Эссе соответствует тематическому напралению ВКС "Хоровод муз" (А.Блок): 2018 - год театра и балета". Ученикк сформулировал тему сочинения "Театр в моей жизни". Работа привлекает внимание личностной позицией автора, основанной на собственном опыте участия в театральной постановке спектакля по произведению И.С.Тургенева "Первая любовь". Ощущения и мысли юноши, занимающегося в театральной студии при Новочеркасском драматическом театре имени В.Ф.Комиссаржевской и впервые приглашенного на одну из основных ролей наряду с известными артистами, тесно переплетаются с мечтой играть на большой сцене и впоследствии стать режиссером.
Вложение | Размер |
---|---|
gluhov_m._sochinenie.docx | 25.5 КБ |
Направление «Хоровод муз» (А.Блок): 2018 – Год театра и балета.
Жанр - эссе
Театр в моей жизни
Прозвенел будильник. Я с трудом оторвал голову от подушки (всю ночь мы летели из Европы обратно в Москву, так что для сна выдалось лишь два часа). Утро, свежее и солнечное, бодрило и неодолимо манило поскорее заняться своим привычным, но таким удивительно необыкновенным делом. Я встал, оделся, жена уже приготовила мне завтрак, и я поблагодарил её за это. Собрав все свои материалы и попрощавшись с супругой, я помчался на своем «Форде» на любимую работу. Да-да, на любимую! Или вы не верите, что действительно есть люди, которые не мыслят своей жизни без любимого дела? Моя профессия – художественный руководитель театра, и вот уже 30 лет я, как завороженный, с неизменной улыбкой на лице (интересно, что могут подумать, глядя на меня в такие минуты, люди?), каждое утро мчу по главным улицам Москвы мимо угрюмых прохожих в свой театр недалеко от Чистых прудов. Всю неделю мы гастролировали по Европе с нашей новой постановкой, и я порядком устал, но в театре мне предстояло интереснейшее, хотя и далеко не простое дело: заняться постановкой нового спектакля. Я вдавил педаль газа, предвкушая ещё один день, посвященный служению высокому искусству…
С раннего детства я полюбил театр: для меня это всегда был загадочный, необычный мир, где, как мне казалось, человек мог стать кем захочет, а ощущения от просмотра спектаклей были необычайно яркими и завораживающими, манящими вновь и вновь окунуться в круговорот событий, происходящих на театральных подмостках. Достигнув 10 лет, я записался в театральную студию при городском драмтеатре, и эти годы навсегда остались для меня самыми яркими событиями детства. Мы занимались всю неделю, по несколько часов в день: ставили голос на уроках сценической речи, работали над пластикой, учились петь, укрепляли тело на уроках сценического движения. Домой возвращались очень уставшие, но безумно довольные. С каждым годом, с каждым поставленным спектаклем крепчали навыки нашего актерского мастерства, мы постепенно превращались в молодых артистов, готовых «выйти в свет»...
Так юношеские увлечения сценой определили мою дальнейшую судьбу. После окончания института жизнь закипела еще сильнее, закружила в «хороводе муз» - театральная деятельность целиком и полностью завладела моими мыслями, чувствами, творческими идеями...
Кажется, 30 лет промчалось незаметно, и вот я стою на пороге родного театра, только теперь уже как его художественный руководитель. Давно мне не приходилось выходить на сцену: оставил это дело артистам помоложе, но руководить постановкой каждого спектакля – это для меня то же самое, что играть новую роль.
Зайдя в театр, я, как всегда, почувствовал прилив сил – всё вокруг стало светлее, ярче, вновь ощущается непреодолимая тяга к работе, и вот я направляюсь в свой кабинет «разбирать» новую постановку, встречаясь с приветливыми взглядами старых товарищей.
Устроившись в мягком кожаном кресле, перебираю в голове имена классиков; взгляд упал на богато уставленную книжную полку: Толстой, Пушкин, Лермонтов, Тургенев… «Первая любовь»…
…В зале Новочеркасского донского драматического театра имени В.Ф.Комиссаржевской уже ждали артисты, которых режиссёр выбрал на роли в новом спектакле. Их было двое: оба замечательные люди и талантливые актёры, в профессионализме которых зрители убеждались не раз. Это были Александр Яковлевич Коняхин, заслуженный артист России, и Елена Николаевна Тотская. А третьим был молодой парнишка из студии при театре. Для постановки нужен был юноша 16 лет, и ради правдоподобия событий постановщик принял решение взять на роль студийца.
Безусловно, это был риск, и стоило не раз обдумать это решение, ведь доверить одну из главных ролей неопытному мальчишке казалось безумием. Но глядя на эти глаза, переполненные интересом и стремлением к работе, режиссёр вспоминал себя молодого, так же трепетно преклоняющегося перед мастерством известного артиста и всем сердцем стремящегося до него дорасти, и готов был рискнуть.
Разбор спектакля и читка прошли, на удивление, хорошо, каждый начинал понимать, чего от них хочет руководитель, что будет являться их сверхзадачей. Закончив разбор, режиссёр попрощался с артистами и подозвал к себе студийца. Похвалив за усердие, он честно сказал, что идёт на риск, отдавая одну из главных ролей неопытному новичку, но возлагает большие надежды на него, на что паренёк улыбнулся и пообещал, что не подведёт, и благодарно пожал ему руку. Было в нём что-то такое, что заставляло поверить ему.
Начались репетиции. Работали каждый день по несколько часов, выстраивая мизансцены, оттачивая интонации и движения, понемногу приближаясь к поставленной цели. Студиец старался изо всех сил, вспоминал, чему его учили на занятиях, старался чувствовать партнёра и выполнял все требования. Александр Яковлевич часто шутил и подбадривал новичка полезными советами. Не всё, конечно, шло так гладко, и порой новоиспеченный артист смущенно останавливался, а его благодарный взгляд излучал немую просьбу объяснить еще раз или растолковать тот или иной неудачно сыгранный им момент.
День шёл за днём, и юноша становился всё смелее, всё увереннее говорил реплики, и уже было заметно, что он не просто играет роль, а чувствует её.
И вот настал долгожданный день премьеры. Зал был переполнен зрителями, все суетились, пытаясь поскорее занять своё место. На сцене, за занавесом, происходили не менее оживлённые действия: монтировщики расставляли последние декорации, осветители регулировали софиты, Елена Николаевна и Александр Яковлевич настраивались на работу, вживаясь в атмосферу событий предстоящего спектакля.
Студиец сидел за сценой, внешне собранный, хотя и несколько бледный, вероятно, очень нервничал…
… Вот и настал мой звёздный час!.. А может, вовсе этот час сегодня не придёт?.. И фрак мне немного великоват, и непривычно ощущается грим на лице, и сердце колотится так, что, кажется, всем вокруг слышны его глухие удары… Вот-вот прозвучит третий, заветный, звонок, и я выйду на большую сцену перед переполненным залом и будут играть с известными артистами... Я смогу, оправдаю доверие, ведь рядом не просто театральные мэтры, а чуткие друзья и, можно теперь не сомневаться, коллеги…
… Коняхин подошел к студийцу, похлопал по плечу, улыбнулся и сказал, что все у него получится и что он очень горд, так как юноша прошел этот нелегкий путь и «принял» его как настоящий артист. Он улыбнулся, искренне поблагодарил Учителя, и тому показалось, что он действительно стал спокойнее.
Третий звонок – открылся занавес. Заиграл оркестр. Спектакль начался… Режиссёр наблюдал за действием из-за кулис, задавая темп тихими щелчками, но этого почти не требовалось: всё шло замечательно. Поначалу паренёк волновался и выглядел неуверенным, но развивались события за событием – и на сцене действительно был герой 19 века, Вольдемар, который великолепно жил своей ролью.
На поклоне зал аплодировал стоя, и трое артистов кланялись, благодарно принимая овации. Молодой актёр был очень взволнован, но несказанно рад, что всё прошло отлично. Он был счастлив и, конечно, навсегда запомнит те чувства, которыми было переполнено его сердце, этот свой первый спектакль и первые бурные аплодисменты!..
…Неужели меня сегодняшнего от того золотого времени отделяет уже более трех десятков лет?!.
…Тургеневскую «Первую любовь» - этот замечательный спектакль - поставил художественный руководитель Новочеркасского донского драматического театра Ашот Геворкович Восканян. А я и есть тот самый неопытный студиец, впервые вкусивший чудесный мёд актерской профессии. Этот спектакль навсегда останется моей первой любовью!
А вы и правда поверили, что я режиссёр? Да нет же, я пока продолжаю заниматься в театральной студии «Мастер-класс» при Новочеркасском драматическом театре, которой руководит Ситникова Ольга Николаевна. У меня уже немало ролей, и эпизодических, и главных, и награды имеются. Наша студия – неоднократный победитель театральных фестивалей, в том числе и международного уровня. Конечно, артистом с большой буквы меня рано называть и моё имя еще никому не известно, но уверяю - вы еще придёте на мой спектакль.
Фокус-покус! Раз, два,три!
Сторож
Серебряное копытце
Никто меня не любит
Снег своими руками