Цель: выяснить, чему учат сказки; нужны ли нам сказки.
Исследовательские задачи:
Практические задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
4a.doc | 935.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
сл. Большая Орловка Мартыновский район Ростовская область
Учебно-исследовательская работа по литературному чтению на тему:
«Путешествие в страну сказок»
Авторы: обучающиеся 4а класса Аббасов Руслан, Жукова Мария, Недорослев Антон, Осейчук Валерия, Кибарова Самира, Шапазов Мардали, Белогубов Алексей. Руководитель: учитель начальных классов Вожжова Виктория Александровна. |
сл. Большая Орловка
2018
Оглавление
Стр.
I. Введение…………………………………………………………………………...3-4
1.1. Цель работы ………………………………………………………………………..3
1.2. Задачи ……………………………………………………………………………....3
1.3. Объект исследования ……………………………………….……………………..3
1.4. Гипотеза ……………………………………………………………………………3
1.5. Методы исследования …………………………………….……………………....3
II. Основная часть…………………………………………………………………..5-13
2.1. Что такое сказка? …………………………………………………………………..5
2.2. Классификация сказок ……………………………………………………………..6-7
2.3. Результат исследования читательского предпочтения жанров литературы и разновидностей сказок…………………………………………………………………….8-9
2.4. Исследование сказок разных народов и сравнивание их………………………...9-11
2.5. Привлекающие нравственные ценности и качества характера, выделенные при исследовании………………………………………………………………………………11-12
2.6. Чему учат сказки …………………………………………………………………...12-13
2.7. Инсценировка сказки……………………………………………………………….13
III. Выводы.…………………………..……………...................................................14
IV. Список литературы……………………………………………………………..15
V. Приложение………………………………………………………………………16-23
СЛАЙД 1
Тема нашей учебно-исследовательской работы «Путешествие в страну сказок»
СЛАЙД 2
Цель: выяснить, чему учат сказки; нужны ли нам сказки.
Исследовательские задачи:
Практические задачи:
СЛАЙД 3
Гипотеза: если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала.
Объект исследования: сказки.
Методы исследования:
Сказка по лесу идет,
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть
С нами рядышком идет
Чтобы, чтобы, чтобы снова
Добрый злого победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим убедил!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт!
Давайте, дружно, поторопитесь!
И вместе с нами прокатитесь
С шуткой и весельем
На нашей (говорят все): СКАЗОЧНОЙ карусели. СЛАЙД 4
Почему мы выбрали эту тему? Да потому, что сказки любят в любом возрасте, они всегда интересны и поучительны. Говорить о сказках можно много, а если рассматривать их по отдельности, то это вообще безграничная тема.
Сегодня мы побываем исследователями и на волшебном ковре-самолете отправимся в путешествие по миру народных сказок.
СЛАЙД 5
ПЕСНЯ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
СЛАЙД 6. Приземляемся на станции «Что такое сказка?»
2.1. Что такое сказка?
Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь "возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями!
СЛАЙД 7.
Ска́зка — жанр литературного творчества. Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание.
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому читать сказки любят и дети, и взрослые.
СЛАЙД 8. Следующая станция «Классификация сказок»
Сказки можно разделить на две группы – народные и литературные (авторские).
СЛАЙД 9.
Мы перечитали народные сказки и сделали вывод:
СЛАЙД 10.
Сказки о животных
В сказках о животных героями могут быть не только люди, но и животные, которые умеют разговаривать, одеваются, как люди. Например: «Лисичка со скалочкой», «Лиса и собаки», «Петушок – золотой гребешок», «Медведь и лиса», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавель», «Кошкин дом», «Семеро козлят», «Волк и лиса» и др.
Герои их - лиса и медведь, лиса и петух. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка.
В сказках о животных говорится, о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь.
СЛАЙД 11.
Бытовые сказки – это сказки о жизни, о быте сельского или городского жителя, это смешные, порой даже нелепые истории, которые могут произойти с человеком (с людьми). Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).
К бытовым сказкам относятся: «Каша из топора», «Как мужик гуся делил», «Солдатская сказка», «Репка», «Умная внучка» и др.
Главные герои - люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости.
СЛАЙД 12.
Волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его. «Василиса Прекрасная», «Царевна - лягушка», «Кощей Бессмертный», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью» - это волшебные сказки
Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения. В волшебных сказках кроме людей простого звания (мужика, солдата и т.д.) героями являются цари и царевичи, короли и королевичи.
Необычно в волшебной сказке и место действия героев. В отличие от бытовых сказок действие волшебных сказок начинается в незнакомом для крестьянина царском дворце, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир — за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье. Герой сказки должен пройти через ряд испытаний. Причём каждое последующее задание обязательно значительно труднее предыдущего.
2.3. Результат исследования читательского предпочтения жанров литературы и разновидностей сказок
СЛАЙД 13.
Какие же книги предпочитают читать наши сверстники? Для того, чтобы выяснить это, мы провели анкетирование среди учащихся 3 и 4 классов. В опросе приняли участие 60 человека.
Вопрос первый звучал следующим образом: «Какие книги любишь читать?»
Опрос позволил сделать следующие выводы:
Оказалось, учащиеся 4 классов, чаще читают приключения и фантастику, а учащиеся 3 классов – приключения и сказки.
Жанры литературы | 4 класс | 3 класс | ||
Кол-во уч-ся | Место | Кол-во уч-ся | Место | |
поэзия | 6 | 3 | 7 | 3 |
сказки | 5 | 4 | 9 | 2 |
о природе | 2 | 5 | 2 | 4 |
фантастика | 10 | 2 | - | - |
приключения | 11 | 1 | 12 | 1 |
(см. Диаграмму 1 «Читательское предпочтение в жанрах литературы»)
Второй вопрос нашей анкеты: «Какие сказки тебе больше нравятся?»
Большинству учащихся 4 классов нравятся волшебные сказки (15 человек), а у учащихся 3 классов на первом месте сказки о животных (19 человек).
Разновидности сказок | 4 класс | 3 класс | ||
волшебные | 15 | 1 | 9 | 2 |
бытовые | 5 | 3 | 2 | 3 |
о животных | 10 | 2 | 19 | 1 |
(см. Диаграмму 2 «Читательское предпочтение в разновидностях сказок»)
Вывод: Ребята читают сказки, но иногда. Больше нравятся сказки волшебные и о животных, реже – бытовые.
СЛАЙД 14. Следующая станция «Исследовательская»
2.3. Исследование сказок разных народов и сравнивание их
Каждый народ создал много замечательных и интересных сказок. Для исследования мы взяли две русские народные сказки и две сказки других народов. Прочитав и проанализировав сказки, выделили положительные и отрицательные черты характера главных персонажей каждой сказки и её основные мысли.
СЛАЙД 15.
Кот и Петух
(русская народная сказка)
Главные персонажи: кот, петух, лиса. Положительные черты: смелость, мудрость, готовность прийти на помощь другу. Отрицательные черты: глупость, хитрость, коварство Основные мысли сказки: не будь глупцом – не попадайся на «удочку» лисы; выручай друга из беды; не мирись со злом, умей ему противостоять. |
Марья и ведьмы
(русская народная сказка)
Главные персонажи: Марья, ведьма Чуровница, девушки. Положительные черты: доброта, умение лечить людей, храбрость. Отрицательные черты: злость, коварство. Основные мысли сказки: Не злись на других, не обижай никого, друзья помогут злу противостоять. |
Три поросёнка
(английская народная сказка)
Главные персонажи: три поросёнка, волк. Положительные черты: находчивость, смелость. Отрицательные черты: хитрость, коварство. Основные мысли сказки: Разум силу победит; не делай никому зла, найдётся и на тебя управа. |
Колосок
(украинская народная сказка)
Главные персонажи: мышата Круть и Верть и Петушок Голосистое Горлышко Положительные черты: справедливость, терпеливость, трудолюбие, упорство в достижении цели; умение слушать. Отрицательные черты: Лень, легкомыслие, жестокость. Основные мысли сказки: «Какие труды, такие и плоды». |
Мы пришли к выводу, что не обязательно быть самым сильным, самым умным, а надо быть смелым, трудолюбивым, рассудительным, добрым, находчивым, не оставлять
в беде товарищей, помогать тем, кто слабее тебя, уметь постоять за себя. И практически через все сказки проводится идея торжества правды и справедливости. Зачастую положительные герои становятся победителями в борьбе, а отрицательные герои наказываются.
2.5. Наиболее привлекающие качества характера, выделенные при исследовании.
СЛАЙД 16. С обучающимися 3 и 4 классов мы провели анкетирование «Привлекающие нравственные ценности и качества характера героев при чтении сказок»
Обобщив нравственные ценности и качества, которые называли исследуемые при опросе, стало ясно, что 4 классы ставят на 1 место – честность, на второе – доброту, а на третье место – терпение.
При анкетировании 3 классов, наиболее часто повторяющиеся качества характера: доброта, честность, слушаться старших.
Также дети обратили внимание на героев трудолюбивых, сообразительных, заботливых.
(См. Диаграмму 3 «Качества характера, наиболее привлекающие исследуемых»).
Качества характера, которые ценят обучающиеся | 4класс | 3 класс | ||
Общее количество баллов | Место | Общее количество баллов | Место | |
| 3.8 | 2 | 2.7 | 1 |
| 8 | 6 | 5.3 | 4 |
| 8.9 | 10 | 11 | 13 |
| 9.5 | 11 | 7.9 | 8 |
| 8 | 7 | 5 | 3 |
| 3.1 | 1 | 4.8 | 2 |
| 10.1 | 12 | 11.3 | 14 |
| 7.8 | 5 | 5.8 | 6 |
| 8.8 | 9 | 9 | 10 |
| 7 | 4 | 8.1 | 9 |
| 12.4 | 15 | 13.7 | 15 |
| 10.7 | 13 | 10.8 | 12 |
| 6.6 | 3 | 5.5 | 5 |
| 8.1 | 8 | 6.6 | 7 |
| 10.9 | 14 | 10.2 | 11 |
СЛАЙД 17. Приземляемся на станции «Чему учат сказки?»
2.6. Чему учат сказки
Добрые, весёлые и поучительные сказки на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.
СЛАЙД 18.
Сказки учат нас:
Трудолюбию, взаимовыручке и силе единства, всякое дело нужно доводить до конца («Репка»); | |
Важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям («Колобок»); | |
Вере, дружбе, справедливости, силе и смелости («Кот, лиса и петух»); | |
Отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается («Заяц-хвастун»); | |
Веселее держаться всем вместе, а одному быть трудно («Теремок», «Рукавичка», «Под грибом»); | |
Сочувствовать ближним («Курочка Ряба»). |
СЛАЙД 19. И вот мы с вами приземлились на станции «В гостях у сказки»
Предлагаем вашему вниманию сказку «Когда мои друзья со мной»
2.7. Инсценировка сказки (Приложение3)
Проведённые теоретические и практические исследования позволяют сделать заключение о том, что выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась: сказка действительно способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала.
В их основе - нравственные ценности, которые актуальны во все времена: добро, милосердие, сострадание, взаимовыручка.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.
СЛАЙД 20.
Без сказок невозможна наша жизнь!
Список литературы:
Приложение 1.
Анкета «Читательское предпочтение в жанрах литературы»
1. Какие книги любишь читать?
А) стихотворения
Б) сказки
В) о природе
Г) фантастику
Д) приключения.
2. Какие сказки тебе больше нравятся?
а) о животных;
б) волшебные;
в) бытовые.
Приложение 2.
Анкета «Нравственные ценности и качества характера»
Качества характера, которые ценят обучающиеся | |
14. 15. | Доброта Трудолюбие Смешные и весёлые Смелость (храбрость) Слушаться старших Честность Сплоченность Забота (любовь, уважение) Помощь и взаимовыручка Ум, сообразительность, Хитрость Сильный Терпение Признание своих ошибок Век живи, век учись |
Приложение 3.
Инсценировка сказки «Когда мои друзья со мной»
Действующие лица и исполнители:
Белка
Филин
Медвежонок
Лиса
Заяц
Волк
Мышка
Ход инсценировки
Белка:
Наступает время сказки,
Открывайте шире глазки.
Сказка всех сегодня ждёт,
Сказка в гости к нам идёт.
Сказку мы сейчас покажем,
О доброте её расскажем.
Вы внимательно смотрите,
Ничего не пропустите!
Медвежонок: Доброе утро, белка – соседка,
Дел сейчас много, видимся редко
Ты не резвишься, по веткам не скачешь что- то случилось,
Вижу, ты плачешь?
Белка: Утро, недоброе, не до веселья,
Филин справляет в дупле новоселье
Выгнал меня и занял дупло
В нем и уютно, и очень тепло.
Есть там запасы орехов, грибов
Вкусные желуди с разных дубов
Медвежонок: Филин, прошу, оставь, белочки дом!
Он ей достался великим трудом.
Филин: Мне нравится здесь
Я хочу в нем остаться
Ко мне не советую
Мишка соваться.
Медвежонок: Ну что ж, сейчас я отправлюсь дружно в дорогу.
Пойду, позову всех друзей на подмогу.
Медвежонок уходит ,белка плачет, идет лиса
Лиса: Доброе утро ,белка соседка.
Что-то случилось, вижу, ты плачешь
Белка: Филин выгнал меня и занял дупло
А в нем так уютно было, тепло
Лиса: Ты, филин не прав, поступаешь не честно
Здесь белочки дом всему лесу известно
Филин: Мне нравится здесь
Я хочу в нем остаться.
Ко мне не советую
Лисичка соваться
Лиса: Ну что ж, я сейчас отправляюсь в дорогу
Пойду, позову всех друзей на подмогу
Лиса уходит, белка плачет, скачет зайчик, поет
Заяц: Кто сказал, что заяц трус
Вы не верьте в это, одного я лишь боюсь – расставаться с другом
Белочка, что случилось?
Белка: Филин выгнал меня и занял дупло
А в нем так уютно было, тепло
Заяц: Поди филин вон, здесь белочки дом
Филин: Мне нравится здесь
Я хочу в нем остаться
Ко мне не советую
Заяц соваться
Заяц: Ну что ж, я сейчас отправляюсь в дорогу
Пойду, позову всех друзей на подмогу
Заяц уходит, белка плачет, идет волк
Волк: Что случилось белочка
Белка: Филин выгнал меня и занял дупло
А в нем так уютно было, тепло
Волк: Поди филин вон ,здесь белочки дом
Филин : Мне нравится здесь
Я хочу в нем остаться
Ко мне не советую
Волк соваться
Волк: Ну что ж, я сейчас отправляюсь в дорогу
Пойду, позову всех друзей на подмогу
Белка: У меня был теплый дом, для бельчат построен он, все я сделала сама, знаю близится зима
Выходят медвежонок, заяц, лиса, волк
Лиса : Мы придумали, как быть, как его перехитрить
Белка подходит к зверям, они ей что-то шепчут на ухо, белочка подбегает ближе к дуплу, из дупла выглядывает филин, выбегает мышка
Мышка: Сидит Филин на суку и кричит «Угу - угу»,
1,2,3,4,5,ну попробуй нас догнать
Филин: Мышка шлю тебе привет, славный сделаю обед, мышек очень я люблю, вмиг тебя я изловлю
Филин вылетает из дупла, звери набрасывают на филина сети, падает филин, белка залезает в дупло
Медвежонок: Что мы видим, грозный филин мышку-крошку не осилил
Волк: Он помял большие крылья и свалился от бессилья
Филин: Да, со мной стряслась беда, ни туда я, ни сюда, знает видно, целый свет, что друзей у меня нет. Кто поможет снять веревку?
Лиса: Белка сделает все ловко
Филин: Я пред нею виноват
Медвежонок: Попроси тогда мышонка
Филин: Мышку тоже я обидел
Мышка: Филин, Филин все мы видим и даем тебе совет: заводи друзей сосед
Белка:
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Трудно ведь без них.
Пусть герои сказок
Дарят всем тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Диаграмма 1 «Читательское предпочтение в жанрах литературы»
Диаграмма 2 «Читательское предпочтение в разновидностях сказок»
Диаграмма 3 «Качества характера, наиболее привлекающие исследуемых»
Доброта Трудолюбие Смешные и весёлые Смелость (храбрость) Слушаться старших Честность Сплоченность Забота (любовь, уважение) Помощь и взаимовыручка Ум, сообразительность, хитрость Сильный Терпение Признание своих ошибок Век живи, век учись |
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Вода может клеить?
«Течет река Волга»
Басня "Две подруги"
На берегу Байкала