Муниципальный этап областного массового мероприятия «Областной конкурс исследовательских работ юных краеведов по направлениям туристско-краеведческого движения «Отечество».
Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 211.05 КБ |
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Субботинская средняя общеобразовательная школа»
Солнцевского района Курской области
Муниципальный этап областного массового мероприятия «Областной конкурс исследовательских работ юных краеведов по направлениям туристско-краеведческого движения «Отечество»
Малые города России
Выполнила: Саркисян Диана Амбарцумовна, обучающаяся 11 класса МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области
Руководитель: Климова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области
Субботино 2016
Актуальность
Моя семья много лет назад приехала в Россию. Местом жительства было выбрано село Субботино Солнцевского района Курской области, где я и родилась. Конечно, родители много рассказывали об исторической родине моей семьи – Армении. Я побывала там, увидела красоту природы Закавказья, горы Арарат, воспетые многими поэтами, полюбила Армению, однако сердце моё принадлежит и России, стране с глубокой и славной историей, обычаями и традициями. Мне интересно изучать историю Курского края и России в целом, потому что, не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее и заглянуть в будущее. Важно также стремиться к познанию самого себя, осознанию своей значимости в огромном мире.
Проблема
Современный мир кардинально изменился, молодёжь увлечена новыми событиями, имеет свои взгляды на жизнь, порой не совсем правильные и верные. Чтобы выбрать своё место в жизни, приносить пользу обществу, сохранить жизненные ценности, переданные старшими поколениями, надо чаще обращаться к истории страны, народа. Это поможет сформировать себя как личность, обладающую качествами гражданина и патриота своей Родины.
Цель
Изучение истории России на примере древнего города Рыльска Курской области.
Задачи.
Методика исследования
Изучение исторической литературы о городе Рыльске Курской области с древних времён и до современности на основе архивных документов, материалов краеведческого музея, анализ и обобщение изученного.
Основные этапы проекта
- совместная деятельность с учителями истории и литературы, работниками библиотек по подготовке материалов;
- работа с архивными материалами, материалами школьного музея, наиболее полно освещающими данную проблему;
- самостоятельная работа с литературой и материалами периодической печати.
Глава 1. История древнего города
Город Рыльск расположен в 120 км к западу от Курска на высоком правом берегу реки Сейм, между впадающими в него речками Рыло и Дублянь. Город стоит на холме и окружен холмами, а с трех сторон окаймлен речными долинами. Рыльск — один из древнейших городов не только Курской области, но и России.
В летописях Рыльск упоминается впервые под 1152 годом, когда Юрий Долгорукий — князь Суздальский и Ростовский, после неудачного похода на Чернигов «иде к Рыльску». Затем имя Рыльска звучит в 1185 году, когда он составлял особый удел и князья его участвуют в различных войнах: Святослав в 1185 году в Игоревом походе; Олег — в битве при Калке в 1224 году, Мстислав — в 1241 году.
К 1283 -1285 годам относится известный летописный рассказ о печальных Рыльских делах, связанных с ханским баскаком Ахматом, князем Липицким Святославом и Рыльским князем Олегом. Последним самостоятельным Рыльским князем в XIII веке считается Василий Шемяка, при котором в 1295 году была обретена Чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы.
К началу XIV века Рыльское княжество перешло во власть литовцев. В 1454 году польско-литовский король Казимир IV Ягеллович отдал Рыльск в удел бежавшему в Литву князю Ивану Дмитриевичу, сыну Шемяки. И, как говорит Никоновская летопись, рыльские князья действовали в составе литовских войск Витовта.
В период усиления гонений на православие в Литве, при польском короле Александре (1492 - 1506) князь Василий Иванович Шемяка (сын Ивана Дмитриевича) со своим Рыльским уделом перешел на сторону Великого князя Московского Иоанна III. Окончательно Рыльск был утвержден за Россией договором о перемирии от 25 марта 1503 года Александра Литовского с Иоанном III. Василий Шемяка стал последним удельным князем в Московском государстве. В 1523 году Василий III посадил князя Василия в темницу по обвинению в сношениях с Литвой, а его Рыльский удел присоединил к своим владениям. С этого времени в Рыльске стали править назначаемые Москвой воеводы.
В 1604 году Рыльск — один из первых русских городов, перешедших на сторону самозванца, а рыльский воевода князь Шаховский Григорий Петрович стал одним из сподвижников Лжедмитрия и вдохновителем последующих смут на Руси.
В XVII веке Рыльск был одним из важнейших стратегических пунктов, служивших опорой русской границе века против поляков и крымцев, которые продолжали свои набеги на Курские земли почти до конца XVII. Рыляне были отважными воинами и честно несли свою службу, за что получали награды, в том числе и земли.
В конце XVII - начале XVIII столетия Рыльск утрачивает значение военной пограничной крепости, постепенно превращается в один из крупных торговых городов.
18 декабря 1708 года, при разделении России на 8 губерний, город Рыльск был приписан к Киевской губернии. С 1 марта 1727 года при образовании по указу Екатерины I Белгородской губернии Севская провинция вместе с Рыльском вошла в ее состав.
При образовании Курского наместничества 23 мая 1779 года Рыльск назначен уездным городом Курского наместничества.
Глава 2. Рыльский Свято – Николаевский монастырь
На окраине древнего города Рыльска стоит монастырь во имя святителя Николая Чудотворца.
Местность, в которой находится обитель, очень живописна. Монастырские строения расположены на возвышении с крутым восточным склоном, обрывающимся к заливным лугам речки Волынки. А далее, насколько охватывает взор, раскинулась равнина с клочками дубрав и благоухающими лугами и многочисленными озерами. К северу от монастыря протянулась поросшая лесом живописная цепь холмов с крутыми белыми склонами – меловые Вискольские горы.
О том, что на месте нынешнего монастыря люди жили уже в глубокой древности, неоднократно засвидетельствовали археологические раскопки. Только на территории самого монастыря было насчитано 48 могильных курганов язычников-северян.
С 1180 года Рыльск – пограничная крепость южной Руси - становится стольным княжеским городом, дружина которого сражалась в былинном походе Игоря Святославовича, о котором рассказывает «Слово о полку Игореве».
Предания рассказывают о прибытии из монастыря, основанного в Болгарии великим подвижником святым преподобным Иоанном Рыльским, его учеников, которые принесли с собой на Русь, на берега Сейма, святыню Болгарской земли – десницу от нетленных мощей святого преподобного Иоанна Рыльского и основали здесь храм в честь своего учителя и небесного покровителя.
Святой Иоанн Рыльский стал первым южнославянским святым, которому на Русской земле был воздвигнут храм и который стал одним из небесных покровителей русского народа.
Летописные факты подтверждают свидетельства о чудесной помощи, которую оказывал св. Иоанн городу Рыльску в трудные времена. В 1240 году, по словам летописца, «только Рыльск сохранился от Батыева погрома». Во время осады жители города призвали на помощь своего покровителя. Преподобный Иоанн явился на стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас Рыльск. А в 1502 году заступничество святого снова спасло город - от войска последнего золотоордынского хана Ахмета. Жители осажденного Рыльска молили Бога в церкви св. Иоанна Рыльского и, призывая на помощь Божию Матерь и своего небесного покровителя, совершили крестный ход вдоль крепостной стены. И татары неожиданно сняли осаду и не только покинули Рыльскую землю, но этот поход вообще оказался их последним набегом на Русь.
История возникновения обители святого Николая глубоко уходит корнями в далекое прошлое. Впервые монастырь упоминается как Волынская пустынь в письменных источниках 1615 года, из которых, впрочем, понятно, что монастырь существовал за долгие годы до этого. В 1615 году обитель была сожжена польско-литовскими войсками Лжедмитрия, и лишь с начала XVIII века возникает новый архитектурный ансамбль монастыря с каменными храмами – двухэтажным Никольским (нижний храм освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение Курская Коренная»), второй храм – Крестовоздвиженский, третий – Троицкий.
На каменное строительство монастырского ансамбля щедро жертвовали рыльские купцы Шелиховы.
Святитель Николай, к благодатной помощи которого веками молитвенно обращается целая череда поколений рыльского монашества, тоже никогда не оставлял свой монастырь без благословения и помощи. В незапамятные времена вблизи монастыря на острове реки Сейм около села Асмолово был обретен чудотворный образ Святителя Николая. В 1462 году он был перенесен в монастырь. С этой древней, особо почитаемой святыней ежегодно, вплоть до 1917 года совершался многолюдный крестный ход, приуроченный к дате коронования Государя Николая Александровича. Во время Великой Отечественной войны, когда в 1943 году линия фронта проходила под самыми монастырскими стенами, Святитель Николай уберег свою обитель от разрушения. Хотя обитель была занята немцами, и во время наступления советские войска целенаправленно вели обстрел монастырской колокольни, предполагая, что на ней находится наблюдательный пункт врага, на территории монастыря чудесным образом не упала ни одна бомба, не разорвался ни один снаряд. Немцы, покидая обитель в спешке, также оставили в целости все монастырские строения, уже подготовленные ими к взрыву.
В 1991 году Свято-Николаевский монастырь был возвращен Курской Епархии. Наместником монастыря стал архимандрит Ипполит (Халин), который трудами и молитвами за 11 лет превратил монастырь в центр духовной жизни всероссийского масштаба.
За молитвой, советом, словом утешения и любви в возрождаемую Рыльскую обитель потянулись тысячи верующих и неверующих людей со всех концов России. Отец Ипполит своей добротой буквально возрождал их для жизни, совершая подвиг служения ближним, с удивительным смирением и самоотверженностью. Знавшие или даже однажды повидавшие старца люди сталкивались с тем чудом, которого не встречали раньше в почти оскудевшем любовью мире: с чудом настоящей Христовой любви.
Глава 3. Духовный подвиг батюшки Ипполита
Настоятель Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря архимандрит Ипполит (Халин) родился в Святую неделю Пасхи, в Светлую Среду 18 апреля 1928 года в селе Субботино Курской области в семье простых крестьян – Ивана Константиновича и Евдокии Николаевны Халиных. У них было 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки. Сергей, так звали о. Ипполита в миру, был самым младшим. Все его братья погибли на фронте, и на него, еще отрока, легла нелегкая ноша тяжелой деревенской работы.
С детства Сергей был верующим, тем более что в роду Халиных были и священники, и монахи, а его родной дядя священник Михаил служил в церкви соседнего села. Родственники вспоминают, что когда Сергей был еще юным, у него под кроватью лежал чемодан с книгами духовного содержания, и он постоянно их перечитывал, особенно Библию, хотя, видимо, внешне ничем не выдавал своей веры в Бога. Отец Ипполит позже вспоминал: «Бывало, еще в армии, когда все лягут спать, укроешься одеялом и читаешь «Отче наш»… А вообще я любил наблюдать за священниками, несмотря на то, что все вокруг подсмеивались над ними, а молодые ребята пели частушки про попов. Я же внутренне хотел стать священником». Несмотря на трудное время, Сергей сумел закончить 10 классов средней школы, поучиться в ФЗО на литейщика, а после закончил педучилище. Отслужив три года в армии, он еще какое-то время работал в миру, и в 1957 году в возрасте 29 лет ушел послушником в Глинскую пустынь. Родители благословили его, сказав: «Сынок, мы уже прожили жизнь, а ты выбирай свой путь, как тебе нравится».
В Глинской пустыни Сергий становится духовным чадом знаменитого старца архимандрита Андроника (Лукаша), на которого, как говорят, батюшка был похож характером. Старца Андроника называли «печальником душ человеческих». Про него писали, что смирение и кротость безраздельно царили у него в душе, что был он послушлив и любвеобилен. Эти качества своего старца и взял в пример к подражанию послушник Сергий, они-то потом и проявились особо в период общественного служения старца Ипполита. В книге «Глинская пустынь и ее старцы» есть небольшой рассказ о том, как отец Андроник своей молитвой исцелил от крупозного воспаления легких послушника Сергия Халина.
Неполный год пробыл послушник Сергий в Глинской пустыни. В ноябре 1957 год он поступает в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где митрополит Псковский Иоанн (Разумов) постригает его сначала в монахи, а затем рукополагает в иеродиаконы, а в 1960 году – в иеромонахи. В Печорах у него началось тесное духовное общение с тремя великими старцами. Это иеросхимонах Симеон (Желнин), причисленный в 2003 году к лику святых, и последние валаамские старцы, жившие в то время в Печорах: иеросхимонах Михаил (Питкевич) и схимонах Николай (Монахов). С любовью и большой благодарностью вспоминал потом батюшка об этих старцах. Особенно об отце Михаиле, у которого он какое-то время был келейником. «Смотри, Сережа, не будь петушком, а будь курочкой», – учил смирению старец своего келейника. По словам отца Ипполита, со старцем Михаилом они были духовно очень близки и друг у друга исповедовались. И, видимо, многому научился будущий старец Ипполит у Печерских подвижников. «Я на всю жизнь запомнил этого скромного, тихого, смиренного монаха», – вспоминал об отце Ипполите недавно почивший московский батюшка, настоятель храма святого Николая в Кленниках протоиерей Александр Куликов. Отец Александр, будучи совсем еще молодым священником, приезжал в Печоры и останавливался в келье иеромонаха Ипполита.
В 1966 году из Псково-Печерской обители иеромонаха Ипполита посылают на Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором к тому времени оскудевала монашеская жизнь, и оставалось всего около десяти насельников. Он попал в число первых пяти монахов, которых отправили туда после того, как советское государство разрешило Русской Православной Церкви посылать на Афон монахов из Советского Союза. Схиархимандрит Илий, который приехал на Святую Гору через десять лет после приезда батюшки Ипполита, рассказывал: «Они, эти пять монахов, просто спасли положение, потому что русских насельников там оставалось мало, и монастырь уже мог перейти к грекам. Но сначала к ним отнеслись с недоверием, если не сказать, враждебно и называли их там «красными попами».
Но эти пять отцов и приехавшие после них из СССР другие монахи, видимо, заслужили доверие афонской братии жизнью и трудами в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Отец Ипполит пробыл на Афоне 18 лет, неся послушание казначея и эконома. Очень трудно было вести хозяйство, ведь в советское время власти запрещали помогать монастырю. И по воспоминаниям архимандрита Авеля (Македонова), который около четырех лет был настоятелем Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, они иногда с отцом Ипполитом сидели и горевали, думая, как накормить завтра братию, как сделать ремонтные работы, как существовать. Но милостью Божией монастырь существовал, молитва творилась, и проблемы потихонечку решались. Кроме должности эконома отцу Ипполиту было доверено быть представителем от монастыря в Священном Киноте Святой Горы Афон. Нынешний духовник Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне иеромонах Макарий рассказывал, что встречался с греками из Священного Кинота, которые до сих пор помнят отца Ипполита как очень смиренного и усердного монаха. А схиархимандрит Илий, вспоминая афонский период своей жизни, рассказывал о батюшке Ипполите как о благодатном, добром, ласковом брате во Христе, большом молитвеннике.
В 1984 году батюшка сильно заболел и поехал лечиться в Россию. Так он здесь и остался. Некоторое время служил в сельских храмах Курской епархии, затем по благословению архиепископа Иувеналия (Тарасова) возглавил братию возрождающегося Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря.
До конца своего жизненного пути батюшка отдавал все силы для возрождения монастыря, ставшего центром духовной жизни не только Курской области, но и всей России.
Возрождение Рыльского монастыря архимандрит Ипполит рассматривал в контексте судеб нашей Родины, неотделимых от ее высокого предназначения быть хранительницей Православия. «Хочется надеяться, что и наш небольшой монастырь станет надежной духовной твердыней и внесет свою лепту в дело преображения нашего Отечества», - писал он.
Так и произошло. Скромная обитель, затерявшаяся в глубине русских земель, продолжает жить и молиться. Древняя обитель несёт в себе какую-то тайну, которая приоткрывается в неповторимом русском сочетании простоты и мудрости, любви и доброты, прошедших через многие поколения от Святителя Николая до старца Ипполита.
Рыльск сегодня – современный город. По-прежнему вольготно раскинулся он на холме, окружённом гладью озёр и зелёных лугов. Простирается над ним высокое небо, светит солнце, освещая улицы города, купола его храмов, согревая своим теплом всё живое. По улицам города можно увидеть спешащих по своим делам взрослых, студентов, говорливые стайки школьников, малышей в колясках и счастливые лица их матерей. Жизнь продолжается. Город живёт своей жизнью, мирной и трудовой.
Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своего села, города, страны невозможно построить будущего. Это подтверждают слова русского писателя Л.Н.Толстого: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее». Чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков, с памяти о них.
Данная работа - попытка раскрыть одну из страниц истории России на примере древнего города Рыльска, проследить связь поколений, вклад в возрождение духовной жизни страны.
Значимость работы заключается в том, что все должны понимать, что любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине, своему селу, школе, родителям и далёким предкам, которые жили на этой земле, украшали её делами рук своих и передали нам, своим потомкам.
Литература:
Свадьба в Малиновке
Как зима кончилась
На берегу Байкала
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев