Вложение | Размер |
---|---|
slova_kategorii_sostoyaniya_v_tvorchestve_s.a.esenina.doc | 80.5 КБ |
prezentatsiya_k_proektu.ppt | 1.19 МБ |
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ…………………….3
ГЛАВА 2.О ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА………………………………………………… 4
ГЛАВА 3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………...6
ГЛАВА 4. ПОЭТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ……………………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..9
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………..10
СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА
Шуралёва Анна Владиславовна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
7-Б класс
ВВЕДЕНИЕ
Слова категории состояния используются и в разговорной речи, в научной литературе, в художественных произведениях и в публицистике.
Актуальность исследования определяется тем, что категория состояния – весьма интересная и своеобразная часть речи, о месте которой в грамматической системе русского языка до сих пор спорят исследователи. А способность слов категории состояния организовывать смысловой центр стихотворения, участвовать в развитии темы и выражении основной мысли автора малоизучена.
Цель работы – представить слова категории состояния и выявить особенности их употребления в структуре поэтических текстов С.Есенина.
Предмет исследования – слова категории состояния в стихотворениях С.Есенина.
Объект исследования – особенности употребления слов категории состояния в стихотворениях С.Есенина.
Для достижения цели были поставлены задачи:
ГЛАВА I. СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Категория состояния – это знаменательная часть речи, обозначающая динамическое состояние и выражающая это значение в категориях времени, наклонения и безличности [1].
На специфику слов категории состояния впервые обратил внимание академик Л.В. Щерба (1928). Академик В.В. Виноградов в книге «Русский язык (грамматическое значение о слове)» выделил эти слова в особую часть речи. Однако выделение категории состояния в отдельную часть речи долгое время вызывало многочисленные дискуссии.
Специфика этой группы слов настолько велика, что даже в тех работах, в которых и в настоящее время не признаётся их самостоятельность как части речи, они выделяются в специальную группу, и отмечается их оторванность от наречий.
Эта часть речи объединяет свойства наречия и глагола: глагольные свойства проявляются в том, что слова категории состояния выполняют в предложении роль связки (вспомогательный глагол), а свойства наречия проявляются в неизменяемости по родам, числам и падежам, в отсутствии окончания, в возможности употребляться в одной из степеней сравнения.
При характеристике значения слов категории состояния следует исходить из того, что они обозначают состояние в самом широком смысле – от состояния среды (сыро, душно), разных состояний человека (грустно, интересно, больно) до социального состояния и моральной оценки (можно, нельзя, надо). Но, называя состояние, они обозначают его во времени (т.е. указывают на время, когда это состояние проявляется), а также модальности, которая характерна для его проявления (т.е. указывают на то, что это состояние проявляется в изъявительном, повелительном или условном наклонении).
Слова категории состояния отвечают на вопрос каково? было, будет каково? Слово каково в этом случае имеет постоянную форму ед.ч., ср.р., т.е. не изменяется по родам и числам, в отличие от местоимения или краткого прилагательного. В разговорной речи используется вопрос как? (Как было в лесах? Как у тебя на душе?).
Слова категории состояния следует отличать от омонимичных форм наречий и кратких имён прилагательных.
Разграничения этих частей речи основывается на следующих признаках.
1. Синтаксическая роль. Слово категории состояния – сказуемое в безличном предложении; краткое прилагательное – сказуемое в двусоставном предложении или обособленное определение; наречие – обстоятельство).
2. Значение. Слова категории состояния выражают состояние, краткое прилагательное – признак предмета, наречие – признак действия или признак признака.
3. Характер зависимости. Слова категории состояния – абсолютно независимые слова, краткие прилагательные зависят от существительного и согласуются с ним; наречия зависят от глагола (или прилагательного и наречия).
Сравним несколько предложения: Сел я, смотрю, - до того мне страшно! (К.Г. Паустовский); Я знаю, это не страшно! (В. Бианки); Когда ребёнок умер – переживала страшно. (Г. Тихонов). В первом предложении слово страшно – категория состояния: отвечает на вопрос каково?, обозначает душевное состояние, является сказуемым в безличном предложении. Во втором предложении слово страшно – краткое прилагательное, является именным сказуемым в двусоставном предложении, может быть заменено полной формой: это не является страшным. В третьем предложении страшно – наречие: отвечает на вопрос как? (в какой степени?), является обстоятельством, примыкает к глаголу и может быть заменено словом очень.
Начальной формой слов категории состояния является форма настоящего времени, изъявительного наклонения, положительной степени.
Слова категории состояния образуют группы по значению: состояние окружающей среды, физическое состояние, душевное состояние, социальное состояние.
ГЛАВА II. О ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА
Среди поэтов ХХ в. к словам категории состояния обращались Иннокентий Анненский, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Белла Ахмадулина, Вероника Тушнова и др. При этом функционирование слов данной части речи в поэтических системах каждого из авторов уникально. Так как моим любимым поэтом серебряного века является Сергей Есенин, то именно его стихотворения и стали материалом для моего исследования. Сергей Александрович Есенин (03.10.1895-28.12.1925) – великий русский национальный поэт XX века. Его неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Любовь к России и особенности национального самосознания роднят Есенина с Пушкиным. Используя слова И. Ильина о Пушкине, можно сказать, что Есенин тоже «был живым средоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем, его здоровых сил и больных узлов». «Моя лирика, – говорил Есенин, – жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Это сокровенное и всепоглощающее чувство с первых шагов творческого пути определяет для Есенина отношение к миру, человеку и литературе. Придя в литературу на гребне исторического перелома, поэт сумел запечатлеть свое трагическое время, наиболее остро отразив разлад, надежды, отчаяния, противоречия и заблуждения эпохи. Именно в этом состоит историческая заслуга Есенина. Уникальность есенинского дара в безграничной любви ко всему живому, в нежности и милосердии. В отношении к жизни как к бесценному дару и части общего пути, начало и конец которого скрыты от человека. В чувстве вечного круговорота жизни, в которой ничто не уходит бесследно и навсегда, а лишь переходит в другие формы. В постоянном ощущении противоборства и сложных превращений, которые происходят в природе, и в остром чувстве истории. В стихах Есенина все естественно и просто – как растет трава, как течет река, как наступает рассвет – и в то же время таинственно и загадочно. Каждое слово, каждый образ – это диалог и целая поэма, обращенная к человеку. «Огромный и разливчатый», как и русский дух, с которым этот образ неразрывно связан, он уходит в иносказание и постоянно преображается. Благодаря особенностям своего таланта и вниманию к противоречиям эпохи, Есенин достигает такого масштаба и неоднозначности в отражении собственных переживаний и событий жизни, который придает его произведениям не только глубоко национальный, но и общечеловеческий характер. Проникновенный лирик и крупный эпический поэт, Есенин во многом предвосхитил художественные открытия мировой литературы XX века: синтез разнообразных жанров в лирике, поэме и драме, тяготение к иносказанию, притче и др. Образ – «основа русского духа и глаза... – считал Есенин. – Я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически, так же, как мои страсти и чувства». [2] Есенин прекрасно знал живую речь рязанского края и обогатил ею свою лирику. «Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и потому втаскиваю в поэтическую речь слова всех оттенков, нечистых слов нет. Есть только нечистые представления», – писал в 1923 году поэт. Остро чувствуя русскую боль – дисгармонию бытия, убиение «железом» революции самого духа народа, его самобытности, Есенин как никто другой выразил эту боль в своем творчестве. И сквозь «вражду племен» прозрел жертвенную, примиряющую и объединяющую миссию России. В своем творчестве он наиболее полно отразил различные лики своей любимой Руси – Русь бесприютную, Русь советскую, Русь уходящую, и самые разные стороны национального характера и русской души. Это и определяет роль Есенина, поэта не только национального, но и мирового значения |
ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Категория состояния – весьма интересная и своеобразная часть речи, о месте которой в грамматической системе русского языка до сих пор спорят исследователи. Её семантические и грамматические признаки вторичны по своему характеру: состояние может быть выражено и с помощью других частей речи – существительных, прилагательных, глаголов (см. у А. Вознесенского: Я – в кризисе. Душа нема. «Ни дня без строчки», – друг мой точит, а у меня – ни дней, ни строчек... или у И. Бунина: И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады.. ), а возможность образования форм сравнительной степени и неизменяемость в целом сближают слова категории состояния с наречиями. Единственная характеристика, благодаря которой лексемы типа тихо, морозно, жаль... были замечены и выделены Л.В. Щербой в самостоятельную часть речи, – их независимая синтаксическая позиция и способность организовывать предикативный центр односоставного безличного предложения. Вторичность, ограниченность и замкнутость – эти свойства, на первый взгляд, не только не способствуют, а скорее даже препятствуют широкому использованию слов категории состояния в организации структуры и содержания поэтического текста. Однако при более детальном анализе обнаруживается, что художественно-изобразительный потенциал слов данной лексико-грамматической группы используется С.Есениным в полной мере, при этом в поэтическом стиле автора формируется свой круг слов категории состояния, передающих актуальные для него смыслы.
Интересно, что из лексико-грамматической группы слов категории состояния для С.А.Есенина особенно актуальны следующие: хорошо, тепло, светло, тихо, надо, не жаль, не надо, здорово, смешно, довольно, больней, горше, нет.
Из всех отмеченных нами слов категории состояния самыми частотными являются слова нет и надо/не надо, с помощью которых
б) проявляются модальные значения долженствования (неизбежности), необходимости или желательности действия;
в) указывается на то, что лирический герой испытывает (или, наоборот, не испытывает) потребность в ком-, чем-либо;
г) даётся оценка условий реализации действия (невозможность выполнения действия, отрицание необходимости выполнения действия и т.д.). [3]
Обращение автора к данным словам не случайно. Слова нет и надо (не надо) являются исключительно экономным грамматическим средством – языковой единицей, способной организовывать предикативный центр без изменения своей формы, что весьма существенно для поэтической речи, стремящейся к краткости формы и объёмности содержания.
При передаче эмоционального состояния и психологических переживаний лирического героя С.Есенин широко использует эстетические возможности слов страшно, хорошо (лучше), сладко, жалко, жаль, а при оценке состояния природы и окружающей среды чаще других встречаются лексемы с противоположным значением – светло и темно.
В стихотворениях «Вот уже вечер. Роса…», «Выткался на озере…», «Пороша» Есенин использует слова хорошо, тепло, светло, тихо чтобы показать своё душевное состояние: восхищение безмятежной жизнью глубинки, полной гармонии с окружающей природой и любование ее красотой и бесконечностью.
В стихотворении «Письмо от матери» слова категории состояния больней и горше показывают горечь чувств родителей, их заботу о сыне, обеспокоенность его судьбой.
В стихотворениях «Я усталым таким ещё не был» и «Отговорила роща золотая» слова не жаль обозначают определённое эмоциональное состояние: нет возврата к старому, навсегда утрачена молодость души и свежесть чувств. И хотя поэт несколько раз повторяет, что ему не жаль прошлого, стихотворения наполнены щемящей грустью о прошлом.
В стихотворении «Ты такая ж простая…» С.Есенин умело использует как семантическое, так и грамматическое своеобразие слова категории состояния надо и сознательно акцентирует его присутствие в структуре поэтического текста: располагает в сильной позиции (в конце строки перед точкой).
А в стихотворении «Письмо матери» это слово употребляется в значении оценки условий реализации действия (невозможности реализации) и отрицания необходимости выполнения действия.
В стихотворениях «Возвращение на родину», «Стансы» слова мне смешно, довольно с нас отражают искренние чувства лирических героев.
ГЛАВА IV. ПОЭТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
С пяти лет пишу стихи. Здесь представлены мои стихотворения, в которых употреблены слова категории состояния. Изучив особенности этой своеобразной и интересной части речи, пришла к выводу, что эти слова действительно участвуют в развитии темы и выражении основной мысли автора.
Золотая осень
Золотая осень листья разбросала,
Белая берёза косы расплела,
И на сердце грустно почему-то стало,
Может, потому, что больше нет тепла.
Радостное солнце больше не сияет,
Стрелкой улетают журавли на юг,
В золоте природа, как в огне, сияет,
И на водной глади чертит камень круг.
В пламенных рубинах ягоды рябины,
Дождевые капли свежие, как слёзы.
И в глазах-озёрах тёмные глубины
Солнцем освещает золотая осень.
Только я
Мне не жаль эту жизнь тратить,
Мне не жаль уходить навсегда.
За меня никто не заплатит,
Только я, только я, только я.
Мне смешно смотреть на надежду,
Что пылает в глазах людей.
Мы судьбе доверяли прежде,
Только ей, только ей, только ей.
Мне легко говорить громко,
Перед Смертью стоя анфас.
Наша жизнь убивает жестоко
Только нас, только нас, только нас.
Мне нельзя говорить фразами,
Ни минуты, ни часа, ни дня,
Ведь этой жизнью наказана
Только я, только я, только я.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, как показывает проведенное нами исследование, функционально-прагматическое значение слов категории состояния в структуре поэтического текста заключается в выражении психологического и эмоционального состояния и настроения лирического героя, оценке его жизненного пространства.
Кроме того, слова категории состояния обладают определенной долей информативности об авторе, поскольку отбор лексем и группировка их осуществляется в зависимости от авторских целевых установок; они передают наиболее актуальные для автора оценки и смыслы. С помощью слов категории состояния дополняется и расширяется семантическое пространство текста, раскрывается многогранность жизни и состояния человеческого духа.
С. Есенин умело использует как семантическое, так и грамматическое своеобразие слов категории состояния и сознательно акцентирует их присутствие в структуре поэтического текста: располагает в сильной позиции (в начале/конце стихотворения либо в начале/конце строфы), повторяет и вводит в конструкции, идущие рефреном, включают в простые и развернутые (на уровне строфы или всего текста) смысловые противопоставления, оксюморонные сочетания слов, актуализируя тем самым текстообразующие свойства слов категории состояния – их способность организовывать смысловой центр стихотворения, участвовать в развитии темы и выражении основной мысли автора.
ЛИТЕРАТУРА
Интернет-источники
Слайд 1
СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А. ЕСЕНИНА Выполнила: Шуралёва Анна , ученица 7Б класса МБОУ « Гимназия №1 »Слайд 2
Цель работы представить слова категории состояния и выявить особенности их употребления в структуре поэтических текстов С.Есенина
Слайд 3
Гипотеза исследования слова категории состояния позволяют С. Есенину более точно отразить внутренний мир лирических героев и способны организовывать смысловой центр стихотворения
Слайд 4
Предмет исследования – слова категории состояния в стихотворениях С.Есенина Объект исследования – особенности употребления слов категории состояния в стихотворениях С.Есенина
Слайд 5
Задачи : 1 . Рассмотреть слова категории состояния как часть речи; 2. Рассмотреть особенности художественного мира С.Есенина; 3. Подобрать стихотворения С.Есенина, в которых используются слова категории состояния; 4. Исследовать особенности употребления слов категории состояния в стихотворениях С.Есенина.
Слайд 6
Академики Л.В. Щерба В.В.Виноградов
Слайд 7
Категория состояния – это знаменательная часть речи, обозначающая динамическое состояние и выражающая это значение в категориях времени, наклонения и безличности
Слайд 8
Поэты ХХ в. Иннокентий Анненский Белла Ахмадулина Анна Ахматова
Слайд 9
Для С.А.Есенина особенно актуальны следующие слова категории состояния: хорошо, тепло, светло, тихо, надо, не жаль, не надо, здорово, смешно, довольно, больней, горше, нет. Анализ стихотворений
Слайд 10
а) отрицается сам факт существования субъекта действия; б) проявляются значения неизбежности, необходимости или желательности действия; в) указывается на то, что лирический герой испытывает (или, наоборот, не испытывает) потребность в ком-, чем-либо; г) даётся оценка условий реализации действия (невозможность выполнения действия, отрицание) Самые частотные слова нет и надо / не надо
Слайд 11
В стихотворениях «Вот уже вечер. Роса…», «Выткался на озере…», «Пороша» Есенин использует слова хорошо, тепло, светло, тихо чтобы показать своё душевное состояние: восхищение безмятежной жизнью глубинки, полной гармонии с окружающей природой и любование ее красотой и бесконечностью.
Слайд 12
В стихотворении «Письмо от матери» слова категории состояния больней и горше показывают горечь чувств родителей, их заботу о сыне, обеспокоенность его судьбой.
Слайд 13
«Я усталым таким ещё не был» «Отговорила роща золотая» Слово не жаль обозначает определённое эмоциональное состояние: нет возврата к старому, навсегда утрачена молодость души и свежесть чувств.
Слайд 14
Слово категории состояния надо «Ты такая ж простая…» Автор сознательно акцентирует присутствие этого слова в структуре поэтического текста: располагает в сильной позиции (в конце строки перед точкой) «Письмо матери» Слово употребляется в значении оценки условий реализации действия (невозможности реализации) и отрицания необходимости выполнения действия
Слайд 15
Выводы Значение слов категории состояния в структуре поэтического текста С.А. Есенина заключается в выражении психологического и эмоционального состояния и настроения лирического героя, оценке его жизненного пространства.
Слайд 16
Слово категории состояния Особенности употребления Не жаль Безысходность лирического героя Смешно Разочарование и ирония Легко Свобода, смелость, решимость Нельзя Невозможность выполнения действия Поэтический эксперимент
Несчастный Андрей
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Карандаши в пакете
Юрий Алексеевич Гагарин
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым