Сочинение было представлено на конкурс "Россия в произведениях русских писателей". В нем дается краткий обзор биографии И. Шмелева, затем анализируется изображение Руси 19 века в романе "Лето Господне". Приводится высказывание писателя: " Я больше полувека - русский писатель и знаю, каков его долг".
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.66 КБ |
Россия в произведениях великих русских писателей
"Святая Русь" в романе И.С. Шмелева "Лето Господне"
"Моя жизнь - вся открыта, и мною написанное - мой паспорт.
Я больше полувека - русский писатель и знаю, каков его долг".
И.С.Шмелев
Шмелев Иван Сергеевич - выдающийся русский писатель и публицист. один из самых известных и популярных писателей России начала века. После того, как в 1920 г. в Крыму большевиками был расстрелян его сын, - русский офицер, - могилу которого Шмелев отчаялся найти, писатель в 1922 г. эмигрировал. Он не мог жить без живого русского слова, без чтения русского. Шмелев постоянно писал о России, о русском человеке, о русской душе, затрагивал вопросы монашества, старчества. Для Шмелева тема России была не только главной, но и единственной. Вот почему Шмелев, быть может, острее чем кто-либо другой из русских писателей зарубежья, так близко к сердцу принимал все, что было связано с Россией. По словам Бальмонта, лишь Шмелев "воистину горит неугасимым огнем жертвенности и воссоздания - в образах, - истинной Руси". Шмелев много сделал для того, чтобы вернуть России память о себе, память о давно забытых обычаях и обрядах, о неисчерпаемых богатствах русского языка, о Святой Руси.
Главная тема романа «Лето Господне» — тема исторической и родовой памяти. Шмелёв считал, что мир будет незыблем до тех пор, пока люди помнят прошлое и строят настоящее по его законам. В произведении речь идет о семейном укладе замоскворецкого двора купцов Шмелёвых, бытом Москвы восьмидесятых годов XIX века. Ваня Шмелев и его наставник Горкин не просто проживают земную жизнь с её Благовещением, Пасхой, праздником иконы Иверской Божией Матери, Троицей, Рождеством Христовым, Святками, Крещением, Масленицей, но верят в Господа и бесконечность жизни. Маленький Ваня считает центром мира свой родной дом как средоточие духовной жизни православной Москвы, а Москва – всем городам мать», «коренной России град», еще шире – Москва – центр христианского мира. «Колодец русскости», душа России – Москва; носительница высших вселенских идеалов святости, добра и красоты – Россия. Домашний мир маленького Вани Шмелева живет этой коренной, старомосковской, старорусской, православной жизнью. В романе всё погружено в быт. Каждое событие описано детально: на Масленице — щедрые блины, пасхальные столы поражают изобилием, Постный рынок гудит и торгуется. И.А. Бунин видел в «Лете Господнем» «патоку» «потонувшей в блинах и пирогах России».
Каждая глава построена как отдельное произведение, связанное идейно и тематически с произведением в целом. Композиция главы повторяет композицию романа. В большинстве случаев повествование построено по единому принципу: сначала описаны события в доме или на дворе, затем Горкин объясняет Ване суть происходящего, после этого — рассказ о том, как встречают праздник дома, в храме и во всей Москве. Каждый описанный день — модель бытия.
Роман начинается с главы «Чистый понедельник». Мы видим комнату мальчика, переднюю, кабинет отца, мастерскую Горкина, двор. Настолько точно выписана каждая деталь, что невольно возникает ощущение нашего присутствия в доме Ванюшки. Как колоритно описана постная пища! Это хрустящие огурчики с зонтиками укропа, картофельные котлеты с черносливом, моченый горох, маковый хлеб, мороженая клюква с сахаром, пастила рябиновая, жареная гречневая каша с луком, постные пирожки с груздями, миндальное молоко с белым киселем, моченые яблоки, изюм, квас, заливные орехи, засахаренный миндаль, бублики и сайки всех родов… Много веков на Руси существовала уникальная культура Поста. И эта картина постной пищи у Шмелева она носит не бытовой характер, а наполнена высшим, духовным смыслом. Эта пища помогала человеку думать о чистоте сердца. Поэтому Ванюша недоумевает: «И почему все такие скучные! Ведь всё – другое, и много, так много радостного». В доме и запах уксуса, мяты и кирпича, которым изгоняется Масленица, называется священным, и автор помнит его и «из дали лет». «В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни… по-мни… Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется постный благовест». И заканчивается глава символически: «Сумеречное небо, тающий липкий снег, призывающий благовест… Как это давно было! Теплый, словно весенний, ветерок … - я и теперь его слышу, в сердце».
Время повествования у Шмелёва в главе ограничено рамками одного дня, но единственного в своём роде, неповторимого, подобно каждому дню человеческой жизни. История любого рода тесно связана с историей страны и её народа, поэтому Кремль (например, в главе «Постный рынок», «Троицын день») привносит в текст тему исторической памяти, а мальчик Ваня становится наследником родовой и исторической памяти, будущим хранителем духовных идеалов своего народа.
Читая роман, понимаешь, что в этом произведении показана вся Русь, хотя речь и идёт всего лишь о московском детстве мальчика Вани. Это была беззаветно любимая Шмелевым страна, какой е запомнил мальчик Ваня, а воссоздал пожилой Иван Сергеевич Шмелев. Заветная цель писателя – сотворить в слове Россию, его Россию, её нетленный образ.
Страну, запечатленную Шмелевым в романе «Лето Господне», нельзя назвать ушедшей, потому что это Россия изначальная, историческая, корневая, «святая Русь», а значит она, сохраненная в благодарной памяти писателя, обращена и в будущее. «Что во мне бьется так, наплывает в глазах туманом? Это — мое, я знаю. И стены, и башни, и соборы… и дымные облачка за ними, и это моя река, и черные полыньи и заречная даль посадов… были во мне всегда. И все я знаю. Там, за стенами, церковка под бугром, — я знаю. И щели в стенах — знаю. Я глядел из-под стен… когда?… И дым пожаров, и крики, и набат… все помню!
Дымковский петушок
Фильм "Золушка"
Лягушка-путешественница
Мост Леонардо
Учимся ткать миленький коврик