Проект
Вложение | Размер |
---|---|
duel_2.docx | 37.75 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №46 с углубленным изучением отдельных предметов
Проект на тему: «Проблема дуэли в романах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»; М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; И. С. Тургенева «Отцы и дети» »
Выполнила: Иванова Екатерина
Ученица 10 В класса
Проверила: Моржина Е.В
Учитель русского языка и литературы
Сургут 2018
Оглавление
Условия дуэлей, соответствие дуэльному кодексу 5
Отношение главных героев к дуэли 6
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем, поднимаемой в классической литературе. Для того чтобы дать ей объективную оценку сегодня, следует воспринимать данное явление с позиций особенностей эпохи, нравственных и эстетических ценностей времени.
История русской дуэли XVIII–XIX веков — это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений. Дворянские поединки были одним из краеугольных элементов новой — петербургской — культуры поведения, вне зависимости от того, в каком конце империи они происходили.
Писатели XIX века воспринимали дуэль как единственный и во многом естественный способ отстоять свою честь, свое дворянское и офицерское достоинство. Однако, весьма часто в произведениях этого времени прослеживается мысль о бессмысленности и жестокости дуэли.
Цели:
Задачи:
Главным методом исследовательской работы является метод сравнительного изучения.
Практическая ценность состоит в том, что проект позволяет увидеть, что происходит с человеком до и после дуэли, и как это влияет на дальнейшие его действия в повествовании.
В введении дается обоснование выбора темы, ее актуальность, цели, задачи и методы исследования, в основной части проекта анализ сцен дуэлей и их трансформация в произведениях писателей XVIII-XIX века. В заключении представлены результаты исследования.
В трех дуэлях («Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Герой нашего времени») один из героев выступает благородным защитником чести девушки. Но Печорин на самом деле защищает Мери от оскорбления, а Ленский в силу своего романтического восприятия действительности мыслит: «буду ей спаситель», считает недоразумение причиной для дуэли. В основе пушкинского конфликта лежит неумение Татьяны «властвовать собою», не показывать своих чувств, в основе лермонтовского – низость души, подлость и коварство Грушницкого. Гринев также дерется за честь дамы.
Вернувшись в поместье Кирсановых, Базаров сближается с Фенечкой и даже целует ее в беседке, не зная, что за ними наблюдает Павел Петрович. Это происшествие и является поводом для дуэли, потому что, оказывается, что Фенечка небезразлична Кирсанову.
Причины дуэлей во всех рассматриваемых произведениях совершенно различны. Онегин не смог противостоять общественному мнению и опорочить свою честь. Гринев любит Марью Ивановну и не может позволить оскорблять ее честь. Печорину скучно в этом мире, дуэлью с Грушницким он хотел внести разнообразие в свою жизнь. Базаров с Кирсановым враждовали. У них были разные взгляды на жизнь, они друг друга не понимали, противостояли друг другу во всём, презирали друг друга, потому как принадлежали к разным эпохам.
Между Онегиным и Ленским поединок был равным, с соблюдением всех правил, исключая некоторые нарушения. Онегин и Зарецкий (секундант Ленского) – оба нарушают правила дуэли. Первый, чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой все еще не верит, а Зарецкий потому, что видит в дуэли забавную, хотя порой и кровавую историю, предмет сплетен и розыгрышей… В «Евгении Онегине» Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, потому что «в дуэлях классик и педант», он вел дело с большими упущениями, сознательно игнорируя все, что могло устранить кровавый исход. Еще при первом посещении Онегина, при передаче картеля, он обязан был обсудить возможности примирения. Перед началом поединка попытка окончить дело миром также входила в прямые его обязанности, тем более что кровной обиды нанесено не было, и всем, кроме Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении. Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент: появление Онегина со слугой вместо секунданта было ему прямым оскорблением (секунданты, как и противники, должны быть социально равными), а одновременно и грубым нарушением правил, так как секунданты должны были встретиться накануне без противников и составить правила поединка.
Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив Онегина неявившимся. «Заставлять ждать себя на месте поединка крайне невежливо. Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. По прошествии этого срока явившийся первый имеет право покинуть место поединка и его секунданты должны составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника». Онегин опоздал более чем на час.
В «Капитанской дочке» отсутствие секундантов позволяет Швабрину нанести предательский удар, что противоречит понятиям Гринева о чести.
В романе «Герой нашего времени» Грушницкий нарушил законы дуэлей: он собирался убить фактически безоружного человека, но струсил и не сделал этого. Печорин во время дуэли ужесточает условия, предложив встать на край обрыва, что, даже при незначительном ранении, обеспечивает смерть.
В дуэли Базарова и Кирсанова соблюдались все правила ведения дуэли. Единственное отступление от них: вместо секундантов – свидетель, «Ибо, где ж их взять?»
Онегин до последнего не верит, что дуэль состоится. Только увидев перед собой труп Ленского, он понимает, что он сделал ошибку. Его мучает совесть.
Швабрин «подначивал» Гринева перед дуэлью. Гринев желает мести и не боится смерти.
Первое чувство Печорина — такое же, как у Грушницкого: желание мести. "Поменяемся ролями", "мистификация не удастся" — вот о чем он заботится; им движут довольно мелкие побуждения. Он не боится дуэли: "Что ж? умереть, так умереть: потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно..." Дуэль – развлечение.
Базаров не боится дуэли, усмешка слышна в его голосе: «…согласитесь, Павел Петрович, поединок наш необычаен, до смешного». Вообще, ему эта дуэль не нравится: «Скверно! Скверно, с какой стороны не посмотри. Во-первых, надо будет подставлять лоб и во всяком случае уехать».
Равнодушный Онегин спал в ночь перед дуэлью «мертвым сном» и проснулся, когда давно пора было выехать к месту дуэли. Собирается Евгений торопливо, но без всяких вздохов и мечтаний, и описывает Пушкин эти сборы очень коротко, четко, подчеркивая бытовые детали.
Гринев в «Капитанской дочке» особенно не готовится к дуэли: «…осмотрел свою шпагу, попробовал ее конец и лег спать…»
Печорин в ночь перед дуэлью промучился без сна, писать не мог, потом «сел и открыл роман Вальтера Скотта… то были «Шотландские Пуритане»; он «читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымыслом...» Но едва рассвело, нервы его успокоились.
«Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, - подумал он, - узнают; да я не умру». Он велел Петру (свидетелю) прийти к нему на следующий день, чуть свет для важного дела… Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны…»
Важную роль во всех дуэлях играют секунданты. В «Герое нашего времени» именно Иван Игнатьевич становится организатором заговора против Печорина. Это драгунский капитан уговорил Грушницкого не заряжать пистолеты. Иван Игнатьевич хотел при помощи Грушницкого отмстить Печорину за то, что последний считает себя, да и является не таким, как «водяное общество», он выше этого общества. Роль драгунского капитана в дуэли гораздо опаснее, чем может показаться. Он не только придумал и осуществил заговор. Он олицетворяет то самое общественное мнение, которое подвергнет Грушницкого насмешкам и презрению, если он откажется от дуэли.
Зарецкий в «Евгении Онегине» похож на Ивана Игнатьевича: они оба недалекие, завистливые, для них дуэль – не более чем развлечение. Зарецкий, так же, как и драгунский капитан, олицетворяет общественное мнение. Секундант Онегина – его слуга, француз Гильо, которого Онегин называет «мой друг». О Гильо, кроме того что он «малый честный», больше ничего не говорится. Онегин делает своим секундантом слугу, во-первых, так как больше не к кому обратиться, во-вторых, этим он выражает свое несерьезное, пренебрежительное отношение к дуэли.
Печорин взял с собой друга – доктора Вернера, человека пассивного. Вернер не вмешивался в ход дуэли.
У Гринева и Швабрина в «Капитанской дочке» не было секундантов, а у Базарова с Кирсановым вместо секундантов был свидетель.
Итоги дуэлей в этих произведения различны. У Пушкина в «Евгении Онегине» дуэль заканчивается смертью Ленского, в «Капитанской дочке» - Швабрин не по правилам ранит Гринева. У Лермонтова Печорин убивает Грушницкого, у Тургенева Базаров ранит Павла Петровича в ногу.
Разумеется, русские дуэлянты иногда мирились, но эта процедура была весьма щекотливой, и всегда существовала возможность, что честь противников будет заподозрена, поэтому дуэли проходили до «результата» (ранения или убийства).
Дуэль для Онегина служит толчком к новой жизни. В нем просыпаются чувства, и он живет не только умом, но и душой. Печорин же понимает, что смерть Грушницкого ничего не изменила ни в окружающем мире, ни в нем самом. Печорин лишь в очередной раз разочаровывается в жизни и чувствует опустошение.
Гринев после дуэли решается признаться Марье Ивановне в любви и предлагает ей стать его женой.
После дуэли Базаров вынужден уехать в поместье к родителям, где он умирает.
В «Капитанской дочке» Поединок Швабрина и Гринева нужен, чтобы показать понимание людей разных эпох такого явления как дуэль.
В романе Пушкина неумение и нежелание, думать о других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить... Так смерть Ленского оказывается толчком к перерождению Онегина. Кроме того, дуэль - кульминация в произведении.
Дуэль в «Герое нашего времени» - один из кульминационных моментов, который способствует раскрытию характера Печорина.
Сцена с дуэлью у Тургенева занимает одно из завершающих, результирующих мест в романе. Дуэль является разрешением конфликта Павла Петровича и Базарова, завершение идеологических споров, приводящих к открытому столкновению. Этот эпизод является одним из кульминационных моментов романа.
Проанализировав вышеописанную информацию и систематизировав данные, я составила сравнительную таблицу о дуэли по произведениям А. С. Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», И. С. Тургенева «Отцы и дети», и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Параметры | «Евгений Онегин» | «Герой нашего времени» | «Отцы и дети» | «Капитанская дочка» |
Повод для дуэли | Защита чести девушки | Недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину | П. П. Кирсанов увидел, что Базаров поцеловал Фенечку | Защита чести девушки |
Причина для дуэли | Ревность Ленского | Печорину скучно жить | Полное несовпадение взглядов | Любовь |
Условие дуэли, соответствие кодексу | Поединок равный, с соблюдением всех правил | Нарушение правил, фактическая попытка убийства противника | Нет секундантов, вместо них – свидетель | Отсутствие секундантов |
Отношение главных героев к дуэли | Он ощущает свою вину за поведение в доме Лариных. Но страх оказаться трусом перед лицом тех, кого Евгений так ненавидит, делает дуэль неизбежной. | Дуэль – развлечение. «Что ж? умереть так умереть…» | Ироническое отношение к дуэли | Гринев сильно желал мести, испытывал волнение |
Поведение героев перед дуэлью | Онегин спал всю ночь «мертвым сном» и проснулся, когда давно надо было выехать к месту дуэли | В ночь пред дуэлью он «не спал ни минуты», писать не мог, потом сел и открыл роман Вальтера Скотта…» | «Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол («Умру – узнают; да я не умру»). Он лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны…» | «…осмотрел свою шпагу, попробовал ее конец и лег спать…» |
Роль секундантов | Секундант способствует проведению дуэли | Секундант подталкивает на убийство | Не было | Не было |
Итог дуэли | Смерть Ленского | Смерть Грушницкого | Ранение П.П. Кирсанова | Ранение Гринева |
Последствия дуэли | Дуэль между героями становится поворотным моментом в жизни всех ключевых персонажей | Печорин лишь в очередной раз разочаровывается в жизни и чувствует опустошение | Базаров уезжает из поместья Кирсановых | Гринев признается Марье Ивановне в любви и предлагает ей стать его женой |
Роль дуэли в произведении | Дуэль - кульминация в произведении | Дуэль - один из ключевых моментов в романе | Дуэль один из кульминационных моментов романа, в котором происходит раскрытие характеров героев. Дуэль – разрешение конфликта Базарова и Кирсанова | Дуэль нужна, чтобы показать понимание людей разных эпох такого явления как дуэль |
Таким образом, я считаю, что мне удалось выполнить вышеописанные задачи, и достичь поставленных целей. Проанализировав форму и содержание дуэлей в произведениях, видно, что все дуэлянты в большей или в меньшей степени нарушают кодекс дуэли. В повести «Капитанская дочка», события которой разворачиваются в XVIII веке, он еще размыт и не определен.
Дуэль запечатлена в русской литературе XVIII-XIX века во всем многообразии своих проявлений и связана со многими проблемами: нравственного выбора, чести и достоинства, отваги и малодушия, самообладания и слабости. Сцены поединков помогают глубже понять психологию персонажей, их нравственные ценности и характеры. На сюжетно-композиционном уровне они являются важными вехами в их судьбах и мировоззрениях. Писатели сосредотачивали свое внимание на чувствах дуэлянтов, их состоянии и поведении до и во время поединков, изменениях их личностей после них. Отношение литературных героев к дуэли, даже несостоявшейся или воображаемой, показывают, насколько устойчив их внутренний нравственный «стержень».
В настоящее время дуэлей на шпагах и пистолетах уже нет, но в памяти читателей они оставляют глубокий след и уважение к незыблемому, хоть и неписаному кодексу чести.
http://mirznanii.com/a/136701-2/duel-v-romane-evgeniy-onegin
http://www.literaturus.ru/2015/10/dujel-pechorina-i-grushnickogo-prichina-otnoshenija-druzhba.html
http://megapredmet.ru/2-3893.html
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» // ООО «Издательство АСТ», 2015
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» // ООО «Издательство АСТ», 2015
И. С. Тургенев «Отцы и дети» // ООО «Издательство АСТ», 2016
Кто самый сильный?
Сила слова
Красочные картины Джастина Геффри
Одна беседа. Лев Кассиль
Лиса Лариска и белка Ленка