Социальный проект «Наша безопасная школа» направлен на профилактику экстремизма в современном обществе, развитие умения договариваться и разрешать возникающие конфликты ненасильственным - мирным путем. Реализация проекта позволяет исследовать уровень межэтнической напряженности в школьном коллективе и регулировать его.
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota_nasha_bezopasnaya_shkola_talinka.doc | 88 КБ |
hamzina_o._konkurs_moya_otchizna.pdf | 900.92 КБ |
КОНФЕРЕНЦИЯ «МОЯ ОТЧИЗНА»
«Наша безопасная школа»
Номинация «Сила в единстве»
Автор: Хамзина Олеся Спартаковна, |
17 лет |
МКОУ «СОШ №7» гп Талинка |
Руководитель: Дубасова Татьяна Николаевна |
2017г
Пояснительная записка
29 сентября 2017г губернатор Югры Наталья Владимировна Комарова, выступая на заседании Межведомственной комиссии по противодействию экстремистской деятельности, отметила работу Сургутского университета по формированию этноконфессиональных отношений среди студентов, что укладывается в содержание стратегий в сфере государственной национальной политики и противодействия экстремизму. Мы – будущие выпускники школы, намерены продолжать обучение в Ханты-Мансийском округе и нам небезразличны отношения, складывающиеся среди молодежи и студентов нашего округа.
В настоящее время в регионе насчитывается 106 муниципальных образований с численностью постоянного населения на 1 января 2010 года 1538,6 тыс. человек, проживающих в 13 городских округах, 9 муниципальных районах, 26 городских и 58 сельских поселениях.[1] В них проживает более 124 национальностей; зарегистрированы 125 религиозных общественных организаций, из них 46 религиозных организаций Русской православной Церкви, 27 мусульманских организаций и 52 религиозных объединения различных направлений протестантизма. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает 12 место по доле мусульманского населения в России.[2] В округе зафиксированы случаи распространения радикального течения ислама «ваххабизм», а также сторонники ИГИЛ. Чтобы противостоять этому злу, необходимо формировать у детей и подростков установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей, то есть воспитывать толерантное сознание и поведение, неприятие национализма и экстремизма. Статистика показывают, что подавляющее большинство выявленных случаев (95%) имели характер «косвенных» межэтнических конфликтов, когда конфликт изначально имел бытовую почву и содержание, но затем, при нарастании обиды и злобы, предрассудки и стереотипы, связанные с той или иной национальностью, были привлечены сторонами в качестве дополнительного оружия в борьбе за свои интересы. Очень редко случались явные или «чистые» межэтнические конфликты, в которых сталкивались культурные образцы поведения разных народностей или поступки человека воспринимаются как поступки, характерные для группы людей определенной национальности или религии. В данной ситуации существует противоречие. Так, при опросе школьников славянских национальностей (47 старшеклассников 8-10-х классов) тема межэтнических конфликтов в их ответах также явно не прозвучала. Они отвечали, что такие конфликты большая редкость и вспоминали примеры с большим трудом. А при опросе детей мусульманских национальности оказалось, что последние легко вспоминают примеры ситуаций конфликтов, напряжений и обид, связанных с их этническим происхождением. Как правило, такие конфликты бывали мелкими, не имели для них серьезных физических и социальных последствий, но запомнились надолго как обида за унижение национальной гордости, подпитывая внутренние напряжения и настроения потенциальной вражды, что провоцировало проявления плохо скрываемых глубинных враждебных этнических настроений.
Вопросы межнациональных отношений в школьной среде являются очень острыми и в тоже время очень скрытыми. Драки, кражи, издевательства, насмешки могут происходить между подростками как одной, так и разных национальностей. Поэтому очевидно, что не всякий конфликт между подростками разной национальности является межэтническим/ межнациональным конфликтом. Межэтнические конфликты могут быть разрешены восстановительными методами. Для успешного решения таких конфликтов в ходе восстановительных процедур необходимо разграничить социальное содержание и этническую окраску конфликта, и помочь сторонам понять, что не нужно переносить ситуацию на всех представителей данной национальности.
Социальный проект «Наша безопасная школа» направлен на профилактику экстремизма в современном обществе, развитие умения договариваться и разрешать возникающие конфликты ненасильственным - мирным путем. Реализация проекта позволяет исследовать уровень межэтнической напряженности в школьном коллективе и регулировать его. Исследование проводится дважды – до и после реализации проекта. Используется методические материалы, разработанный профессором МГУ Г.У Солдатовой и С.В.Рыжовой, В.В. Бойко.
В нашей школе обучается более 25 национальностей. Учитывая усиление экстремистских тенденций в мире, школьников необходимо учить межкультурному взаимопониманию и профилактике межнациональных конфликтов. В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями): становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном или уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми, тлеющими.
Реально ли изменить атмосферу в классе или в школе, и кто это может сделать? Администрация и учителя? Психологи и социальные педагоги? Скорей всего это смогут сделать сами ученики, ведь подростки чаще всего доверяют своему сверстнику и примером для них служат именно сверстники. При этом главная задача состоит не в том, чтобы вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение, а в том, чтобы создать условия, требующие взаимодействия ребенка с другими людьми, какими бы в его глазах они ни были.
Проектная идея: создание волонтерского движения Школьной службы примирения как части Российского движения школьников.
Проект носит долгосрочный характер.
Описание проекта. Создание волонтерского движения Школьной службы примирения направлено на выполнение общественной работы по профилактике межэтнических конфликтов и насилия, снижение риска возникновения школьных конфликтов. Основой этой работы является выявление зоны межэтнической напряжения, а затем проведение примирительных кругов по итогам исследования степени межэтнической напряженности.
Обученные представители волонтерского движения при школьном самоуправлении через проведение ряда плановых мероприятий (диагностика, круги примирения) проводят профилактическую работу по гармонизации межэтнических отношений.
Проект малобюджетный - затраты только на расходные материалы.
Девиз проекта «Мы вместе и в этом наша сила»
Цель проекта: укоренение в школе неприятия насилия, борьба против разделения школьников по межнациональным признакам, формирование толерантного отношения к окружающим.
Задачи:
Ожидаемые результаты
Качественные результаты:
Количественные результаты:
План реализации проекта
2. Проведение плановых занятий с учащимися по итогам исследования степени межэтнической напряженности по опроснику Г.Солдатовой и С.Рыжовой «Типы этнической идентичности».
3. В случае возникновения конфликта используется восстановительный подход через проведение Кругов примирения, что позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), чтобы избежать повторения подобного в будущем.
Основными действующими лицами в волонтерской службе являются обучающиеся 8 – 11-х классов - медиаторы, прошедшие обучение по конфликтологии и восстановительной медиации.
К участию в волонтерской деятельности для работы в Школьной службе примирения при школьном самоуправлении приглашаются лидеры подростковых групп. Особое внимание уделяется привлечению подростков, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации для профилактики правонарушений. Данный способ позитивной самореализации подростков учит их выстраивать отношения и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, что является профилактикой экстремизма, ксенофобии и развитию толерантного общества, в котором мы хотим жить.
Этапы становления волонтерского движения Службы примирения
Обучающий этап (сентябрь - октябрь) - теоретический курс по методам эффективного взаимодействия и урегулирования конфликтов и технологии работы с посредником. Основными формами работы являются занятия по конфликтологии с добавлением информации о посредничестве и игры на закрепление навыков урегулирования конфликтов.
Диагностический этап (ноябрь) направлен на выявление зон межнациональной напряженности.
Практический этап (декабрь – апрель) заключается в практической работе по проведению кругов примирения и занятий (классные часы), направленных на развитие духовно-нравственной общности российского народа. Школьники – медиаторы самостоятельно проводят ознакомительную работу со случаем, получают краткую информацию о происшедшем случае и общие сведения об участниках конфликта, встречаются со сверстниками с предложением принять участие в процедуре примирения, проводят предварительные встречи.
Рефлексивный этап (май) позволяет оценить важность и нужность проведенных примирительных встреч.
Безопасность в школе - это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми. Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает. Именно так мы видим безопасность в нашей школе. И от каждого из нас зависит, какой она будет. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.
Список используемой литературы
[1] По данным сайта Администрации Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
[2] Игорь Яншин, директор Центра религиоведческих и правовых исследований «Свобода верить» www.свобода-верить.рф
Две лягушки
Мост из бумаги для Киры и Вики
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Н. Гумилёв. Жираф
Фильм "Золушка"