Хорошо ли мы знаем родной край, землю, где много лет назад жили наши предки? Умеем ли мы хранить культурное, литературное наследие, которым так щедро одарила нас Ульяновская земля? Насколько нужно нам, живущим в компьютеризированном 21 веке, знать «дела давно минувших дней»?
Мои современники часто воспринимают далёкие по времени имена как нечто неактуальное. Может быть, поэтому Александр Сергеевич Пушкин, Иван Александрович Гончаров могут восприниматься как литературный материал, который нужно выучить, потому что он есть в школьной программе. Действительно ли эти фамилии отождествляются с жизненно необходимым нам опытом? Действительно ли нравственные ценности, которые провозглашали уникальный гений России А.С. Пушкин и вслед за ним идущий писатель-философ, во многом не понятый и недооцененный не только современниками, но и нами И.А.Гончаров не могут быть ненужными, не могут устареть?
Вложение | Размер |
---|---|
anatin_ulyanovsk.docx | 100.89 КБ |
Межрегиональный конкурс проектов и исследовательских работ учащихся
“Мне в любви объясняется Поволжье”
Направление: литературное краеведение
Тема: «Гончаров и Пушкин»
Анатин Александр Сергеевич
МБОУ «Авторский лицей Эдварса №90» г. Ульяновска,
9 класс
Научный руководитель:
Курушина Маргарита Викторовна,
учитель русского языка и литературы
г. Обнинск, 2016/2017 учебный год
Оглавление
Введение ……………………………………………………………. | 3 | |
К истории исследований вопроса………………………………….. | 4 | |
Влияние А.С.Пушкина на становление мировоззрения и творчества И.А.Гончарова…………………………………………… | 6 | |
Сопоставительный анализ особенностей романа Пушкина «Евгений Онегин» и Гончарова «Обломов»……………………….. | 9 | |
Музыка в творчестве Пушкина и Гончарова……………………….. | 15 | |
Православие в жизни Пушкина и Гончарова………………………. | 15 | |
Выводы…………………………………………………………………. | 17 | |
Список используемой литературы…………………………………… | 18 | |
Ссылки ………………………………………………………………… | 20 | |
1.Введение
Хорошо ли мы знаем родной край, землю, где много лет назад жили наши предки? Умеем ли мы хранить культурное, литературное наследие, которым так щедро одарила нас Ульяновская земля? Насколько нужно нам, живущим в компьютеризированном 21 веке, знать «дела давно минувших дней»?
Мои современники часто воспринимают далёкие по времени имена как нечто неактуальное. Может быть, поэтому Александр Сергеевич Пушкин, Иван Александрович Гончаров могут восприниматься как литературный материал, который нужно выучить, потому что он есть в школьной программе. Действительно ли эти фамилии отождествляются с жизненно необходимым нам опытом? Действительно ли нравственные ценности, которые провозглашали уникальный гений России А.С. Пушкин и вслед за ним идущий писатель-философ, во многом не понятый и недооцененный не только современниками, но и нами И.А.Гончаров не могут быть ненужными, не могут устареть?
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Опрос среди взрослых и молодёжи моего города показал, что многие не знают произведений великих классиков русской литературы – Пушкина и Гончарова, не могут вспомнить имени нашего земляка, Гончарова. Вызывает затруднение и вопрос о том, что объединяет Пушкина и Гончарова. В исследовательской литературе множество монографий, освещающих творческий путь каждого из названных выше авторов, но связи, объединяющие их, указываются вскользь, как правило, им не уделяется достаточного внимания. Между тем И.А. Гончаров – продолжатель традиций А.С.Пушкина, а А.С. Пушкин бывал в городе, где родился И.А. Гончаров.Что же связывает этих писателей? Были ли они знакомы? Как творчество Пушкина повлияло на становление Гончарова как личности, одного из лучших писателей мировой литературы?
ЦЕЛЬ: Доказать влияние личности А.С. Пушкина на мировоззрение и формирование творчества И.А.Гончарова.
ЗАДАЧИ:
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Теоретические:
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: жизнь и творчество И.А.Гончарова.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: влияние А.С.Пушкина на становление Гончарова –писателя.
ГИПОТЕЗА: личность и творчество А.С.Пушкина способствовали формированию И.А.Гончарова как мыслителя, писателя, философа.
2. К истории исследований вопроса.
К анализу жизни и творчества Гончарова обращались многие известные критики, литературоведы. Исследование творчества И.А.Гончарова уже давно стало неотъемлемой частью науки о литературе. Его работы анализировались признанными критиками 19 века: Виссарионом Григорьевичем Белинским, Николаем Александровичем Добролюбовым, Александром Васильевичем Дружининым.
В конце 20 века, когда в России начались социальные перемены, внимание книголюбов и, конечно, литературоведов вновь привлекли образы творчества Гончарова. Особенно много споров вызывал и вызывает до сих пор фигура Обломова. Научные труды Валентина Александровича Недзвецкого (Москва), Михаила Викторовича Отрадина (Санкт-Петербург), Гузь Натальи Александровны (Бийск) широко и полно раскрывают творчество писателя. Однако связь Пушкина и Гончарова эти учёные отмечают в основном в плане преемственности творчества, что характерно практически для всех выдающихся писателей 19 века.
На родине Ивана Александровича Гончарова, в г. Ульяновске (бывший Симбирск) ежегодно проходят всероссийские и международные конференции, посвящённые имени этого писателя. Среди крупных литературоведов – ульяновцев, посвятивших свой труд изучению литературного наследия Гончарова, имя Мельника Владимира Ивановича. Его работы «Обломов как православный роман», «И.А.Гончаров и Ф.М.Достоевский», «И.А. Гончаров и Европа», «Письма И.А. Гончарова к А.Ф. Кони», «И.А. Гончаров и Н.М. Карамзин» показывают всю широту охвата творчества Гончарова. В.И.Мельник остается верным гончаровской тематике на протяжении всей своей научной деятельности. Монография «Гончаров и православие» сочетает в себе как подробное изучение биографических фактов, так и анализ содержания важнейших произведений писателя. Отдельная монография «И.А. Гончаров и А.С. Пушкин» посвящена влиянию, который Пушкин, даже не предполагая того, оказывал на Гончарова. Исследователь сопоставляет Гончарова с Пушкиным в контексте решения художественной задачи «переплавки стилей» [1]. В.И.Мельник отмечает: «Известно, что Гончаров наизусть знал практически всего Пушкина, беспрестанно цитируя его в своих письмах, статьях, очерках, романах. Это неоднократно отмечали современники писателя. Известный юрист Анатолий Федорович Кони, давний знакомый романиста, писал, что Гончаров "благоговел перед Пушкиным и знал наизусть не только множество его стихов, но и выдающиеся места его прозы»[2]. Известный исследователь отмечает, что и в своих письмах Гончаров часто цитирует строки Пушкина. Отдельное внимание он уделяет личной встрече Гончарова с Пушкиным.
В.И. Мельник отмечает, что стихотворения Гончарова, помещенные в "Подснежнике", говорят об увлечении именно "романтическим" Пушкиным и романтической поэзией в целом [3].
Исследователь творчества Гончарова П.А.Николаев также отмечает, что пушкинское влияние мы находим "в романах Гончарова, может быть сильнее всего именно в "Обрыве". Но в первых литературных опытах вряд ли это обнаруживается" [4]. На самом деле, ранняя проза Гончарова обнаруживает явственные следы пушкинского влияния. Не только пародирование романтизма, но и простота повествования, отличают гончаровские "Лихую болесть" и "Счастливую ошибку".
Вполне можно согласиться с мнением Л.М. Лотман о том, что "в рассказах Гончарова "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка"… ощущается сознательное стремление следовать традициям прозы Пушкина. Четкие характеристики героев, тонкая авторская ирония, точность и прозрачность фразы… в этих произведениях Гончарова можно отметить воздействие "Повестей Белкина" Пушкина" [5].
Труды кандидата филологических наук Матлина Михаила Григорьевича, доцента кафедры русского языка, литературы и журналистики в Ульяновском педагогическом университете «Роман И.А. Гончарова "Обрыв" и поэмы И.С. Тургенева "Параша" и Н.А. Некрасова "Саша"», «Мотив пробуждения в романах И.А. Гончарова» свидетельствуют о пристальном внимании к творчеству писателя-земляка. Творчество Гончарова здесь рассматривается в контексте сопоставления с литературой второй половины 19 века.
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и журналистики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова Сапченко Любовь Александровна посвятила изучению творчества Гончарова произведения «"Фрегат "Паллада"" И.А. Гончарова и материалы карамзинского "Вестника Европы"», статью «Гончаров и Карамзин».
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и журналистики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова Петриева Лариса Игоревна на Международной конференции памяти Гончарова также представила исследование.
В течение трёх лет (с 2014 по 2017г.г.) учащиеся нашего лицея реализовывали партнёрский проект Дома-музея им.Гончарова и Ассоциации учителей литературы и русского языка «Лики эпохи», одна из встреч которого посвящалась Гончарову и Пушкину. Многое из исследований было представлено уже тогда. В данной работе я хотел бы продолжить эти исследования.
3. Влияние А.С.Пушкина на становление мировоззрения и творчества И.А.Гончарова
Кем был Пушкин для Гончарова? В качестве ответа на этот вопрос возьмём только достоверные факты, первоисточники. Обратимся к воспоминаниям и письмам Гончарова…
В 1887 г., в 50–летнюю годовщину со дня роковой гибели А.С. Пушкина, И.А. Гончаров писал великому князю Константину Константиновичу Романову: "Почти все писатели новой школы, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Майков, Фет, Полонский, между прочим, и все мы, шли и идем по проложенному Пушкиным пути, следуем за ним и не сворачиваем в сторону, ибо это есть единственный торный, законченный классический путь искусства и художественного творчества"[6] Сам Гончаров относит знакомство с поэзией Пушкина к довольно позднему периоду - к 1827-1828 гг. "Читал все, что попадалось под руку, и писал сам непрестанно"[7]. Гончаров прочел сразу зрелого Пушкина, минуя его ранние опыты, - и это тоже наложило свой отпечаток на первое восторженное восприятие пушкинского творчества, резко противопоставленного Гончаровым всему допушкинскому в русской литературе. Да, Пушкин был для Гончарова олицетворением русской культуры, учителем, у которого он не переставал учиться.
В своих университетских воспоминаниях Гончаров довольно подробно повествует о посещении Пушкиным 27 сентября 1832 г. лекций Давыдова по истории русской литературы: "Когда он вошел с Уваровым, для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга. На меня, как благотворный дождь, падали строфы его созданий ("Евгения Онегина", "Полтавы" и др.). Его гению я и все тогдашние юноши, увлекающиеся поэзию, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование. Перед тем однажды я видел его в церкви, у обедни – и не спускал с него глаз. Черты его лица врезались у меня в памяти. И вдруг этот гений, эта слава и гордость России – передо мной в пяти шагах! Я не верил глазам" [8].
В 1880 г. во время прогулки по Рижскому взморью романист рассказал своему близкому знакомому юристу А.Ф. Кони о встрече с корифеем российской литературы: "Пушкина я видел впервые… в Москве в церкви Никитского монастыря. Я только что начинал вчитываться в него и смотрел на него более с любопытством, чем с другим чувством" [9].
Автор "Обломова" беспрестанно цитирует своего литературного кумира. Любопытно свидетельство известной русской актрисы Марии Гавриловны Савиной, что Гончаров вместе с ней должен был участвовать в чтениях пьесы "Борис Годунов", возможно, в роли Самозванца. Нужно сказать, что читал Гончаров великолепно [10].
Двадцатидвухлетний Гончаров прибыл в Симбирск летом 1834 г., т. е. менее чем через год после пребывания здесь Пушкина. О поездке Пушкина в Оренбург для написания истории пугачевского бунта и о днях, проведенных поэтом в Симбирске Гончаров, несомненно, знал. Главным источником сведений для него должен был быть симбирский губернатор Александр Михайлович Загряжский, дальний родственник Пушкина. В его симбирском доме Пушкин появился 9 сентября 1833 г. Именно Загряжский помогал Пушкину организовать его поездку в село Языково, вотчину поэта Н.М. Языкова. Пушкин провел в доме губернатора несколько дней.
Возможно, что за обедами в доме губернатора Пушкин говорил о цели своего путешествия, о житейских делах. Ведь между дальними родственниками были приятельские отношения. Известно, что они поддерживались и позже, когда Загряжские перебрались в Петербург. Более того, младший брат Пушкина Лев Сергеевич женился на дочери Загряжского.
В воспоминаниях "На родине" (1887) Гончаров часто цитирует Пушкина и, более того, явно изображает Загряжского в свете образа пушкинского Онегина: он настойчиво проводит через весь очерк эту параллель, акцентируя внешний "дендизм" Загряжского, его поверхностный блеск, его своеобразную талантливость и блеск натуры - и в то же время внутреннюю пустоту, франтовство и пр. Имя Онегина часто стоит в воспоминаниях рядом с именем Загряжского. Это еще раз подтверждает, что разговоры о Пушкине у губернатора и его молодого начальника канцелярии, Гончарова, жаркого поклонника Пушкина, несомненно, были.
По приезде в Петербург он еще раз встречает Пушкина в книжной лавке А.Ф. Смирдина. В 1880 г. он упомянул об этой встрече в памятном разговоре с А.Ф. Кони: "Через несколько лет, живя в Петербурге, я встретил его у Смирдина, книгопродавца. Он говорил с ним серьезно, не улыбаясь, с деловым видом. Лицо его матовое, суженное внизу, с русыми бакенами и обильными кудрями волос врезалось в мою память и доказало мне впоследствии, как верно изобразил его Кипренский на известном портрете. Пушкин был в это время для молодежи все: все его упования, сокровенные чувства, чистейшие побуждения, все гармонические струны души, вся поэзия мыслей и ощущений, - все сводилось к нему, все исходило от него". [11]
Возможно, именно под влиянием поэзии Пушкина Гончаров начинает уже после переводов прозы Э. Сю писать. В рукописном альманахе Майковых "Подснежник" он помещает стихотворения "Отрывок из письма к другу", "Тоска и радость", "Романс", "Утраченный покой" в 1835-1836 гг. Известно, что часть этих стихотворений Гончаров процитировал в своем первом романе как стихи Александра Адуева.
Имя Пушкина сопровождает Гончарова в течение всей его жизни. Пушкин для него - не только начало всех начал, но и главный критерий. О чем бы ни зашла речь, - Гончаров склонен обращаться к авторитету Пушкина. Оттого почти в каждом гончаровском произведении, в каждой статье, письме можно встретить имя его любимого писателя. Без преувеличения можно сказать, что автор "Евгения Онегина" был для него всем, и что без Пушкина мы не имели бы Гончарова. Все упоминания великого поэта носят у Гончарова не просто восторженный характер, - они значительны в своей содержательности и даже особого рода категоричности, как, например, в "Необыкновенной истории", где романист писал: "Я давно перестал читать русские романы и повести: выучив наизусть Пушкина, Лермонтова, Гоголя, конечно, я не мог удовлетворяться вполне даже Тургеневым, Достоевским, потом Писемским…"[12].
Отсюда и острое восприятие пушкинской гибели: "Я помню известие о его кончине… надо всем господствовал он. И в моей скромной чиновничьей комнате, на полочке, на первом месте стояли его сочинения, где все было изучено, где всякая строчка была прочувствована, продумана… И вдруг пришли и сказали, что он убит, что его больше нет… это было в департаменте. Я вышел в коридор и горько-горько, не владея собою, отвернувшись к стенке и закрывая лицо руками, заплакал… Тоска ножом резала сердце, и слезы лились в то время, когда все еще не хотелось верить, что его уже нет, что Пушкина нет! Я не мог понять, чтобы тот, пред кем я склонял мысленно колени, лежал без дыхания. И я плакал горько и неутешно» [13].
В статье "Лучше поздно, чем никогда" Гончаров сделал важное признание:"…От Пушкина и Гоголя в русской литературе теперь еще пока никуда не уйдешь. Школа пушкино-гоголевская продолжается доселе, и все мы, беллетристы, только разрабатываем завещанный ими материал.
Даже Лермонтов, фигура колоссальная, весь, как старший сын в отца, вылился в Пушкина. Он ступал, так сказать, в его следы… Пушкин - отец, родоначальник русского искусства, как Ломоносов - отец науки в России. … Пушкин, говорю, был наш учитель – и я воспитался его поэзиею. [14].
До седых волос сохранил Гончаров неизменную любовь к Пушкину – поэту и человеку. Однажды он сказал: " Я… жаркий и неизменный поклонник Александра Сергеевича. Он с детства был моим идолом, и только он один". [15].
4. Сопоставительный анализ особенностей романа Пушкина «Евгений Онегин» и Гончарова «Обломов».
На первый взгляд, между Пушкиным и Гончаровым нет абсолютно ничего общего. Внешне Пушкин - человек небольшого роста, стремительный, темпераментный, тогда как Гончаров склонен к полноте, неторопливый, небыстрый. Пушкин – признанный гений не только в прозе, но и в поэзии, Гончаров же, хоть и писал стихи, но считал это занятие для себя не главным. Герои произведений Пушкина деятельны, часто романтичны (Алеко из поэмы «Цыганы», Германн из повести «Пиковая дама», герои «Маленьких трагедий»). Главный герой произведения Гончарова «Обломов» стал олицетворением лености, неповоротливости, апатии. Однако давайте прочтём слова современников о том и другом авторах.
В статье «Что такое обломовщина?» Добролюбов утверждал: «В уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его - заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных русских писателей. Он ничем не увлекается исключительно или увлекается всем одинаково» [16]. А вот как тот же автор отзывается о Пушкине: «…в восприимчивой натуре Пушкина веселость, любезность, остроумие и вместе с тем… беспечное легкомыслие, … поверхностность, которая старается обходить серьезные теоретические вопросы жизни. Значение этих черт в Пушкине мы еще увидим. С этим направлением соединялась природная леность и беззаботность поэта, которая в детстве его выражалась чрезвычайной неповоротливостью, сидячестью и молчаливостью» [17]. Разве не узнаваемый образ? Разве не может он напомнить «типично русскую лень» дорогого нашему сердцу Обломова?
Можно ли сопоставить два выдающихся произведения русских классиков – роман Пушкина «Евгений Онегин» и Гончарова «Обломов»?
Названия знаковых для Пушкина и Гончарова произведения носят номинативный характер, и тот, и другой роман названы по фамилии главных героев (которые, может быть, случайно, начинаются на «О»).
Невозможно не отметить схожесть образов Онегина и Обломова. Оба они – не принятые обществом люди, непонятные, не вписывающиеся в светское общество. Онегин, устав от ежедневной фальшивой суеты, и в деревне не считал нужным тратить время на пустые разговоры:
Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, —
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас [18].
Обломов также бежит от общества, только символом ухода этого становятся диван и халат. Скука – это всё, что внушает ему, как и Онегину, свет. «В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! — Он сильно пожал плечами. — Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр и влюбиться в какую-нибудь Лидию... она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!» — заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».
И снова Онегин:
Но, шумом бала утомленный
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра [18].
Лень молодых людей (Онегину в середине романа – двадцать шесть лет, Обломову – тридцать два – тридцать три года), скука, которая отравляет их жизнь, становится и объединяющим началом.
Да, разница между Обломовым и Онегиным, конечно, огромна. Но разве, как и Обломов, Онегин не бежит от своей любви? И Онегин, и Обломов признаются, что не смогли бы составить счастье своей избраннице.
Вот признание Евгения Онегина в разговоре с Татьяной:
Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей
И, может быть, на много дней[19].
А вот как мыслит Илья Ильич перед так и не состоявшейся свадьбой: «Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль», – вот что следовало бы мне сказать вам, если б я от природы был попрозорливее умом и пободрее душой, если б, наконец, был искреннее… Я и говорил, но, помните, как: с боязнью, чтоб вы не поверили, чтоб этого не случилось; я вперед говорил все, что могут потом сказать другие, чтоб приготовить вас не слушать и не верить, а сам торопился видеться с вами и думал: «Когда-то еще другой придет, я пока счастлив». Вот она, логика увлечения и страстей» [20].
Герои обоих романов постыдно бегут от своей любви, хотя здесь есть некоторая разница: Онегин во время объяснения с Татьяной ещё не любил её, а Обломов был влюблён так, что стыдился признаться о наличии когда-то такого дорогого для него халата.
Интересно, что и в жизни Онегина, и в жизни Обломова важную роль сыграл друг. Авторы вместе с тем останавливают внимание читателя на том, что это дружба разных до противоположности людей. Пушкин так характеризует этот союз:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой[21].
Согласитесь, динамичный, деятельный Штольц тоже очень сильно отличался от своего приятеля – лежебоки.
И Ленский, и Штольц знакомят соответственно Онегина и Обломова с девушками, которые станут предметом любви главных героев. После роковой дуэли смерть Ленского становится причиной отъезда Евгения из деревни. Но если для самого Ленского знакомство Онегина с Татьяной становится в какой-то мере роковым, то Штольц в результате сам женится на той, кому поручил «воспитывать» друга.
Есть и ещё одно занятное сходство между Ленским и Штольцем: авторы произведений подчёркивают, что они наполовину немцы: Штольц немец по отцу, а у Ленского мать немка, да и учился он в Германии:
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды…[22].
Рассуждая о композиционных особенностях романов «Евгений Онегин» и «Обломов», отметим такие их элементы, как письмо и сон.
Обратим внимание на одну деталь: в произведении Пушкина Татьяна признаётся в любви в письме, а отповедь получает при личной встрече, Онегину хватает сил и мужества высказать свои мысли, глядя в глаза Татьяне. А Обломов, напротив, не решается сказать о том, «как он недостоин» своей бывшей избранницы, прибегнув для этого к форме письма. Таким образом, оба письма (и в романе «Евгений Онегин» Пушкина, и в романе «Обломов» Гончарова) становятся решающими, можно сказать, роковыми. Следует отметить, что у Пушкина в сюжете романа будет ещё одно письмо, где потрясённый Онегин признается в любви Татьяне. Таким образом, в произведении у Гончарова в письме скрывается отказ от любви, а у Пушкина – дважды – её проявление.
Вслед за своим учителем, каковым всегда И.А.Гончаров считал А.С.Пушкина, наш земляк вводит в композицию романа «Обломов» знаменитый сон Ильи Ильича. В отличие от сна Татьяны из романа в стихах, где он становится центром зеркальной композиции и предвестником будущих событий, сон Обломова помогает читателю понять причину беспробудных «грёз наяву» главного героя, становится своеобразной ретроспективой его жизни. Как и в романе Пушкина, сон – ключевой элемент для понимания произведения. Вслед за Пушкиным Гончаров обращается к мотиву сна как способу выражения очень важной для автора мысли.
Остановимся и на именах главных героев: избранницу Обломова зовут Ольгой, как и сестру главной героини романа «Евгений Онегин». Случайно ли это совпадение?
И вновь обратимся к сюжету произведений. Ольга – ветреная особа, которая легко забывает о своём поклоннике после того, как он был убит на дуэли из-за неё. Ленскому любовь Ольги принесла смерть. Обломов в конце концов умирает духовно после того, как отказывается от любви к героине, которую тоже зовут Ольга. Ольга из романа Гончарова, как и Ольга из романа Пушкина, благополучно выходит замуж, но вот забыть Обломова она так и не может.
Следует рассмотреть и ещё одну общую в обоих романах особенность: и «русская душой» Татьяна, и Илюша Обломов с детства были воспитаны в русской природе, среди простых людей, «преданий старины», без светского лоска и фальши. Может, потому именно эти герои стали любимыми и у самих авторов, и у их читателей.
Подводя итог сказанному в этом разделе работы, представим таблицы схожих в результате сопоставления элементов из произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и И.А.Гончарова «Обломов».
Рис.1
Рис.2
Известно, что И.А.Гончаров, так же, как и А.С.Пушкин, не учился музыке, не владел навыками игры на музыкальных инструментах, хотя его произведения буквально пронизаны музыкой. Так, в романе «Обыкновенная история» звучит голос скрипки, герой романа «Обрыв» Райский слушает виолончель, а знаменитая «Casta Diva» стала лейтмотивом главного решения Обломова в жизни. И пусть герои оперы Беллини восходят на костёр, а герой романа «Обломов» так и не решается на жизненно важный шаг, их выбор одинаково трагичен. Можно сказать, что трагическая музыка здесь становится лейтмотивом судьбы Ильи Ильича. В «Норме» ведется речь о подвиге жертвенной любви. Беллини переписывал центральную арию Нормы восемь раз. Выше «Casta Diva» — «Божественной», «Богини», у которой «неземной взгляд», — вряд ли что можно поставить во всей мировой оперной классике. Этот музыкальный шедевр как раз и говорит о сути души Обломова, души, уготованной Христу, но получившей вдову Агафью Пшеницыну на Петроградской стороне.
Музыка звучит и в творчестве Пушкина. «Casta Diva» вполне могла бы стать параллелью стихотворения «Мадонна». Другой герой произведения Пушкина, Алеко, появляется на фоне звучания скрипок, а в «Моцарте и Сальери » знаменитый «Реквием» становится мотивом гениальной Души одного и падением другого героя. Тот же трагический посыл, что и в романе Гончарова. По произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов, знаменитая «Метель» Свиридова будто венчает творчество поэта.
6. Православие в жизни Пушкина и Гончарова.
Одной из составляющих мировоззрения человека является его отношение к религии. Несмотря на то, что Пушкин воспитывался в семье, где до истинного почитания церкви было весьма далеко, а затем в лицее, слывшем не только самым лучшим и модным, но и либеральным, в зрелом возрасте он неизменно тянется к осознанию смысла жизни, который видит в почитании православных истин. Из всех христианских молитв ему более всех нравилась та, в которой христианином испрашивается полнота добродетелей:
Ни одна из них меня не умиляет.
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого Поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.[23]
Человек, ставший гласом народа, не мог не впитать многовековые истины, так дорогие русскому сердцу. Может, поэтому его Пророк главным считает выполнение воли Божией:
…И Бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".[24]
Добролюбов отмечал: «Стихотворения Пушкина в последнее время отличаются особенно религиозным характером. Он даже занимался в это время переложением житий святых и чуть ли не участвовал в составлении "Словаря святых, прославленных в российской церкви". Он обещал идти еще дальше по этому пути, но судьба не дала ему выразить этого направления ни в каком великом издании. Страшный удар поразил поэта в то самое время, когда он готовился изумить Россию новыми творениями, каких от него не ожидали» [25]. Стоит только сопоставить эти слова со словами И.А.Гончарова в письме к А. Ф. Кони от 30 июня 1886 г., как и тут вы найдёте весьма много общего между Гончаровым и Пушкиным: «Я с умилением смотрю на тех сокрушенных духом и раздавленных жизнью старичков и старушек, которые, гнездясь по стенке в церквах или в своих каморках перед лампадкой, тихо и безропотно несут свое иго и видят в жизни и над жизнью высоко только крест и Евангелие, одному этому верят и на одно надеются! Отчего мы не такие. „Это глупые, блаженные», — говорят мудрецы-мыслители. Нет, это люди, это те, которым открыто то, что скрыто от умных и разумных, тех есть царствие Божие, и они сынами Божиими нарекутся!» [26] А. Ф. Кони в своих воспоминаниях утверждает: «Глубокая вера в иную жизнь сопровождала его до конца. Я посетил его за два дня до смерти, и при выражении мною надежды, что он еще поправится, он посмотрел на меня уцелевшим глазом, в котором еще мерцала и вспыхивала жизнь, и сказал твердым голосом: „Нет! Я умру! Сегодня ночью я видел Христа, и Он меня простил»…» [27]
7. Выводы
4. Сопоставительный анализ романов «Обломов» И.А.Гончарова и «Евгений Онегин» А.С.Пушкина позволяет говорить о преемственности творчества Пушкина в творчестве Гончарова.
5. Музыкальность, присущая творчеству Пушкина и заложенная уже в самих его стихах, присутствует и в творчестве Гончарова.
6. И А.С.Пушкина, и И.А.Гончарова объединяла любовь к своему краю, понимание собственных народных истоков, высокое национальное самосознание и глубокая православная вера.
Общий вывод: Мы доказали правильность выдвинутой гипотезы о том, что личность и творчество А.С.Пушкина способствовали формированию И.А.Гончарова как мыслителя, писателя, философа.
Цель исследовательской работы достигнута.
Список используемой литературы
Ссылки
[1] Мельник В.И. И.А. Гончаров и А.С. Пушкин: (Пушкинские традиции в романах И.А. Гончарова) // Рус.яз. и лит. в кирг. шк. - 1989. - N 3.
[2] Кони А.Ф. И.А. Гончаров // Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. - Л., 1965. - С. 217-225
[3] Мельник В.И. И.А. Гончаров и А.С. Пушкин: (Пушкинские традиции в романах И.А. Гончарова) // Рус.яз. и лит. в кирг. шк. - 1989. - N 3.
[4]http://studopedia.ru/3_193592_lektsii---ia-goncharov-roman-oblomov-ideyno-hudozhestvennoe-svoeobrazie-iioblomov-kak-predtecha-geroev-dostoevskogo-i-tolstogo.html [5] Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя // Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 21—184.
[6] Гончаров И.А. "Писать было моей страстью..." / Вступ. заметка и публ. В. Недзвецкого // Лит. Россия. - М., 1980. - N 32, 6 авг. - С. 16-18. - Из содерж.: Сокращенный вариант статьи "Необыкновенная история".
[7] Гончаров И.А. Письма к М.Г. Савиной // Савина М.Г. Горести и скитания / Сост., вступ. ст. и примеч. И.И. Шнейдермана. - Л., 1983. – С. 166-168. – Примеч.: с. 216-218.
[8]Гончаров И.А. [Отрывки из писем А.Ф. Кони] / Публ. В.И. Мельника // Волга. - 1985. – № 12. – С. 163-165. – Примеч.: В ст.: И.А. Гончаров и А.Ф. Кони: Неопубл. письма. - С. 163-165.
[9] Кони А.Ф. И.А. Гончаров // Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. - Л., 1965. - С. 217-225
[10] Кони А.Ф. Петербург: Воспоминания старожила // Кони А.Ф. Избр. произв. - М., 1980. - С. 469. - Из содерж.: К биографии И.А. Гончарова.
[11] Кони А.Ф. Петербург: Воспоминания старожила // Кони А.Ф. Избр. произв. - М., 1980. - С. 469. - Из содерж.: К биографии И.А. Гончарова
[12] Гончаров И.А. "Писать было моей страстью..." / Вступ. заметка и публ. В. Недзвецкого // Лит. Россия. - М., 1980. - N 32, 6 авг. - С. 16-18. - Из содерж.: Сокращенный вариант статьи "Необыкновенная история".
[13] Гончаров И.А. "Писать было моей страстью..." / Вступ. заметка и публ. В. Недзвецкого // Лит. Россия. - М., 1980. - N 32, 6 авг. - С. 16-18. - Из содерж.: Сокращенный вариант статьи "Необыкновенная история".
[14] Мельник В.И. Письма И.А. Гончарова к А.Ф. Кони // Симбирск.вестник. - Ульяновск: Симбирск.книга, 1994. - Вып. II. - С. 59-73. - Опечатки в инициалах и текстах на иностр. яз. - Из содерж.: Обзор, затем публикация. Примечания к каждому письму отдельно. Письма от 19 августа 1880, 9 августа 1881.
[15] Мельник В.И. Письма И.А. Гончарова к А.Ф. Кони // Симбирск.вестник. - Ульяновск: Симбирск.книга, 1994. - Вып. II. - С. 59-73. - Опечатки в инициалах и текстах на иностр. яз. - Из содерж.: Обзор, затем публикация. Примечания к каждому письму отдельно. Письма от 19 августа 1880, 9 августа 1881.
[16]http://velib.com/read_book/dobroljubov_nikolajj/chto_takoe_oblomovshhina_otryvok_iz_stati/
[17]http://velib.com/read_book/dobroljubov_nikolajj/chto_takoe_oblomovshhina_otryvok_iz_stati/
[18] Пушкин А.С.//М .: Художественная литература, 1980 г.//: 336с
[19] Пушкин А.С.//М .: Художественная литература, 1980 г.//: 336с
[21] Пушкин А.С.//М .: Художественная литература, 1980 г.//: 336с
[22] Пушкин А.С.//М .: Художественная литература, 1980 г.//: 336с
[23] Пушкин А.С.//ИД Мещерякова, 2016 г.//416с.
[24] Пушкин А.С.//ИД Мещерякова, 2016 г.//416с.
[25]http://velib.com/read_book/dobroljubov_nikolajj/chto_takoe_oblomovshhina_otryvok_iz_stati/
[26] ]. Лит. наследство. Т. 102. М., 2000. С. 499.
[27] Кони А.Ф. И.А. Гончаров // Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. - Л., 1965. - С. 217-225
Домик зимней ночью
Знакомимся с плотностью жидкостей
Загадочная система из шести экзопланет
За чашкой чая
Рождественские подарки от Метелицы