иду, подружки судят
Ухажера моего.
Ох, бабы милые, не надо.
Рассмотрите своего.
Ох, ничего мой милый вроде,
Все у него по новой моде.
Кудри вьются до бровей,
Только сам как воробей.
То ли в лодочке кататься,
То ли лодочку ловить.
То ли милого дождаться,
То ли нового любить.
Милый в розовой рубашке,
Где ни сидят – все видать.
Трудно будет расставаться,
Трудно будет забывать.
Мой миленок дыр-дыр-дыр.
На дыр-дыр катается.
Как услышу дыр-дыр-дыр
Сердце разрывается.
А гармошечка играет
А гармошечка гудит.
А как вспомню про милашку,
Сердце сразу заболит.
Болит сердце и печенка
Сам не знаю отчего.
За рекой живет девчонка.
Неужели оттого?
Я иду, а мне навстречу
Речка быстрая течет.
Милка серыми глазами
Кого хочешь завлечет.
Буду пить холодну воду,
Пока сердце не замрет.
Подойти к ней я боюся,
А она не подойдет.
Я иду и пыль пинаю
На дорогу, на кусты.
Милка, ты не зазнавайся.
Ни одна на свете ты.
Я с милашкою прощался
На горе, горе, горе,
Три горячих поцелуя
Раздавались на заре.
Трижды три, конечно, девять.
Трижды девять двадцать семь.
Если любишь, для измены
Нету времени совсем.
Мой батистовый платочек,
Уголочек простроченный.
У кого какой характер,
У меня настойчивый.
Ты опять мне в воскресенье
Подарил три лилии.
Мне ходить уже недолго
Под своей фамилией.
Я бы пела, пела, пела,
Я бы пела до утра.
Я бы сто частушек спела.
Да к залеточке пора.
А мне милый изменил,
Я стою и хохочу.
Разменяй, подружка, рубль,
За измену заплачу.
Стоит милый на крыльце
С удивленьем на лице.
А у милого лицо
Занимает все крыльцо.
Полюбила я его,
А он с лесопилки.
Только стала обнимать,
Посыпались опилки.
Полюбила водолаза,
Ох-ох, горюшко одно.
На свиданье приглашает
То на берег, то на дно.
Девочки, беда, беда,
Ребят поела мошкара.
Только те осталися,
Что дустом посыпалися.
Не пора ли, не пора ли,
Курочкам на седало.
Не пора ли, не пора ли,
Нам идти отседова?.
Мой миленок, как теленок,
Я молчу , и он молчит.
Отойду я от милого,
Как теленок замычит.
Военные частушки.
Если требует душа
Развеселой шутки.
Почему бы нам не спеть
Военные частушки?
С неба звездочка упала
Прямо Гитлеру на нос.
Все Германия узнала –
Пошел Гитлер под откос.
Сидит Гитлер на лугу,
В лапти обувается.
А на них написано,
Что жизнь его кончается.
Воет Гитлер: «Не могу
Я забыть про ту дугу».
Помнить будет Гитлер гад
Курск, Москву и Сталинград.
Наша Курская Дуга
Опечалила врага.
Били в спину, били в лоб,
Положили фрица в гроб.
Яснокрылый ястребок
Над Берлином взвился.
Гитлер вынести не смог,
Взял и отравился.
Гитлер думал угоститься,
Чаю курского напиться.
Зря дурак позарился,
Кипятком ошпарился.
Ой ты, Гитлер, ой ты, Гитлер,
Черная ты галка.
Все деревни попалил,
Как тебе на жалко?
Политические.
Кто сказал, что устарела?
Это лишний разговор.
Комсомольская закалка,
Комсомольский мой задор.
Славе край наш черноземный
Песнями, гармошками.
Антоновкой душистою
Да крупною картошкой.
Чукча с чукчею толкует:
«Меня ваучер волнует.
Этот ваучер того,
Не расчесывай его».
Бабка пенсию дала
Своей внучке Алочке.
На нее она купила
Эскимо на палочке.
С милой девушкою в Сочи
Старичок один гулял.
Вместо сердца темной ночью
Свою челюсть потерял.
Щелды, щелды, расщеколды,
Телеграфные столбы.
Залетела муха в ухо
И ни туды, и ни сюды.
С пьянством мы ведем борьбу,
Не без укоризны.
И понять вы все должны:
Трезвость – норма жизни.
С пятитысячной бумажкой
Я купил таблеток.
А на сдачу ему дали
Три ведра пипеток.
Очень часто хохотал,
На прием к врачу попал.
Ушел грустный от врача.
Врач загнулся, хохоча.
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Пейзаж
Композитор Алексей Рыбников
Этот древний-древний-древний мир!