К 2 годам дети могут самостоятельно ходить,нести что-то в руках ,тянуть или что-то толкать, поднимать ногу на ступеньку ,строить из 2-4 кубиков пирамидку, самостоятельно кушать,частично развеваться без помощи взрослых, подражать взрослым (читать книгу, разговаривать по телефону ,смотреть телевизор) . На втором году жизни резко возрастает интерес к окружающему его миру .Ребенок все хочет узнать, потрогать, ,услышать. Активный словарь достигает примерно 270-450 слов.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры- подражания ..
К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры ,способны составлять план действий на небольшой промежуток времени , Дети научатся комбинировать слова , их в небольшие 2-3 словные фразы Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной сам-ой , направленной на управление поведением окружающих , на овладение собственным поведением.
Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Основной формой мышления становится наглядно - действенная. Возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.
Для детей характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. В этот период начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается рани й возраст кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.
К 3 годам дети осваивают основные грамматические структуры. Активный словарь достигает примерно 1000 – 1500 слов.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуетсяслуховое восприятие, прежде всегофонематический слух. К 3годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно - действенная. Возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.
Для детей характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. В этот период начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается рани й возраст кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 2018-2019 год 1 младшая группа | 74.12 КБ |
СОГЛАСОВАНО: Протокол № 1 заседания педагогического совета МБДОУ «Детский сад № 23» от «31 » августа 2017 года | УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 137 от 31.08.2017 г. Заведующий МБДОУ «Детский сад № 23» ______________ Лобанова М.А. |
Рабочая программа педагога ДОУ
с детьми раннего возраста (1,6-2года)
на 2017-2018 учебный год
(разработана с учётом основной образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ «Детский сад № 23»)
Воспитатель: Грязнова Т. С.
г. Дзержинск,
2017год.
Содержание
1.Целевой раздел Рабочей программы:
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
1.1.3. Основания разработки Рабочей программы
1.1.4. Возрастные особенности детей группы
1.1.5. Социальный портрет группы
1.2. Целевые ориентиры в раннем возрасте
1.3. Оценка результатов освоения Рабочей программы
1.4. Срок реализации Рабочей программы
2. Содержательный раздел Рабочей программы:
2.1. Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми
2.2. Содержание образовательной деятельности
2.3. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями)
3. Организационный раздел Рабочей программы:
3.1. Режим пребывания детей в группе
3.1.1. Распорядок дня в холодное время года
3.1.2. Распорядок дня в тёплое время года
3.2. Условия реализации Рабочей программы
3.2.1. Особенности организации РППС
3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка
3.3.1. Планирование ОД при пятидневной неделе
3.3.2. Организация ОД при пятидневной неделе
3.4. Методическое обеспечение рабочей программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.1 Цели и задачи реализации Рабочей программы
Настоящая рабочая программа разработана для группы раннего возраста детского сада на основе ОП ДОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Целью Рабочей программы является:
· создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства
· создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств каждого ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
· подготовка дошкольников к жизни в современном обществе
· обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
Цели Рабочей программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:
-Образовательная деятельность, которая осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности - игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы.
-Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
-Самостоятельная деятельность детей.
-Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
-создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
-максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
-творческая организация процесса воспитания и обучения;
-вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
-уважительное отношение к результатам детского творчества;
-единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
-соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Исходя из поставленных целей Рабочей программы, формируются следующие задачи:
· Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
· Укреплять здоровье воспитанников, приобщать их к здоровому образу жизни, развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.
· Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
· Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями.
·Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать у детей культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.
·Развивать у детей познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности, самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности и творчеству.
· Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
Рабочая программа базируется на основных принципах дошкольного образования (см. п.1.4. ФГОС ДО):
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.1.3. Основания разработки рабочей программы
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ.
-«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва)
-Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
-Уставом МБДОУ «Детский сад № 23»
-Основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23»
1.1.4. Возрастные особенности детей группы
К 2 годам дети могут самостоятельно ходить,нести что-то в руках ,тянуть или что-то толкать, поднимать ногу на ступеньку ,строить из 2-4 кубиков пирамидку, самостоятельно кушать,частично развеваться без помощи взрослых, подражать взрослым (читать книгу, разговаривать по телефону ,смотреть телевизор) . На втором году жизни резко возрастает интерес к окружающему его миру .Ребенок все хочет узнать, потрогать, ,услышать. Активный словарь достигает примерно 270-450 слов.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры- подражания ..
К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры ,способны составлять план действий на небольшой промежуток времени , Дети научатся комбинировать слова , их в небольшие 2-3 словные фразы Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной сам-ой , направленной на управление поведением окружающих , на овладение собственным поведением.
Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Основной формой мышления становится наглядно - действенная. Возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.
Для детей характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. В этот период начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается рани й возраст кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
1.1.5 Социальный портрет группы
В группе 20 человек в возрасте 1,6-2года . Из них с I группой здоровья – 5детей , со II группой здоровья 15 детей.
Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 18семей - полные семьи, 2 семьи - неполные семьи (ребёнок проживает с мамой). Уровень жизни семей удовлетворительный.
Анализ этнического состава воспитанников группы: 18 детей – русски, 2- мусульмане
В группе 12 мальчиков и 8 девочек .
В группу дети приходят постепенно. Вновь прибывшие дети органично «вливаются» в детский коллектив. На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, устанавливаются дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.
1.2. Целевые ориентиры в раннем возрасте
(планируемые результаты освоения программы)
– интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
– стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
– владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
– проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;
– в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
– проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
– любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
– с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).
1.3.Оценка результатов освоения Рабочей программы
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
-не подлежат непосредственной оценке;
-не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
-не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
-не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
-не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
При реализации Рабочей программы может производиться оценка индивидуального развития детей. Формы и методы педагогической диагностики – наблюдение и анализ продуктов детской деятельности. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста), связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
• Индивидуализации образования
•Оптимизации работы с группой детей
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».
Карта нервно-психического развития детей от 1 ,6-2 года (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях»)
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________________________________________
Дата рождения __________________________________ Возраст при поступлении________________________________________
Возраст | Уровень нервно-психического развития | Поведение | |||||||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предме-тами | Движения | Навыки | Конструктивная деятель ность | Изобраз. деятельность | Социальное развитие | |||||
Грамма тика | Вопро сы | цвет | форма | еда | одевание | ||||||||
1 6мес. | |||||||||||||
2 года |
Показатели нервно-психического развития детей от 1,6-2 года Разработано К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной
Возраст | Линии развития | ||||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действие с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие | |
1 год 6 мес. | Отыскивает по слову взрослого однородные предметы | Пользуется словом в момент сильной заинтересован-ности | Ориентируется в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает отдельные действия | Перешагивает препятствия приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую кашу | Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает забор) | Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге | Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам |
1 год 9 мес. | По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий | Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными | Ориентируется в трех контрастных величинах предметов | Использует в игре предметы- заместители | Умеет ходить по узкой доске (шириной 15—20 см, высокой от пола) | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого | Воспроизводит несложные постройки (скамейка) | Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа | Эмоционально контактирует со сверстниками |
2 года | Понимает короткий рассказ( без показа) о событиях, многократно повторявшихся, .имевших место в собственном опыте | Пользуется предложениями из 3 слов | Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает к образцу парные предметы одного цвета | В игре воспроизводит ряд последовательных действий | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) | Воспроизводит несложные постройки (стол, стул, кровать) | Подражая взрослому, рисует горизонтальные и вертикальные линии | Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит) |
ЛИСТ АДАПТАЦИИ
Фамилия, Имя ребенка ___________________________________________________
Дата рождения _____________________________
Возраст при поступлении______________________ Дата поступления______________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дни наблюдений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адаптационные данные: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Настроение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аппетит | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Завтрак | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обед | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полдник | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сон: засыпание, длительность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Активность: в игре, в речи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимоотношения с детьми | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимоотношения со взрослыми |
1.4. Срок реализации Рабочей Программы
2017 - 2018 учебный год (сентябрь 2017 - июнь 2018 года)
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми
Рабочая программа определяет содержание и организацию совместной деятельности воспитателя и детей в первой младшей группе детского сада. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей 2-3 лет, обеспечение их дальнейшей социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Второй год жизни.
На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной). Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь из 200-300 слов. Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш овладевает умением самостоятельно есть любые виды пищи, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности. Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях. Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства. Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-3000 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становиться основным средством общения с взрослым. С одной стороны возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой – он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.
Задачи воспитания и обучения
-Продолжать укреплять здоровье детей, закалять их, развивать основные виды движений. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности.
-Предупреждать утомление детей.
-В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности.
-Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении.
-Формировать умение понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.
-Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы.
-Содействовать формированию умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.
-Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его восприятия, мышления, внимания, памяти.
-Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.
-Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр.
Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить.
-Поощрять доброжелательное отношение ребенка к сверстникам, побуждать запоминать их имена.
-Побуждать к сочувствию и отзывчивости.
-Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
-Развивать эстетическое восприятие.
-Привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размеру резко контрастных предметов.
-Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации.
-Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт ребенка. -Развивать понимание взаимосвязи музыки и движений.
-Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.
-Поощрять самостоятельную деятельность детей. В предметно-игровой деятельности показывать детям правильные способы действий, поддерживать познавательную активность, заинтересованность, побуждать к самостоятельности и экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами.
-Формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители.
-Учить играть, не мешая сверстникам.
-Формировать умение играть вместе, сдерживать свои желания. Формировать способности попросить, подождать.
Методы и приемы работы с детьми | Средства работы с детьми | Формы |
|
|
|
2.2. Содержание образовательной деятельности
Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей.
1.Социально - коммуникативное развитие:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п. Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.
Ребенок в семье и сообществе. Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям. Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи. Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправ-лены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха. Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Формировать умение во время еды правильно держать ложку. Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности. Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
Формирование основ безопасности. Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.). Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств. Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).
2. Познавательное развитие
Формирование элементарных математических представлений. Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много). Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.). Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.). Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.). Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти; слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий ; мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
Ознакомление с предметным окружением. Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства. Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов. Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).
Ознакомление с социальным миром. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут. Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.). Рассказать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия.
Ознакомление с миром природы. Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде). Сезонные наблюдения Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты. Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.). Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки. Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
3.Речевое развитие
Развитие речи. Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.). Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру ; называть их местоположение; имитировать действия людей и движения животных. Обогащать словарь детей: • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; • глаголами, обозначающими трудовые действия, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться); • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий); • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко). Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса. Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов. Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»). Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта. Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Приобщение к художественной литературе. Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку. Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»
4. Художественно - эстетическое развитие
Приобщение к искусству. Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы. Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей. Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.
Изобразительная деятельность. Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной. Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой. Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора. Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы. Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш. Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде. Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. Лепка. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами. Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.). Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п. Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
Конструктивно-модельная деятельность. В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений. Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, со- размерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). По окончании игры приучать убирать все на место. Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).
Музыкальная деятельность. Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению. Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
5. Физическое развитие
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.
Физическая культура. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласован- ными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами. Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движения- ми. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие дейс- твия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.)
Неотъемлемой частью образовательной области «Физическое развитие» также являются:
1. Проведение подвижных игр, спортивных мероприятий, досугов и праздников.
2. Физминутки (двигательно-речевые, пальчиковая гимнастика)
3. Бодрящая гимнастика, ежедневно проводимая после дневного сна
4. Утренняя гимнастика, проводимая ежедневно в утреннее время.
- Ходьба босиком (групповое помещение) - после дневного сна
- Облегчённая одежда детей ( групповое помещение) - в течение дня
- Мытьё рук, лица. шеи прохладной водой (групповое помещение) - в течение дня
Рабочая программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Она предназначена для детей 2 - 3 лет и рассчитана на 40 недель.
Рабочая программа предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
2.3. Организация и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями)
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной Рабочей программе:
•Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;
•Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
•Право ребенка не защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорблений, отсутствия заботы или небрежного обращения;
•Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей. Воспитатели в своей работе с семьей используют разные формы:
· Проведение тематических родительских собраний (3 раза в год).
· Консультации для родителей. Родители по желанию могут ознакомиться с текстом каждой консультации в бумажном варианте.
· Организация групповых выставок творческих работ детей и родителей.
· Совместные посещения детей, родителей и воспитателей детских театров, проведение экскурсий в музеи (в выходные дни).
· Организация тематических праздников с участием детей и родителей.
| Тема | Формы работы |
IX- 2017 | «Психологические особенности детей 1,6-2года» | Консультация для родителей |
«Возрастные особенности детей 1,6-2 года» | Родительское собрание | |
«Правила для родителей группы» | Консультация для родителей | |
X- 2017 | «Правила перевозки детей в личном автомобиле» | Консультация для родителей |
«Осенняя фантазия» | Конкурс поделок из природного материала, выполненных совместно детьми и родителями. | |
«Осень золотая в гости к нам пришла» | Тематический праздник с участием детей и родителей | |
XI-2017 | «Режим дня дошкольника» | Консультация для родителей |
«Капризный ребенок» | Консультация для родителей | |
«Моя любимая игрушка» | Тематическое развлечение | |
XII-2017 | «Русские народные сказки» | Совместное посещение детского театра в выходной день (дети, родители, воспитатели) – спектакль по мотивам русских народных сказок. |
«Зимние спортивные игры для детей 1,6-2 года» | Родительское собрание | |
Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников" | Консультация для родителей. | |
«Новый Год» | праздник с участием детей и родителей "Здравствуй, Новый год" | |
«Роль детских впечатлений в развитии художественного творчества дошкольников» | Консультация для родителей
| |
"Ребёнок активный и гиперактивный. В чём разница?" | Консультация для родителей | |
II- 2018 | «Зима – волшебница» | Конкурс творческих поделок на зимнюю тематику, выполненных совместно детьми и родителями. |
«Техника безопасности для дошкольника - правила для родителей!» | Консультация для родителей | |
«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста. Воспитание девочек, воспитание мальчиков» | Консультация для родителей | |
III- 2018 | «Концерт для мам и бабушек» | Тематический праздник с участием детей и родителей |
«Права и обязанности родителей» | Консультация для родителей | |
«День птиц» | Конкурс скворечников, выполненных совместно детьми и родителями. | |
«Масленица» | Тематический праздник для детей | |
«Все о пробе Манту» | Консультация для родителей | |
«Моя любимая книга» | Выставка детских книг | |
«Правила безопасности для детей-пешеходов и сопровождающих их взрослых пешеходов» | Консультация для родителей | |
«Детские игрушки и требования к ним" | Консультация для родителей | |
V- 2018 | «День победы» | Встреча с прадедушками и прабабушками детей группы, ветеранами ВОВ. Концерт для ветеранов. |
«Моя семья» | Фотовыставка семейных фотографий, сделанных родителями. | |
«Генеалогическое дерево моей семьи», «Герб моей семьи» | Выставка совместных работ родителей и детей. | |
VI-2018 | «Цвет – зеркало души. Как по цветам детского рисунка определить настроение ребенка и особенности характера ребенка» | Консультация для родителей |
«Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях» | Консультация для родителей | |
«Светит солнышко в окно, лето красное пришло!» | Музыкально – спортивный праздник с участием детей и родителей | |
«Летняя прогулка в лесу с ребенком – правила безопасности» | Консультация для родителей |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1 Режим пребывания детей в группе
3.1.1. Режим дня в холодное время года.
№ п/п | Режимные моменты | Время |
1. | Дома: | |
Подъём, утренний туалет. | 6.30-7.00 | |
Прогулка по дороге в детский сад | 7.00-7.30 | |
В детском саду | ||
2. | Приём детей и осмотр, игры, индивидуальная и подгрупповая работа, самостоятельная деятельность | 6.00-7.50 |
3. | Утренняя гимнастика | 7.50-7.55 |
4. | Подготовка к завтраку, завтрак | 7.55-8.20 |
5. | Самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности | 8.20-8.50 |
6. | Игры-занятия: 1 подгруппа 2 подгруппа | 8.50-8.59 9.09-9.18 |
7. | Второй завтрак | 9.18-9.30 |
8. | Подготовка к прогулке, прогулка | 9.30-11.30 |
9. | Возвращение с прогулки | 11.30 |
10 | Подготовка к обеду, обед | 11.30-12.00 |
11 | Подготовка ко сну, дневной сон | 12.00-15.00 |
12 | Постепенный подъём, гимнастика после сна. | 15.00-15.15 |
13 | Подготовка к полднику, полдник | 15.15-15.32 |
14 | Игры-занятия: 1 подгруппа 2 подгруппа | 15.32-15.41 15.51-16.00 |
15 | Подготовка к прогулке, прогулка | 16.00-18.00 |
16 | Уход домой | 18.00 |
Дома: | ||
17 | Прогулка по дороге домой. | 18.00-19.00 |
18 | Возвращение с прогулки, спокойные игры. | 19.00-19.30 |
19 | Подготовка к ужину, лёгкий ужин | 19.30-19.50 |
20 | Спокойные игры. Гигиенические процедуры | 19.50-20.30 |
21 | Подготовка ко сну, ночной сон. | 20.30-6.30 |
3.1.2.Режим дня в тёплое время.
Режимные моменты | ||
1. | Дома: | |
Подъём, утренний туалет. | 6.30-7.00 | |
Прогулка по дороге в детский сад | 7.00-7.30 | |
В детском саду: | ||
2. | Приём детей и осмотр, игры, индивидуальная и подгрупповая работа, самостоятельная деятельность (на улице) | 6.00-8.00 |
3. | Утренняя гимнастика (на улице) | 8.00-8.05 |
4. | Подготовка к завтраку, завтрак | 8.05-8.35 |
5. | Самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности | 8.35-9.00 |
6. | Игры – занятия (музыкальное) | 8.51-9.00 (понедельник, четверг) |
7. | Игры – занятия по развитию движений ( в зале) | 8.51-9.00 (вторник, среда, пятница) |
8. | Второй завтрак | 9.30-9.50 |
9. | Подготовка к прогулке, прогулка Игры – занятия по развитию движений (на воздухе) | 9.00-11.15 11.06-11.15 (вторник, среда, пятница) |
10. | Возвращение с прогулки | 11.15 |
11. | Водные процедуры | 11.15-11.35 |
12. | Подготовка к обеду, обед | 11.35-12.00 |
13 | Подготовка ко сну, дневной сон | 12.00-15.00 |
14 | Постепенный подъём, гимнастика после сна. | 15.00-15.15 |
15 | Подготовка к полднику, полдник | 15.15-15.45 |
16 | Подготовка к прогулке, прогулка | 15.45-18.00 |
17 | Уход домой | 18.00 |
Дома: | ||
18 | Прогулка по дороге домой. | 18.00-19.00 |
19 | Возвращение с прогулки, спокойные игры. | 19.00-19.30 |
20 | Подготовка к ужину, лёгкий ужин | 19.30-19.50 |
21 | Спокойные игры. Гигиенические процедуры | 19.50-20.30 |
22 | Подготовка ко сну, ночной сон. | 20.30-6.30 |
3.2. Условия реализации Рабочей программы
Важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Для выполнения этих условий необходимо выполнение определённых требований к реализации Рабочей программы:
1. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка.
2. Формирование у детей доброжелательных, внимательных отношений.
3. Развитие у детей самостоятельности.
4. Создание условий для развития свободной игровой деятельности.
5. Создание условий для развития познавательной деятельности.
6. Создание условий для развития проектной деятельности.
7. Создание условий для самовыражения средствами искусства.
8. Создание условий для физического развития.
Чтобы выполнить все перечисленные требования к реализации Рабочей программы, необходимо создание и постоянное обновление развивающей предметно- пространственной среды в группе.
3.2.1.Особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
РППС группы содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Для выполнения этой задачи РППС:
1) содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2) трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
3) полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
4) доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5) безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
РППС группы доступна для воспитанников, дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Постоянно соблюдается исправность и сохранность всех материалов и оборудования.
При организации РППС группы соблюдаются требования безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В группе организуется рациональный двигательный режим путем чередования разнообразной активной деятельности детей.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста
Микро-зона | Оборудование и наименование |
Раздевалка | 1. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками), скамейки, «алгоритм» процесса одевания. 2. Стенды для взрослых: «Для вас родители» (постоянно обновляющаяся); «Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка); «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду); «Давайте поиграем» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий). Информационный стенд «Визитная книга» (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, объявления). «Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, родительские собрания и т.п. |
Блок спокойной деятельности | «Веселые нотки», «Музыкальная шкатулка» 1.Звучащие инструменты: барабан, погремушки, игрушки-пищалки, бубен, молоточки. 2.Магнитофон. 3 .Карточки с картинками. |
«Книжкин дом» 1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика. 2.Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки. | |
«Петрушкин театр» 1.Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках. 2.Атрибуты для разыгрывания одной-двух сказок в месяц. | |
«Зеленый уголок» 1.Комнатные растения: 3-4 видов с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными яркими цветами. Рекомендуемые растения: фикус – хороший очиститель воздуха, бегония вечноцветущая – борется с заболеваниями верхних дыхательных путей, бальзамин, колеус, фуксия гибридная. 2.Растения, характерные для различных времен года: - зимний огород: посадки лука. 3.Леечки, палочки для рыхления почвы, тряпочки | |
«Уголок уединения» 1.Домик. 2.Телефон 3.Фотоальбом с фотографиями | |
Блок активной деятельности | 1. Крупный строительный конструктор. 2.Средний строительный конструктор. 3.Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали. 4.Конструкторы типа «Лего». 5. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.). 6. Игрушечный транспорт средний и крупный. Грузовые, легковые машины, самолет. 7.Средний транспорт. 8. Мягкие модули |
«Озорные мячики» 1. Мячи 2.Флажки. 3.Кегли. 4.Дорожка со следочками 5. Лошадки качалки | |
1.Кукольная мебель: кровать (2шт.), диванчик, 2.Игрущечная посуда: миски (тазики) (2 шт.), ведерки. 3.Куклы: крупные (2 шт.), 4.Коляска для кукол (1шт.) | |
Рабочий блок | «Маленькие художники» 1. Цветные карандаши (12 цветов), фломастеры (12 цветов). 2.Цветная и белая бумага, картон. |
«Игротека» Материалы по сенсорике и математике - на стене или дверцах шкафа наклеить геометрические фигуры разных размеров и цветов. 1.Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов). 2.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы. 3.Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши. 4.Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.). 5.Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей). 6.Дидактическая «Божья коровка» со шнуровкой Материалы по развитию речи и познавательной деятельности. 1.Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда 2.Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации). 3.Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей). 4.Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой). 5.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания. | |
Центр воды и песка: «Занимательный уголок» 1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверх-ностью из пластика. 2.Природный материал: песок, вода. 3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой. | |
1.Альбомы: «Наша семья», «Праздники дома и в детском саду». 2.Папки-передвижки с иллюстрациями: «Домашние животные», «Времена года». 4.Рисунки детей |
3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка
3.3.1. Планирование образовательной деятельности при пятидневной неделе
Учебный план игр – занятий
для детей раннего возраста (1,6 – 2 года)
Организованная образовательная деятельность | ||
Виды игр-занятий | Кол-во в неделю | |
Игр-занятий | Минут | |
Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи | 3 | 27 |
Развитие движений | 2 | 18 |
Со строительным материалом | 1 | 9 |
Музыкальное | 2 | 18 |
С дидактическим материалом | 2 | 18 |
Общее количество игр-занятий | 10 | 1ч.50м. |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | ||
Утренняя гимнастика | ежедневно | |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно | |
Гигиенические процедуры | ежедневно | |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно | |
Чтение художественной литературы | ежедневно | |
Прогулки | ежедневно | |
Самостоятельная деятельность детей | ||
Игра | ежедневно | |
Самостоятельная деятельность детей в уголках развития | ежедневно |
3.3.2. Организация образовательной деятельности при пятидневной неделе
Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, продолжительность непрерывной ОД для детей от 1,6 до 2 лет - не более 9 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в первой младшей группе детского сада 27 минут. В середине времени, отведенного на ОД, проводят физкультурные минутки. Образовательная деятельность с детьми 1,6-2лет может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 9 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Расписание игр-занятий
в группе раннего возраста
( с 1,6 до 2 лет)
День недели | Время | Игры-занятия |
ПОНЕДЕЛЬНИК | 1 подгруппа 8.50-8.59 2 подгруппа 9.09-9.18 1 подгруппа 15.32-15.41 2 подгруппа 15.51-16.00 | С дидактическим материалом Развитие движений |
ВТОРНИК | 8.50-8.59 1 подгруппа 15.32-15.41 2 подгруппа 15.51-16.00 | Музыкальное Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи |
СРЕДА | 1 подгруппа 08.50-08.59 2 подгруппа 09.09-09.18 15.51-16.00 | Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи Со строительным материалом |
ЧЕТВЕРГ | 1 подгруппа 08.50-08.59 2 подгруппа 09.09-09.18 1 подгруппа 15.32-15.41 2 подгруппа 15.51-16.00 | Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи Развитие движений |
ПЯТНИЦА | 08.50-08.59 1 подгруппа 15.32-15.41 2 подгруппа 15.51-16.00 | Музыкальное С дидактическим материалом |
3.4. Методическое обеспечение Рабочей программы
Всё содержание совместной деятельности воспитателя и детей в Рабочей программе выстроено в соответствии с ОП ДОО и ФГОС ДО с учётом парциальных Программ:
3.4.1. Методические пособия
1.Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 23»
2.«От рождения до школы. примерная общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС ДО» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 год.
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.
5.Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. М., Просвещение 1987 г.
6.С.Н.Теплюк. Игры-занятия на прогулке с малышами. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2014г.
7.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию
8.«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»
9.«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»
10.«Игры и занятия для малышей»
11.«Воспитание и развитие детей раннего возраста»
12.«Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома».-Москва: Мозаика-Синтез, 2014.-128с.
Волшебная фортепианная музыка
Рождественские подарки от Метелицы
Смекалка против Змея-Горыныча
Горка
В поисках капитана Гранта