Знакомство с профессиями, направленными на сопровождение полета в космос.
Конкурс «Все профессии нужны, все профессии важны»
Профессия – космонавт
«Подвиг Гагарина явился громадным вкладом в науку,
он открыл новую эпоху в истории человечества –
начало полетов человека в космос,
дорогу к межпланетным сообщениям».
Из выступления Президента Академии наук СССР
М.В. Келдыша
В 2011 году мне посчастливилось вместе с группой учеников нашей школы побывать на Кремлевской елке. Больше всего меня поразило не великолепие Кремлевского дворца, ни экскурсии по Красной площади, ни великолепие дворцов и храмов! Меня поразило то, что нас, школьников из далекого северного поселка, с орбиты приветствовали космонавты! В этом была какая-то нереальность! Расстояние в тысячи километров оказалось размыто теплыми добрыми словами приветствия, космонавты были как будто рядом. Их слова звучали отчетливо, обращаясь к каждому из нас. Неужели такое возможно?! (Приложение 1)
С тех пор я стал задумываться о том, смог бы я месяцами жить вот так далеко от Земли? И не просто жить, а работать. Наверное, нет. Космонавты – особенные люди! Рискуя жизнью, они летят в безвоздушном пространстве, выходят в открытый космос, проводят эксперименты и многие интересные исследования. В 2011 году исполнилось 50 лет со дня первого полета человека в космос, через полгода – исполнится уже 55 лет. Мама рассказывала, что в ее детстве многие хотели стать космонавтами, знали наизусть имена всех космонавтов. А сейчас? Полет в космос стал чем-то обыденным и фамилий космонавтов, летающих сейчас, пожалуй, не назовет никто. На слуху имена экстравагантных артистов и эпатажных бизнесменов, а людей, рискующих своими жизнями ради будущего планеты (и это действительно так, как бы громко фраза не звучала), мы не знаем. А ведь это профессия, важная , нужная и не каждому под силу.
Стать космонавтом не просто, необходимость взвешенно подходить к оценке своих личностных качеств, вырабатывать настойчивость, терпение, силу духа и силу воли.
Космический полет Юрия Гагарина был не только триумфом советской космонавтики, не только победой советских ученых, конструкторов, испытателей на земле, но и «звездным часом» всего человечества. Как бы ни были впечатляющи достижения в области космических аппаратов, освоение космоса не мыслится без участия человека. Космос стал понятием земным, еще одной областью применения ума и рук человека.
Но когда мы говорим космос - подразумеваем подвиг, говорим космодром - подразумеваем мужество и отвагу, знания и опыт мужественных людей. И сжимаются сердца от волнения и гордости за тех, кто покоряет Вселенную, потому что, став привычным понятием, легче и доступнее космос не стал.
Мы с удовольствием смотрим фильмы типа «Трансформеров» о путешествиях во Вселенной и войне миров. Многие хотели бы вместе с героями фильмов бороздить бескрайние просторы вселенной, открывать новые галактики, искать неизвестные формы жизни. Кто из нас не наблюдал звездной ночью за движущейся яркой точкой в безбрежном небе, представляя себе космический корабль? А кто хоть раз задумался, каково же там, далеко - далеко от Земли, какие трудности и опасности таит в себе профессия космонавта?
Любая новая профессия, сколько бы их ни возникло в течение времени, в конце концов, становится доступной если не всем, то многим. Профессия космонавта не относится к числу массовых, она исключительна в своём роде и останется таковой очень долго. Она уникальна не тем, что за более чем полусотню лет истории космонавтики на всём земном шаре ею овладело только считанное число людей. Она уникальна потому, что каждый полёт является неповторимым экспериментом. Она уникальна по условиям подготовки, комплексу требований, которые предъявляются к представителям этой профессии.
Понятие «космонавт» относится к любому человеку, совершившему космический полёт, и образовано от греческого слова «космос», обозначающего мир, вселенную, мироздание, и «мореплаватель».
Что же происходит с человеком, стремящимся в космос?
Большие перегрузки - первое, что космонавт встречает на своем пути. Правда, это не чисто космический фактор. Ведь каждый из нас в обычной земной жизни сталкивается с чем-то подобным. Наземный транспорт, самолеты, движущиеся с различными скоростями, различные спортивные игры и соревнования, - мало ли где можно на какое-то мгновение ощутить свое тело резко потяжелевшим. Так что в определенной степени без всякой специальной тренировки человек приспособлен к подобным ситуациям. Другое дело - утрата собственного веса. Тут у человечества весьма ограниченный опыт. Невесомость, например, возникает эпизодически во время полетов на самолете, когда он попадает в «воздушные ямы» или резко теряет высоту при пикировании. Ощущение невесомости хорошо знакомо парашютистам. Но количество людей, у которых приобретается некий опыт в смысле невесомости, разумеется, невелико, а сам этот опыт исчисляется секундами. А в космосе невесомость - постоянное условие жизни и деятельности. Это резко отличает космос от земли с ее атмосферой, в которой уже миллионы лет обитает человечество, и средой, в которой весь нервно-мышечный аппарат человека существует в непрерывной борьбе с силой тяжести.
Что происходит в организме, когда человек «плавает» в космосе?
Во-первых, в невесомости фактически выключается из деятельности мускулатура, которая уже не стимулируется к действию силой тяжести (так же резко уменьшается объем мышц у больных, пролежавших по нескольку месяцев с гипсовыми повязками). Подобное «безделье» мышц поведет к тому, что упадут все характеристики их деятельности - выносливость, точность, скорость. Малая активность мышечной системы вредна не только для нее самой. Нервные импульсы, возникающие при всяком мышечном напряжении, участвуют в регуляции и влияют на сердечнососудистую деятельность. Эта регуляция зависит также от давления крови, то есть ее веса. Тем самым невесомость дважды оказывает вредное влияние на работу сердечнососудистой системы - снижается общее напряжение мышечного аппарата тела, происходит потеря веса самой кровью. Кроме того, из-за пассивности мышц уменьшается общий расход энергии и падает количество потребляемого человеком кислорода. Значит, возникает избыток гемоглобина - поставщика кислорода тканям организма, что ведет к пониженной деятельности костного мозга, синтезирующего гемоглобин. Но это еще не все. Лабораторные исследования показывают, что ограничение подвижности нарушает фосфорный обмен в костях, и они становятся хрупкими. Следовательно, длительное исключение силы тяжести из условий окружающей человека среды вызывает многочисленные нарушения жизнедеятельности организма.
Возникает вопрос: как долго человек сможет существовать в невесомости, если её длительное воздействие перестраивает все без исключения системы организма, оказывает негативное влияние на самочувствие человека, снижает его работоспособность? Так проблема невесомости является одной из актуальнейших для космонавтики, а значит, для здоровья космонавтов.
Кроме чисто физиологических реакций организма человека на невесомость, нарушается двигательная координация, а у некоторых даже возникает дезориентация в пространстве. Эти явления исследуются в космической психологии, изучающей особенности психической деятельности человека в условиях космических полетов, особенно если учесть, что он длительное время находится в условиях полнейшей тишины, которая может по-разному влиять на психоэмоциональное состояние человека. Эту совсем еще юную отрасль науки, прежде всего, занимает проблема общего психического состояния нормального, здорового человека в космосе, где его сопровождают новизна и опасность. Новизна обычно нарушает текущую психическую деятельность, вызывая ориентировочный рефлекс типа «Что такое?». Новые, незнакомые человеку раздражители являются факторами, резко тормозящими его деятельность. Русский ученый, физиолог И. П. Павлов назвал такие раздражители внешними тормозами. Космонавт, во всяком случае, на первых порах, почти непрерывно сталкивается с новизной в самых различных видах, а это в значительной степени определяет общий фон его психической жизни. Это новизна особого рода. Она всегда будет пронизана элементами опасности, угрожающими благополучию и даже жизни. Опасность же в любом случае вызывает у всякого нормального человека ту или иную по содержанию и внешнему проявлению эмоциональную реакцию, которую обычно называют страхом. Конечно, люди переживают опасность по-разному, чисто индивидуально. Психологи в связи с этим даже говорят о разных формах страха. Одна из них, паническая реакция - астеническая форма страха - ярко нарисована М. Ю Лермонтовым в поэме «Беглец». Например, первые строчки этой поэмы: «Гарун бежал быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла; бежал он в страхе с поля брани, где кровь черкесская текла». Существо, охваченное подобным страхом, фактически теряет правильное представление об окружающем и чаще всего гибнет именно потому, что поступает неразумно, во вред самому себе. Есть другого вида страх - нормостенический. В этом случае у человека сохраняется разумное отношение к действительности, он продолжает выполнять порученное ему дело, но качество, продуктивность его усилий ниже, чем в обычном спокойном состоянии. Лишившись хладнокровия, человек делает все поспешно, нечетко, с ошибками и тем самым, как правило, ухудшает свое положение. Лишь часть людей в опасной ситуации начинает действовать на редкость находчиво, инициативно, решительно, а поэтому очень эффективно. При этом они переживают чувство особого возбуждения, которое по праву можно назвать боевым возбуждением. Боевое возбуждение иногда называют стенической формой страха, хотя слово «страх» в этом случае может ввести в заблуждение, так как ассоциативно с понятием страха связываются негативные переживания, снижающие общую продуктивность человеческой деятельности.
Следовательно, лучшие кандидаты к длительному существованию в космосе - люди, переживающие опасность подобным образом. Они умеют преодолевать все трудности практического освоения космоса, «психологического барьера» одиночества в космосе. Ученые предупреждают о том, что человек может не выдержать впечатлений в свободном пространстве, оставшись один на один с чудовищной пустотой космоса. Он может почувствовать свое ничтожество, свою обреченность перед лицом холодной и беспощадной бесконечности, свою оторванность от человечества, от всего земного, привычного, с чем он был связан в своей прошлой жизни тысячами различных нитей. У него может развиться своеобразное состояние - «реакция отрыва», реакция, никогда не переживавшаяся на земле.
Таким образом, отличительной чертой работы космонавта является то, что его деятельность на борту космической станции протекает в необычных и сложных условиях космического полёта - невесомость, изоляция, ощущение опасности.
На что обращают внимание специалисты при отборе участников для космических полетов?
Какие человеческие и профессиональные качества приоритетны?
Итак, все кандидаты в космонавты, отбираемые для первого полета, должны были обладать, по крайней мере, тремя обязательными группами достоинств.
1. Космонавт должен был знать четко сформулированный круг обязанностей и уметь их эффективно исполнять. Ему надлежало в полной мере владеть запрограммированным и доведенным до разумного автоматизма профессиональным ремеслом.
2. Кроме того, кандидат в космонавты обязан был постоянно развивать в себе и совершенствовать творческое начало исследователя-испытателя, способного быстро решать внезапно возникающие различные задачи.
3. И, наконец, чтобы стать достойным кандидатом в космонавты, человеку надо обладать крепким здоровьем, повышенной выносливостью к физическим и психическим нагрузкам. Его организм должен также иметь запас резервных способностей и быть готовым к особенным факторам космического полета.
На первых порах не было четкого представления о том, какие конкретные «профессиональные» обязанности должен иметь космонавт – человек совершенно новой и необычной профессии. Целью первого полета было изучение переносимости человеком условий космического полета (наблюдение за параметрами, характеризующими функциональную деятельность организма космонавта: пульс, дыхание, электрокардиограмма, энцефалограмма и другие физиологические характеристики). Космонавту вменялось в обязанность только наблюдать, оценивать, сравнивать, запоминать и, если понадобится (при отказе автоматики), оказать помощь в управлении техническими средствами спуска корабля с орбиты для возвращения на Землю.
Задачей первого космонавта была оценка своего состояния, исследование устойчивости вестибулярного аппарата, психофизических возможностей человека в полете.
Так в первом полете «профессиональные» обязанности космонавта временно уступили свой будущий приоритет именно психофизическому состоянию, т.е. всему, что связывалось с оценкой человека, его «запаса прочности», способностей и возможностей выстоять и одолеть неизвестное, чтобы уже затем, получив опыт, он стал эффективным «работником» в космосе. Юрий Гагарин с честью справился с этой задачей. И понятно значение подвига Алексея Леонова, который впервые в истории человечества «лицом к лицу» встретился с космосом, осуществив первый выход в открытое безвоздушное пространство. Он не только не пережил феномена отрыва, но и создал целую галерею великолепных картин, открывающих нам космос совершенно с неожиданной стороны. Полеты наших космонавтов показали, что люди определенного типа способны к активной длительной жизнедеятельности в свободном космическом пространстве, и оно не оказывает на них влияния, «разрушающего» нормальную психическую жизнь. Особенно значим выход человека в открытый космос: отрабатывается принципиальная возможность создания крупных орбитальных станций и монтажа ракет для дальних космических путешествий в условиях открытого космоса. Появятся профессии «космических монтажников», «космических сборщиков», которые создадут на околоземных орбитах целые поселения и космические стартовые площадки. Людей, избравших полёты в космос своей профессией, сегодня называют «профессиональными космонавтами», но развитие космического туризма предложило ещё один термин: «участник космического полёта».
Профессия космонавта уникальна, потому что каждый полет является неповторимым экспериментом. Она уникальна по условиям подготовки, комплексу требований, которые предъявляются к представителям этой профессии. Работа космонавта на орбите сложна еще и тем, что он имеет дело с большим количеством бортовых систем и оборудования, предназначенных для различных научных исследований, при этом наиболее сложная задача – управление кораблем и работа в открытом космосе.
Еще одна чрезвычайно важная составляющая деятельности космонавта – процесс принятия решений. Когда полет проходит нормально или при наличии предусмотренных отклонений – процедура принятия решения состоит в выборе вариантов выхода из такой ситуации. К этому космонавт подготовлен на Земле. Но остается вероятность возникновения непредвиденных аварийных ситуаций. И от правильности принятия решения зависит не только выполнение программы полета, но иногда и жизнь космонавта, всего экипажа.
Первые космонавты набирались из числа военных лётчиков и лётчиков-испытателей, однако потребности космонавтики в различных специалистах росли и вскоре в космос полетели врачи, инженеры, учёные и представители других профессий. Космическая профессия стоит особняком в ряду всех прочих профессий ещё и потому, что космонавтам приходится не просто работать в трехмерном пространстве, как, например, монтажникам-высотникам, а взаимодействовать с Пространством и Вечностью, особенно в открытом космосе. По утверждению специалистов, космическая профессия относится к числу вредных. Особенно справедливо это в отношении работы в открытом космосе: это не только очень большая физическая нагрузка, но и сложная интеллектуальная деятельность при высоком уровне риска. Эмоциональная напряжённость увеличивается чувством высочайшей ответственности - космонавт понимает, что он должен реализовать результаты работы и усилий многих и многих тысяч людей, которые создавали эту технику.
Космонавт не только работает, но и живёт (теперь уже месяцами!) в постоянном контакте с опасностью: от космоса со всеми его «неприятными» свойствами и возможными сюрпризами отделяет хоть и надёжная, но очень тоненькая стеночка. В экстремальной ситуации космонавт может рассчитывать только на себя или на свою команду.
Профессия космонавта - единственная, где наработка профессиональных знаний и навыков происходит в условиях, отличных от тех, в которых ему затем придётся работать. Конечно, есть масса разнообразных тренажёров, моделирующих условия космического полёта, но воссоздать их полностью невозможно, особенно это касается невесомости. Существуют разные способы её создания, но все они несовершенны: одни рассчитаны на очень короткое время, другие - не вполне точно передают это состояние.
В каждом полёте возникают новые задачи, и наряду со стандартными, отработанными операциями космонавтам приходится выполнять уникальные, никогда ранее не выполнявшиеся. Для этого нужно обладать интуицией, способностью к принятию быстрых решений и нестандартным действиям. Часто условия работы в космосе оказываются намного сложней, чем представлялось при тренировках. Так что эта профессия - опасная, сложная и трудная.
Космонавтами хотят стать самые разные люди - весёлые и хмурые, открытые и замкнутые, «физики» и «лирики», импульсивные и сдержанные, честолюбивые и скромные, азартные и рассудительные. Полный спектр человеческих качеств с разнообразнейшими оттенками представлен сообществом космонавтов. Но все они должны удовлетворять весьма жёстким требованиям, предъявляемым профессией.
Космический полет остается привилегией людей, прошедших весьма строгий отбор и длительную специальную подготовку. Космонавт - это человек, деятельность которого протекает в необычных условиях, оказывающих на его организм сильное воздействие, нередко близкое к предельно переносимому. Так как количество членов экипажа космического корабля вынужденно ограничено, а космический полет является сложным заданием, космонавт должен обладать еще и глубокими познаниями в различных областях науки и техники, опытом и навыками исследовательской работы. Кроме того, он должен обладать высокими чисто человеческими качествами и, конечно же, иметь большое желание летать в космосе. Успех полета - завершающего этапа труда многочисленных коллективов зависит от того, насколько космонавт подготовлен к выполнению поставленных задач. Поэтому проблема профессионального отбора и подготовки членов экипажей космических кораблей имеет огромное значение.
Чтобы стать космонавтом, необходимо иметь за плечами определённый жизненный и профессиональный опыт: со школьной скамьи «учиться на космонавта» не берут. Нужно уже кем-то быть - лётчиком, инженером, физиком, биологом, врачом, стремиться к познанию, не бояться трудностей, не теряться в сложных и опасных ситуациях. Но пугаться таких требований не стоит: если есть задатки и упорство в стремлении к цели, эти качества разовьются в процессе подготовки к полётам, и профессия космонавта станет реально достижимой.
Следует, правда, отметить, что указанная проблема важна не только для космонавтики. Сейчас немало отраслей человеческой деятельности требуют участия людей с определенными личными и профессиональными качествами. Нередко они необходимы для различных профессий.
Юрий Гагарин писал, что «… В нашей стране придается большое значение освоению космического пространства в целях расширения наших познаний о вселенной, изучения новых закономерностей и использования их на благо человека. Необходимо, чтобы профессия «космонавт» была мирной профессией и результаты исследований, проводимых в каждом космическом полете, использовались для процветания жизни. Я также уверен в том, что достижения в области методов подготовки космонавтов найдут полезное применение в решении аналогичных проблем в других сферах человеческой деятельности на Земле» [1]. (Приложение 2)
Профессия космонавтов непрерывно обогащается, так как расширяются и задачи космонавтики. Вслед за освоением околоземного пространства последуют полеты человека к другим планетам солнечной системы. И время это не за горами и все, о чем мечтал наш первый космонавт, будет осуществлено его последователями!
Литература
Приложение 1
Кремлевская елка 2011. Новогоднее поздравление с орбиты.
Приложение 2
Космонавт - это профессия
Человеку от природы свойственны стремления ко всему новому, неизвестному, непреодолимая жажда познания окружающего мира. В этом залог непрерывного, беспредельного прогресса человечества.
Во все концы Земли идут экспедиции. Ученые ищут, находят и вновь исследуют неведомое, чтобы отдать его людям. Беспокойное племя пионеров, первооткрывателей обходит сушу, бороздит океан, опускается на дно моря и взлетает в заоблачные выси.
Наш замечательный соотечественник К. Э. Циолковский еще полстолетия назад утверждал: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели... Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Сейчас мы являемся свидетелями того, как сбываются пророческие слова.
Бурное развитие науки и техники сделало возможным выведение на околоземную орбиту в октябре 1957 года первого искусственного спутника Земли. В 1961 году человек впервые шагнул из своей «колыбели» в бескрайние просторы вселенной. А спустя четыре года вышел за порог космического корабля и взглянул на Землю, так сказать, со стороны, через тонкое стекло скафандра.
Так началась космическая эра человечества, началось освоение космоса, началось становление новой профессии - космонавт.
Сейчас вокруг нашей планеты вращаются по своим орбитам многие сотни сложных и умных автоматов. Они помогают изучать строение Земли, предсказывать погоду, водить суда, осуществлять беспроволочную связь между самыми отдаленными точками Земли и многое другое. И все же, несмотря на огромное значение автоматических орбитальных и межпланетных станций, решающее слово останется за человеком.
Любой, даже самый совершенный автомат работает по заранее определенным программам. Человек же может в ходе работы изменить эту программу в соответствии со сложившейся обстановкой, отметить в окружающем такие тонкости и нюансы, которые недоступны автоматическим системам. Трудно переоценить значение личных впечатлений, личного восприятия, пусть даже не всегда точного, но зато эмоционально окрашенного, что подчас гораздо важнее строгих, сухих данных, зафиксированных машиной. Ведь недаром говорится: лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что спор между автоматом и человеком решен. Автомат - слуга, помощник, без него порой не обойтись, но лидирующее место человека в космическом полете будущего утверждено.
Однако это вовсе не означает, что в космический полет может пойти любой, изъявивший такое желание. И дело не только в хорошем здоровье. Современная техника, тем более космический корабль, предъявляет к человеку, который ею управляет, довольно жесткие требования. И если даже летчиком, выполняющим полеты в пределах нижних слоев атмосферы - обычно не выше 20-25 км, - может стать далеко не всякий, то понятно, почему космический полет сегодня остается привилегией людей, прошедших весьма строгий отбор и длительную специальную подготовку.
Космонавт — это человек, деятельность которого протекает в необычных условиях, оказывающих на его организм сильное воздействие, нередко близкое к предельно переносимому.
В настоящее время, когда количество членов экипажа космического корабля вынужденно ограничено, а космический полет является сложным мероприятием, космонавт должен обладать еще и глубокими познаниями в различных областях науки и техники, опытом и навыками исследовательской работы. Кроме того, он должен обладать высокими чисто человеческими качествами и, конечно же, иметь большое желание летать в космосе. Успех полета — завершающего этапа труда многочисленных коллективов зависит от того, насколько космонавт подготовлен к выполнению поставленных задач. Поэтому проблема профессионального отбора и подготовки членов экипажей космических кораблей имеет огромное значение.
Следует, правда, отметить, что указанная проблема важна не только для космонавтики. Сейчас немало отраслей человеческой деятельности требуют участия людей с определенными личными и профессиональными качествами. Нередко они необходимы для различных профессий.
Естественно, что принципы и методы выявления и воспитания к нужных качеств, разработанные в одной области, с успехом используются в другой.
Поскольку сама космонавтика - логическое развитие авиации, многое для отбора и подготовки космонавтов было заимствовано из авиационной практики. С другой стороны, опыт подготовки и осуществления космических полетов обогащает авиационную медицину, способствует совершенствованию профессионального отбора и подготовки летного состава, особенно летчиков гиперзвуковой и стратосферной авиации.
Научные данные, полученные при подготовке к космическим полетам и при выполнении самих полетов, дали многое для понимания реакций человека на сильные, необычные, так называемые стрессовые воздействия. Они позволили уточнить границы переносимости таких воздействий и расшифровать механизмы адаптации к ним. Эти данные имеют большую ценность для общей и профессиональной медицины. В частности, существует определенная аналогия в условиях и характере деятельности космонавтов и исследователей морских глубин: длительное пребывание в ограниченном пространстве кабины космического корабля или батискафа, большая эмоциональная нагрузка, искусственная атмосфера, состояние своеобразной «невесомости» при выполнении рабочих операций вне батискафа, использование при этом специального снаряжения и т. д. Освоение Мирового океана, таящего в себе огромные энергетические, химические и пищевые ресурсы, чрезвычайно важно для будущего всего человечества, поэтому система отбора и подготовки космонавтов может быть в большой степени использована в практике подводных исследований.
Широкие горизонты, необъятность которых даже трудно себе представить, открывают космические полеты для развития многих отраслей науки. Астрономы на космических станциях получат идеальные условия для проведения наблюдений без помех, существующих в земной атмосфере. Колоссальные возможности открываются в космосе для физиков, генетиков, геофизиков, биологов, ботаников и многих других представителей самых, казалось бы, земных профессий. Конечно, космические полеты требуют немалых затрат, и было бы наивным думать, что эти затраты окупятся немедленно, сегодня же. Как известно, открытие Колумбом Америки не обошлось без издержек. Однако не надо быть историком, чтобы осознать важность великих географических открытий, необычно ускоривших общественный прогресс и вовлекших в его орбиту народы всех континентов. Не будь их, история человечества за истекшие столетия выглядела бы несравненно беднее.
Проникновение в космос, как и другие великие дела человечества, нельзя рассматривать только сквозь призму повседневных интересов и текущей практики. Если бы люди на протяжении всей истории руководствовались лишь удовлетворением своих повседневных нужд, то, наверное, человечество до сих пор бы вело пещерный образ жизни.
Я уже подчеркивал, что освоение космоса требует усилий многих и многих коллективов. Несомненно, специалисту почти любой отрасли науки и техники хотелось бы самому провести интересные, нужные и важные исследования в условиях космического пространства. Свидетельство тому — огромное число желающих стать космонавтами.
Но пока космический полет, к сожалению, удел немногих. И этим немногим нужно очень многое знать и многое уметь, чтобы сочетать в своем лице и оператора, управляющего сложной машиной, и ученого, выполняющего большой объем научных исследований самого разнообразного характера. При этом космонавты, как уже говорилось, должны обладать многими специфическими качествами, чтобы сохранять высокую работоспособность в весьма сложных условиях.
Этими качествами, как правило, обладают летчики, имеющие опыт полетов на современных самолетах. В своей профессиональной деятельности они часто работают в условиях, близких к таковым в космическом полете.
Наконец, у этой категории людей уже выработаны навыки быстрых двигательных реакций, развиты способность ориентировки, умение оценить сложную обстановку полета, в ограниченное время принять обоснованное решение и быстро его реализовать. Вот почему космонавта сейчас отбираются из летчиков. Однако даже самых лучших летчиков необходимо специально готовить к выполнению космического полета.
Подготовка профессионального космонавта ведется по нескольким направлениям: летной и парашютной, инженерно-технической, медико-биологической подготовке и специальным тренировкам.
Летной подготовке уделяется большое внимание. Полеты на больших высотах знакомят космонавтов с внешней обстановкой, близкой к обстановке космического полета. Она позволяет сохранять хорошую форму. Выполнение фигур высшего пилотажа готовит летчика к работе в условиях знакопеременных перегрузок и кратковременной невесомости, тренирует вестибулярный аппарат, вырабатывает навыки пространственной ориентации. Полеты в закрытой кабине и в облаках помогают вырабатывать высокие операторские навыки, умение абстрагироваться от конкретной окружающей обстановки.
В то же время маршрутные полеты дают возможность отрабатывать визуальную ориентировку по земным ориентирам. На специально оборудованном самолете-астролаборатории осваивается астронавигация, развиваются навыки ориентирования по звездам и проведения наблюдений, астроизмерений и расчетов. Полеты на групповую слетанность развивают глазомер, быструю и точную реакцию на внешние возмущения, способствуют выработке профессиональных приемов, необходимых для космонавтов. Так что космонавты не порывают с авиацией. Наоборот, без постоянной летной работы не может быть настоящего покорителя вселенной.
Космонавты много времени уделяют и парашютной подготовке. Она формирует и вырабатывает самообладание и дисциплинированность, устойчивость к большому нервно-эмоциональному напряжению в неожиданных или аварийных ситуациях, способность быстро оценивать, анализировать обстановку и отвечать на ее изменения точными координированными действиями.
Особенно необходимы прыжки с парашютом при подготовке к работе в открытом космосе. Здесь можно привести несколько аналогий: выход из космического корабля и выброс из самолета (преодоление психологического барьера), свободное «плавание» в космосе и свободное (особенно в первые секунды) падение парашютиста, ориентировка в пространстве после выхода из корабля и ориентировка в свободном падении.
Инженерно-техническая подготовка космонавтов тоже имеет свои особенности и занимает важное место в общей системе космической подготовки.
Современный космический корабль - реальное воплощение новейших достижений науки и техники. Для того чтобы изучить конструкцию самого корабля и всех его рабочих систем, космонавт участвует в макетировании, компоновке корабля, в отработке и проверке его оборудования в испытательных лабораториях, в составлении и отработке программы полета и полетной документации.
Для успешного решения всех этих вопросов космонавты изучают небесную механику, астрономию, физику верхних слоев атмосферы и космического пространства, навигацию, метеорологию, вычислительную технику, геологию, теорию автоматических систем, радиосвязь, ракетные двигатели, конструкцию космического корабля, методы проведения научных исследований в космическом пространстве и многое другое.
Отработку навыков по управлению кораблем и его системами, по работе с оборудованием и по выполнению различных операций полетного задания космонавты могут проводить только на специальных тренажерах в отличие от летчика, который обучается пилотированию в реальном полете на самолете с дублирующим управлением. Космонавт перед настоящим полетом выполняет много имитированных операций здесь, на Земле.
На одном только тренажере, конечно, невозможно смоделировать и воссоздать все элементы и ситуации космического полета, поэтому для тренировок создается множество различного оборудования.
Важный раздел профессиональной подготовки - медико-биологическая, или специальная медицинская подготовка. Она направлена на повышение функциональных возможностей организма, на улучшение переносимости сильных и необычных факторов космического полета и, следовательно, на повышение работоспособности космонавта. И здесь большую роль играет спорт - гимнастика, плавание, прыжки в воду, хоккей, лыжи и т. п. Проходят космонавты исследования и тренировки и на центрифуге и в барокамере, выполняя при этом ряд операций по управлению кораблем и отдельными его системами. Во время испытаний и тренажа в сурдокамере оценивается уровень работоспособности в условиях длительной изоляции от внешней среды.
В первых полетах советских космических кораблей «Восток» основное внимание уделялось вопросам изучения переносимости человеком условий космического полета. С помощью телеметрической аппаратуры передавались параметры, характеризующие функциональную деятельность организма космонавта: пульс, дыхание, электрокардиограмма, энцефалограмма и другие физиологические характеристики.
Кроме того, космонавт сам оценивал свое состояние и проводил эксперименты по исследованию устойчивости вестибулярного аппарата, психофизических возможностей человека в полете и т. д.
Уже в самых первых полетах выполнялся достаточно большой объем научно-технических экспериментов. Это и получение данных для изучения физики земной атмосферы путем фотографирования, и наблюдения горизонта Земли при различной освещенности, и исследование метеорной опасности, и наблюдение и фотографирование облачного покрова нашей планеты для исследования возможности определения различных метеорологических явлений и прогнозирования их развития, и исследование солнечного излучения и солнечной короны, вопросов астронавигации, развития растений в условиях невесомости и другие.
Для выполнения даже перечисленных исследований необходимы достаточно разносторонние и глубокие знания. Решение большего числа вопросов одному человеку было затруднительно, требовалось сконструировать корабль, способный вынести на орбиту несколько человек — специалистов по различным направлениям. С этой целью в Советском Союзе и был создан многоместный исследовательский корабль «Восход».
Космонавты собрали новые данные для развития космической техники, исследовалась групповая деятельность, проведены прямые медицинские наблюдения и инструментальные психофизиологические исследования жизнедеятельности организма человека в полете, выполнен большой объем геофизических экспериментов и исследований в области физики Солнца, структуры и свойств атмосферы и околоземного космического пространства.
Для проверки возможности проведения работ в открытом космосе был создан космический корабль «Восход-2». Экипаж в составе П. Беляева и А. Леонова впервые осуществил на нем выход космонавта в межпланетное пространство. Результаты этого эксперимента блестяще подтвердили возможность работы человека вне корабля. Космонавты выполняли также ряд научно-технических и медико-биологических экспериментов. Особенностью этого полета явилось и использование системы ручного управления при спуске корабля на Землю.
В связи с дальнейшими работами по исследованию космического пространства возникали все новые и новые вопросы. Для их решения требовался принципиально новый космический корабль. Это был «Союз». Запуск его был осуществлен 23 апреля 1967 года. Целью полета было испытание существенно новых, более сложных систем корабля и выполнение серии исследований и экспериментов.
От момента старта и до заключительного этапа полет протекал успешно. Космонавт В. Комаров полностью выполнил программу испытательного полета и осуществил все операции по ручному спуску с орбиты. Нелепая трагическая случайность - отказ парашютной системы — привела к гибели нашего товарища. Конечно, любой космический полет связан с определенным риском, особенно первый, испытательный, на новом корабле. За достижения, способствующие движению вперед, человечеству иногда приходится платить очень дорогой ценой, нередко ценой жизни лучших своих сынов. Но это движение по пути прогресса неодолимо. Эстафету научного подвига, подхватывают другие и, верные памяти товарищей, идут дальше. Ведь нет большего счастья, чем служить людям.
Усложнение полетов, а вместе с этим и космических кораблей потребует новых методов и тренажных средств для выработки навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность космонавтов. Потребуются новые специалисты, обладающие еще большими знаниями. Ведь вслед за освоением околоземного, пространства последуют полеты человека к планетам солнечной системы.
Осуществление длительных полетов на большие расстояния возможно только на многоместных космических кораблях. Встает вопрос о разделении функций между членами экипажа и их специализации в соответствии с обязанностями в полете. В зависимости от задач каждого полета потребуется определенный отбор в состав экипажа необходимых специалистов.
В нашей стране придается большое значение освоению космического пространства в целях расширения наших познаний о вселенной, изучения новых закономерностей и использования их на благо человека. Необходимо, чтобы профессия «космонавт» была мирной профессией и результаты исследований, проводимых в каждом космическом полете, использовались для процветания жизни.
Я также уверен в том, что достижения в области методов подготовки космонавтов найдут полезное применение в решении аналогичных проблем в других сферах человеческой деятельности на Земле.
Юрий Гагарин, 1968 г
Пчёлы и муха
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
"Разделите так, как делили работу..."
Как Снегурочке раскатать тесто?
Северное сияние