Лингвистические сказки, которые помогут учащимся 8 класса на уроках русского языка
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_lingvisticheskie_skazki.docx | 55.28 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»
Творческий проект по русскому языку
Лингвистические сказки
«В стране Синтаксис»
Авторы: Власевская Анастасия
Строева Валерия
ученицы 8 б класса
МОУ «Рудногорская сош»
Руководитель: Строева Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Рудногорская сош»
1 квалификационной категории
Рудногорск 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 5
2.1. Понятие о синтаксисе и пунктуации 6
2.2. Виды подчинительной связи 7
2.3. Основные виды односоставного предложения 8
2.4. Главные и второстепенные члены предложения 10
2.5. Главные члены предложения 10
2.6. Второстепенные члены предложения 11
2.7. Однородные члены предложения 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
ВВЕДЕНИЕ
Данная творческая работа ориентирована на изучение тем по разделу «Синтаксис». Используя теоретический материал и изученные правила, мы создали свои сказки, помогающие осмыслить темы из раздела «Синтаксис и пунктуация».
Тема нашей работы – «Лингвистические сказки». Почему именно сказки?
На уроках русского языка в 5-7 классах нам зачитывались сказки из книг Татьяны Рик:
Вместе с путешествующими ребятами мы осваивали то, что необходимо было знать про части речи. Темы становились понятнее, на уроках исчезала скука.
Вот и мы, создавая сказки, попытаемся выступить в роли писателей, лингвистов, художников, попытаемся создать свой сборник «В стране Синтаксис». В этом нам помогут изученные правила, учебники по русскому языку: «В.В.Бабайцева. Русский язык. Теория», «Ю.С. Пичугов. Русский язык. Практика 8 класс».
Нам удалось создать несколько сказок по разделу «Синтаксис». В результате работы у нас получилась небольшая книжка «Лингвистические сказки. В стране Синтаксис».
Название проекта: ««Лингвистические сказки. В стране Синтаксис».
Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект: русский язык.
Тип проекта: творческий, групповой.
Цель проекта: используя словари, учебник «В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория» и другие источники, создать сборник лингвистических сказок.
Задачи проекта:
Гипотеза: Изучив теоретический материал из раздела «Синтаксис», мы создадим сборник лингвистических сказок.
Научная новизна нашей творческой работы заключается в том, что нами впервые была предпринята попытка в создании сборника сказок на материале теоретических знаний.
Практическая значимость состоит в том, что результаты работы могут найти применение в подготовке уроков русского языка по теме «Синтаксис и пунктуация», факультативных занятий.
Руководитель проекта: Строева Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы.
Возраст участников проекта: 14 лет.
Состав проектной группы: Власевская Анастасия, Строева Валерия.
Аннотация проекта: Творческий проект «Лингвистические сказки» формирует развитие как умственных, так и творческих способностей детей. Работая над проектом, учащиеся овладевают навыками лингвистического анализа, учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных источников, знакомятся с дополнительной литературой. Собранный материал можно использовать как дополнение к урокам русского языка, факультативам, так как вся эта информация дает возможность выйти за пределы одного занятия.
Предполагаемый продукт проекта: Сборник сказок «В стране Синтаксис».
Этап 1. Подготовительный:
Этап 2. Планирование:
Этап 3. Осмысление и оценка проекта:
Вот и начался новый учебный год. Мы с нетерпением ждем урок русского языка! Звенит звонок, входит Ольга Владимировна, начинается урок. Начинается путешествие в новую страну.… В страну Синтаксис…
Настя и Лера стоят перед широкой дверью, по которой бегают запятые, кавычки, точки, тире. А возле двери стоят суровый вопросительный знак и веселый восклицательный знак.
- Ой, какие прелестные девочки! – воскликнул Восклицательный знак.
- С какой целью направились в нашу страну? – спросил Вопросительный знак.
Девочки, немного смутившись, ответили:
- Здравствуйте! Мы в этом учебном году будем изучать раздел русского языка «Синтаксис». Нам хотелось бы подробней узнать об этой стране, чтобы получать отличные оценки.
- Ах, как это мило! – восторженно прошептал Восклицательный знак.
- А вы знаете, что необходимо пройти испытание, чтобы попасть к нам в страну? – спросил Вопросительный знак.
- Мы готовы пройти любые испытания! – закричали девочки и захлопали в ладоши.
В это время дверь открылась, и девочки увидели прекрасную незнакомку. На ней было белое воздушное платье с длинным шлейфом. Вокруг нее суетились знаки препинания: точки, запятые, кавычки, тире и двоеточие. А точка с запятой несли доску, на которой была написана фраза: «Уйти нельзя остаться».
- Здравствуйте, девочки! – произнесла незнакомка. – Я Пунктуация, верная спутница короля нашей страны. Чтобы попасть к нам в королевство, вы должны правильно поставить знаки препинания в этом предложении.
К девочкам в руки запрыгнула маленькая запятая. Размышляя, девочки решили поставить запятую после слова нельзя. Получилось «Уйти нельзя, остаться». Знаки препинания захлопали в ладоши, Восклицательный знак широко улыбнулся, а Вопросительный знак нехотя распахнул дверь. Девочки, в сопровождении своей новой знакомой, вошли в страну Синтаксис.
Это была огромная страна со множеством улиц. Пунктуация провела девочек к большому зданию, возле которого расхаживал мужчина средних лет. На нем был надет кафтан из золотых нитей. На ногах были смешные башмачки.
- Добрый день, девочки. Рад приветствовать вас в нашей стране. Вас ждут незабываемые приключения! Сначала позвольте вам представить моих детей. Старший – Текст, средний – Предложение и самый младшенький – Словосочетание. С моей женой вы уже знакомы.
Тут к девочкам подбежала опоздавшая учительница.
- Извините за опоздание. Вот вы уже и познакомились с главными героями этой страны. Запомните, что Синтаксис – это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц: словосочетания, предложения и текст.
После вкусного обеда младший сын повел наших друзей знакомиться с королевством. Они вышли на широкую полянку, где стояли три больших дома. Возле каждого из этих домов гуляли пары и играли в интересную игру.
Возле первого дома, на котором было написано Согласование, ходили, держась за руку пары. Как только один из пары менял свою форму, сразу же такую же форму принимал и другой.
- Это тип связи согласование, - сказал Словосочетание.- Это такой тип связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Эти словосочетания дружат с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными и притяжательными местоимениями.
- Ой, я поняла. Это такие части речи, которые отвечают на вопрос какой! – сказала Лера.
И тут на глазах у наших путешественников словосочетание мглистый полдень превратилось в словосочетание мглистого полдня.
Возле второго дома, на котором было написано Управление, гуляли пары, в которых одно из слов руководило другим. Главное слово меняло свою форму, а другое никак ему не подчинялось.
- Это тип связи управление. При нем зависимое слово ставится при главном в определенном падеже, - пояснил наш сопровождающий. – Эти словосочетания дружат чаще всего с существительными и местоимениями.
- А это такие части речи, которые могут отвечать на разные вопросы, но в основном на падежные, - добавила Настя.
Тут же словосочетание участвовать в движении превратилось в участвую в движении.
Возле третьего дома Примыкание пары гуляли, прижавшись друг к другу, так как они были связаны по смыслу.
- А это примыкание. При нем зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу, интонацией и порядком слов. Здесь дружат в основном с наречиями, инфинитивами и деепричастиями.
- Это неизменяемые части речи, - воскликнули Лера с Настей.
- Да, девочки, мы с вами познакомились с видами подчинительной связи. Нашему другу надо идти. А мы с вами продолжим путешествие с Предложением, - сказала учительница.
В дальнейшее путешествие наших учениц и учительницу повел средний брат – Предложение. Группа остановилась на прекрасной лужайке. Вокруг порхали разноцветные бабочки, пестрели цветы. Но девочкам показалось, что здесь чего-то нет. Они поделились своими опасениями с Предложением.
- Правильно, - сказал Предложение. – Мы с вами в районе односоставных предложений.
- Мы знаем, - хором закричали девчонки. – Это такие предложения, в которых только один главный член!
Вся деревушка делилась на четыре улицы: Безличная, Определенно-личная, Неопределенно-личная и Назывная. И вдруг из улицы Безличной выбежало слово. Оно подбежало к нашим друзьям и жалобно сказало:
- Опять выгнали!!! Я хочу стать подлежащим в предложении, но сказуемое меня выгоняет!!! Говорит, что без меня справится.
- Я же тебе много раз говорил, что эти предложения и без подлежащего прекрасно справляются, ведь это безличные предложения. В них действие и состояние не создаются деятелем. Действие происходит само по себе. В таких предложениях нет, и не может быть подлежащего.
Слово горько заплакало и пошло дальше.
- Вот, девочки, мы с вами и познакомились с безличными предложениями. А теперь посетим другие улицы, - сказала Ольга Владимировна.
Но не успели они далеко отойти, как из улицы Назывная вышли, ругаясь, несколько глаголов.
- И вас выгнали? – улыбаясь, сказал Предложение. – Вам я тоже говорил, что делать там нечего. В этих предложениях только подлежащее живет, в них утверждается наличие предметов или явлений. И в сказуемом оно не нуждается! Оно может принять только определение, чтобы стать распространенными. И даже не пытайтесь сюда ходить.
- Девочки, это назывные предложения, - прошептала учительница, пока Предложение ругал глаголы.
И тут они услышали шум, крики. При входе на улицы Определенно-личные и Неопределенно-личные стояли стражники и сверяли форму глаголов. Если глагол стоял в форме 1 или 2 лица единственного и множественного числа, то его направляли на улицу Определенно-личная. Если глагол стоял в форме прошедшего времени или в форме 3 лица множественного числа, его направляли на улицу Неопределенно-личная.
- Я теперь поняла, как различать эти предложения!- закричала Лера – Если в предложении деятель не назван, но мыслится как определенное лицо, то это определенно-личные предложения. В такие предложения напрашиваются местоимения я, мы, ты, вы.
- А в неопределенно-личных предложениях деятель не назван и мыслится как неопределенное лицо. Сюда напрашивается местоимение они, - сказала Настя.
- Правильно, девочки, - сказала Ольга Владимировна.- Пойдемте дальше, не будем мешать стражникам работать.
И наши друзья пошли дальше, где живут главные и второстепенные члены предложения.
На площади самой главной улицы стоял трон, на котором сидели Подлежащее и Сказуемое. Это была очень красивая пара. А возле трона бегали Определения, Обстоятельства и Дополнения.
- Ой, я знаю их! – крикнула Лера.
Главные члены предложения строго посмотрели на гостей и вновь стали наблюдать за второстепенными членами. Как только те подбегали к трону, главные члены распространялись. Стоило второстепенным убежать, как предложение становилось нераспространенным.
- Наконец-то я поняла, как различать распространенные и нераспространенные предложения – сказала Настя.
После этой игры наших путешественников пригласили в дом и рассказали удивительную историю про свою семью.
Слово взяло Подлежащее.
- Девочки, я думаю, вы хорошо учитесь и знаете, что я главный член предложения, обозначаю предмет речи. Мне бывает жутко обидно, когда меня не находят в предложении!!! Вместо того чтобы правильно задать вопрос Именительного падежа, многие дополнение в винительном падеже принимают за меня. И я бедная страдаю, потому что я главная!!!
- Не переживай, милая,- стало успокаивать свою жену Сказуемое.
- А как не плакать. Некоторые даже не знают, что я могу быть и инфинитивом, и цельным словосочетанием, и местоимением,- сквозь слезы проговорило Подлежащее.- Да еще ты со своими братьями путаешь ребят. То вы простыми бываете, то составными.
Сказуемое засмеялось и стало утешать свою жену. В это время в комнату вошли братья-сказуемые: простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое. Увидев их, Подлежащее заплакало, приговаривая:
- Ну вот, опять начинается. Только к нам пришли хорошие ребята, как вы тут как тут. И не надоело вам?
- Не надо пугаться, - сказало ПГС.- Если бы ребята были внимательными, они не путали бы нас, ведь в наших именах есть подсказка!!! Вот я простое глагольное, так как состою из одного слова, и то оно выражено глаголом в любом наклонении.
- А я составное глагольное, так как состою из двух глаголов!- сказало СГС
- Ну а со мной совсем просто, - сказало СИС.- У меня два слова, и среди них есть именная часть.
- Кажется, я начала разбираться, - прошептала Настя.- И чтобы не огорчать наших героев, я буду очень внимательна при выделении главных членов предложения.
И наши путешественницы отправились дальше, оставив Подлежащее со своим горем.
Как только девочки вместе с учительницей вышли на улицу, их обступили второстепенные члены предложения.
- Здравствуйте! Посмотрите, как я умею делать волну! – воскликнуло слово и сделало волнистую линию.
- Это определение,- закричали девочки - Вы отвечаете на вопросы какой, какая, какие, чей, чья, чьё и обозначаете признак предмета.
- Правильно, только не надо забывать, что я могу быть согласованным и несогласованным.
- Девочки, несогласованные определения выражаются существительными, сравнительной степенью прилагательного и инфинитивом, - пояснила Ольга Владимировна.
- А я умею оставлять вот такие интересные следы,- сказало дополнение и оставило после себя пунктирную линию.
- С этим членом предложения совсем просто. Оно отвечает на вопросы падежей,- пояснила учительница.
- А нас так много, что некоторые не могут определить наш вид,- сказало обстоятельство.
- Не волнуйся, уважаемое обстоятельство, - сказали девочки.- Мы не путаем ваш вид, мы не торопимся и правильно задаем вопросы.
- Давайте проверим. Я буду задавать вопросы, а вы определяете мой вид. Где? Куда? Откуда?
- Место!!!
- Хорошо. Когда? До каких пор?
- Время!
- Молодцы. Как? Каким образом?
- Образа действия!
- А как различить причину и цель?- прищурилось обстоятельство
Девочки немного подумали и вместе воскликнули:
- Причина отвечает на вопрос почему, а цель – зачем. А еще есть обстоятельство сравнения, условия и уступки!
- Молодцы! Все бы так учились. Поставьте им, пожалуйста, пятерки,- обратилось обстоятельство к учительнице.
Ольга Владимировна улыбнулось, взяла девочек за руки, и они пошли дальше.
Возле ручья наши путешественники встретили множество слов, которые отвечали на один и тот же вопрос и являлись одним и тем же членом предложения.
Руководили ими главные слова. Они задавали свой вопрос, и слова, отвечающие на него, становились рядом с ним.
-Это однородные члены предложения,- сказала Ольга Владимировна – Необходимо запомнить, что самым главным признаком однородных членов предложения является то, что все они зависят от одного слова и отвечают на один и тот же вопрос!
И тут слово гуляли задает вопрос ГДЕ? К нему подбежали слова в лесу, на улице, возле дерева. А вот слова вечером, после школы остались стоять в сторонке, пока не услышали вопрос КОГДА.
Пока девочки наблюдали за данной игрой, к ручью вышли странные особы. Они были большие, с корзинками в руках.
-Дети, ко мне, - приказало слово ЯГОДЫ. И тут со всех сторон к ней в корзину стали прыгать слова, обозначающие названия ягод.
Слово ВСЮДУ тоже позвало своих детей, и к ней в корзину прыгнули слова вверху, внизу, справа, слева.
Мамочками оказались обобщающие слова. Они очень внимательно следили за своими детьми. Если мама – обобщающее вставала перед своими детьми, она выставляла двоеточие. А если становилось после своих деток-однородных членов, то после них ставила тире.
-Я теперь запомнила постановку знаков препинания при обобщающих словах, - сказала Настя
-Молодец, только не забывай про знаки препинания при однородных членах. – Произнесла учительница.
- Помню! Одиночные соединительные и разделительные союзы не любят запятые, а вот повторяющиеся союзы и одиночные противительные любят общество, поэтому всегда общаются с запятыми,- сказала Лера
- А еще есть составные союзы. Они между собой немного поссорились, поэтому первая часть таких союзов стоит одна, обиженная, а вторая часть общается с запятой,- сказал их спутник Предложение, про которого наши путешественники забыли. Возле него кружились союзы не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько.
-Извините, но вам пора домой. Скоро ворота нашей страны закроются.
-Но мы еще не были на улице Обособление, Вводные конструкции, Обращение, - возмутились девочки
Ольга Владимировна их упокоила.
-Не переживайте, девочки. Как только мы на уроках начнем изучать данные темы, мы вновь посетим эту страну.
И счастливые наши путешественники направились домой, мечтая о том, что их ждет в дальнейшем……
Итак, в результате работы над проектом у нас получился сборник лингвистических сказок «В стране Синтаксис». Вместе с Лерой, Настей и Ольгой Владимировной, героями нашего сборника, мы познакомились с жителями страны Синтаксис.
Чтобы создать лингвистические сказки, нам пришлось сначала самим разобраться во всех тонкостях правила, а затем, проявив фантазию и свои творческие способности, приступить к их созданию. Мы познакомились с королем Синтаксис и его верной спутницей Пунктуацией. Их дети, словосочетание и Предложение, помогли нам разобраться с видами подчинительной связи, с основными видами односоставного предложения. Мы уяснили, чем простое глагольное сказуемое отличается от составного глагольного и составного именного. Закрепили знания по второстепенным членам предложения и однородным членам предложения.
Работая над проектом, мы убедились, что создание своих сказок – очень трудная, но увлекательная работа. Мы надеемся, что наши сказки помогут другим учащимся в понимании правил.
В заключение хочется сказать, что мы продолжим данную работу, так как изучение раздела «Синтаксис» заканчивается только в 9 классе. Своими сказками мы поможем другим учащимся разобраться со сложным предложением.
РЕЦЕНЗИЯ
на творческий проект по русскому языку
Лингвистические сказки «В стране Синтаксис» Строевой Валерии, Власевской Анастасии, учениц 8 б класса МОУ «Рудногорская сош»
Творческий проект группы учениц 8 б класса посвящен разделу русского языка «Синтаксис и пунктуация». В ходе работы над проектом была проделана работа по изучению и анализу лексического материала. Проанализировав изученные правила, девочкам удалось создать лингвистические сказки. В результате работы у них получился сборник, в котором, помимо сказок собственного сочинения, присутствуют иллюстрации.
При работе над данным проектом ученицы научились самостоятельно систематизировать и обобщать информацию; у них сформировалась ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие друг с другом. В процессе работы у учащихся сформировались такие общеучебные навыки как интеллектуальные, организационные и коммуникативные.
Содержание работы полностью соответствует заявленной теме. В работе дано обоснование актуальности выбранной темы, выдвинуты цели, поставлены задачи, сформулирована гипотеза. Материал в работе изложен с соблюдением внутренней логики, между разделами существует логическая взаимосвязь. Прослеживается эрудированность авторов в рассматриваемой области. На мой взгляд, работа не имеет недостатков. Мною не обнаружено в ней ошибок или неточностей.
Рекомендую использовать материал данного исследовательского проекта учителям русского языка и классным руководителям.
Учитель русского языка и литературы МОУ «Рудногорская сош» Строева Ольга Владимировна.
Лепесток и цветок
10 осенних мастер-классов для детей
Лупленый бочок
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Рисуют дети водопад