Период младенчества – наиболее важный в развитии человека. Воспринятое в детстве необыкновенно прочно и остаётся с человеком навсегда, оказывая неизгладимое влияние на формирование его уникальной личности. Неоценимый вклад в это формирование может привнести колыбельная песня. В своей работе мы рассматривели влияние колыбельных песен на развитие эмоциональной и когнитивной сфер личности ребёнка, а также коррекционные возможности поэзии материнского пестования.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_20181_na_sayt.doc | 241.5 КБ |
К презентации проекта были подготовлены буклеты. | 273.06 КБ |
Такие информационные стенды были изготовлены для групп детского сада | 440.02 КБ |
Презентация проета на конференции (текст) | 37.51 КБ |
VI МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г. О. ЕГОРЬЕВСК
«ШАГ В НАУКУ»
ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Спи, моя радость, усни,
или
влияние колыбельной песни на развитие личности
Авторы
Бабушкина Юлия Владимировна
ученица 11 класса
Фомин Владимир Николаевич
ученик 10 класса
Научный руководитель
Шклинская Елена Владимировна
учитель русского языка и литературы
ЕГОРЬЕВСК
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .…………………………………………………………………..…………..... 3
ЧАСТЬ 1. Теоретические исследования особенностей колыбельных песен
1.1. Происхождение колыбельных песен …...………………...…………..…………..…... 4
1.2. Исследования ученых о влиянии колыбельных песен на человека............................. 4
1.3 Коррекционно-развивающие возможности колыбельной песни ………………………5
1.4 Создание личностного мифа – интроекта………………………………..…………….. 8
ЧАСТЬ 2. Практическое исследование
2.1. Анализ результатов анкетирования родителей детского сада и учащихся ОО …....10
2.2. Создание буклетов и информационного стенда ……………………….………..........13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….………………………....14
Использованные источники…………...………………..……………………………….....14
Приложения ………………………………….…………………………………………..…..15
Песня матери - главная песня в мире; начало всех человеческих песен.
Расул Гамзатов
Самый важный в развитии ребенка период – это младенчество: воспринятое в детстве остаётся с нами навсегда, формируя нашу индивидуальность.
К сожалению, жизнь современных мам часто расписана по минутам и среди этих минут не выделено время для очень важного – для колыбельной песни. Ребенок живёт среди развивающих книжек, игр; мама изучает сайты и книги по развитию и воспитанию детей. Однако самое важное, отход ребенка ко сну, почему-то кажется малозначимым. Нередко малыш засыпает под звуки, издаваемые телевизором, не видя лица мамы, которая смотрит в тот самый телевизор. В нашем суматошном мире мало кто задумывается о важности колыбельной песни как средства гармоничного развития малыша.
В своей работе мы рассмотрели влияние колыбельных песен на развитие когнитивной и эмоциональной сфер личности ребёнка, а также коррекционные возможности поэзии материнского пестования.
Объектом нашего исследования стали колыбельные песни, а предметом – возможности колыбельной песни в развитии и воспитании ребенка.
Цель и задачи нашего исследования:
Методы исследования:
анкетирование, опрос, изучение и анализ литературных источников, метод математической статистики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды исполнения колыбельной песни для развития и воспитания ребенка. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны воспитателям и всем тем, кто заботится о своих детях.
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН
1.1. Происхождение колыбельных песен
Название песни «Колыбельная» происходит от слова «колыбать», что означает колыхать, колебать, приводить в движение, качать, зыбать (устар). Еще одно название материнской песни – «байка», происходит от глагола «байкать» (баюкать, укачивать припевать, усыплять). Заметив однажды, что при ритмичном покачивании ребенок засыпает быстрее, человек и создал колыбель. Вначале колыбельные состояли из цепочек междометий и побуждающих слов, повторяющихся в такт движениям колыбели. Постепенно развилась словесная составляющая, так и появились колыбельные. Таким образом, колыбельная песня – это сплав мелодии, ритма, плавного движения (покачивания) и слов. Такое сочетание обеспечивает воздействие на все органы чувств (слух, зрение, вибрационные и тактильные ощущения), гармонично развивает чувственное познание ребёнка, успокаивает его. Укачивая ребёнка, мама выражает через колыбельную свои чувства к младенцу, потаенные желания, оберегает его, обеспечивает здоровый и крепкий сон, моделирует его счастливое будущее.
1.2. Исследования ученых о влиянии колыбельных песен на человека
Сегодня – время восстановления утраченных ценностей и главная из них – материнство. Огромную роль в формировании ЧЕЛОВЕКА играет искусство материнского пестования. Слово пестовать[1] очень древнее, и означает не только нянчить дитя, но и «заботливо, любовно воспитывать, выращивать» – выпестовывать.
Поэзия пестования (пестушки, колыбельные, потешки) – это квинтэссенция любви и заботы, это и оберег, и фундамент чувства защищённости. Таким образом, выходит, что колыбельная песня – это профилактика детской неуверенности в себе, отчуждённости, нервности.
Исполнение колыбельных требует внутреннего спокойствия матери, а оно редко встречающегося у молодых мам, которые обременены всевозможными делами: забота о своей внешности, желание вести привычный образ жизни, развлекаться, общаться с друзьями. Ребёнок часто воспринимается как помеха для этих дел. Поэтому следует успокоиться самой, прежде чем успокаивать ребёнка. Часто от мам можно услышать, что у них нет слухи и голоса. Но любящая мать поёт не столько голосом, сколько сердцем: ребёнку важны не вокальные данные, а общение с матерью и ощущение себя нужным и любимым.
К сожалению, культура материнского пестования из обыденной жизни практически исчезла. Люльки заменены на кроватки, мелодии и тексты колыбельных забыты. Молодые мамы чаще всего, укачивая малыша, поют популярные лирические песни или знакомую всем «Не ложися на краю» (которую сложно назвать лучшим образцом колыбельной песни). Нередко можно услышать от родителей, что они заменяют колыбельные современной музыкой, темп и ритм которой неблагоприятно воздействуют на формирующуюся психику ребёнка. Отсюда – плохой сон, расстройства внимания, гиперактивность.
По мнению многих психологов, самое "безобидное", к чему может привести такая «замена» – это развитие у ребенка синдрома дефицита внимания (СДВ), который выражается в неспособности концентрировать свое внимание. Дети, страдающие СДВ, как правило, не могут нормально учиться. У них часто возникают трудности в отношениях со сверстниками. Во взрослом возрасте люди с СДВ часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами. В настоящее время, по оценкам отечественных психологов и психиатров, данная психопатология встречается у 20-25 % российских детей.
К счастью, синдром дефицита внимания (СДВ) поддается коррекции, поэтому специалисты и считают его "самым безобидным", в отличие от алекситимии (термин происходит от греческих слов “а” – “отсутствие”, “lexis” – “слово”, “thymos” – “чувство”) – неспособности выражать свои чувства словами. Алекситимия, которая развивается у ребенка из-за отсутствия любви и ласки со стороны матери, практически не поддается коррекции. Исследования зарубежных ученых показывают, что от 5 до 25 % взрослого населения Земли имеют те ли иные алекситимические черты (при этом мужчины страдают алекситимией в 7-8 раз чаще, чем женщины). Не потому ли это, что мальчиков принято воспитывать мужественными, и их не принято пестовать?
1.3 Коррекционно-развивающие возможности колыбельной песни
Первая, и на наш взгляд, главная функция колыбельной песни – воздействие на эмоциональную сферу, выражение любви и принятия. Характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития, а главное, базовое доверие/недоверие к миру зависят от того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще. Впоследствии именно базовое доверие к миру, является основой жизненного оптимизма и способности преодолевать жизненные трудности, не озлобляясь и не унывая.
Колыбельные песни способны защитить психику малыша от стрессов и эмоциональной неустойчивости, они снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Дети, которым пели в детстве колыбельные, вырастают более добрыми, они успешнее в жизни и редко страдают психическими расстройствами. Это объясняется несколькими причинами, в том числе установлением особых отношений между мамой и малышом, которые согревают человека всю жизнь[2].
Убаюкивая ребёнка, мать забывает о накопившихся за день тревогах и волнениях, ласково поглаживает малыша, который воспринимает родной и любимый голос, дающий ему чувство защищённости, и засыпает.
Закрывайтесь глазки,
Прилетайте сказки,
Спи, Златёна,
За – сы – пай,
Глазки крепко
За – кры – вай
Благоприятное воздействие колыбельной песни на эмоциональную сферу ребёнка может происходить ещё до рождения младенца. Французский акушер Мишель Одан утверждает, что ещё во чреве матери через вибрацию ребёнок способен улавливать все тембры звуков. Именно поэтому беременным женщинам советуют чаще петь. Существуют даже специальные колыбельные для ещё не рождённых детей. Вот отрывок одной из них:
Спи, мой хороший, ещё не рождённый,
Богом под сердцем моим озарённый.
Вот засветился в ночи огонёк.
Кто же ты? Доченька или сынок?
Спи, мой родной, наберёмся терпенья,
Месяц-другой – и придёт день рожденья.
После рождения ребёнка важным становится его здоровый и крепкий сон. И здесь на помощь вновь приходит колыбельная песня. Мама поёт колыбельную песню, и ребёнок быстрее успокаивается, засыпает, его сон становится более продолжительным и глубоким. Как выяснилось, спокойный и крепкий сон младенцев обеспечивает быстрое формирование познавательных функций, зависящих от структур мозга, развивающихся в первые два года жизни. Доктор биологических наук В. Леутин утверждает, что существует взаимосвязь между слушанием колыбельных песен в детстве и интеллектуальным потенциалом человека в зрелом возрасте. Он утверждает, что колыбельные песни способствуют развитию мозга, «формированию связей между нейронами». В период младенчества требуются серьёзные затраты умственной и физической энергии, необходимой для осмысления всего, что видит, слышит, ощущает и делает малыш в течение дня. Всё окружающее не только ново, но и очень утомительно! Поэтому, чтобы восполнять силы для жизни, ему требуется много сна.
Для того чтобы колыбельная песня достигала своей цели, её необходимо правильно исполнять: нужно петь нежно без каких-либо усилий, тихо и размеренно, с теплотой и естественностью в голосе, покачивая в такт песне детскую кроватку. Интонации должны обволакивать малыша, создавая непроницаемый энергетический кокон. Современные ученые-физики утверждают: ритмически построенные фразы, мелодикой напоминающие молитву, способны оказывать благоприятное биоэнергетическое воздействие на человека, а тексты большинства колыбельных высокоритмичны и такими формулами как раз и являются. Так, все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю-ли», «люшеньки-люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка – «лялей», «лялечкой», детей «лелеют»[3]. Еще в колыбельных песнях популярны слова «баю-баюшки-баю», которые возникли от устаревшего глагола «баять», т.е. «говорить», «рассказывать».
Баю-баю-баю-бай,
Спи-ка, Вася, засыпай,
Буду я тебя качать,
Никому не дам кричать.
Способствуют крепкому сну и фигурирующие в колыбельных песнях образы животных и птиц. Прежде всего – это Кот Баюн. Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обставлялось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде чем впервые положить в люльку (зыбку) младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало поверье, что кот – друг домового, и если кота не обижать, то он непременно доложит «хозяину» (домовому) о вашей доброте, а уж тот постарается обеспечить в таком доме уют и покой[4].
В свете вышеизложенного становится вполне понятным то, почему русские народные колыбельные песни изобилуют образами кота.
А котики серые, А хвостики белые, По улицам бегали, | Сон да дрему сбирали, Приди котик ночевать, Мою доченьку качать. |
Птицы в древнеславянском мировоззрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше. В колыбельных песнях часто упоминается воркующие голуби – гули, а также ласточки, грачи и другие птицы. А в старинных колыбельных появляются еще образы как бы живых существ – это Сон, Дрема и Угомон – добрые спутники тишины и сладкого отдыха.
Ай, люли-люленьки, Прилетели гуленьки, Сели гули на кровать, Стала Злата засыпать. | Уж ты глазоньки зажми, Угомон тебя возьми. Угомон тебя возьми, Сам покрепче усни. |
Итак, благодаря чёткому, равномерному музыкальному рисунку, монотонным повторам определённых слов (люли-люли, баю-баю), колыбельная выравнивает ритм организма взрослого и ребёнка, делает синхронными их пульс и дыхание, таким образом, оказывая огромное позитивное воздействие на регуляцию и нормализацию психофизиологических процессов, способствуя крепкому и здоровому сну.
1.4 Создание личностного мифа - интроекта
Другой важной функцией колыбельной песни является моделирование будущего. По мнению исследователей, колыбельные песни произошли из охранительных заговоров, входивших в обряд первого укладывания ребенка в колыбель. Колыбельные песни должны были защитить малыша от бессонницы, болезней, действий враждебных сил. Защитить ребёнка – значит уберечь его от зла и обеспечить ему счастливое будущее. Колыбельная песня не только закладывает прочный фундамент физического, психического и нравственного здоровья человека, но и является голограммой жизни человека, которая реализуется впоследствии. Это свернутый «личностный миф». Каждая мать с момента появления ребенка на свет задумывается о его будущем. Конечно, она хотела бы видеть своего малыша здоровым, сильным и смелым, умным, красивым, богатым. Все эти сценарии запечатлены в колыбельных песнях, являясь определённой установкой на будущее. Здесь ему задаются социальные ориентиры, а также нравственные категории его взаимоотношений с младшими и старшими.
Баю-баюшки-бай-бай, Спи-ка, Ваня, засыпай, Поскорее вырастай, | Ко работе привыкай Папе с мамой помогай. Баю-баюшки-бай-бай. |
Направленность на моделирование будущего характерна и для авторских колыбельных. Достаточно вспомнить знаменитую «Казачью колыбельную песню» (1838) М.Ю. Лермонтова (приложение 4), где мать пророчит сыну опасную, но высокую и благородную долю воина, на подсознательном уровне закладывая уверенность в победе силою материнских молитв. Она создает программу становления отважного казака.
Очень тонко прочувствованы и переданы материнские тревоги о будущем ребёнка в «Колыбельной для сыночка» (1940) Михаила Исаковского (приложение 5). Мать будто умоляет судьбу и выстраивает картину светлого и счастливого будущего своего сына.
Выбирая колыбельные песни или придумывая их, мать отправляет в будущее свои пожелания, оберегая своё дитя от всякого зла. В момент засыпания психика ребёнка особенно пластична, подвержена воздействиям, поэтому материнские пожелания могут откладываться в психике ребёнка в виде интроектов[5], которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Исследования позволяют современным ученым-физикам утверждать, что ритмически построенные фразы, способны однозначно оказывать благоприятное биоэнергетическое воздействие на человека. Выяснилось, что в большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.
Колыбельная песня способствует развитию речи ребёнка, её лексической, грамматической и фонетической (произносительной) составляющих. Лексическая сторона речи связана с формированием и развитием словарного запаса.
Колыбельная песня способствует освоению грамматической составляющей речи. Как правило, колыбельная состоит из простых коротких слов, нетороплива, с частыми повторениями и модуляциями интонации. Всё это способствует созданию простой и яркой модели, позволяющей ребёнку усвоить языковые закономерности. Ребёнок запоминает порядок слов в предложении, впервые сталкивается с различными формами одного и того же слова (кот, коток, котик), знакомится с уменьшительно-ласкательными формами слов (заинька, голубочек), эмоционально окрашенными словами и фразами.
Замечено, что колыбельные песни для новорожденных состоят практически из существительных и глаголов. Специалисты объясняют это тем, что в народных колыбельных песнях, выверенных временем, используется лишь то, что ребенок готов реально воспринять: предмет и его движение (предметное действие):
Я качаю, зыбаю, Пошел отец за рыбою, Мать пошла пелёнки мыть, | Бабушка уху варить, Дедушка баню топить Ваню в банюшке мыть |
.
Колыбельная способствует правильному произношению. В ней множество повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Укачивая ребёнка, мать растягивает и акцентирует гласные, всё это позволяет детям лучше усваивать фонетическую структуру речи, быстрее развивать языковые навыки.
В процессе слушания колыбельной песни у крохи формируется уверенность, что жизнь светла и радостна. Психологи называют это базовым доверием к миру. На этом глубинном чувстве основывается жизненный оптимизм взрослого, его желание преодолевать любые невзгоды.
ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Анализ результатов анкетирования родителей детского сада и учащихся ОО
Что знают современные дети и родители о колыбельных песнях? Чтобы получить ответы на наши вопросы, мы предложили ученикам МОУ «Раменская СОШ» ответить на вопросы анкеты, а также отправились в детский сад «Ладушки».
Сначала мы решили выяснить, как обстоят дела со знанием колыбельных у тех, кому только предстоит стать родителями, и провели опрос среди учащихся школы в возрасте от 7 до 17 лет. Всем учащимся была предложена анкета (Приложение 1)
В опросе приняли участие 80 человек, из них 40 мальчиков и 40 девочек
7-10 лет | 36 человек |
11-15 лет | 30 человек |
16-17 лет | 14 человек |
На вопрос, о знании колыбельных песен, ответы учащихся показали, что в начальной и средней школе процент учеников, знающих колыбельные песни, не сильно отличается. Зато в старших классах при 100%-ном знании колыбельных песен девушками, у юношей этот показатель составляет только 29% (как правило, это те, у кого есть младшие братья или сёстры).
Диапазон колыбельных песен, известных учащимся школы, невелик, что видно из графика.
На третий вопрос, об источнике знаний колыбельных песен, ответы были самые разнообразные:
На пятый вопрос, о пользе колыбельных песен, ответы были весьма однообразны. Здесь, наверное, стоит отметить то, что девочки эмоциональнее мальчиков, поэтому для них важнее оказалось то, что колыбельные омогают успокоиться. Для мальчиков в приоритете то, что песни помогают уснуть.
Перед проведением нашего исследования в детском саду мы обратились к Корнеевой Марине Михайловне, заведующей детского сада, за разрешением на проведение анкетирования родителей (Приложение 2). Получив согласие, мы напечатали вопросы анкеты (Приложение 3) и разместили в 2 младших, средней и старшей группах детского сада, всего 40 штук.
В своих анкетах мы спрашивали, поют ли родители детям колыбельные песни, как часто, как помогают колыбельные уснуть малышам, какие песни исполняются, что знают взрослые о колыбельных песнях.
Всего приняло участие 35человек: 17 человек – родители мальчиков, 18 – девочек. Возраст детей от 2 до 7 лет.
На первый вопрос о знании/незнании колыбельных песен мы получили следующие результаты:
девочки | мальчики | |||
| нет | да | нет | |
2 – 3 года | 4 | 3 | 5 | 1 |
4 – 5 лет | 5 | 0 | 6 | 1 |
6 – 7 лет | 5 | 1 | 3 | 1 |
На вопрос, откуда известны колыбельные песни, родители отвечали следующим образом: «С детства, пели родители» - 29 человек
«Из книг, мультфильмов и кино» - 9 человек
«Да» - 28 человек «Нет» - 7 человек
«Да» - 18 человек «Нет» - 17 человек (!)
Нельзя не отметить то, что из этих 13 отрицательных ответов 10 – это родители девочек. Откуда же будущие мамы будут знать, как гармонично развивать личность своих будущих детей, если их собственные мамы сейчас этого не делают?
«Каждый день» - 14человек. Из них, детям 2-3 лет – 5 человек, 4-5- лет – 7 человек, 6-7 лет – 2 человека
«Иногда» -2 человека
Детям 4-5 лет – 1 человек, 6-7- лет – 1человек.
Причины, по которым родители уже не поют своим детям колыбельные: больше читаем книжки, нет времени, уже не нравятся, ребенок вырос и засыпает сам, не хотим петь, смотрит мультфильмы, детям не интересны колыбельные.
Результаты нашего исследования позволили сделать следующие выводы.
80% опрошенных нами родителей пели своему новорожденному малышу колыбельные песни, 51% продолжает их петь, из них каждый день поют 40%, иногда – 8%.
Каждый день поют колыбельные песни детям в возрасте 2-3-лет – 53%, 4-5 лет – 53%, 6-7 лет –40%. Таким образом, чем старше становится ребенок, тем меньшее количество родителей ежедневно укладывают малыша с помощью колыбельных песен, особенно это относится к мальчикам.
Также нам представилась возможность пообщаться с заведующей и задать ей несколько вопросов. Корнеева М.М. ответила на наши вопросы, показав великолепное знание материала.
Результаты нашего исследование подтверждают мнение специалистов, что колыбельные песни родители поют детям лишь для того, чтобы успокоить и укачать малыша, не понимая глубинного значения колыбельных в жизни ребенка. Чем старше становится малыш, тем меньше звучит для него колыбельных песен. Меньше родителей «убаюкивают» колыбельными мальчиков. Это еще раз говорит о том, что современные мамы и папы не знают, какие секреты таят в себе колыбельные песни. Мы решили приоткрыть взрослым «тайну» колыбельных песен.
Просветительскую работу для родителей детского сада мы проводили через информационный стенд. Изготовленный нами стенд состоит из 6 листов формата А4, скрепленных между собой пружиной.
Для оформления были использованы картинки по теме «Колыбельная песня», найденные в Интернете. На стенде кратко изложили информацию, полученную нами при анализе литературы и выводы, сделанные в ходе исследования. Было изготовили 4 стенда для каждой группы детского сада. Стенд складывается «гармошкой» и устанавливается на любой горизонтальной поверхности. Он легкий, мобильный, что удобно при перемещении и хранении.
На стенде мы указали ссылки в Интернете, на которых можно получить более подробную информацию о колыбельных песнях, пообщаться на форумах, узнать мнение различных специалистов о влиянии колыбельных песен на человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В русской народной культуре колыбельные занимают важное место. Они складывались веками, и в них самое оптимальное соотношение слов, движения и настроения. Эти песни – величайшее завоевание народной педагогики, поскольку они нераздельно соединены с народной практикой воспитания детей, находящихся в том возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требует постоянного заботливого внимания, любви, нежности и ласки.
Таким образом, значимость и коррекционно-развивающее воздействие колыбельных песен можно сконцентрировать в следующих функциях:
1. эмоциональное воздействие, любовь и принятие, что способствует развитию «чувства общности» и формированию гармоничной личности;
2. крепкий и здоровый сон, способствующий полноценному физическому и умственному развитию;
3. моделирование будущего, создание мощного положительного материнского интроекта;
4. ознакомление с окружающим миром;
5. развитие всех сторон речи;
6. создание первой позитивной картины мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
|
Приложение 2
Заведующей МДОУ №31 «Ладушки» Корнеевой Марине Михайловне учеников МОУ «Раменская СОШ»
заявление Уважаемая Марина Михайловна! Просим Вас дать разрешение на проведение среди родителей МДОУ №31 «Ладушки» анкетирования, результаты которого нам необходимы для написания исследовательского проекта по теме «Спи, моя радость, усни, или роль колыбельной песни в развитии ребёнка»
05.04.2018
|
Приложение 3
Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анкетировании. Ваши ответы необходимы для написания исследовательского проекта.
Большое спасибо! |
Приложение 4
М.Ю.Лермонтов
«Казачья колыбельная песня»
Спи, младенец мой прекрасный, |
Приложение 5
Михаил Исаковский — Колыбельная
Месяц над нашею крышею светит,
Вечер стоит у двора.
Маленьким птичкам и маленьким детям
Спать наступила пора.
Завтра проснешься — и ясное солнце
Снова взойдет над тобой…
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.
Спи, моя крошка, мой птенчик пригожий,-
Баюшки-баю-баю.
Пусть никакая печаль не тревожит
Детскую душу твою.
Ты не увидишь ни горя, ни муки,
Доли не встретишь лихой…
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек.
Спи, мой звоночек родной.
Спи, мой малыш, вырастай на просторе,-
Быстро промчатся года.
Смелым орленком на ясные зори
Ты улетишь из гнезда.
Даст тебе силу, дорогу укажет
Родина мудрой рукой…
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.
Приложение 6
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
1. Многие зарубежные ученые считают, что за первые 6 лет своей жизни человек принимает в себя развивающей информации больше, чем за последующие 60 лет.
2. Немецкие медики, изучавшие колыбельные песни со своих позиций, утверждают, что если перед хирургической операцией пациенту дать прослушать колыбельную песню, то необходимая доза анестезии снизится в 2 раза.
3. Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у кормящих мам, которые поют своим детям колыбельные песни, улучшается лактация (выделение материнского молока), а в дальнейшем устанавливаются более близкие в духовном плане отношения со своими детьми. У самих матерей, начавших петь колыбельные своим детям еще до их рождения снимаются проявления токсикоза, существенно облегчается и течение беременности, и сами роды.
4. Недавно ученые из Гетингемского университета (Германия) провели эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность снотворных медикаментов в сравнении с аудиозаписями колыбельных песен. К удивлению ученых мелодии оказались намного действеннее лекарственных препаратов.[6]
[1]ПЕ́СТОВАТЬ, То же, что нянчить. П. дитя.2. перен. Заботливо, любовно выращивать, воспитывать «Толковый словарь Ожегова»
[2] Болгарский ученый П. Рандев уверен, что даже взрослым полезно слушать на ночь колыбельные песни. Он объясняет это тем, что пение колыбельной песни включает механизм успокоения, расслабления и засыпания у детей, поэтому впоследствии и для взрослого человека прослушивание колыбельных включает те же самые механизмы.
[3] По одной из версий, все эти ласковые слова происходят от имени дочери славянской богини Лады – Лели. Древние славяне считали, что именно Леля заботится о рождении детей, материнстве и малышах.
[4] Современные парапсихологи объясняют мистические способности кошек и котов тем, что эти животные питаются негативной энергией (за счет данного качества они “лечат” и энергетику дома, в котором живут, и своих хозяев). Именно по этой причине многие народные целители рекомендуют родителям нервных и сверхвозбудимых детей завести кота или кошку, чтобы такой ребенок непременно общался с животным – «лекарем» (гладил, играл, ухаживал за ним). Только вот в том месте, где кот любит спать, ни детскую, ни взрослую кровать ставить ни в коем случае нельзя, т.к. это место – источник отрицательной энергии и может стать причиной многих заболеваний.
[5] Интроект – включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей, в данном случае от матери, взглядов, мотивов, установок
[6] В проекте были интегрированы результаты и лингвистики, и фольклористики, и психологии (музыкальной и возрастной), и психотерапии, и других смежных наук http://www.rprosinka.com/forums/viewtopic.php?t=238
Бай, бай, бай, мое дитятко,
Уж я дитятко люблю, да нову зыбочку куплю,
Уж я рабенка спотешу – нову зыбочку повешу,
Нову зыбочку повешу – дитя спать повалю,
Спать повалю, да тебя в зыбочку,
В зыбочку, да в колыбелечку,
В колыбелечку, да на постелечку,
На сголовьице, да на здоровьице.
Еще зыбочка-кач-кач, да золоты были бочка,
Очепок с камкой, да посередке золотой,
Уж ты спи ты мое дитятко, без байканья,
Спи без байканья, да ты без люльканья,
Уж ты спи, дитя, здоровенько, вставай весело,
Ты спи камушком, да вставай перышком.
Котенька-коток, котя – серенький хвосток,
Баю-бай, баю-бай.
Хвостик серенький, лапки беленькие,
Баю-бай, баю-бай.
Лапки беленькие, ушки чёрненькие,
Баю-бай, баю-бай.
Повадился коток ко вдовушке в погребок,
Баю-бай, баю-бай.
Ко вдовушке в погребок, по сметанку по творог,
Баю-бай, баю-бай.
По сметанку по творог, по пресное молочко,
Баю-бай, баю-бай.
Увидали кота красны девки из окна,
Баю-бай, баю-бай.
Ушибли кота об угол головой,
Баю-бай, баю-бай.
Вот те на-тко же, коток, за сметанку, за творог,
Баю-бай, баю-бай.
За сметанку, за творог, за пресное молочко
Баю-бай, баю-бай.
СПИ, МОЯ РАДОСТЬ, УСНИ,
или
роль колыбельной песни в развитии ребёнка
Уж вы котики-коты, полосатые хвосты,
По загону бегали, они сына искали,
Они сынку не нашли, потерялись да пошли,
Ай, баюшки-баюшки, не ложись на краюшке,
Придёт серенький коток, схватит Колю за бочок,
Схватит Колю за бочок, и утащит во лесок.
Ай, баю, баю, баю, баю дитятку мою,
,
Люлю, люлю, люленьки,
Налетали гуленьки,
Прямо Шуре в люленьку,
Сели гули на края,
Уронили перышка,
Прямо Шуре в люленьку.
Стали гули гулевать,
Стала Шура засыпать,
Бай, бай, бай,
Спи-ка, Шуренька, поспи,
Ручки белые прижми,
Глазки, милая, сожми,
Бай, бай, бай.
Стали гули гулевать,
Стали гули ворковать,
Чем нам Шуреньку питать?
Сахарком ли, медком,
Или кашкой с молочком?
Она сахару не ест,
Меда в рот не берет,
Бай, бай, бай.
Бай, бай, бай-люлю,
Лилю в люлю укладу,
Спи-ко, Лилюшка, усни,
Угомон себе возьми,
Да поболе порасти,
Сон да Дрема,
По подзыбочке брела,
К Лиле в люлюшку легла,
О, о, о,о.
Баю, баюшки, баю,
Живет Федор на краю,
Он не беден, не богат,
У него много ребят,
Все по лавочкам сидят,
Все по корочке едят,
О, о, о-люлю.
Спи-ко, Лилюшка, усни,
Люлю, люлю, лю-лю-лю,
После банюшки-пару,
Не ходи по ветерку,
То настынешь и помрешь,
Во сыру землю пойдешь.
Спи-ко мила, до той поры,
Не подымай-ко головы,
После будет пора,
Разбужу, Лиля, тебя,
Баю, баю, баю, бай,
Баю, баюшки, лю-лю,
О, о, о.
Уж я Вовушку люблю, да укачаю-укладу,
Бай-бай, бай-бай, бай-бай,
Спи-ка, Вовушка, в добре, да на соломке, на ковре,
Бай-бай, бай-бай,
Что занавеска шелкова, сидит пестунья толкова,
Люлю-бай, люлю-бай, спи-ка, Вова, усыпай,
Спи-ка дружок, некошеный твой лужок,
Бай-бай, бай-бай,
Бай да лю-лю, я дружочка не браню,
Бай-бай, бай-бай,
Я дружочка не браню – его не за что бранить,
Бай-бай, бай-бай,
Бранить не за что, да журить не по что,
Бай-бай, бай-бай, бай-бай,
Уж я Вовушку люблю, да укачаю-укладу,
Лю-лю-лю, лю-лю, лю-лю-люшеньки, лю-лю,
Это ангел с небеси, да больше сна Вове неси,
Бай-бай, бай-бай,
Милого, хорошего, да паренька пригожего,
Бай, бай, бай-люлю, уж я Вову укладу
Слайд 1
С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с мамы! Первое, что ощущает ребенок, только что появившийся на свет, это теплоту рук матери, её ласковый голос . КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ Колыбельная песня – это особый диалог между матерью и ребёнком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и нежностиСлайд 2
В культуре всех народов принято укачивать ребенка в момент засыпания на руках или в люльке и петь песню – колыбельную Мать, словно сопровождая ребенка, помогает преодолеть страх. Малыш закрывает глаза, он уже не видит маму, но слышит её голос и знает, что мама – его ангел-хранитель, она всегда будет рядом. И малыш спокойно засыпает. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Слайд 3
Название песни «Колыбельная» происходит от слова « колыбать », что означает колыхать, колебать, качать, зыбать ( устар ). Еще одно название материнской песни – « байка », (баюкать, укачивать припевать, усыплять). КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ КОЛЫБЕЛЬНАЯ – ЭТО ОБЕРЕГ ДЛЯ МАЛЫША
Слайд 4
Колыбельная – это лирический рассказ об окружающем мире: животных, птицах, предметах. Это начальное представление о жизни. Малыш слушает, а слова входят в его подсознание. Основное содержание колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, её мечты о его счастливом будущем. ПЕСНЯ МАТЕРИ - ГЛАВНАЯ ПЕСНЯ В МИРЕ; НАЧАЛО ВСЕХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПЕСЕН. Расул Гамзатов КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Слайд 5
Если мама не певица Малышу не важно, есть ли у мамы слух и красивый ли у неё голос. Ребенок реагирует, в первую очередь, на тембр голоса, мягкость исполнения. От того, какие песни пела мать своему малышу, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького ребенка, его физическое здоровье и степень развития. Напевая колыбельную, мать защищает психику ребенка от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Специалисты утверждают, что детям, которым не пели колыбельные песни, сложнее налаживать взаимоотношения с окружающими. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Слайд 6
Уважаемые родители! Вас заинтересовала наша информация о колыбельных песнях? Если вы хотите больше узнать о колыбельных песнях, услышать мнение специалистов, пообщаться на форумах, мы советуем вам посетить следующие сайты: http://www.bayushki.ru/ http://www.happy-kids.ru/ http://sna-kantata.ru/teksti-kolyibelnyih-pesen/ http://karapysik.ru/teksty-kolybelnyh-pesen/ https://baby-sleep.ru/articles/29-russkie-narodnye-kolybelnye Спасибо за внимание! КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Благодарим за внимание
Ералаш
Упрямый зяблик
Притча о гвоздях
Злая мать и добрая тётя
Калитка в сад