Проект
Вложение | Размер |
---|---|
garri_potter2.docx | 54.6 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №46 с углубленным изучением отдельных предметов
Проект на тему: ««Гарри Поттер» Дж.К.Роулинг феномен девятилетнего успеха»
Выполнила: Иванова Екатерина
Ученица 8 В класса
Проверила: Моржина Е.В
Учитель русского языка и литературы
Сургут 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………….....3
Особенность изображения героев 7
Нравственная проблематика романа 14
«Через 500 лет после первого книгопечатника Иоганна Гуттенберга, забыв о сверхплоских экранах и цифровых технологиях, весь мир снова читает книги. Сказка о мальчике-волшебнике Гарри Поттере свела планету с ума», - так писалось в газете «Афиша» в декабре 2001 года. Газеты, радио, телевидение, Интернет публикуют сводки захвата земного шара книгами Дж. Роулинг, подростки играют в квиддич, а взрослые серьезно обсуждают достоинства и недостатки очередного голливудского фильма о Гарри Поттере»
Именно популярность романа - причина неутихающих обсуждений и бурных эмоций. Вопрос « Почему этот Гарри Поттер пользуется такой популярностью?" – интересует многих. Поэтому я решила провести исследование на тему ««Гарри Поттер» Дж.К.Ролинг феномен девятилетнего успеха».
Книга, которая вышла из-под ее пера, заняла почетное второе место по тиражам после Библии. Герои ее романов стали иконами для миллионов людей разной веры и национальности. Ее книги читают и дети, и взрослые. Благодаря впечатляющим голливудским экранизациям о приключениях юного волшебника узнали даже неграмотные, а каждая серия породила волну новых поклонников. Актеры, игравшие в этих фильмах, мгновенно становились звездами и кумирами миллионов. Они даже росли вместе со своими сказочными героями. 31 июля – день рождения Джоан Роулинг и день рождения ее героя, имя которого известно всему миру, – Гарри Поттера.
Пожалуй, самым спорным вопросом, касающимся литературных достоинств книг о Гарри Поттере, является вопрос об идейной основе этого произведения. Высказываются различные точки зрения, например: 1) основная идея – это борьба Добра и Зла; 2) история приключений детей в волшебной стране есть перифраз Священного Писания; 3) история Гарри Поттера – это иллюстрация развития личности, проблем самостановления, саморазвития, утверждения собственной индивидуальности. Добро и Зло здесь борются не только в мировом масштабе, но и в границах сознания каждого человека. 4) «Просто будь собой!» – главное правило, которое говорит директор школы волшебства Хогвартс Дамблдор Гарри Поттеру, и вместе с тем, главная идея произведения.
Но помимо этих факторов, Гарри Поттера не существовало бы, если бы у самого его создателя, не было бы такого жуткого детства.
1. Познакомиться с романом.
2. Изучить отзывы, рецензии о романе.
3. Проанализировать следующие художественные особенности романа:
• Жанровое своеобразие;
• Особенности изображения героев;
• Композиционные и сюжетные особенности;
• Язык романа;
• Проблематика произведения.
4. Обобщить наблюдения и сделать выводы.
Поскольку «Гарри Поттер» - это художественное произведение, то причины его успеха я попытаюсь отыскать, проведя анализ его формы и содержания.
Сначала я проанализировала особенности жанра произведения. «Гарри Поттер» - это прежде всего волшебная сказка. Для нее характерны такие признаки: вымышленная реальность, волшебные события, волшебные герои, предметы-помощники. Действие романа в основном происходит в школе волшебства и чародейства Хогвартс. Все волшебники живут в особом мире, который не видят простые люди. В мир волшебства можно попасть через барьер на вокзале Кинг-Кросс на платформе 9 ¾. Любимая игра волшебников – квиддич, в которую играют на летающих метлах с мячами, способными сбить человека по собственной воле. В школе ученики изучают непривычные для нас предметы: зельеварение, защиту от Темных искусств, трансфигурацию, травологию. С героями постоянно происходят волшебные события. Гарри и его друг Рон летают на волшебном фордике, с помощью оборотного зелья превращаются в других людей, сражаются с троллями и дементорами. Героям в их необыкновенных приключениях помогают волшебные предметы. У каждого волшебника есть своя волшебная палочка, которая сама выбирает себе хозяина, а также сова, доставляющая почту; в каждой чистокровной семье есть эльф-слуга, передающийся по наследству. В школе Хогвартс есть шапка, отбирающая первокурсников на подходящий для них факультет. Гарри Поттеру помогает в особых случаях быть незаметным мантия-невидимка. У каждого ученика школы есть животное, обладающее некими магическими способностями: У Невила Долгопупса – жаба, у Гермионы – кот Живоглот, у Рона – Сычик.
Сказка удовлетворяет потребность человека в чудесном. Без веры в чудеса всё становиться серым, безвкусным. Пока есть хоббиты, драконы, волшебники, маги, эльфы и прочие обитатели сказок, пока в этом чудесном мире идет постоянная борьба добра и зла и добро побеждает, мы, читая сказки, будем добрей и лучше.
Однако жанр волшебной сказки не новшество. Значит, объяснить успех романа жанром литературной сказки не представляется возможным.
Но при внимательном прочтении в романе «Гарри Поттер» обнаруживаются черты не только литературной волшебной сказки, но и детской фэнтези. Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Так, например, в романе использованы мифологические образы: птица Феникс, которая известна в мифологии разных культур как существо, способное возродиться из пепла; единорог, являющийся символом целомудрия; кентавры – полулюди, полукони, занимающиеся воспитанием героев. В вымышленной реальности романа «Гарри Поттер» фигурируют мифические существа: гномы, эльфы, тролли. Основа сюжета – поиски волшебного предмета, места, человека или знания. В первой части герои ищут философский камень, во второй части – тайную комнату, в третьей и шестой части – человека, в седьмой части - крестражи. В книге предпринята попытка создания некой условной, «волшебной» «вторичной реальности», что характерно для так называемой литературы «фэнтези».
Мне кажется, если бы Дж.Ролинг не добавила в этот роман жанр «фэнтези», то и самой истории о «Мальчике, который выжил» как таковой не было бы. Так как эту книгу нельзя представить без соплохвостов, великанов, мандрагор, и даже самого загадочного существа – единорога, а так же без всяких заклинаний звучащих на латыни, значение которых нам может показаться довольно странным, а порой даже интересным. Например, преподаватель трансфигурации «Хогвартсе» - профессор МакГонагалл – анимаг. Она умеет превращаться в животных, что является особенно редким даром у волшебников. Помимо этого, заклинание «Экспекто Патронум» вызывает так называемого «защитника» мага. У Гарри Поттера «патронусом» является величавый олень. Его можно вызвать в любой магической дуэли, тем самым одержать победу. Или же, с помощью него спастись от злого магического существа, которое напало на волшебника.
Жанр фэнтези, в свою очередь, удовлетворяет желание человека раскрыть мир по-новому, как неведомый, совершенный и свободный. Подсознательно мы пытаемся раскрыть тайны нашего реального мира и хотим понять силы, которые в нем действуют.
Проанализировав роман «Гарри Поттер», я смогла найти в нем и черты детектива. Детектив (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Во второй части романа «Гарри Поттер и тайная комната» происходят преступления, в результате которых пострадавшие оказываются окаменевшими. Исследуя эти таинственные события, Гарри и его друзья выясняют, что существует тайная комната, в которой скрываются Том Реддл и василиск, совершившие все эти преступления.
Я считаю, что жанр детектив тоже неотъемлемая часть романа, так как все загадочные и таинственные вещи происходящие с главными героями имеют настолько захватывающий сюжет, что нельзя представить просто другой разворот событий в книге.
Но, на мой взгляд, успех «Гарри Поттера» заключается еще и в том, что это роман воспитания. У романов воспитания есть общие черты: их герой обычно сирота, воспитывается у родственников или вообще у кого попало, и на его долю выпадает множество несправедливых гонений, испытаний и всяческих приключений. Но он всё это выдерживает, сохраняя достоинство, взрослеет и через все испытания проходит с честью, и в зрелости находит любовь и создаёт счастливую семью. Классика этого жанра Диккенс "Оливер Твист", в американской литературе герои этого жанра - Том Сойер и Гекльберри Финн, оба сироты. В советской - Санька Григорьев из "Двух капитанов" Каверина, и конечно, бессмертная «Золушка» братьев Гримм. А потом был большой перерыв, чуть не полвека в этом жанре в классической литературе не появлялось практически ничего, и книга Дж. Роулинг заполнила это пробел. Кроме того, у маленьких читателей есть возможность взрослеть вместе с взрослением главного героя.
Итак, можно сделать вывод, что одной из причин успеха книги «Гарри Поттер» является синтез жанров.
Оставив работу в «Международной амнистии» в Лондоне, Роулинг и её молодой человек решили переехать в Манчестер.В 1990 году, когда она ехала в поезде из Манчестера в Лондон, который задержали на четыре часа, в её сознание «пришла полностью сформированной» идея романа о мальчике, посещающем школу волшебства. Она говорила в интервью The Boston Globe: «Я действительно не знаю, откуда пришла эта идея. Она началась с Гарри, после чего в мою голову нахлынули все эти персонажи и ситуации».
Роулинг так описывала на своём сайте зарождение концепции Гарри Поттера:
«Я возвращалась в Лондон одна в переполненном поезде, и идея о Гарри Поттере просто пришла мне в голову. Я писала почти непрерывно с шестилетнего возраста, но никогда раньше меня так не взволновывала идея. К моему огромному разочарованию, у меня не было пишущей ручки и я была слишком застенчива, чтобы попросить кого-нибудь одолжить… У меня не было рабочей ручки с собой, но я думаю, что, наверное, это было хорошо. Я просто сидела и думала четыре часа (задержки поезда), в то время как все детали пузырились в моём мозгу, и этот тощий черноволосый мальчик в очках, который не знал, что он волшебник, становился для меня всё более и более реальным. Может быть, если бы я замедлила ход мыслей, чтобы зафиксировать их на бумаге, то подавила бы некоторые из них (хотя иногда мне интересно, сколько из того, что я представила себе тогда, я забыла к тому времени, когда оказалась с ручкой). Я начала писать «Философский камень» в тот же вечер, хотя те первые несколько страниц не имеют ничего общего с законченной книгой.»
Когда она попала домой, то немедленно начала писать. В декабре того же года после десяти лет рассеянного склероза умерла мать Роулинг. Джоан вспоминала: «Я писала Гарри Поттера, когда моя мать умерла. Я никогда не рассказывала ей о Гарри Поттере». По словам Роулинг, эта смерть сильно повлияла на её роман и она более подробно описала потерю родителей Гарри в первой книге, потому что знала это чувство.
Во-первых, Гарри Поттер – это герой-волшебник. В русской литературе уже давно не было произведений, в которых действуют герои с магическими способностями, разве что некоторые герои «Летящих сказок» Владислава Крапивина. Гарри вырос в семье обычных людей, где никто и никогда его не уважал и не любил. О своих способностях Гарри и не подозревал. Они проявлялись в те моменты, когда мальчик был зол, или расстроен, или недоволен чем – либо. Так, например, он мог заставить быстро расти свои волосы, обрезанные коротко. Понимал язык змей, об этом он узнал, посетив зоопарк. Но однажды в его жизни появляется Хагрид, открывший ему мир магии. Гарри Поттер оказался талантливым волшебником. Доказательством этому служит то, что во всех схватках с Волан-де-Мортом он всегда выходил победителем, несмотря на свой юный возраст. В романе «Гарри Поттер и Орден Феникса» герой становится предводителем отряда Дамблдора, учит ребят защите от Темных искусств. Не случайно Гермиона назвала Гарри великим волшебником.
Во-вторых, у Гарри Поттера необычная судьба. Он остался сиротой после того, как на его родителей напал злой маг Волан-де-Морт. Но убить Гарри он не смог. От этого нападения на лбу у мальчика остался шрам в виде молнии. Одной из главных загадок романа является тайна спасения Гарри от смерти.
В-третьих, Гарри Поттер - неординарная личность. В Хогвартсе существует традиция распределения учеников на факультеты с помощью шляпы. На Пуффендуй попадали честные, трудолюбивые студенты. В Когтевране учились «быстрые умом». Слизеринцы отличались хитростью, а гриффиндорцы – смелостью, храбростью, доблестью. На распределении учеников по факультетам шляпа высказалась о Гарри так: «Трудно. Крайне трудно. Очень храбрый, это видно. Но и сообразительный. Талант, да, бог ты мой, конечно же - и большое желание проявить себя, вот ведь что интересно... Куда же мне тебя отправить?» Эта оценка, данная Гарри Поттеру распределяющей шляпой, раскрывает чрезвычайно сложный характер героя, который постепенно раскрывается перед читателем.
Одним из главных качеств Гарри является храбрость. В первой книге он не побоялся противостоять Волан-де-Морту и не отдал философский камень. «…ты отсрочил возвращение Волан-де-Морта во всей полноте его могущества. Это был подвиг, достойный взрослого мужчины», - такова оценка поступка мальчика директором школы «Хогвартс» Дамблдором. Во второй книге Гарри победил василиска. Его храбрость и смелость подтверждается еще и тем, что василиска он победил мечом великого волшебника Годрика Гриффиндора, который он достал из шляпы. Дамблдор объясняет, что сделать это может только настоящий гриффиндорец, то есть человек по-настоящему храбрый.
Ценным качеством Гарри является его умение дружить. Его лучшими друзьями являются Рон Уизли и Гермиона Грейнджер. Ради друзей он готов пожертвовать жизнью. Одним из испытаний Турнира Трех Волшебников было спасение близкого человека. Им для Гарри оказался Рон, которого он спас. Он поддерживал Рона, когда того приняли вратарем в команду по квиддичу. Настоящий друг будет радоваться успеху товарища. Так было и с Гарри, когда он узнал о том, что Рона назначили старостой факультета. Гарри понимал, что он более достоин этого звания, но смог принять превосходство своего друга.
В Гарри есть поистине редкое качество – благородство. Например, оно проявляется в четвертой книге на Турнире Трех Волшебников. В последнем испытании, когда нужно было пройти лабиринт и найти кубок огня, Гарри помог своему сопернику спастись от смерти, хотя он мог спокойно взять кубок и победить.
Гарри Поттер – человек чести. Злодею позволено напасть из-за угла, обмануть, предать и украсть, что делают приверженцы Волан-де-Морта. Положительному герою, каким является Гарри Поттер, не позволено подличать, правда, ему разрешено сплутовать, особенно если это для пользы дела. Ему присущи щедрость, вера в справедливость и защита слабых, служение добру. Щедрость проявляется в том, что Гарри отдал деньги братьям Уизли на открытие магазина, когда выиграл денежный приз на Турнире Трех Волшебников. Во второй книге ради Джини Уизли Гарри открыл Тайную комнату и спас её от гибели. Гарри всегда верит в победу справедливости, поэтому никогда не сомневается в том, на чьей стороне быть.
Но образ Гарри Поттера был бы неинтересен читателю, если бы характер героя состоял только из положительных качеств. В Гарри есть и качества обычного подростка: лень, легкомыслие, нежелание подчиняться установленным правилам. Как обычный подросток Гарри не любит делать уроки, иногда невнимательно слушает объяснения учителя, некоторые действия совершает импульсивно, под влиянием сильных чувств, о чем герой признается сам. Очень часто Гарри приходится нарушать школьные правила и различные правила волшебного мира. Герой вместе с друзьями варит запрещенное Оборотное зелье, разгуливает по школе по ночам, ходит в Запретный лес, пользуется волшебством в обычном мире людей. Но все эти нарушения по большому счету оказываются полезными для раскрытия различных тайн.
Ролинг угадала самую отзывчивую, самую тонкую струну ребячьей души: страстное желание, будучи простым и обыкновенным, стать могучим и волшебным. Секрет Гарри Поттера в том и состоит, что он мало похож на героя – на того, на кого трудно было бы ровняться, кто мог бы устыдить не слишком ловкого, не слишком быстрого и не слишком находчивого своей всепобеждающей умелостью и превосходством. Он – такой, как все! И каждый ребенок может сказать: «А ведь Гарри Поттер – это я! Вот только бы и мне поучиться чуть-чуть в такой же волшебной школе – и тогда я тоже смогу все на свете!»
Таким образом, Гарри Поттер обладает такими качествами, которые может отыскать в себе каждый подросток. Помимо этого, главный персонаж своими поступками иногда очень удивляет. Он наталкивает на размышления, заставляет задавать вопросы: « А как бы я повел себя в этой ситуации?», «Почему он не мог сделать так?», «Зачем Гарри пожалел его, ведь этот герой пытался его убить? Что станет с этим героем потом? Будет ли он благодарен Гарри? Перейдет ли на сторону Добра?», «А на чьей стороне воевал бы я?».
Проведя анализ образа главного героя, я выяснила, что его характер показан разносторонне. И это тоже является залогом успеха романа.
Начну с композиции. Композиция - это построение художественного произведения. Роман состоит из семи книг, которые рассказывают о семи годах обучения Гарри Поттера в школе Хогвартс. Романы Роулинг о Гарри Поттере написаны по принципу серии, каждое последующее произведение начинается кратким изложением истории героя, его непонимания семейством Дурслей и столкновения с Волан-де-Мортом. Книги о Гарри Поттере можно читать по отдельности, а можно вместе, перелистывая страницы в нетерпении: что же будет дальше? Принцип сериальности, магическая формула «продолжение следует» была изобретена более ста пятидесяти лет назад, в 1829 г., доктором Вероном для газеты «Ревю де Пари». И не всякий писатель преуспевал в этом жанре, хотя литература знает его блистательные образцы, например, трилогию о мушкетерах А.Дюма или романы Ж.Верна, детективные рассказы К.Дойла или романы А.Кристи и Ж.Сименона. Каждая книга романа «Гарри Поттер» – это новое приключение героя и его друзей. Но при этом все романы Роулинг не похожи друга на друга. В них прослеживается непрерывная эволюция героев. Эволюция составляет важнейшее отличие «Гарри Поттера» от литературных сериалов. Мальчик, который выжил, взрослеет на наших глазах. Вместе с взрослением детей более проработанными оказываются и взрослые персонажи. Клубок проблем в многодетном семействе Рона Уизли выписан очень правдоподобно и жизненно. А безупречный волшебник Дамблдор признается, что стареет, что он переоценил свои силы и на многое закрывал глаза. Еще пример - перемена обстановки в доме дяди и тети Гарри. В первых романах семейство Дурсли выглядело комичным сборищем шаблонных негодяев. В "Ордене Феникса" до тех пор безнадежный кузен Дадли худеет и начинает заниматься боксом. Тетя Петунья, как выясняется, добровольно согласилась воспитывать осиротевшего племянника и делала это не лучшим образом в силу своей ограниченности, а не патологической злобности. Всё это делает роман привлекательным для читателя.
Без правильно поставленной композиции, «Гарри Поттер» не был бы таким популярным. Например, когда у автора книги Дж.Ролинг спросили: «Почему вы выбрали именно Хагрида (великан, работающий в «Хогвартсе») , для сцены, где Гарри «мертв», и лорд Волан-де-Морт, требует, чтобы лесник вынес его к людям?». На, что она ответила: «Хагрид был одним из тех, с кого начиналась история, он же показал ему письмо в школу,а значит, он р должен был быть тем, кто вынесет его из этого мира.»
Любое произведение — это смена различных форм повествования, описаний, высказываний. Композиция сцепляет разнородные элементы и придает произведению целостность. Причем, целостность эта не только (и не столько) внешняя (система образов, план произведения), но скорее внутренняя, отражающая логику художественного мышления писателя. Особенности композиции очень тесно связаны с тем, кто воспринимает, в чьем сознании воспроизводятся происходящие события. Во всех семи книгах все события показаны через призму восприятия Гарри. И хотя повествование ведется не от первого лица, мы оцениваем все происходящее именно его глазами. По-моему, этим и обусловлены различия между книгами. Каждая следующая книга серьезнее и «взрослее» предыдущей. Растет главный герой, а вместе с этим меняется и взгляд на мир, и его оценка, и общее настроение. В «Ордене Феникса» Гарри уже пятнадцать лет. В этом возрасте человеку свойственно задумываться о жизни, размышлять над последствиями своих поступков. Неудивительно, что это отразилось и на композиционном строе книги: динамическое повествование теперь часто сменяется внутренними монологами и размышлениями. Это естественно для взрослеющего человека, и Роулинг удалось передать это на уровне композиции. Ослабление динамики, как правило, свидетельствует о том, что персонаж живет напряженной внутренней жизнью.
Элементы композиции помогают автору дать какую-либо оценку персонажей. Например, в пятой книге «Гарри Поттер и Орден Феникса» дан портрет Долорес Амбридж, заместителя министра магии: «Он подумал, что она поразительно похожа на здоровенную бледную жабу… Даже крохотный бантик из черного бархата, торчащий над короткими завитыми волосами, показался ему большой мухой, которую она почти схватила своим длинным липким языком». Внешний вид этой женщины не вызывает у читателя никакой симпатии. И не случайно: автор хотел внушить читателю отвращение к этой женщине, скрывавшей за вполне безобидной внешностью амбициозность, жестокость и грубость. Описание обстановки также помогает раскрыть характер героев. Например, кабинет Амбридж «весь в кружавчиках и сушеных цветочках, с этими котятами, которые были так омерзительны, что Гарри остолбенело таращился на них». Такое описание помогает автору раскрыть слащавость и в то же время омерзительность характера героини. Пейзажные описания тоже помогают передать душевное состояние героев. Так, например, в пятой книге описан бесконечный унылый осенний дождь, который все идет и идет, и конца ему не видно. Этот образ помогает передать подавленное состояние Гарри, которому никто не верит, которого считают все чуть ли не сумасшедшим. Ведь он объявил, что Волан-де-Морд жив и вернулся. Вспомним первую книгу романа «Гарри Поттер и философский камень» и первое появление хранителя ключей Хагрида. Он появляется во время бури, подчеркивающей его силу и мощь.
Сюжетная линия книг о приключениях юного волшебника Гарри Поттера по сути является детективной, о чем я уже говорила. Расследование загадок волшебного мира, а также невероятные чудеса не позволяют читателю скучать. Ещё одной особенностью сюжета является и то, что в любой книге, как в настоящем детективе, развязка всегда непредсказуема. Например, во второй книге романа «Гарри Поттер и Тайная комната» до конца непонятно, кому принадлежит дневник и кто такой Том Реддл. Никто не подозревает, что маленькая тихая Джинни Уизли и есть тот самый человек, который пишет кровью на стенах грозные предупреждающие слова. Лишь в финале раскрываются все тайны. В третьей книге «Гарри Поттер и Узник Азкабана» читатель уверен, что Сириус Блек преследует Гарри Поттера и хочет его убить, но в финале оказывается, что он крестный отец Гарри и не желает ему зла.
Итак, проанализировав сюжет и композицию романа, можно сделать вывод, что они тоже являются причиной популярности произведения.
Ещё одной причиной популярности романа является язык произведения.
Написан роман ярким и увлекательным языком, в котором много авторских неологизмов. Языковая игра как доминирующий авторский прием является одной из причин необычайной привлекательности книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере. Языковая игра – это игра слов. Очень часто, не подозревая об этом, к языковой игре прибегают дети, придумывая новые слова, непохожие на обычный язык людей. Наверное, поэтому приемы языковой игры часто встречаются именно в произведениях, предназначенных для детей.
Одним из видов языковой игры анализируемого произведения является каламбур. Каламбур — словосочетание, содержащее игру слов, основанную на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова. В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. Эффект каламбура обычно комический. Напротив, членства в этом клубе много лет безуспешно добивается привидение Почти Безголовый Ник.
Достаточно распространенным видом языковой игры произведения «Гарри Поттер» является использование приема единоначатия, т. е. повтора первых согласных. Одним из видов языковой игры в романе является использование приема единоначатия, т. е. повтора первых согласных. Часто имена и названия в романе начинаются на один и тот же согласный. Например, Батильда Бэгшот, Северус Снегг, Минерва МакГонагал, Гермиона Грейнджер.
Автор создает окказиональные слова (это слова, созданные с нарушением языковых норм, причем это нарушение является осознанным), в которых главным приемом является единоначатие. Например, "Пуляющие пушки", или «Пушки Педдл» - это название команды по квиддичу, в котором словосочетание создано с нарушением речевых норм – тавтологии. Также Роулинг придумывает новые слова, отражающие внутреннюю сущность предмета. Например, профессор Златопупст Локонс – фамилия и имя как бы высмеивают пустую сущность профессора, его привычку к самолюбованию.
Анаграмма занимает исключительно важное положение в ряду языковых приемов произведения «Гарри Поттер». Дж. Роулинг использует анаграммы как один из способов кодирования информации. Например, имя Том Нарволо Реддл при перестановке букв означает Лорд Волан-де-Морт».
Для текста произведения «Гарри Поттер» характерно частое использование многоточия, тире, заглавных букв и курсива. Так, например, помимо отдельных слов или фраз, курсивом выделены заклинания, названия школьных дисциплин, учебников и т. д. Графика выполняет не только функцию воссоздания живой речи, смыслового выделения слова, передачи интонации, но и своего рода инструмента воздействия на эмоциональное восприятие и сферу чувств читателя, поскольку помогает ему ощутить определенный спектр эмоций персонажа.
Итак, с помощью окказиональных слов, разной языковой игры и т.д, автор создает имена, полностью отражающие истинный характер персонажа, создает им новые имена, как могучие так и великие, создает имена привидений, немного относясь к ним с юмором. Проанализировав особенности языка, я сделала вывод, что и он тоже является причиной популярности романа.
Немаловажным фактором успешности романа о Гарри Поттере является и идейная основа произведения. О безыдейности книг Роулинг идет много разговоров. Но я всё же считаю, что в романе поднимаются различные проблемы, как философские, так и нравственные. Я выделила следующие:
Правда, не стоит отдавать предпочтение одной из проблем: все они дополняют друг друга, представляют комплекс идей произведения.
На мой взгляд, идея борьбы добра со злом всё же основополагающая в романе. Представителем зла в нем является черный маг Лорд Волан-де-Морт. Он использует самое изощренное оружие, а убивает не ради самозащиты или защиты тех, кого любит. Принципов, которые действуют, например, на войне, для него не существует. Он убивает хладнокровно, иногда для удовольствия, иногда ради новых достижений. Постепенно шаг за шагом Гарри Поттер понимает: именно в нем заключена та сила, которой придется выступить против зла, лорда Волан-де-Морта, и это - сила добра.
Но не всё так просто в романе английской писательницы. Борьба добра и зла идет и в душе самого героя. Да, как это ни странно звучит, но и личности Гарри присущи негативные, злые черты. Вот Гарри покупает волшебную палочку в Косом переулке. И ему достается "родная сестра" той палочки, которой владеет воплощение зла, лорд Волан-де-Морт. Причем, палочка сама выбирает себе волшебника. Первое указание на присутствие сил зла в душе Гарри Поттера. И это только начало. Во время процедуры распределения первоклассников по колледжам шляпа-сортировщица говорит Гарри, что ему лучше всего было бы учиться в Слизерине, колледже, пользующемся дурной славой, из которого вышло немало черных магов, в том числе и лорд Волан-де-Морт. А вот, посмотрите, какой совет дает Дамблдор, когда Гарри говорит о своем страхе не оправдать ожидания тех, кто видит в нем героя, победившего могучего чародея. «Просто будь собой!» - говорит директор школы Гарри Поттеру. Не стань лучше, учись, стремись, борись и т.п., а стань самим собой. Несмотря на схожесть Гарри Поттера с Волан-де-Мортом (в первом «есть многие качества, которые Салазар Слизерин высоко ценил в своих тщательно отбираемых учениках. Его собственный редкостный дар, змееустость - находчивость - решительность - некоторое пренебрежение к установленным порядкам») внутренне мальчик не похож на черного мага. Дамблдор очень мудро объясняет причину этого: «Ведь только избираемый нами путь, Гарри, показывает нашу истинную сущность, гораздо лучше, чем наши способности. ....». Таким образом, только от человека зависит, добро или зло победит в его душе – вот урок, который должен усвоить читатель.
Быть верным, уметь доверять и, самое главное, чувствовать потребность изо всех сил сопротивляться злу – это нравственные проблемы, которые объединяют все семь историй, их главная мораль.
В книге вообще много говорится о человеческой душе – о том, благодаря чему она остаётся целой и невредимой, и о мере зла, необходимой для того, чтобы расколоть её на части. Всё начинается с утверждения, что любовь может спасти от смерти, и заканчивается заявлением, что самопожертвование во имя любви способно вернуть к жизни. «…твоя мать пожертвовала собой ради твоего спасения, - говорит Дамблдор Гарри, - она дала тебе такую надёжную защиту, какой он (Волан-де-Морт) и представить себе не мог, и она по сей день тебя оберегает». В последней книге мы видим столкновение двух очень разных, диаметрально противоположных душ, им предстоит сразиться во имя нового мира. Душа Гарри искалечена и почти потеряла то, что отличает настоящую человеческую душу, способность любить. Волан-де-Морт обесчеловечил себя намеренно. Гарри уязвим, он страдает, но все еще жив, он все еще борется, надеется и верит в любовь. И любовь становится в очередной раз тем, что способно спасти героя, вернуть его к жизни.
В романе явно противопоставление детского мира и взрослого. Детским персонажам Роулинг приходится проживать и решать совсем уже не детские проблемы, и с каждой книгой это становится все более явно и все более важно. Она ставит перед детьми задачи, которые им не всегда под силу, раскрывает в решении этих вопросов эмоциональный мир своих героев. Она противопоставляет мир детский и взрослый, как сказочный и реальный - ведь в сказке все решилось бы мановением волшебной палочки, а в реальности приходится думать о последствиях каждого поступка и взвешивать каждый шаг. Наверное, и в этом часть секрета Роулинг - она не дает возможности все проблемы решить волшебством, а заставляет своих героев и читателей думать над решением и чувствовать вес каждого такого решения. Дети, наконец, предстают здесь не как образцы идеальности, невинности. Детство в «Гарри Поттере» не волшебный мир, в который взрослым хочется вернуться, но сложный, с массой своих проблем, период жизни человека.
А за периодом детства следует период отрочества, взросления, период становления личности, ее самоопределения. Роулинг психологически точно описала проблемы подросткового возраста в пятой книге «Гарри Поттер и Орден Феникса». Гарри то чувствует себя взрослым, умудренным жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно; то ощущает себя ребенком и нуждается в защите и отеческом участии. Очень характерен в этом отношении его срыв по приезде в дом Сириуса («я уже взрослый, я столько сделал, а со мной обращаются как с маленьким»), а также обида на Дамблдора, что тот не обращает на него внимания («мне так нужна поддержка, а вы…»). Поведение героя типично для подростка: перепады настроения, срывы, истерики, недовольство собой и в то же время глубокие раздумья о своей жизни и анализ своих поступков, слов, действий.
Роулинг ненавязчиво подталкивает читателя к мысли о том, что детское, незамутненное понимание и видение вещей – самое верное и точное, ребенок не делит жизнь на обыденную и фантастическую, для него необычное – это, скорее, норма, чем исключение. Взрослые же люди почти утратили способность видеть удивительное вокруг себя. Обыватели не прощают проявления индивидуальности, а уж тем более таланта волшебника. Дурсли записывают Гарри в школу для неполноценных, так как его способности разрушают их обывательское убеждение, что только соблюдение стандарта является залогом процветания. Дурсли гордятся своей обычностью, они никогда не признаются, что заурядны и, как всякие ничтожества, агрессивны. Главный закон мещанина – не выделяться, не высовываться, быть похожим на других.
Роулинг на редкость убедительно выстроила свою концепцию волшебства как метафоры творчества вообще. Чтобы сотворить чудо, нужно работать не только руками и головой. Конечно, и то и другое обязательно, но в первую очередь должна трудиться душа. Чудо получится только в том случае, если вложишь в него душу. «Мои книги - о власти воображения», - говорит Роулинг.
Автор очень дружелюбно пишет о людях разных национальностей из разных стран, чем и формирует положительное отношение к ним. Здесь нет стереотипов, нет предвзятых взглядов, каждый человек хорош по-своему, и неважно, какие у него глаза и какого цвета кожа и волосы. Таким образом в юном читателе формируется толерантность, уважение к чужим взглядам и интересам.
Джоан Роулинг так много пишет о дружбе, верности, доблести, что нельзя, прочитав книгу, не задуматься об этом. К сожалению, сейчас многие, хотя и не все, стали забывать о поступках во имя дружбы, о честности - как перед собой, так и перед другими. Немало примеров таких поступков можно найти в «Гарри Поттере» - скажем, в четвертой книге «Гарри Поттер и кубок огня», где герой пытается спасти не только своего друга Рона, но и всех оставшихся под водой.
Еще одна не менее важная проблема интересует автора романа. Это проблема власти и ответственности. Дж. Роулинг уверена, что лишь тот, кто чувствует ответственность, не сможет злоупотребить властью, использовать ее во вред другим. Таким является директор школы чародейства и волшебства «Хогвартс» Дамблдор. Он чувствует свою ответственность прежде всего за судьбу Гарри, поэтому старается уберечь его от излишней информации, которая может ранить юного мальчишку. Напротив, Долорес Амбридж, заместитель министра магии только и мечтает занять кресло директора школы «Хогвартс». Став же директором, превращается в настоящего тирана для всех учащихся и преподавателей, замучив их инструкциями, запретами и проверками.
Тщательно изучив нравственную проблематику, можно сделать вывод, что и она является причиной успеха романа.
Таким образом, проанализировав форму и содержание романа Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер», я пришла к выводу, что его успех складывается из многих составляющих: синтез жанров, сложность, неоднозначность характеров героев, эволюция персонажей, переданная на уровне композиции, занимательность сюжета, яркий, увлекательный язык произведения, комплекс нравственных и философских проблем.
Безграничный оптимизм – черта романов Джоан Роулинг. Она дала возможность людям поверить в чудеса сейчас, когда зачастую кажется, что никто никому уже не нужен и не дорог, и многие дальше своего носа и своих проблем вообще ничего не видят. И это учит верить в себя, в лучшее, чего нам так часто не хватает в жизни! Может быть, именно поэтому «Гарри Поттер» был так популярен, и именно в этом и заключается его «тайна»? Он, как бы громко это ни звучало, учит жить, понимать и сострадать. Помогает стать Человеком с большой буквы, с широкой душой, для которого даже сегодня чудо - это не просто слово.
Помимо этого, в «Гарри Поттере», беря за основу любого книжного персонажа, каждый может найти себя, и для каждого она может стать своей, личной.
Художественная литература
1. Ролинг Дж. Гарри Поттер и философский камень // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2001
2. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Тайная комната // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2001
3. Ролинг Дж. Гарри Поттер и узник Азкабана // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2001
4. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Кубок огня // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2002
5. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Орден Феникса // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2003
6. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Принц Полукровка // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2005
7. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Дары Смерти // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2007
Пейзаж
Несчастный Андрей
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей