В настоящее время в периодической печати и интернет-источниках опубликованы легенды и предания, связанные с историей Симбирского края. Некоторые стали основой для современной топонимики Ульяновска, множество легенд и преданий вдохновили на поэтическое творчество наших земляков.
Насколько достоверны эти легенды? Какова история и хронология их возникновения? Каковы их основные тематические направления? Кто авторы исследований о легендах и преданиях? Именно эти вопросы рассмотрены в работе.
Вложение | Размер |
---|---|
tarhanova_ulyanovsk.docx | 245.24 КБ |
Межрегиональный конкурс проектов и исследовательских работ учащихся
“Мне в любви объясняется Поволжье”
Направление: литературное краеведение
Тема: «Легенды и предания Симбирского края»
Тарханова Яна Гарриевна
МБОУ «Авторский лицей Эдварса №90» г. Ульяновска,
6 класс
Научный руководитель:
Курушина Маргарита Викторовна,
учитель русского языка и литературы
г. Обнинск, 2016/2017 учебный год
Оглавление
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА:
В настоящее время в периодической печати и интернет-источниках опубликованы легенды и предания, связанные с историей Симбирского края. Некоторые стали основой для современной топонимики Ульяновска, множество легенд и преданий вдохновили на поэтическое творчество наших земляков.
Насколько достоверны эти легенды? Какова история и хронология их возникновения? Каковы их основные тематические направления? Кто авторы исследований о легендах и преданиях? Именно эти вопросы я рассмотрела в своей работе.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Не только мои сверстники, но и люди старшего поколения ограничены в знаниях о богатстве, которым обладает наша культуры в области фольклора, прежде всего легенд и преданий, об интересных предположениях и работах, выполненных исследователями края. Симбирские легенды и предания, как повествовательные жанры фольклора, наиболее полно отражают исторический процесс развития города. Выявление региональных особенностей легенд и преданий представляется значимым для фольклористики. В плане жанрового своеобразия и определения художественных особенностей симбирские легенды и предания еще не становились объектом специального исследования. До настоящего времени нет монографических исследований, посвященных проблемам симбирских легенд и преданий.
Происхождение легенд и преданий обусловлено потребностью людей передать собственный жизненный опыт, знания другим. Содержание легенд и преданий разнообразно и увлекательно, охватывает практически все области нашей жизни, содержит моральные ценности, но остаётся неизвестным для многих моих земляков. Необходимо, чтобы связь поколений не прерывалась, чтобы наши современники больше знали о нашей истории, могли рассказать о тайнах своего края, гордиться богатством фольклора малой родины.
ЦЕЛЬ:
Исследовать легенды и предания, связанные с историей Симбирска, выявив их тематические направления, некоторые художественные особенности, определив возможную причину преимущества легенд того или иного тематического направления.
ЗАДАЧИ:
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Теоретические:
Эмпирические:
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: легенды и предания Симбирского края.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: тематическое разнообразие легенд и преданий Симбирского края, моральные ценности, заложенные в них.
ГИПОТЕЗА: легенды и предания Симбирского края возникали в связи с важными для Симбирска историческими событиями, поэтому их основная тема – история общественных событий. Все легенды и предания подтверждают общечеловеческие нравственные ценности.
Легенды и предания на Симбирской земле имеют столь же древние и загадочные корни, сколь возникновение и название самого Симбирска. Лишь на первый взгляд может показаться, что эти легенды общеизвестны, а значит, давно отмечены в важных научных изданиях. Несомненно, такие знаменитые исследователи, как Ознобишин Дмитрий Петрович, Киреевский Пётр Васильевич, Мартынов Павел Любимович, Поливанов Владимир Николаевич, Сытин Сергей Львович, Селиванов Константин Алексеевич, Кузьмин Владимир Константинович, краевед Трофимов Жорес Александрович, Аржанцев Борис Викторович уделяли большое внимание легендам Симбирска, но, как правило, в контексте тех или иных открытий или в литературном творчестве.
Одно из таких преданий «Как Стеньку черти мучили, а клад его никому не достался» записано Дмитрием Садовниковым, автором ставшей народной песни «Из-за острова на стрежень». Он рассказывает про клад Степана Разина, который составляют «40 пудовок золота и многое множество сундуков с жемчугом». Найти его и снять с него все замки поможет таинственная спрыг-трава[1].
В 1849 году по приглашению Льва Васильевича Киндякова в его поместье в Винновке гостил Иван Александрович Гончаров. Позже он описал эти места в романе «Обрыв»: «С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой — широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор». Видимо, слышал здесь писатель предания и легенды, хранящиеся в памяти местных жителей. Одну ужасную историю Гончаров поведал в своем романе…
«Жил в Симбирске портной. Был он женат и очень ревновал свою красавицу супругу. Да и она, видимо, давала к этому повод. Однажды портной, выследив жену, застал ее с любовником как раз под тем обрывом, среди кустов на дне оврага, где стояла уютная беседка. В приступе ярости он бросился к своему сопернику и ударил его ножом. Жена билась у его ног, умоляя о прощении. Но взбешенный ревнивец наносил ей рану за раной, а затем, над обоими трупами, перерезал горло и себе. Самоубийцу похоронили здесь же, на месте преступления. А среди жителей города и окружающих сел распространились слухи, что «самоубийца, весь в белом, блуждает по лесу, взбирается иногда на обрыв, смотрит на жилые места и исчезает» [2].
Серьёзные монографии, рассматривающие вопросы преданий и легенд, можно датировать концом 19 - началом 20 века. Своё научное сообщение «Об остатках старины в Симбирском уезде» П. Л. Мартынов сделал в 1895 году. В сообщении, наряду с описанием Симбирской засечной черты и обзором памятников по волостям, были приведены предания о возникновении населенных пунктов, происхождении их названий, обычаях и обрядах народов, населявших уезд, а также сведения о сохранившихся до того времени археологических памятниках. Сообщение, напечатанное в нескольких номерах газеты «Симбирские губернские ведомости», вызвало большой интерес и затем вышло отдельной одноимённой брошюрой (1896г.)[3]. В работе «Город Симбирск за 250 лет своего существования» (1898г.) также немало легенд, связанных в основном с топонимикой родного края [4]. П.Л. Мартынов включает в этот труд легенду о Маришкином роднике. Эту легенду сегодня подтверждает, дополнив много интересных фактов, главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Ульяновской области Антон Шабалкин.
Легенду об Исааковском колодце поведал миру краевед Борис Васильевич Аржанцев[5], а множество легенд Курмышек (современный центр г.Ульяновска) – историк-исследователь Сивопляс Иван Эдуардович [6]. Он же рассказал о легендах, связанных с местами, где находится Речной порт.
Следует отметить несомненный интерес моих земляков к этому вопросу. Легенд очень много, настолько, что можно было бы издать многотомник, состоящий только из этих уникальных памятников народного фольклора. Более того, они продолжают рождаться вместе с развитием города. Уже созданы легенды, связанные с районом авиастроителей (Новым городом), Майской горой и т.д. Они находят своих почитателей в Интернете, распространяются среди горожан. Однако до сих пор никто не пытался систематизировать данные об этих небольших, но увлекательных историях. Легенд очень много, и хочется, чтобы они сохранились, дошли до будущих поколений.
Что же знают ульяновцы о преданиях Симбирска (упростив работу, возьмём только этот временной отрезок)? Выводы неутешительны: большинство горожан о них даже и не слышали! Вот некоторые результаты интервью:
Вопрос: «Знаете ли вы легенды и предания Симбирска? Если знаете, то какие?»
Людмила Святославна В., работник банка (легенду о месте, на котором он стоит, описал И.Сивопляс): «Конечно, знаю легенду о Маришкином роднике. Пожалуй, всё. Слышала что-то о легендах, связанных с кладами».
Сергей Владимирович А., житель нового микрорайона у парка «Прибрежный», с которым связано множество старинных легенд: «Легенды? Вот так сразу и не припомнишь….»
Александр В., учащийся 8 класса: «Ничего об этом не знаю, может быть, потому, что приехал сюда, когда мне было уже 9 лет».
Татьяна Михайловна Х., бухгалтер: «Ничего не знаю или не помню».
Карина П., учащаяся 6 класса: «Нет, не знаю».
Валерия Г., студентка УлГУ: «Помнится, что есть несколько легенд о центре нашего города, что-то страшное».
Инна Валентиновна Т., финансист: «В детстве много легенд ходило по деревне. Знаю некоторые из них».
Гарри Тофикович Т., директор по продажам: «Легенд не знаю. Может быть, потому, что в Ульяновск я приехал в возрасте 13 лет».
Наталья Владимировна С., инженер-технолог: «Не могу вспомнить».
Анна Владимировна Е., менеджер: «Про Стеньку Разина слышала».
Результаты анкетирования 86 учащихся разных общеобразовательных учреждений г. Ульяновска приведены в таблице:
Таблица 1
Количество анкетируемых | Не слышали о легендах | Слышали о легендах | Могут поведать какую-то легенду |
86 | 54 (63%) | 18 (21%) | 14 (16%) |
Вместе с тем необходимо отметить, что многим ульяновцам тема кажется настолько интересной и близкой, что они самостоятельно исследуют возникновение легенд, создают даже специальные форумы в сети интернет [7].
Выясним, правильна ли гипотеза о том, что большинство легенд Симбирска связано с важнейшими историческими событиями. С этой целью рассмотрим, к каким тематическим направлениям относятся те или иные легенды. Систематизируем имеющиеся данные по условным тематическим направлениям в таблице. Обратим внимание, что некоторые легенды (топонимические, например) могут быть отнесены и в разделы о разбойниках, кладах и т.д.
Таблица 2
Тематическое направление | Название легенд и преданий (условные) | Источник нахождения легенды | Количество |
Важные исторические события в обществе | Легенда о Стеньке Разине и княжне | Д.Ознобишин | 2 |
Легенда о подкопе Пугачёва | Из экскурсии в музее «Народное образование Симбирской губернии» http://sim-k.ru/2015/02/14/mify-o-babe-chugunnoj-rusalke-i-kladax/ | ||
Топонимические | Легенды о названии Симбирска (4 легенды) | 10 | |
Легенды о Волге и Свияге (Приложение 7). | (по статье Вячеслава Егорова в журнале «Мономах», №4, 1996 г.). | ||
Маришкин родник | |||
Усадьба Киндяковых | Журнал «Мономах» | ||
Исаакиевский колодец (Приложение 3) | Б.Аржанцев | ||
Легенда озера Поганого | Ольга Букина, директор Старопичеурской средней школы, Smartnewshttp://smartnews.ru/regions/ulianovsk/15987.html#ixzz4mkBlVGhI | ||
Легенда о Симбирке | http://komanda-k.ru/Россия/загадочные-места-и-аномальные-зоны-ульяновской-области | ||
Об отношениях между влюблёнными (романтические истории) | Беседка на обрыве | И.Гончаров «Обрыв» | 3 |
Комаровский монастырь (Приложение 2) | |||
Поганое болото | http://smartnews.ru/regions/ulianovsk/15987.html#ixzz4mkBlVGhI | ||
О кладах | Пугачёвские клады (с. Сермас Алатырскогоо уезда, с Кротово Сенгилеевского уезда) | http://obzor-novostei.ru/697-legendy-o-kladax-v-ulyanovskoj-oblasti.html | 11 |
Клад Стеньки Разина | Д.Ознобишин | ||
Клад Разина (Сурский район) | |||
Клад Разина (Карсунский район) | |||
Тайна Винновского склепа (о Ермиле-охраннике клада) | |||
Кудеярский клад | http://obzor-novostei.ru/697-legendy-o-kladax-v-ulyanovskoj-oblasti.html | ||
Сокровища рода Перси-Френч (Приложение 4) | А. Сытин | ||
Клад села Айкаши (Теренгульский район) | А. Сытин | ||
Матвеевский клад | |||
Клад Мясниковых (владельцев Ишеевки) | "Молодежная газета" от 29 октября 2016 года | ||
О разбойниках | Курмышские легенды (Приложение 6) | И.Сивопляс | 4 |
Плач девочки | |||
Укрепления разбойника Герасима (ундоровские и городищенские) | Топографич. описание Симб. намест. T. Масленницкаго | ||
Пещера Хайдера | http://komanda-k.ru/Россия/загадочные-места-и-аномальные-зоны-ульяновской-области | ||
О святых | Об Андрее Симбирском | Журнал «Мономах», № 6 от 2012 г | 3 |
О монахе Иеремии Ломницком, почитаемом хранителем Симбирска (Приложение 1) | Журнал «Мономах», №8от 2008 г | ||
История создания Соловецкой пустыни (монастырских подземный ход) | Журнал «Мономах», №46 от 2012 г | ||
О чудесах | Ворожей из с.Кувай | Журнал «Мономах», №9 от 2012 г | 5 |
Ясновидящий Иван Иванович из с. Крестово Городище | |||
Встреча с гигантскими людьми (Приложение 5) | арабский дипломат Ахмед ибн Фадлан | ||
Сад камней в Скрипинских Кучурах | |||
Легенды «Колючего садика» | И.Сивопляс | ||
О кладбищах | Стрижев овраг (ныне Железнодорожный район) | Журнал «Мономах», №46 от 2012 г | 6 |
Духосошественское кладбище (район Центрального пляжа) | И.Сивопляс | ||
Всехсвятское кладбище (ныне ДК Чкалова) | И.Сивопляс | ||
Могильник в огороде (кладбище гигантских людей, тайна теренгульских великанов) | А.Маркелов, свидетель раскопок археологов | ||
Легенда о кладбище Германовской церкви | И.Сивопляс | ||
Волчий овраг | И.Сивопляс |
Проанализируем полученную информацию:
Таблица 3
Исследование позволяет сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в его начале, в части тематической их направленности не подтверждается.
Опираясь на наиболее распространённые данные о легендах и преданиях Симбирска (всего 54 объекта), приходим к выводу, что самыми популярными темами становятся топонимические (10) и о кладах (11).
В преданиях, повествующих о заселении, освоении края, речь идет и о происхождении названия деревни, села, города. Топоним нередко возникает от имени, прозвища, фамилии первопоселенца или владельца определенной местности, связан с родом занятий коренных жителей, их этническим происхождением. Топонимический мотив предания, часто расцвеченный фантазией, обычно основывается на так называемой народной этимологии, которая, объясняя происхождение названия, подчас не сообразуется ни с какими фактами — историческими, этнографическими, географическими.
Легенды и предания о кладах, возможно, потому и приобретают большую распространённость, что периодически подтверждаются реальными фактами уникальных находок. Кстати, кладом, тем более интересным для историков, могла стать не только разбойничья добыча, но и разбойничья амуниция. Именно такой клад, или, точнее говоря, «арсенал», обнаружили в 1840 году в лесу близ деревни Новой Баевой Ардатовского уезда: старинные ружья, сабли и некие «конские железные оковы с замками». В том же Ардатовском уезде, но уже близ села Тазина, в 1895 году был найден старинный меч, о котором тоже решили, что он «разбойничий».
Клад бронзовых женских украшений, относящихся к IX столетию, обнаруженный в окрестностях Сенгилея в 2004 году, лежал почти на поверхности, его случайно нашли во время распашки почвы. За многие столетия вещи, которые, видимо, были завернуты в ткань, постепенно растаскивались вместе с землей по сторонам. Сколько их было всего, тоже неизвестно, добычей археологов стали 59 предметов из бронзы и билона, белой бронзы, 9 изделий из цветного стекла, крохотный ритуальный железный нож и раковина-каури. Подобные раковины широко ценились и использовались в качестве оберегов, да и весь женский костюм всегда носил ритуальный, обереговый характер. Их надевали только по особым случаям, передавали по наследству. Конечно, бронза — не золото и не серебро, но опять-таки в глазах людей своего времени они могли обладать совершенно не измеряемой никакими драгметаллами ценностью.[8]
Зимой 1983 года двое ульяновских мальчишек обнаружили в старинном, предназначенном к сносу доме, металлическую шкатулку с драгоценностями — изящные броши, усыпанные драгоценными камнями, массивные браслеты-запястья, карманные часы, баночки для парфюмерии, украшенные затейливыми надписями в стиле древнерусской вязи. Среди предметов, оказавшихся в шкатулке, орден Святого Станислава и медаль «В память 300-летия Дома Романовых. 1613-1913 гг.».
Знаковые события в истории Симбирска – исторически имевшие место бунты Емельяна Пугачёва и Степана Разина - являются сюжетообразующими элементами симбирских преданий на историческую тематику. Основная их функция — познавательная, передать и сохранить память о прошлом. И всё-таки вокруг Разина и Пугачёва тоже много легенд, связанных с кладами. Но самой роскошной правде далеко до фантастических, еще не найденных сокровищ. Рассказывали, что «клад Стеньки Разина», скрывавшийся будто бы в окрестностях села Шатрашаны Буинского уезда, ныне в Сурском районе Ульяновской области, содержал в себе «сорок пудовок золота (почти 650 килограммов!), многое множество сундуков с жемчугами. На те деньги, которые в кладе, можно всю губернию Симбирскую сорок раз выжечь и обстроить лучше прежнего. Не пропить их, не проесть тех сокровищ всей губернии Симбирской»!..[9]
Или вот еще все в том же Буинском уезде, нынешнем Сурском районе: «В окрестностях деревни Паркиной, на юге от нея, старожилы указывают гору, в которой, будто, хранится клад, положенный Степаном Тимофеевичем Разиным. В 1844 году полицейским сотником деревни Паркиной у одного отставного солдата, при поимке сего последнего на той горе с тремя крадеными лошадьми, отобран список, снятый, будто, со списка самого Степана Разина, в котором он описывает место, где положил клад и что положил, как его взять и какие молитвы должно читать, когда будешь приступать к открытию сокровища, какие страсти при том будут представляться и как распорядиться найденным сокровищем».
А «страсти» обещали быть нешуточными. Присутствие кладов давало о себе знать страшными и непонятными видениями в форме блуждающих огней, людей, животных и всяческих монстров. В частности, «разинский» клад в губернском городе Симбирске, на склоне к реке Свияге, являлся очевидцам в виде козленка, а клады на горе близ деревни Кошелевки, в нынешнем Карсунском районе — «серого барашка». Кладоискатель был обязан поделиться найденным в равной доле с каждым случайным человеком, вдруг оказавшимся на месте раскопок, и ни на миг не впускать в свое сердце алчных мыслей насчет того, как он «получше» распорядится найденным: нечистая сила тотчас уводила найденное богатство прямо из рук и могла жестоко покарать жадину, будь то безумием или безвременной смертью.
И вновь мы встречаемся с главным моральным посылом – клад не даётся алчным, корыстным людям, иногда речь идёт о специальных молитвах, необходимых для изъятия клада.
Но так ли стремились однажды зарывшие клад вновь попользоваться своим сокровищем? Одна из теорий, все более популярных среди историков в последнее время, утверждает как раз обратное: забирать клады, по крайней мере, в глубокой древности и средневековье, никто не собирался. Сокровища скрывались именно сами по себе, наудачу, как жертва богам или духам, в расчете заполучить еще большее и лучшее богатство или же здоровье, успех, выгодный брак, положение в обществе. Потому-то тайна клада так тщательно скрывалась даже от собственных наследников, а церемония его зарытия сопровождалась разнообразием ритуалов, с наложением заклятий и проклятий на потенциальных находчиков.
Россия вплоть до конца XIX века жила «живым средневековьем». Значит, клады продолжали прятаться наудачу, о чем свидетельствуют народные истории и легенды о богатеях, зарывавших в землю совсем не подходящие бумажные деньги или же поддающиеся сильной коррозии медяки. Так, в окрестностях села Озимки Карсунского уезда был обнаружен клад медных российских монет середины XVIII столетия весом почти 140 килограммов! Свыше полутора тысяч медных монет обнаружили в 1889 году в селе Губино Сызранского уезда.
Своеобразным центром кладоискательства в губернии являлась пригородная деревня Поливна, в ближайших окрестностях которой «скрывались» будто бы сразу три несметных клада! Симбирские историки и краеведы XIX столетия свидетельствуют, что редкое древнее городище или курган не были изрыты местными кладокопателями.
Но самые обширные и ценные в материальном смысле сокровища были зарыты в Симбирскую землю в настоящее средневековье, X-XV веках, когда она входила в состав мощной и богатой Волжской Булгарии, государства с развитыми ремеслами, городами и торговлей. В эпоху Волжской Булгарии на Волге процветала работорговля. Рабы были предметом роскоши, за них платили серебряной монетой, и нумизматику средневекового арабского Востока и Средней Азии, уверяют ученые, лучше и легче всего изучать на примере волжских кладов.
В 1970 году в окрестностях села Матвеевка Старомайнского района трое школьников обнаружили большой глиняный сосуд с серебряными монетами первой половины X века, часть из которых разошлась по личным коллекциям счастливцев и их приятелей, а 825 монет поступили в Ульяновский областной краеведческий музей. Монеты из сосуда чеканились в Багдаде, Бухаре, Самарканде и в городе Эль-Шаше, нынешнем Ташкенте. Как видим, экономические связи нашего региона со многими республиками бывшего Советского Союза насчитывают не одну сотню лет! Матвеевский клад был зарыт на глубину около метра, явно с расчетом довольно скоро вернуться за ним.
Так или иначе, но популярность легенд и преданий, связанных с кладами, бесспорна. Может быть, она определяетсяещё и верой в лучшее будущее, в поиски тех чудес, которые способны изменить жизнь и сделать её счастливой без усилий? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, исследуем содержательный аспект, моральный посыл фольклорных памятников, их художественное своеобразие.
Граница между легендами и преданиями очень размыта. Проблема их разграничения связана с постоянным взаимодействием этих жанров между собой. В основном они представляют собой рассказы о фактах, имевших место в реальной действительности и во-
шедших в историю, потому сохранившихся в памяти народа. В них отражены относительно достоверные сведения о реальных событиях прошлых лет и столетий. Это могут быть лица, реально жившие в определенное историческое время; масштабная личность, сыгравшая важную роль в истории, культуре, жизни своего народа. Категории, по которым народные легенды разделяются, можно представить следующим образом: тематика и проблематика легенд; смысловые связи персонажей легенд друг с другом; позиция рассказчика по отношению к событийному миру легенды, его отстраненность или вовлеченность в него. [10]
Обратимся к фольклорной традиции в симбирских легендах и преданиях, раскрытию таких их жанровых особенностей, как нацеленность на достоверность, роль чудесного, назначение, отношение к действительности, структуре произведений. Важным представляется изучение тематической направленности, нравственных ценностей, которые становятся ведущими в легендах и преданиях Симбирска.
Как известно, легенды и предания относятся к рассказам сюжетного характера, хотя сюжеты в них не отличаются развернутостью, в основном они состоят из одного или нескольких эпизодов. Типовую основу сюжетов легенд и преданий, как мы выяснили в предыдущей главе, составляют мотивы топонимические, чудесные, романтические, разбойничьи и т.д.
Попробуем рассмотреть легенды самого популярного тематического направления – о кладах. Приведём одну из легенд, связанных с кладами [11]:
«Эта тайна ходит из поколения в поколение. Называется она тайной Винновского склепа. Человека, которому доверили закопать и охранять казну ватаги, звали Ермил. Эту казну дружинники атамана не рискнули доверить кому-либо другому. А Ермилу верили и знали, что умрет, но никому сокровища не отдаст. Ночью поднялся Ермил на гору, захватив сундук 4 пуда весом. Прошел меж деревьев, находя стороной тропки, которые сделали местные жители. Остановился посреди чащи. И когда он вытянулся в полный рост, то увидел огромную яму, куда можно было поместить еще 10 таких сундуков.
Спустя 5 лет местные жители поговаривают о каком-то странном отшельнике, живущем в лесу, в вырытой пещере, остерегающего вход в нее. Только не появлялись ни атаман, ни его посланцы. Ермил был верный своей клятве оберегать сокровища, поэтому отойти не мог. Прорыл в пещере множество ходов и выходов. Они переплетались в разных направлениях, и попавший туда уж точно никогда не выберется. Много любопытных было...
Прошло много времени, и уже не только в городище, теперь еще и в окрестных деревнях ходят слухи, что пропадают люди. Но однажды к воеводе пожаловал человек, который сказал, что узнал тайну отшельника. На следующую же ночь стражники окружили то самое место - логово отшельника, а сам воевода и десяток стражников пошли прямо к входу.
Ермил увидел отряд и поспешил скрыться в пещере там, где никто не знает.
Воевода приказал осмотреть вокруг на наличие других выходов, которые тоже присутствовали, и поставил на каждый выход по 3 стражника. А сам с 2 дюжинами вошел в пещеру. Обшарив каждый закоулок, ничего не нашли. До сих пор говорят, что есть и другие, более дальние выходы. Но дорога к ним не из легких. Заросшие чащи, большие ямы, множество холмов и много желающих найти клад».
Попробуем проанализировать эту легенду. Начинается она со своеобразной словесной формулы «эта тайна ходит из поколения в поколение». Встречаются в симбирских легендах и преданиях словесные формулы «так говорят ..., старики говорят..., по словам стариков ...». Они выполняют художественную функцию. Обычно расположенные в начале повествования, такие формулы создают определенный эмоциональный, психологический настрой. Эти формулы уже в самом начале повествования определяют характер его восприятия и отношения к нему слушателей, интригуют. В некоторых из рассмотренных легенд встречаются своеобразные подтверждения сказанного в конце произведений.
Обратим внимание на слово «тайна» во втором предложении. Оно продолжает усиливать напряжение слушателя, подготавливает к восприятию событий, с точки зрения рассказчика очень важных и достоверных. Не может не привлечь внимание отношение к Ермилу окружающих: «Ермилу верили и знали, что умрет, но никому сокровища не отдаст». Вот он, нравственный портрет человека, которому можно доверить клад и который, несомненно, становится выразителем лучших ожиданий народа. Далее сюжетная линия призвана показать такие черты Ермила, как отвага, сила, преданность долгу, смекалка, честность. Он готов верой и правдой охранять порученный клад, ничего не взяв оттуда, несмотря на то, что атаман и его сподвижники ни разу не появились больше. «Ермил был верный своей клятве». Обратим внимание, что этими качествами наделён разбойник. Поэтизация разбойников присутствует во многих легендах и преданиях Симбирска.
Повествование продолжает сгущать тайну, подчёркивая её характерными для легенд фразами «много любопытных было...», «прошло много времени», «до сих говорят». Эти слова, тоже становящиеся своеобразными словесными формулами, не только подчёркивают важность происходящего, но и усиливают явное противопоставление: Ермил не такой, как все, он в количество многих не входит, он – уникальный в своём роде.Легенда заканчивается фразой «Заросшие чащи, большие ямы, множество холмов и много желающих найти клад», которая только подтверждает уникальность Ермила.
Можно присоединить к этому тематическому направлению некоторые топонимические легенды и предания. Вместе с тем следует отметить, что достоверность информации в таких легендах условная: основные действующие герои существовали в реальности, а событийная основа чаще всего является недостоверной, вымышленной, иногда фантастической.
Страшные тайны скрывают топонимические легенды. Знаменитое в Симбирске озеро Поганое уже одним названием страшит туристов. Там, где сейчас находится лесное озеро, раньше было мордовское село. Мордва — издревле жители лесов, их сказочно-детскими рассказами не проймешь. По преданию, в один день все избушки закишели змеями, лошади и коровы встали на дыбы, из земляных недр к небу взвились ключи. Почва умчалась из-под ног, а постройки и дома нырнули в пучину. Люди в панике бежали, озерные воды смыли село с лица земли. С тех пор место прозвали Поганым.
Ходят здесь легенды страшные, запугивая впечатлительных гостей: толкуют, что обрученная невеста уронила в Поганое озеро кольцо. Жених любимой не поверил и обвинил в измене. Невеста утопилась, а юноша во время прогулки у родника разглядел сквозь озерную гладь то самое кольцо! Невеста не слукавила: украшение она обронила в озере, а подземная река вынесла его наружу. Говорят, по берегам Поганого любит гулять и леший. Ночами рыбаков пугает неизвестный шум: ветви деревьев ломаются в безветренную погоду, а осины и березы будто поют человеческими голосами[12].
В легендах, связанных с взаимоотношениями влюблённых, как правило, осуждаются ревность, измена.
Чудо и, как следствие, событие или происшествие невероятного характера в преданиях и легендах Симбирска занимают главенствующее положение, не отрицается также и присутствие вымысла, фантастики. На основании анализа интернет-источников можно сделать выводы, что в настоящее время сюжеты легенд-«встреч», легенд-«видений» становятся наиболее востребованными. Подобные рассказы раздвигают границы реальности и позволяют чуду входить в обыденную жизнь, преображая ее, меняя самого человека.
Рассмотрим историческое время, о котором упоминается в тех или иных легендах Симбирска:
Таблица 4
Легенда | О каком историческом времени | Примерное время возникновения легенды |
Легенда о Стеньке Разине и княжне | 1670 | 1670 |
Легенда о подкопе Пугачёва | 1775 | Затруднено исследование |
Легенды о названии Симбирска (4 легенды) | 17 век | 1670 год |
Легенды о Волге и Свияге | Затруднено исследование | Затруднено исследование |
Маришкин родник | 19 век | 1835 год |
Усадьба Киндяковых | 19 век | 1870 год |
Исаакиевский колодец | 20 век | Затруднено исследование |
Легенда озера Поганого | Затруднено исследование | Затруднено исследование |
Легенда о Симбирке | 20 век | |
Беседка на обрыве | Затруднено исследование | Затруднено исследование |
Комаровский монастырь | 17 век | 17 век |
Пугачёвские клады (с. Сермас Алатырскогоо уезда, с КротовоСенгилеевского уезда ) | 1770-1775 | Коне 18 века |
Клад Стеньки Разина | 17 век | 17 век |
Клад Разина (Сурский район) | ||
Клад Разина (Карсунский район) | ||
Тайна Винновского склепа (о Ермиле-охраннике клада) | 18 век | 18 век |
Кудеярский клад | Сер.17-нач. 18 в. | Сер.17-нач. 18 в. |
Сокровища рода Перси-Френч | Сер.19-нач. 20 в. | Сер.19-нач. 20 в. |
Клад села Айкаши (Теренгульский район) | Затруднено исследование | Затруднено исследование |
Матвеевский клад | 1670-1671 | 1670-1671 |
Клад Мясниковых (владельцев Ишеевки) | 1867 | 1867 |
Курмышские легенды | Предположительно конец19-нач. 20 в.в | Предположительно конец19-нач. 20 в.в |
Плач девочки | ||
Укрепления разбойника Герасима (ундоровские и городищенские) | 1784 | 1784 |
Пещера Хайдера | Затруднено исследование | Затруднено исследование |
Об Андрее Симбирском | Вторая половина 18 века | Вторая половина 18 века |
О монахе Иеремии Ломницком, почитаемом хранителем Симбирска | Вторая половина 19 века | Вторая половина 19 века |
История создания Соловецкой пустыни (монастырских подземный ход) | 1420 | 15 век |
Ворожей из с.Кувай | Конец 19 века | Конец 19 века |
Ясновидящий Иван Иванович из с. Крестово Городище | Конец 19 века | Конец 19 века |
Встреча с гигантскими людьми | 922 | Сер. 19 века |
Сад камней в Скрипинских Кучурах | 1919-1922 | 1919-1922 |
Легенды «Колючего садика» | Затруднено исследование | Затруднено исследование |
Стрижев овраг (ныне Железнодорожный район) | Начало 20 в. | 1930 |
Духосошественское кладбище (район Центрального пляжа) | Сер 19 века | Сер 19 века |
Всехсвятское кладбище (ныне ДК Чкалова) | 18 век | 18 век |
Легенда о кладбище Германовской церкви | Сер 19 века | Сер 19 века |
Волчий овраг | 1788 | 1788 |
Хронологический анализ рассмотренных легенд и преданий показывает, что рождени их приходилось в основном на сер.17 века, конец 19 в. Особенно интересны предания, связанные с гигантскими людьми (922г), и целый цикл городских легенд конца 19 века.
Легенды и предания информируют слушателя о событиях, явлениях, происшествиях, глубоко запомнившихся народу, сыгравших определенную роль в жизни, поучают, как не надо или нужно поступать, предостерегают от опрометчивых поступков. Может быть, именно в этом заключается причина популярности легенд и преданий Симбирска.
Таким образом, анализируя легенды и предания Симбирска, мы приходим к выводу, что вторая часть гипотезы (все легенды и предания подтверждают общечеловеческие нравственные ценности) абсолютны верна.
Таблица 5
Выводы
На основании исследовательской работы можно прийти к следующим выводам:
Список используемой литературы
Ссылки
[1] "Молодежная газета" от 29 октября 2016 года
[2] Гончаров И. А. Обрыв. – Издательство «Астрель», М., 2013. – 704 с.
[4] http://библиохроника.рф/Сюжеты/Симбирск
[5] Б.В. Аржанцев, М.Г. Митропольская. – Ульяновск: Симбирская книга, 1994. – 223 с.
[6] Сивопляс И.Э. Со Спасской на Советскую и обратно:Мономах. – 2011. – № 4. – С. 14–16.
[7] http://ulgrad.ru/?tag=kraevedenie, https://vk.com/topic-7986215_21974788?offset=20, klad73.ru › Форум кладоискателей Ульяновска › Кладоискательство › Зона поиска
[8] http://ul-folk.livejournal.com/2524.html
[9] "Молодежная газета" от 29 октября 2016 года
[10] Шеваренкова Ю. М. Русская устная народная легенда в ее жанровых разновидностях - Ижевск, 2002.- 190 с.
[11] Алексеенко А. Склепы хранят тайны – Ульяновск: Дыхание земли. – 2007. - №41
[12]http://ul-folk.livejournal.com/40355.html
Глоссарий
Легенды -В фольклоре легенды — жанр несказочной прозы, фантастически осмысляющий события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъестественным и существами (Бог, святые, ангелы, «нечистые духи»). В основе фольклорных легенд лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность, что определяет их структуру, систем у образов, поэтику. В отличие от мифов, легенды независимы от ритуала, в отличие от преданий, события легенд протекают одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Первый (и единственный) сборник русских фольклорных легенд был издан А.Н.Афанасьевым в 1859 (Новосибирск, 1990). ( А.Н. Николюкин)
Монография–(от греч. μονοσ — один, единый и γραφειν — писать) — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной или нескольких (тесно связанных между собой) тем. Её автором, как правило, является один человек, но есть и коллективные монографии.(Энциклопедический словарь)
Предания – один из видов несказочной прозы. Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдаленном. Предание изображает действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий — сохранять память о национальной истории. Предания — это «устная летопись», жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Само слово «предание» означает `передавать, сохранять`. Для преданий характерны ссылки на старых людей, предков. События преданий концентрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения (будь то царь или предводитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в идеальном свете.
Топонимика– (от греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (ōnoma) — имя, название) — раздел ономастики, изучающий историю создания, преобразования и функционирования географических названий (топонимов). Исторический компонент в топонимике обязателен, но это не история стран и народов, а история языка. Ни одно историческое событие не отражается в языке непосредственно. Следы его могут быть лишь косвенно обнаружены в отдельных словах.(по Энциклопедическому словарю)
Этимология– 1. Раздел языкознания, изучающий происхождения слов.
2. Происхождение слова или выражения с точки зрения его связей с другими словами иливыражениями данного и других языков (по Евремовой)
Этнография- наука, изучающая материальную и духовную культуру народов (по сл. Ожегова)
Хронология - 1. Научная дисциплина, изучающая историю летосчисления.
2. Перечень исторических событий в их временной последовательности.
3. Последовательность событий или появления чего-л. во времени. (по Ефремовой)
Приложение
Мало кому из ныне живущих ульяновцев знакомо имя монаха Иеремии Ломницкого, бывшего весьма заметной фигурой в дореволюционном Симбирске. Горожане почитали его за святого и даже считали «талисманом» города. Жил он открыто, а вот смерть его окутана тайной. Хотя бы уже потому, что однажды монах исчез… из собственной могилы!
Аккурат перед собственной кончиной Ломницкий изрек следующее: « Уйду я — и не станет у Симбирска защиты». Возможно, так и забылись бы слова монаха, если бы не сбылись в точности в день его похорон…
Досье
Иеремия Ломницкий (в миру — Иван Михайлович) родился 8 февраля I860 года в селении Кавско, в бывшей Австро-Венгрии (ныне Львовская область на Западной Украине), в многодетной семье приходского греко-католического священника. В возрасте 22-х лет принял монашество. В 1892 году основал женскую монашескую Конгрегацию Сестер Служебниц Непорочной Девы Марии. В начале 1915 года российские войска заняли Западную Украину и выслали монаха из прифронтовой области в Симбирск, где он пользовался духовным авторитетом как среди ссыльных, так и среди местного населения.
Чудеса
Из дневника симбирского купца Егора Никифоровича Еремеева:
«20 ноября 1915 года. Месяц, как сын мой, Кондратий Егорович, десяти лет от роду, пребывает в горячке. Врачи предсказывают непременную его кончину, ссылаясь на чрезмерную слабость его и запущенную болезнь…
23 ноября 1915 года. Встреча с преподобным отцом Иеремией Ломницким, дай Бог ему здоровья, который раз только склонившись над моим угасающим сыном, молитвами (или чудом?) открыл ему глаза. Егорушка сию же минуту произнес слово, и слово это было: «Иеремия». Хотя до того сын почти 20 дней не промолвил ни слова и святого отца Ломницкого никогда не знал и не видел.
27 ноября 1915 года. Сын мой, приговоренный уже к погибели, окончательно исцелился. Все это время ежедневно отец Иеремия Ломницкий выбирал минутку зайти к нам и поговорить с сыном… Кроме как чудесным провидением и Божьим даром отца Иеремии не смею объяснить произошедшее».
Однажды, в разговоре с тогдашним симбирским полицмейстером Василием Асафовичем
ПифьевымЛомницкий неожиданно изрек: «Дело ты делаешь благое — церковь от безбожников спасаешь… И мне бы с тобой… Но не судьба нам идти об руку… Впрочем, скоро мы встретимся… Догоню я тебя, друг мой». Так и случилось.
Безбожниками Иеремия называл революционеров, коих отслеживал и отлавливал Пифьев. Что же до «скорой встречи», то Ломницкий как есть предсказал близкую смерть обоих. Оба умерли в начале 1916-го. Пифьев в апреле, Ломницкий — в июле. Обоих убил инсульт.
***
А вот что сказал Ломницкий городскому голове Леониду Ивановичу Афанасьеву:
— Черное что-то повисает над Россией. Скоро все перевернется. А на вашем месте будет хитрый и недобрый бродяга-лодочник. Мишкой звать.
Теперь известно, кого имел в виду Ломницкий — Михаила Ивановича Гимова, ставшего впоследствии председателем Симбирского губисполкома, а в то время, действительно, оборванца, ночующего по волжским берегам под рыбацкими лодками.
***
Главное же пророчество отца Ломницкого, как уже говорилось, начало сбываться уже на следующий день после его смерти — 3 июля 1916 года. В день похорон отца Иеремии толпа, разгневанная дороговизной и дефицитом, пыталась брать штурмом продуктовые лавки. Прибывшие войска открыли стрельбу по народу. Количество убитых и раненых исчислялось сотнями.
Исчезновение
Беспорядки творились такие, что Ломницкого из-за них смогли похоронить только поздним вечером. Гроб до кладбища провожала огромная толпа. На могиле был установлен чугунный крест. Но простоял недолго.
Осенью 1918-го недалеко от последнего приюта монаха симбирские большевики похоронили пятерых своих соратников, расстрелянных белогвардейцами. По замыслу, их могила должна была стать «местом поклонения». Однако «несознательные горожане» по-прежнему продолжали кланяться «какому-то попу»! И в идеологическом плане захоронение монаха стало для Советской власти «неудобным».
Памятник снесли, но саму память о Ломницком стереть все ж таки не удалось. Уже в советские времена украинские монахи тайно посещали ульяновское кладбище, желая отыскать могилу и поклониться праху отца Иеремии.
Сюда же 5 августа 2006 года из Украины приехал монах-иеродиакон Даниил Сикора. Он и ульяновские краеведы собирались эксгумировать тело Иеремии. Однако когда могила Ломницкого была вскрыта, самого его в ней не оказалось…
Могила
На дне могилы под бетонной плитой обнаружили склеп. А в нем — три гроба. Один маленький (младенческий), второй — обычный (взрослый); оба не были обиты тканью (в годы Первой Мировой она была в дефиците). Зато последний, стоявший посередине, гроб был громадным, богато украшенным кистями и бумажными аппликациями, обшитый серебряной бумагой.
Отец Иеремия отличался немаленьким ростом и мощным телосложением. Но это был не он. На костях сохранились остатки волос и одежды, но не было видно ни венчика, ни разрешительной молитвы в руках. Значит, погребение совершалось не по православному обряду. Более того, скелет оказался… женским. Сопоставляя исторические факты, выдвинули версию, что в могиле похоронена высланная из Восточной Пруссии баронесса Кристина-Мария фон-Зуммель, почившая в Симбирске в возрасте 90 лет.
Вопросы
Но как баронесса попала в эту могилу, если умерла за год до кончины Ломницкого? И где теперь прах монаха?
Есть сведения о существовании неких секретных документов, согласно которым останки Ломницкого якобы были вырыты, а вместо них в могилу перенесли три «посторонних» гроба. А самого Ломницкого якобы отправили в Москву, где забальзамировали. Зачем? Для исследования? Или по какой иной причине? Воистину — вопросы без ответов.
Зато ясно другое. Иеремия Ломницкий, действительно, в какой-то мере был «хранителем» Симбирска. После его смерти доселе тихий и спокойный город захлестнул вихрь, который не отпускает его и поныне. И нужно бы вернуть его останки на место. Может, хоть тогда у нас в городе, наконец, жизнь наладится…
Журнал «Мономах», 2008, №8
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ХРАМ В РАСПЛАТУ ЗА УБИЙСТВО: КОМАРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Женскому монастырю Михаила Архангела в Комаровке, небольшом селе под Ульяновском, и лет-то всего 20. А вокруг него уже ходят легенды. Церковь здесь заложили еще в 1985 году, но в суровом 1917-м храм попал в немилость советской власти. И вот тут начались фантастические события: сначала насмерть разбились рабочие, пытавшиеся разобрать колокольню, а потом в архивах вскрылись и подробности о строителе монастыря. По старинному сказу, возвел его купец: в Комаровке у него было большое имение. К усадьбе до сих пор ведет аллея из стройных лип.
Фото: simbirsk.eparhia.ru
Человек этот имел красавицу-жену, весьма благочестивую. Красота, что роза: много желающих ее сорвать. Друзья купца оказались людьми непорядочными и пытались ухаживать за чужой супругой. Нашелся не побоявшийся греха оговорить честную женщину в отместку за равнодушие. В порыве ревности купец убил свою жену. Когда выяснилось, что женщину оговорили, отчаянью вдовца не было предела. Он дал обет построить храм в честь Архангела Михаила, который является не только воином, но и отмстителем за всякую несправедливость.
Из легенд, рассказанных жителями Комаровки, SmartNews
Сейчас Комаровский монастырь по праву считается сокровищем ульяновского региона. И дело не только в мистике. Тут и огромный сестринский корпус с трапезной, и гостиница для паломников, огороды, сады, собственная пасека с гудящими пчелами, художественные мастерские. А у подножия горы бьет источник, у которого монахини соорудили купальню
Read more: http://smartnews.ru/regions/ulianovsk/15987.html#ixzz4mkBPIPJ9
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ЛЕГЕНДА ОБ ИСААКИЕВСКОМ КОЛОДЦЕ
В Симбирске издревле были известны активные родники, расположенные <на полугоре>, ниже Соборной площади (ныне пл. Ленина) между Духовским (у современной областной филармонии) и Николаевским (у областного краеведческого музея) спусками. Среди этой сети родников располагался знаменитый Исаакиевский колодец, водой из которого, отличавшейся отменным вкусом, пользовались многие жители Симбирска до возведения в 1871 году водонапорной башни и водопроводных сооружений во всем городе. Однако и после, особенно во время весеннего разлива Волги и Свияги, люди продолжали пользоваться родниковой водой самого популярного в городе колодца.
Почему же этот колодец назывался Исаакиевским? История об этом умалчивает. Мы можем предположить в качестве легенды следующее. Мимо нашего города дважды проплывал на судах Петр I: в 1695 и 1722 годах. Во время второго следования его застала буря на Волге, и он был вынужден остановиться где-то на берегу, чтобы переждать непогоду. Самым привлекательным местом мог оказаться именно этот известный и знаменитый колодец.
Теперь о названии самого колодца. В честь Исаакия Далматского, память которого, 30 мая, совпадает с днем рождения Петра I, был построен Исаакиевский собор в городе Санкт-Петербург. Так, может быть, и колодец в Симбирске был назван Исаакиевским в память о Петре I, когда он останавливался на симбирском косогоре?
Отсюда следует вывод о том, что название колодца "на полугоре" в Симбирске может соответствовать одновременно как памяти святого Исаакия Далматского, так и дню рождения Петра I. Колодец - единственное место, которое, возможно, связано с пребыванием в городе прославленного императора.
Подтверждением этой легенды могут стать исследования ульяновских археологов, оползневиков и экологов. Ведь на дне этого колодца могут быть обнаружены монеты, относящиеся к периоду царствования Алексея Романова, по указу которого был основан наш город, а также его сына Петра.
По многочисленным свидетельствам, именно сеть родников вместе с этим знаменитым Исаакиевским колодцем являлась одной из причин многих оползней волжского косогора на протяжении ряда веков, не исключая и нашего времени. В 1785 году обвал горы был столь велик, что при этом разрушились многие дома и часовня близ Смоленской церкви. В 1883 году произошли три значительных обвала близ Исаакиевского колодца, которые угрожали даже бульвару на Венце.
Эту природную стихию можно преобразовать в прекрасный "Симбирский Петергоф" усилиями энтузиастов, любящих свою малую родину.
Борис Аржанцев
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. УСАДЬБА ПЕРСИ-ФРЕНЧ
Князья Голицыны стали хозяевами Тереньги в мае 1764 года. Их местная суконная мануфактура была одной из крупнейших в России фабрик. Именно Голицыны возвели в центре села трехэтажный особняк, вокруг которого сейчас ходит столько легенд. Затем Тереньга перешла во владение царского генерала и тайного советника Александра Скребицкого. Его имя по сей день овеяно множеством слухов и загадок. Одни предания гласят, что был он щедрым человеком, который не оставлял в беде страждущих. По рассказам других - Скребицкий был жесток и беспощаден к провинившимся крепостным крестьянам. Якобы для чего и оборудовал в усадьбе секретный подвал с «инквизиторскими штучками» вроде дыбы и гильотины. Сюда же, по легенде, помещику доставляли детей для любовных утех, которые из подвала не возвращались.
«Еще моя бабка рассказывала, что людей замуровывали прямо в стенах подземелья, - признался мне местный житель Александр Николаевич, - а уж правда это или нет, разве теперь узнаешь? Но то, что кладов тут попрятали помещики в свое время немало - и сомневаться нечего».
Легенда гласит, что именно тайный советник Скребицкий решил сделать секретные подземные ходы, ведущие из усадьбы. Один из таких ходов якобы вел в церковь, которую помещик сам же построил в 1850 году. От храма подземный лаз раздваивался. Одна из его веток выводила к конному манежу, другая - за пределы имения, за Ярмарочную площадь. Был из усадьбы и дополнительный подземный лаз, ведущий к реке Тереньгулька. Подобные ходы Скребицкий якобы задумал на случай войн, мятежей и тайников для сокровищ.
Откуда несметные богатства могли взяться у помещика, вышедшего из небогатой семьи дворян, люди объясняют по-разному. По одним слухам, их когда-то пожаловал ему великий князь Константин Павлович. Якобы за то, чтобы Скребицкий женился на одной из его беременных любовниц и впоследствии воспитывал родившегося княжеского сына. По другим данным, тайный советник сам у кого-то украл фамильные драгоценности. После смерти Скребицкого усадьба перешла к его родной дочери Софии Стремфельд. А та завещала имение Екатерине Перси-Френч, которую любила как родную внучку. Род Френчей известен в Ирландии с 16 века. Уже в то время они владели замком Монивей в графстве Галуэй и землями в баронатствеТайквин. После смерти четы Стремфельд Екатерина Перси-Френч получила огромное наследство. Перед первой мировой войной она оценивала его в 50 млн рублей и считалась одной из крупных землевладелиц в Симбирской губернии.
Дошедшие до наших дней воспоминаниях предков гласят, что баронесса Перси-Френч была женщиной умной и властной. Она обнаружила подземные ходы Скребицкого и … придумала им еще одно применение.
«Старожилы рассказывали, что крестьяне очень боялись баронессы, потому что она обладала способностью появляться в течение дня в разных местах своих владений. При этом никто не видел ее передвижений, - уверяет преподаватель биологии и экологии Тереньгульской средней школы Елена Спирина, - а Перси-Френч, якобы, перемещалась не по земле, а под ней, по своим тайным лазам».
С тайной - в могилу
Начало революции застало баронессу в Петрограде. А когда осенью 1917 года она вернулась в Симбирск, ее имени в Тереньге уже разграбили. «Крушили и ломали всё, что попадало под руку, - писала она, - картины, мебель, посуду. Некоторые из домов поджигали или сносили. Вырубали лес, уничтожали скот, крушили сельскохозяйственную технику»
Вот только до подземных тайников никто тогда так и не добрался. О них попросту не знали... В конце октября Перси-Френч арестовали и под конвоем отправили в Москву. Через два года после освобождения ее приютил датский Красный Крест. Затем баронесса переехала в Монивей к родственникам. Умерла она в возрасте 74 лет. Замок в Монивее баронесса завещала приюту для пожилых дам знатного происхождения. А тайну подземных сокровищ в Тереньге она, по легенде, так никому и не раскрыла.
После 1928 года ее имение в Ульяновской области восстановили и разместили здесь здание Тереньгульского райисполкома. Затем здесь была школа крестьянской молодежи. А с 30-х годов - начальная школа. Из-за недостатка финансирования дом почти не ремонтировался. А три года назад усадьба совсем опустела. Не было денег на топливо для котельной. Оставшись без обитателей, здание постепенно стало разрушаться. Конечно, усадьбу включили в число объектов культурного наследия. Но денег ни на его восстановление, ни на реставрацию так и не нашли. В итоге в доме перебили часть окон, крыша стала отваливаться. Все это время барская усадьба интересовала только... кладоискателей. И явно не спроста.
В разные годы в окрестностях Тереньги стали образовываться подземные провалы. И угодившие в них жители находили в слоях земли то старинные монетки, то утварь из драгоценного металла. Самые большие залежи серебряных денег обнаружили во время строительства местного дома культуры. Как раз здесь, по преданию, проходила одна из ветвей подземного хода. А однажды провалился пол в самом здании усадьбы, в одном из помещений, где располагался школьный класс. Под провалом оказались старинные монетки и какой-то потайной ход. Однако спускаться туда было опасно из-за сильных обвалов. Зато практически ни у кого из местных жителей не осталось сомнений - подземные ходы в барском доме есть!
Конечно, желающих докопаться до сокровищ тайного советника и баронессы было не мало. Но кто же разрешит копать на территории памятника культурного наследия, а уж тем более вести какие-то работы в самом историческом здании? Можно было бы схитрить и начать поиски с подземных выходов в районах реки, например. Но точного расположения этих лазов никто не знал.
Восстановленная карта
Возможно, о сокровищах барского дома многие бы уже позабыли. Однако нашлись энтузиасты, которые решили провести собственные исследования. Их инициатором стала местная школьница Елена Данилова. Увидев, как разрушается историческое здание, она решила придумать какой-нибудь проект для его спасения. Предложить идеи, чтобы оживить дом. В плане туристического бизнеса, например. Когда Лена вплотную занималась усадьбой, она подняла массу архивных документов, собрала всевозможные истории, дошедшие до наших времен от современников Френч. Лене активно помогали местные преподаватели, краеведы и просто жители.
Когда они собрали воедино архивные сведения, рассказы сельчан и сопоставили их с точками провалов, где были обнаружены клады, то заметили много совпадений. Места находок имелись как раз там, где, по преданию, проходили подземные ветки потайных лазов. Так, в результате совместной работы удалось составить примерную схему этих ходов. Появилась карта возможного захоронения барских сокровищ. А значит, скоро найдутся и желающие до этих богатств добраться. Если таковые сокровища вообще есть. Сами тереньгульцы в этом не сомневаются, однако некоторые региональные краеведы их энтузиазма не разделяют.
«Да не было там никаких подземных ходов! - считает сотрудник ульяновского краеведческого музея Алексей Сытин, очень хорошо знакомый с историей барской усадьбы, - представьте, в 18 веке столько кирпичей под землей «уложить»! Это слишком дорогое удовольствие. И вовсе ни к чему оно было этим помещикам. А делать такие ходы земляными - слишком ненадежно и недолговечно. Все это легенда - не более того.
«Но я сам лично эти потайные лазы находил в детстве, - признался уроженец Тереньги Юрий Орлов, - мы с мальчишками пытались в них пробраться. Но далеко идти было опасно, да и невозможно. Там темно и воздуха нет. Поэтому свеча быстро гасла. К тому же стены такого лаза могли рухнуть в любой момент. Становилось жутко, и мы выбирались наружу....
Из всех рассказов становится ясно, что если барские сокровища и существуют, то без специального оборудования и опытной команды найти их будет практически невозможно. Между тем, именно легенда о сокровищах могла бы подарить барскому дому вторую жизнь. Возможно, найдется какой-нибудь богатый инвестор, которому захочется эти тайники отыскать. Или развернуть на основе истории старинной усадьбы настоящий туристический бизнес.
Конечно, особняк передадут в собственность только на определенных условиях обременения. И, прежде всего, придется его восстановить, поскольку дом является историческим памятником. Тогда барская усадьба будет спасена. Деньги из местного бюджета сэкономлены. И сокровища тайного советника, может быть, в конце концов, найдутся..."
Источник: http://ulobl.ucoz.ru/index/0-145
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ЛЕГЕНДЫ О ВЕЛИКАНАХ
Рукописи об обитающих на берегу Волги великанах впервые появились в 922 году. Их автором был арабский дипломат Ахмед ибн Фадлан, поведавший о своей встрече с гигантскимчеловеком.
«И увидел я, что голова его подобна большой кадке. Ребра его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же роде кости его голеней и обе его локтевые кости, - писал путешественник, - и вот я около этого человека, и вижу рост в нем, меряя моим локтем, двенадцать локтей. И вот у него голова — самый большой котел, какой только бывает. И нос больше четверти, оба глаза огромны, а пальцы каждый больше четверти...».
История Фадлана дошла до наших дней. С каждым днем эта красивая легенда обрастает все новыми слухами и подробностями. А большинство жителей Тереньгульского района Ульяновской области уверены, что великаны обитали именно в здешних краях. И каждый старается подкрепить свою теорию всевозможными «доказательствами» существования загадочных предков-гигантов. Любой старожил покажет вам сохранившиеся «следы великана», их гигантские «мельничные жернова» и даже могилу с большими надгробиями. А так же с удовольствием поведает историю о том, как местный пенсионер случайно откопал на своем огороде человеческие кости невероятной величины.
По следам гигантов.
В Тереньгульском районе действительно много загадочных мест. Чего стоит заповедник СкрипинскиеКучуры и деревня Михайловка. В здешнем лесу есть необычный «сад камней», в котором по преданию жили описанные Фадланом великаны.
На одной из полян по сей день лежат пять идеально круглых дисков диаметром от одного до двух метров и высотой 50 сантиметров каждый. Все они вытесаны из цельного камня. В центре двух – небольшие углубления.
«Это мельничные жернова великанов», - уверяют местные жители.
Возле других круглых дисков-камней стоят камни поменьше.
«Это столы и стулья больших людей», - поясняют старожилы.
Один из камней очень напоминает затаившуюся в траве лягушку. Сельчане рассказали,что возле нее принято загадывать желания. Якобы для этого нужно потереть у «лягушки» спину.
Как появились странные камни и кто их сделал – остается только гадать.
Немного поодаль – еще одна достопримечательность. Каменная голова. На круглой глыбе высотой более метра четко видны высеченные глаза, нос и рот. Этот лесной истукан стоит на вершине холма, куда простому человеку (и даже группе людей!) поднять его не под силу.
Тут же, в древесных зарослях – странный отпечаток, похожий на гигантский след человеческой ступни 46-го размера. В лесу у деревни Михайловка есть много каменных глыб, напоминающих фигуры животных: лошади, коровы и даже мамонт. Что – это?Причуды природы или изделие человека?
Могильник в огороде
Михайловский пенсионер Александр Маркелов не раз рассказывал журналистам историю о том, как он лично был свидетелем самой грандиозной находки. На огороде старика бульдозерист случайно откопал кости гигантского человека. В 60-е годы пенсионер задумал вырыть у себя возле дома погреб.
- Просто обалдели мы, когда из ковша экскаватора вывалился огромный череп величиной с ведро! - рассказывал Михайловский старожил, - мы испугались и закопали яму обратно. Я сразу тогда понял, что это и есть могила великанов. Ведь когда-то здесь, возле моего забора и надгробия от нее валялись. Их бульдозером подальше отволокли. Можете посмотреть…
И верно, метрах в 20 от домика, в зарослях травы лежали три больших прямоугольных плиты. От одного до двух метров длиной, шириной и высотой в полметра.
- Там еще и знаки были, - признался пенсионер, - только я трогать эти валуны не буду. Гнева великанов боюсь… Мне рядом с их склепом жить… С помощью грузовика и троса мы перевернули одну из каменных глыб. И сразу поняли, что это действительно надгробие.
На камне был высечен крест. Только необычный, переходящий у основания в «луковицу». Сбоку – какие-то знаки. Видимо, раньше здесь была высечена надпись. Вот только вода и ветер подточил и истер ее. Так что разобрать, что там написано невооруженным взглядом было невозможно.
- Не надо трогать могилы, - покачал головой тогда местный священник, - нехорошо это…
Великаны или вампиры?
Долгое время к могилам действительно никто не прикасался. Но в конце концов любопытство журналистов взяло свое. И склеп вскрыли. Найденные останки искателей приключений действительно поразили. Сначала из могилы достали бедренную кость длиной в 49 сантиметров. Затем – большой череп. Интересно, что внутри он был набит деревянной трухой. Как же фрагменты дерева попали внутрь черепа? Создавалось впечатление, что голова у человека при жизни была отсечена и нанизана на какой-то деревянный кол или сук.
На фото - "Загадочный череп из могилы" (КП)
Потом из склепа достали целый скелет. Никакого гроба в яме не оказалось. Однако ребра скелета были придавлены большой деревянной доской. Это наводило на мысль, что человек был казнен. Причем с помощью ритуала, который издревле вершился над колдунами и вампирами. Им отсекали голову, сажали ее на кол. На тело клали тяжелый камень, вбивали осиновый кол или приколачивали доску от гроба. Так может, поэтому и надгробия такие странные? И кресты на них необычные?
Однако разобраться кому принадлежат останки – вампирам или великанам могли только специалисты. Поэтому кости отправили на экспертизу в Москву.
В итоге выяснилось, что останкам не тысячи лет, а всего лет 300-400. Специалисты антропологической реконструкции Московского бюро судебно-медицинской экспертизы подтвердили, что в могиле покоится целая семья. Вероятно казненная. Кости принадлежат четырем людям: новорожденному, полуторагодовалому малышу, подростку лет пятнадцати и взрослому. Рост взрослого человека – почти 2 метра. Для средних веков – это действительно великан. Ведь тогда рост местных мужчин был всего 1,5 – 1,6 метра.
Так или иначе, Ахмед ибн Фадлан видеть людей, чьи останки нашли в Михайловке – не мог. Ведь его описания датируются 922 годом.
А если предположить, что кости принадлежат потомкам тех самых великанов? Возможно тысячу лет назад их предки были куда выше. И путешественник столкнулся именно с ними. На эти вопросы ответов пока нет. И кто знает, будет ли тайна тереньгульских великанов когда-нибудь разгадана…
Наталья Полат
Материал- http://ngsimbirsk.ucoz.ru/news/2009-05-20-104
Комментарий Геннадия Климова: «Очень правдоподобно. В скандинавских сагах людей живущих на востоке, то есть на Волге, называют великанами. Во многих эпосах великаны – это сарматы из Поволжья. В арийских коммунах, вероятно, выводились особые породы людей. Это следствие особого социального уклада в матриархальном обществе Сарматии. И относительно возраста останков, тоже правдоподобно. Был период истребления Волхвов на Руси.»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 . ГОРОД НА КОСТЯХ
«Обилие всевозможных легенд о различной «чертовщине», объясняется географией нашего города.
Дело в том, что современный центр Ульяновска расположен на месте, где во времена Симбирска была городская окраина, так называемое гетто. В народе этот район именовался Курмышки. Здесь располагались не только дешевые забегаловки, разбойничьи притоны и публичные дома, но и кладбища, где хоронили в основном самоубийц и опустившихся пропоиц», - рассказал историк-краевед Иван Сивопляс.
Если послушать рассказы о странных явлениях, с которыми столкнулись ульяновцы, получается, что большинство из них так или иначе связаны с историей нашего города, точнее с самыми мрачными ее страницами.
«Люди рассказывают о странных явлениях в районе современного Речного порта, но при этом мало кто знает, что там, частично под толщей воды, а частично под землей, скрыто старое больничное кладбище, где массово хоронили жертв всевозможных эпидемий. Раньше мальчишки находили там черепа и другие останки людей, и, конечно же, это не могло не породить рассказы о призраках, что бродят там в ночи», - объяснил краевед.
Поговаривают также и о странных видениях в районе улицы Красногвардейской. А ведь именно там в свое время при проведении строительных работ была обнаружена братская могила. Другое аналогичное захоронение нашли в непосредственной близости от Дворца бракосочетаний. Предположительно, там были захоронены люди, погибшие во время восстания Стеньки Разина в 1670 году.
В свое время много слухов ходило и о месте, где сейчас расположен ТК «Версаль». Сами помните, ЧП, когда там во время возведения здания упал кран, убив рабочего, а также рассказы строителей о всевозможной «чертовщине», творящейся на стройке.
«А ведь ранее, на месте «Версаля» был монастырь, и здание строили аккурат там, где располагалось монастырское кладбище», - пояснил краевед.
Вот и получается, что легенды о призраках и других паранормальных явлениях рождаются не просто так… Возможно на людей, которые их якобы видят, влияет дурная энергетика того или иного места или услышанные ранее, страшные истории.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ЛЕГЕНДА О ВОЛГЕ И СВИЯГЕ.
Есть и народная легенда появления названий Волга и Свияга. Они образовались от двух девушек, которых звали Воля (имела бурный характер) и Своя (более спокойная). Они были влюблены в богатыря Силу, но после ряда трагических событий обе они бросились в реки – одна в крупную, другая в спокойную. Так и образовались названия Волга и Свияга. А Сила от горя упал замертво и превратился в камень – так появилась Симбирская гора (по статье Вячеслава Егорова в журнале «Мономах», №4, 1996 г.).
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Щелкунчик
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Волшебная фортепианная музыка
Круговорот воды в пакете