Хакасия – это земля древнейших цивилизаций. Её территория задолго до новой эры была заселена людьми, оценившими её потрясающую красоту и богатство. И на этой земле уже много лет вместе с хакасами бок о бок живет русский народ. Это непосредственное общение обусловило взаимодействие культур. Культура любого народа самобытна, так она складывалась веками. Фольклоры русского и хакасского народа кажутся разными, но по своему содержанию они похожи
Наиболее активно бытующим фольклорным жанром хакасов на сегодняшний день яявляется тахпах – 4-, 8-,12-строчная лирическая песня, исполняющаяся спонтанно, импровизационным образом.
После изучения темы «Устное народное творчество» на уроке русской литературы, а есть у нас литературные формы, которые обладают качествами русских частушек. Свое исследование я хотела бы посвятить устному народному творчеству как неотъемлемой части духовной культуры хакасского и русского народов. Отсюда, тема моей исследовательской работы: «Русские частушки и хакасские тахпахи в сравнении ».
Актуальность работы определяется тем, что русские частушки и хакасские тахпахи - это одно из ценнейших культурных достояний русского и хакасского народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь.
Гипотеза: возможно, что хакасские тахпахи и русские частушки – это схожие формы народного поэтического творчества.
Объектом исследования является: русские народные частушки и хакасские тахпахи.
Предмет исследования: содержание тахпахов и частушек, их строение.
Вложение | Размер |
---|---|
tahpah_-.docx | 38.01 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижне-Тейская средняя общеобразовательная школа
«Сравнение русских народных частушек и хакасских тахпахов»
Выполнила: Боргоякова Анжела
ученица 8 класса.
Руководитель: Шулбаева О.Я.
учитель русского языка и литературы
д.Нижняя Тёя, 2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………. стр.3
Глава 1
Глава 2
Заключение………………………………………………………………………………стр. 10
Список литературы………………………………………………………………………стр.11
Введение
Хакасия – это земля древнейших цивилизаций. Её территория задолго до новой эры была заселена людьми, оценившими её потрясающую красоту и богатство. И на этой земле уже много лет вместе с хакасами бок о бок живет русский народ. Это непосредственное общение обусловило взаимодействие культур. Культура любого народа самобытна, так она складывалась веками. Фольклоры русского и хакасского народа кажутся разными, но по своему содержанию они похожи
Наиболее активно бытующим фольклорным жанром хакасов на сегодняшний день яявляется тахпах – 4-, 8-,12-строчная лирическая песня, исполняющаяся спонтанно, импровизационным образом.
После изучения темы «Устное народное творчество» на уроке русской литературы, а есть у нас литературные формы, которые обладают качествами русских частушек. Свое исследование я хотела бы посвятить устному народному творчеству как неотъемлемой части духовной культуры хакасского и русского народов. Отсюда, тема моей исследовательской работы: «Русские частушки и хакасские тахпахи в сравнении ».
Актуальность работы определяется тем, что русские частушки и хакасские тахпахи - это одно из ценнейших культурных достояний русского и хакасского народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь.
Гипотеза: возможно, что хакасские тахпахи и русские частушки – это схожие формы народного поэтического творчества.
Объектом исследования является: русские народные частушки и хакасские тахпахи.
Предмет исследования: содержание тахпахов и частушек, их строение.
Цель данной работы: сравнение русских частушек и хакасских тахпахов.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1. Выяснить историю создания русских частушек и хакасских тахпахов;
2. Выявить особенности русских частушек и хакасских.
3. Отразить общие черты данных поэтических форм.
Для решения задач используются следующие методы: поисково-исследовательский (работа с литературными источниками); сравнительно-сопоставительный.
Новизна работы заключается в том, что мы сравниваем культурное достояние разных народов.
Практическая значимость заключается в возможности использования данного материала в подготовке и проведении внеклассных занятий, на уроках литературы, в художественной самодеятельности.
Структура работы включает:
содержание; введение; основную часть; заключение; список используемой литературы;
приложения.
Глава 1
В начале своего исследования, мы решили узнать, что такое частушка и что такое тахпах.
1.1. Что такое частушка
Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества, это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком и характерной звонкой манере. По определению словаря Ожегова: «Частушка – народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания».
Термин "частушка" не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались "частыми". Поэтому естественно, что новый песенный жанр наряду с другими названиями получил также и название "частушка".
1.2. Что такое тахпах
Тахпах (хак. Тахпах, мн.ч. тахпахтар) наиболее распространенный вид стихотворного творчества и песенной культуры кумандинцев, шорцев и хакасов. По форме эти песни представляют четверостишие и восьмистишие. Поются в быстром темпе, четком ритме и простом метре. Эти короткие игровые песни-тахпахи напоминали русские частушки по остроте, меткости выражений и озорству. Вследствие этого возникает мысль, что короткие лирические хакасские песни-тахпахи являются как бы скрытыми частушками.
1.3. Происхождение частушки
Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты скоморохи ещё в 17-18 веках. Вторая точка зрения кажется более убедительной.
Прежде всего, литература, и древняя в том числе, использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют или существовали на данный момент. В летописях встречаются имена былинных героев, пересказываются притчи, легенды. Предание о смерти князя Олега изложено в «Повести временных лет» и легло в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге»; Пушкин же пересказал в стихах народные сказки. Широко использовал многие жанры фольклора Некрасов. Но никто из них не вспомнил частушку. Она появляется только в произведениях 20 века: в «Двенадцати» Блока, в стихах Маяковского, Есенина и их современников.
Впервые это слово употребил Глеб Успенский в очерке «Новые народные песни» (1889 г).
Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, то определяющим ее характер (пригудка, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, топтушка), то прямо указывающим на место ее рождения: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, сибирская подгорная, новгородское разливное. Одни из этих песенки поются, другие почти выкрикиваются под плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян, другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные вообще обходятся без музыкального сопровождения.
Частушки пелись на посиделках, вечерках, беседах зимними вечерами в откупленной избе или летними вечерами, а то и всю ночь за околицей деревни. Частушки бывают разные: плясовые, шуточные любовные, бытовые, лирические, грустные и веселые, задиристые. Но у всех частушек есть одна общая черта — их сочинил народ.
1.4. Происхождение тахпаха
Этимологию тахпаха на данный момент никто еще не определял, но есть предположения, например, В.Я. Бутанаев пишет, что «..Вероятнее всего слово тахпах (тахпах) происходит от корня «тап» - «находить (ответ)». Состязающийся в пении тахпаха глубоко переживал свое поражение, ибо, по представлению хакасов, дух-хранитель «тахпах ээзi» за каждый проигрыш укорачивал жизнь»
Он создается тогда, когда человек не может сдержать свои эмоции при виде красот природы, при обращении к любимому человеку. Причем мелодии отражают “территориальные” особенности. В степной зоне, например, они раздольные, исполняются в замедленном темпе, тахпахчи будто хочет сказать: вся степь впереди, куда спешить? В таежной и подтаежной местности мелодии тахпаха быстрее, чем в степной зоне. Да и разговаривают там тоже быстро. Оно и понятно: темп жизни иной, порой доли секунды решают вопрос жизни и смерти, скажем, при нападении хищного зверя.
Тахпах создается и как стихотворный, песенный ответ на песню-вопрос, он складывается мгновенно, экспромтом вступившими в песенное состязание.
К сожалению, некоторые молодые исполнители нарушают правила создания тахпахов. Но сегодня молодые таланты пробуют свои силы на айтысах, концертах, песенный фольклор преподают в школах, где учат создавать свои тахпахи по всем канонам уже в начальных классах.
Поскольку частушки часто распевались под гармонь, а то и вовсе без сопровождения, то короткие, задорные, темпераментные тахпахи, по существу, переходили в форму частушки русского типа. Иногда даже встречались частушки просто заимствованные от русских исполнителей.
Одним из элементов русской частушки является аккомпанемент гармони или балалайки. Хакасские национальные музыкальные инструменты по характеру своих звуковых возможностей и по причине тихого звучания не вполне подходят для аккомпанемента бойкой, громкой, распеваемой во весь голос, частушке. В Хакасии, в селеньях, где жили русские, появились русские народные музыкальные инструменты – балалайка и гармонь. Именно здесь хакасы (очевидно, качинцы) впервые познакомились с русскими частушками и русскими наигрышами.
Вывод: посмотрев на происхождение тахпаха и частушки, мы можем увидеть, что и частушка, и тахпах уходят корнями в народную поэзию.
1.5.Форма частушки
В основе языка произведения лежит разговорная речь, которая отличается простотой и живостью. Допустимо использование придуманных слов, например, девушку, которая выходит замуж, называют «самоходочкой». Встречаются в частушке и фольклорные эпитеты: «лебедь белая», «миленький дружочек», «ясный сокол» и прочие. Они перешли из лирических песен, которые были традиционными на Руси. Обязательно, чтобы в произведении присутствовала рифма. Обычно сопоставляются четные строки. Ритмика зависит от музыкального наигрыша. В этом они весьма разнообразны. Наряду с четырех- строчными возникали многострочные — в 6, 8, 10 и 12 строк. Затем постепенно стала господствующей четырех строчная частушка. Рифма в частушках строго фиксирована: первая строка рифмуются с третьей строкой, а вторая – с четвертой (схема – абаб) или ( схема – аабб).
Ах ты, милая моя, (а) Плохо богу молишься. (б) Выйдешь замуж за меня, (а) По миру находишься (б) | Я сидела на печи, (а) |
Как дубинкой вас ударят – (а) | Гармонист играет, (а) |
1. 6. Форма тахпаха
Тахпах чаще всего состоит из четверостишия или двух четверостиший. Первые две строки представляют аллегорическое отступление, в котором певец описывает силы и красоту природы - цветение трав, журчание ручьев, величавость гор и т.п., а в заключительных двух строчках описывает конкретный смысл, применимый к ситуации.
Кок пулутты тали сабарга
Хатыг ханаттыг хус кирек.
Коп чонныц алнында ырлирга
Хатьш чуректш хыс кирек.
Чтобы облака синие пробить,
Нужна птица твердокрылая.
Перед всем народом чтобы петь,
С твердым сердцем девушка нужна.
Тахпахи хакасами исполняются на празднествах, гуляниях, застольях. В форме тахпаха хакас может выразить свое уважение или неуважение к собеседнику, объясниться в любви, высказать поздравление, пожелание, благодарность и т. д. Если на празднестве окажется два и более тахпахчы, то, как правило, присутствующими провоцируется между ними диалог (айтыс), соревнование по красоте и остроумию их тахпахов. Слушатели возгласами подбадривают певцов.
Когда два человека вступают в песенное состязание, первый исполняет свои тексты, которые могут быть подготовлены заранее, и со своей мелодией; второй же слушает первый куплет, и у него сразу начинается интенсивная работа мозга: надо составить ответ не менее образно, со своей мелодией и с соблюдением определенных правил.
1.7.Языковые средства частушки
В частушках почти всегда используется рифма. Часто применяется приблизительная рифма (приневолили — дролины, ураган — не отдам) и составная (туфли — тут ли). Могут появиться внутренние рифмы. Т.е. рифмы внутри одной поэтической строчки; Часто используются единоначатия (анафора), т.е. повтор одного и того же слова в начале каждой строки в частушке, постоянные эпитеты, сравнения, т.е. обороты, присоединяемые к слову с помощью сравнительных союзов как, будто, как будто. Богато представлены в частушке метафоры, олицетворения; широко используется юмор, сатира, насмешка; богато используется психологический параллелизм, когда в первых двух строках частушки поется о природе (например, дается грустная зарисовка природы), а в последних строках создается аналогичное состояние девушки или какого-то другого героя; используется в частушке и прием разрядке – это расстановка одного и того же предлога перед каждым словом в строчке, а не только перед одним.
Текст частушки | Средства художественной выразительности |
Лиходейку я искала, Лиходейка моя здесь. А я в эту лиходейку Запалю патронов шесть. | повторы |
Не тобой дорожка мята. Не тебе по ней ходить, Не тобою я занята. Не тебе меня любить. | анафора |
Я от горя убегаю — Горе все меня найдет. Я от горя — в сине море, — Горе лебедью плывет. | олицетворения |
Едет милый по базару, Всем он улыбается. Оказалось — зубы вставил. Рот не закрывается. | Юмор, сатира, насмешка |
Неужели позавянет На горе зеленый сад? Неужели не воротится Любовь наша назад? | Психологический параллелизм |
1.8. Языковые средства тахпаха
В тахпахах обычно образцы поэтической речи, украшенной разнообразными художественными средствами – сравнениями, эпитетами, реже гиперболами, а чаще всего почти обязательными параллелизмами, самым древним видим сравнения. Параллелизмы издавна основаны на сопоставлении явлений природы с фактами и событиями человеческой жизни: богатырь, сын могучего народа, сопоставляется со звездой, сияющей под солнцем или луной, как сердце певца не дрогнет в борьбе со злыми баями – так не дрогнет черная земля под копытами коня. Параллелизмы, повторяясь, становятся устойчивыми символами: свет солнца, высокие горы знаменуют животворность, бессмертие, незыблемость Эпитеты носят красочный и вместе с тем точный характер.
Текст тахпаха | Средства художественной выразительности |
У девушки из чужого рода Расплетаем шестьдесят сюрмесек, У девушки из другого рода Расплетаем пятьдесят косичек. Перед накрытием стола Укрываешься двумя косами, Перед употреблением другой пищи Укрываешься двумя косами. | В этом тахпахе отражаются свадебно-обрядовые действия. |
Мой гнедой конь, на котором езжу,
| Повторы, сравнения, эпитеты |
Тогыс агас хосталар Ээк, чоным поярин. Том турага чиделер, Ээк, чоным поярин. Алты агас хосталар Ээк, чоным поярин. Аба турага чиделер Ээк, чоным поярин. | Здесь отражены названия городов Томск и Кузнецкий острог, гидронимы Том, Аба. Следует отметить, что в недавнем прошлом реки являлись важными путями сообщения. По рекам хакасы вплоть до XX в. передвигались по воде с различными целями. |
Вывод. Исходя из этого, мы видим, что рассматриваемые русские частушки и хакасские тахпахи достаточно богаты средствами художественной выразительности. Эпитеты и в частушках и в тахпаха носят красочный и вместе с тем точный характер. Рифма, аллитерация, стилевые средства изобразительности – подвергаются некоторым изменениям, возникают новые варианты художественной формы.
Глава 2
Сопоставим краткие поэтические формы русской частушки и сравним их по критериям, характеризующим хакасский тахпах.
2.1. Сравнительный анализ
Форма | Ритм | Рифма | Содержание | Языковые средства |
Частушка | Совпадение ритмического рисунка с рифмующимися строками. | Смежная рифма по схеме (аабб), (абаб), ( ааб), (ааба) | Веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. | Намеренная игра слов, синонимия, богатое лексическое и стилистическое разнообразие слов. |
Тахпах | Не совпадение ритмического рисунка с рифмующимися строками. | Создание строф согласно аллитерации. | Отличаются по остроте, меткости выражений и озорству. | Намеренная игра слов, синонимия, богатое лексическое и стилистическое разнообразие слов. |
2.2. Таблица сходства русских частушек и хакасских тахпахов
Русская частушка | Хакасский тахпах |
Юмористический сюжет | |
Указывают на пороки общества | |
Одна смысловая направленность | |
Поэтическая форма |
2.3. Различия русских частушек и хакасских тахпахов
При более подробном исследовании русской частушки и хакасских тахпахов обнаруживаются не только их сходные черты, но и различия. Например, в тахпахе исключительно важную роль играют аллитерация и параллелизм, и что важным в искусстве исполнения тахпаха считается импровизация.
В хакасской частушке аккомпанемент повторяет вокальную линию целиком, не расцвечивая ее, в отличие от русской частушки.
Заключение
Если мы посмотрим на происхождение тахпаха и частушки, то увидим, что и частушка, и тахпах уходят корнями в народную поэзию. Кроме того, поэтика тахпаха и частушки находится в состоянии постоянного обновления и развития и поражает художественным богатством и разнообразием.
Именно краткость и лаконичность объединяют тахпах и частушку. Каждая частушка и каждый тахпах всегда дают нам вполне определенную красочную картину. Образность - их характерная черта. Вслед за образностью их объединяет элемент неожиданности. И хотя наша гипотеза подтвердилась не полностью, можно сделать вывод, что хакасские тахпахи и русские частушки – схожие формы поэтического творчества, это пример диалога культур русского и хакасского народов.
Список литературы
Четыре художника. Осень
Каргопольская игрушка
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Колумбово яйцо
Рисуем кактусы акварелью