Исследовательская работа по литературе ученицы 11 класса. Тема: "Неразрывное сочетание метафизического, исторического, реального в произведениях М. А. Булгакова"
МБОУ лицей №4
г. Данков, Липецкая область
Лицейское научное общество «Синяя птица»
X научно-практическая конференция ученических проектов
«Исследуем. Находим. Применяем»
секция «Литературоведение»
Неразрывное сочетание реального, метафизического и исторического в образах главных героев произведений М. А. Булгакова
Выполнила ученица 11 В класса
Борисова Елизавета Викторовна
Руководитель
учитель русского языка и литературы
Борисова Т.А.
Данков 2017 г.
Оглавление.
1.Введение.
2.Основная часть
1) Жизнь и творчество М. А. Булгакова
2)Повесть «Собачье сердце»
3)Повесть «Роковые яйца»
4)Взаимосвязь двух повестей М. А. Булгакова
5)Роман «Мастер и Маргарита»
6)Пьеса «Адам и Ева»
7)Нравственные уроки
3.Заключение
4.Литература
Тема:
Неразрывное сочетание реального, метафизического и исторического в образах главных героев произведений М. А. Булгакова.
Гипотеза:
В произведениях М. А. Булгакова переплетаются три пласта: реальный, метафизический (фантастический) и исторический.
Цели:
1) Найти способы создания образов героев и способы создания исторической реальности с помощью приемов фантастики в исследуемых произведениях М. А. Булгакова.
2) Выяснить, как соответствует выбор способов создания образов героев основной идее произведений М. А. Булгакова.
3) Выявить соотношение реального, метафизического и исторического в каждом из рассматриваемых произведений М. А. Булгакова.
Задачи:
1) Изучить теоретическую литературу по теме «Проблемы в произведениях М. А. Булгакова»
2)Исследовать способы создания образов героев в произведениях М. А. Булгакова.
Объект исследования:
Произведения М. А. Булгакова (избирательно).
Задачи:
1) Изучить теоретическую литературу по теме «Проблемы в произведениях М. А. Булгакова»
2)Исследовать изобразительно-выразительные средства языка и способы создания образа главного героя в произведениях М. А. Булгакова.
Методы:
1) Проблемно-поисковый
2) Сравнительно-сопоставительный
3) Иллюстративный
4) Консультация
Методы исследования обеспечиваются обоснованностью исходных теоретических и практических данных с опорой на результаты наблюдений и доказательства практических экспериментов, проведенных мною.
Теоретическая ценность исследовательской работы состоит в теоретическом и практическом исследовании как широко, так и мало известных произведений М. А. Булгакова.
Введение.
Актуальность исследования вижу в том, чтобы убедиться, как история, реализм и фантастика в произведениях М. А. Булгакова неразрывно связаны между собой. Данная работа представляет собой теоретическое и практическое исследование, где в качестве объекта берутся выборочно произведения М. А. Булгакова.
Предмет исследования – произведения Михаила Афанасьевича Булгакова.
Цели:
1) Найти способы создания образов героев и способы создания исторической реальности с помощью приемов фантастики в исследуемых произведениях М. А. Булгакова.
2) Выяснить, как соответствует выбор способов создания образов героев основной идее произведений М. А. Булгакова.
3) Выявить соотношение реального, метафизического и исторического в каждом из рассматриваемых произведений М. А. Булгакова.
Задачи:
изучить теоретическую литературу по теме «Проблемы в произведениях М. А. Булгакова»;
исследовать способы создания образов героев в произведениях М. А. Булгакова;
рассмотреть избранные произведения писателя с точки зрения наличия притчевых элементов.
Основная часть.
«Проклятые» вопросы метафизики творчества доминантны для М.А.Булгакова и находят прямое отражение в его произведениях. Писатель последовательно, меняя героев, время, пространство, обстоятельства, будто бы в продолжении все своей жизни решает одно и то же уравнение с разными неизвестными. Сквозной нитью через все творчество М. А. Булгакова проходит проблема творца, не совладавшего со своим творением.
В произведениях М. А. Булгакова четко выделяются три основных аспекта: исторический, метафизический (фантастический) и реалистический. Все они неразрывно связаны между собой. Прочитав множество произведений Булгакова, я решила исследовать его произведения и сравнить их между собой.
Жизнь и творчество Михаила Афанасьевича Булгакова.
Михаил Афанасьевич Булгаков появился на свет 15 мая 1891 года в Киеве. Известнейший русский писатель, проживавший в 20 веке. Он написал большое количество произведений, которые переведены на многие языки и распространены по всему миру. Его произведения пользуются огромной популярностью и до сегодняшнего дня, а все списки литературы к прочтению обязательно порекомендуют хотя бы 2-3 его сочинения.
Рождение Михаила Афанасьевича произошло в благополучной семье. Папа Афанасий Иванович - доцент, а мама Варвара Михайловна - преподавателем в женской гимназии. Михаил был одним из семи детей семейства. Первым учебным заведением, которое окончил будущий писатель, стала Первая киевская гимназии, по завершению которой, парень поступил на медфак института. Выбор пал на такую профессию из-за того, что братья Варвары Михайловны были врачами и хорошо зарабатывали. Один был высококлассным экспертом в Москве, а другой в столице Польши. Учёба продлилась 7 лет, из-за своей почечной недостаточности получил отказ при запросе поступления на службу военным врачом. В связи с этим Булгаков настоял отправить его в госпиталь Красного Креста.
В 1913 произошло знакомство и женитьба на Татьяне Лаппе, а с денежной недостаточностью пара столкнулась в самое время торжества, когда молодожёнам буквально было нечего надеть и приходилось довольствоваться имеющимися нарядами. По началу Первой мировой Михаил Афанасьевич некоторое время работал лекарем.
1917 год известен тем, что именно в это время Булгаков принял первую дозу морфия для облегчения аллергии, из-за чего приём препарата перерос в настоящую зависимость. В 1918 году в Киеве началась практика врачом-венерологом. Гражданская война заставила М. Булгакова быть участником УНР, а затем и Вооруженных сил России, где он был врачом на стороне Белой армии.
В 1917 году известный писатель впервые посетил Москву и своего дядю, который стал прообразом профессора из своей знаменитой повести.
В 1923 году мужчина стал членом Всероссийского Союза писателей, а через год завёл знакомство с Белозерской, которая еще через год стала законной супругой.
В 1926 году в доме Булгакова был проведён обыск, в ходе которого у автора были изъяты рукописи "Собачьего сердца" и блокнот, в котором рассказывалось о своей жизни и переживаниях. Через несколько лет этот дневник был возвращен и спален. В октябре 1926 в Московском Художественном театре была поставлена пьеса "Дни Турбиных", которая пришлась по душе самому Сталину. Также замечательно и в других театрах прошли представления, поставленные по пьесам гениального драматурга.
В 1928 году у Михаила возник замысел о создании собственного романа, а через два года произведения массово запрещались к печати.
В 1939 году после написания пьесы "Батум" об отце народов, она готовилась к выходу. Через некоторое время от Сталина вышел указ о запрете постановки. Иосиф Виссарионович счёл неуместным такую затею.
Примерно в это же время здоровье писателя стало стремительно ухудшаться.С февраля 1940 года близкие писателю люди ни на минуту не отходили от его постели, а 10 марта Михаил Афанасьевич Булгаков отошёл в мир иной.
Фантастика – это особая форма изображения действительности, логически несовместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она позволяет автору развернуть перед нами целую галерею персонажей.
Метафи́зика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Булгакова нельзя назвать писателем-фантастом, как, например, братьев Стругацких. Но повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца», безусловно, будут отнесены к области научной фантастики; роман «Мастер и Маргарита» — роман притчевый, философский, в котором сильно скорее метафизическое начало, — традиционно классифицируется как фантастический.
«Проклятые» вопросы метафизики творчества доминантны для М.А.Булгакова и находят прямое отражение в его произведениях. Писатель последовательно, меняя героев, время, пространство, обстоятельства, будто бы в продолжении все своей жизни решает одно и то же уравнение с разными неизвестными. Сквозной нитью через все творчество М.А.Булгакова проходит проблема творца, не совладавшего со своим творением.
Повесть «Собачье сердце»
Все события повести разворачиваются в канун Рождества, а профессор носит фамилию Преображенский. И эксперимент становится пародией на Рождество, антитворением. Повесть основана, прежде всего, на аллегории. Речь идет не только об ответственности ученого за свой эксперимент, о неспособности увидеть последствия своих действий, о громадной разнице между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь. Повесть «Собачье сердце» несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходит в стране. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, тоже воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. В данной повести встречаются все три исследуемых аспекта.
Реальность и история.
Сложнейшая операция по пересадке гипофиза мозга человека собаке, проведённая профессором Преображенским и его ассистентом доктором Борменталем, и её ошеломляющий результат – это, конечно, фантастика. Однако именно этот результат – раскрытие социальных проблем того нелёгкого «пролетарского» времени.
Унаследовав от пьяницы и хулигана Клима Чугункина и, можно сказать, «оживив» в себе всё его поведение и мировоззрение, а также полную без- духовность, бродячий пёс Шарик стал олицетворением всех несправедливостей и настроений «революционного» времени. Булгаков устами своего героя, профессора Преображенского, говорит все, что думает о Советской власти, о нововведениях и порядках. Конфликт Филиппа Филипповича Преображенского, человека строгих нравственных правил, почтенного, с представителем нового склада жизни – Швондером - выражается в непонимании и осуждении профессором «абсурдных и убогих понятий представителей новых органов власти». Конфликт между этими героями – это конфликт между аристократией и пролетариатом: «Вы ненавистник пролетариата!- гордо сказала женщина. «Д, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович». Новую силу конфликт приобретает с появлением «Шарикова Полиграфа Полиграфовича» в доме.
Влияние Швондера на Шарикова оказывается более результативным, чем наивное желание Преображенского и Борменталя облагородить и «очеловечить» созданное ими чудовище: «Разруха происходит не в стране, а в головах людей...» Это ужасающее нравственное чувство народа, который, как считает профессор, «был ничем и стал всем», и является источником «разрухи», которая охватила всё вокруг: «Но я спрашиваю, почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?»
Признаки социализма в народе олицетворяет поведение Шарикова, что делает нереальную повесть полным отражением реальности.
Преображенский открывается писателю как революционер, но только в медицине, стараясь создать чуть ли не образ «нового человека», которому чужды представления новой власти. Но, к сожалению или к счастью, Шарик является именно типичным представителем пролетариата. Из алкоголика, хулигана невозможно создать новую сознательную личность. И Швондер тоже терпит неудачу, пытаясь сделать Шарикова революционером.
Результат эксперимента Преображенского устраивает сущий ад, как в жизни самого профессора и его ассистента, так и других людей. Например, получив должность совслужащего, он чувствует всю свою безнаказанность, угрожает машинистке «сократить» её за отказ выйти за него замуж.
Писатель, возможно, пытается нам показать, что те, кто заполучил власть над людьми – могут стать большим горем и оказаться опаснее и страшнее любого зверя.
Конечно, писателю-гуманисту близка точка зрения профессора Преображенского: «Террором ничего поделать нельзя», «На преступление не идите никогда, доживите до старости с чистыми руками». Но приемлема ли была такая позиция для того времени? Отказ от насилия приводит Преображенского на грань катастрофы, когда Шариков достает револьвер.
Профессор Преображенский пророчески предрекает, что Швондер окажется сам в дураках, так как если Шарикова натравить на самого Швондера, то от того «останутся рожки да ножки». Это и произошло в 30-е гг., когда Шариковы уничтожили старую ленинскую гвардию, та - большевиков, которые делали революцию.Так, мы можем предположить, что Михаил Афанасьевич сам сталкивался с представителями таких вот «шариковых» и «швондеров» в реальной жизни.
Счастье профессора, что пес выжил после операции. Иначе Швондер и другие представители власти обвинили бы Преображенского в убийстве.
И чем дальше Булгаков разворачивает повествование, тем яснее и четче встает перед нами картина жизни тех лет.
В реальности большевики не могли добиться чёткого представления о полном функциональном государстве, и их законы иногда были за гранью всякого здравого смысла. Булгакову приходится уйти в фантастику, чтобы полностью донести реальность Москвы 20-ых годов.
В повести много милой житейской мудрости. Когда вся страна была загипнотизирована красивыми словами и в разрухе грезила о построении чего-то великого, каким диссонансом звучали слова профессора Преображенского о том, что разруха — это когда поют хором вместо того, чтобы выполнять свои обязанности — чинить ли трубы, оперировать ли. Разруха — когда говорят о революции и воруют галоши. Есть дело, и есть болтовня, есть «разруха в головах», от которой все беды.
Таким образом, это произведение можно полностью связать с реальностью об истории нравственности и поведения людей булгаковской Москвы тех годов.
Фантастика.
Провести такую фантастическую операцию, как Преображенский и Борменталь, в жизни?
Как неплохой медик Булгаков понимает, что это невозможно, но он решается на внедрение такого приёма для более красочного сравнения перемен, которые потрясают Россию в те времена. И начинается фантастика, которая у Булгакова не лишена сатиры и шедеврального сравнения героев. Используя принципы «фантастического реализма», мешая действительность «новой» России с выдумкой, писатель создаёт удивительную и зловещую историю.
Профессор Преображенский решил соревноваться с самой природой. Что же из этого вышло?
Мечта Преображенского практически «создать» новый образ человека приобретает противоположный результат.
Донором для бедного Шарика послужил Клим Чугункин двадцати пяти лет, судился три раза.
После операции у собаки наблюдается полное очеловечивание. В результате чего появляется своеобразное существо:
«Рост маленький, голова маленькая, начал курить», «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жёсткие... Лоб поражал своею маленькой вышиной. Почти и непосредственно над чёрными ниточками бровей начиналась густая-густая головная щётка».
По этим признакам мы видим, что существо полностью унаследовало физический облик своего прародителя.
Это фантастическое преображение вначале считают прорывом в медицине.
Но всё меняет само поведение Шарикова, унаследованное от «донора» мозга.
Преображенский пытается сделать из Шарикова человека, но его попытки тщетны.
С точки зрения Шарикова, он просто живёт, а ругань, хамство и наглость-это нормальная составляющая жизни.
В течение всех этих событий Преображенский, к счастью, осознаёт свою ошибку.
После операции Шариков так же успешно, как стал человеком, становится просто Шариком, бродячим псом, которого случайно подобрали на улице.
Вот теперь фантастика уступает место реальности.
Позже Преображенский скажет:
«Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай Шарикова... Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно»
«Собачье сердце», по мнению многих критиков, шедевр булгаковской сатиры. Фантастика в этой книге настолько приближена к реальности, что мы, читатели, верим каждому слову автора. В повести переплетены грустные мысли и сатирические образы, размышления о человеческих недостатках, точных целях науки и о страшной силе невежества и безнравственности.
Повесть «Роковые яйца».
Повесть «Роковые яйца» Михаил Булгаков написал в 1924 году, действие же в ней происходит в 1928 году. В повести сочетаются фантастика и реальность не без доли юмора и иронии.
Реальное и историческое в повести.
Повесть «Роковые яйца» — не просто сатирическая фантастика, а именно предостережение. Продуманное и тревожное предостережение от чрезмерного увлечения давно, в сущности, открытым красным лучом — революционным процессом, революционными методами строительства «новой жизни».
В самом деле, красный луч, случайно открытый немного чудаковатым профессором, очень уж похож на луч революции, переворачивающей все основы бытия общества вообще и каждого человека в частности.
Персиков - довольно странный человек, со своими твёрдыми убеждениями и необузданной любовью к экспериментам. Настраивая для работы микроскоп, он неожиданно обнаружил, что при особом положении зеркал возникает красный луч, который, как вскоре выясняется, оказывает удивительное воздействие на живые организмы: они становятся невероятно активными, злыми, бурно размножаются и вырастают до огромных размеров. Даже безобиднейшие амебы становятся агрессивными хищниками под действием луча: «В красной полосе, а потом и во всем диске стало тесно и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные амёбы яростно набрасывались друг на друга, рвали в клочья и глотали. Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны...»
Разве эта борьба за выживание не напоминает революционную борьбу, в которой нет места жалости и в которой победившие начинают бороться уже друг с другом за большее влияние и власть?
Эти черты эгоистичности, злости мы можем увидеть в революционной истории нашей страны, что даёт нам понять, насколько реалистично для тех времён произведение Михаила Афанасьевича.
Революционный процесс, как утверждает Булгаков, далеко не всегда идет на пользу народу и приносит ему благо. Он может быть чреват катастрофически тяжелыми для общества последствиями, потому что пробуждает огромную энергию не только в честных, мыслящих людях, сознающих свою огромную ответственность перед будущим, но и в людях недалеких, невежественных, таких, как Александр Семенович Рокк.
Эти вечные конфликты науки и власти приводят к катастрофе. Ведь Рокк – автор даже фамилию его делает символом – обращается к Персикову с просьбой отдать ему один из аппаратов, активирующих действие луча. Рокку красный луч нужен для того, чтобы из яиц, полученных из-за рубежа, вывести цыплят, чтобы вновь пополнить запасы птиц. Профессор же проявляет слабость характера и даёт ему это сделать, но за эту ошибку он глубоко поплатится. Гениальный ученый сделал ценнейшее открытие, которым воспользовался невежественный организатор, обладавший властью отнять изобретение и внедрить его без экспериментальной апробации. Профессор Персиков безропотно подчинился власти, не выказав желания бороться. Автор осуждает его пассивность, перекладывая часть вины и на него за случившуюся катастрофу.
Булгаков этими действиями Рокка показывает необдуманность действий реального правительства, а также его абсолютную власть над народом.
И эта ситуация с перепутанными ящиками может создать впечатление, что все несчастья вызваны тем, что кто-то перепутал ящики с яйцами и отправил в совхоз не куриные яйца, а яйца пресмыкающихся(гадов, как они названы в повести). Но тут Булгаков уходит в фантастику, ведь она и поможет ему скрасить события, произошедшие в повести.
Профессор Персиков погибает в финале повести, будучи растерзанным яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя вполне оправдана Булгаковым.
Метафизическое в повести.
В сюжете повести много случайностей и стечений странных обстоятельств: и само открытие Персикова, сделанное только потому, что его отвлекли во время настройки микроскопа, и невесть откуда взявшийся куриный мор, уничтоживший всех кур в СССР, но почему-то остановившийся на ее границах, и восемнадцатиградусный мороз в середине августа, спасший Москву от нашествия гадов, и многое другое.
Автор, кажется, совсем не заботится хотя бы о минимуме правдоподобия. Но это только видимые «случайности», за каждой из них стоит своя логика, своя символика.
Каждое из этих фантастических событий тесно связанно со многими кровавыми событиями в реальной истории нашей страны.
Самым мистическим в повести становится красный луч, способствующий скорому размножению и увеличению в размерах любых существ, попавших под свет луча.
Разумеется, мы можем предположить, что такой эксперимент может свершиться в будущем, но сейчас это фантастика.
Персиков - гениальный ученый, но он совершенно равнодушен к окружающему миру. Отказавшись от участия в общественной жизни, он тем самым передоверил судьбу народа невежественным предпринимателям, приведшим мир в состояние, лишенное разумного начала. И в этом - предостережение сатирика.
Взаимосвязь двух фантастических повестей
М.А. Булгакова
В фантастической прозе Михаила Булгакова смех соединяется с глубоким философскими выводами и обобщениями. В них сочетается ирония и сатира, фантастика и реальность, смешное и грустное. Несмотря на фантастические сюжеты, картина жизни советской России, предстающая перед читателем, полна реалистических деталей и подробностей. И проблемы, поднятые Булгаковым в этих повестях, неразрывно связаны с тем, что происходило в стране.
Одной из главных проблем, поставленных писателем, является проблема ответственности человека, интеллигента, ученого, за поставленный им эксперимент. И в том, и в другом произведении мы становимся свидетелями гениальных научных открытий.
И оба эксперимента влекут за собой неминуемые ужасающие последствия.
Сатирически изображая Рокка и Швондера, недальновидных и невежественных людей, фанатически увлеченных строительством новой жизни, сыгравших большую роль в тех событиях, которые отражены в повестях, автор не снимает ответственности и с самих ученых, выпустивших опасного джина из бутылки. Ученый, по мысли Булгакова, должен идти «ошупью и параллельно с природой», а не пытаться ускорить процесс эволюции, иначе последствия будут непредсказуемы. Не случайно сами ученые становятся жертвами собственных экспериментов: жизнь Преображенского в собственном доме становится невыносимой, ему грозит то арест, то гибель, а Персиков уничтожен разъяренной толпой.
Жанр фантастической повести позволил Булгакову свести события к более или менее благополучному финалу: в результате повторной операции Шариков вновь превращается в «милейшего пса»; нашествие гигантских пресмыкающихся гибнет от непредвиденных и необыкновенных для России в летнее время года морозов. Однако мы понимаем, что речь идет не только о научных, но и о великих исторических экспериментах, свидетелем которых был автор.
Тема, которая поднимается Булгаковым в этих повестях, актуальна и сейчас, в наше время, когда как никогда человек должен нести ответственность за то, что делает, потому что прогресс не стоит на месте: будь то социальный эксперимент, медицинский или какой другой.
Роман «Мастер и Маргарита».
Любовь и ненависть, добро и зло… Причудливое сплетение судеб в философско-фантасмагорической истории, где мистика и реальность сосуществуют параллельно, - роман «Мастер и Маргарита».
Мэтр советской, русской и классической литературы Михаил Булгаков начал писать роман в 1928 или 1929 году, и до окончательного завершения в 1938 менял несколько раз как название, так и содержание и состав главных действующих лиц. Лишь только спустя 26 лет со дня смерти писателя роман был опубликован в урезанной журнальной версии.
Фантастика - особая форма изображения действительности
Фантастика для Булгакова, научная или мистическая, не самоцель. В первую очередь для него важно осмысление картины человеческой жизни, человеческой сущности и соотношение в человеке и мире темного и светлого начала. Все остальное – это лишь средства для раскрытия и более полного освещения замысла.
Чтобы понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам. Молодежь привлекают в произведении фантастические, сказочные элементы, и даже, если подросток не способен понять сложные истины и глубинный смысл произведения, он воспринимает то, что способно заставить работать воображение и фантазию.
В романе нет границы между фантастикой и реальностью, так как она разрушена вторжением в реальный мир персонажей мистико-фантастических. Недаром Булгаков говорил о себе: «Я - мистический писатель».
Фантастика – это особая форма изображения действительности, логически несовместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она позволяет автору развернуть перед нами целую галерею персонажей.
Одной из первых фантастических фигур, которая появляется на страницах романа «Мастер и Маргарита», является Воланд. Появившись в Москве, он выворачивает наизнанку действительность, обнажая ее ценности, истинные и мнимые. Воланд и его свита оказываются в роли своеобразного суда, приговор которого скор, справедлив и приводится в исполнение немедленно. Но их задача заключается в том, чтобы извлечь из Москвы Маргариту, гения Мастера и его роман о Понтии Пилате. По замыслу автора фантастический образ Воланда должен восприниматься как реальность. Булгаков использует прием фантастического попадания из вечности в Москву: «И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек». Момент пришествия Воланда на землю является наиболее интересным и важным. Он и его свита появляются в Москве для того, чтобы наказать людей за предательство, жадность, подлость, трусость, любовь к деньгам. Воланд со своей свитой хотят узнать, изменилось ли московское общество, для этого они устраивают сеанс черной магии в театре Варьете, на котором Воланд, Азазелло, Бегемот и Коровьев показывают фантастические вещи. Например, с потолка сыплются червонцы, за которыми начинается охота: «сверкнуло, бухнуло, и тот час же из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки», публичную казнь конферансье Бенгальскому, которому отрывают голову: «Голову оторвать? Это идея! Бегемот, - закричал он коту, - делай!» - и открывают дамский магазин, в котором, по словам Фагота, «Совершенно бесплатно производится обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели и парижскую же обувь». Такое дикое поведение людей является обнажением их скрытых пороков. Становится понятным смысл этого представления. Воланд делает вывод: «Они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны … Ну, что ж … и милосердие иногда стучится в их сердца … Обыкновенные люди …, в общем напоминают прежних».
Но на этом фантастические вещи не заканчиваются. Воланд, Кот Бегемот, Коровьев-Фагот и Азазелло появляются в квартире № 50, в которой проживает Степа Лиходеев. После обсуждения пороков Степы приговор следует незамедлительно, и чудесная сила уносит директора Варьете за тысячу верст и заставляет его растерянно озираться на ялтинском молу.
Нечто подобное происходит и с администратором Варьете Варенухой. Он превращается в вампира от поцелуя Геллы, а позже пытается убить финдиректора Римского, которому чудом удается спастись.
Человеком, верящим в чудеса, неожиданно оказывается и такой трезво мыслящий мужчина, как председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой. Этот взяточник получает от Коровьева деньги за квартиру самым привычным для себя и лишенным мистики способом. Но, попавшись, он иначе объясняет дело: «… Тут случилось, как утверждал впоследствии председатель, чудо: пачка сама вползла к нему в портфель».
Волшебная мазь Азазелло, одарившая чудной красотой Маргариту, превращает ее соседа, плотоядного Николая Ивановича, в борова, тем самым как бы проявляя его свинячью суть.
Нечистая сила не проходит мимо и сотрудников Зрелищной комиссии, бухгалтеров, курьеров, секретарей. Они в разгар рабочего дня против своей воли начали петь хором, управляемым Коровьевым:«Славное море священный Байкал». «Хористы, рассеянные в разных местах, пели очень складно, как будто весь хор стоял, не спуская глаз с невидимого дирижера». Люди никак не могли освободиться от этого популярного напева, так что в конце грузовики увозят их, поющих, в клинику Стравинского.
И еще одна необычная история происходит с Прохором Петровичем. Когда к нему в кабинет приходит Бегемот, Прохор имеет неосторожность сказать: «Черти б меня взяли!» На что кот улыбнулся и сказал: «Черти чтоб взяли? А что ж, это можно». После этих слов за письменным столом заведующего филиалом остается один лишь «руководящий» костюм: «Пиджак и штаны тут, а в пиджаке ничего нету».
Вторая часть романа «Мастер и Маргарита» еще более фантастична, чем первая, и реалистические сцены в ней снять эти впечатления не могут. Не в будничной детали, а в фантастике больших обобщений раскрывается сокровенная сущность образов, уже прошедших по страницам первой части, и действительность, переплетенная с фантастикой, предстает перед нами в каком-то новом освещении.
«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, И я покажу тебе такую любовь!» - эти слова открывают главу о Маргарите.
Бездетная тридцатилетняя женщина, жена крупного технического специалиста, была красива и умна. И вот в тот поворотный весенний день Маргарита угадала Мастера, как он угадал своего всадника Понтия Пилата.
Однажды, проснувшись, она не заплакала, как всегда, она ощутила предчувствие чего-то значительного, того, что сегодня наконец-то произойдет. Все эти ощущения были навеяны ей во сне.
«Я верую! – шептала Маргарита торжественно. – Я верую! Что-то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, послана пожизненная мука? … Что-то случилось непременно, потому что не бывает так, чтобы что-нибудь тянулось вечно. А кроме того, мой сон был вещий, за это я ручаюсь». В истомленной душе Маргариты не перестает жить надежда на перемены к лучшему.
Маргарита приходит на то место под Кремлевской стеной, где ровно год назад, день в день, час в час она сидела с возлюбленным на скамейке. Его не было рядом, но Маргарита мысленно разговаривала с ним и умоляла его, если он умер, уйти из ее памяти, дать «свободу жить, дышать воздухом». Именно на этом месте произошла ее встреча с Азазелло, который явился послом от Воланда. Он приглашает Маргариту в гости к иностранцу. Она неясно догадывается о вмешательстве в ее жизнь сверхъестественных сил, которые обещают дать знать ей о Мастере. Азазелло дает Маргарите волшебный крем и, выполнив инструкции, она превращается в ведьму.
Маргарита наполняется сатанической радостью, чувством свободы и предчувствием, что прежнюю жизнь она покидает навсегда. Это предчувствие возрождает душевные силы Маргариты, совсем было погибающей от разбитой любви. Маргарита становится королевой на балу у самого дьявола.
На этот шаг Маргарита пошла осознанно лишь ради Мастера, о котором никогда не переставала думать и о судьбе которого могла узнать, только выполнив условия Воланда. За свою услугу Маргарита получила то, о чем так долго мечтала. Воланд возвращает ей Мастера. Мастер и Маргарита вместе, больше они никогда не расстанутся. Но вряд ли они смогли бы спокойно жить в атмосфере тогдашней действительности. Поэтому Мастер и Маргарита покидают этот мир, обретя покой в другом.
Их любовь находит выход из грязи окружающей действительности. Но выход этот был фантастическим, так как реальный вряд ли был возможен.
Реальный мир в романе
В романе реально представлена Москва, ее коммуникативно - бытовой и литературно – театральный мир, так хорошо знакомый Булгакову.
В своем романе Булгаков отразил реальное положение писателей, живших в 30-е годы. Литературная цензура не пропускала произведения, отличавшиеся от общего потока того, о чем нужно было писать. Шедевры не могли найти признание. Писатели, рискнувшие свободно высказывать свои мысли, попадали в психиатрические больницы, умирали в нищете, так и не добившись известности.
Такая же судьба и у Мастера, он затравлен, первое же столкновение с литературным миром приводит его в сумасшедший дом.
Но наряду с жестокой реальностью есть и другая – это любовь Мастера и Маргариты.
Маргарита в романе стала прекрасным, обобщенным и поэтическим образом женщины, которая любит. Без этого образа роман утратил бы свою привлекательность. Яркостью своей натуры она противопоставлена Мастеру. Яростную любовь она сама сравнивает с яростной преданностью Левия Матвея. Любовь Маргариты, как жизнь, всеобъемлюща и, как жизнь, жива. Маргарита противопоставлена воину и полководцу Пилату своим бесстрашием. И беззащитной и могущественной своей человечностью – всесильному Воланду.
Мастер - во многом автобиографический герой. Писатель сознательно, подчас демонстративно, подчеркивает автобиографичность своего героя. Мастер равнодушен к радостям семейной жизни, он даже точно не помнит имени своей жены, не стремится иметь детей. Мастер был одинок, и это ему нравилось, но, встретив Маргариту, он понял, что нашел родственную душу. Любовь «выскочила» перед ними и поразила сразу обоих. Это огромное чувство наполнило их жизнь новым смыслом, создало вокруг Мастера и Маргариты только их маленький мир, в котором они нашли счастье и покой. И так как между ними вспыхнула такая любовь, то быть ей страстной, бурной, выжигающей оба сердца дотла. Не погасили ее ни безрадостные черные дни, когда в газетах появились критические статьи о романе, ни тяжелая болезнь Мастера, ни их расставание на долгие месяцы. Мастер и Маргарита своей любовью бросили вызов всему миру, как фантастическому, так и реальному.
Заканчивая свой роман эпилогом, Булгаков показывает жизнь города, которая как бы замыкается в круг. Город утратил все духовное и талантливое, ушедшее из него вместе с Мастером. Утратил все прекрасное и вечно любящее, ушедшее вместе с Маргаритой. Он утратил все истинное что было. Но особую правдоподобность событиям автор придает, рассказывая о жизни своих героев в течение нескольких последующих лет. И мы, читая произведение, отчетливо представляем себе сидящего под липами на Патриарших прудах сотрудника Института истории и философии профессора Ивана Николаевича Понырева, бывшего Бездомного, охваченного непреодолимым беспокойством во время весеннего полнолуния. Однако почему-то, после того как будет перевернута последняя страница романа, возникает непреодолимое чувство легкой грусти, которое всегда остается после общения с Великим, не важно, будь это книга, фильм или спектакль.
Взаимодействие фантастического и реального мира
Переплетение фантастического и реального создает в романе глубокий пласт философского смысла. С его помощью Булгаков в притчевой форме переосмысливает глобальные проблемы и переоценивает догматичные ценности. Это усложняет восприятие, но и дает возможность читателю и автору расширить сферу осмысляемого и увеличивает возможные оттенки смысла.
Переходом, связывающим два вида пространства: реальное и фантастическое, является зеркала. Первый переход происходит в самом начале романа, где зеркало как будто нет. Воланд появляется на Патриарших прудах неизвестно откуда. Но самое древнее зеркало имело гладкую водную поверхность, которой является пруд. Зеркало есть везде, где таинственным образом появляется или исчезает свита Воланда «Степа повернулся от аппарата и в зеркале … отчетливо увидел какого-то субъекта …».
Концовка романа также связана с зеркалами, в которые превращаются оконные стекла «Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше».
Мир фантастики и реальности взаимосвязан. А между этими мирами – вечность – единственное место, где Мастер и Маргарита обрели покой.
Пьеса «Адам и Ева»
Эта пьеса – предупреждение. В ней сталкиваются жизнь и смерть, решаются глобальные вопросы мира. Причем социальные параметры и общечеловеческие находятся в кричащих противоречиях и отражают в себе противоречия эпохи и острую реакцию на них Булгакова. Он очень переживал, что эпоха социализма противоречия в жизни снять не может. Искусно переключая обычное в необычное, реальное в фантастическое, Булгаков заостряет противоречия. Из всех жителей Ленинграда остаются в живых только те, кто был облучен "лучом жизни" - аппаратом, изобретенным Ефросимовым. Это сам Ефросимов, Адам и Ева, писатель Пончик, пекарь-забулдыга Маркизов да летчик Дараган, который был спасен Ефросимовым после смертельного боя. Они уходят в лес, и здесь на острове жизни, окруженном смертью (в Ленинграде разразилась чума), происходит стычка героев, развертывается борьба их убеждений, до дна раскрывается сущность их характеров. Трагедия лесного лагеря, этого своеобразного "Ноева ковчега", вырастает до трагедии всего человечества и обретает глобальный характер в фантастике. Булгаков, как и в романе "Мастер и Маргарита", в пьесе "Адам и Ева" поднялся на новую ступень мастерства, сделал живых героев носителями сложных философских идей, нравственных убеждений. Драматург не решает проблемы прямолинейно. Он объективен по отношению к Дарагану и к Адаму Красовскому как типам. Это смелые, убежденные люди. Дараган не на словах, а на деле способен выполнить свой долг. Это он в первом бою одерживает победу над фашистским асом, а сам оказывается обреченным на смерть. Булгаков романтизирует героический характер Дарагана. Булгакова волнуют воля и убежденность Адама Красовского. Тот проявляет ее в исключительных обстоятельствах, когда герои остались в лесу в одиночестве после военной катастрофы. Адам верит в Дарагана, верит в победу стран социализма. В чертах характера Дарагана и Адама Красовского воплощен определенный тип поведения, сформировавшийся в определенных исторических условиях. Но в развернувшемся конфликте между Дараганом и Ефросимовым все симпатии Булгакова оказываются на стороне Ефросимова. И это придает идейной концепции пьесы "Адам и Ева" особую эмоциональную силу. Булгакову сродни и одаренность Ефросимова, и его проповедь всеобщего гуманизма, и его выступления против всех форм насилия. Булгаков выделяет в монологе Ефросимова слова, в которых тот видит причины грядущей войны в разжигании ненависти друг к другу как со стороны капиталистического, так и со стороны социалистического мира: "...волосы шевелятся на голове и кажется, что видишь кошмар". Это Ефросимову принадлежат слова: "Здесь напечатано: "Капитализм необходимо уничтожить". Там кричат: "Коммунизм надо уничтожить". "Кошмар! Негра убили на электрическом стуле... стреляли в Испании, стреляли в Берлине.... Это сон!" "И девушки с ружьями, девушки! - ходят у меня по улице под окнами и поют: "Винтовочка, бей, бей, бей... буржуев не жалей!" В этих условиях, по мнению Ефросимова, - война неизбежна. Удивительно по-современному звучат слова Ефросимова против идейного противостояния ("Я боюсь идей"), против сверхгероев ("Сверхгерои" не спасут человечество). Он - за всеобщий мир. Этот герой, подобно Иешуа, проповедует идеи, противостоящие устоявшимся убеждениям. Разворачивая конфликт между Ефросимовым и Дараганом, Булгаков доводит эти противоречия (противоречия между исторической необходимостью и всеобщим гуманизмом) до непримиримых столкновений, чреватых трагическими последствиями. Действие осложняется тем, что столкновение происходит в необычных условиях, когда вопрос идет о жизни и смерти. Дараган неудержим в своих поступках. Вот тут-то происходит невероятное событие. Оказывается, Ефросимов, чтобы избежать нового всеобщего кровопролития, "разложил" советские газовые бомбы, оставил республику без оружия. Противоречия между Дараганом и Ефросимовым получают взрывоопасный характер. Дараган готов застрелить Ефросимова. В развивающихся необычных событиях две правды столкнулись, и кажется, нет выхода. Объективность художественной типизации в пьесе Булгакова такова, что кажется - обе стороны в конфликте по-своему правы. Изобретение Ефросимова способно спасти все человечество от гибели. Образ ученого Ефросимова в пьесе Булгакова рисуется с такой внутренней поэтической силой, дан в таком поэтическом ореоле всеобщего гуманизма, что его правда кажется сильнее правды Дарагана. И Булгаков не был бы гениальным художником, если бы не показал, что только в будущем, когда исчезнут социальные противоречия и настанет всеобщий мир, - вот тогда и будут сняты противоречия между исторической необходимостью и царством свободы, настанет время всеобщего гуманизма. Жанр фантастической пьесы о будущем позволял автору утверждать эти идеи. Булгаков в своем произведении глубоко и остро, диалектически сложно судил об исторических противоречиях эпохи и о будущем человечества. Создавая антивоенную пьесу, он не отрывался от современности. Об этом свидетельствуют реалистические черты в его героях, особенно в образе писателя Пончика-Непобеды. По убеждениям Булгакова, при всех трагедиях и противоречиях возвышенное должно победить. За ним - будущее!
Нравственные уроки произведений М. А. Булгакова.
Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» напоминает нам и сегодня: нельзя насильственно осчастливить человека и тем более человечество. Нравственные законы незыблемы, и за нарушение их каждый отвечает и перед своей совестью, и перед целой эпохой.
В повести «Роковые яйца» М. Булгаков показал, на первый взгляд, учёного, увлечённого своей работой. Но оторванность от жизни и зависимость от властей привели к тому, что его открытие не дало положительного эффекта.
Учёный должен быть вместе с народом, страной, жить его заботами, работать на его благо. А общество, давая свободу научным изысканиям, просто обязано контролировать, что именно изобретается, не принесёт ли это вред обществу, Не приведёт ли к трагедии. Таким образом, мы видим, что данная повесть дает нравственный урок - ответственности, что все в ответе за свои действия.
Самым главным выводом из романа «Мастер и Маргарита» стало то, что помимо материальных ценностей есть еще и духовные, вторые даже намного важней.
В пьесе « Адам и Ева» Булгаков описывает техногенный конец света в результате газовой войны. Данное произведение рассказывает о последствиях войн. Только в будущем, когда исчезнут социальные противоречия и настанет всеобщий мир, - вот тогда и будут сняты противоречия между исторической необходимостью и царством свободы, настанет время всеобщего гуманизма.
Заключение.
Итак, мы доказали, что метафизический, реальный и исторический аспекты в произведениях М. А. Булгакова тесным образом переплетены и служат как для выражения основной идеи рассмотренных нами произведений, так и фоном для проявления друг друга. Такое взаимодействие стало характерной чертой тех творений писателя, которые содержат элементы фантастики, направленные на решение «вечных» вопросов, и преподающих нам важнейшие нравственные уроки.
Литература
1. М. А. Булгаков «Собачье сердце»
2.М. А. Булгаков «Роковые яйца»
3.М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
4. М. А. Булгаков «Адам и Ева»
5. http://yandex.ru/wikipedia/ru
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Браво, Феликс!
Чья проталина?
Три загадки Солнца
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой