Исследовательская работа о жизни архимандрита Ипполита , уроженца села Суботино Солнцевского района Курской области.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 159.14 КБ |
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Субботинская средняя общеобразовательная школа»
Солнцевского района Курской области
Муниципальный этап областного массового мероприятия X1V Международного литературно-художественного
конкурса «Гренадёры, вперёд!»
«Пророки моей земли»
Выполнил: Щедрин Игорь Алексеевич, обучающийся 9 класса МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области
Руководитель: Климова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области
Субботино 2018
Актуальность
Моя семья живёт в селе Субботино Солнцевского района Курской области. Для меня моя малая родина – самое лучшее место на земле. Наше село находится в живописном месте. Оно окружено зелёными полями, лугами, речками и ручьями. Весной прячется в черёмуховых зарослях и в цветущих вишнёвых деревьях. Конечно, многие скажут, что ничего необычного нет в наших местах, однако приезжают к нам в село из разных уголков нашей страны и не только, чтобы полюбоваться красотой здешней природы, но и поклониться тому месту, где родился и вырос архимандрит Ипполит (Халин). Именно здесь, с родительского порога, начался его трудный путь к духовному постижению Божественной истины и любви к людям.
Нам, молодым, сегодня нелегко, порой трудно разобраться в происходящем, правильно выбрать ориентиры, которые помогут идти по жизненному пути с честью и достоинством.
Проблема
Современный мир кардинально изменился, молодёжь увлечена новыми событиями, имеет свои взгляды на жизнь, порой не совсем правильные и верные. Чтобы выбрать своё место в жизни, приносить пользу обществу, сохранить жизненные ценности, переданные старшими поколениями, надо чаще к тем людям, которые стали примером служения Богу и людям. Таких людей немало. Один из них – архимандрит Ипполит (Халин), уроженец села Суботино Солнцевского района Курской области.
Цель
Изучение жизни и духовного подвига архимандрита Ипполита (Халина),
настоятеля Рыльского Свято – Николаевского монастыря, уроженца села Субботино.
Задачи
Основные этапы проекта
- совместная деятельность с учителями истории и литературы, работниками библиотек по подготовке материалов;
- работа с архивными материалами, материалами школьного музея, наиболее полно освещающими данную проблему;
- самостоятельная работа с литературой и материалами периодической печати.
Глава 1. Духовный подвиг батюшки Ипполита
Настоятель Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря архимандрит Ипполит (Халин) родился в Святую неделю Пасхи, в Светлую Среду 18 апреля 1928 года в селе Субботино Курской области в семье простых крестьян – Ивана Константиновича и Евдокии Николаевны Халиных. У них было 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки. Сергей, так звали о. Ипполита в миру, был самым младшим. Все его братья погибли на фронте, и на него, еще отрока, легла нелегкая ноша тяжелой деревенской работы.
С детства Сергей был верующим, тем более что в роду Халиных были и священники, и монахи, а его родной дядя священник Михаил служил в церкви соседнего села. Родственники вспоминают, что когда Сергей был еще юным, у него под кроватью лежал чемодан с книгами духовного содержания, и он постоянно их перечитывал, особенно Библию, хотя, видимо, внешне ничем не выдавал своей веры в Бога. Отец Ипполит позже вспоминал: «Бывало, еще в армии, когда все лягут спать, укроешься одеялом и читаешь «Отче наш». А вообще я любил наблюдать за священниками, несмотря на то, что все вокруг подсмеивались над ними, а молодые ребята пели частушки про попов. Я же внутренне хотел стать священником».
Несмотря на трудное время, Сергей сумел закончить 10 классов средней школы, поучиться в ФЗО на литейщика, а после закончил педучилище. Отслужив три года в армии, он еще какое-то время работал в миру, и в 1957 году в возрасте 29 лет ушел послушником в Глинскую пустынь. Родители благословили его, сказав: «Сынок, мы уже прожили жизнь, а ты выбирай свой путь, как тебе нравится».
В Глинской пустыни Сергий становится духовным чадом знаменитого старца архимандрита Андроника (Лукаша), на которого, как говорят, батюшка был похож характером. Старца Андроника называли «печальником душ человеческих». Про него писали, что смирение и кротость безраздельно царили у него в душе, что был он послушлив и любвеобилен. Эти качества своего старца и взял в пример к подражанию послушник Сергий, они-то потом и проявились особо в период общественного служения старца Ипполита. В книге «Глинская пустынь и ее старцы» есть небольшой рассказ о том, как отец Андроник своей молитвой исцелил от крупозного воспаления легких послушника Сергия Халина.
Неполный год пробыл послушник Сергий в Глинской пустыни. В ноябре 1957 год он поступает в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где митрополит Псковский Иоанн (Разумов) постригает его сначала в монахи, а затем рукополагает в иеродиаконы, а в 1960 году – в иеромонахи. В Печорах у него началось тесное духовное общение с тремя великими старцами. Это иеросхимонах Симеон (Желнин), причисленный в 2003 году к лику святых, и последние валаамские старцы, жившие в то время в Печорах: иеросхимонах Михаил (Питкевич) и схимонах Николай (Монахов). С любовью и большой благодарностью вспоминал потом батюшка об этих старцах. Особенно об отце Михаиле, у которого он какое-то время был келейником. «Смотри, Сережа, не будь петушком, а будь курочкой», – учил смирению старец своего келейника. По словам отца Ипполита, со старцем Михаилом они были духовно очень близки и друг у друга исповедовались. И, видимо, многому научился будущий старец Ипполит у Печерских подвижников. «Я на всю жизнь запомнил этого скромного, тихого, смиренного монаха», – вспоминал об отце Ипполите недавно почивший московский батюшка, настоятель храма святого Николая в Кленниках протоиерей Александр Куликов. Отец Александр, будучи совсем еще молодым священником, приезжал в Печоры и останавливался в келье иеромонаха Ипполита.
Глава 2. Пребывание на Святом Афоне.
В 1966 году из Псково-Печерской обители иеромонаха Ипполита посылают на Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором к тому времени оскудевала монашеская жизнь, и оставалось всего около десяти насельников. Он попал в число первых пяти монахов, которых отправили туда после того, как советское государство разрешило Русской Православной Церкви посылать на Афон монахов из Советского Союза. Схиархимандрит Илий, который приехал на Святую Гору через десять лет после приезда батюшки Ипполита, рассказывал: «Они, эти пять монахов, просто спасли положение, потому что русских насельников там оставалось мало, и монастырь уже мог перейти к грекам. Но сначала к ним отнеслись с недоверием, если не сказать, враждебно и называли их там «красными попами».
Но эти пять отцов и приехавшие после них из СССР другие монахи, видимо, заслужили доверие афонской братии жизнью и трудами в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Отец Ипполит пробыл на Афоне 18 лет, неся послушание казначея и эконома. Очень трудно было вести хозяйство, ведь в советское время власти запрещали помогать монастырю. И по воспоминаниям архимандрита Авеля (Македонова), который около четырех лет был настоятелем Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, они иногда с отцом Ипполитом сидели и горевали, думая, как накормить завтра братию, как сделать ремонтные работы, как существовать. Но милостью Божией монастырь существовал, молитва творилась, и проблемы потихонечку решались. Кроме должности эконома отцу Ипполиту было доверено быть представителем от монастыря в Священном Киноте Святой Горы Афон. Нынешний духовник Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне иеромонах Макарий рассказывал, что встречался с греками из Священного Кинота, которые до сих пор помнят отца Ипполита как очень смиренного и усердного монаха. А схиархимандрит Илий, вспоминая афонский период своей жизни, рассказывал о батюшке Ипполите как о благодатном, добром, ласковом брате во Христе, большом молитвеннике.
Глава 3. Возвращение в Россию.
В 1984 году батюшка сильно заболел и поехал лечиться в Россию. Так он здесь и остался. Некоторое время служил в сельских храмах Курской епархии, затем по благословению архиепископа Иувеналия (Тарасова) возглавил братию возрождающегося Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря.
До конца своего жизненного пути батюшка отдавал все силы для возрождения монастыря, ставшего центром духовной жизни не только Курской области, но и всей России.
Возрождение Рыльского монастыря архимандрит Ипполит рассматривал в контексте судеб нашей Родины, неотделимых от ее высокого предназначения быть хранительницей Православия. «Хочется надеяться, что и наш небольшой монастырь станет надежной духовной твердыней и внесет свою лепту в дело преображения нашего Отечества», - писал он.
Так и произошло. Скромная обитель, затерявшаяся в глубине русских земель, продолжает жить и молиться. Древняя обитель несёт в себе какую-то тайну, которая приоткрывается в неповторимом русском сочетании простоты и мудрости, любви и доброты, прошедших через многие поколения от Святителя Николая до старца Ипполита.
Глава 4. Рыльский Свято – Николаевский монастырь
На окраине древнего города Рыльска стоит монастырь во имя святителя Николая Чудотворца.
Местность, в которой находится обитель, очень живописна. Монастырские строения расположены на возвышении с крутым восточным склоном, обрывающимся к заливным лугам речки Волынки. А далее, насколько охватывает взор, раскинулась равнина с клочками дубрав и благоухающими лугами и многочисленными озерами. К северу от монастыря протянулась поросшая лесом живописная цепь холмов с крутыми белыми склонами – меловые Вискольские горы.
В 1991 году Свято-Николаевский монастырь был возвращен Курской Епархии. Наместником монастыря стал архимандрит Ипполит (Халин), который трудами и молитвами за 11 лет превратил монастырь в центр духовной жизни всероссийского масштаба.
За молитвой, советом, словом утешения и любви в возрождаемую Рыльскую обитель потянулись тысячи верующих и неверующих людей со всех концов России. Отец Ипполит своей добротой буквально возрождал их для жизни, совершая подвиг служения ближним, с удивительным смирением и самоотверженностью. Знавшие или даже однажды повидавшие старца люди сталкивались с тем чудом, которого не встречали раньше в почти оскудевшем любовью мире: с чудом настоящей Христовой любви.
Одна из них - Субботина Валентина Михайловна, в настоящее время певчая местного храма иконы Казанской Божией Матери. Вот её воспоминания:
- Семья Халиных жила от нас недалеко. Моя мать, Татьяна Яковлевна Медведева, работала вместе с отцом Ипполитом (тогда ещё Сергеем Халиным) на строительстве разрушенной войной дороги. Мама была певчей церковного хора, и он каждый день приходил к нам учиться петь. В юности он был обыкновенным парнем: весёлым, остроумным, любил петь, танцевать. Но всё – таки уже тогда он отличался от своих сверстников. Была у него одна тайна: вера в Бога. Под его кроватью стоял чемодан с церковными книгами, и часто, уединившись, Сергей читал их, посещал храм в соседнем селе Орлянка, слушал церковные молитвы и песнопения.
О своих встречах с батюшкой Ипполитом в Рыльске рассказала жительница села Климова Нина Павловна:
- В 2000-м году поехала я в Рыльск, чтобы попросить совета.
Народу приехало много, и я боялась, что не состоится моя встреча с отцом Ипполитом. Написала я записочку, что я из Субботино, и попросила передать батюшке. Вскоре меня попросили войти, и я увидела маленького, просто одетого старичка, который ласково смотрел на меня. Страх мой прошёл, и разговор был самый задушевный. Поговорили, батюшка Ипполит пригласил приезжать ещё и подарил икону князя Владимира. Поблагодарив, я ушла. После выяснилось, почему именно эту иконку подарил батюшка Ипполит, мой сын служил в городе Владимире. Я ездила к нему на присягу и в другие дни, и слово батюшкино и его подарок оберегали меня и сына.
Татьяна Куропатова рассказывает о чудесном исцелении:
- Из столицы к отцу Ипполиту приехал Пётр Заславский, врач-травник. Это был самоотверженный человек, его бескорыстие, доброта, какой – то внутренний свет души покоряли сердца обращавшихся за помощью людей. Сам он страдал с детства от порока сердца, угрожавшего его жизни, но Господь сохранил ему жизнь и привёл в Свято – Николаевский монастырь, и обитель стала для него вторым домом. Однажды он почувствовал себя очень плохо и понял: через несколько минут встретится со смертью. Тогда он, собрав последние силы, побежал к батюшке со словами:
- Господи, я ещё это не исповедовал, и об этом старцу не рассказал, и тот грех забыл.
На бегу он упал возле кельи отца Ипполита и тут же умер. Рядом оказались люди, его не знавшие. Вбегают к старцу: «Батюшка, там какой-то послушник лежит бездыханный». А батюшка им отвечает: «Всё хорошо, идите». Сам не вышел сразу, стал молиться в келье. Народ окружил бездыханное тело Петра. Тут выходит батюшка и громко, чтобы все слышали, говорит: «Радуйтесь, наш Пётр на небесах!» Ясный летний день, чистое небо над головой без облачка – и две радуги над Петром. И все мы стоим какие – то обрадованные, а вроде бы плакать надо…
В тот момент нас охватил порыв неземной любви друг к другу, к Петру и к старцу».
Священник Курской епархии, иеромонах Роман (Архипов) свидетельствует о таком эпизоде: «Однажды несколько госте старца, взяв у него благословение, двинулись в обратный путь, но что-то заставило их вернуться. Старец не ожидал увидеть их снова. То, что увидели люди, находится за пределами человеческого понимания. Тот, с кем они говорили несколько минут назад, почти растворился в исходившем из него ослепительно-белом свечении. Яркими лучами блеснули его голубые глаза. Несколько минут на глазах изумлённых людей он излучал фаворский свет.
Глубоко заблуждается тот, кто полагает, что святость на Руси пресеклась, что мы живём на закате нашей истории. Архимандрит Ипполит сошёл в Россию по велик4ой любви к ней, указать путь во мраке, который окутывает нас всех вместе и каждого в отдельности. Однажды отца Ипполита спросили:
- Батюшка, скажите нам, откуда же начнётся возрождение России?
- Вот отсюда, с этой земли и начнётся, - ответил старец.
- С какой – этой?
- С той, на которой каждый из нас стоит…
Отца Ипполита не стало, но память о нём живёт и среди односельчан, и среди тех людей, приезжающих к нему из разных уголков России. У входа в местный храм села Субботино стоит памятник, к которому в любое время года идут люди. Идут, чтобы почтить память «самого доброго батюшки на земле»…
Всех он жалел, даже самым заблудшим
На путь спасения встать помогал,
За всех за нас со слезами молился,
Доброй душою нас всех согревал…
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и окружающих, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них.
Данная работа - попытка раскрыть одну из страниц жизни архимандрита Ипполита, проследить его путь познания Божественной истины, любви к своей Родине и людям, его вклад в возрождение духовной жизни Курской области.
Значимость работы заключается в том, что все должны понимать, что любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине, своему селу, школе, родителям и к тем людям, которые жили на этой земле, украшали её делами рук своих и передали нам, своим потомкам.
Литература:
Ребята и утята
Рисуем ананас акварелью
Зимний дуб
Интересные факты о мультфильме "Моана"
«Течет река Волга»