Данная работа посвящена исследованию образа леса в стихотворениях мордовского поэта Александра Мартынова.
Актуальность исследования – темы данной работы определяется недостаточной ее изученностью и новизной, а также необходимостью воспитания среди учащихся бережного отношения к природе, привитие любви к поэзии родного края.
Объект исследования – стихотворения мордовского поэта А. Мартынова.
Предмет исследования -образ леса в стихотворениях А. Мартынова.
Цель исследования- выявить общие закономерности в раскрытии образа леса в стихотворениях Александра Мартынова « Листопад похож на снегопад…», «В лесу на рассвете», «Лес».
Задачи исследования:
1.Определить эстетическую роль пейзажа и образа леса в лирике.
2.Узнать о системном подходе к изучению пейзажа и применить классификацию к рассмотрению образа леса.
3.Уточнить возможные символические значения образа леса.
4.Выявить идейный замысел стихотворений А. Мартынова « Листопад похож на снегопад…», «В лесу на рассвете», «Лес»
5.Выяснить, к какой разновидности пейзажа относятся стихотворения.
Вложение | Размер |
---|---|
1issledovatelskaya_rabota_obraz_lesa_2014.doc | 104.5 КБ |
Начальнику Управления образования
Департамента по социальной политике
Администрации г. о. Саранск
Шуляповой О. В.
ЗАЯВКА
на участие в XV муниципальном конкурсе учебно-исследовательских
и проектных работ учащихся «Школьники города - науке XXI века»
Название работы | «Образ леса в стихотворениях мордовского поэта Александра Мартынова» |
ФИО автора (полностью) | Баранова Ксения Владимировна |
Возраст автора / класс | 12лет / 6 б класс |
МОУ | «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» |
ФИО руководителя работы (полностью) | Каледина Наталья Владимировна |
Должность руководителя работы | Учитель русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» высшая квалификационная категория |
Секция, на которую заявлена работа | «Литературоведение» |
Дополнительная информация (краткое описание проекта) | Прилагается к работе |
Текст работы (объем стр.) | 17 |
Иллюстративные материалы (объем) | |
Иллюстративные слайд-материалы (кол-во слайдов) |
Директор О. С. Михайлова
Директору МОУ «Ялгинская
СОШ» Михайловой О.С.
ЗАЯВКА
на участие в школьном конкурсе учебно-исследовательских
и проектных работ учащихся
«Вавиловские чтения»
Название работы | «Образ леса в стихотворениях мордовского поэта Александра Мартынова» |
ФИО автора (полностью) | Баранова Ксения Владимировна |
Возраст автора / класс | 12лет / 6б класс |
МОУ | «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» |
ФИО руководителя работы (полностью) | Каледина Наталья Владимировна |
Должность руководителя работы | Учитель русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» ,высшая квалификационная категория |
Секция, на которую заявлена работа | «Литературоведение» |
Дополнительная информация (краткое описание проекта) | Прилагается к работе |
Текст работы (объем стр.) | 17 |
Иллюстративные материалы (объем) | |
Иллюстративные слайд-материалы (кол-во слайдов) |
Городское Управление образованием
Администрации городского округа Саранск
МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальный конкурс
учебно-исследовательских и проектных работ учащихся
«Школьники города – науке XXI века»
Исследовательская работа
«Образ леса в стихотворениях
мордовского поэта
Александра Мартынова»
«Литературоведение»
Выполнила: ученица 6б
класса Баранова Ксения,
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Каледина Н.В.
Саранск, 2014г
МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Школьный конкурс
учебно-исследовательских и проектных работ учащихся
« Вавиловские чтения »
Исследовательская работа
«Образ леса в стихотворениях
мордовского поэта
Александра Мартынова»
«Литературоведение»
Выполнила: ученица 6б класса
Баранова Ксения
Руководитель: учитель русского
языка и литературы
Каледина Н.В.
Саранск, 2014г
Литературоведение
«Образ леса в стихотворениях мордовского поэт Александра Мартынова»
Баранова Ксения
(г. о. Саранск, МОУ «Ялгинская СОШ», 6б класс)
Каледина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ»
Данная работа посвящена исследованию образа леса в стихотворениях мордовского поэта Александра Мартынова.
Актуальность исследования – темы данной работы определяется недостаточной ее изученностью и новизной, а также необходимостью воспитания среди учащихся бережного отношения к природе, привитие любви к поэзии родного края.
Объект исследования – стихотворения мордовского поэта А. Мартынова.
Предмет исследования -образ леса в стихотворениях А. Мартынова.
Цель исследования- выявить общие закономерности в раскрытии образа леса в стихотворениях Александра Мартынова « Листопад похож на снегопад…», «В лесу на рассвете», «Лес».
Задачи исследования:
1.Определить эстетическую роль пейзажа и образа леса в лирике.
2.Узнать о системном подходе к изучению пейзажа и применить классификацию к рассмотрению образа леса.
3.Уточнить возможные символические значения образа леса.
4.Выявить идейный замысел стихотворений А. Мартынова « Листопад похож на снегопад…», «В лесу на рассвете», «Лес»
5.Выяснить, к какой разновидности пейзажа относятся стихотворения.
Литература
1. М. Эпштейн «Природа, мир, тайник вселенной...» Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990
2. В. В. Кожинов «Книга о русской лирической поэзии 19 века. Развитие стиля и жанра». М., 1978
3. Д. С. Лихачев «Литература – Реальность – Литература». М., 1981
4. В. Гусев Пушкин: уроки стиля // Гусев В. «Рождение стиля», М., 1980
5. М. Г. Искричин У лукоморья дуб зеленый // «Лес и человек», М., 1986
6.А.Мартынов Светлая музыка: Стихи и поэмы //Предисл. Г. Горбунова. - Саранск: Мордовск. кн. изд-во, 1982, -216 с.
7.И. Пиняев Мой край заветный: стихи и поэмы/ /Саранск :Мордовск. кн. изд-во,
2005, -192 с.
8. Калейдоскоп: Стихи, поэма.-Саранск: Мордовск. кн. изд-во, 1989.-144с.
9. В. Волков Солнышко мое //Мордовск. кн. изд-во, Саранск,-1978
Оглавление
Введение
1. Разновидности пейзажей.
II. 1. Эстетическая роль леса.
2. Лес как символ.
III. Особенности раскрытия образа леса в стихотворениях мордовского поэта Александра Мартынова.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Одно из основных богатств нашей планеты – это её бесконечные леса, которые не только украшают нашу землю, но и являются частицей нас самих. Леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть.
Кто не видел летом деревьев, утопающих в зелени! А осенью, когда они горят ярким разноцветным пожаром. В глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.
В природе есть своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщает к прекрасному. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием –не губите красоту вокруг себя.
Любовь к родине всегда являлась национальной чертой как русских поэтов, так и мордовских. Они могли в застенчивой русской природе находить глубокий смысл.
Каждая национальная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие.
Существуют целые исследования об образе леса в немецкой литературе, ручья - во французской и т. п. Русская литература в этом отношении изучена недостаточно.
Тема нашей научной работы: «Особенности раскрытия образа леса в стихотворениях мордовского поэта Александра Мартынова». Для анализа идейного замысла используются стихотворения А. Мартынова « Листопад похож на снегопад…», «В лесу на рассвете», «Лес»
Актуальность темы данной работы определяется недостаточной ее изученностью и новизной, а также необходимостью воспитания среди учащихся бережного отношения к природе, привитие любви к поэзии родного края.
Цель – выявить общие закономерности в раскрытии образа леса в стихотворениях Александра Мартынова « Листопад похож на снегопад…», «В лесу на рассвете», «Лес».
Задачи:
1.Определить эстетическую роль пейзажа и образа леса в лирике.
2.Узнать о системном подходе к изучению пейзажа и применить классификацию к рассмотрению образа леса.
3.Уточнить возможные символические значения образа леса.
4.Выявить идейный замысел стихотворений А. Мартынова « Листопад похож на снегопад…», «В лесу на рассвете», «Лес».
5.Выяснить, к какой разновидности пейзажа относится стихотворение.
Разновидности пейзажей
Из всех разновидностей пейзажа на первое место по своему эстетическому значению следует поставить идеальный пейзаж, сложившийся еще в античной литературе, а затем на протяжении многих веков разрабатывавшийся в литературе средневековья и Возрождения.
Элементами идеального пейзажа можно считать следующие:
1) мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи;
2) вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду;
3) цветы широким ковром устилающие землю;
4) деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень;
5) птицы, поющие на ветвях.
Унылый пейзаж иначе можно назвать элегическим – он тесно связан с комплексом тех грустно-мечтательных мотивов, которые составляют жанровую особенность элегии. Исторически первый тип унылого пейзажа окрашен в темные, сумеречные тона – его можно назвать « мрачным».
Унылый пейзаж занимает как бы промежуточное место между идеальным (светлым, мирным) и бурным пейзажем. Тут нет ясного дневного света, зеленых ковров, пестреющих цветами, напротив, все погружено в молчание, покоится во сне. Печаль в душе лирического героя трансформируется в систему пейзажных деталей:
Эстетическая роль леса
Лес…Трудно представить русский пейзаж без лесного царства. Это особый мир, который притягивает нас своей таинственностью, красотой, веселым шумом. Лес, словно волшебник, овладевает эмоциональным миром человека, рождает в нем чувство восхищения, душевного равновесия, светлые поэтические настроения, вспышки проявления разносторонних талантов.
Какое умиротворение и глубинная радость зарождаются в нас, когда мы попадаем в гостеприимный осенний лес, слышим шум облетавших листьев, радуемся маленьким серым птичкам.
Эстетическая роль леса проявляется и в естественном, безостановочном созидании колоритных, неожиданных по своей фантазии элементов ландшафта, завораживающий взор дивных пейзажах, «собранных» из седых камней, прозрачных родников, замшелых заводей, вкрадчивого шума серебристых ручьев. Именно этой ипостаси леса посвящены наиболее тонкие и изящные строки талантливой прозы и высокой поэзии.
Пушкин значительно обогатил флору русской поэзии, предпочитая нежным ивам и березам Жуковского такие стройные, величавые деревья как дуб и сосна. В изображении растительности преобладают крупные, «собирательные» ее формы - лес, бор, роща; одним из первых он поэтизирует сады.
Центральное место в пушкинском мире занимают самые поэтические, « царственные» животные, птицы, растения; конь, орел, соловей, дуб, роза; впервые именно у Пушкина явственно обозначилась их первенствующая роль в русской поэтической фауне и флоре, закрепилось самое частое употребление соответствующих мотивов (больше, чем у какого-либо другого поэта XVIII – первой половины XIX века).
Лес как символ
Лес - в психологических тестах, гаданиях - это душа, внутренний мир человека. Например, задание теста: « Представьте себе лес, какой он? Светлый, темный, смешанный? Ваш выбор обозначает то, как вы подсознательно видите свою будущую жизнь».
В ряду общей пейзажной символики лесу отводится важное место в мифах, легендах и народных сказках. Сложная символика леса связана на всех уровнях с символикой женского начала или Великой матери.
Лес - место изобилия растительной жизни, свободной от всякого контроля и воздействия. А поскольку его листва закрывает солнечный свет, он также противополагается власти солнца и считается символом земли.
Лес - это широко распространенный символ внешнего мира, противостоящего микрокосму, символизируемому расчищенную под пашню землю.
В легендах и сказках он населен загадочными, большей частью таящими в себе угрозу существами (ведьмами, драконами, великанами, карликами, львами, медведями и т.д.), олицетворяющими все те опасности, с которыми должен вступить в спор юноша, картина восходит к тем временам, когда леса покрывали большую часть земли и представляли угрозу для пашни.
Сам лес как беспорядочная дикая природа ощущается жутким и угрожающим, вызывающим фантазии о дикарях, замшелых лесных существах, но также и о феях, которые могут прийти на помощь.
С другой стороны, для одухотворенных людей он может стать возвышающим местом уединенности от житейской суеты. Отшельников не пугают его опасности, поскольку они защищены высшими силами.
В литературе и изобразительном искусстве древнего мира образ леса фигурирует обычно как совокупность деревьев, лишенная ощущения единой и протяженной органической массы; популярен мотив «священной рощи» или райски прекрасного «лесного сада».
Христианская традиция сочетает понимание леса как зловещей «чащобы-прибежища зверей и драконов» с (обычно агиографическими) мотивами «лесного безмолвия»- благодатной среды для аскетического сосредоточения, именно как лес нередко трактуется «пустынь» в таких сценах, как «Иоанн Креститель в безмолвии», «Покаяние Марии Магдалины» и др.
В живописи и графике Нидерландов и Германии 16в. характерны образы леса как « храма природы», подспудно напоминающего о «священных рощах» древних германцев.
В реалистической культурной традиции 20в. лес – воплощение многотрудных путей человеческого познания, наглядный образ родины, школа «экологической мудрости».
Особенности раскрытия образа леса в стихотворении Александра Мартынова
« Листопад похож на снегопад…»
Листопад похож на снегопад…
Но едва лишь лес под ветром дрогнет-
Словно волны листья зашуршат
И поля осенние заполнят…
А кругом- до первых майских гроз
Замерли цветы под грудой листьев,
Никнут ветки стынущих берез,
Как хвосты опущенные лисьи.
Это осень…
Перед зимним сном
Лес раздет… Умыт и убаюкан
Леденящим ветром и дождем,
В ожиданье снежного уюта…
Только вызывающе юна-
Елочка растет среди деревьев,
Словно из весны пришла она,
В холода осенние не веря.
Платьице с иголочки на ней!..
Так выходят только на свиданье,
На пороге первых зимних дней
Вся она-
Восторг и ожиданье!
В данном стихотворении показан осенний лес на пороге зимы. Но при чтении стихотворения печали нет совершенно, все ожидает « снежного уюта». В первой строке стихотворения листопад сравнивается с падающим снегом. Читаешь, и наступает умиротворение. В стихотворении очень много сравнений, которые оживляют картину природы ( «словно волны листья зашуршат», «никнут ветки стынущих берез, как хвосты опущенные лисьи»). Автор использует такой знак, как многоточие. Это придает строкам загадочность, недосказанность, тайну. Последние 2 предложения восклицательные. Мы ощущаем радость, которую испытывает елочка, собираясь на свиданье.
Поэт оживляет лес при помощи олицетворений « лес дрогнет», «замерли цветы», «лес раздет… Умыт и убаюкан», метафор «платьице с иголочки на ней», «вызывающе юна- елочка». Стихотворение построено на антитезе: раздетому лесу противопоставлена елочка « на пороге первых зимних дней вся она- восторг и ожиданье!»
Таким образом, можно сделать вывод о том, что образ леса в стихотворении:
1) относится к «элегическому» пейзажу»;
2) отражает внутренний мир лирического героя;
3)является символом огромного мира, наполненного жизнью.
Особенности раскрытия образа леса в стихотворении
Александра Мартынова «В лесу на рассвете»
Поплыла заря, проснулась,
В чаще факелом искрится.
Пробудясь, ветла нагнулась
В Синем озере умыться.
И березка в водах алых
Ноги зябко полоскает,
И сосна, как деток малых,
Шишки нянчит и ласкает.
Ткет паук, искусством занят,
Шелка тонкую завесу,
Так спешит он, словно знает,
Что одеться нужно лесу.
Поэт описывает в стихотворении пробуждение леса на рассвете, вложив в описание все оттенки собственных впечатлений. Картина оживает благодаря использованию олицетворений на протяжении всего стихотворения: «поплыла заря, проснулась», «пробудясь, ветла нагнулась», « березка …ноги зябко полоскает», «сосна…шишки нянчит и ласкает», «ткет паук, искусством занят»
В стихотворении всё движется, чувствует, живёт. В последней строфе Мартынов употребляет развернутую метафору: паук изготовляет одежду лесу, который утром ей воспользуется.
Читая стихотворение «В лесу на рассвете», получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины пробуждающегося леса.
Образ леса в данном стихотворении можно отнести к идеальному пейзажу, т.к. в нем подчеркивается красота просыпающейся природы.
В стихотворении отражается радость, с которой все вокруг встречает рассвет.
Особенности раскрытия образа леса в стихотворении Александра Мартынова «Лес»
Жизнь своя таится в соснах, в елях,
В думах лес, в заботах- не во сне.
Струи солнца, словно на качелях,
Раскачали тени в глубине.
Вскармливает лес цветы, лелеет,
Дарит всем. От каждого цветка
Вдруг душа вошедшего светлеет,
И спадает обручем тоска.
Воздух- пей ковшом без передышки,
Песни- не сыскать нигде звончей,
И грибы- подмасленные пышки-
На коврах зеленых у корней.
В шепоте лесном покой, доверье,-
Женщиной утешит нас оно.
Не умеют кланяться деревья,
Ну, а если упадет одно.
Минет год- и вновь листвой одетым
Встретишь пень, а дальше подождать-
Стройный внук поднимется над дедом
Океан зеленый побеждать.
Если умирает лес, то стоя,
Грудь открыв невзгодам и годам.
Но тепло шумит листвой густою,
Коль друзей в пришедших угадал.
Если души чистые увидел,
Что, как воздух чащ, ему близки,
Говорит: «Вы на земле живите,
Но живите, люди, по-людски».
Я в лесных местах души не чаю,
И, порой задумавшись в лесу,
Родины черты в нем примечаю-
Жизнь ее, заботу и красу.
Лирический герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только в последней строфе он выражает безграничную любовь к лесу: «Я в лесных местах души не чаю…», внимание к нему. Отождествляет жизнь леса с жизнью Родины. В стихотворении говорится о том, что лес живет своей жизнью. Все, что в нем происходит, влияет на человека, успокаивает его( «и спадает обручем тоска»). Лес несет вошедшему в него свои дары. Стихотворение можно разделить на две части. Первая часть включает в себя 4 строфы. Они объединены единой темой: что дарит лес человеку. Следующие 4 строфы повествуют о том, что лес готов приветствовать тех, кто приходит сюда с чистой душой. В предложении с прямой речью звучит призыв к людям жить « по-людски».
В стихотворении автор использует олицетворения: « в думах лес», «вскармливает лес», « не умеют кланяться деревья», «умирает лес»… Лес поэт сравнивает с «океаном», травы с «ковром зеленым». Лес предстает перед нами живым организмом, который постоянно воздействует на человека с положительной стороны.
Читая стихотворение, задумываешься о том, что в лес необходимо приходить с добрыми намерениями и наслаждаться запахами цветов, вдыхать свежий воздух, собирать грибы на «коврах зеленых», что все это необходимо сохранить это для будущих поколений.
Стихотворение можно отнести к идеальному пейзажу.
1.Лес отражает внутренне состояние лирического героя.
2.Лес символизирует внешний мир природы и внутренний мир человека.
3. Лес символизирует внешний мир и в то же время напоминает напряженную жизнь души.
Выводы
4. Автор показывают красоту леса, его таинственность.
Практическая польза
Практическая польза этого исследования заключается в том, что мы доказали на примерах возможность системного подхода к анализу стихотворений, в которых описывается лес. А это значительно облегчает задание – определить идею стихотворения, его мотивы, символическое значение образов и настроение лирического героя.
Кроме этого, вопрос об эстетической роли леса заставляет еще раз задуматься о необходимости беречь родную природу, зеленые насаждения. Если хорошенько присмотреться вокруг, то можно увидеть, что ,строя, мы разучились жалеть не только людей, но и животный и растительный миры. Мы постепенно превращаемся в бездуховное объединение людей, которое потеряло почти все нравственные ценности, и в первую очередь, совестливость, порядочность, сострадание, жалость к слабым, к окружающей природе. Я считаю, что каждый человек , живущий на Земле, не имеет права замыкаться в себе, жить лишь для себя. Человек не имеет права проходить мимо зла, царящего в нашем мире. Он несёт ответственность за всё плохое, что совершается в мире по его вине.
Познакомившись со стихотворениями мордовских поэтов о лесе, я написала свое.
Осенний лес
Лес осенью очень богат,
Листва летит как водопад.
Приятно ходить в лесу
По шуршащему ковру.
Осенний разноцветный лес
Казался соткан из чудес.
Песни птичек редко слыхать,
Лесная прохлада и благодать.
В следующем учебном году у меня есть желание продолжить работу по данной теме, постараюсь проанализировать стихотворения о лесе других мордовских поэтов, сравнить в данном аспекте поэзию мордовских и русских писателей.
Список литературы
1. М. Эпштейн «Природа, мир, тайник вселенной...» Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990
2. В. В. Кожинов «Книга о русской лирической поэзии 19 века. Развитие стиля и жанра». М., 1978
3. Д. С. Лихачев «Литература – Реальность – Литература». М., 1981
4. В. Гусев Пушкин: уроки стиля // Гусев В. «Рождение стиля», М., 1980
5. М. Г. Искричин У лукоморья дуб зеленый // «Лес и человек», М., 1986
6.А.Мартынов Светлая музыка: Стихи и поэмы //Предисл. Г. Горбунова. - Саранск: Мордовск. кн. изд-во, 1982, -216 с.
7.И. Пиняев Мой край заветный: стихи и поэмы/ /Саранск :Мордовск. кн. изд-во,
2005, -192 с.
8. Калейдоскоп: Стихи, поэма.-Саранск: Мордовск. кн. изд-во, 1989.-144с.
9. В. Волков Солнышко мое //Мордовск. кн. изд-во, Саранск,-1978
Госпожа Метелица
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
И тут появился изобретатель
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
3 загадки Солнечной системы