Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.17 МБ |
выступление к презентации | 28.33 КБ |
Слайд 1
Рахимов Фирдавс 5-А класс Исследовательская работа по теме: «Устаревшие слова русского языка на примере сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ». Секция: Русский язык Руководитель: Кузнецова Г.В. . Нижневартовск,2017Слайд 2
Язык не стоит на месте. Он живёт. В нём появляются новые слова, исчезают старые. Уходит из жизни предмет, явление – и слово постепенно исчезает. А если и употребляется, то в текстах, рассказывающих о старине. Язык не стоит на месте. Он живёт. В нём появляются новые слова, исчезают старые. Уходит из жизни предмет, явление – и слово постепенно исчезает. А если и употребляется, то в текстах, рассказывающих о старине.
Слайд 3
ЦЕЛЬ МОЕЙ РАБОТЫ Целью моего исследования является изучение устаревших слов (историзмов и архаизмов), их классификация, отличие друг от друга, а также их роль в художественной литературе. 1
Слайд 4
Моя задача – на примере сказки Александра Сергеевича Пушкина «показать, насколько необходимы архаизмы и историзмы художникам слова – поэтам и писателям, для создания колорита древности, передачи потомкам возвышенного звучания речи, художественной выразительности произведения. 2
Слайд 5
Какие устаревшие слова (историзмы и архаизмы) использует А.С.Пушкин для создания эпохи «давно минувших лет» и помогают ли они представить волшебный сказочный мир «старины глубокой»?
Слайд 6
Использование устаревшей лексики способствует воссозданию колорита описываемой эпохи, правдивому изображению историко-бытовых сцен. Если сопоставить употребляемые в сказке историзмы с лексикой сегодняшнего дня, то будут ли они понятны моим сверстникам без пояснений?
Слайд 7
Сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Употребляемые в сказке историзмы и архаизмы
Слайд 8
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СКАЗКИ. «Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина написана в 1831 году, впервые опубликована в следующем, 1832 году. Эта волшебная сказка – поэма написана почти сразу после женитьбы поэта на светской красавице Н.Н. Гончаровой. Исследователи пушкинского творчества обоснованно считают, что эта сказка – «своеобразное величание невесты – красавицы, выражение переполнявших поэта чувств . 6
Слайд 9
Внимательно прочитана исследуемая сказка Изучена теория вопроса об устаревшей лексике Выявлен необходимый языковой материал и определена его роль для создания колорита эпохи Составлена таблица классификации устаревших слов в сказке А.С.Пушкина Проведено анкетирование среди одноклассников и сделан его анализ
Слайд 10
Поисковый Исследовательский Описательный Сравнительный Практический (обработка анкет) Корректировочный Систематизация и обобщение информации, оформление результатов
Слайд 11
А.С.Пушкин не только написал огромное количество произведений, не только обогатил русскую поэзию, но и создал литературный язык тех времен. Нам, людям двадцать первого века, не всегда понятен смысл слов, которые поэт употребил почти два столетия назад. Именно поэтому, как я считаю, необходимо исследовать произведения Пушкина и найти в них устаревшие слова, объяснить их значение и происхождение .
Слайд 12
Новизна и актуальность темы. Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют; другие довольно быстро выходят из нашей речи, и мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются. . 3
Слайд 13
КЛАССИФИКАЦИЯ УСТАРЕВШИХ СЛОВ. Историзмы – устаревшие слова, которые обозначают названия исчезнувших из современной жизни предметов, явлений, понятий. Примеры историзмов: кольчуга, бойница, светец, земство, пищаль. Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке, это объясняется тем, что устарели сами реалии, для которых эти слова были наименованиями. Этим они и отличаются от еще одной группы устаревших слов - архаизмов. Историзмы могут быть связаны, как с весьма отдаленными эпохами (вече, опричник), так и с событиями относительно недавнего времени (продналог, чека). 4
Слайд 14
КЛАССИФИКАЦИЯ УСТАРЕВШИХ СЛОВ. Архаизмы – устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке, устаревшие названия вполне обычных предметов, таким образом, архаизмы, в отличие от историзмов, называют понятия, существующие и сейчас, но обозначаемые другими современными словами. подразделяются на Фонетические архаизмы – отличаются от своих синонимов какими-нибудь особенностями в звучании, Например, неполногласными сочетаниями звуков Словообразовательные архаизмы – это группа архаизмов, которая объединяет слова с устаревшими суффиксами, приставками. Лексические архаизмы – это слова, устаревшие не в какой-то своей части, а полностью, как лексическая единица. Пример: младой – молодой, злато – золото, брег – берег, град – город. Пример: музеум – музей, содейство – содействие, кокетствовать – кокетничать рыбарь - рыбак. Пример: око – глаз, уста – губы, ланиты – щеки, десница – правая рука, шуйца - левая. 5
Слайд 15
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…». … К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон... Видно, на море не тихо: Смотрит - видит дело лихо: Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней; Та бедняжка так и плещет, Воду вкруг мутит и хлещет... Тот уж когти распустил, Клёв кровавый навострил ... Но как раз стрела запела – В шею коршуна задела – Коршун в море кровь пролил. Лук царевич опустил;… … 8
Слайд 16
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…». … Мать и сын идут ко граду . Лишь ступили за ограду, Оглушительный трезвон Поднялся со всех сторон: К ним народ навстречу валит, Хор церковный бога хвалит; В колымагах золотых Пышный двор встречает их; Все их громко величают, И царевича венчают Княжей шапкой, и главой Возглашают над собой; И среди своей столицы, С разрешения царицы, В тот же день стал княжить он И нарекся: князь Гвидон… 7
Слайд 17
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…». … И очутятся на бреге , В чешуе , как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор... … Идут витязи четами , И, блистая сединами, Дядька впереди идет И ко граду их ведет… … Все теперь идут в п алаты : У ворот блистают латы , И стоят в глазах царя Тридцать три богатыря… 9
Слайд 18
Дьяк- чиновник в Древней Руси В чешуе – в кольчуге(рубашка воина из железных колец Витязи-воины Четами – попарно Булат – сталь (стальное оружие) Палаты – комнаты дворца Латы – обмундирование войска
Слайд 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11 В прочитанных отрывках мы увидели и историзмы, и архаизмы. Пример историзмов: колымага, дьяк, латы, палаты, бояре, князь и другие. Данные слова не имеют синонимов в современном русском языке, эти предметы ушли из нашей жизни, но некоторые иногда употребляются в разговорной речи в переносном смысле, например, слово колымага употребляется в ироническом значении, когда хотят сказать о громоздком, тяжелом, неуклюжем транспортном средстве: «Ну и колымага проехала!». Кроме историзмов в сказке встречаются архаизмы. Архаизмы в отличие от историзмов называют понятия, существующие и сейчас, но обозначаемые другими современными словами: град – город, клёв – клюв, злато – золото, очи – глаза и другие.
Слайд 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Устаревшие слова используются в сказке А.С. Пушкина а) для создания картин исторической эпохи: «Да спокойно, в свой удел, через море полетел» - в старой Руси, когда в Москве на троне сидел царь, а по уделам – отдельным частям царства – сидели князья. б) для достоверности передачи особенностей речи персонажей: «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку; в) для придания речи торжественного характера: «Мы объехали весь свет…»; «Не привальный, не жилой…»; 12
Слайд 21
КЛАССИФИКАЦИЯ УСТАРЕВШИХ СЛОВ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…». Историзмы Архаизмы Фонетические Словообразовательные Лексические Колымага Град Вдовица Привальный Царь Клёв Проведши Светлица Бояре Снурок Дичины Четами Князь Злато Неведому Булат Витязи Брег Родины Сума Гонец Изоб Кабы Пышный двор Златоглавый Очи Дьяк Чешуя Латы Палаты Аршин Престол 10
Слайд 23
ВЫВОД Таким образом, в художественных произведениях, повествующих о прошлом нашего народа, нельзя не использовать архаизмы и историзмы. Они помогают воссоздать колорит эпохи, придают описанию прошлого черты исторической достоверности. 13
Слайд 24
Выявление устаревших слов (историзмов и архаизмов) в сказке А.С. Пушкина « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче», их толкование и осмысление в речевом контексте позволяют сделать вывод о том, что А.С.Пушкин, используя устаревшую лексику, воссоздаёт облик и дух исторической эпохи, придаёт описанию прошлого черты исторической достоверности. Моя задача – на примере сказки Александра Сергеевича Пушкина « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» показать, насколько необходимы архаизмы и историзмы художникам слова – поэтам и писателям решена.Гипотеза подтвердилась
Слайд 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Учебное издание «Родная Речь» Книга 2, часть 1; 2008г. Винокур Г.О. «Понятие поэтического языка». «О языке художественной литературы» Высшая школа. 1991г. Журавлев В.П. «Жили-были» - Русская литературная сказка Х I Х века. Воениздат. Школьная библиотека. 1993г. Интернет В моей работе использовалась литература: 14 Ожегов С.И. «Словарь русского языка»
Слайд №1,2 (Приветствие)
Исследовательскую работу по теме:
«Устаревшие слова русского языка на примере сказки Александра
Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди ».
Слайд №3
Давно замечено, что
Слайд №4
Целью моего исследования является изучение устаревших слов (историзмов и архаизмов), их классификация, отличие друг от друга, а также их роль в художественной литературе
Слайд №5
Моя задача – на примере указанной сказки показать, насколько необходимы архаизмы и историзмы художникам слова – поэтам и писателям, для создания колорита древности, передачи потомкам возвышенного звучания речи, художественной выразительности произведения.
Слайд №6
Решая данную задачу, мы задаём проблемный вопрос
Какие устаревшие слова (историзмы и архаизмы) использует А.С.Пушкин для создания эпохи «давно минувших лет» и помогают ли они представить волшебный сказочный мир «старины глубокой»?
И выдвигаем гипотезу
Слайд №7
Использование устаревшей лексики способствует воссозданию колорита описываемой эпохи, правдивому изображению историко-бытовых сцен.
Если сопоставить употребляемые в сказке историзмы с лексикой сегодняшнего дня, то будут ли они понятны моим сверстникам без пояснений
Слайд №8
В качестве объекта исследования мы выбрали
Сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Слайд №9
«Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина написана в 1831 году, впервые опубликована в следующем, 1832 году.
Эта волшебная сказка – поэма написана почти сразу после женитьбы поэта на светской красавице Н.Н. Гончаровой.
Исследователи пушкинского творчества обоснованно считают, что эта сказка – «своеобразное величание невесты – красавицы, выражение переполнявших поэта чувств.
Предметом исследования являются
Употребляемые в сказке историзмы и архаизмы
Слайд №10
В ходе исследования была проделана следующая работа
Слайд №11
При работе использованы следующие методы
Слайд №12
Несмотря на то, что творчество А.С.Пушкина хорошо известно и изучено, на наш взгляд оно никогда не потеряет своей актуальности.
А.С.Пушкин не только написал огромное количество произведений, не только обогатил русскую поэзию, но и создал литературный язык тех времен. Нам, людям двадцать первого века, не всегда понятен смысл слов, которые поэт употребил почти два столетия назад. Именно поэтому, как я считаю, необходимо исследовать произведения Пушкина и найти в них устаревшие слова, объяснить их значение и происхождение.
Слайд №13
Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют; другие довольно быстро выходят из нашей речи, и мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются.
Слайд №14,15
Изучив теорию вопроса, мы пришли к выводу, что все устаревшие слова можно подразделить на следующие две большие группы: историзмы и архаизмы
Историзмы – устаревшие слова,
которые обозначают названия
исчезнувших из современной
жизни предметов, явлений,
понятий
Историзмы могут быть связаны, как с весьма отдаленными эпохами (вече, опричник), так и с событиями относительно недавнего времени (продналог, чека).
Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке, это объясняется тем, что устарели сами реалии, для которых эти слова были наименованиями. Этим они и отличаются от еще одной группы устаревших слов - архаизмов.
Архаизмы – устаревшие слова, у которых есть современные
синонимы, заменившие их в языке, устаревшие названия вполне обычных
предметов, таким образом, архаизмы, в отличие от историзмов, называют
понятия, существующие и сейчас, но обозначаемые другими современными
словами.
подразделяются
на
Фонетические архаизмы –
Словообразовательные
Лексические архаизмы – это слова, устаревшие не в какой-то своей части, а полностью, как лексическая единица.
Слайд № 16
Устаревшие слова встречаются почти на каждой странице сказки.
1)
Смотрит - видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет...
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил...
Слайд №17
2) …Мать и сын идут ко граду.
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Слайд №18
Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря
5)… Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет…
Слайд №19
Обратившись к словарю, мы выяснили значение мпогих устаревших слов
Слайд №20, 21
Заключение
В прочитанных отрывках мы увидели и историзмы, и архаизмы.
Устаревшие слова используются в сказке А.С. Пушкина
для создания картин исторической эпохи: для достоверности передачи особенностей речи персонажей
для придания речи торжественного характера:
Слайд №22
Результатом наших исслндований стала таблица устаревших слов, использованных А.С.Пушкиным (Эта таблица перед вами)
Слайд № 23
Работая над исследованием сказки, мы провели опрос, предложив учащимся 5-6 классов следующую анкету:Результаты анкеты говорят о том, что сказки А.С. Пушкина интересны для учащихся, но значение многих слов непонятны и требуют пояснения. Значит, наша работа имеет практическую направленность и будет востребована
Слайд №24, 25
ВыводТаким образом, в художественных произведениях, повествующих о прошлом нашего народа, нельзя не использовать архаизмы и историзмы. Они помогают воссоздать колорит эпохи, придают описанию прошлого черты исторической достоверности
. Моя задача решена. Гипотеза подтвердилась
Рисуем тыкву
Круговорот воды в пакете
Как нарисовать черёмуху
Сказка "Узнай-зеркала"
Простые летающие модели из бумаги